Научная статья на тему 'К вопросу о геополитической ориентации современной Украины'

К вопросу о геополитической ориентации современной Украины Текст научной статьи по специальности «Политика и политические науки»

CC BY
230
52
Поделиться
Ключевые слова
УКРАИНА / ЕВРОСОЮЗ / РОССИЯ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ / ЕВРОИНТЕГРАЦИЯ / ЕВРАЗИЙСКАЯИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политике и политическим наукам, автор научной работы — Шилов В. Н.

Анализируются два основных направления внешней политики современной Украины: евроинтеграция и сближение с Таможенным союзом. В качестве главных внутренних факторов выбора вектора геополитической ориентации рассматриваются состояние экономики современной Украины, ценности и интересы ее основных социальных групп. Показываются внешние факторы ориентации: интеграционная политика Евросоюза и экономическая помощь со стороны России.

Текст научной работы на тему «К вопросу о геополитической ориентации современной Украины»

УДК 327(477)

К ВОПРОСУ О ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЫ

Анализируются два основных направления внешней политики современной Украины: евроинтеграция и сближение с Таможенным союзом. В качестве главных внутренних факторов выбора вектора геополитической ориентации рассматриваются состояние экономики современной Украины, ценности и интересы ее основных социальных групп. Показываются внешние факторы ориентации: интеграционная политика Евросоюза и экономическая помощь со стороны России.

Ключевые слова: Украина, Евросоюз, Россия, Таможенный союз, Евразийский союз, евроинтеграция, евразийская интеграция.

В общей проблеме реинтеграции постсоветского пространства вопрос об Украине, ее геополитической ориентации, всегда имел решающее значение. Не случайно, ибо это вторая по численности постсоветская республика, обладающая обширной территорией и занимающая удобную в климатическом и геополитическом аспектах юго-западную часть бывшего СССР. Вхождение Украины вначале в Таможенный союз, а затем, соответственно, в Евразийский экономический союз существенно усилило бы эти интеграционные образования, укрепило бы их авторитет. Но политическое руководство Украины неоднократно заявляло о своей приверженности европейскому выбору, видя в качестве конечной желанной цели вступление в Евросоюз.

В последнее время вопрос об интеграционных устремлениях Украины обострился. Это связано с заявленным намерением политического руководства Украины подписать Соглашение об ассоциации с Евросоюзом, затем с отказом в конце ноября 2013 г. от подписания, при ссылках на то, что подписание соглашения повлечет за собой многомиллиардные убытки для Украины. Это было пусковым механизмом массовых протестов в столице и ряде регионов. Страны Запада, прежде всего США, активно поддержали данные протесты, в том числе в финансовым и организационном отношениях. В конечном итоге произошел государственный переворот, итогом чего была утрата реальной президентской власти В. Януковичем и формирование нового состава правительства.

На сегодняшний день промежуточность Украины, неопределенность перспектив ее геополитического и геоэкономического тренда, несмотря на приход к власти явно прозападной политиков команды, подписание ею политической части Соглашения об ассоциации с Евросоюзом1 и конфликт с Россией по поводу присоединения ею бывшей украинской территории - Крыма, остается. С одной стороны курс на Запад, а с другой - экономическая зависимость от Востока, от России. В связи с этим интересно разобраться в мотивах действия политических акторов, прежде всего украинских, в обстоятельствах, над которыми они часто не властны, попытаться спрогнозировать развитие ситуации2.

Разумеется, не все зависит экономики, но начать нужно именно с нее, ибо обстоятельствами экономического характера определяются в значительной мере и цели политических акторов и, главное, возможности их реализации. И здесь нужно сказать, что в экономическом плане проект «суверенная Украина» не удался. Можно согласиться с мыслью, что «за минувшие после развала СССР два десятилетия Украина не смогла воспользоваться своим богатейшим потенциалом для того, чтобы построить мало мальски конкурентоспособную экономику»3. В 1990 г. «Украина входила в первую десятку веду-

1 Подписание экономической части Соглашения об ассоциации, где и содержатся положения, к введению которых Украина не готова, перенесено на более поздний срок.

2 Подобные прогнозы являются предметом многих научных дискуссий. Например, см.: Круглый стол. Современное состояние и перспективы внутриполитического развития Украины: основные сценарии / / Мировая экономика и международные отношения. 2013. № 9.

