Политика в фокусе
Владимир ФРОЛОВ
проблема участия украины в интеграционных процессах европы и евразийского региона
Статья посвящена рассмотрению вопроса внешней политики Украины в контексте взаимодействия с Европейским союзом и Таможенным союзом Беларуси, Казахстана и России. Проведен анализ политико-экономических аспектов, влияющих на выбор властей Украины.
The article is devoted to the issue of Ukraine's foreign policy in the context of cooperation with European Union and Customs Union of Belarus, Kazakhstan and Russia. Analysis of political and economic aspects that influence on the Ukrainian government policy is carried out.
Ключевые слова:
интеграция, Евразийский регион, Европейский союз, Таможенный союз, международное взаимодействие, политическая позиция Украины; integration, Eurasian region, European union, Customs union, international cooperation, Ukrainian political position.
Существует ряд факторов, выделяющих Украину среди других государств региона, среди которых необходимо отметить непредсказуемость поведения Украины на международной арене; важность Украины для евразийской интеграции; важность Украины для Европейского союза. Остановимся на каждом из них более подробно.
1. Непредсказуемость поведения Украины на международной арене. С распадом СССР Украина проводила установку актив -ных политико - экономических отношений с Россией и странами Евразийского региона в целом. В течение 11 лет, с 1994 по 2005 г., Украина во главе с президентом Л.Д. Кучмой практиковала «мно -говекторность» во внешней политике, не отдавая приоритета ни Востоку, ни Западу. Подобная политика обусловлена геополитиче -ским положением страны: Украина расположена между двумя «бло -ками». На севере (Беларусь), востоке и юго - востоке (Россия) она граничит со странами Таможенного союза (общая протяженность границы около 3 060 км), западная (Польша, Словакия, Венгрия) и юго западная (Румыния) части Украины находятся на границе с Европейским союзом (общая протяженность границы около 1 400 км). Примечательно, что перечисленные страны Восточной Европы стали членами Евросоюза в 2004 (1 я волна 5 го расширения ЕС) и 2007 (2 -я волна 5 - го расширения ЕС) годах, и данный факт, безусловно, оказал большое влияние на общественное мнение и настро -ение украинского населения, особенно в Западной Украине.
В 2005 г. новый президент В.А. Ющенко взял курс на взаимо -действие с Западом: «Наша стратегическая цель — интеграция в Европейский союз, европейские институции, и для этого мы должны пройти долгий путь как в наших двусторонних отношениях, так и в отношениях между Украиной и ЕС»1. Президент В.Ф. Янукович, одержавший победу на выборах в феврале 2010 г., активно продол -жил развитие внешней политики Украины в направлении сближе ния с Евросоюзом, однако серьезной преградой на пути сотрудни -чества с ЕС стал арест и последующий приговор Ю.В. Тимошенко, получивший оценку западных правозащитников как «политически мотивированный» и нарушающий права человека. Данный факт стал
ФРОЛОВ
Владимир Евгеньевич — аспирант кафедры международных отношений СЗИУРАНХиГС; специалист организационнопротокольного управления Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга, преподаватель кафедры международных процессов Евразийского региона СЗИУ РАНХиГС
vladimir9000072@
gmail.com
1 Интервью президента Украины В.А. Ющенко газете «Файнэншл Таймс» в Лондоне. 18.10.2005 // http://www.president.gov.ua/ru/news/1586.html
одной из причин признания внутриполи -тического состояния Украины в 2011 г. не соответствующим копенгагенским критериям, следование которым необхо -димо для вступления в Европейский союз. Несмотря на это, в 2012 г. Украина и ЕС продолжили переговоры о сотрудниче -стве, итогом которых стала ратификация Европейским парламентом соглашения об упрощении визового режима.
В то же время Украина не отказалась и от взаимодействия со своим восточным соседом — Россией, став в 2011 г. участни -ком Договора о зоне свободной торговли1 в рамках СНГ2. В 2013 г. Украине был при -своен статус наблюдателя в Таможенном союзе России, Беларуси и Казахстана. В связи с этим представляется интересным высказывание Ф.А. Лукьянова, главного редактора журнала «Россия в глобальной политике»: «Украина лишь подтвердила свой стратегический выбор — никуда не вступать, но не отказываться от сотрудничества»3. Подобное поведение объясняется неприемлемостью отказа от экономических отношений с Россией и другими государствами Евразийского региона, поскольку они обладают боль шим политико экономическим потен циалом. «Отвернувшись» от восточных соседей и исключив эти страны из спи сков партнеров, руководство страны может нанести ощутимый ущерб эко номике Украины. А.В. Лысенков пред -лагает сгруппировать государства СНГ по признаку их соответствия интересам и потребностям Украины. Ученый выде -ляет следующие сферы: общие потреб ности (Российская Федерация), энергетический комплекс (Туркменистан), экономика (Беларусь, Казахстан, Кыргызская республика, Таджикистан и Армения), политико энергетическая сфера (Азербайджан и Узбекистан), поли тическая (Грузия и Молдова). По утверж -дениям самого Лысенкова, подобное рас пределение стало актуальным с периода
1 Договор о зоне свободной торговли // СЗ РФ,
2012, № 40, ст. 5340.
