ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Исраилова Э.А.
к.э.н., доцент кафедры мировой экономики и международного бизнеса РГЭУ (РИНХ)
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ВОПРОСЫ ВЛИЯНИЯ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ ЗАПАДНЫХ СТРАН
Особую остроту в современных условиях приобрели вопросы защиты национальных интересов, обеспечения экономической безопасности России, поскольку масштабы угроз и реальный урон, нанесенный экономическими санкциями стран Евросоюза и США, выдвигают данную проблему в число первостепенных. Перед Россией в настоящее время стоит задача нахождения оптимального сочетания автономной системы существования и поиска компромисса во внешнеэкономических контактах.
Ключевые слова: экономические интересы, экономическая безопасность государства, глобализация экономики, внешняя экономическая политика.
Ismailova E.A.
ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA: THE IMPACT OF SANCTIONS BY WESTERN COUNTRIES
Particularly acute in modern conditions have gained the protection of national interests and economic security of Russia, because the scale of the threats and the real damage caused by the economic sanctions of the EU and the United States put forward the problem among the primary. Before Russia is now the task of finding the optimal combination of the existence of an autonomous system and compromise in foreign economic contacts.
Keywords: economic interests, economic security of the state, economic globalization, foreign economic policy.
Мировые тенденции организации единого глобального экономического пространства определяют необходимость создания новой парадигмы экономической безопасности государства, которая должна сочетать в себе возможности самостоятельного устойчивого развития с одновременной опорой на интенсивное сотрудничество по приоритетным в инновационной сфере или трудно подлежащим замещению направлениям. Это предполагает присутствие понимания сложившейся модели функционирования государства и разработку действенной доктрины экономической безопасности, а также поиска потенциала и ресурсов для ее реализации.
Попытки России закрепиться и расширить свое присутствие на мировой арене в качестве полноценного участника трансакционных взаимодействий сопровождаются контрмерами западных партнеров, проявляющимися в санкци-онном давлении на экономику РФ, что ставит под угрозу ее экономическую безопасность. Следует подчеркнуть, что, с одной стороны, активный рост межгосударственных экономических связей способствует взаимодействию экономических субъектов, создает возможность доступа к мировым передовым достижениям, обеспечивая при этом экономию ресурсов и стимулируя экономический прогресс. С другой стороны, это же выступает возможной причиной ослабления национальных государств, размывания их суверенитета, потенциальной причиной проявления кризисных явлений. Так, к отрицательному моменту интеграции относится отток факторов производства из менее развитых стран, укрепление транснациональных корпораций, вступающих в олигопольные соглашения друг с другом и подрывающих
конкуренцию, утрата национального характера производства, связанная с его активным вовлечением в мировое хозяйство. Следовательно, современная интеграция государств и локализованного в них бизнеса не только расширяет перспективы и возможности, но и вызывает новые угрозы для экономической безопасности.
Существуют различные мнения относительно структуры внутренних и внешних угроз, но в целом они основываются на имеющейся нормативной базе по исследуемому вопросу. «Так, согласно «Стратегии обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации» основными элементами внешних угроз экономической системы России являются:
- проблемы глобализации мировой экономики, которые заключаются в масштабном проникновении определенных государств, транснациональных компаний в экономику и инфраструктуру иных стран, результатом чего становится полная или частичная потеря конкурентоспособности, независимости и деградация конкурентных хозяйственных систем;
- проблемы, вызванные реализуемой США «имперской» политикой, которая направлена на формирование од-нополярной гегемонии, основным результатом которой становится противодействие усилению России как одного из центров влияния, ослаблению ее позиции в Европе и других регионах» [1].
Наиболее значимыми в плане сдерживания угроз внутри государства в отмеченной выше стратегии являются нивелирование расслоения уровня жизни россиян, сглаживание различий между регионами (стремление к выравниванию экономического развития территорий), снижение числа преступлений в уголовной и экономической сфере.
По мнению академика, советника президента России С. Глазьева, «внешние и внутренние угрозы экономиче-
ской безопасности России определяются сочетанием объективных и субъективных факторов. Первые связаны с эскалацией международной напряженности, обусловленной глобальными структурными сдвигами, которые опосредуют смену доминирующих технологических укладов. Вторые коренятся в стратегических ошибках проводимой в России макроэкономической политики, которые делают ее крайне зависимой от внешнеэкономической конъюнктуры и обрекают на колонизацию американо-европейским капиталом» [2].