3 Якубян В. Распад Украины состоялся - 2 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. гegnum. гu/news/polit/l742408. html#ixzz2mzDhADaV

В. Н. ШИЛОВ

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

e-mail: Shilov@bsu. edu. ru

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014 № 1 (172). Выпуск 29

щих стран мира. Ее ВВП составлял 2 процента общемирового, превосходил в расчете на душу населения среднемировой на 11 процентов. Сейчас Украина производит лишь 0,2 процента мирового ВВП и среднедушевой показатель на 40 процентов ниже среднемирового...»4 Объем ВВП в 2012 году составил лишь две трети от уровня 1990-го5. Украина попала, наряду с Киргизией Молдавией, Таджикистаном, «в разряд экономически несостоявшихся постсоветских государств, которые ... не достигли душевого уровня ВВП 1990 года и в период 1993-2010 годов, когда основной «трансформационный шок» был уже позади, развивались медленнее других. Украина, стоявшая на момент распада СССР по чистому материальному продукту на душу непосредственно рядом с Россией, Прибалтикой и Белоруссией, сегодня где-то в середине списка по душевому ВВП — чуть хуже Туркменистана, чуть лучше Грузии»6.

Но из этих фактов можно делать разные выводы. Так некоторые представители украинской политической элиты, говорят о том, что вопреки стремлению северного соседа - России Украина выстояла и что падение производства это плата за свободу и независимость Украины, и что ради светлого европейского будущего можно еще какое-то время претерпеть лишения. Нужно согласиться с мнением В. И. Пантина и В. В. Лапкина о наличии среди украинских элит консенсуса относительно евроинтеграции и дистанцирования от России7. Дистанцироваться от России, СНГ, Таможенного союза - это значить избавиться от проклятий прошлого, избавиться от неприглядного настоящего. А вхождение в Европу - это гарантия прогресса и процветания. Таково преобладающее мнение в кругах украинской элиты.

Подобной геополитической ориентации находятся вполне разумные обоснования. Развитый Запад с его современными технологиями и налаженным бытом видится выигрышнее России с ее сравнительно невысоким уровнем развития, экономическими и прочими проблемами. Кроме того политические элиты действуют вполне рационально, следуя логике упрочения своей власти. Для политической элиты главное - самостоятельность, возможность не делить власть с кем-то. Союз с Россией, Евразийский Союз несет в себе угрозу утрату самостоятельности элиты, ибо в данном случае экономическая зависимость от северного соседа неизбежно повлечет за собой зависимость политическую. Бизнес элита Украины опасается также не выдержать конкуренции с российскими олигархами и утратить ведущие позиции в экономике страны.

Встает вопрос, почему подобных опасений не возникает по отношению к Евросоюзу, который напоминает федеративное государство, где страны, члены этого объединения во многих вопросах передали часть своего суверенитета центральным органам ЕС. К утрате значительной доли суверенитета в сфере экономике ведет и подписание Украиной Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Кроме отсутствия опыта подчиненности Брюсселю (своеобразной столице ЕС, центру общеевропейских структур) при наличии многовековой подчиненности Москве и связанной с этим идеализацией европейского центра есть еще одно важное основание, носящее этнокультурный характер. Само становление украинского государства связано с самоопределением украинской этнической нации. В сохранении и развитии украинской культуры, украинского мира состоит высший смысл украинского государства, в этом одна из основ легитимности политической власти в Украине, как национально-идеологической легитимности. На протяжении всего постсоветского периода политическое руководство страны сочетало курс на упрочение украинской гражданской нации с формированием нации-государства, то есть подведением под гражданскую нацию единой этнической украинской основы8. С этой целью принимались меры по расширению сферы применения украинского языка и вытеснению языков других этносов, проживающих в Украине. Прежде всего, речь идет об ограничении использования русского языка. И нужно отметить, что определенные успехи в деле этнической украинизации гражданской территориальной украинской нации имеются: увеличилась доля людей, как владеющих украинским языком, так и считающих этот язык родным

4 Витренко Н. М. Евразийская интеграция как шанс выживания / / Свободная мысль. 2013. № 4. С. 39-40.

5 Там же. С. 42.

6 См.: Журавлев С., Ивантер А. Нефть, капитал и диктатура // Эксперт. 2012. № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ы±р://ехрег1. гu/expeгt/2012/0l/neft-kapital-i-diktatuгa/

7 Пантин В. И., Лапкин В. В. Тенденции политического развития современной Украины: основные риски и альтернативы / / Полис. 2013. № 5. С. 138.

