Научная статья на тему 'Идея «Интеграции интеграций» и перспективы Украины'

Идея «Интеграции интеграций» и перспективы Украины Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
153
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАИНА / UKRAINE / РОССИЯ / RUSSIA / ЕС / ЕЭП / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / CUSTOMS UNION / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ИНТЕГРАЦИЯ ИНТЕГРАЦИЙ / INTEGRATION OF INTEGRATIONS / EU / COMMON ECONOMIC SPACE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Левяш Илья Яковлевич

Формирование Евразийского союза обусловливает высокую вероятность практической реализации панъевропейской «интеграции интеграций» модели мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The «Integration of Integrations» Idea and Prospects for Ukraine

The formation of the Eurasian Union determines the high probability of practically putting into effect a Pan-European «integration of integrations» a model of mighty supranational amalgamation capable of becoming one of the poles in the today’s world while playing the role of an efficient link between Europe and the dynamic Asian Pacific region.

Текст научной работы на тему «Идея «Интеграции интеграций» и перспективы Украины»

И.Я. Левяш

ИДЕЯ • ИНТЕГРАЦИИ ИНТЕГРАЦИЙ»

И ПЕРСПЕКТИВЫ УКРАИНЫ*

Левяш Илья Яковлевич - доктор философских наук,

профессор Белорусского государственного педагогического университета.

I. «Интеграция интеграций» как идея.

Казус Украины

«Нужда» в реформации взаимоотношений между постсоветскими государствами не требует комментариев, но проблема - в ее смысле и направленности. В таком контексте в программных статьях В. Путина и А. Лукашенко в 2011 г. солидарно выражена идея «интеграции интеграций». В. Путин констатировал европейский контекст евразийской интеграции и подчеркнул, что действующие структуры СНГ, как и проектируемый Евразийский союз, будут «...строиться на универсальных интеграционных принципах как неотъемлемая часть Большой Европы (курсив мой. - И.Л.), объединенной едиными ценностями свободы, демократии и рыночных законов». Реализация этих ценностей «.позволит каждому из его участников быстрее и на более сильных позициях интегрироваться в Европу»1. В свою очередь, А. Лукашенко в резонансной статье также обратил внимание на то, что «. в создании Евразийского союза не следует усматривать попытку некоего раздела Европы . Евразийский союз я вижу как неотъемлемую часть общеевропейской интеграции .Мы предлагаем "интеграцию интеграций" (курсив мой. - И. Л.)»2.

Таким образом, «осевая» идея российского и белорусского президентов заключается в «интеграции интеграций», т.е. привилегированного партнерст-

* Эта статья, отражающая оптимистическое виПдение преодоления украинского кризиса, была сдана в набор в канун 2014 г. — Прим. ред.

1. Путин В. Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня // Известия. — М., 2011. — 4 октября.

2. Лукашенко А. О судьбах нашей интеграции // Известия. — М., 2011. — 19 октября.

ва как фундаментального условия плодотворной синергии двух интеграционных процессов - евросоюзного и евразийского, основанных на общности интересов и ценностей вовлеченных в эти процессы государств.

Это действительно инновационная формула общеевропейской интеграции. Она выражает исторически уникальную для наших государств, Европы и мира в целом, структурно сложную, многоуровневую и разноскоростную тенденцию нашего времени и требует кардинального обновления концептуальных оснований и геостратегических ориентиров деятельности ее основных акторов.

Вместе с тем идея «интеграции интеграцию» - это очевидный неологизм не только в концептуальном отношении, но и в практической политике. Инновационный смысл этой идеи пока не получил, на мой взгляд, воплощения в практической политике России. Как только официальный Киев заявил о готовности к подписанию договора об ассоциации с ЕС, Москва оперативно отреагировала в формате логики «или - или»: или интеграция Украины в Таможенный союз, или - в случае ее соглашения с Брюсселем - пересмотр полульготных договоренностей с Киевом о поставках российского газа. Аргумент Киева, который разъясняет, что ассоциация с ЕС не только не противоречит консолидации СНГ, но и будет способствовать его сближению с Европой, не был принят во внимание, а готовность Украины принять председательство в СНГ (после Беларуси) трактуется как стремление «ласкового теляти» пользовать сразу двух «маток».

