УДК 338
Хлынин Э. В.
РАЗЛИЧИЯ ПОНЯТИЙ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» И «НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
Аннотация
В настоящее время при возникновении потенциальных угроз во внешней среде и при ликвидации последствий финансово-экономических кризисов правительства многих стран прибегают к категориям «экономическая безопасность» и «национальная безопасность», не имея четкого представления о взаимосвязи данных категорий. В результате возникающих противоречий в научной среде и внутри законодательных актов внедренные системы национальной безопасности оказываются малоэффективными. В статье рассмотрены различные подходы к определению экономической и национальной безопасности и сделан вывод о структуре и взаимоподчиненности этих терминов.
Ключевые слова
Экономическая безопасность, национальная безопасность, внешняя среда.
Khlynin E. V.
DIFFERENCES BETWEEN THE CONCEPTS OF "ECONOMIC SECURITY"
AND "NATIONAL SECURITY"
Annotation
Nowadays many governments use the terms "economic security" and "national security" when it comes to potential threats in the external environment as well as liquidation of financial and economic crisis consequences. Nevertheless, they do not have clear understanding of correlation between these categories. The occurring contradictions within scientific community and legislative acts lead to inefficiency of adopted national security systems. The article introduces various approaches to the definition of economic and national security as well as conclusion on structure and reciprocal dependence of these terms.
Keywords
Economic security, national security, external environment.
В научной среде существуют различные трактовки категории «экономическая безопасность». Зачастую экономическая безопасность ассоциируется с соблюдением интересов государства и социума, устойчивым развитием и способностью противостоять вызовам извне. Сравнение категорий «экономическая безопасность» и «национальная безопасность» происходит в двух направлениях: 1) экономическая безопасность представляет собой один из видов безопасности, подобно информационной, экологической и другим разновидностям безопасности (видовой подход); 2) рассматривается экономический механизм в системе национальной безопасности (интегральный подход). В то же время исследователи и законодатели сходятся во мнении, что национальная безопасность - более широкое понятие, включающее в себя экономическую безопасность.
В сложившейся ситуации важно проанализировать имеющиеся подходы к соотношению категорий экономической и национальной безопасности государства. Кроме того, необходимо определить роль экономической без-
опасности в стратегии национальной безопасности.
В 2009 г. Указом Президента РФ введена «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» [1], однако в документе не было четко прописано место экономической безопасности в структуре национальной безопасности. Впоследствии таких разъяснений в каких-либо нормативно-правовых актах сделано не было.
Суть вышеупомянутой стратегии детерминирована как «безопасность через развитие». Такая формулировка связана с реализацией долгосрочных целей национальной безопасности, базирующейся на экономических приоритетах [5], что соответствует концепциям национальной безопасности крупнейших зарубежных государств.
В зарубежной теории и практике отсутствует общее понимание двух рассматриваемых категорий. Как правило, в сфере национальной безопасности государство стремится к обеспечению стабильного экономического роста. В целом структуру национальной безопасности можно представить следующим образом (рис. 1).
Рисунок 1 - Базовые составляющие национальной безопасности [8]
Очевидно, что во многих зарубежных странах (в частности, в Германии, Канаде, США, Японии) обеспечение экономической безопасности сопряжено с проведением особой экономической политики.
Более того, главной предпосылкой устойчивого развития в этих странах выступает государственная мощь ли равноценная ей национальная безопасность [10].
Вышеупомянутая стратегия заимствовала зарубежный опыт и ориентирована на инвестирование в одиннадцать отраслей, непосредственно влияющих на национальную безопасность. В документе также отмечено, что необходимо достичь определенного темпа роста национальной экономики. Это обусловлено тем, что экономический рост выбран в качестве одной из первостепенных задач поддержания национальной безопасности наряду с обеспечением высокого уровня жизни в стране.
Стратегия взаимоувязана с другим документом - «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.». Следовательно, принципы поддержания национальной безопасности находятся в полном соответствии с положениями по обеспечению экономической безопасности и дополняют их.
Тем не менее логическая связь между двумя этими документами свидетельствует о том, что целесообразнее было бы сначала вводить стратегию, а затем - концепцию социально-экономического развития страны. Тогда стратегия содержала бы проблемы и способы их решения, а концепция, основанная на стратегии, была бы более совершенной. В результате, задачи, прописанные в стратегии, исполнялись бы в соответствии с программой [7].