8 Миллер А. И. Политика строительства нации-государства на Украине // Политическая наука. 2010. № 1.

языком, усовершенствована украинская научная терминология9 и др. Но, тем не менее, сфера распространения русского языка остается большой: в телевизионном пространстве доминирует русский язык, среди печатных СМИ также преобладают русскоязычные. Независимое украинское государство оказалось малоэффективным средством развития украинской культуры, украинского мира, во многом, в силу своей экономической несостоятельности. Не хватает денег для издания книг на украинском языке, для производства украиноязычных фильмов, телесериалов. А при свободной конкуренции, там, где нет государственного диктата, дотаций со стороны государства, русский язык и русская культура часто вытесняют украинский язык и украинскую этническую культуру. В этом плане евразийство нежелательно для украинской этнической культуры. Сближение с Россией будет означать, вне зависимости от официальной позиции руководства России, стимулирование вытеснения украинской культуры и украинского языка из культурного пространства самой Украины в силу расширения возможностей для актуализации русского языка в общении, как между гражданами всех стран будущего Евразийского союза, так и между гражданами Украины. В случае евразийской интеграции Украина может в плане культуры стать второй Россией, а украинский этнос в далекой перспективе ассимилируется русским этносом: украинский мир не выдержит конкуренции с русским миром. Подобные ассимиляторские процессы уже имели место, когда Украина была частью Советского Союза.

В то же время в пространстве Евросоюза доминирующим языком является английский, весьма далекий от того чтобы стать языком повседневного общения в самой Украине, поэтому в нем не видится угроза для украинского языка и украиноязычной культуры, для украинского мира. Так на некоторых международных научных конференциях в Украине официальными рабочими языками являются только украинский и английский, когда русский язык видится как некий досадный реликт советской эпохи: на этом уровне евроинтеграция уже состоялась.

Особенно остро опасность русификации ощущает украинская интеллигенция, которая живет комфортно в рамках украиноязычного пространства. В масштабах общего русскоязычного евразийского пространства она будет поставлена в условия конкуренции, будет часто ощущать себя второсортной, в чем-то униженной. Нечто подобного пытаются избежать все приверженцы украинского языка и украинской культуры. Зачем такой межгосударственный союз, который ставит под сомнение высший смысл суверенного украинского государства - обеспечить условия для расцвета украинской этничности? Зачем такой межгосударственный союз, в котором люди граждане Украины с развитым этническим самосознанием будут унижены, переходя при общении со своего родного языка на русский язык? В той или иной формулировке эти вопросы возникают при обсуждении темы евразийской интеграции.

«А что было бы в случае, если бы Украина присоединилась к Таможенному союзу, инициированному Россией? - спрашивает корреспондент немецкой газеты «Die Welt» Г. Гнаук экс-президента Украины В. Ющенко. Тот отвечает: «Это, по сути, предложение признать свой колониальный статус... это приглашение в рабство»10. Между тем, если, заключая соглашение об ассоциации с Евросоюзом, Украина будет обязана выполнять решения Евросоюза, не имея возможности влиять на их принятие, то в рамках Таможенного союза все основные решения принимаются путем консенсуса при равенстве голосов. Как отмечает С. Глазьев «Когда мы начинали процесс строительства Таможенного союза, у России в Комиссии ТС было 57 процентов голосов. После того как ТС был построен, было принято решение перейти к ЕЭП при равенстве голосов. Таким образом, Россия добровольно отказалась от большинства при принятии решений, при этом именно у нас 85 процентов экономического потенциала ТС»11. В положении равноправного члена была бы и Украина, если бы она вступила в Таможенный Союз, но в этом случае ей бы пришлось все время доказывать, как это сделал экс-президент Украины Л. Кучма, что «Укра-

9 Так все диссертации на соискание ученых степеней и авторефераты к ним пишутся исключительно на украинском языке.

10 Ющенко В. Россия хочет нас колонизировать [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. inosmi. ru/sngbaltia/20131128/215183260. html#ixzz2lwtw9lUE

11 Власова О. Драма ассоциации (Интервью с С. Глазьевым) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: / / expert. ru/expert/2013/45/ drama-assotsiatsii/

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014 № 1 (172). Выпуск 29

ина -не Россия»12. Если при вступлении в Таможенный союз чувство национального (в плане этнического) достоинства ущемляется, то в при сближении с Евросоюзом оно стимулируется: в данном случае украинское становится первосортным европейским по отношению к второсортному евразийскому («таежному»)13 русскому. Во многом, поэтому активисты «евромайдана», свергнувшие власть В. Януковича, называли свой протест, наряду с прочим, «революцией достоинства».

