Политика в фокусе
СИНИЦЫН Игорь Михайлович — ученый секретарь Центра исследования проблем безопасности РАН (117335, Россия, г. Москва, ул. Гарибальди, 21б; [email protected])
КУИМОВ Павел Геннадиевич — студент факультета международных отношений и туризма Московского гуманитарного университета (111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, 5; kuimov. pashcka @yandex. ru)
«экономический терроризм» США в отношении европы, россии и других стран
Аннотация. Статья посвящена проблеме современных экономических отношений США с Европейским союзом, Россией и некоторыми другими государствами. В статье представлены особенности новой экономической политики США, прежде всего в отношении Европейского союза, России и Китая, в контексте решения задач внутренней экономики страны. Данная статья является результатом исследования отдельных направлений деятельности в области современной внешней экономической политики США. Ключевые слова: санкции, государства Европейского союза, Россия, энергетическая безопасность, экономический терроризм
В современном мире терроризм является глобальной проблемой. Он проявляется в разных формах и способах, а также средствах воздействия. С этих позиций в настоящее время можно говорить и проявлениях «экономического терроризма» как средства воздействия на государства с целью добиться своих целей и задач в экономической сфере.
В ст. 3 федерального закона «О противодействии терроризму» понятие «терроризм» определено как «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий»1.
Представляется, что подобные цели могут быть определены и в отношении государств, группы государств, отдельных корпораций.
Если с этих позиций рассматривать современную политику США под руководством Д. Трампа в отношении Европейского союза в целом и входящих в него отдельных государств, а также России, то в данном случае терроризм проявляется в «насилии» над сформированными и узаконенными нормами мирового рынка. «Экономический терроризм» не может возникать на пустом месте и «самостоятельно». Для его проявления нужна соответствующая политическая воля руководства государства, осуществляющего такой вид террора, экономическая внутригосударственная обстановка, политическое и экономическое доминирование на международной арене или в отдельных его регионах, позволяющие включать систему последовательных насильственных экономических действий (в отношении государств или их группы), используемых для достижения своих политических и экономических целей (что мы и видим в настоящее время в США).
Если трактовать действия руководства США, основываясь на определении, данном Конвенцией Шанхайской организации сотрудничества против терроризма в 2010 г., которое гласит, что «терроризм - идеология насилия и практика
1 Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 N 35-Ф3. Ст. 3. Доступ: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_58840/
воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями путем совершения либо угрозы совершения насильственных и (или) иных преступных действий, связанных с устрашением населения и направленных на причинение ущерба личности, обществу и государству»1, то, применяя такие подходы к экономике, можно рассматривать их действия как «терроризм» в отношении определенных стран и крупных компаний.
Курс руководства США под лозунгом: «Америка превыше всего» означает стремление к их доминированию в мире за счет роста военной и экономической мощи, а как инструмент - защиту американской промышленности в рамках мировой экономической системы. Для достижения этих целей США используют инструмент пошлин, который бьет, и в дальнейшем должен ударить еще больнее, по Южной Корее, Китаю, Канаде и Европе, а также России и ряду других государств.
Следует вспомнить, что с 23 марта с.г. США ввели новые таможенные пошлины на сталь и алюминий. Однако несколько стран, в т.ч. и страны -члены Евросоюза, получили отсрочку по пошлинам до 1 мая. В конце апреля американский министр торговли Уилбур Росс фактически выдвинул ультиматум, призвав власти ЕС определиться и принять либо таможенные пошлины в размере 25% на сталь и 10% - на алюминий, либо квоты в размере 90% всех поставок ЕС в США2. Но Берлин, Париж и Лондон с такой постановкой вопроса, похоже, были не согласны. Это было одной из первых ласточек в обострении отношений между Америкой и Европой, началом пусть небольшой, но «экономической войны».
Решения президента США о введении тарифов на импорт стали и алюминия коснулось десятков стран мира, в т.ч. Китая, России, стран ЕС, Канады. Но для войны, как известно, нужны две стороны. ЕС готов в ней участвовать, и у него наверняка появятся союзники.
2 августа 2017 г. Дональд Трамп подписал закон «О противодействии американским противникам с помощью санкций»3, который был принят конгрессом США почти единогласно. В специальном заявлении в августе 2017 г. Д. Трамп отметил, что данный закон «ограничивает полномочия президента, ставит в невыгодное положение американские компании, наносит ущерб европейским союзникам»4.
США исходят из того, что, по данным статистики, США ввозят в страну в 4 раза больше стали, чем вывозят, причем сталь поставляют в Америку около 100 стран мира. Трамп уверен, что подобные меры (налаживание производства алюминия и стали) приведут к увеличению рабочих мест и оздоровлению национальной экономики.