В стратегии нашли отражение государственные интересы РФ и приоритеты на долгосрочную перспективу. При
этом становится понятным, что мероприятия государственной поддержки в рамках политики протекционизма являются фундаментом национальной безопасности.
В сферу государственных интересов РФ входит увеличение конкурентоспособности хозяйственной системы страны в целом и отдельных субъектов [6]. Субъекты хозяйствования должны сами проявлять заинтересованность в повышении своей конкурентоспособности. Следует отметить, что стратегия не раскрывает причины недостаточной конкурентоспособности и причины неудачных попыток ее увеличения. Также стратегия не содержит анализ экономического плана и анализ деятельности предприятий. Все это может привести к провалу долгосрочных программ в будущем [10].
Статья 60 стратегии акцентирует внимание на таком направлении поддержания национальной безопасности в экономике, как энергетическая безопасность. Другие направления для данной сферы не поименованы.
До сих пор существуют противоречия между нормативно-правовыми актами, детерминирующими категорию «экономическая безопасность».
Определение экономической безопасности дано в статье 37 стратегии: система мероприятий по защите объекта от противоправных действий, представляющих угрозу национальной безопасности, в частности, безопасности государства и социума.
Результаты лингвистического анализа категории «экономическая безопасность» говорят о том, что под этой категорией понимается вид безопасности и сфера обеспечения национальной безопасности. Подходы к определению данной категории также различаются.
Например, в Законе «О безопасности» (1992 г.) экономическая безопасность представлена в качестве самостоятельного вида безопасности [1].
Позднее (в 1996 г.) термин «экономическая безопасность» встречался в Указе Президента РФ [2], в котором предполагалось совершенствование и детализация положений концепции национальной безопасности РФ, в том числе в экономической сфере. Впоследствии данный термин не применяется в концепциях государственной безопасности [3]. Вместо него используется термин «устойчивое развитие». Появление категории «экономическая безопасность» в стратегии до 2020 г. кардинально не изменило ситуацию, хотя в статье 63 стратегии установлено, что усиления экономической безопас-
ности можно добиться с помощью внедрения новых механизмов государственного регулирования экономики и оказания помощи наиболее значимым отраслям.
Положения стратегии не дают четкого представления о сущности экономической безопасности. Отсюда следует, что «экономическая безопасность» и «национальная безопасность» - равнозначные понятия. Это суждение соответствует мнению исследователя Н. И. Фокина [11] и базируется на нескольких доказательствах (рис. 2).
Аргументация равнозначности понятий «экономическая безопасность» и «национальная безопасность»
Большинство критериев оценки уровня национальной безопасности носят экономический характер (например, удельный вес безработных в численности экономически активного населения; децильный коэффициент дифференциации доходов населения; индекс потребительских цен; отношение величины внутреннего или внешнего государственного долга к ВВП; достаточность ресурсов в сферах образования и науки, здравоохранения и культуры по отношению к ВВП) (ст. 112 стратегии)
Рисунок 2 - Доказательная база равнозначности категорий «экономическая безопасность» и «национальная безопасность»
Следует отметить, что аргументы, приведенные на рисунке 2, не затрагивают конкурентоспособность экономики, однако конкурентоспособность провозглашена в стратегии одним из четырех национальных интересов РФ. Стоит учитывать, что данный перечень аргументов является открытым.
За период, прошедший после издания стратегии, не наблюдалось продвижение в осознании проблемы экономической безопасности РФ. Изучение трудов по данной тематике позволяет выявить две большие группы подходов.
«Синонимичный» подход утверждает, что «экономическая безопасность» - суверенная категория. С точки зрения семантики значение данной категории близко к значению терминов «конкурентоспособность хозяйственной системы» и «устойчивое развитие национальной экономики». По-другому эту взаимосвязь можно выразить как адресность экономической безопасности рынку. Как было показано ранее, рассмотрение экономической безопасности в качестве элемента национальной безопасности нарушает внутреннюю логику последней. Возможно, по этой причине «синонимичный» подход популярен в зарубежной литературе и среди экспертов в сфере национальной безопасности.