Мотивы национального достоинства и, связанная с ними ставка на сближение с Евросоюзом, и задачи экономического развития страны, достижение личного материального благополучия не всегда корреспондируют друг с другом. И здесь нужно отметить разницу в приоритетах различных групп населения Украины.

Если говорить о политической элите, то ее личное материальное благополучие мало зависит от уровня экономического развития страны. Главный мотив ее деятельности - это овладение властью и ее сохранение. Поэтому аргументы экономического характера или акценты на чувстве национального достоинства актуализируется ею в зависимости от условий политической борьбы14.

Для большей массы русскоязычного населения Юго-востока Украины мотивы национального (этнического) достоинства мало актуальны. Для него важно материальное благополучие: оно готово быть другой Россией. Оно помнит, что в составе Российской империи (СССР), украинцы было этносом, наравне с русским этносом, образующим империю. Для него ясно, что евразийская интеграция влечет за собой новые рабочие места и рост производства15.

Запад Украины традиционно является приверженцем украинской этнической культуры, охвачен русофобией, в материальном плане он является дотационным регионом, по существу, иждивенцем за счет индустриального Востока. Значительная часть населения занята «отходничеством»: работают в иных странах, материальное благосостояние их лишь частично зависит от уровня экономического развития их региона и Украины в целом. Все это приводит к тому, что здесь идеи национального (этнического) достоинства превалируют.

Следует особо выделить интеллигенцию, ее верхние страты. Материальные условия ее жизни значительно лучше, нежели остальной части населения. Референтные группы Украины, как номенклатура в СССР, особым образом поддерживаются политическим режимом, как группы, воспроизводящие дух украинского патриотизма. Так работники вузов, средств массовой информации имеют доходы примерно равные с доходами своих российских коллег, в то время как средняя заработная плата в Украине примерно в 2,5 раза ниже, чем в России. Для научных работников, работников СМИ и иных групп, значимых в плане формирования общественного мнения, существуют особые «пенсионные законы», в силу чего пенсия украинского профессора в 1. 5-2 раза выше пенсии российского профессора, в то время как средний размер пенсии в Украине в 2 раза ниже, чем в России16. Многие представители интеллигенции получают зарубежные гранты для проведения исследований, для зарубежных поездок. Можно сказать, что эти слои интеллигенции (речь не идет о рядовых учителях и врачах) не разделяют судьбу украинского народа в целом и не связывают свои жизненные перспективы с тем или иным состоянием экономики страны. В случае резкого ухудшения ситуации они готовы эмигрировать на Запад, как это сделали в начале 90-х годов многие представители либеральной интеллигенции России. Именно в Киеве сконцентрированы наиболее прозападно настроенные слои интеллигенции. Они также были массово представлены на «евромайдане». Процесс

12 Кучма Л. Д. Украина - не Россия. М., 2003.

13 Противники вхождения Украины в Таможенный союз, часто иронично его обозначают как «таежный союз».

14 Например, такие заметные фигуры на политической арене Украины как Ю. Тимошенко и А. Яце-нюк, не будучи этическими украинцами, делают акцент на необходимости расширения сферы применения украинского языка. Этим они идут навстречу пожеланиями своего электората - жителей Запада и Центра Украины.

15 При евразийской интеграции, по подсчетам экономистов, должен наблюдаться рост ВВП Украины, в силу чего в ближайшие 10 лет Украина получила бы 200 млрд. долларов дополнительно. См.: Витренко Н. М. Указ. соч. С. 45-46.

16 В связи с падением после государственного переворота курса гривны ситуация меняется и положение привилегированных групп населения Украины ухудшается, что несомненно, изменит их отношение к действующей политической власти не в лучшую сторону.

евразийской интеграции создание Таможенного (Евразийского) союза расценивается многими из них, например дипломатом и публицистом Юрием Щербаком, как «безумная путинская фантазия воссоздать российскую империю»17. Профессор Степан Трохимчук пишет о том, что «новое вхождение Украины в Путинскую империю зла было бы предательством ею всего человечества, потому что тогда и империя стала бы настоящей угрозой человеческой цивилизации»18.

