ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
УДК 332.14 JEL F52
О стратегии
экономической безопасности
КАЗАНЦЕВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ,
д-р экон. наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН, Москва, Россия E-mail: kzn-sv@yandex.ru
Аннотация. 29 апреля 2016 г. исполнилось 20 лет со дня принятия Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации. Она стала действовать в сложный период становления в России новых социально-экономических отношений. Ряд промышленно развитых стран и крупнейшие международные корпорации старались использовать трудности развития Российской Федерации и ослабление ее позиций на мировом экономическом пространстве в своих экономических и политических интересах, расходящихся с интересами России и ее хозяйствующих субъектов. Целью Стратегии было защитить развитие российской экономики и благополучие граждан от внутренних и внешних угроз. Предполагалось, что Стратегия будет действовать в период экономических преобразований, который продлится от трех до пяти лет.
Пришло время разработать и принять новую Государственную стратегию экономической безопасности Российской Федерации. В статье представлены результаты анализа Стратегии национальной безопасности, Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации и закона Российской Федерации «О безопасности». Опираясь на эти документы и на основе изучения современных угроз безопасности России автор предлагает внести в текст Государственной стратегии экономической безопасности России следующие подразделы: 1) общие положения; 2) защищаемые объекты; 3) угрозы экономической безопасности Российской Федерации; 4) источники угроз и угрожающие субъекты; 5) защищающие субъекты и их ответственность; 6) силы, средства, приемы, методы защиты; 7) условия и время их применения; 8) индикаторы угроз и уровня обеспечения безопасности; 9) мониторинг угроз и обеспечения безопасности.
Ключевые слова: экономическая безопасность, угрозы, защищенность, стратегия, Российская Федерация.
On a strategy of economic security
S.V. KAZANTSEV,
Doctor of Economics, Professor, chief research fellow of the Institute of Economics of the Russia Academy of Sciences, academician of the Russian Academy of Natural Sciences, Moscow, Russia E-mail: kzn-sv@yandex.ru
Abstract. On April 29, 2016 marks the 20th anniversary of the adoption of the State Strategy of Economic Security of the Russian Federation. It began to work in a difficult period of formation in Russia of new socio-economic relations. A number of industrialized countries and major international corporations tried to use the difficulties of development of the Russian Federation and, the weakening of its position in the world economic space in their economic and political interests, which conflict with the interests of Russia and its economic entities. The aim of the Strategy was to protect the development of the Russian economy and welfare of the citizens from internal and external threats. It was assumed that the Strategy will work during the period of economic transformation, which will last from three to five years. It's time to elaborate and adopt a new State strategy of economic security of the Russian Federation. The article contains results of the author's analysis of the National Security Strategy, the State Strategy of Economic
Security of the Russian Federation and of the Russian Federation law «On security». Rely on these documents and based on the study of contemporary threats to security of Russia, the author offers to include in the text of the State Strategy of Economic Security of the RF the following sections: 1) general statements, 2) securable objects, 3) threats to economic security of the Russian Federation and, 4) the sources of threats and threatening actors, 5) responsible for the protection (guardians) and their responsibility, 6) means, tools and methods of protection, 7) conditions and time of their application, 8) indicators of threats and of a level of security, 9) monitoring threats and security.
Keywords: economic security, threats, protection, strategy, The Russian Federation.
Экономическая безопасность Российской Федерации является составной частью национальной безопасности России (Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, п. 6). Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) была одобрена Указом Президента РФ в 1996 г. Она была ориентирована на реализацию осуществляемых в Российской Федерации в течение трех-пяти лет экономических преобразований. За прошедшее время в России и в мире произошли и продолжают происходить значительные изменения, существенно влияющие на международное положение Российской Федерации, ее экономику, затрагивающие национальные интересы и предъявляющие новые требования к обеспечению экономической безопасности страны. Увеличились число и скорость протекающих процессов, возросло многообразие социально-экономического и культурно-политического мира. Часть сфер мирового сообщества и сфер его деятельности живет, образно говоря, в будущем (сверхсовременные технологии, пока недосягаемый уровень благосостояния, ки-бервойска и т.д.), часть — в мире, где использует достижения настоящего, часть — в условиях Средневековья (религиозные войны, пиратство, похищения людей, рабство и т.п.). И Россия в своей внешнеэкономической деятельности в той или иной мере взаимодействует с разными частями мирового сообщества.
