быть модифицирован, видоизменен и дополнен с учетом особенностей и специфики организации экономического пространства конкретного субъекта, но представление его в общем виде решает задачу научного обоснования именно базовой последовательности действий при проведении подобного рода пространственно-экономических трансформаций.
Подводя итог исследованию проблем создания новых форм пространственной организации экономики на базе периферийных территорий регионов аграрно-индустриального типа в рамках разработки стратегии их развития отметим, что современные пространственно-экономические преобразования, основанные на выработке положений региональной пространственной социально-экономической политики, представляются единственным системным механизмом сохранения гомеостаза в системе "центр-периферия". Это позволит замедлить и компенсировать процессы централизации и фрагментации экономического пространства, "вымывания" ресурсов, прежде всего, человеческих, из периферии, дальнейшего "опустынивания" экономического ландшафта.
Примечания:
1. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 20/-р "Об утверждению Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года". [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static,government.ru/meciia/ files/UVA!qUtT08o60RktoOXl22JjAe7irNxc.pdf Дата обращения - 25,05.2019.
2. Мамедова, К.Г. Концептуальные основы кластеризации экономического пространства аграр-но-ориентированного региона : монография / К.Г. Мамедова Ставрополь: Агрус, 2012. - 96 с.
3. Казаков М.Ю. Феномен иммунитета периферийных территорий / М.Ю. Казаков // Московский экономический журнал {научный рецензируемый электронный журнал). 2018. - №3, (Режим
доступа - http://qje.su/otraslevaya-i-reg ionalnaya-еkonöm i каУmöskovskij-екойЬтiсhes kij zhumal 3-2018-14/
4. Татаркин А.И. Развитие экономического пространства России на основе кластерных принци пов / А.И. Татаркин // Экономические и соци альные перемены, - 2012,- №3(21). - С. 28-36.
5. Шелудков A.B. Карта многоукладное™: пригородные и периферийные зоны Тюменской области/Aß. Шелудков, С, В. Рассказов// Крсстьяновс дение. - 2017. - №1, - С. 102-114.
6. Василенко S.H. Экономическое пространство и формы пространственной организации хозяйства и населения / В.Н. Василенко // Вестник Да геста не ко го государственного университета. Серия 3. Общественные науки.-2017.- Т, 23. - Вып. 3, - С 55-63.
7. Доргушаова А.К. Механизм формирования экономического каркаса инновационного развития региона : монография / А.К. Доргушаова - Майкоп : МГТУ, 2016. - 299с.
8. Новосельцева A.C. Городские агломерации как основа интеграции регионов РФ в глобальное , экономическое пространство / A.C. Новосел ьце ' ва // Государственное и муниципальное управ ление в XXI веке: теория, методология, практика, -2011.-т.-С. Ж
9. Сафина Г.Р. Влияние крупных предпринимательских организационных сетей на экономическое развитие регионов / Г.Р. Сафина / Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд.-2010, -№1.-С. 210-215,
10. Лаерикова Ю,Г. Региональные особенности пространственного развития промышленного комплекса региона в условиях нестабильности / Ю.Г. Лаврикова // Экономика региона. - 2009. №3. - С 62-69.
11. Антипин И.А. Векторы пространственного развития производительных сил Урала в условиях постиндустриальной экономики / И.А. Антипин, О.Ю. Иванова // Региональная экономика: теория и практика. - 2016. - №1. - С. 42-50.
12. Сзмуйлов В.М. Практика и эффективность формирования траиспортно-логистических кластеров / В.М. Самуйлов, ОД Покровская // Вест ник Уральского государственного университета путей сообщения. - 201 б. - №4. - С. 76-88.
05
т—I
о си
-О о. ш
СС
ь-
LU
о
аГ m
го
a 2
S
299
ECONOMIC SECURITY AS THE BASIS OF THE NA TiONAL SECURITY OF MODERN RUSSIA
Korolyuk Elena Vladlslavovna, DSc of Economics, Associated Professor, Deputy Director on scientific work
Imanova Marina Gennadievna, PhD ofEconomics, Associated Professor
Kuban State University (branch), Tikhoretsk
The key priority of any state is to ensure national security The basis of the formation and functioning of all elements of national security (military, informational, environmental, etc.) is economic security, since its absence makes it difficult to achieve priorities of any direction. Federal and regional state authorities, local governments, civil society institutions create the conditions for the formation and implement state policy in the field of economic security. The effectiveness of their activities, ultimately, depends on the solution of many important problems in this area.