Запад, при более узком рассмотрении Европа, являются в плане развитости экономики и стандартов жизни идеалом не только для Украины, но и для России. «Европейское качество» - это в России рекламный штамп для обозначения некоего образца, высшего качества. Россия сотрудничает с Европой, Евросоюз является главным торговым партнером России. Россия нуждается в технологиях и инвестициях с Запада. Но при этом и политическая элита, и население России избавились от иллюзий относительно того, что «Запад поможет», причем бескорыстно, как в свое время Россия по-братски помогала союзным республикам и странам социалистического лагеря и социалистической ориентации. Взаимовыгодное сотрудничество - вот максимум на что может рассчитывать Россия в отношениях с Западом. У украинской политической элиты и значительной части населения Украины иллюзия относительного доброго и бескорыстного Запада остались. Предполагается, что стоит только стать «своим» для Запада, доказать свою верность, как эта помощь будет оказана. Видимо, можно согласиться с мнением испанской журналистки Пилар Бонет, наблюдавшей за событиями последних месяцев в Украине, что «сегодняшняя Украина, в некоторой степени, «мир детей»», когда политики - лидеры власти и оппозиции не несут ответственности за свои решения»19, и, добавим, полагают, что любые их пожелания должны кем-то быть бесплатно и сиюминутно исполнены.

Как отмечают многие специалисты, надежды на обязательный быстрый прогресс в ходе евроинтеграции не оправдан. Некоторые страны сочетали евроинтеграцию с серьезными успехами в области экономики, здесь примером может быть Польша20, у других, как у Хорватии, движения в ходе евроинтеграции продвижения вперед не было21. Главное - это внутренние силы страны, а помощь других стран является лишь неким дополнением.

Несомненно, Евросоюз хотел бы иметь Украину в качестве некоего подвластного ему пространства, он опасается, что сближение Украины с Россией чрезмерно усилит последнюю, поэтому он готов пойти на определенные дополнительные меры стимулирования прозападной ориентации Украины. Подобные же желания есть и у США. Но какова цена вопроса? Торг между Украиной и Западом начался еще при В. Януковиче. Просьбы о помощи последовали со стороны и нового политического руководства Украины. И неясно, какая сумма будет реально предоставлена. Во-первых, возможности Запада ограничены: почти все страны Евросоюза и США живут с дефицитом бюджета и дефицитом платежного баланса, поэтому лишних денег у них нет. Во-вторых, сами проводя политику экономии, они будут требовать нечто подобного и от Украины, как условия предоставления ей помощи. Общее мнение таково: Украина слишком много тратит. Украина давно живет не по средствам (за счет кредитов субсидируется и население, и производство). В силу этого, кредит от МВФ дается лишь на условии повышения налогов, сокращения расходов госбюджета путем снижения зарплаты бюджетникам и повышения цены на газ для населения. Принятие жестких мер экономии, несомненно, вызовет значительное социальное напряжение в стране.

В настоящее время ситуация в Украине меняется революционным образом. Многие аналитики и политические деятели говорили и говорят о возможности раскола страны. Общим местом в этих рассуждениях являлись идеи о цивилизационном разломе Украины, о разном историческом пути, о разной геополитической ориентации Запада и Востока Украины. Кроме культурной близости в преобладающей мере русскоязычного Востока и Юга Украины к России отмечалось и то, что экономика этих регионов особо

17 Шербак Ю. Найпозитивніший результат 2013 року - народження української політичної нації // День. 2013. № 239-240. 27-28 грудня. С. 14.

18 Трохимчук С. Как нас «обрабатывают» // День. 2013. № 229-230. 13-14 декабря. С. 13.

19 Лубчак В. Не-детский Майдан //День. 2013. № 229-230. 13-14 декабря. С. 18.

20 См.: Синицина И. С., Чудакова Н. А. Итоги системной трансформации в Польше (1989 - 2012) // Свободная мысль. 2013. № 5.

21 Об этом см.: Адоманис М. «Механизм сближения» ЕС не работает [Электронный ресурс]. Режим до-ступа:http://www. inosmi. ги^^ЬаШа/20131127/2151б0б85. html#ixzz2lгBnzb45

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014 № 1 (172). Выпуск 29

тесно связана с экономикой России. Россия является главным зарубежным потребителем производимой там продукции. Разрыв связей с Россией означает закрытие ведущих предприятий, затухание целых отраслей. Поэтому если резкая переориентация на Евросоюз вызовет разрыв связей с Россией, почти инстинктивной реакцией самозащиты Востока и Юга Украины будет обособление от Украины в целом и восстановление связей с Россией с целью самовыживания.