Все это привело к тому, что назрела необходимость принятия новой Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации. Ниже обсуждаются некоторые элементы, которые могли бы быть внесены в эту стратегию.
1. Понятие экономической безопасности
В настоящее время нет единого толкования понятия «безопасность» и как результат — видов и
родов безопасности: национальной, государственной, экономической, демографической, экологической и др. Термину «безопасность» приписывают разные смыслы: состояние, явление, способность, мера (система мер), условия (комплекс условий). А это несовпадающие предметы как изучения, так и управления. Кроме того, понятие «безопасность», как правило, используется совместно с другими понятиями или определяется через них. Это защищенность, опасность, угроза, ситуация. Все они образуют единую систему понятий, и работать с ними следует как с элементами одной системы.
Расплывчатое определение терминов указывает на неполное понимание сущности изучаемых явлений и процессов, не позволяет строго определить границы изучаемого, управляемого или защищаемого объекта.
Для обеспечения системности и взаимосвязи понятий «безопасность», «защищенность» и «угроза», возможно, стоит ввести в текст нового варианта Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации следующую группу определений.
Экономическая безопасность Российской Федерации — защищенность экономики страны и ее регионов, хозяйствующих субъектов от внутренних и внешних угроз, позволяющая обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, достойные качество и уровень жизни, суверенитет, независимость, территориальную целостность и надежную обороноспособность страны.
Защищенность экономики Российской Федерации — состояние, исключающее (полностью или частично) возможность нанесения ущерба экономике России, ее финансово-экономической системе, качеству и уровню жизни граждан, суверенитету, территориальной целостности и устойчивому развитию Российской Федерации, ее обороноспособности.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Угроза экономической безопасности Российской Федерации — состояние и изменение международной обстановки и ситуации внутри страны, межгосударственных и внутригосударственных отношений, способные нанести ущерб экономике России, ее финансово-экономической системе, качеству и уровню жизни граждан, суверенитету, территориальной целостности и устойчивому развитию Российской Федерации, ее обороноспособности.
2. Четкое и своевременное задание целей обеспечения безопасности
Известно, что цели имеют исторический характер, т.е. меняются во времени в зависимости от характера и уровня развития общества, приоритетов и возможностей, внутренней и внешней обстановки. Эти и другие факторы, процессы и явления следует постоянно мониторить и вовремя корректировать стратегические, среднесрочные и текущие цели обеспечения экономической и других видов безопасности.
Цели желательно разделять по:
а) уровням (их соподчиненности и соотношениям между собой), т.е. строить так называемое дерево целей;
б) характеру (стратегические, тактические; долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные);
в) субъектам и сферам деятельности, для которых они формируются;
г) последовательности выполнения во времени.
В анализируемых в данной статье документах цели, как правило, разделяются на два уровня. Верхний формулируется как конечная цель, нижний — как задачи, выполнение которых необходимо для достижения цели. Цели также задаются для конкретных видов и сфер деятельности. Так, в новой Стратегии национальной безопасности они поставлены в сфере повышения качества жизни российских граждан для обеспечения национальной безопасности в области науки, технологий и образования, в культуре, экологии живых систем и рационального природопользования.
К сожалению, в обсуждаемых документах цели не разделены по характеру, не привязаны к их исполнителям. Сроки реализации целей и последовательность выполнения не определены. Думается, над этим следует поработать при подготовке нового варианта Государственной стра-
тегии экономической безопасности Российской Федерации.
В самом общем виде цель государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации можно сформулировать предельно кратко: подготовка и реализация системы мер, обеспечивающих экономическую безопасность Российской Федерации.
Выстраивание надежной системы национальной безопасности должно сопровождаться повышением уровня благосостояния граждан. Отсутствие роста и тем более падение последнего допустимо лишь в крайнем случае и на как можно меньший срок. Эту цель следует включить в текст Стратегии.
