Научная статья на тему 'Отношения Украины с государствами − участниками Центральноевропейской инициативы в контексте евроинтеграции'

Отношения Украины с государствами − участниками Центральноевропейской инициативы в контексте евроинтеграции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
222
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАИНА / UKRAINE / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / POST-SOVIET SPACE / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ЦЕНТРАЛЬНОЕВРОПЕЙСКАЯ ИНИЦИАТИВА / CENTRAL EUROPEAN INITIATIVE / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / EUROPEAN UNION / ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / FREE TRADE ZONE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Левченков Александр Станиславович

Статья посвящена отношениям Украины со странами – членами Центральноевропейской инициативы в контексте сотрудничества с Европейским союзом. Автор сравнивает евроинтеграционный курс Киева с отношением Украины к интеграции на постсоветском пространстве, анализирует перспективы участия страны в Евразийском экономическом союзе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relations of Ukraine with the Participants of the Central European Initiative in the Context of European Integration

The article is devoted to the relations among Ukraine and the participants of the Central European Initiative in the context of cooperation with the European Union. The author compares the European integration course of Kiev with Ukraine attitude to the integration on Post-Soviet space.

Текст научной работы на тему «Отношения Украины с государствами − участниками Центральноевропейской инициативы в контексте евроинтеграции»

III. Страны и регионы в ^временной системе международных взаимодействий

111.1. СТРАНЫ ПОСТСОВЕТСКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

А.С. Левченков

ОТНОШЕНИЯ УКРАИНЫ С ГОСУДАРСТВАМИ - УЧАСТНИКАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЕВРОПЕЙСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В КОНТЕКСТЕ ЕВРОИНТЕГРАЦИИ

Статья посвящена отношениям Украины со странами - членами Цен-тральноевропейской инициативы в контексте сотрудничества с Европейским союзом. Автор сравнивает евроинтеграционный курс Киева с отношением Украины к интеграции на постсоветском пространстве, анализирует перспективы участия страны в Евразийском экономическом союзе.

Ключевые слова: Украина, постсоветское пространство, интеграция, Центральноевропейская инициатива, Европейский союз, Зона свободной торговли.

Отношения Украины с государствами Центрально-Восточной Европы всегда являлись неотъемлемой составляющей евроинтеграционного курса украинского государства, который был декларирован в качестве приоритета уже при первом президенте Л.М. Кравчуке, а по сути начал формироваться в последние годы существования Украинской ССР, в ходе контактов украинских политиков эпохи парада суверенитетов в СССР с европейскими (в том числе центральноевропейскими) коллегами того времени.

При этом традиционно и обоснованно как евроинтеграционный, так и российский векторы украинской внешней политики специа-

© Левченков А.С., 2013

листы склонны оценивать как варианты цивилизационного выбора, находящиеся, по мнению многих, в конфронтации друг с другом на протяжении гораздо более длительного периода, причем ни один из этих вариантов не мог получить окончательного перевеса в силу различных, как внешних, так и внутренних, факторов. Отсюда в значительной степени и так называемая многовекторность внешней политики Украины, окончательно сложившаяся при Л.Д. Кучме и в своей основе сохраняющаяся до настоящего времени, хотя и поколебленная было президентством В.А. Ющенко, резко усилившего на несколько лет евроинтеграционную и евроатлантическую составляющую внешнеполитической активности Киева.

Именно ряд государств Центральной и Восточной Европы всегда являлись достаточно последовательными сторонниками активного вовлечения Украины в евроинтеграционные процессы. Принадлежа к так называемым молодым членам ЕС, страны Центральной и Восточной Европы рассматривают Украину как важный рынок сбыта собственных товаров, площадку для инвестиций и ареал распространения культурного влияния. Наконец, как Украина, являющаяся транзитным государством, так и ее более западные (географически) соседи являются важнейшими элементами в устоявшейся схеме транспортировки энергоносителей из Центральной Азии и Российской Федерации.

Наибольшей активностью отличаются контакты Украины со странами - членами Центральноевропейской инициативы - регионального объединения стран Центральной и Восточной Европы, основной целью деятельности которого с самого начала было провозглашено налаживание многостороннего сотрудничества в политической, социально-экономической, научной и культурной сферах, а также содействие на этой основе укреплению стабильности и безопасности в регионе.

