doi: 10.20310/1819-8813-2015-10-11-130-134
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
СТЕПИЧЕВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Данная статья посвящена анализу взаимосвязи внешнеполитической ситуации Российской Федерации с экономической безопасностью народного хозяйства страны. Целью настоящего исследования является раскрытие угроз экономической безопасности государства, связанных с внешнеполитическими факторами его развития. Объектом исследования выступает экономическая безопасность государства. Предметом исследования данной статьи являются угрозы экономической безопасности государства, обусловленные геополитическими условиями и факторами. В ходе исследования автор раскрывает сущность и значение экономической безопасности государства на современном этапе; отмечает, что ряд внешних угроз национальной экономической безопасности кроется в процессах глобализации планетарной экономики; обосновывает, что на современном этапе экономика Российской Федерации находится в зависимости от ряда зарубежных государств; рассматривает влияние на обеспечение экономической безопасности государства геополитической обстановки, а также курса внешнеэкономической политики самого государства и стран, с которыми Российская Федерация взаимодействует на международной арене. Автор анализирует основные проблемы и угрозы экономической безопасности Российской Федерации, связанные с современной геополитической ситуацией, в частности, противоборство мировых держав, связанное с украинским кризисом, санкции западных стран в отношении России, а также принятые по отношению к ним Российской Федерации контрсанкции, стремительное падением цен на нефть и нефтепродукты и резкую девальвацию рубля, возможность массированной нефтяной экспансии США на европейские рынки и т. д. В статье отмечается, что в подобных условиях современная модель социально-экономического развития России, основанная на высоких ценах на энергоносители, является недееспособной, в связи с чем актуализируется необходимость ее ревизии.
Ключевые слова: экономическая безопасность, угрозы экономической безопасности, геополитика, внешнеполитические угрозы
Вопросы обеспечения стабильного социально-экономического развития государства и его экономической безопасности являются крайне актуальными особенно в периоды острых экономических кризисов. Сегодня можно сказать, что текущее социально-экономическое положение Российской Федерации порождает острую необходимость целенаправленной деятельности государства в области обеспечения экономической безопасности народного хозяйства и общества. Это связано с тем, что лишь при условии устойчивости и поступательности экономического развития и наличия соответствующего социально-экономического потенциала возможна полная реализация национальных интересов страны. В связи с этим следует исходить из тезиса о том, что экономической безопасности государства принадлежит одно из ведущих мест в системе национальной безопасности [1].
Мировой опыт успешно демонстрирует, что эффективное обеспечение экономической безопасности является гарантией достижения независимости страны, важнейшим фактором эффективности и стабильности развития народного хозяйства и процветания общества в целом. В связи с этим, достижение максимально высокого уровня экономической безопасности, заключающегося в обеспечении независимости экономики страны от внешних и внутренних шоков, принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов [2].
В настоящее время проблеме экономической безопасности Российской Федерации посвящается большое число монографий, статей, учебников, данная проблема является объектом интереса общества и власти [3]. В условиях глобализации экономики все государства оказываются ввергнутыми в целостную систему общемировых хозяйственных взаимосвязей. Таким образом, политическая и эко-
номическая ситуация в мире и отдельных странах в той или иной мере способна оказывать влияние на экономику каждого отдельно взятого государства, и, следовательно, на уровень его экономической безопасности.
Сегодня основная внешняя угроза экономической безопасности Российской Федерации кроется в вопросах глобализации планетарной экономики. Так, в ходе глобализации имеет место массовое проникновение одних фирм (в основном транснациональных) в народное хозяйство, и особенно, инфраструктуру других стран. Причем уже сформирована группа мощных ТНК, обладающих огромным капиталом и оказывающих влияние на развитие социально-экономической жизни многих стран [4].