Вопреки панъевропейским декларациям о намерениях, по-прежнему речь идет о двух относительно независимых региональных, но не трансконтинентальных процессах: с одной стороны, драматической интеграции в формате Евросоюза, с другой - вялотекущей интеграции в различных форматах СНГ. Сегодня Содружество напоминает едкую присказку о тех, кто спит в одной постели, но видит разные сны. Отмеченные подходы - в лучшем случае отражение ситуационных событий, но в сущности это недооценка (или непонимание) глубинных процессов, которые происходят в современном мире и требуют кардинального обновления смыслов и геостратегических ориентиров России и других государств СНГ.

Однако императивом остается ответ на вопрос: с кем мы? В 2012 г. президент РБ высказал свою точку зрения по этой фундаментальной проблеме в статье «О судьбах нашей интеграции». В ней подчеркивается, что Россия впервые за многие годы заявила о приоритете отношений с государствами, с которыми, перефразируя классика, вышла из общей советской шинели. Приоритете не пропагандистском, а пронизывающем всю жизнедеятельность наших стран и народов. Понятно, что Россия, как крупнейшая держава, не может и не будет игнорировать работу с иными союзами. «Но приоритеты -

принципиально другое. Это дорогого стоит. За словами статьи - стратегия. Правильная стратегия».

Приоритеты как России, так и других государств СНГ означают выбор на основе органического триединства культурно-цивилизационных, геополитических и геоэкономических оснований. Диалектический подход ориентирует на постижение не только сущего (реального состояния России, ее партнеров и союзников в интеграционном процессе), но и должного, императивного с точки зрения фундаментальных интересов и ценностей общества, государства, личности. Снова и снова необходимо задавать вопрос: «Откуда мы? Кто мы? Куда мы?» Это проблема идентичности наших государств и их субъектности в европейском и евразийском контекстах.

II. Последствия украинского казуса

Уже почти четверть века украинского государственного суверенитета показали, что «необходимо различать "движение за независимость" и "движение к самоопределению". Независимость не приводит автоматически к самоопределению. Более того, независимость может быть обретена в исторически краткие, обозримые сроки; самоопределение - это всегда длительный процесс, растянутый на десятилетия. Получившее независимость государство продолжает в течение долгого времени строить свою политику "от противного", отмежевываясь от бывшей метрополии. Нужны годы и годы, чтобы политический курс молодого государства начал вырабатываться на своих собственных основах. Это и является признаком достижения подлинного самоопределения»3.

Постсоветская Украина обладает всей полнотой международной правосубъектности, но непреходящая проблема в том, как ею распорядиться, начиная с выбора приоритетов. Если ясно, что НАТО опасно для национальной безопасности Украины, где надежная перспектива? Прозападная часть украинской элиты увидела «свет в тоннеле», ведущем в Евросоюз. Однако этот адрес по-своему отмечен высокой неопределенностью. В принципе, «как много» Украины может осилить Евросоюз? По масштабам Украина - крупное европейское государство с населением более 45 млн человек (уступающее только Германии, Франции, Великобритании и Италии) и территорией в 603 549 км2 (для сравнения: в соседней Польше - 38,5 млн человек, территория - 312 679 км2). В стране - квалифицированные кадры, обширный маши-но- и станкостроительный комплекс, авиа- и кораблестроение, большая химия, легкая и пищевая промышленность, развитая транспортная инфра-

3. Пастухов В.Б. Украинская революция и русская контрреволюция // Полис. — М., 2010. - № 5. - С. 10-11.

структура, доступ к морю, примерно равная французской армия и т.п. Известный политолог М. Джилас отмечал, что, хотя, к примеру, «объединенная Германия является самым сильным европейским государством, но в то же время она явно переоценивает свою роль. И ей не удастся взять под свой контроль, допустим, Украину. Эта задача трудновыполнима даже для Амери-ки»4. Добавлю от себя: тем более - для Америки.

По украинскому присловью, для Запада это ситуация «тяжко нести, та й жалко кщати». В «Среднесрочной стратегии» ЕС декларативно сказано: «Развитие партнерства с ЕС должно способствовать укреплению роли России как главной силы (курсив мой. - И.Л.) в построении новой системы межгосударственных политических и экономических связей на пространстве СНГ». Однако вопрос о зависимости взаимодействия ЕС-Украина от эволюции сотрудничества ЕС-Россия остается напряженно открытым. «На деле, - отмечал еще в начале 2000-х годов В. Шнайдер-Детерс, руководитель украинского бюро Фонда Ф. Эберта, - ЕС ... вряд ли согласится признать претензии России на главенствующую роль во взаимоотношениях с соседними государствами». Он полагает, что признание за Россией роли государства - лидера в СНГ влечет за собой «подспудное исключение Украины из объединительных процессов»5.