Центральноевропейская инициатива (ЦЕИ) ведет свою историю с переломной эпохи распада социалистического блока, что создало предпосылки для объединения государств региона на основе новых принципов и интересов. ЦЕИ была создана в ноябре 1989 в Будапеште четырьмя государствами - Италией, Австрией, Венгрией, Югославией. Впоследствии состав организации неоднократно расширялся, и в настоящее время она насчитывает ^государств: Албания, Австрия, Беларусь, Босния и Герцеговина, Болгария, Венгрия, Италия, Македония, Молдова, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Хорватия, Черногория, Чехия и Украина. Ровно половина участников организации является членами Евросоюза.

Украина начала развивать контакты с ЦЕИ в 1992 г., включившись в деятельность нескольких рабочих групп Инициативы. В марте 1994 г. Киев получил статус члена ассоциированного совета ЦЕИ, а 31 мая 1996 г. Украина стала полноправным членом организации. Безусловно, несмотря на ярко выраженный мейнстрим участников ЦЕИ - преимущественное стремление стать членом ЕС, у отдельных членов организации есть свои конкретные цели и задачи. Так, к примеру, белорусская дипломатия рассматривает участие в организации как способ расширить контакты с европейскими государствами, наладить с ними прочные, стабильные связи, а также обрести поддержку ЦЕИ в решении проблем миграции, борьбы с организованной преступностью, визовых и таможенных вопросов. Повышенное внимание Минск уделяет сотрудничеству в деле ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС1.

Со второй половины 1990-х годов акцент в деятельности ЦЕИ стал все больше смещаться в сторону активизации контактов со странами - участниками евроинтеграционного проекта. В конце 1990-х годов содействие европейской интеграции и сближению между ЕС и европейскими государствами, не входящими в его состав, было провозглашено основной целью организации.

Следует отметить, что далеко не все предложения и чаяния украинской стороны находили однозначную поддержку со стороны государств - членов ЦЕИ, особенно связанные непосредственно с вступлением в Евросоюз. Так, в 1990-х годах Киев надеялся ускорить процессы евроинтеграции, включившись в Вышеградскую группу, образованную в 1991 г. четырьмя центральноевропейскими государствами: Польшей, Чехией, Словакией и Венгрией2. Главной целью Вышеградской четверки на первом этапе стало вступление в Евросоюз. Отмечая слишком большую разницу с Украиной в экономическом развитии, члены Вышеградской четверки скептически отнеслись к перспективе вступления Киева в это объединение. Не получило поддержки со стороны центральноевропейских держав и стремление Киева присоединиться к Центральноевропейскому соглашению о свободной торговле (ЦЕФТА), подписанному в декабре 1992 г. Венгрией, Польшей, Словакией и Чехией и вступившему в силу 1 марта 1993 г.

Тем не менее можно констатировать, что контакты Украины и стран ЦЕИ по вопросам, связанным с евроинтеграцией, продолжали развиваться. В 2012 г. Украина сменила Сербию на посту председателя ЦЕИ. Интересно, что, очерчивая приоритеты украинского председательства в ЦЕИ, министр иностранных дел Украины Константин Грищенко отметил важность участия Украины в

деятельности Инициативы, учитывая стратегический евроинтегра-ционный курс украинского государства3. В начале ноября 2011 г. премьер-министр Украины Н. Азаров во время пресс-конференции глав делегаций государств-участников «Общей тройки4 Центральноевропейской инициативы» в Белграде заявил, что продолжает настаивать на включении в соглашение об ассоциации перспективы членства в Европейском союзе.

В целом в период председательства Украины в ЦЕИ главной задачей являлась именно выработка решений, которые смогли бы противодействовать надвигавшемуся кризису. Помимо этого, как считали специалисты и представители организации, Украина в рамках председательства в организации была заинтересована в развитии энергетического и транспортного направлений сотрудничества, в развитии регионального сотрудничества для евроинтегра-ции, включая судьбу Восточного партнерства5.

Безусловно, еще с конца 1980-х годов, после смены режимов и бархатных революций, страны Центрально-Восточной Европы выражали заинтересованность в демократизации Украины, в максимальном вовлечении страны в процессы развития евроориентиро-ванной демократии, часто прямо указывая на это как противовес российскому влиянию. В этом ключе совершенно очевидно стремление государств Центральной и Восточной Европы - членов Евросоюза и ЦЕИ - не допустить включения Украины в область приоритетного влияния России, как политического, так и экономического.