Происходящие трансформации в мировой экономике оказывают значительное влияние на состояние и перспективы развития участников экономической глобализации и подчас - на понимание и определение национальных целей. Соответственно, национальные экономические интересы находятся в основе проводимой государством экономической политики, важным компонентом которой является обеспечение экономической безопасности.
В связи с проявившимся геополитическим кризисом и санкционной политикой ведущих мировых держав важность разработки и реализации эффективной стратегии обеспечения экономической безопасности, соответствующей национальным интересам России, значительно возрастает.
Ясно, что этот вопрос не может быть решен имеющимся арсеналом методов и инструментов без учета особенностей сегодняшнего кризиса, нерациональности поведения ведущих рыночных игроков, нестабильности цен, вола-тильности рынков и призывает к научному осмыслению и детальному анализу. В связи с этим становится актуальной проблема формирования действенной стратегии обеспечения безопасного функционирования национальной экономической системы.
Экономическая безопасность государства представляет собой сложную
структуру, в которой выделяются следующие элементы:
- экономическая независимость, предполагающая достаточную степень самостоятельности национальных производств и высокий уровень потенциальной конкурентоспособности национальной продукции на внешних рынках;
- устойчивость экономической системы в стратегической перспективе на базе собственной инновационной составляющей, позволяющей совершенствовать производство и ориентироваться на экономический рост;
- возможность российской экономики к пролонгированному модерниза-ционному развитию на основании привлечения инвестиций.
Необходимо также подчеркнуть, что для современной России зависимость от экономически развитых государств проявляется в важнейших сферах, таких как снабжение государства стратегически важными товарами: продовольствием, лекарствами, технологиями, комплектующими для машин и оборудования и т.д. В подтверждение данного тезиса можно отметить, что в торговом балансе России основными партнерами остаются страны ЕС (42,2% импорта и 53,8% всего экспорта), АТЭС (34,3% импорта и 18,9% экспорта) и СНГ (13% импорта и 14% экспорта). К примеру, доля импортной продукции на российском лекарственном рынке превышает 70%. Такие объемы импорта стратегически важной продукции заставляют задуматься о безопасности и суверенности нашего государства [3].
Газовая отрасль России в основном ориентирована на страны Европы и постсоветского пространства. Так, в Европу поступает 64,7% российского газа, в СНГ - 27,85%, остальная часть - в Азию в виде сжиженного природного газа. Сырьевые компании России целиком зависимы от европейского газового рынка, в то же время доля российского газа в структуре европейского импорта
составляет 34,46%. США, в свою очередь, энергично осваивают сланцевые месторождения и заинтересованы в том, чтобы Европа перешла на американский сланцевый газ [4].
Серьезной угрозой экономической безопасности также является обвал на фондовом рынке, что стало возможным из-за того, что 70% российского фондового рынка принадлежит иностранным инвесторам. В связи с этим остается расплачиваться существенным снижением капитализации крупнейших российских компаний [5].
Геополитическая обстановка на Украине и антироссийская политика США и стран Запада поставили вопрос о дальнейших путях развития мировой экономики в целом и Российской Федерации в частности. Западные санкции включают в себя практически полный спектр инструментов экономического, политического и информационного давления на Россию. Санкции касаются российских активов, которые находятся в юрисдикции США и их союзников и подвергаются угрозе конфискации; отзываются предоставленные западными банками кредиты, и сворачиваются инвестиции; власти США и их союзники по НАТО принуждают компании к продаже активов в России и выводу капитала за рубеж (с чем в какой-то мере связан всплеск «бегства капиталов»); затрудняются международные платежи, и снижается суверенный кредитный рейтинг РФ, приостанавливаются многие экономические проекты, которые велись совместно с западными корпорациями [6].
Мировой опыт введения различных санкций демонстрирует, что данный инструмент является достаточно распространенным и привлекательным, поскольку, как правило, позволяет решать международные конфликты с меньшими потерями, чем прямые военные действия. Хронология объявления санкций в последние полвека - наглядное свидетель-
ство их растущей популярности. Если в 1950-х гг. во всем мире было отмечено 17 случаев введения санкций, в 1960-х -около 25, в 1970-х - 40, в 1980-х - 23, то в 1990-х и 2000-х гг. - более 100 [7]. Лишь в немногих случаях финансовые и торгово-экономические санкции нанесли значимый экономический вред их адресату и еще реже смогли изменить его экономическую, геополитическую и военную стратегию. Примером может послужить американское зерновое эмбарго против военных действий СССР в Афганистане. Только прямые потери США от этой акции составили более 2 млрд долл., а также в итоге американские сельскохозяйственные производители потеряли крупный рынок сбыта и до сих пор не могут его вернуть, поскольку данная ниша на постсоветском пространстве занялась импортом из других стран. Данный эффект достаточно часто наблюдается при введении торгово-экономических и финансовых санкций.