В Киеве уже прошли значительную дистанцию в направлении «Прочь от Москвы!» (аналогично ряду государств Центральной Европы, ставших членами ЕС), чтобы стать необходимыми как России, так и Западу. Верен ли такой геостратегический расчет?

Прошло более десятилетия, но статистика по-прежнему выявляет в Украине «раздвоение единого». За период 2005-2012 гг. идея присоединения Украины к союзу России и Беларуси имеет поддержку в украинском обществе в пределах 53-61%, вступления Украины в Евросоюз - 43-47, двойного гражданства в Украине - 39-47%6. В этой структуре по первой позиции доля элит - 44,3%, населения - 56,5%. По второй позиции доля элит - 60,8%, населения - 46,0%. Поддержка внешнеполитических проектов политическими элитами Украины в 2012 г. (в %) выглядит следующим образом: за снятие таможенного и других видов пограничного контроля на российско-украинской и белорусско-украинской границах: да - 67,6, нет - 31,3; создание на Украине зоны свободной торговли (ЗСТ) с Евросоюзом: да - 68,8, нет - 30,0;

4. Московские новости. 1992. — № 19, май.

5. Шнайдер-Детерс В. К конкретизации концепции «Большой Европы» // Полис. — М., 2000. - № 6. - С. 97.

6. Украгнське сустльство 1992-2012: Стан та дгнамгка змгн: Социолог!чний мон!тор!н. — Кигв, 2012. — С. 644.

присоединение Украины к Единому экономическому пространству (ЕЭП): да - 67,1, нет - 30,47.

Рефлексия ситуации российским экспертным сообществом также неоднозначна. Ныне оценки колеблются между не лишенным эмоций скепсисом и сдержанным оптимизмом. До «оранжевой революции» стратегия сотрудничества мыслилась в категориях «евроатлантического пространства», в котором не столь значимой, но наиболее «строптивой» выступала украинская сторона. На семинаре «Россия и Украина в евроатлантическом пространстве» (Москва, 1999) А. Пушков констатировал, что «Украина состоялась как независимое государство... Она еще не утвердилась, но это уже не от России зависит... Отношения между Украиной и Россией будут зависеть от отношений между Россией и Западом... Речь идет о том, будет ли Россия великой державой или нет. По этому поводу идет... вся борьба...» Однако эти здравые суждения сопровождались достаточно примитивной парадоксальной аргументацией: «Потому что Россия по-прежнему представляет для Запада стратегическую проблему, а Украина для Запада стратегической проблемой являться не может».

Как видим, ментальность Старшего брата труднопреодолима. А суть дела - не в масштабах или «ранге» проблемы, но в дефиците ее всестороннего видения в русле геоглобалистского подхода. Принципиальная альтернатива в том, какой мир выстраивается - многополярный или многомерный. Обе тенденции имеют объективный характер. В первой ипостаси - это нарастающая тенденция к отчуждению и реанимации «холодной войны» между Россией и НАТО-ЕС. «Обычная схема рассмотрения обсуждаемой нами проблемы -Украина должна сделать выбор, с кем она - либо с нами, либо с другими, -говорил на заседании названного семинара проректор МГИМО А. Загорский. -Это предположение враждебного окружения». Напротив, в многомерном мире, отметил А. Загорский, процесс объединения Европы - это «коренной путь». «В этой связи... и перед Украиной, и перед Россией... встает вопрос.., в какой форме, какими путями мы будем входить в Европу. Для решения этой задачи важны два серьезных требования. Первое и самое главное - и Россия, и Украина должны сначала справиться с домашним заданием, решить свои внутренние проблемы... Мы не должны и не будем разбегаться друга от друга, мы должны встретиться в европейском пространстве в новом качестве... партнеров, как полноценные и равноправные участники этого процесса».

Россия и Украина - «одинаково сильные братья» (Гоголь), и существуют объективные и фундаментальные основания для строительства единой Евро-

7. Зоткин А. А. Украина как политический проект // Политическое проектирование в пространстве социальных коммуникаций. Материалы Межд. конф. 31 октября — 1 ноября 2013. Часть 2. - М., 2013. - С. 349.