Применительно к субъектам Российской Федерации стратегическими целями в рассматриваемой области могут выступать: укрепление их экономического потенциала, достижение устойчивого роста и на этой основе повышение уровня и качества жизни населения.
3. Объекты экономической безопасности
О безопасности говорят не абстрактно, а относительно конкретного объекта. Под объектом здесь понимаем то (или того), о безопасности чего (или кого) идет речь. Так, понимаемый объект охватывает и субъекты, и процессы. В тексте Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации назван ряд защищаемых объектов: «личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности». Утвержденная 31 декабря 2015 г. Указом Президента РФ Стратегия национальной безопасности Российской Федерации определяет следующие объекты, экономическую безопасность которых следует обеспечить: население, территории, инфраструктура (транспортная, жилищно-коммунальная и информационная, инфраструктура внутреннего рынка и др.), продовольственная, технологическая, финансовая и экономическая независимость страны, субъекты РФ, отрасли хозяйства и сферы экономической деятельности (АПК, ОПК, машиностроение, авиа-, станко- и приборостроение, новые высокотехнологичные отрасли, финансово-банковская сфера и др.).
Представляется, что часть из перечисленных объектов следует конкретизировать и их список,
возможно, расширить. Например, считать защищаемыми объектами не просто личность и общество, а экономическое положение, экономические права и собственность домашних хозяйств и хозяйствующих субъектов. Думается, целесообразно включить в число защищаемых объектов национальное хозяйство, финансовую и банковскую системы страны, системы управления всех уровней, хозяйство субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, находящуюся в других странах собственность государства, отечественных предприятий и граждан Российской Федерации.
4. Внутренние угрозы защищаемым объектам
После того как установлен объект, безопасность которого должна быть обеспечена, следует определить угрозы, от которых его защищают, и их источники. Внутренние, т.е. возникающие внутри страны угрозы экономической безопасности Российской Федерации подробно прописаны в официальных документах федеральных органов власти и в опубликованных результатах научных исследований. Так, в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации названы четыре группы угроз экономической безопасности РФ:
1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности:
• расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей;
• увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней;
• рост безработицы;
• задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий.
2. Деформированная структура российской экономики:
• усиление топливно-сырьевой направленности экономики;
• отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;
• низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;
• свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;
• снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных
коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;
• завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;
• приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка;
• рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.
3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов:
• наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;
• нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;
• увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.
4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности:
• рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;
• сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры;
• ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.
Не все из этих угроз ослаблены и пресечены, устранение причин возникновения многих из них требует длительного времени. Поэтому не случайно часть угроз вновь прописана в новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации:
«Главными стратегическими угрозами национальной безопасности в области экономики являются ее низкая конкурентоспособность, сохранение экспортно-сырьевой модели развития
и высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, отставание в разработке и внедрении перспективных технологий, незащищенность национальной финансовой системы от действий нерезидентов и спекулятивного иностранного капитала, уязвимость ее информационной инфраструктуры, несбалансированность национальной бюджетной системы, регистрация прав собственности в отношении значительной части организаций в иностранных юрисдикци-ях, ухудшение состояния и истощение сырьевой базы, сокращение добычи и запасов стратегически важных полезных ископаемых, прогрессирующая трудонедостаточность, сохранение значительной доли теневой экономики, условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, незаконной миграции, неравномерное развитие регионов, снижение устойчивости национальной системы расселения».
В дополнение к этим угрозам в Стратегии названы также устаревшая система технологий, ухудшение технического состояния хозяйственных объектов и инфраструктуры, стихийные бедствия, аварии и катастрофы.
5. Внешние угрозы защищаемым объектам
То, что источники всех перечисленных угроз находятся в России, еще не означает, что внешние угрозы в целом стали менее значимыми. Так, сохраняется необоснованно высокая зависимость от внешних рынков [1], чрезмерна финансовая зависимость от иностранных юридических и физических лиц [2], не сокращается утечка из страны капитала и т.д. Антироссийские санкции, введенные группой государств в марте 2014 г., сделали явным ряд угроз финансовой сфере, инвестиционной активности и поступательному развитию экономики, ослабили позиции Российской Федерации в мировой экономической и политической системе.