В российских изданиях существует и другая позиция, касающаяся рассмотрения не экономической безопасности, а экономического обеспечения национальной безопасности. Такой подход имеет место, поскольку термин «экономическая безопасность» включает очень узкий круг понятий. Попытка реализации данного подхода была осуществлена в 2003 г. , когда предполагали перенести средства из других разделов бюджетной росписи в раздел «Национальная безопасность» и перераспределить их по «закрытым» статьям. Конечным результатом перераспределения средств должно было стать финансиро-
вание структур, функционирующих в сфере государственной безопасности, и приоритетных отраслей.
Предпосылками изучения экономического обеспечения национальной безопасности выступают три положения.
1. При рассмотрении терминологического аппарата выясняется, что категория «экономическая безопасность» представляет собой сочетание таких понятий политической и экономической наук, как антикризисное управление, экономическая независимость и связь, стабильность и уязвимость, экономическое давление и агрессия [12]. Комплексность категории «экономическая безопасность» затрудняет обеспечение национальной безопасности.
Имеющиеся определения касаются военно-экономической сферы, в которой экономическое обеспечение трактуется как система удовлетворения потребностей государственной безопасности в разнообразных ресурсах [9]. Экономическое обеспечение в широком смысле представляет собой агрегированные процедуры ресурсоснабжения в народнохозяйственной системе, создающие предпосылки для политического и экономического могущества государства, а соответственно, и национальной безопасности.
2. Некоторые российские экономисты не признают термин «экономическая безопасность» как имеющий отношение к экономике и объясняют свою позицию ненадлежащим отражением событий.
Конструктивным можно считать мнение, в соответствии с которым концепция экономической безопасности направлена на международные и национальные экономические системы с действующими политическими субъектами.
В общем, национальную безопасность можно представить как функцию от различных видов мощи (политической, экономической, финансовой, тех-
нологической, военной и т. д.). Поэтому при увеличении могущества государства в различных сферах его национальная безопасность усиливается.
3. С точки зрения менеджмента рассмотрение экономического обеспечения национальной безопасности обусловлено неэффективностью работы учреждений в области национальной безопасности по проблемам обеспечения взаимодействия, координации и контроля над использованием средств и обучением персонала.
«Конституирующий» подход утверждает уникальность категории «экономическая безопасность» и невозможность ее соотнесения с какими-либо терминами. Именно этот подход подтверждает высокую значимость разработки государственного стандарта учебной специальности и паспорта области научных исследований, имеющих соответствующие названия. Продвижению «конституирующего» подхода в России способствовали несколько фактов: непростая история государства, положительная реакция населения на призывы защитить национальную безопасность, применение термина «защита национальной безопасности» в проектах с целью извлечения прибыли.
Продолжение концепции «конституирующего» подхода состоит в следующем. Тщательное изучение понятий, содержащихся в стратегии и касающихся национальной безопасности, позволяет утверждать, что диалектические основы этих понятий применимы к более узким областям обеспечения национальной безопасности (включая экономическую безопасность). Это может быть подтверждено двумя фактами: 1) категория «национальная безопасность» состоит из независящих друг от друга семантических кластеров; 2) отсутствие расхождений в трактовке терминов, содержащихся в стратегии.
Вышеперечисленные доказательства могут быть использованы в каче-
стве базы при разработке концепции экономической безопасности. Таким образом будет достигнута лингвистическая согласованность в научной и практической сферах, что, безусловно, повлияет положительно на принимаемые решения.
Подводя итог всему вышесказанному, можно утверждать, что на сегодняшний день определение экономической безопасности включает в себя четыре компоненты: конкурентоспособность (по образцу США и КНР), устойчивое развитие (по образцу Швеции), потенциальные угрозы и вызовы (по образцу России и Японии).
По истечении шести лет с момента принятия стратегии можно с уверенностью сказать, что для создания в России рациональной системы национальной безопасности необходимо решить, по крайней мере, три проблемы.
Первую проблему можно обозначить следующим образом: заявленная, но не действующая система поддержания экономической безопасности.
Вторая проблема состоит в невысокой практической значимости существующих законодательных актов: многие документы носят декларативный характер и не содержат конкретных мероприятий по обеспечению экономической безопасности.
Последняя проблема заключается в том, что избранный Россией подход к обеспечению экономической безопасности (достижение суверенитета) является сверхзатратным. Важным представляется то, что он является полярным по отношению к максимально экономичному методу - посредством применения рыночных механизмов и международного взаимодействия.