Наряду с внешними угрозами экономической безопасности государства следует также выделить еще одну ее важную детерминанту, а именно специфику и направленность курса государственной внешней политики. Для Российской Федерации острая зависимость от передовых западных держав наличествует во многих сферах экономики (в частности, в области обеспечения стратегически важными категориями товаров: продовольствием, лекарствами, комплектующими для оборудования, технологиями, кредитными ресурсами и т. п.). Если анализировать торговый баланс России, то можно увидеть, что основными партнерами страны являются страны Евросоюза (53,8 % экспорта и 42,2 % импорта), АТЭС (18, 9 % экспорта и 34,3 % импорта) и СНГ (14 % экспорта и 13 % импорта). Рынок лекарств в Российской Федерации представлен зарубежными товарами на 70 %. Цифры внушительные, чтобы задуматься о безопасности и суверенности государства, поскольку лекарственные средства - это стратегически важная продукция, и обойтись без нее в течение длительного времени страна не сможет [5].
Газовая отрасль экономики Российской Федерации практически полностью ориентируется на страны СНГ и Европы. Так, в Европу поступало до 64,7 % газа, в страны СНГ - около 27,85 %. Оставшаяся часть поступает в страны Азии в форме сжиженного природного газа. В связи с этим российские сырьевые компании находятся в зависимости от газового рынка Европы, а доля российского газа в совокупной структуре импорта европейских государств составляет более 34 % [6]. Параллельно с этим США активно занимается освоением собственных сланцевых месторождений и планирует массированную экспансию сланцевого газа в Европу.
Кроме того, важнейшим фактором угрозы экономической безопасности Российской Федерации
является и то, что сегодня, по мнению ряда экспертов, более 60 млрд долл. уходит из России в виде сальдо по доходам от зарубежных инвестиций и кредитов. Примерно 50 млрд долл. приходится на нелегальную утечку капиталов. При этом их объем достиг более 0,5 трлн долл., что в сумме с прямыми иностранными инвестициями российских резидентов составляет около 1 трлн долл. вывезенного капитала [7].
Потери доходов федерального бюджета на фоне активного оттока капиталов оцениваются специалистами на уровне более 1,5 % от валового внутреннего продукта Российской Федерации. Совокупная величина потерь федерального бюджета от офшоризации народного хозяйства, утечки капитала и прочих операций, связанных, например, с уклонением от уплаты налогов, в 2012 г. составила примерно 5 трлн руб.
В указанных выше условиях мировые проблемы и внешние вызовы мировой экономики усиливают застарелые внутренние проблемы. Наша страна в течение четверти века не смогла в полной мере обеспечить себя продовольствием и создать прочную научно-техническую базу промышленности, актуальными являются проблемы инфляции и безработицы, продолжается активными темпами утечка интеллектуальных ресурсов и капиталов за рубеж. Основной же проблемой является то, что за данных период так и не удалось преодолеть в полной мере сырьевую зависимость от зарубежных государств. Более того, экономическая ситуация в Российской Федерации в течение последних полу-тора-двух лет находиться под мощным влиянием внешнеполитических факторов, которые связаны, в первую очередь, с украинскими событиями и, в частности, с Крымом. Однако сам по себе украинский кризис являлся лишь частью масштабных сдвигов в области внешнеполитических отношений России. Подход к регуляции проблемы в Украине как в России, так и на Западе был бы другим в том случае, если данным проблемам не предшествовала череда конфликтов, которые охватили постсоветские государства в последние годы, а также «Арабская весна». В кризисе на Украине отразились все проблемы отношений между западными странами и Россией, накопившиеся за последнюю четверть века, на протяжении которой они так и не были достигнуты реальное взаимопонимание [8].
