Научная статья на тему 'ГУАМ во внешнеполитической концепции президента Украины В. А. Ющенко (2005-2010 гг. )'

ГУАМ во внешнеполитической концепции президента Украины В. А. Ющенко (2005-2010 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
203
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗА ДЕМОКРАТИЮ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (ODED)-ГУАМ / GUAM ORGANIZATION FOR DEMOCRACY AND ECONOMIC DEVELOPMENT / ЕВРОАТЛАНТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / POST-SOVIET SPACE / УКРАИНА / UKRAINE / В.А. ЮЩЕНКО / V. YUSHCHENKO / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / FOREIGN POLICY / EUROATLANTIC ORGANISATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Левченков Александр Станиславович

Статья посвящена анализу взглядов президента Украины В.А. Ющенко на цели и перспективы международной Организации за демократию и экономическое развитие (ODED) ГУАМ. Концепция развития ГУАМ оценивается в контексте внешней политики Украины рассматриваемого периода. Автор выделяет тесную взаимосвязь деятельности ГУАМ с усилением западноевропейского вектора во внешней политике Украины, расширением взаимодействия с евроатлантическими организациями и противодействием россиецентричной интеграции на постсоветском пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GUAM in the foreign policy concept of the president of Ukraine V. Yushchenko (2005-2010)

The article is devoted to the analysis of views of Ukrainian President Viktor Yushchenko on the aims and the prospects of GUAM Organization for Democracy and Economic Development. The concept of development of GUAM is analyzed in the context of Ukrainian foreign policy during this period. The author emphasizes close connection of GUAM's activities with increased West European direction of Ukrainian foreign policy, cooperation with Euroatlantic organizations, opposition to the Russian-led integration on the Postsoviet space.

Текст научной работы на тему «ГУАМ во внешнеполитической концепции президента Украины В. А. Ющенко (2005-2010 гг. )»

А.С. Левченков

ГУАМ ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ В.А. ЮЩЕНКО (2005-2010 гг.)

Статья посвящена анализу взглядов президента Украины В.А. Ющен-ко на цели и перспективы международной Организации за демократию и экономическое развитие (ODED) - ГУАМ. Концепция развития ГУАМ оценивается в контексте внешней политики Украины рассматриваемого периода. Автор выделяет тесную взаимосвязь деятельности ГУАМ с усилением западноевропейского вектора во внешней политике Украины, расширением взаимодействия с евроатлантическими организациями и противодействием россиецентричной интеграции на постсоветском пространстве.

Ключевые слова: Организация за демократию и экономическое развитие (ODED)-ГУАМ, евроатлантические организации, интеграция, постсоветское пространство, Украина, В.А. Ющенко, внешняя политика.

Внешняя политика президента Украины В.А. Ющенко (2005-2010 гг.) в настоящее время является актуальной темой для изучения специалистами - историками, международниками, политологами. С одной стороны, для этого периода было характерно усиление американского и западноевропейского вектора во вешне-политической деятельности Киева после Оранжевой революции, расширение взаимодействия с евроатлантическими структурами, обозначение в качестве приоритетов вступление Украины в Евросоюз и НАТО. С другой - резкое охлаждение российско-украинских отношений, включая обострение вопросов, связанных со статусом и условиям пребывания российского Черноморского флота, энергетическим взаимодействием.

Одним из важных проектов, активно поддерживаемых Ющенко в течение всего его президентского срока, стало развитие такой меж-

© Левченков А.С., 2012

дународной организации как ГУАМ, включающей, помимо Украины, также Азербайджан, Грузию и Молдову. В деятельности ГУАМ нашли реальное воплощение планы части политической элиты Украины по созданию альтернативной россиецентричным интеграционным объединениям на постсоветском пространстве (ЕврАзЭС, ЕЭП, ОДКБ, СНГ) международной организации преимущественно политического характера. Современные исследователи отмечают, что уже во второй половине 1990-х годов на постсоветском пространстве начала формироваться особая система отношений, при которой образовался ряд модулей, создание которых было обусловлено желанием их участников оформить структуру, в рамках которой они могли бы играть главенствующую роль1. Эти региональные модули изначально ориентировались на тесное сотрудничество, прежде всего, со странами ЕС и США, представляя собой, по сути, потенциальную площадку для запуска механизмов все более тесного вовлечения во взаимодействие с Евросоюзом и НАТО с перспективой вхождения в евроатлантические структуры.