Возросла активность и опасность террористических организаций. «Угроза террористической деятельности, — говорится в подготовленном Институтом экономических исследований и мира Сиднейского университета (Австралия) докладе «Индекс глобального терроризма. 2014 г.», — является главной, если не самой главной опасностью для многих стран» [3, р. 2]. Авторы доклада включили Россию в число
стран, в которых может произойти рост терроризма [3, р. 40]. Террористические акты не только уносят человеческие жизни и наносят материальный ущерб (см. таблицу), но и дезорганизуют экономическую жизнь, травмируют общество, сокращают общую и туристическую привлекательность страны.
Опасна и происходящая в последние годы подмена международного права правом одной страны. На встрече с представителями государств БРИКС В. В. Путин сказал, что «наши страны в значительной степени сталкиваются с большими угрозами в связи с нарушениями норм международного права, в связи с нарушениями суверенитета государств в различных сферах деятельности» [5].
Все более активно проявляют себя негосударственные и международные институты (например, Бильдерберский клуб, Система глобальной идентификации юридического лица — Global Legal Entity Identification System), способные регулировать законодательные, финансовые, экономические и некоторые другие протекающие в мире изменения в своих интересах и в пользу своих членов и спонсоров [6].
Внешние угрозы экономике России практически не нашли отражения в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации. Прошедшие годы показали, что многие причины, порождающие внешние угрозы национальной, в том числе и экономической, безопасности, являются неотъемлемыми элементами внешних условий существования страны и возникают объективно. Они действовали и будут продолжать действовать в течение длительного времени [7-9]. Некоторые внешние угрозы социально-экономическому развитию России названы в новой Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Это:
• возрастание экономической, финансовой, политической и военной нестабильности в мире, обострение борьбы за ресурсы, рынки сбыта продукции, за контроль над транспортными артериями;
• расширение сферы деятельности транснациональной организованной преступности;
• ухудшение состояния окружающей среды, обострение проблем обеспечения продовольствием и нехватки пресной воды;
• возрастающее влияние политических факторов на экономические процессы, а также по-
Потери застрахованного имущества в результате крупных террористических актов
в 1970-2014 гг., млрд долл.
Показатель 1970-1980 1981-1990 1991-2000 2001-2014
Число крупных терактов 2 3 9 5
Потери, всего 312 348 4 609 25 497
Потери в среднем на один теракт 156 116 512 5 099 (194)
в год 28 35 461 1 821 (60)
Примечание: в скобках указаны потери без учета последствий теракта 11 сентября 2011 г. в США. Источник: рассчитано автором на основе данных сайта [4].
пытки применения отдельными государствами экономических методов, инструментов финансовой, торговой, инвестиционной и технологической политики для решения своих геополитических задач;
• введенные против Российской Федерации ограничительные экономические меры, глобальные и региональные экономические кризисы, усиление недобросовестной конкуренции, неправомерное использование юридических средств, нарушение стабильности тепло- и энергоснабжения субъектов национальной экономики, а в перспективе дефицит минерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов.
Особые и пока не неизученные угрозы таит в себе возрастающая скорость происходящих повсюду изменений, увеличивающаяся неопределенность их возникновения и последствий.
Полагаю, что, кроме перечисленных выше, уже проявивших себя, реально существующих угроз, в новой Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации желательно назвать и потенциальные угрозы, появление которых возможно в период действия этой стратегии. Их и вероятность их возникновения следует выявлять заблаговременно, классифицировать и ранжировать, оценивать взаимное влияние и синергетические эффекты. Этим надо заниматься специально, разработать соответствующий инструментарий поиска и отбора информации, ее обработки, классификации, ранжирования и оценки угроз.