пы, в которой должно быть достойное место и пассионарная роль и России, и Украины.

III. Основные сценарии исхода из украинского казуса

Сценарий 1. Украина в Восточном партнерстве.

Ассоциация с ЕС

В концептуальных основаниях и практике Евросоюза выявляются две противоречивые интенции - а) геополитического и геоэкономического расширения; б) органического культурно-цивилизационного воссоединения Большой Европы8. Обе интенции не действуют в «чистом виде», а взаимопереплетаются и реализуются с различной степенью эффективности и интенсивности. Первую из них британский политолог З. Бауман определяет как «...освобождение предпринимательского интереса от всех форм этического контроля .и последовавшее обретение таким интересом "иммунитета" к любым ценностям, отличным от стремления к максимизации прибыли»9. Однако для значительной части населения Евросоюза и ее политических и культурных элит характерна ориентация не на безоглядную вестернизацию, а на органическое воссоединение Европы на общих культурно-цивилизационных основаниях. Так, один из фундаторов ЕС Ж. Монне признал, что «если бы снова пришлось начать работу по объединению Европы, ее надо было начинать с культуры»10.

Противоречие между двумя стратегиями - расширения или воссоединения Европы - особенно остро проявляется в предпринятом Евросоюзом крупномасштабном включении ряда центральноевропейских государств в свою структуру. Ее экстенсивный рост, наряду с достижением определенных геополитических и геоэкономических целей, создал ряд проблем. Ранее они трактовались в духе премьер-министра Франции Ж. Д'Эстена: «Концепция интеграции оказалась разорванной между расширением Союза и его углублением».

Тенденция к расширению в духе «smart power» нашла выражение в том, что ряду среднеевропейских стран, не являющихся членами ЕС, была предложена инициатива «Восточного партнерства». Следует признать, что это по-своему сильный ход Евросоюза. Геостратегический приоритет такого

8. Левяш И.Я. Дилемма «расширение / воссоединение» Европы // Европа. — Варшава, 2006. — № 3 (20). — www.pism.pl/europa

9. Бауман З. Европейский путь к мировому порядку // Свободная мысль. — М., 2004. — № 9.

10. Вестник Европы. Т. 12. — М., 2004. — С. 11—12.

партнерства очевиден в сравнении с теми скромными экономическими преференциями и участием в зоне свободной торговли с ЕС, которые, вероятно, можно получить в результате продвинутого сотрудничества. Напомним, что в свое время Рузвельт развалил Британскую империю, пообещав Черчиллю помощь при условии, что все территории, контролируемые Британией, станут зоной открытой свободной торговли для американского бизнеса. На этом и закончилась британская колониальная система, в которой никогда «не заходило солнце».

«Восточное партнерство» также оказалось «двуликим Янусом». В Брюсселе это партнерство интерпретируют как пробный камень дальнейшего расширения Европейского союза (не исключено - и с антироссийским прицелом). Об этом свидетельствует уже то, что первоначальная инициатива Швеции и Польши относительно «Центральноевропейского партнерства» была отклонена и заменена «Восточноевропейским партнерством». Суть здесь не в терминах: партнеры рассматриваются либо как «восточные», т.е. внешние для Евросоюза, либо как «свои», чье место, по словам польского премьер-министра Д. Туска, в европейской семье. Пока же мы только «соседи Европы» и рассчитывать на реальную субъектность наших государств в этом альянсе не приходится. Не зря «Восточное партнерство», по сути, верно окрестили аббревиатурой БУМАГА (по первым буквам участников).

Проблема перерастает рамки украинского казуса и требует разработки адекватных концептуальных оснований. Введение термина «Центральная Европа» (ЦЕ) в постдисциплинарный европейский дискурс предполагает пересмотр как его чисто географической версии, так и геополитической неопределенности термина «Центральная и Восточная Европа» (ЦВЕ). Речь идет о степени соответствия Украины, как и Беларуси, основным параметрам именно центральноевропейского (среднеевропейского) суперрегиона. Эти параметры (признаки) таковы: а) «цветущая сложность» (К. Леонтьев) или максимум многообразия при минимуме жизненного пространства; б) историческая общность христианской культуры народов Средней Европы и вместе с тем водораздел ее основных ветвей; в) острый дефицит материально-энергетических ресурсов и тем не менее - наличие главного производительного ресурса -квалифицированного работника; г) наследие объектов, нередко и «дубъек-тов» (А. Платонов), но неизменно - хроническом статусе хронических аутсайдеров великих держав; д) основной театр военных действий прошедших и потенциальных мировых войн.