Последовательно дистанцируясь от активного участия в интеграционных организациях на постсоветском пространстве, в которых главенствующую роль играет Российская Федерация, Украина уже при президенте Л.Д. Кучме (1994-2004 гг.), следуя концепции мно-говекторности, превратилась в одного из инициаторов и активных участников таких объединений, в состав которых вошел ряд новых независимых государств, имеющих наиболее проблемные отношения с Москвой2. Организация приобрела характер объединения, альтернативного российской модели интеграции постсоветского пространства. Именно так ГУАМ стали воспринимать в России, в Западной и Центральной Европе, в Северной Америке. Важнейшим фактором участия Украины в ГУАМ изначально стали вопросы энергетической политики. Государства-участники организации выступили за организацию новых маршрутов транзита через их территорию в Европу каспийской нефти, минуя Россию, что согласовывалось со стратегическими интересами ряда стран Западной Европы и США, находило поддержку в Вашингтоне и столицах некоторых европейских государств.

История ГУАМ началась 10 октября 1997 г., когда на саммите Совета Европы в Страсбурге был образован Консультативный форум в составе Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы3. Структура ГУАМ в целом оформилась в первой половине 2000-х годов. В ноябре 2000 г. в Нью-Йорке лидеры стран-участниц объединения приняли Меморандум, направленный на обеспечение многоуровневого сотрудничества государств-членов организации. Было решено проводить регулярные саммиты глав государств и встречи

министров иностранных дел и создать постоянно действующий рабочий орган - Комитет национальных координаторов. На Ялтинском саммите в июне 2001 г. были приняты Ялтинская хартия и Устав, в котором, помимо прочего, была зафиксирована необходимость разрешения территориальных конфликтов на постсоветском пространстве, что подчеркивало неэффективность, по мнению лидеров стран - членов организации, действий, предпринятых в этом направлении в рамках СНГ и под эгидой России. Среди целей государств-участников, определяемых в Ялтинской хартии, выделялись взаимодействие в различных сферах экономики, включая энергетику и реализацию совместных инвестиционных и финансовых проектов, сотрудничество в гуманитарной сфере, меры по защите окружающей среды, информационное взаимодействие. В 2002-2004 гг. были подписаны Соглашение о создании зоны свободной торговли, Положение о Совете министров иностранных дел, Временное положение об Информационном офисе, Декларация об учреждении Парламентской Ассамблеи. Характерной чертой организации стала ориентация на тесное сотрудничество с США, Западной Европой и евроатлантическими межгосударственными структурами. Особое значение приобрела «Рамочная Программа ГУАМ-США по содействию торговле и транспортировке, обеспечению пограничного и таможенного контроля, борьбе с терроризмом, организованной преступностью и распространением наркотиков».

Приход Ющенко на пост главы государства в начале 2005 г. стал началом нового этапа в деятельности организации, которая окончательно приняла открыто прозападный и антироссийский характер. В первой половине 2005 г. при активном участии Украины был организован ряд двусторонних встреч с лидерами Грузии и Молдовы, на которых было принято решение об укреплении взаимодействия в рамках действующего объединения.

В апреле 2005 г. на саммите в Кишиневе была заявлена новая глобальная цель организации: помощь в распространении демократии на постсоветском пространстве, содействие изменению отношений между государствами бывшего СССР и западными странами в сторону большего их сближения и открытости в противовес России. Не менее важной стали предварительные договоренности об активизации энергетического сотрудничества, направленного на реализацию совместных энергетических программ и проектов на основе их коммерческой рентабельности, в частности, по транспортировке энергоресурсов Каспийского региона на европейский энергетический рынок с использованием территорий государств - участников объединения без участия России. На саммите была принята декларация «Во имя стабильности, демократии и развития», ряд по-

ложений которой был прямо направлен против России. Особенно показательным в этом отношении стал пункт 5-й, в котором говорилось, что страны - члены организации «подчеркивают важность решения Стамбульского саммита ОБСЕ от 1999 г. и призывают все государства ОБСЕ приложить максимум усилий для исполнения Россией принятых обязательств о полном выводе российских войск и вооружений из Республики Молдова и Грузии»4.