Необходимо подчеркнуть, что государства-члены Централь-ноевропейской инициативы стали важной опорой деятельности ряда так называемых альтернативных интеграционных модулей. Современные исследователи отмечают, что уже во второй половине 1990-х годов на постсоветском пространстве начала формироваться особая система отношений, образовался ряд модулей, обусловленных желанием их участников оформить структуру, в рамках которой они могли бы играть главенствующую роль6. Эти региональные модули изначально ориентировались на тесное сотрудничество, прежде всего со странами ЕС и США, представляя собой, по сути, потенциальную площадку для запуска механизмов все более тесного вовлечения во взаимодействие с Евросоюзом и НАТО с перспективой вхождения в евроатлантические структуры. Длительное время последовательно дистанцируясь от активного участия в интеграционных организациях на постсоветском пространстве, в которых главенствующую роль играла и играет Российская Федерация, Украина уже при президенте Л.Д. Кучме (1994-2004 гг.), следуя концепции многовекторности, преврати-

лась в одного из инициаторов и активных участников альтернативных модулей, в состав которых вошел и ряд государств-членов Центральноевропейской инициативы7.

В деятельности одного из таких модулей - ГУАМ, включающего из государств-членов Центральноевропейской инициативы, помимо Украины, Молдову, а также Азербайджан и Грузию (а на определенном этапе и Узбекистан), нашли реальное воплощение планы части политической элиты Украины по созданию альтернативной россиецентричным интеграционным объединениям на постсоветском пространстве (ЕврАзЭС, ЕЭП, ОДКБ, СНГ) международной организации, преимущественно политического характера. Другим важнейшим фактором участия Украины в ГУАМ изначально стали вопросы энергетической политики. Государства - участники организации выступили за создание новых маршрутов транзита через их территорию в Европу каспийской нефти, минуя Россию, что согласовывалось со стратегическими интересами государств как Западной, так и Центральной Европы, находило поддержку в Вашингтоне.

Особенной активностью деятельность Украины в ГУАМ отличалась в годы президентства Виктора Ющенко. Выступая на открытии Киевского саммита в мае 2006 г., Ющенко заявил, что «позитивный опыт взаимодействия в рамках ГУАМ, потребность в переходе на качественно новый уровень сотрудничества» создали предпосылки для образования новой международной региональной организации, являющейся «частью общих процессов формирования качественно новой системы международных отношений»8. По замыслу Ющенко, дальнейшее взаимодействие в рамках ГУАМ должно было основываться «на единстве мнений его участников относительно процессов расширения ЕС и НАТО, стремлении к развитию демократии, углублению европейской интеграции». По мнению украинского президента, особое значение создание ГУАМ приобрело в связи с завершением очередного этапа расширения Североатлантического альянса и Евросоюза, которые вплотную подошли к региону. В связи с этим он призвал ГУАМ «сконцентрировать внимание на укреплении отношений с Европейским союзом, НАТО, нашими соседями и партнерами путем создания эффективного механизма координации усилий», отметил необходимость «усиления в первую очередь экономической составляющей деятельности ГУАМ, совместного участия в реализации перспективных международных проектов, прежде всего в транспортной и энергетической сферах», коллективного ответа на «вызовы международного терроризма, агрессивного сепаратизма

и экстремизма», скорейшего разрешения неурегулированных конфликтов в государствах ГУАМ9.

В ходе саммита был принят новый устав, подтвердивший курс на скорейшую интеграцию с Европейским союзом и НАТО, подтверждены широкие географические границы действия ГУАМ - «от Каспия до Балтики». Согласно новому уставу, основными целями организации стали: утверждение демократических ценностей, укрепление международной и региональной безопасности и стабильности, углубление европейской интеграции для создания общего пространства безопасности, а также расширение экономического и гуманитарного сотрудничества; развитие социально-экономического, транспортного, энергетического, научно-технического и гуманитарного потенциала; активизация политического взаимодействия и практического сотрудничества в сферах, представляющих взаимный интерес. Особое значение придавалось энергетическим вопросам. На саммите были озвучены планы создания специального топливно-энергетического совета.