Однако гегелевский крот истории прокладывает и иные маршруты. Еще не поздно, не покидая «Восточного партнерства», предложить трансформацию его концептуальных оснований в духе первоначальных предложений Швеции и Польши о «Центральноевропейском партнерстве» и в этом ключе преобразовать скорее символическую, чем реальную организацию 122

«Центральноевропейская инициатива», в которую входят государства Вышеградской группы, в направлении практической активизации всего сообщества среднеевропейских государств (членов и не-членов Евросоюза). Это был бы заметный вклад в реализацию идеи «интеграции интеграций». Но Запад оказался не готовым вознаградить Украину ясной перспективой вступления в Евросоюз (см. резолюцию Европарламента от 26 февраля 2010 г. «О ситуации в Украине»11) и ограничивается предложением об ассоциации.

В то же время совершенно очевидно, что финансово-политические элиты ЕС и промышленный капитал Старого Света не рассматривают Украину как самостоятельное, суверенное и независимое государство, обладающее промышленностью, способной производить и поставлять на европейский рынок готовую продукцию высоких переделов. Таких государств в Европе и без Украины более чем достаточно - Брюссель отнюдь не заинтересован в обострении конкуренции на внутреннем рынке и притоке товаров и услуг новых членов. Тем более в ситуации, когда экономика Старого Света находится в кризисном состоянии, безработица растет на протяжении последних трех лет, реальный уровень жизни населения неуклонно снижается, платежеспособный спрос падает, а кредитование домашних хозяйств усыхает.

В такой ситуации Украина нужна Евросоюзу как поставщик дешевой и квалифицированной рабочей силы, сырьевой придаток (прежде всего в области черных и цветных металлов, а также угля и зерновых культур) и, безусловно, рынок сбыта для продукции европейских промышленных гигантов.

Однако не все так мрачно. Через десять лет вся экономика Украины должна будет работать по техническим, экологическим и фитосанитарным нормам и регламентам ЕС. Тот путь, который индустриально развитые страны Европы (Германия, Франция, Австрия, Голландия и т.д.) прошли за 5060 лет, Украина, отброшенная назад в результате разрушительных рыночных реформ, должна пройти за 5-10 лет. Стоит сказать, что по самым скромным оценкам украинских экспертов, для того, чтобы в полной мере соответствовать техническим регламентам и нормативам ЕС, Украине до 2020 г. потребуется вложить свыше 100 млрд долл. в модернизацию инфраструктуры и развитие производительных сил.

Тем не менее Брюссель уверяет, что поэтапная интеграция Украины в ЕС ведется не против России и не за ее счет. Еврокомиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле публично заявил 11 октября 2013 г. на встрече с политическим руководством Украины в Киеве: «Чтобы не было ошибок: Соглашение об ассоциации не заключается за счет России. Напротив, Россия также получит очень большие преимущества

11. http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?type=TA&reference=P7-TA-2010-0035&languare=EN&ring=P7-RC-2010-0116

от интеграции стран "Восточного партнерства" в более широкую европейскую экономику... Наше представление таково, что в долгосрочной перспективе Соглашение должно внести большой вклад в создание общего экономического пространства, как мы говорим - от Лиссабона до Владивостока на основе правил ВТО».

Сценарий 2. Украина в СНГ, но не в ТС

Украинский президент В. Янукович на инаугурации заявил: «Приоритетными для нас будут отношения с Россией и СНГ». Этого нельзя сказать об отношении к Таможенному союзу. Украина исходит из того, что принципы зоны свободной торговли и ТС несовместимы, хотя на «тройку» приходится 40% украинского товарооборота. В сравнении с ЗСТ ТС предполагает более тесную гармонизацию таможенного законодательства и таможенных тарифов, политики госсубсидирования национальных производителей, налоговой политики.