Keywords: national security; economic security; security threats; directions of state policy in the field of economic security.
УДК 332,146.2 ВАК РФ 08,00.05
Û КоролюкЕЛ, 2019 & Мманова М1„ 2019
S
UJ
S
О UJ Т S
X
О X
о
л
#
* *
300
КОРОЛЮК Елена Владиславовна, доктор экономических наук, доцент, заместитель директора по научной работе
ИМАНОВА Марина Геннадиевна, кандидат экономических наук, доцент
Кубанский гос.ударе геенный университет (филиал), Тихорецк
БЕЗОПАСНОСТЬ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ КАК ОСНОВА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ
РОССИИ
Ключевым приоритетом любого государства является обеспечение национальной безопасности. Основой формирования и функционирования всех элементов национальной безопасности (военной, информационной, экологи ческой и тд.) является экономическая безопасность, так как ее отсутствие делает проблема гичным достижение приорите тов любой направленности. Федераль ные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления, институты гражданского общества создают условия для формирования и реализуют государственную политику в сфере экономической безопасности. От эффективности их деятельности, в конечном счете, зависит решение многих важных задач в рассматриваемой сфере. Ключевые слова: национальная безопасность; экономическая безопасность; угрозы безопасности; направления государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности.
Ключевым приоритетом любого государства является обеспечение национальной безопасности, включающей в себя обеспечение суверенитета страны, сохранение территориальной целостности, обеспечение достойного качества жизни населения. В связи с рос-том глобальной и региональной нестабильности, усилением неравномерности мирового развития актуализируются проблемы обеспечения безопасности личности, общества, государства, появляются новые вызовы и угрозы. Именно потому интерес исследователей к заявленным проблемам продолжает сохраняться.
Нормативно-правовой основой обеспечения государственной безопасности являются, прежде всего, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О безопасности" [1], Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" [2], "Стратегия национальной безопасности РФ" [3] и ряд функциональных стратегий и доктрин, разработанных за последние несколько лет.
В соответствии со "Стратегией национальной безопасности Российской Федерации" утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г, № 683, национальная безопасность трактуется как"... состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации" [3].
Из дефиниции вытекает, что для обеспечения и укрепления государственной безопасности необходимо противодействовать угрозам, то есть идентифицировать и ранжировать, проводить оценку, нивелировать возможность возникновения и минимизировать ущерб от внутренних и внешних угроз. Это возможно реализовать с помощью комплекса политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности {статья 3 Федерального закона "О безопасности") И1-
Нельзя не согласиться с H.A. Урусовым, что "национальная безопасность России является сложным системным явлением, включающим в себя целый ряд элементов (подсистем), состоящих друг с другом в сложных структурно-функциональных связях" (4],
В формировании и реализации государственной политики в сфере обеспечения безопасности принимают участие в пределах своих полномочий федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления при активном участии институтов гражданского общества. Их действия должны базироваться на концептуальных и доктринальных документах, включая "Стратегию национальной безопасности РФ", и направлены на создание благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов страны.
Глобальными угрозами национальной безопасности являются:
- рост глобальной и региональной нестабильности;
- неравномерность мирового развития;
- усиление дифференциации между уровнями благосостояния стран;
- активизация борьбы за ресурсы и доступы к рынкам сбыта;
- расширение миграционных потоков, прежде всего из стран Африки и Ближнего Востока;
- усиливающееся противоборство в глобальном информационном пространстве;
- проблемы окружающей среды и продовольственной безопасности.