Ключевое условие эффективности санкций - максимально большое число стран - участниц санкционного режима. Одностороннее введение американских санкций, проведенное вопреки возражениям европейских союзников, резко снижает их действенность как по возможному ущербу для России, так и по ожидаемому изменению в поведении нашей страны на мировой арене в отношении своих европейских партнеров.
Анализ складывающейся ситуации в экономических отношениях свидетельствует, что действия США могут в дальнейшем привести к непредсказуемым
1 Конвенция Шанхайской организации сотрудничества против терроризма, ст. 2. Ратифицирована федеральным законом от 02.10.2010 N 253-Ф3. Доступ: http://docs.cntd.ru/document/902339374
2 Ситуация с пошлинами на алюминий и сталь в США. - Газета ТАСС. 21.06.2018.
3 https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/08/07/73356-logika-amerikanskih-sanktsiy
4 Трамп назвал «дефектным» подписанный им закон о санкциях против России. - РБК. 02.08.2017. Доступ: https://www.rbc.ru/politics/02/08/2017/5981ee0e9a79478801c8b3c4
238
ВЛАСТЬ
2018'09
последствиям. По сути, речь идет, как уже отмечалось, об «экономической войне» со всем миром. Такие действия Америки приводят в т.ч. к обострению отношений с Китаем, являются катализатором создания различных антиамериканских как экономических, так и политических блоков и объединений.
Дело в том, что под ударом санкций могут оказаться и китайские металлургические компании, подозреваемые в «подрыве американской национальной безопасности». В апреле 2017 г. специальная комиссия Министерства торговли США начала расследование с целью выяснить, представляет ли импорт китайской стали угрозу национальной безопасности и оказывает ли он негативное влияние на американский военно-промышленный комплекс. Суть расследования заключается в том, что китайская сталь продается в США по низким ценам, а это приводит к тому, что американские металлургические компании просто закрываются из-за невозможности конкурировать с импортной продукцией. В результате Америка может потерять или уже потеряла способность производить на своей территории необходимое ей и достаточное (в т.ч. и с точки зрения обеспечения работой) количество стали. Данный факт может в определенной степени оказать влияние и на уровень обеспечения боевой техникой и вооружением американской армии в случае обострения вооруженного противостояния США с иными блоками и государствами: американская военная промышленность не сможет производить достаточное число танков, самолетов, боевых кораблей и пр. Список возможных мер в отношении Китая может включать в себя также и санкции против китайских банков, логистических и металлургических компаний. Санкции против Китая могут вызвать особое беспокойство у американских союзников в североамериканском и азиатском регионах. Дело в том, что один из возможных сценариев предполагает косвенные санкции против стран, в которых расположены производственные мощности китайских корпораций, а это как раз и означает, что Япония, Южная Корея, Канада и другие союзники США могут лишиться рабочих мест и налоговых поступлений. Список китайских ответных мер воздействия на США достаточно широк, а их применение может привести к довольно болезненным для Соединенных Штатов экономическим последствиям. Например, для многих американских компаний (той же Apple) китайский рынок - ключевой, поэтому любое ограничение доступа к китайским потребителям нанесет этим корпорациям серьезный финансовый ущерб. Более радикальные меры могут предполагать ущерб американскому рынку государственных долговых облигаций. Американский рынок гособлигаций очень негативно отреагировал на публикацию агентством «Блумберг»1 информации о том, что Китай рассматривает возможность приостановки покупки американских облигаций для своих золотовалютных резервов.
Европейский союз также предпринимает и осуществляет ответные меры в отношении США. Как сообщила еще 20.03.2018 газета Frankfurter Allgemeine Zeitung с отсылкой на источник Еврокомиссии2, штрафные пошлины могут быть введены на самый широкий перечень американских товаров и продуктов, таких как соки, мотоциклы, виски, картофель, помидоры и др. Удар предполагается нанести по товарам, имеющим большое значение для штатов, в которых Трамп пользуется высокой избирательной поддержкой.
ФРГ решительно отвергает введение пошлин со стороны США, т.к. они могут затронуть международные торговые потоки сталелитейной и алюминиевой промышленности ФРГ. «Немецкая волна» отмечает, что Трамп своими действи-
1 China Weighs Slowing or Halting Purchases of U.S. Treasuries. - Bloomberg (проверено 09.07.2018).
2 Wir sehen keinen weltweiten Handelskrieg. - Frankfurter Allgemeine Zeitung (проверено 19.06.2018).
ями нарушает нормы ВТО1, а Германия находится на 8-м месте по поставкам стали в США. Также недоволен данной ситуацией немецкий автопром.