2 Косов Ю.В., Фролов В.Е. Интеграционные процессы Евразийского региона: анализ основных этапов // Управленческое консультирование,
2013, № 10, с. 104-105.
3 Максимчук Н.В. Хроника региональной инте -
грации за II квартал 2013 года // Евразийская экономическая интеграция, 2013, № 3, с. 111.
президентства Л. Кучмы и не потеряло своего значения до сих пор4.
Подтверждением тезиса о непредска зуемости поведения украинских властей явились их осенние «виражи» между двумя союзами. События на российско украинской границе в августе 2013 г. и последующее развитие ситуации раз делили не только украинское обще ство, но и научное сообщество по всему миру: итогом прошедших в начале сен тября переговоров премьер министра Украины Н.Я. Азарова и первого заме -стителя Председателя Правительства РФ И.И. Шувалова стало заявление Азарова о выборе Украины в пользу Европы; утверж -дения В. Януковича о намерениях евроин -теграции в сентябре и октябре сменились отказом от подписания соглашения об ассоциированном членстве с ЕС в ноябре. Подобное поведение властей говорит о повышенной сложности и изменчивости сложившейся политической ситуации вокруг и внутри Украины.
2. Одной из причин значимости Украины для евразийской интеграции является тот факт, что в настоящий момент Россия имеет сухопутную границу с тремя стра -нами Евросоюза — Финляндией, Эстонией и Латвией и с тремя странами НАТО — Эстонией, Латвией и Норвегией. Известно, что существующая в Европейском союзе программа «Восточное партнерство» направлена на развитие интеграции с бывшими советскими республиками, в т.ч. с Украиной и Молдовой. Интеграция Украины с Западом приведет к расши -рению Европейского союза на восток, что, в свою очередь, удлинит границы Европейского и Таможенного союза более чем на 3 000 км. В случае получения Украиной членства в Евросоюзе в будущем последний также увеличит площадь своей исключительной экономической зоны в Азовском и Черном морях за счет включе -ния в свою территорию украинских бере гов. Молдова как государство - наблюдатель СНГ в этом случае рискует оказаться окруженной странами Европейского союза, что в теории может привести к ее постепенной интеграции в Евросоюз, по скольку он будет обладать всеми необхо
4 Лысенков А.В. Взаимоотношения Украины со странами СНГ после «оранжевой» революции: интересы и результаты (2005—2009) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 6(1), с. 321.
димыми инструментами для оказания дав -ления на нее. По мнению специалистов, реализация программы «Восточное пар -тнерство» (в данном случае в отношении Украины) таит в себе угрозу российским национальным интересам1. Возможно также предположить, что подобные дей -ствия со стороны ЕС направлены на осла -бление геополитического влияния России в Восточно - Европейском регионе и обу -словлены в т.ч. и вопросами электроэнер -гетики и энергоресурсов в Евросоюзе.
В пользу предположения о значимости Украины для евразийской интеграции и России, в частности, также говорит факт экономической помощи в размере 15 млрд долл. США, 1/5 часть которой уже была передана Украине 24 декабря 2013 г Следует отметить, что условия кредито вания, предложенные Международным валютным фондом (МВФ), явились небезопасными для экономики страны, поскольку предполагали в т.ч. и девальва -цию гривны.
Согласно информации Всемирного банка (ВБ)2 и МВФ3, по уровню ВВП (ППС) на душу населения Украина почти в 3 раза отстает от Российской Федерации и в 2 раза — от главных пар -тнеров России по Таможенному союзу
— Республики Казахстан и Республики Беларусь4. Важно отметить, что данные показатели ежегодно меняются и в слу чае интеграции Украины в Таможенный союз показатель ВВП (ППС) на душу населения может значительно выра сти. Это имеет значение не только для Украины, но и для стран — участниц будущего Евразийского экономического союза, заинтересованных в партнерстве
1 Сергунин А. А. «Восточное партнерство»: вызов российской дипломатии в Восточной Европе // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Лингвистика и межкуль-турная коммуникация, 2010, № 1, с. 209.