Запад Украины на обособление от Востока Украины по собственной инициативе не пойдет. В составе большой Украины ему вполне комфортно. Без экономической поддержки Востока он не проживет. Дотации с Востока Украины составляют большую часть областных бюджетов Запада Украины, что вызывает упреки со стороны восточных областей в иждивенчестве22. Запад Украины также боится, что оставшись вне большой Украины, он неизбежно будет поглощен Польшей, где многие считают Запад Украины исторически исконной восточной окраиной Польши (частью ее «восточных крес»23).

Смена власти в Украине, победа прозападных сил, находящихся под контролем украинских ультранационалистов уже привела к потере Украиной Крыма и вхождению последнего в состав России. Ущемление прав русскоязычного населения, его боязнь нашествия национал-радикалов вызвали массовые протесты в южных и восточных регионах Украины. Они проходят под лозунгами федерализации Украины, предоставления Юго-востоку страны большей автономии, придания русскому языку статуса государственного. Стремительное ухудшение экономической ситуации в Украине также является серьезным испытание ее на прочность.

Кроме развилок, в развитии ситуации в плане геополитической ориентации Украины, связанных с внутриполитическими событиями (отстранение от власти В. Януковича, предстоящие новые выборы президента, выборы в Верховную Раду, возможное возвращение В. Януковича, формально остающегося легальным президентом страны, на политическую сцену Украины, акции национал-радикалов и др.), следует отметить развилки, вызванные действиями внешнеполитических акторов, как с Запада, так и с Востока. Как было уже отмечено, финансовая помощь Запада будет строго дозирована. Он в целом не готов к большим расходам на Украину. Украина ему нужна как средство сдерживания России, но Россия для него уже не враг, а лишь не всегда удобный оппонент, раздражающий своей самостоятельностью: но за это много платить не стоит.

Иное дело Россия. Для нее значимость Украины больше. Относительно независимое рыночное пространство, состоящее из стран примерно с одинаковым уровнем развития, которые взаимовыгодно обмениваются товарами, может сложиться при численности населения 300-400 млн. Таможенный (Евразийский) союз вместе с Украиной даст примерно 220 млн. Наличие Украины повысит эффективность экономик всех стран, входящих в региональное объединение, сделает их более независимыми от мировой рыночной конъюнктуры. Выгоды, измеряемые миллиардами долларов в год, будет иметь и Украина. Укрепление Таможенного (Евразийского) союза, привлечение в него Украины - это для России вопрос выживания в глобальной рыночной конкуренции. Как пишет украинский исследователь А. В. Кузнецов «.экономическая реинтеграция (регионализация) на постсоветском пространстве становится единственным реальным способом противостояния России и Украины вызовам глобализации. Альтернативой может быть только дальнейшее вытеснение Украины и России на общеевропейскую цивилизационную пе-риферию»24.

Важен вопрос и обеспечения безопасности. Для России не страшна евроинтеграция Украины сама по себе, для России опасно вхождение Украины в НАТО, когда ракет-

22 По этому поводу мэр г. Донецка заявил следующее: «... областной бюджет Тернопольской области зарабатывает 243 млн. 984 тыс. грн., а дотации из госбюджета - 630 млн. 063 тыс. грн. ... Ивано-Франковская область зарабатывает 341 млн. 938 тыс. грн., а 776 млн. 532 тыс. грн. - дотация выравнивания из госбюджета. Львовская область - 878 млн. 243 тыс. грн. зарабатывает, а 1 млрд., 358 млн. 253 тыс. грн. - получает из госбюджета. В эти дотации входят оплаты по льготному проезду, пособия для детей и прочее».

См.: Падающая экономика, сланцевая революция, атака на сепаратистов из Галичины: Донбасс в 2013 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. г^пиш. ги/пеш8/роН1:/175147б. Ь1:т1#1х222р3В07^1

23 Подробнее об этом см.: Восточные Кресы [Электронный ресурс] Режим доступа: Ы±р://ш. тЫре&а. о^/тк1/%С2%ЕЕ%р1%р2%ЕЕ%Р7%ЕБ%РВ%Е5_%СА%Ро%Е5%р1%РВ

24 Кузнецов А. В. Геоэкономические риски Украины и России в условиях разобщенности // Мировая экономика и международные отношения. 2013. № 7. С. 37.