6. Источники угроз и угрожающие субъекты
Если в рассматриваемых в данной статье двух видах угроз в обсуждаемых выше документах лучше прописаны внутренние, то применительно к источникам угроз больше (хотя, думается, крайне
мало) материала можно найти о внешних источниках. Это:
• государства, дестабилизирующие финансово-экономическую, политическую и военную обстановку в мире, наносящие ущерб экономическим интересам России, устойчивости функционирования информационной инфраструктуры Российской Федерации;
• транснациональная организованная преступность, террористические и экстремистские организации;
• радикальные общественные объединения и группировки, иностранные и международные неправительственные организации, финансовые и экономические структуры, а также частные лица, пытающиеся нарушить территориальную целостность Российской Федерации, дестабилизировать финансовые рынки, разрушить традиционные для России нравственные и культурные ценности.
Из внутренних, т.е. находящихся в России, источников и субъектов угроз в Государственной стратегии экономической безопасности и новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации удалось найти указание только на организованную преступность и финансовых спекулянтов. Думается, что вопросы об источниках угроз и угрожающих субъектах следует тщательно проработать. Знание о них необходимо для мониторинга и своевременной нейтрализации возникающих опасностей. От угроз надо не только защищаться, но и в упреждающем порядке устранять источники их возникновения. Особое внимание следует обратить на изучение новейших латентных инструментов разрушения (сдерживания развития) экономики страны в условиях мирного времени. Это, по сути, экономическое оружие уже применяется, но пока не имеет своего названия и не запрещено никакими международными организациями и договорами.
7. Защищающие субъекты и предпринимаемые ими меры защиты
От каждой угрозы должен быть защитник. Именно об этом сказано в Законе РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» (далее — Закон «О безопасности»).
В принятой в 2015 г. Стратегии национальной безопасности в предельно общем виде прописаны: органы государственной власти и местного самоуправления, институты гражданского общества, Центральный банк Российской Федерации. А вот в принятом после одобрения Президентом РФ Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации Постановлении Правительства РФ от 27.12.1996 № 1569 «О первоочередных мерах по реализации государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положений), одобренной указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608» федеральные органы исполнитель-
ной власти, ответственные за выполнение мер по предотвращению угроз экономической безопасности Российской Федерации, определены более подробно. Приложение № 1 к этому постановлению (Перечень мер по предотвращению угроз экономической безопасности Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их разработку) устанавливало федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за выполнение каждой меры по защите экономических интересов России.
В Законе «О безопасности» также были указаны субъекты обеспечения безопасности и проведено разграничение полномочий органов власти в системе безопасности.
Думается, что в новой Государственной стратегии экономической безопасности РФ целесообразно установить ответственных за выполнение каждой меры, защищающей экономику России от внутренних и внешних угроз, и посвятить описанию защищающих субъектов и применяемых мер защиты отдельные разделы.
Литература
1. Клепач А. Н. Международные санкции и ответные меры: возможен ли позитив для российской экономики? Заседание диспут-клуба Ассоциации независимых центров экономического анализа // Мир новой экономики. 2015. № 1. С. 6-12.
2. Экономические санкции США и Евросоюза в отношении Российской Федерации и ее ответные меры. [Электронный ресурс] URL: http://refleader.ru/rnaqasyfsbew.html (дата обращения: 16.01.2016).
3. The Global Terrorism Index 2014. Measuring and Understanding the Impact of Terrorism. Institute for Economics and Peace. 2014. 91 р. Available at: http://www.slideshare.net/pierre969/global-terrorism-index-report-2014 (Accessed 05 March 2016).
4. Worst terrorist acts from 1970 to 2014, by insured property losses (in 2013 million U. S. dollars). Available at: http://www.statista.com/statistics/216901/insured-property-losses-due-to-terrorist-acts/ (Accessed 17 December 2015).
5. Встреча с представителями государств БРИКС, курирующими вопросы безопасности. 26.05.2015. [Электронный ресурс] URL: http://www.scrf.gov.ru/news/906.html (дата обращения: 30.05.2015).
6. Сильвестров С.Н. Выбор в условиях глобальной неопределенности // Мир новой экономики. 2015. № 2. С. 6-19.