К саммитам ГУАМ неоднократно привлекались лидеры ряда сторонних государств-членов ЦЕИ. Так, в саммите ГУАМ в Батуми в июле 2008 г. принял участие президент Республики Польша Л. Качинский. На саммите была подписана Батумская декларация «ГУАМ - интегрируя Восток Европы». В этом документе, помимо прочего, были подтверждены «акцент на неизменности курса на развитие регионального сотрудничества как составляющей общеевропейских и азиатских интеграционных процессов, укрепление международных партнерских связей Организации со США, Польшей, Японией...», «готовность к дальнейшему развитию энергетической безопасности и поддержке усилий, направленных на либерализацию и диверсификацию европейского рынка энергоресурсов», а также «к углублению торгово-экономического сотрудничества на основе полномасштабной реализации соглашений о создании зоны свободной торговли.»10.

Приход к власти на Украине В.Ф. Януковича, казалось, означал конец участия Киева в данной организации. В начале 2010 г., будучи еще кандидатом в президенты, Янукович заявил, что деятельность ГУАМ неактуальна, добавив, что «за последние пять лет слышал только разговоры вокруг ГУАМ, но не видел конкретных действий». Однако в том же 2010 г. народный депутат от Партии регионов В. Зубанов заявил, что Украина должна возглавить интеграционные процессы в рамках ГУАМ11. Дальнейшее развитие событий показало, что Киев и команда Януковича продолжали следовать курсом многовекторной политики, не отказываясь от членства

в ГУАМ, которая служила площадкой для укрепления контактов с государствами-членами ЕС. 26 сентября 2013 г. в Нью-Йорке в рамках 68-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН состоялось 21-е заседание Совета министров иностранных дел ГУАМ, в ходе которого стороны подчеркнули важность близящегося Вильнюсского саммита восточного партнерства 28-29 ноября 2013 г., выразив убеждение, что европейские устремления стран - членов ГУАМ и их сближение с Европейским союзом находятся в полном соответствии с уставными задачами и целями организации12.

В 2006 г. на учредительной конференции в Вильнюсе было провозглашено об образовании еще одного регионального модуля - Содружества демократического выбора (СДВ). В состав этой международной региональной организации, по своим главным целям (прежде всего содействие евроинтеграции) схожей с ГУАМ, вошли многие государства - участники ЦЕИ (Украина, Македония, Молдавия, Польша, Румыния, Словения) а также Латвия, Литва, Эстония и Грузия. Все страны СДВ подчеркивают факт своего освобождения от социалистического прошлого и построения новой демократии. Помимо этого, в создании СДВ очевиден геополитический мотив, заключающийся в тесном сотрудничестве с НАТО и ОБСЕ. Сам концепт макрорегиона, включающего Каспий, Черное и Балтийское моря, был впервые озвучен американской дипломатией и активно используется для обоснования расширения зоны ответственности НАТО за рамки, прописанные в Атлантической хартии. Однако оценка перспектив СДВ в настоящее время представляется весьма затруднительной. Данная организация, в отличие от ГУАМ, еще не оформилась структурно. Тем не менее в поддержке СДВ со стороны США прослеживается стремление создать внутри ЕС и за его пределами своеобразное ядро государств, которые обеспечили бы эффективное участие американской дипломатии в решении всех ключевых проблем европейской жизни, включая отношения с Россией и будущее государств на постсоветском пространстве. Среди «старых» участников ЕС наблюдалось беспокойство созданием новой региональной организации, включившей страны так называемой новой Европы.

Экономические отношения играют в заинтересованности государств ЦЕИ в Украине как стабильном партнере Евросоюза не менее важную роль, чем идеология и геополитика. Одна из важнейших составляющих отношений Украины и стран Евросоюза, в том числе государств Центрально-Восточной Европы, - торговля. Нужно отметить, что торговый оборот со странами ЕС в целом на протяжении 2000-х годов снижался в процентах от доли общего

товарооборота Украины с зарубежными государствами и в 2012 г. составлял не более 30%. В то же время товарооборот с государствами СНГ превышал 4% (в 2010 г. - 40,2%)13. В 2011 г. в цифрах он составил 70 760 000 000 долл., из которых 65 млрд - со странами Таможенного союза (Россия, Беларусь, Казахстан) и 55,5 млрд -собственно с Российской Федерацией14. Безусловно, серьезную роль в этих процессах в последнее время сыграл общеевропейский экономический кризис и тяжелое положение ЕС в целом. При этом существенная доля технологического экспорта Украины (от двигателей самолетов или ракет, продукции ВПК и железнодорожного транспорта до энергетического машиностроения) поставлялась на рынок России, в то время как существенную долю товарной структуры украинского экспорта в ЕС составляют черные металлы, а также руды и железные концентраты.