ные установки с ядерным оружием окажутся на расстоянии нескольких километров от границы России. Хотя в Конституции Украины зафиксирован ее внеблоковый статус, но все в этом мире меняется. В том числе и конституции. Вполне возможно на заключительных этапах евроинтеграции (лет через 15-20) перед непосредственным вступлением в Евросоюз от Украины потребуют сделать этот шаг - войти в военную структуру НАТО или даже просто предоставить свою территорию для размещения военной инфраструктуры НАТО. Последнее может произойти и значительно раньше - в ближайшие годы.

Важно еще одно обстоятельство. Многие предприятия военно-промышленного комплекса России еще с советского периода тесно связаны с предприятиями Украины. И при осуществлении обширной программы модернизации вооруженных сил России важно, чтобы отношения между Россией и Украиной были союзническими. В противном случае России придется тратить финансы и время на разворачивание непосредственно в самой России предприятий, которые бы дублировали украинские аналоги25.

Но зависимость России от кооперации с Украиной не является критической, и у России есть возможность дать адекватные ответы на угрозы, экономического и политического характера, которые могут возникнуть при углублении интеграции Украины с Евросоюзом. Этим обстоятельством определяется то, что большинство экспертов и населения России или сдержанно, или неодобрительно отнеслись к факту помощи России Украине в виде снижения цены на газ и закупки на 15 млрд. долларов долговых обязательств Украины. У большинства экспертного сообщества26 и населения27 России нет доверия к Украине как к надежному партнеру. Общее мнение таково: есть смысл помогать Беларуси, как союзнику России, но нет смысла это делать по отношению к устремленной в Евросоюз Украине. У населения России есть опасения, что современная Россия повторит опыт Советского Союза, который безвозмездно помогал многим странам, не получив ничего взамен. Еще в большей мере недоверие к Украине возросло после смены власти в Украине, которую в России расценивают как государственный переворот, в силу чего новая власть не рассматривается как легитимная.

На сегодняшний день Украина находится в предбанкротном состоянии, она не в состоянии расплачиваться за газ, полученный от России, к тому же с апреля 2014 г. почти в 2 раза повышена цена на газ. Сумма кредитов, которые выданы украинским получателям российскими банками, приближается к 30 млрд. долларов28. Нужно иметь в виду, что главный рычаг давления Украины на Россию это газопровод, ведущий в Европу. Украина в силу этого могла диктовать России цены на получаемый ею и газ или вообще не платить за него, делая так называемый «несанкционированный отбор газа»29. После введения в действие газопровода «Северный поток» значение украинского газотранспортной системы значительно снизилось. К концу 2015 г. запланирован ввод в эксплуатацию газопровода «Южный поток», который со временем будет пропускать ежегодно 60 млрд. кубометров газа в год при том, что через нынешнюю газотранспортную систему

25 Подобный процесс уже идет. Так почти полностью решен вопрос о замене вертолетных двигателей, поставляемых запорожским «Мотор Сич», двигателями, изготовляемыми в России. См.: Россия вытеснит «Мотор Сич» с рынка вертолетных двигателей. Известия. 2012, 12 декабря. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://izvestia. гu/news/542011

26 Так известный российский политолог Сергей Караганов в газете «Ведомости» пишет следующее:

«Украина в своем нынешнем состоянии, в Таможенном союзе или в «Евразэс», если вдруг там окажется, будет их разваливать и тянуть вниз. Да и заплатить за такую ориентацию Украины нереально. Денег не хватит, их все равно проедят, бросившись затем «к Европе». См: Караганов С. Европа, Россия и схватка за Украину [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. vedomosti. ш/opmюn/news/l86l8l7l/shvatka-za-

ukгainu#ixzz2kdbbyгkj

27 Согласно социологическим опросам «Левада-центра» целиком или скорее положительно к решению российских властей снизить на треть цену на газ для Украины относится 30% опрошенных, а 56% — отрицательно и резко отрицательно. Решение российских властей — дать Украине заем из фонда национального благосостояния на сумму $15 млрд. — еще менее популярно, его поддерживает в общей сложности 20%, а против — 65%. См.: "Евромайдан" и судьба Украины в представлениях россиян [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. levada. гu/26-12-2013/evгomaidan-i-sudba-ukгainy-v-pгedstavleniyakh-гossiyan

28 Об этом президент РФ В. Путин говорил на пресс-конференции по итогам российско-итальянских межгосударственных консультаций в ноябре 2013 г. См.:Российско-итальянские межгосударственные консультации [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ы±р://президент. рф/новости/19701

29 Об истории «газовых войн» см.: Метленко Е. А. «Газовый» конфликт между Россией и Украиной: опыт разрешения в 1992-1999 годах / / Научные ведомости БелГУ. Серия «История. Политология. Экономика. Информатика». 2012. № 19(138). Выпуск 24.