В большинстве случаев ввод санкций по отношению к своим потенциальным противникам инициируют страны с наиболее крупным ВВП, обладающие в связи с этим наибольшей политической и экономической властью. Все настоящее время лидером в этом отношении являются США, и именно это государство лоббировало в своих интересах ввод санкций против России. Но в нынешней интегрированной экономической системе успех санкций, в смысле эффективного причинения экономического ущерба, не гарантируется участием в этой акции даже нескольких крупных государств. Российская Федерация, находясь в санкционных списках многих государств, поддерживает добрососедские отношения с Китаем, который находится на второй строчке мирового рейтинга по ВВП, лишь немногим уступая США [8].
Следует подчеркнуть, что введение экономических санкций отражается негативным образом на развитии не
только России, но и ряда стран Запада. Страны Европейского союза, имеющие наиболее тесные торгово-
экономические связи с партнерами в России, объективно несут убытки от предпринятых санкций и реализуемых РФ контрмер.
Вместе с тем, как считают эксперты, применение санкций поможет России освободиться от роли донора мировой финансовой системы и сохранить для собственного развития значительную часть капитала, утекающего за рубеж, за счет чего можно добиться 1,5-кратного увеличения объема инвестиций в развитие отечественной экономики [9].
Возвращаясь к сути исследуемой проблемы, отметим, что с включением стран в процесс глобализации их суверенная роль заметно уменьшается, однако ни одно государство не хочет «исчезнуть» в этом процессе: каждая страна должна быть де-факто и де-юре уважаемой в плане представления своих интересов и ценностей на мировой арене, по крайней мере если она стремится играть активную и относительно самостоятельную роль внутри мирового сообщества [10].
Следует подчеркнуть, что в реализации экономических интересов государства на мировой арене вопрос сочетания противостояния и поиска компромиссов в какой-то степени вечный. Эти явления представляют собой борьбу и единство противоположностей и не являются взаимоисключающими.
В настоящее время национальные сообщества далеко не всегда объединены сходной моделью поведения и общими целями, а критерии равенства и справедливости понимаются и трактуются ими неоднозначно. Как было отмечено выше, интеграционные усилия и объединение интересов достигаются путем определенного давления, в том числе и силовых механизмов, осуществляемых властями.
Следует подчеркнуть, что построение системы экономической безопасности является необходимым условием независимости государства и создает условия для потенциально возможного в перспективе экономического роста.
Присутствует вполне обоснованная точка зрения о том, что экономическая глобализация с геополитических позиций выступает инструментом в руках лидирующих в экономическом и военном отношении мировых держав, с помощью которого осуществляется экономическая экспансия правил взаимодействия на мировых рынках [11].
Экономическая экспансия наиболее активных агентов на глобальном мировом рынке дает им возможность диктовать свои правила на этом рынке, стремясь к избеганию компромиссных решений с более слабыми партнерами. В рамках этих навязываемых условий возникает пересечение интересов государств в различных сферах международных экономических отношений.
Необходимо отдавать себе отчет в том, что в современной ситуации является серьезной внешней угрозой повышенная зависимость основополагающих сфер российской экономики от внешнеэкономической ситуации, от политических и экономических решений интеграционных группировок зарубежных стран, международных финансовых и торговых организаций, ущемляющих экономические интересы России [12].
На наш взгляд, необходимы серьезные институциональные и структурные изменения в экономике в контексте перспектив глобального социально-экономического развития, а также реализации национальных конкурентных преимуществ. Их активизация обеспечит устойчивый рост собственного производства, повысит инновационную и предпринимательскую активность российских предприятий. Подобные организационные мероприятия должны быть конгруэнтны с реализуемой стра-
тегией экономической безопасности государства и способствовать преодолению потенциально возможных к проявлению внешних угроз и факторов сдерживания.
Резюмируя, отметим, что экономическая безопасность государства может и должна основываться в современных реалиях на определенной автономности (несмотря на глобализацию экономики и взаимозависимость народнохозяйственных комплексов разных стран) экономики национального образования, возможности развития его внутреннего потенциала, благодаря которому можно рассчитывать на определенный успех во внешнеэкономических контактах. Идеальным вариантом, на наш взгляд, может являться именно поиск компромиссов с зарубежными партнерами и осуществление совместных взаимовыгодных проектов, однако в современной ситуации из-за политических реалий и развертывания геополитических интересов США и от части ЕС в зоне локализации традиционного влияния РФ вести речь о компромиссе не всегда возможно.