При этом даже наиболее прозападно настроенные и политически ангажированные сторонники интеграции Украины с ЕС не отрицают, что страна с финансово-экономической и научно-технической точек зрения находится в критической зависимости от России. Так, по итогам января-июля 2013 г. на долю Российской Федерации пришлось порядка 24,8% суммарного экспорта Украины в стоимостном выражении (8,9 млрд долл. из 35,9 млрд долл.) и 27,3% импорта (11,4 из 41,7 млрд долл.). С учетом Казахстана и Беларуси, которые также входят в Таможенный союз и ЕЭП, зависимость Украины от России и других стран СНГ становится подавляющей.

По показателям экспорта украинских товаров Россия опережает страны Америки (3,9 млрд долл.) и Африки (2,4 млрд) и лишь немного уступает странам Азии (9,1 млрд долл.) и Европы (9,8 млрд долл.). С точки зрения емкости внутреннего рынка и экспортных поставок украинских товаров на эти рынки даже крупнейшие европейские внешнеторговые партнеры в разы уступают России. Аналогичная ситуация складывается в отношении импортных поставок иностранных товаров на Украину - Россия уступает лишь суммарно всем странам Европы (15,6 млрд долл.), существенно опережая страны Азии (8,8 млрд), Африки (450 млн долл.) и Америки (2,57 млрд долл.).

Не менее тесными внешнеэкономические связи России и Украины выглядят под углом зрения инвестиционных потоков, согласно официальным данным Госстата Украины, Россия входит в четверку крупнейших инвесторов в экономику Украины.

Проблему отношений и взаимодействия Украины и России необходимо рассматривать в перспективе формирования Евразийского союза как ответа на потребность объединения научно-производственного потенциала постсо-124

ветских государств в интересах эффективного освоения огромной территории и богатейших природных богатств.

Однако, пишет лидер Прогрессивной социалистической партии и «Евразийского народного союза» Украины, доктор экономических наук Н.М. Вет-ренко, если в Беларуси вопрос интеграции с Россией решен давно, то Украина находится все годы своей «независимости» под мощным внешним управлением, которое не позволяет украинской власти и ангажированным политикам принять единственно юридически выверенное (и соответствующее Всеукра-инскому референдуму от 1 декабря 1991 г.), экономически и цивилизационно обоснованное решение о вхождении Украины в Таможенный союз и Единое экономическое пространство с Россией, Беларусью и Казахстаном, с дальнейшей интеграцией в Евразийский союз.

Ориентация на Запад для Украины, ее экономики, науки, культуры и политической стабильности - пагубный, заведомо разрушительный путь. Исследования, проведенные в Институте экономического прогнозирования Национальной академии наук Украины, показали, что ЗСТ и ЕС принесут неминуемые потери ВВП Украины ввиду интенсивного вытеснения отечественной продукции с внутреннего рынка. Неконкурентная экономика Украины (энергозатраты на единицу ВВП в 4 раза выше среднеевропейских) будет полностью разорена, суверенитет потерян. Украина добавит проблем для ЕС несравнимо больше, чем Кипр, Греция, Испания, Италия или Португалия.

Напротив, интеграция в ТС принесет Украине несомненные выгоды. «От 1,5 до 6,5% прироста ВВП», - подчеркнул президент РФ В. Путин на встрече с президентом Украины В. Януковичем 4 марта 2013 г. Исследования, проведенные в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН, подтвердили, что с вхождением в ТС украинская экономика выиграла бы порядка 7 млрд долл., объем экспорта Украины возрос бы на 60%, увеличиваясь на 9 млрд долл. в год.

На перспективах Украины остановился секретарь Таможенного союза, академик С. Глазьев в своем докладе на конференции «Перспективы евразийской интеграции Украины», проходившей 15 декабря 2011 г. в Верховной раде Украины. Он отметил: «Стремление Украины вступить в Евросоюз повлечет за собой серьезную потерю роста ВВП, ухудшение общей структуры экономики Украины, превращение Украины в резервуар дешевой рабочей силы, и вследствие этого, потерю реального экономического суверенитета. При интеграции Украины в экономические структуры Евразии, макроэкономические прогнозы намного более благоприятные. Прирост ВВП Украины в ближайшие 10 лет составит 200 млрд долл., произойдет наращивание общей конкурентоспособности экономики Украины в машиностроительной, авиастроительной и судостроительной областях. Процедура принятия решений в

Таможенном союзе прозрачна, суверенитет ни одного из государств - членов ТС не ущемляется ни на йоту»12.

Сценарий 3. Украина в «интеграции интеграций»

Формирование Евразийского союза обусловливает высокую вероятность практической реализации панъевропейской «интеграции интеграций» - «модели мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной "связки" между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом»13.