В соответствии с пунктом 26 "Стратегии национальной безопасности "для нивелирова-
05
т—I
о си
-О о. ш
СС
ь-
ш о
аГ го
го
а 2
Стартегические национальные приоритеты
Г1
■укрепление обороны страны обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета, независимости
■укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности
■повышение качества жизни укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны ■сохранение и развитие культуры традиционных российских духовно-нравственных ценностей
•повышение конкурентоспособности национальной экономики
•закрепление за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав__
■оборона страны
■государственная и общественная безопасность
■повышение качества жизни российских граждан
■экономический рост
■наука, технологии и образование
■здравоохранение
•культура
■экология живых систем и рациональное природопользование ■стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство
к. А
Направления
обеспечения экономической безопасности
■обеспечение устойчивости макроэкономической ситуации ■повышение эффективности и качества государственного управления экономикой
■укрепление финансовой системы, обеспечение ее суверенитета ■обеспечение сбалансированности бюджетной системы ■повышение привлекательности российской юрисдикции совершенствование условий для предпринимательской деятельности •осуществление рационального импорт озамещения ■ развитие новых высокотехнологичных отраслей •развитие оборонно-промышленного комплекса страны какдвигзтеля модернизации промышленного производства
■создание стратегических резервов минерально-сырьевых ресурсов ■формирование единого транспортного пространства ■расширение использования инструментов государственно-частного партнерства для решения страте тч ее ких задач развития экономики ■стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в производственной сфере
•сокращение неформальной занятости и легализацию трудовых отношений ■обеспечение баланса интересов коренного населения и трудовых мигрантов
■развитие международных деловых контактов, привлечение иностранных инвестиций и технолотй
к^ Г Ё
301
Рисунок 1 Направления социально-экономической политики в целях противодействия угрозам экономической безопасности в контексте "Стратегии национальной безопасности Российской
Федерации"
1-И S
О 1-И 3-
s о
X
о
л
#
* *
302
ния указанных угроз Россия должна сосредоточить "... усилия на укреплении внутреннего единства российского общества, обеспечении социальной стабильности, межнационального согласия и религиозной терпимости, устранении структурных дисбалансов в экономике и ее модернизации, повышении обороноспособности страны" [3].
Как зафиксировано в пункте б Стратегии, национальная безопасность включает в себя "оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности" |31. Именно в Стратегии определены национальные интересы и стратегические национальные приоритеты современной России, относящиеся к тому или иному виду национальной безопасности.
В научной литературе можно встретить более сложный количественный ряд видов безопасности [5,6], однако при любой классификации экономическая безопасность выделяется как стержневая составляющая безопасного развития государства.
Экономическая безопасность является основой формирования и функционирования всех остальных элементов национальной безопасности {военной, информационной, экологической и т.д.), так как ее отсутствие делает проблематичным достижение приоритетов любой направленности, И только устойчивое экономическое развитие может быть гарантом суверенитета и независимости государства.
Одним из шести национальных интересов, задекларированных в "Стратегии национальной безопасности РФ" является "повышение конкурентоспособности национальной экономики". Для реализации этого интереса определен стратегический национальный приоритет - "экономический рост", в рамках которого выделены направления социально-экономической политики в целях противодействия угрозам экономической безопасности (рис. 1, см. выше).
Несколько иначе сгруппированы направления государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности в "Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года", утвержденной Указом Президента РФ от 13.05.2017 № 20817!. На рисунке 2 представлены цели и ключевые направления обеспечения экономичес-
кой безопасности в контексте указанной Стратегии.
В рамках каждого направления государственной политики определен достаточно широкий перечень задач, направленных на нейтрализацию внешних и внутренних угроз национальной безопасности в сфере экономики.
В статье 12 "Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года" определено 25 вызовов и угроз экономической безопасности.
Главными внешними угрозами экономической составляющей национальной безопасности современной России являются:
- нарастание геополитической нестабильности;
- неустойчивость развития мировой экономики;
- резкое обострением глобальной конкуренции;
- распространение на сферу экономики вызовов и угроз военно-политического характера;
- использование экономических методов для достижения политических целей;
- глобальные изменения климата.
К ключевым внутренним угрозам национальной безопасности в сфере экономики можно отнести:
- низкую конкурентоспособность экономики;
- сохранение экспортно-сырьевой модели развития;
- высокую зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры;
- отставание в разработке перспективных технологий;
- незащищенность финансовой системы;
-сохранение высокой доли теневой экономики;
- наличие условий для коррупции и криминализации экономики;
- неравномерное развитие регионов.
Следует согласиться с Л.П. Гончаренко в том,
что субъектами национальной безопасности Российской Федерации в сфере экономики являются государство (реализуемое свои функции через функциональные и отраслевые министерства и ведомства, налоговые и таможенные службы, соответствующие комитеты Государственной Думы и Федерального Собрания и т.д.) во взаимодействии с другими институтами гражданского общества: банками, биржами, фондами и страховыми и пенсионными компаниями, обществом потребителей и т.д., предпринимателями и обществом в целом, а
также хозяйствующие субъекты на всех уроо- продукции, работ и услуг, домашние хозяйства нях экономики: производители и продавцы и отдельные личности [5].
поддержание научно-технического потенциала развития экономики на мировом уровне и повышение ее конкурентоспособности
поддержание потенциала отечественного оборонно-промышленного комплекса на уровне, необходимом для решения задач вое нно-экономического обеспечений обороны страны.