Цели, заявленные на Кишиневском саммите, были подтверждены в ходе второго заседания Парламентской ассамблеи в Ялте, состоявшегося 28 мая 2005 г. Участники заседания высказались за превращение ассамблеи в инструмент международной дипломатии с целью содействия созданию в Черноморско-Каспийском регионе общего пространства для укрепления демократии, безопасности и углубления экономического, транспортного, научно-культурного и других видов сотрудничества. На Кишиневском саммите началось обсуждение идеи о создании в рамках организации собственных миротворческих сил, которые в перспективе могли бы заменить миротворческие силы России, размещенные в конфликтных зонах на постсоветском пространстве. Официально инициатива создания специальных военных сил принадлежала Ющенко, который также сформулировал план решения приднестровской проблемы «с учетом европейских стандартов и Конституции Молдавии» (так называемый «план семи шагов»).

Во время визита в Великобританию в октябре 2005 г. Ющенко, выступая в Королевском институте международных отношений (Четем Хаус), теснейшим образом увязал деятельность ГУАМ с разрешением «замороженных конфликтов» на постсоветском пространстве. В частности, он отметил, что «Украина вместе с другими странами новой демократии уже сегодня готова взять на себя ответственность за содействие разрешению замороженных конфликтов и поддержку демократических процессов на этом пространстве. В последнее время наше государство выступило с рядом важных инициатив в этой сфере. Активно реализуется представленный Украиной План урегулирования приднестровского конфликта. Разрабатываются конкретные предложения о преобразовании объединения ГУАМ в полноценную региональную организацию»5. В связи с этим же, по его словам, в пределах Балто-Черноморско-Каспийского региона Украина и Грузия начали формирование нового объединения - Сообщества демократического выбора, целью которого стало «освобождение региона от всех оставшихся разделительных линий, от всякого духа конфронтации, от "замороженных" конфликтов»6.

Значимым с точки зрения украинского участия в деятельности ГУАМ стал Киевский саммит, состоявшийся в мае 2006 г. Выступая

на открытии саммита, Ющенко заявил, что «позитивный опыт взаимодействия в рамках ГУАМ, потребность в переходе на качественно новый уровень сотрудничества» создали предпосылки для создания качественно новой международной региональной организации, являющейся «частью общих процессов формирования качественно новой системы международных отношений»7. По замыслу Ющенко, дальнейшее взаимодействие в рамках ГУАМ должно было основываться «на единстве мнений его участников относительно процессов расширения ЕС и НАТО, стремлении к развитию демократии, углублению европейской интеграции». По мнению украинского президента, особое значение создание Организации ГУАМ приобрело в связи с завершением очередного этапа расширения Североатлантического альянса и Евросоюза, которые вплотную подошли к региону. В связи с этим он призвал ГУАМ «сконцентрировать внимание на укреплении отношений с Европейским Союзом, НАТО, нашими соседями и партнерами путем создания эффективного механизма координации усилий», отметил необходимость «усиления, в первую очередь, экономической составляющей деятельности ГУАМ, совместного участия в реализации перспективных международных проектов, прежде всего в транспортной и энергетической сферах», коллективного ответа на «вызовы международного терроризма, агрессивного сепаратизма и экстремизма», скорейшего разрешения неурегулированных конфликтов в государствах ГУАМ8.

В ходе саммита организация стала официально именоваться Организацией за демократию и экономическое развитие (ОБЕБ) - ГУАМ. Был принят новый Устав, подтвердивший курс на скорейшую интеграцию с Европейским Союзом и НАТО, подтверждены широкие географические границы действия ГУАМ - «от Каспия до Балтики». Согласно новому Уставу, основными целями организации стали, в числе прочих: утверждение демократических ценностей, укрепление международной и региональной безопасности и стабильности, углубление европейской интеграции для создания общего пространства безопасности, а также расширение экономического и гуманитарного сотрудничества; развитие социально-экономического, транспортного, энергетического, научно-технического и гуманитарного потенциала; активизация политического взаимодействия и практического сотрудничества в сферах, представляющих взаимный интерес. Особое значение придавалось энергетическим вопросам. На саммите были озвучены планы создания специального топливно-энергетического совета.