Исходный пункт и «точка опоры» в этом противоречивом процессе -совпадение или конфликт базовых интересов и ценностей, свои pro и contra. Назовем убедительные свидетельства ориентации pro. Ж. Тириар: «Европа от Дублина до Владивостока»; руководитель берлинской экспертной группы по изучению РФ Х. Тиммерманн: «Берлинский призыв Путина к стратегическому сотрудничеству стал внушительным доказательством значения ЕС для России: в будущем Европа могла бы играть самостоятельную влиятельную роль в глобальном плане, ...если она объединит свой потенциал с потенциалом России»14; К. Эньере, министр по европейским делам Франции, космонавт и герой России: «Вне всякого сомнения, связи Европейского союза с Россией имеют стратегическое значение... Как можно выйти на стратегическое партнерство, учитывающее статус игроков - Евросоюза и России?»15; британский политолог У. Хаттон: «Стратегические интересы ЕС и России по большому счету совпадают»16. Британский политолог Ф. Кэмерон акцентирует, что геостратегические выкладки - не последний довод, и опирается на такой аргумент, как общность культурных приоритетов. «Можно утверждать, что между Россией и ЕС не меньше связей, чем между ЕС и США. В Америке трудно найти фигуры, равные Толстому, Пастернаку, Пушкину и Достоевскому, Чайковскому и Тургеневу»17. Наконец, компания «Группа ИМА» (ФРГ) провела исследование ее жителей о России. Опрошены 1 тыс. человек,

12. Ветренко Н.М. Евразийская интеграция как шанс выживания // Свободная мысль. -М., 2013. - № 4. - С. 37-46.

13. Путин В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня // Известия. - М., 2011. - 4 октября.

14. Тиммерманн Х. Стратегическое партнерство: Как ЕС может упрочить связи с Россией? // Европа в мировой политике. - М: ИНИОН РАН, 2003. - № 4. - С. 167.

15. Цит. по: Независимая газета. - М., 2005. - 25 апреля.

16. Хаттон У. Мир, в котором мы живем. - М.: Ладомир, 2004, с. ХЫУ, ХХХУ11, ХХХ1Х, ХЫ.

17. Кэмерон Ф. Европейский союз и Соединенные Штаты: Друзья или соперники? // Свободная мысль. - М., 2004. - № 11. - С. 76.

проведено 50 экспертных интервью с представителями культурной элиты Германии. По критерию «культурный авторитет» немцы ставят Россию на первое место - впереди даже Франции (Германия - на третьем месте, далее США, Чехия, Польша)18.

Как бы подытоживая эти размышления, Д. Доминик, директор исследований по безопасности (Французский институт международных отношений), главный редактор журнала «Внешняя политика» (Париж), сделал вывод: «Россия, бесспорно, сделала выбор в пользу партнерства с Западом... Мы должны услышать Россию, но и она должна услышать нас (курсив мой. - И. Л.)»19.

Итак, Европа высоко ценит культуротворческий авторитет России, признает ее роль как потенциального стратегического партнера в общеевропейском и глобальном измерениях, проявляет однозначную заинтересованность во взаимовыгодном разделении и кооперации труда в общеевропейском масштабе.

А Украина? По аналогии с ревнивой реакцией ельцинской Москвы на идею Н. Назарбаева еще в середине 90-х годов прошлого века о создании Евразийского союза, путинская Россия, недооценивая сетевой характер современного мира и субъектность государств СНГ, монополизирует запоздалую инициативу реинтеграции постсоветского пространства, как и «интеграции интеграций» в панъевропейском масштабе, и поэтому рассматривает идею ассоциации Украины с ЕС как политику «поперед батька». С диалектикой «и - и» в официальной Москве пока проблемы. Но ассоциация Украины с ЕС неизбежно подстегнула бы СНГ и его структуры, как и предстоящий Евразийский союз, к действительной модернизации. Ее логика должна подтвердить правоту О. Бисмарка, который говорил, что «Россия медленно запрягает, но быстро едет». И, повторяя вслед за А. Солженицыным, «в самостоятельном развитии - дай Бог Украине всяческого успеха».

18. Независимая газета-Ех libris. — М., 2 003. — 3 марта.

19. Независимая газета-Дипкурьер. — М., 2005. — 7 февраля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.