Библиографический список
1. О безопасности : Закон РФ № 2446-1 от 05.03.1992 (в ред. 07.05.2005) // Российская газета. - 1992.
- 6 мая. - № 103.
2. О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях) : Указ Президента РФ № 608 от 29.04.1996 // Российская газета. - 1996.
- 14 мая.
3. О Концепции национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ № 24 от 10.01.2000 // Российская газета. - 2000. - 18 янв.
4. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. : Указ Президента РФ № 537 от 12.05.2009 // Собрание законодательства РФ. - 2009. - 18 мая. - № 20. - Ст. 2444.
5. Материалы заседания Совета безопасности РФ по вопросу «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. и комплексе мер по ее реализации». - 2009. -24 марта.
6. Бабкин, А. В., Трысячный В. И. Стратегические направления совершенствования управления экономической безопасностью региона // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. - 2009. - № 4 (81).
7. Колупаев, В. А. Некоторые аспекты разработки государственной стратегии обеспечения экономической безопасности республики Беларусь // Экономика. Управление. Право. - 2003.
- № 2.
8. Маслова, И. А. Основные факторы, воздействующие на экономическую безопасность государства // Управленческий учет. - 2013. - № 12.
9. Пожаров, А. И. Экономика безопасности и военно-экономической безопасности // Организационные науки и проблемы государственного регулирования рыночной экономики : матер. науч. конф.: тезисы докладов. - М.:
Центр. экон.-математ. ин-т. Междунар. акад. организац. наук, 1996.
10. Рабинович, И. Размышления о стратегии национальной безопасности: анализ и предложения [Электронный ресурс] / И. Рабинович // Информационно-аналитический журнал. - 2009. -10 нояб. - URL : WWW.LAWINRUSSIA.RU (дата обращения: 04.12.2014).
11. Фокин, Н. И. Экономическая безопасность в стратегии национальной безопасности России [Электронный ресурс]. - URL : http://dictionary-economics.ru/news.php/2011.02.02.
12. Экономическая и национальная безопасность: учебник / под ред. Е.А. Олейникова. - М. : Экзамен, 2004.
Bibliographic list
1. On Safety : the Law of the Russian Federation № 2446-1, 05.03.1992, the (as revised 07.05.2005) // Rossiyskaya Gazeta.
- May 6. - 1992. - Issue 103.
2. State strategy of the Russian Federation economic security (Basic Provisions) : Presidential Decree number 608, 29.04.1996 // Russian newspaper. - 1996.
- May 14.
3. On the Concept of the Russian Federation National Security : Presidential Decree number 24 on 10.01.2000 // Ros-siyskaya Gazeta. - 18 January 2000.
4. The National Security Strategy of the Russian Federation 2020 : Presidential Decree number 537 of 12.05.2009 // Meeting of the Russian Federation legislation. -2009. - May 18th. - Issue 20. - Art. 2444.
5. Materials of Security Council meeting on "The National Security Strategy of the Russian Federation 2020 and package of measures for its implementation". - 2009. - March 24th.
6. Babkin, A. V., Trysyachny V. I. Strategic directions to improve the management of regional economic security // Scientific and technical statements STU. Economic sciences. - 2009. - Issue 4 (81).
7. Kolupaev, V. A. Some aspects of public policies development to ensure the economic security of the Republic of Belarus // Economy. Management. Right. -2003. - Issue 2.
8. Maslov, I. A. The main factors affecting the economic security of the state // Managerial Accounting. - 2013. - № 12.
9. Pozharov, A. I. Economy security and military-economic security // Organizational Science and problems of state market economy regulation : Materials of scientific conference: abstracts. - M. : Central Economic Mathematical Institute. International academy of information science, 1996.
10. Rabinovich, I. Reflections on the national security strategy: analysis and proposals [Electronic resource] // Information-analytical magazine. - Nov 10. -2009. - URL : WWW.LAWINRUSSIA.RU (date accessed: 04/12/2014).
11. Fokin, N. I. Economic security within the Russian national security strategy [Electronic resource]. - URL : http://dictionary-economics.ru/news.php/ 2011.02.02 (date accessed: 04/12/2014).
12. The economic and national security : the textbook / ed. E. A. Oleinikova. -M. : Examination, 2004.