Таким образом, Ющенко стал одним из инициаторов превращения ГУАМ в реально действующую международную организацию, которая взяла бы на себя как роль экономического интегратора

государств-участников, локомотива эффективного взаимодействия с государствами Евросоюза и НАТО с конечной целью вступления в эти объединения, так и миротворческие функции по урегулированию конфликтов вокруг «непризнанных» государств на постсоветском пространстве.

Изменение уставных документов организации происходило на фоне все большего сближения с США в вопросах международных отношений, безопасности и военного сотрудничества. Важнейшей составляющей отношений ГУАМ-США становилась поддержка Вашингтоном государств - членов организации в вопросах сохранения территориальной целостности. Неслучайно именно в Нью-Йорке 25 сентября 2006 г. министры иностранных дел стран - членов «Организации за демократию и экономическое развитие - ГУАМ» заявили о непризнании референдума по вопросу о независимости в Приднестровской Молдавской Республике, состоявшегося 17 сентября 2006 г.

Украинский президент придерживался однозначной точки зрения, согласно которой «замороженные» конфликты должны были решаться на базе признания и сохранения территориальной целостности государств - участников ГУАМ. В центре внимания Ющенко с Кишиневского саммита вплоть до середины 2008 г. была приднестровская проблема. В феврале 2007 г. в одном из официальных выступлений он подчеркивал, что Украина «продолжит прилагать максимум усилий для разрешения «замороженного конфликта» в Приднестровье», ставшего «пограничным для Европейского Союза», при этом «все участники переговорного процесса - и посредники, и наблюдатели - должны... четко заявить о поддержке территориальной целостности Молдовы...»9. Приверженность таким взглядам Ющенко подтвердил в ряде последующих заявлений, в том числе, в выступлении на 16-й сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ в июле 2007 г., а затем на открытии заседания Совета министров обороны стран Юго-Восточной Европы в октябре 2007 г., отметив, что «политика мирного урегулирования, соблюдение принципов суверенитета и территориальной целостности, развитие диалога толерантности и сосуществования - это главный ключ к решению "замороженных конфликтов"»10. Следуя вышеизложенным принципам, Украина достигла договоренностей с Молдовой о завершении демаркации украинско-молдовской государственной границы, включая приднестровский участок, с привлечением экспертов ЕС.

В целом в 2007-2009 гг. деятельность Украины в рамках ГУАМ, как и работа самой организации, потеряла динамику, характерную для первых лет президентства Ющенко. Во многом это было обусловлено становящейся все более очевидной разницей в подходах к

решению собственных геополитических задач у большинства стран -членов объединения. Так, на саммите ГУАМ в Баку 18-19 июня 2007 г. Украина и Грузия пытались протолкнуть идею создания совместного миротворческого батальона ГУАМ. Предварительное решение об этом, казалось, было принято, но позже заблокировано президентом Молдовы Владимиром Ворониным, в достаточно резкой форме высказавшим сомнения в экономической и политической целесообразности функционирования ГУАМ11.

Наиболее последовательным партнером Ющенко в этот период оставался президент Грузии М. Саакашвили, который, со своей стороны, рассчитывал на поддержку Украиной проводимой Тбилиси политики в отношении Южной Осетии и Абхазии. Символичным стало проведение следующего саммита ГУАМ в Батуми в июле 2008 г., незадолго до начала вооруженного грузино-осетинского конфликта. В ходе саммита, который проигнорировал лидер Молдовы, но в котором активное участие приняли, помимо глав государств - членов ГУАМ, президент Литовской Республики В. Адамкус и президент Республики Польша Л. Качиньский, была подписана Батумская Декларация «ГУАМ - интегрируя Восток Европы». В этом документе, помимо прочего, были подтверждены «акцент на неизменности курса на развитие регионального сотрудничества как составляющей общеевропейских и азиатских интеграционных процессов, укрепление международных партнерских связей Организации с США, Польшей, Японией...», «готовность к дальнейшему развитию энергетической безопасности и поддержке усилий, направленных на либерализацию и диверсификацию европейского рынка энергоресурсов», а также «к углублению торгово-экономического сотрудничества на основе полномасштабной реализации соглашений о создании зоны свободной торговли, о международных мультимодальных перевозках грузов и других договоров, заключенных в рамках Организации»12.