Однако это не означало, что по экономическим причинам Украина собиралась отказаться от евроинтеграционного вектора. Одной из главных экономических причин ориентации на Евросоюз является то, что европейский рынок в несколько раз превосходит рынок Таможенного союза, СНГ и других интеграционных объединений на постсоветском пространстве.

К тому же в абсолютных цифрах товарооборот Украины с государствами ЕС с конца первого десятилетия XXI века уверенно рос. В частности, в 2011 г. он вырос на 36% и составил 44 млрд долл.15 По прогнозам некоторых украинских экономистов, возможно, чересчур оптимистичным, но тем не менее отражающим заинтересованность Киева в развитии сотрудничества с Евросоюзом, ожидалось, что товарооборот Украины и ЕС в перспективе мог составить, а то и превысить 60% от общего объема внешней торговли16.

Данную заинтересованность подтверждали и заявления руководителей украинского государства. В феврале 2012 г., вскоре после своего официального вступления в должность, первый вице-премьер Украины В. Хорошковский отметил, что основной целью своей работы он видит евроинтеграцию Украины, создание благоприятной бизнес-среды, в частности условий, которые способствовали бы притоку инвестиций в отечественную экономику17.

При этом соседние с Украиной государства Центральной и Восточной Европы - члены ЦЕИ - с точки зрения торгового оборота с Украиной находились среди тех стран Евросоюза, товарооборот с которыми, как правило, уверенно рос. Так, торговый оборот между Украиной и Польшей за первые полгода 2012 г. вырос на 13%, о чем свидетельствуют данные, обнародованные президентами Януковичем и Коморовским 20 сентября 2012 г.18 Увеличился

до 1 млрд долл. за восемь месяцев 2012 г. товарооборот Украины и Румынии19. Существенно за 2011 и 2012 гг. вырос товарооборот между Украиной и Чехией. Так, за 9 месяцев 2011 г. он увеличился на 41,6% - до 2,07 млрд дол.20 С начала 2000-х годов товарооборот между Украиной и Венгрией вырос более чем в четыре раза. Так, в январе-сентябре 2011 г. товарооборот между Украиной и Венгрией составил 1,9 млрд дол., что показало его увеличение по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. на 34%21.

Определенных и в целом больших, чем с другими государствами ЕС, успехов удалось добиться Украине и в вопросах смягчения режима пересечения границы с соседними государствами ЦВЕ. Так, Украина добилась либерализации правил пересечения границ украинскими, польскими, словацкими гражданами, в конце прошлого года был подписан меморандум с МИД Венгрии о либерализации визового режима для Украины.

В 2011 г. Украина и Европейский союз договорились ускорить подготовку документа об ассоциации между Украиной и ЕС по вопросу углубленной зоны свободной торговли (ЗСТ). 30 марта 2012 г. Украина и ЕС парафировали соглашение об ассоциации и ЗСТ. Правда, по словам главы представительства ЕС в Украине Жозе Мануэл Пинту Тейшейры, ратификация договора об ассоциации должна зависеть от внутренней ситуации в стране. 8 мая 2012 г. в Брюсселе была достигнута договоренность об ускоренном режиме подготовки в ходе встречи министра экономического развития и торговли П. Порошенко с комиссаром ЕС по вопросам торговли К. Де Гухтом.

Украина и ЕС вели переговоры о создании зоны свободной торговли с 2008 г. ЗСТ должна стать составной частью соглашения об ассоциации, переговоры по которому стороны начали в 2007 г. 19 июля 2012 г. представителями Украины и Европейской комиссии был парафирован текст соглашения о зоне свободной торговли. Процесс касался эталонной английской версии текста соглашения, неотъемлемой части договора об ассоциации.

20 сентября 2012 г. президент Янукович встретился в Киеве с польским коллегой Б. Коморовским. Лидер Польши заявил, что намерен лоббировать в ЕС подписание соглашения об ассоциации с Украиной после выборов 28 октября, дав понять, что займется этим вне зависимости от решения проблемы Ю.В. Тимошенко. Кроме того, президент Польши во время встречи отметил, что «польско-украинское стратегическое партнерство - это, прежде всего, поддержка Украины в ее европейских стремлениях. Мы довольны, что завершены переговоры об ассоциации между Украиной и ЕС.