Результат не заставил себя ждать: в июне 2018 г. Европейский союз утвердил ответные меры на пошлины США. При этом под действие ограничений попали американские товары, поставляемые в ЕС, на сумму около 2,8 млрд евро, включая продукцию не только металлургии, но и сельского хозяйства2.
Вместо честной конкуренции США делает ставку на иные, неэкономические методы, которые способны разрушить глобальную торговлю и рынок, привести к возникновению региональных политических и экономических блоков, возникновению экономических войн и конфликтов (и не только экономических) за передел сфер влияния.
Такая «напористость» США в отношении Европы не остается незамеченной и в СМИ. Так, в июне 2018 г. немецкая газета Die Welt жестко высказалась о «поведении» Америки в отношении ФРГ, считая, что глава США превратил Германию в «идеальную мишень» и «грушу для битья». Отмечается, что Америка фактически готова начать торговую войну3.
Эксперты и западные СМИ отмечают, что введение пошлин фактически и означает ее начало. Эта тема стала одной из главных причин критики в адрес США на саммите «большой семерки» в канадском Квебеке в июне 2018 г. О серьезных противоречиях по данному вопросу говорит тот факт, что президент США отказался подписывать коммюнике по итогам саммита, что является исключительным в истории его проведения.
Европейцы отмечают, что даже по вопросам беженцев США опираются на негативный опыт Европы по этим вопросам и оправдывают свою позицию по отношению к тем, кто стремится проникнуть на их территорию, прежде всего через южные границы.
Недовольство политикой США высказывают и другие европейские государства. Так, Швеция, например, также является крупным экспортером стали, а введение пошлин может сократить около 45 000 рабочих мест в стране. Даже верный советник США - Британия не поддерживает объявленную США экономическую войну всему миру.
Следует особо отметить «эксперимент» США в сфере энергетики как одно из направлений противодействия «российской энергетической экспансии» в Европу и освобождения ее от «российской газовой зависимости» - проведение «сланцевой революции» и стремление распространить этот опыт на Европейский континент (прежде всего, на территорию Польши и Украины). Ставка на альтернативный вид нефтедобычи и газа, которую попытались сделать Соединенные Штаты в стремлении отказаться от экспорта нефти, на сегодня выглядит, на наш взгляд, провальной. Существуют законы экономики, которые никто не отменял: стоимость добычи сырья оказалась куда выше цены его продажи на рынке. Расчеты на рентабельность, на которую надеялись идеологи «революции», не оправдались. Если себестоимость добычи традиционного газа в среднем составляет от 8-15 до 30-45 долл. за 1 000 куб. м, то средняя себестоимость газа сланцевых месторождений составляет около 130-180 долл. Это означает, что высокую стоимость добычи сланцевого газа может возместить только дешевая транспортировка или наличие инфраструктуры доставки.
Кроме того, технологическую простоту добычи ресурсов перечеркнули недо-
1 http://p.dw.com/p/2ZT90 (проверено 20.06.2018).
2 «Нам не оставили выбора»: ЕС ввел ответные меры на пошлины США. Доступ: https://russian. rt.com/world/article/526112-es-poshlini-otvet-ssha (проверено 06.11.2018).
3 «Мы не груша для битья»: немецкие СМИ обрушились на Трампа. 21.06.2018. Доступ: https://www. gazeta.ru/politics/2018/06/21_a_11810167.shtml
240
ВлАсть
2018'09
статки: невозможность обеспечить длительную производительность извлечения сырья, а также, что немаловажно для Европы, экологические проблемы, возможный ущерб окружающей среде. Причин этому несколько: во-первых, добыча нетрадиционного газа грозит и экологическими проблемами, и сейсмическими, во-вторых, бурение в ряде стран Европы, таких как Польша, Швеция и Венгрия, показали очень скромные результаты и по масштабам возможной добычи, и по предполагаемой прибыльности.
Однако, несмотря на всю экономическую несостоятельность, и в этом вопросе США стремятся решать вопрос силовым, санкционным путем. Америка настойчиво навязывает Европе поставки своего угля и сланцевого газа, стремясь вытеснить Россию с европейского энергетического рынка.
Не исключено, что «навязывание» и пропагандирована (часто - нечистоплотными способами) «сланцевой революции» может привести к возникновению проблем с экспортом российского газа в Китай, который стремится с помощью американских компаний разворачивать бурение сланцевых месторождений на своей территории, расположенных на северо-западе и северо-востоке страны (для внутреннего потребления). Однако несовершенство технологий, особенно имеющиеся экологические проблемы, сдерживают этот процесс.