Также в Батуми было подписано Заявление об использовании транспортного потенциала и развитии транспортного коридора ГУАМ, направленное на полное использование транспортного потенциала государств-членов, территории которых являются природным коридором между Европой и Азией. В Заявлении, в частности, отмечалась необходимость «разработки концепции транспортной политики Организации, поддержки конкретных проектов по усовершенствованию инфраструктуры транспортного коридора ГУАМ», особо подчеркивалось «начало реализации центрального маршрута Новой Евро-Азиатской транспортной инициативы (КЕЬТ1)», предусматривающего «развитие транскаспийского и трансчерноморского участков коридора ГУАМ»13.

В Батуми Ющенко акцентировал внимание, прежде всего, на энергетической составлющей сотрудничества, на вопросах, связанных со строительством нефтепровода Одесса-Броды, реализацией проекта Батуми-Поти-Керчь, транспортного проекта «Викинг», включая его возможное «продолжение через Черное море до Грузии, Азербайджана и дальше до Центральной Азии»14.

Помимо этого, украинский президент в Батуми тесно увязал деятельность ГУАМ с включением Украины и других членов организации в новую восточную политику Европейского Союза. Также Ющенко выразил надежду на то, что ГУАМ в сотрудничестве с рядом стран Центрально-восточной Европы, в частности, с Польшей, добьется «принятия ООН резолюции о признании Голодомора геноцидом украинского народа»15.

Несмотря на это, со временем все более очевидной становилась слабость политического потенциала организации, взаимодействие в рамках которой строилось во многом на противопоставлении России. Рыхлость ГУАМ, отсутствие у членов объединения активно педалируемой Ющенко общей цели - противостояния росту влияния России, была продемонстрирована в ходе вооруженного грузино-осетинского конфликта в августе 2008 г. Значительная часть украинской властной элиты, не говоря уже об общественном мнении, не высказала поддержки агрессивных действий Грузии -союзницы по ГУАМ. Это показало, несмотря на однозначную про-грузинскую позицию Ющенко в этот период, отсутствие реальной геополитической заинтересованности политических элит Украины в поддержке курса грузинского президента Саакашвили на конфронтацию с Москвой.

Однако украинская дипломатия продолжила как работу в рамках ГУАМ, так и взаимодействие по линии ГУАМ-США. 23 сентября 2008 г. в Нью-Йорке, в рамках общих дебатов 63-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций состоялось заседание Совета министров иностранных дел ГУАМ-США, на котором, согласно официальному заявлению, «стороны обменялись взглядами на... осуществление совместных усилий по пункту 13 повестки дня 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН "Затянувшиеся конфликты в регионе ГУАМ и их последствия для международного мира, безопасности и развития"... выразили свою убежденность в том, что международное сообщество должно интенсифицировать усилия по урегулированию затянувшихся конфликтов в регионе ГУАМ на основе суверенитета, территориальной целостности и нерушимости международно-признанных границ государств - членов ГУАМ, а также других основоположных принципов международного права»16.

Официальная позиция ГУАМ, поддерживаемая Вашингтоном, вступила в противоречие не только с позицией Российской Федерации, признавшей независимость Абхазии и Южной Осетии, но и с позицией большей части мирового сообщества, включая независимую комиссию Евросоюза, назвавшую Грузию виновной в развязывании вооруженного конфликта в августе 2008 г.

26-28 ноября 2009 г. в Вильнюсе состоялось заседание Балтийской Ассамблеи и Совета министров иностранных дел, в котором приняла участие Парламентская Делегация Организации за Демократию и Экономическое Развитие - ГУАМ. Балтийская Ассамблея выразила поддержку территориальной целостности Грузии, фактически поддерживая, таким образом, курс режима Саакашвили в противовес позиции Москвы.

Особой остротой и антироссийской направленностью отличалось выступление Ющенко на совещании руководителей зарубежных дипломатических учреждений Украины в октябре 2009 г. Украинский лидер заявил о том, что «впервые независимая Украина сталкивается с серьезными угрозами своему суверенитету... растет давление с целью не допустить ее интеграции в ЕС и НАТО... против Украины развязана настоящая информационная война... в качестве аргументов используются энергетические и экономические рычаги, прямой шантаж и угрозы»17. Со всей очевидностью в выступлении Ющенко проявилась неудовлетворенность итогами деятельности ГУАМ, которая не оправдала надежд украинского лидера на создание новой системы межгосударственного взаимодействия вокруг Киева. В свете этого президент подчеркнул необходимость нового импульса в развитии организации, деятельность которой «должна быть наполнена практическими, взаимовыгодными проектами сотрудничества». Кроме того, Ющенко отметил, что Украина и впредь «будет проявлять принципиальность и последовательность в отстаивании независимости и территориальной целостности Грузии»18.