С особым вниманием мы будем смотреть на парламентские выборы. Поддерживание демократичных принципов на этих выборах откроет путь для дальнейшей евроинтеграции Украины».

По словам Януковича, вопрос европейской интеграции оставался «одним из важнейших для Украины». Наряду с этим, и данное обстоятельство вызывает беспокойство ЕС, Украина вошла в ЗСТ с Россией, Беларусью и Казахстаном (также Узбекистан присоединяется). Договор о ЗСТ СНГ вступил в силу 20 сентября 2012 г. Премьер-министр Украины Н. Азаров на заседании совета глав правительств СНГ заявил, что договор станет отправной точкой для формирования торгово-экономических отношений на качественно новом уровне и новой правовой основе. Не случайно во время совместной пресс-конференции по завершении переговоров с польским лидером 20 сентября Янукович заявил, что Украину интересует экономическая интеграция как на Запад, так и на Восток, поскольку товарооборот с ЕС и с СНГ у Украины «примерно одинаков».

Подготовка к подписанию соглашения об ассоциации Украины и Евросоюза сопровождалась непростым обсуждением внутренней ситуации в стране, что было связано, прежде всего с преследованиями политических противников Януковича. В феврале 2013 г. на саммите Украина-ЕС представители ЕС выдвинули ряд требований по изменению законодательства Украины и устранению «выборочного правосудия» как одно из условий подписания соглашения. 7 апреля 2013 г. Янукович подписал указ о помиловании экс-министра МВД Украины Ю. Луценко и экс-министра охраны окружающей природной среды Г. Филипчука, что получило положительные отзывы со стороны европейских политиков. Однако в центре внимания европейской общественности остается вопрос о будущей судьбе Тимошенко. Кроме того, евроинтеграционные инициативы украинского руководства не находили понимания у довольно большой части населения Украины, особенно на востоке страны, они выступали против евроинтеграции и за вступление в Таможенный союз ЕврАзЭс.

Тем не менее в мае 2013 г. Европейская комиссия заявила о технической готовности и рекомендовала Совету Евросоюза подписать в ноябре 2013 г. текст соглашения об ассоциации с Украиной. Подписание соглашения было намечено на ноябрь 2013 г. на саммите Восточного партнерства в Вильнюсе. В июле 2012 г. Украина и ЕС договорились о внесении дополнений в соглашение об упрощении визового режима. В марте-апреле 2013 г. Верховная рада Украины и Европарламент ратифицировали эти договоренно-

сти. 17 сентября 2013 г. Кабинет министров Украины единогласно одобрил проект соглашения об ассоциации с Европейским союзом.

Большую роль в достижении данного, пока промежуточного, результата играли и продолжают играть государства Евросоюза из числа участников Центральноевропейской инициативы, особенно Польша, президент которой Бронислав Коморовский назвал «игрой за высшую ставку» вопрос запланированного на ноябрь подписания соглашения об ассоциации Украины с Европейским союзом22. Безусловно, учитывая исторические связи Украины со своими ближайшими западными соседями, наиболее вероятным является их дальнейшее активное участие в процессе взаимодействия Украины с ЕС, находится в конфронтации с евразийским проектом России и Казахстана.

Примечания

Центральноевропейская инициатива [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства иностранных дел Республики Беларусь. URL: http://www. mfa.gov.by/mulateral/organization/list/a4ab9536d34cfd74.html (дата обращения: 10.06.2013).

Все члены Вышеградской группы 1 мая 2004 г. стали членами Европейского союза.

Украина начала председательствовать в ЦЕИ [Электронный ресурс] // РБК-Украина. URL: http://www.rbc.ua/rus/top/show/ukraina-nachala-predsedatelstvovat-v-tsei-02012012133100 (дата обращения: 10.06.2013). В 1996 г. в рамках ЦЕИ основана Тройка объединения как руководящий орган ЦЕИ (нынешняя, будущая и бывшая председательствующие страны). Киев представит в конце ноября план председательства в ЦЕИ [Электронный ресурс] // Подробности. URL: http://podrobnosti.ua/power/2011/11/13/803452. html (дата обращения: 10.06.2013).

Пивовар Е.И. Постсоветское пространство: альтернативы интеграции. СПб.: Алетейя, 2008. С. 118.