Острием санкционной войны США по-прежнему остается энергетический сектор России. Однако, по мнению аналитиков, ограничительные, а порой запретительные меры нанесут значительный урон европейским компаниям - партнерам России в этой сфере деятельности, ударит по бизнес-интересам европейских компаний и по энергетической безопасности Евросоюза. Такие действия США приведут к дальнейшему обострению американо-европейских отношений, в значительной степени будут способствовать утрате доверия граждан США к политике Д. Трампа, особенно в период ноябрьской выборной компании в США.
Так, британская ВР не видит существенных неблагоприятных последствий для компании, которые могли бы вызвать новые санкции США против РФ. По мнению отдельных европейских экономистов, новые санкции против России в энергетической сфере есть элементарное стремление «расчистить площадку» для продвижения своих энергетических интересов на европейской территории.
Итак, можно говорить, что «экономическую войну» с действями, которые можно расценить как «экономический терроризм», США объявили не только Европе и России, но и значительной части мирового сообщества, которая, по их мнению, является угрозой для США.
Конечно же, эта война не ограничится лишь пошлинами на сталь и алюминий. Это только начало. Однако политику Д. Трампа не поддерживают многие, даже в США, не говоря уже и об остальном мире. Если вопрос о снижении уровня противостояния США и остального мира в ближайшее время не будет решен, она рискует затянуться на долгий период времени и похоронить, также на долгий период времени, всю глобальную экономику.
У России в этих условиях есть один путь - ускоренное, эффективное развитие экономики, для чего у нее все есть - и ресурсы, и грамотные, способные рабочие головы и руки. У России появился шанс стать надежным партнером не только Китая, но и Европы и Азии, что позволит покончить с американской гегемонией в мире.
Резюмируя все сказанное выше, следует отметить, что в силу изначально заложенных ограничений на уровне политических соглашений, кризиса на институциональном уровне, расхождений в позициях стран-членов, а также трудностей финансового взаимодействия ЕС и Североатлантический блок не
2018'09
ВлАсть
241
самым лучшим образом приспособлены к налаживанию полноценного диалога. «Основная движущая и направляющая сила» Альянса - США зачастую играет «в одни ворота» и служит катализатором новых размежеваний, лишь усиливая недопонимание и сдерживая взаимодействие организаций. При всем этом Европейский союз остается ближайшим партнером Белого дома в глобальной перспективе, и потому взаимоотношения США и ЕС в современных реалиях следует рассматривать с позиций комплексной взаимозависимости.
Исследование выполнено в рамках выполнения государственного задания ЦИПБ РАН на тему «Научные исследования в сфере повышения эффективности обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации» (№ 0006-2018-0009).
SINITSYN Igor Mikhailovich, Scientific Secretary, Security Studies Centre, Russian Academy of Sciences (21b Garibal'di St, Moscow, Russia, 117335; [email protected])
KUIMOV Pavel Gennadievich, student of the Faculty of International Relations and Tourism, Moscow University for the Humanities (5 Yunosti St, Moscow, Russia, 111395; [email protected])
THE ECONOMIC TERRORISM OF THE USA WITH REGARD TO EUROPE, RUSSIA AND OTHER COUNTRIES
Abstract. The article is devoted to the problem of modern economic relations of the USA with the European Union, Russia and some other states. The article presents the features of the new economic policy of the United States, primarily with the European Union, Russia and China in the context of solving the problems of the country's domestic economy. This article is the result of a study of individual activities in the field of modern foreign economic policy of the United States. Keywords: sanctions, states of European Union, Russia, energy security, economic terrorism
ШМЕЛЕВ Борис Александрович — доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института экономики РАН (117218, Россия, г. Москва, Нахимовский пр-кт, 32; boris_shmelev@ mail.ru)
украинский кризис
Аннотация. В статье рассматриваются причины возникновения украинского кризиса, его влияние на европейскую и международную безопасность. Отмечается, что он возник вследствие столкновения геополитических интересов России, с одной стороны, и США и ЕС - с другой, а также под влиянием особенностей нациестроительства и формирования украинского национального государства. Подчеркивается, что сложная структура украинского кризиса не позволяет надеяться на его скорое разрешение, и поэтому он в течение длительного времени будет оказывать разрушительное воздействие на всю систему отношений в Европе и мире.
Ключевые слова: безопасность, кризис, нациестроительство, национализм, урегулирование, интересы, идеология
Украинский кризис имеет сложную внутреннюю структуру. В нем можно выделить три составляющие: кризис российско-украинских отношений, кризис отношений России и Запада, внутриполитический кризис на Украине,