Выступая на открытии заседания Совета министров обороны стран Юго-Восточной Европы в октябре 2007 г., Юшенко отметил, что у стран - членов ГУАМ «совместный институционный фон состоит в тесном сотрудничестве с Европейским Союзом и Североатлантическим блоком»19. По мнению украинского лидера, знаковым моментом стало то, что «на недавних парламентских выборах украинское общество отдало политическое предпочтение именно тем политическим силам, которые исповедуют цели и интеграцию Украины в европейские структуры... Уверен, что такой общественный настрой в Украинском государстве будет распространяться»20.

В реальности, несмотря на активную пропаганду со стороны президентской администрации, перспектив вступления страны в

Евросоюз и НАТО, евроатлантической интеграции, а также проекты полной замены участия Украины в россиецентричных интеграционных объединениях на постсоветском пространстве деятельностью в рамках таких организаций как ГУАМ, данные идеи не нашли достаточно широкой поддержки в украинском обществе для того, чтобы обеспечить сохранение популярности действующего президента и проводимого им курса. Однобокость внешней политики Киева в 2005 - начале 2010 г. стала одной из главных причин усиления общественного раскола, обострения экономических трудностей, заметного снижения уровня производства и жизни населения в условиях мирового кризиса и, как результат, катастрофического падения авторитета центральной власти и лично Ющенко.

Проект ГУАМ, ставший неотъемлемой составляющей евроин-теграционной внешнеполитической концепции Ющенко, безусловно способствовал росту товарооборота между Украиной и другими государствами - членами организации. Однако в период президентства Ющенко стало очевидно, что ГУАМ не в состоянии стать адекватной заменой перспективам взаимовыгодного экономического и политического сотрудничества Киева с Российской Федерацией и другими государствами СНГ. Кроме того, хотя проект ГУАМ и способствовал активизации партнерских отношений между Украиной и западными державами, тем не менее Киев не получил ни план действий по членству в НАТО, ни четкие предложения по этапам вхождения в Евросоюз.

Антироссийская риторика, характерная для многих сторонников Ющенко, находила отклик среди определенной части населения, особенно в западноукраинских областях. Исследователи неизменно акцентируют внимание на том, что большое значение во внешнеполитических предпочтениях украинцев неизменно имела региональная принадлежность: западные (географически) районы оказывались более прозападными с точки зрения интеграционных предпочтений, чем восточные районы21. На большей части территории страны сохранялись, по мнению как российских, так и украинских исследователей, «личная породненность населения Украины и России, отсутствие чувства "заграницы" в отношении друг друга»22.

Все это, наряду с отсутствием ощутимых успехов в экономике и социальной сфере, привело к катастрофическому поражению Ющенко в первом туре президентских выборов 17 января 2007 г. Комментируя итоги первого тура, он отметил произошедшую, по его мнению, «девальвацию ценностей демократии», и подчеркнул, что политика двух победивших кандидатов - Виктора Януковича и Юлии Тимошенко, является «политикой, за которой стоит не тема национальной независимости, суверенитета»23. Незадолго

до сложения полномочий украинский лидер заявил, что остается в политике и продолжит политическую борьбу. Однако беспрецедентное сокращение популярности Ющенко в обществе, ставшее политическим итогом его деятельности на посту президента, показало необходимость серьезной коррекции внешнеполитического курса Украины при новом руководстве страны. Равным образом на повестке дня встал вопрос об уточнении целей и формата межгосударственного взаимодействия Киева в рамках ГУАМ.

Примечания

1 Пивовар Е.И. Постсоветское пространство: альтернативы интеграции. М., 2008. С. 118.

2 Левченков А.С. Украина и интеграционные объединения на постсоветском пространстве (1991-2009 гг.) // В едином историческом пространстве. М., 2009. С. 451-452.

3 С 1999 по 2005 г. в состав организации также входил Узбекистан, а само объединение именовалось ГУУАМ.