В результате введенных странами Запада санкций стали особенно остро проявляться проблемы для Российской Федерации, которые находятся в финансовой сфере и сфере технологий двойного назначения. Важнейшей угрозой экономической безопасности России стал массирован-
О. А. 8ТЕР1СЫЕУА
ный обвал на финансовом рынке. Это обуславливается тем фактом, что более чем 70 % отечественного фондового рынка находится в руках иностранных инвесторов. За подобные обстоятельства приходится расплачиваться существенным уменьшением капитализации российских компаний-гигантов. Еще в декабре 2014 г. индекс РТС пробил отметку в 700 пунктов, что является официально новым рекордом со времен 2009 г. В этот же период, хоть и более скромными темпами, продолжал свое падение и индекс ММВБ [9].
2015-2016 гг. характеризовались на фоне нарастающей стагнации обострением бюджетного дефицита. При этом предотвращение бюджетного кризиса монетарными методами неэффективно, поскольку нивелируется спекуляциями на финансовых рынках. Поэтому сиквестирование бюджета в правительственных кругах видится меньшим злом, чем инфляционная спираль. В этих условиях основные издержки ложатся на наименее обеспеченное население.
Таким образом, текущие тенденции показывают, что в среднесрочной перспективе западные санкции способны оказать исключительно негативное воздействие на процесс экономического развития Российской Федерации. Хоть они и создают определенный стимул для развития отечественной экономики, однако образуют новые угрозы экономической безопасности государства, и, как считают многие специалисты, в обозримом будущем тот же самый Китай не сможет в полной заменить Европу в качестве источника технологий. Кроме того, зависимость от Китая, по мнению экспертов, ничем не лучше зависимости от европейских государств.
Итоги 2015 г. убедительно демонстрируют, что привычная модель социально-экономического развития не может обеспечить экономическую безопасность России. Вместе с этим остро вставшая в минувшем году проблема импортозамещения показала, что в Российской Федерации отсутствуют отрасли, которые не были бы достаточно независимыми от поставок комплектующих из зарубежных стран. Кроме того, девальвация рубля не «взбодрила» экономику, как это было в 1998 г. и частично в 2008 г., а лишь усугубила ситуацию.
В настоящее время подобно жителям царской России, которые сидели на голодном пайке во времена внутреннего дефицита зерна при ее массированном экспорте за рубеж, отечественная экономика и жители страны сталкиваются с зашкаливающими ценами на нефтепродукты. Провозглашаемая газовыми и нефтяными компаниями политика «равно-доходности» внутреннего и внешнего рынка, как постулат либеральной экономики, в условиях резко-
го падения цен на мировых рынках благополучно «убирается в шкаф». Рост внутренних цен в условиях стагнации российской экономики и мировых рынков свидетельствует только об одном: основными выгодоприобретателями в России как были, так и остаются компании, монополизировавшие российские рынки, за которыми стоит «тень» глобального капитала.
Таким образом, экономическая модель развития, базирующаяся на лишь единственном неподконтрольном факторе (ценах на нефть), оказалась несостоятельной.
На фоне подобных обстоятельств следует отметить еще один фактор, который существенным образом бьет по экономической безопасности Российской Федерации как монополиста на европейском рынке энергоносителей: США впервые с 1975 г. совершили экспортную поставку нефти в Италию. Кроме того, 24 декабря 2015 г. было объявлено, что техасская компания Enterprise Products заключила контракт на экспорт 600 тыс. баррелей нефти на НПЗ в Швейцарии [9]. Политические деятели Штатов, озабоченные действиями нашей страны в Крыму, выдвигают предложение об ускорении поставок сжиженного природного газа в европейские страны для того, чтобы снизить зависимость данного региона от российских поставок энергосырья. Трудно отрицать, что «нефтяная экспансия» США спровоцирует определенные структурные изменения на рынке. Так, очевидно, что к ним способна привести любая отмена ограничений на рынке энергоносителей, а нефтяные поставки США приведут к углублению тотального перепроизводства нефти на мировом рынке, что приведет к дальнейшему паданию цен на нее, которое может превзойти рекордное падение 2008 г. Очевидным является тот факт, что, в свою очередь, продолжающееся падение цен на энергоносители отрицательно сказывается на курсе российской валюты, что не может не повлиять на уровень доходов отечественных компаний и появлению острого дефицита государственного бюджета в 2016 г., который планировался на основании прогнозных цен на нефть на уровне не ниже 50 долл. за баррель.