Левченков А.С. Украина и интеграционные объединения на постсоветском пространстве (1991-2009 гг.) // В едином историческом пространстве: Сб. науч. статей. М.: РГГУ, 2009. С. 451-452.

Вступительное слово Президента Украины Виктора Ющенко на пленарном заседании саммита ГУАМ [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Украины, Пресс-служба Президента Украины Виктора Ющенко. URL: http:// www.president.gov.ua/ru/news/3302.html (дата обращения: 10.06.2013). Заключительное слово Президента Украины Виктора Ющенко на пленарном заседании саммита ГУАМ [Электронный ресурс] // Официальный сайт

3

4

5

6

7

8

Президента Украины, Пресс-служба Президента Украины Виктора Ющенко. URL: http://www.president.gov.ua/ru/news/3305.html (дата обращения: 10.06.2013).

По результатам заседания Совета глав государств Организации за демократию и экономическое развитие (ГУАМ) подписаны совместные документы [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Украины, Пресс-служба Президента Украины Виктора Ющенко. URL: http://www.president. gov.ua/ru/news/10496.html (дата обращения: 10.06.2013). Украина должна стать лидером ГУАМ [Электронный ресурс] // Газета «Донбасс». URL: http://donbass.ua/news/politics/2010/08/19/ukraina-dolzhna-stat-liderom-guam.html (дата обращения: 10.06.2013). 21-е заседание Совета министров иностранных дел ГУАМ [Электронный ресурс] // Официальный сайт Организации за демократию и экономическое развитие. URL: http://guam-organization.org/node/1496 (дата обращения: 10.06.2013).

Экономика ЗСТ СНГ для Украины [Электронный ресурс] // Newzz.in.ua. URL: http://newzz.in.ua/economic/1148882897-ekonomika-zst-sng-dlya-ukrainy.html (дата обращения: 10.06.2013). Там же.

Товарооборот Украины с ЕС за прошлый год вырос до 44 млрд долл. [Электронный ресурс] // Подробности. URL: http://podrobnosti.ua/ economy/2012/02/28/823107.html (дата обращения: 10.06.2013). АП прогнозирует увеличение товарооборота между Украиной и ЕС до 60% от общего объема внешней торговли [Электронный ресурс] // FundMarket - Фондовый рынок Украины. URL: http://fundmarket.ua/news/ ap-prognoziruyet-uvyelichyeniye-tovarooborota-myezhdu-ukrainoy-i-yes-do-60-ot-obshyego-obyema-vnyeshnyey-torgovli-20120409180940/ (дата обращения: 10.06.2013). Там же.

Товарооборот между Украиной и Польшей вырос на 13% [Электронный ресурс] // ТОВ «Укрнет». URL: http://www.ukr.net/news/tovarooborot_ mezhdu_ukrainoj_i_polshej_vyros_na_13-15146204-1 .html (дата обращения: 10.06.2013).

Товарооборот между Украиной и Румынией за 8 мес. 2012 г. составил 1 млрд дол. [Электронный ресурс] // РБК-Украина. URL: http://www.rbc.ua/rus/ newsline/show/tovarooborot-mezhdu-ukrainoy-i-rumyniey-za-8-mes-2012-g-sostavil-19092012115900 (дата обращения: 10.06.2013).

Товарооборот между Украиной и Чехией за 9 месяцев 2011 г. увеличился на 41,6% - до 2,07 млрд дол. [Электронный ресурс] // ФинМонитор. URL: http:// finmonitor.com.ua/news/1068-tovarooborot-mezhdu-ukrainoy-i-chehiey-za-9-mesyacev-2011-g-uvelichilsya-na-416-do-207-mlrd-doll-posol-chehii.html (дата обращения: 10.06.2013).

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Николай Присяжнюк: Товарооборот между Украиной и Венгрией достигнет 4,5 млрд дол. [Электронный ресурс] // Правительственный портал. URL: http://www.kmu.gov.ua/control/publish/article7art_id-244739790 (дата обращения: 10.06.2013).

Коморовский о подписании соглашения об ассоциации с Украиной: Это игра за высшую ставку [Электронный ресурс] // Корреспондент. URL: http://korrespondent.net/ukraine/politics/1570101-komorovskij-o-podpisaniii-soglasheniya-ob-associacii-s-ukrainoj-eto-igra-za-vysshuyu-stavku (дата обращения: 10.06.2013).

21

22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.