4 Кишиневская Декларация глав государств ГУУАМ «Во имя демократии, стабильности и развития» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Организации за Демократию и Экономическое Развитие (ODED) -ГУАМ. [Б. м., б. д.]. URL: http://guam-organization.org/node/311

5 Тезисы к выступлению Президента Украины В.А. Ющенко в Королевском Институте международных отношений (Четем Хаус). 17.10.2005, 15:27 [Электронный ресурс] // Президент Украины Виктор Ющенко. Официальное интернет-представительство. [Киев, б. д.]. URL: http://www.president.gov.ua/ru/news/1458.html

6 Там же.

Вступительное слово Президента Украины Виктор Ющенко на пленарном заседании Саммита ГУАМ. 23.05.2006, 10:48. [Электронный ресурс] // Президент Украины Виктор Ющенко. Официальное интернет-представительство. [Киев, б. д.]. URL: http://www.president.gov.ua/ru/news/3302.html Заключительное слово Президента Украины Виктор Ющенко на пленарном заседании Саммита ГУАМ. 23.05.2006, 12:26. // Президент Украины Виктор Ющенко. Официальное интернет-представительство. [Киев, б. д.]. URL: http:// www.president.gov.ua/ru/news/3305.html

Выступление Президента Украины Виктор Ющенко на встрече с руководителями дипломатического корпуса, аккредитованного в Украине. 12.02.2007, 19:59. [Электронный ресурс] // Президент Украины Виктор Ющенко. Официальное интернет-представительство. [Киев, б. д.]. URL: http://www.president.gov.ua/ ru/news/5347.html

7

10 Выступление Президента Украины на открытии заседания Совета министров обороны стран Юго-Восточной Европы. 22.10.2007, 12:31. [Электронный ресурс] // Президент Украины Виктор Ющенко. Официальное интернет-представительство. [Киев, б. д.]. URL: http://www.president.gov.ua/ru/news/7921.html

11 Коммерсантъ. 2008. 11 марта.

12 По результатам заседания Совета Глав государств Организации за демократию и экономическое развитие - ГУАМ подписаны совместные документы. 01.07.2008, 19:35. [Электронный ресурс] // Президент Украины Виктор Ющенко. Официальное интернет-представительство. [Киев, б. д.]. URL: http://www. president.gov.ua/ru/news/10496.html

13 Там же.

14 Президент Украины отмечает прогресс в реализации энергетических проектов ГУАМ. 01.07.2008, 17:11. [Электронный ресурс] // Президент Украины Виктор Ющенко. Официальное интернет-представительство. [Киев, б. д.]. URL: http:// www.president.gov.ua/ru/news/10507.html

15 Там же.

16 Совместное заявление ГУАМ-США. Нью-Йорк, 23 сентября 2008 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Организации за демократию и экономическое развитие (ODED) - ГУАМ. [Б. м., б.д.]. URL: http://guam-organization.org/node/512

17 Выступление Президента Украины Виктор Ющенко на совещании руководителей зарубежных дипломатических учреждений Украины. 13.10.2009, 12:25. [Электронный ресурс] // Президент Украины Виктор Ющенко. Официальное интернет-представительство. [Киев, б. д.]. URL: http://www.president.gov.ua/ru/ news/15379.html

18 Там же.

19 Ющенко открыл заседание министров обороны стран Юго-Восточной Европы. 22.10.2007, 13:28. [Электронный ресурс] // Л1ГА. Новости. [Б. м., 1991-2011]. URL: http://news.liga.net/news/N0747597.html

20 Ющенко выступил перед министрами обороны стран Юго-Восточной Европы. 22.10.2007, 11:32. [Электронный ресурс] // NEWSRU.UA. [Б. м., 2007-2011]. URL: http://rus.newsru.ua/ukraine/22oct2007/neraspr.html

21 Пироженко В.А. Украина: взгляд на Россию в контексте сценариев украинской национальной идентичности // Россия и Украина: Этнополитические аспекты взаимодействия. М., 2007. С. 54-55.

22 Там же. С. 85.

23 Президент Украины считает большим достижением то, что первый тур президентских выборов состоялся свободно, законно и демократично. 20.01.2010, 16:55. [Электронный ресурс] // Президент Украины Виктор Ющенко. Официальное интернет-представительство. [Киев, б. д.]. URL: http://www.president. gov.ua/ru/news/16460.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.