2 Официальный сайт ВБ // http://data.worldbank. org/data- catalog/GDP- PPP -based - table
3 Официальный сайт МВФ // http://www. imf.org/external/pubs/ft/weo/2013/01/weodata/ WE0Apr2013all.xls
4 Украина находится на 105 - м месте по версии
МВФ (7,374 тыс. долл. США) и на 98 -м по версии ВБ (7,418 тыс. долл. США); РФ - на 55 -м месте по версии МВФ (17,709 тыс. долл. США) и на 43 -м по версии ВБ (23,549 тыс. долл. США); Республика Казахстан — на 69 - м месте по версии МВФ (13,893 тыс. долл. США) и на 69-м по версии ВБ (13,892 тыс. долл. США); Республика Беларусь — на 62-м месте по версии МВФ (15,634 тыс. долл. США) и на 66 -м по версии ВБ (15,579 тыс. долл. США).
с государствами, имеющими хорошие и в то же время не сильно отличающиеся от других участников показатели уровня экономического развития.
3. Рассматривая вопрос значимости Украины для Европейского союза, необ ходимо взглянуть на экономику Украины через призму развития промышлен ности и сельского хозяйства. Украина является экспортером электроэнергии для своих западных соседей — Молдовы, Румынии, Венгрии, Словакии и Польши, также обладает большим потенциалом в сельскохозяйственной сфере и в обла сти промышленности. Партнерство с Европейским союзом позволило бы зна чительно снизить стоимость экспорта электроэнергии из Украины в восточно европейские страны при условии поста вок европейских энергоресурсов для работы украинских теплоэлектростанций. Однако, учитывая большую зависи -мость Евросоюза от импорта основных видов энергоносителей (нефтепродукты, газ), подобное предположение является маловероятным, поскольку избрание Украиной западного сценария разви тия явно не будет способствовать сни -жению цен на импорт российского газа. Ранее отмечалось, что в случае выбора евразийского направления сотрудниче ства цена газа составила бы 160 долл. за 1 000 куб. м, что в 2,5 раза меньше, чем Украина платила в 2012 г. (425 долл.). Для сравнения, стоимость российского газа для Белоруссии в 2013 г. составляла 165 долл., а в 2014 г. возможно ее повышение до 175 долл. за куб. м5.
На конец 2013 г. политическая ситуация вокруг Украины сложилась таким обра зом, что выбор одной из сторон в качестве партнера означает высокую вероятность разрыва отношений с другой стороной. Данный факт усложняет положение вла стей Украины, порождая сомнения в выборе и заставляя тщательно взвешивать все «за» и «против». В ответ на неодно кратные предложения В. Януковича осу ществлять сотрудничество с Таможенным союзом в формате «3+1», российская сто -рона отметила, что для получения эконо мических преференций, в т.ч. и специаль -ной цены на газ, необходима полноцен ная интеграция в ТС. Премьер - министр
5 Белоруссия ожидает роста цен на российский газ. 13.09.2013 // http://top.rbc.ru/ есопот^/13/09/2013/876632^Ыт!
РФ так прокомментировал эту ситуацию: «Наши украинские друзья очень любят порассуждать на тему присоединения “три плюс один” и т.д. Так не бывает. Или все, или ничего, но тогда это наблюдение или что -то другое»1. Несмотря на подоб -ные заявления, 29 мая 2013 г. на заседании Высшего Евразийского экономического совета было принято решение предусмо -треть для Украины статус наблюдателя в Евразийском союзе, который официально будет присвоен ей в 2015 г., когда будет со -здан Евразийский экономический совет, а до того момента Украина сможет работать во всех форматах Евразийской экономиче -ской комиссии и Высшего Евразийского экономического совета. Отметим, что вопрос трехстороннего сотрудничества в формате «Таможенный союз — Украина
— ЕС» оставался нерешенным вплоть до конца 2013 г.
Следует также подчеркнуть одну из важ ных особенностей внутреннего устройства Украины, которая заключается в пря мой зависимости общественного мнения населения Украины от географического расположения городов: запад нацелен на евроинтеграцию, в то время как восточная часть рассматривает вариант интеграции в Таможенный союз как более перспектив ный2. Отказ В. Януковича от подписания соглашения об ассоциации с Европейским союзом на саммите в Вильнюсе 28—29 ноя -бря 2013 г. явился мощным катализатором развития процесса противостояния обще -ственных мнений, выявившим контрасти рующие позиции двух частей государства. Выход людей на улицы, «Евромайдан» с требованиями отставки президента и правительства, с одной стороны, и про российские митинги в поддержку Партии регионов — с другой, применение силы для разгона демонстрантов — сторонни ков евроинтеграции, информационная борьба, обоюдные попытки провокации и захват оппозиционными активистами здания мэрии Киева явились реакцией и наглядной демонстрацией происшедшего раскола в обществе.