Соответственно, в реализации концепции экономической безопасности необходимо искать компромиссы и осуществлять мероприятия по поиску новых союзников (соинвесторов), стараться вести компромиссный диалог с прежними партнерами, при этом отдавая себе отчет в том, что определенное противостояние имеет место быть и проявляет себя.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. О государственной стратегии экономической безопасности РФ (Основных положениях): Указ Президента РФ от 29.04.1996 г. № 608. - Доступ из справ. -правовой системы «Консуль-тантПлюс».
2. Глазьев С. О внешних и внутренних угрозах экономической безопасности России в условиях агрессии США [Электронный ресурс]. - Режим досту-
па: http://www.odnako.org (дата обращения 5.04.2015 г.).
3. Кравченко Л. Экономические санкции против России: вызовы и угрозы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rusrand.ru/events/ekonomicheskie-sanktsii-protiv-rossii-vyzovy-i-ugrozy (дата обращения 17.05.2015).
4. Афонасова М.А. Обострение проблемы экономической безопасности России в условиях геополитического кризиса и санкционного давления западных стран // Успехи современного естествознания. - № 1. - 2015.
5. Дудин М.Н. Развитие экономики России в условиях экономических санкций: национальные интересы и безопасность // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - № 43. - 2014.
6. Материалы экспертного семинара, посвященного финансовым санкциям. 17-19.03.1998. Интерлакен, Швейцария [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.seco.admin.ch/ themen/00513/00620/00639/00641/index.h tml?lang=en (дата обращения 17.05.2015).
7. Скрыль Т.В. Эффект потерь от введения санкций в глобальной экономике // Вестник Международного института экономики и права. - № 2. -2014.
8. Момент истины: Россия и санкции Запада [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://za-donkazak.rU/uploads/1/ukraina/moment_ist iny_rossiya_i_sank- cii_zapada.pdf. (дата обращения: 17.05.15 г.).
9. Смагина В.В. Парадигма экономической безопасности государства в глобализации // Социально-экономические явления и процессы. -№ 7 (053). - 2013.
10. Шкварок В.М. Экономическая глобализация как угроза экономической безопасности России // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - № 55. - 2008.
11. Глотов А.С. Экономическая безопасность России в условиях инте-
грации в мировое хозяйство // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - № 33. - 2007.
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. On the state strategy of economic security of the Russian Federation (Basic Provisions) Decree of the President of the Russian Federation of 29.04.1996 № 608. Access from sprav.-legal system «Consultant».
2. Glazyev about internal and external threats to the economic security of Russia in the conditions of the US aggression [Electronic resource]. - URL: http://www.odnako.org (date of circulation of 05.04.2015).
3. Kravchenko L. Economic sanctions against Russia: threats and challenges [Electronic resource]. - URL: http://rusrand.ru/events/ekonomi cheskie-sanktsii-protiv-rossii- vyzovy-i-ugrozy [date treatment: 17.05.2015].
4. Afonasova M.A. Obosterenie problems of economic security of Russia in terms of the geopolitical crisis and Western sanctions pressure // The successes of modern science. - № 1. - 2015.
5. Dudin M.N. The development of Russia's economy in the face of economic sanctions: national interests and security // National interests priorities and safety. -№ 43. - 2014.
6. Proceedings of the expert workshop on financial sanctions. 1719.03.1998. Interlaken, Switzerland [Electronic resource]. - URL: www.seco.admin.ch/themen/00513/00620/ 00639/00641/index.html?Lang=en (date treatment: 05.17.2015).
7. Skryl T.V. The effect of the losses from the imposition of sanctions in the global economy // Herald of the International Institute of Economics and Law. -№ 2. - 2014.
8. The moment of truth: Russia and the Western sanctions. - URL: http://za-donkazak.ru/uploads/1/ukraina/moment_ istiny_rossiya_i_sank-cii_zapada.pdf (date of circulation: 05.17.15).
9. Smagin V.V. The paradigm of economic security of the state in the globalization // Socio-economic phenomena and processes. - № 7 (053). - 2013.
10. Shkvarok V.M. Economic globalization as a threat to the economic securi-
ty of Russia // News RSPU. AI Herzen. -№ 55. - 2008.
11. Glotov A.S. The economic security of Russia in terms of integration into the world economy // Proceedings RSPU. AI Herzen. - № 33. - 2007.