7. Катасонов В.Ю. Санкции. Экономика для русских. М.: Алгоритм. 2015.
8. Казанцев С.В. Защищенность экономики регионов России. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2014.
9. Угрозы и защищенность экономики России: опыт оценки / отв. ред. С.В. Казанцев, В.В. Карпов. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2016.
References
1. Klepach A.N. International sanctions and retaliatory measures: is the positive result possible for the Russian economy? [Mezhdunarodnye sanktsii i otvetnye mery: vozmozhen li pozitiv dlya rossijskoj ehkonomiki?]. World of new economy — Mir novoi economiki, 2015, no. 1, pp. 6-12 (in Russian).
2. Economic sanctions the US and EU against the Russian Federation and its measures in response [Ekonomi-cheskie sanktsii SS^ i Evrosoyuza v otnoshenii Rossijskoj Federatsii i ee otvetnye mery]. Available at: http://refleader.ru/rnaqasyfsbew.html (Accessed 16 January 2016) (in Russian).
3. The Global Terrorism Index 2014. Measuring and Understanding the Impact of Terrorism. Institute for Economics and Peace. 2014. Available at: http://www.slideshare.net/pierre969/global-terrorism-index-report-2014 (Accessed 05 March 2016).
4. Worst terrorist acts from 1970 to 2014, by insured property losses (in 2013 million U. S. dollars). Available at: http://www.statista.com/statistics/216901/insured-property-losses-due-to-terrorist-acts (Accessed 17 December 2015).
5. Meeting with representatives of the BRICS States, supervising security issues. 26.05.2015 [Vstrecha s predstavitelyami gosudarstv BRIKS, kuriruyushhimi voprosy bezopasnosti. 26.05.2015]. Available at: http://www.scrf.gov.ru/news/906.html (Accessed 30 May 2015) (in Russian).
6. Sil'vestrov S.N. Choice in conditions of global uncertainty [Vybor v usloviyakh global'noj neopredelennosti]. World of new economy — Mir novoi economiki, 2015, no. 2, pp. 6-19 (in Russian).
7. Katasonov V.Yu. Sanctions. Economics for Russians [Sanktsii. EHkonomika dlya russkikh]. Moscow, Algoritm, 2015 (in Russian).
8. Kazantsev S.V. Protection of Economy of Russia's Regions [Zashhishhjonnost' ekonomiki regionov Rossii]. Novosibirsk, IEOPP SO RAN, 2014 (in Russian).
9. Threats and security of the Russian economy: experience of estimation [Ugrozy i zashhishhyonnost' ehko-nomiki Rossii: opyt otsenki]. Novovsibirsk, IEOPP SO RAN, 2016 (in Russian).
с : \
СИСТЕМНЫМ АНАЛИЗ В ЭКОНОМИКЕ — 2016
9-11 ноября 2016 года в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации состоится IV Международная научно-практическая конференция "Системный анализ в экономике — 2016"
В рамках конференции предусмотрено проведение:
■ 9 ноября (среда) пленарного заседания,
■ 10 ноября (четверг) специальных секций по направлениям,
■ 11 ноября (пятница) пост-дискуссия и обмен опытом.
Основные направления работы конференции:
■ Теория социально-экономических систем
■ Методы системного моделирования
■ Системный анализ в решении социально-экономических задач
■ Социальная и экономическая кибернетика
■ Системные измерения и мягкие вычисления
■ Школа молодых исследователей в области системного анализа.
Организаторы конференции:
■ Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
■ Центральный экономико-математический институт РАН
■ Научный совет ООН РАН «Проблемы комплексного развития промышленных предприятий»
■ Международная гильдия профессионалов качества
■ Международная академия организационных наук
■ Межрегиональная общественная организация «Академия проблем качества» Информационные партнеры:
■ Научно-практический журнал «Управленческие науки»
■ Научный журнал «Российский журнал менеджмента»
■ Журнал «Экономическая наука современной России».
Участие в конференции платное: организационный взнос с участника конференции 2 000,00 рублей.
Место проведения конференции: Москва, Ленинградский проспект, дом 51, строение 1, зал заседаний ученых советов.
V_У