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. -|д-|

2014 № 1 (172). Выпуск 29

(ГТС) Украины транспортируется в Европу 90 млрд. кубометров. Тогда ГТС Украины становится почти ненужной30. В этом случае Россия сможет предъявить Украине иск об оплате 19 млрд. долларов штрафных санкций за нарушение договора с «Газпромом» об условиях получения газа: речь идет о большом недоборе газа со стороны Украины, в то время как договор был заключен по принципу «покупай или плати»31. Подобные обстоятельства ставят Украину серьезную зависимость от России. Поэтому вполне возможно, что Украина, образно говоря, обратившись лицом на Запад, будет пятиться на Восток. Ситуация может кардинально измениться лишь в том случае, если помощь Запада будет значительной: речь идет о десятках и даже сотнях миллиардов долларов.

Факт экономической зависимости Украины от России противниками евразийской интеграции, расценивается как давление России на Украину, в значительной мере потому, что на сегодняшний день Россия не видится со стороны значительной части Украины неким заманчивым образцом, к которому надо добровольно стремиться. Россия еще не определилась сама собой, процесс ее самоидентификации на основе консервативнотрадиционных ценностей, с акцентом на защиту прав большинства, противопоставляемых ценностям безбрежного либерализма с его приоритетом прав меньшинства, только начинается. Темпы ее экономического развития крайне скромны, сектор высоких технологий очень мал, основу ВВП составляют сырьедобывающие отрасли, что позволяет недоброжелателям России называть ее «сырьевым придатком Китая». Есть проблемы и в преодолении коррупции, развитии гражданского общества, обеспечении прав и свобод граждан, не удается покончить с терроризмом.

Как и в случае с Украиной, успешность внешней политики России зависит от успехов ее внутренней политики. Динамика развития России вполне положительна и есть вера в дальнейший успех. Нужно эту веру в собственную успешность внушить и противникам интеграции с нею. И здесь главное не использование «мягкой силы», работа над ее имиджем за рубежом32, что, несомненно, надо делать, а реальные достижения в глобальном соперничестве народов, стран, регионов, их экономик и культур. Уважение может вызывать не только «европейское», но и после бурного успеха азиатских стран и «азиатское»33. Надо чтобы «евразийское» также заслужило доверие и уважение.

TO THE QUESTION ON GEOPOLITICAL ORIENTATION OF MODERN UKRAINE

Two basic directions of foreign policy of modern Ukraine are analyzed: eurointegration and rapprochement with the Customs union. As the main internal factors of a choice of a vector of geopolitical orientation the condition of economy of modern Ukraine, values and interests of its basic social groups are examined. External factors of orientation are shown: the integration policy of the European Union and the economic help from Russia.

Keywords: Ukraine, European Union, Russia, Customs union, Eurasian union, eurointegration, eurasian integration.

V. N. SHILOV

Belgorod National Research University

e-mail: Shilov@bsu. edu. ru

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

30 См.: Киев почти отчаялся остановить "Южный поток" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. regnum. ru/news/1743463. html

31 Об этих 19 млрд. в качестве упрека ныне действующей власти говорил экс-президент Украины В. Ющенко в интервью немецкой газете «Die Welt» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. inosmi. ru/sngbaltia/20131128/215183260. html#ixzz2lwtw9lUE

32 Об использовании «мягкой силы» для стимулирования пророссийских настроений в Украине см.: Воронов К. Россия - Украина - Евросоюз: новый раунд "Большой игры" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. regnum. ru/news/polit/1749650. html#ixzz2oUrc6Yqr ; Шимов В. Пророссийский потенциал на Украине деморализован и дезорганизован [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. regnum. ru/news/polit/1741022. html#ixzz2mc9unlzW

33 См.: Пантин В. И., Лапкин В. В. Указ. соч. С. 133.