Помимо этого, многие эксперты считают, что наша страна ответит на санкции Европы и Штатов контрсанкциями в продовольственной сфере, в еще большей степени ударит по себе, чем по данным государствам, так как на них приходится почти половина импорта страны. Фактически на импорт приходится более 36 % розничного продовольственного товарооборота, а на импорт из тех стран, которые попали под продовольственные контрсанкции, примерно половина от этой доли. Анализ
показывает, что от торговли продовольствием с Россией США и ЕС зависят куда меньше, чем Россия от них [9].
Сегодня ряд экспертов считают, что рост отечественной экономики является возможным, однако продолжительность периода нахождения на «дне» является во многом неопределенной. Однако очевидно, что ход и продолжительность данного этапа находятся в зависимости от геополитической обстановки и внешних конъюнктурных условий (цен на нефть, удобрения, металлы: объемов спроса на нефть, газ и другое сырье, направляемое на экспорт; внешнеэкономических решений, принимаемых как Россией, так и ее контрагентами и т. д.).
И все же санкции, несмотря на их негативное влияние на экономическую безопасность государства, приоткрывают окно возможностей для реализации курса на экономическую независимость государства. Адаптация отечественной экономики в сегодняшних сложных геополитических условиях должна занять не меньше несколько лет. Необходимо создать условия для обеспечения экономической безопасности народного хозяйства, перейти от антикризисного плана к комплексной программе активного развития. Это должно коснуться, в первую очередь, проблем формирования режима конкуренции на ключевых рынках. Очевидно, что без действенных механизмов конкуренции рынок является неспособным своевременно разрешить задачи технологического обновления и роста производительности труда. В свою очередь, стратегия развития экономики России должна обеспечить отход от системы прогнозируемого плавно-инерционного развития народного хозяйства к модели его мобилизационного развития, которая предполагала бы активизацию возможностей отечественного производства к обеспечению внутренних потребностей экономики в необходимых ресурсах, мощностях и конкурентоспособных товарах.
Литература
1. Блохин С. В. Понятие экономической безопасности // Вестник Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2006. № 5.
2. Цветкова А. Ю. Проблемы обеспечения экономической безопасности России в период экономического кризиса // Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления: сборник науч. статей СПб., 2009.
3. Козлова А. В. Экономическая безопасность как явление и понятие // Власть. 2009. № 1. С. 14-17.
4. Белых В. С. Угрозы национальной экономической безопасности России: внутренние и внешние факторы // Бизнес, менеджмент и право. 2003. № 2.
5. Кравченко Л. Экономические санкции против России: вызовы и угрозы. URL: http://rusrand.ru/events/ ekonomicheskie-sanktsii-protiv-rossii-vyzovy-i-ugrozy
6. Kozhevnikova T. M., Radyukova Ya. Yu., Stepicheva O. A. The place and role of natural monopolies in the globalizing economic space // Наука и технологии. 2013. Т. 1. № 3. С. 70-78.
7. Глазьев С. Ю. Выход из хаоса. Часть II // Военно-промышленный курьер. 2014. № 43.
8. Дынкин А. А., Барановский В. Г. Россия и мир: 2015. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз. М., 2014. C. 166.
9. Афонасова М. А. Обострение проблемы экономической безопасности России в условиях геополитического кризиса и санкционного давления западных стран // Успехи современного естествознания. 2015. № 1-2. С. 240-243.
10. URL:http://www.rbc.ru/economics/01/01/2016/56 86a5349a794739e7bf3efc
References
1. Blokhin S. V. Ponyatiye ekonomicheskoj bezo-pasnosti [Concept of economic security] // Vestnik Ros-sijskoj akademii gosudarstvennoj sluzhby pri Prezidente Rossijskoj Federatsii. 2006. № 5.