По оценкам экспертов, электорат
1 Украина может стать наблюдателем в Евразийском союзе не ранее 2015 г. 20.05.2013 // http://www.vedomosti.ru/politics/news/12175091/ naЫyudateЦ_soyuzu_ne_nuzhny
2 46% населения Украины — за Таможенный союз (опрос). 20.12.2012. // http://www.uman. net/news/542388- 46- naseleniya- ukrainyi- za -tamojennyiy- soyuz - opros.html
В. Януковича является пророссийским и представлен в основном жителями Восточной Украины. Таким образом, для того чтобы сохранить шансы быть вновь избранным и остаться у власти в 2015 г., нынешнему президенту необходимо продемонстрировать способность при нимать хорошо обдуманные последова тельные решения, не игнорируя развитие экономических отношений с Россией3. Ситуация для Януковича осложняется не только тем фактом, что, приняв решение интегрироваться с Западом, он рискует потерять большинство голосов избирате лей с востока страны, но и тем, что у него нет уверенности в поддержке со стороны запада Украины.
Необходимо также подчеркнуть, что если предположить возможность под писания соглашения об ассоциации с Европейским союзом, до выборов прези дента Украины трудно будет объективно оценить плюсы и минусы такого суще ствования, даже если предположить, что плюсов будет гораздо больше. Реформы, обязательные для проведения Украиной в соответствии с условиями соглашения, требуют значительных временных затрат для проявления видимых результатов, в связи с этим Януковичу грозит немалый риск лишиться голосов восточной части Украины и не успеть завоевать голоса западных избирателей.
Также, по мнению Михаила Погребинского, существуют факторы, являющиеся потенциальными барьерами для интеграции в Европейский союз, например свойственная европейцам пропаганда толерантности, в частности лоббизм легализации сексуальных мень шинств4. Украинцам нелегко принять систему толерантности, сложившуюся на Западе. В советское время законода тельством была предусмотрена уголовная ответственность за мужеложство, которая была отменена только в начале 1990 х гг.; сегодня на территории Украины действует закон «О защите общественной морали», запрещающий производство и оборот продукции порнографического харак тера. Безусловно, особенности законода -тельства государства накладывают свой отпечаток и на менталитет украинского
3 Украина — сладкий приз в дуэли Европы и России. 16.07.2013// http://www.inosmi.ru/ ^^^/20130716/210992597^^1
4 Там же.
народа, который, учитывая изложенное выше, контрастирует с либеральным мен талитетом европейцев. Таким образом, Украине потребуется достаточно боль шой промежуток времени для проведения комплекса реформ и приведения страны в соответствие с европейскими стандартами. И в данном конкретном случае изменить устоявшееся общественное мнение будет крайне непросто.
Важно отметить и тот факт, что на тер ритории Украины находится множество предприятий, ориентированных на экс порт продукции в восточном направле нии. Неминуемое применение таможен ных пошлин и принятие прочих мер со стороны России в ответ на сближение Украины с Европой приведет к резкому спаду экспорта украинской продукции в Таможенный союз, что повлечет за собой снижение объемов производства, вынуж денное сокращение производственных мощностей и рост безработицы.
В качестве выводов по данной статье следует еще раз акцентировать внимание на следующих моментах.
Во первых, непредсказуемость поведе ния властей Украины обусловлена крайне сложной и противоречивой ситуацией, сложившейся как вокруг Украины, так и внутри государства.
Во вторых, рассматривая возможность выбора европейского пути интеграцион ного взаимодействия, логично предполо -жить, что в течение первых лет этот шаг не принесет экономической выгоды ни самой Украине, ни Европейскому союзу. Более того, учитывая факторы, рассмотренные в данной статье, а также стремительное раз витие событий в ноябре—декабре 2013 г., это может представлять угрозу экономи ческой стабильности страны.
В третьих, в случае выбора евразийского пути интеграционного сотрудничества Украина может в короткие сроки полу чить полноценное членство в Таможенном союзе, что откроет для нее новые перспек тивы по сбыту продукции партнерам по ТС, позволит покупать российский газ по льготной цене и даст больше свободы в формировании цены на экспорт электро энергии в Европейский союз.