2. Tsvetkova А. Yu. Problemy obespecheniya ekonomicheskoj bezopasnosti Rossii v period ekonomi-cheskogo krizisa [Problems of providing economic security of Russia in the period of an economic crisis] // Glob-al'nyj ekonomicheskij krizis: realii i puti preodoleniya: sbornik nauch. statej. SPb., 2009.
3. Kozlova А. V. Ekonomicheskaya bezopasnost' kak yavleniye i ponyatiye [Economic security as phenomenon and concept] // Vlast'. 2009. № 1. S. 14-17.
4. Belykh V. S. Ugrozy natsional'noj ekonomicheskoj bezopasnosti Rossii: vnutrenniye i vneshniye factory [Threats of national economic security of Russia: internal and external factors] // Biznes, menedzhment i pravo. 2003. № 2.
5. Kravchenko L. Ekonomicheskiye sanktsii protiv Rossii: vyzovy i ugrozy [Economic sanctions against Russia: calls and threats]. URL: http://rusrand.ru/events/ekono-micheskie-sanktsii-protiv-rossii-vyzovy-i-ugrozy
6. Kozhevnikova T. M., Radyukova Ya. Yu., Stepicheva O. A. The place and role of natural monopolies in the globalizing economic space // Nauka i tekhnologii.
2013. T. 1. № 3. S. 70-78.
7. Glaz'ev S. Yu. Vykhod iz khaosa. Chast' II [Exit from chaos. Part II] // Voyenno-promyshlennyj kur'yer.
2014. № 43.
8. Dynkin А. А., Baranovskij V. G. Rossiya i mir:
2015. Ekonomika i vneshnyaya politika. Ezhegodnyj prog-noz [Russia and world: 2015. Economy and foreign policy. Annual forecast]. M., 2014. C. 166.
9. Аfonasova M. А. Obostreniye problemy ekonomicheskoj bezopasnosti Rossii v usloviyakh geopoliti-cheskogo krizisa i sanktsionnogo davleniya zapadnykh stran [Aggravation of a problem of economic security of Russia in the conditions of geopolitical crisis and sanctions
O. A. STEPICHEVA
pressure of the western countries] // Uspekhi sovremenno-go estestvoznaniya. 2015. № 1-2. S. 240-243.
10. URL:http://www.rbc.ru/economics/01/01/2016/56 86a5349a794739e7bf3efc
* * *
FOREIGN POLICY SITUATION IN THE RUSSIAN FEDERATION AND ECONOMIC SECURITY OF THE STATE
STEPICHEVA OLGA ALEKSANDROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
This article presented the analysis of interrelation of a foreign policy situation of the Russian Federation with economic security of a national economy of the country. The purpose of this research is a disclosure of the threats of economic security of the state connected with foreign policy factors of its development. The object of research is an economic security of the state. The subject of research is the threats of economic security of the state caused by geopolitical conditions and factors. During research the author: opened essence and value of economic security of the state at the present stage; noted that a number of external threats of national economic security is in processes of globalization of planetary economy; proved that at the present stage the economy of the Russian Federation depends on a number of the foreign states; considered influence on providing economic security of the state of a geopolitical situation, and also a course of the external economic policy of the state and the countries with which the Russian Federation interacts on the international scene; analyzed the main problems and threats of economic security of the Russian Federation connected with a modern geopolitical situation, in particular, the antagonism of world powers connected with the Ukrainian crisis, sanctions of the western countries concerning Russia, and also the countersanctions accepted in relation to them the Russian Federation, prompt falling of prices of oil products together and sharp devaluation of ruble, possibility of massive oil expansion of the USA of the European markets, etc. In article the author noted that in similar conditions the modern model of social and economic development of Russia based on the high prices of energy carriers is incapacitated in this connection need of its audit becomes actual.
Key words: economic security, threats of economic security, geopolitics, foreign policy threats