обеспечение экономического роста
Цели государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности
повышемие уровня и улучшение качества жизни населения
Развитие системы государственного упраеления. прогнозирования и стратегического планирования в сфере
Обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики
Создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере
V
Устойчивое развитие национальной финансовой системы
Сбалансированное пространственное и региональное развитие Российской Федерации, укрепление единства ве экономического пространства
<-
Повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализация конкурентных преимуществ экспортно ориентированных се кто ран экономики
-?
Обеспечение безопасности экономической деятельности
—* Раэаитие человеческого потенциала р
05
т—I
о си
-О о. ш
СС
ь-
ш о
аГ го
го
а 2
Ё
Рисунок2 - Цели и основные направления государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности в контексте "Стратегии экономической безопасности Российской
Федерации на период до 2030 года"
303
К объектам экономической безопасности России относятся как экономическая система в целом, так и отдельные ее элементы [8]. Д.В. Валько предлагает их классификацию по нескольким критериям:
- по уровню экономической системы: макро-, мезо-, микро-- и мини-экономические объекты (начиная от международных интеграционных объединений и заканчивая домашним хозяйством или индивидуумом);
- по задачам или функции в экономической системе: начиная от отраслевой инфраструктуры на макроуровне, производственно-технологического участка на микроуровне и заканчивая личными интересами на мини-уровне экономики;
- по принципу разграничения теоретического и практического аспектов экономической безопасности: объекты экономической безопасности в сущностном смысле и объекты обес-
LH
s о
LH 3-
s X
О X
о
л
#
* *
304
печения экономической безопасности (т, е, объекты защиты);
- в разрезедеятельностной трактовки: экономические интересы и условия их реализации;
- в разрезе организационно-содержатель-ной трактовки: носители экономических интересов (государство, общество, личность} [8|
Оценку состояния экономической составляющей национальной безопасности предлагается оценивать с помощью 40 показателей, предложенных в пункте 27 "Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" [7]. Перечень этих показателей, а также их пороговые значения вызывают бурные дискуссии у современных исследователей.
Таким образом, федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления, институты гражданского общества создают условия для формирования и реализуют государственную политику в сфере экономической безопасности. От эффективности их деятельности, в конечном счете, зависит решение многих важных задач в рассматриваемой сфере. Ихотя ключевые векторы движения определены, в настоящее вре-
мя необходим дальнейший поиск путей для укрепления стабильности, чтобы сохранить экономическую и, как следствие, национальную безопасность.
Примечания:
1. Федеральный закон "О безопасности" от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от05Л 0.2015)//СПС "Консультант Плюс".
2. Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации"
3. Стратегия национальной безопасности Рос сийской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N° 683 И СПС "Консультант Плюс".
4. Трусов H.A. Система национальной безопасности России II Юридическая наука и практика. 2016, - № 3 (35). - С. 20-25.
5. Экономическая безопасность ; учебник для еу-зов/Л.П. Гончаренко [и др.]; под общей редакцией Л.П. Гончарен ко. - 2-е изд., перераб. идол. - М.: Юрзйт,2019. -340 с.
6. Ласовская Н.Ф. Основные составляющие национальной безопасности современной России // Историческая и социально-образовательная мысль.-2011.-- №4(9).-С, 119-123.
7. Стратегия экономической безопасности Рос сийской Федерации на период до 2030 года. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 // СПС "Консультант! 1люс".
8. Валько Д. В. Экономическая безопасность: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2019. - 150 с.
FORMATION AND DEVELOPMENT OF FOREIGN ECONOMIC RELATIONSHIPS AND THE ROLE OF AGRO-INDUSTRIAL
COMPLEX IN THE CONTEXT OF IMPORT SUBSTITUTION POLICY
Kotenev Afexandr Dmltrievlch, PhD of Economics, Associate Professor
Evdoshemko Viktor Viktorovich, PhD of Economics
Arkhipova, Oksana Anatolyevna, Lecturer
Stavropol branch, Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia, Stavropol
The article describes the process of the formation of foreign economic activity in Russia. The authors focused on the features that operated during the Soviet era, the main essence of which was to implement proteionist measures. The analysis of the reform of foreign economic relations, which boiled down to a banal liberalization of activity, in addition to artificial freedom, introduced a number of problems, the main subjects of which were participants in the agrarian market The transition in the market economic system, marked by freedom of economic activity, highlighted the difficulties associated with the imposition of economic sanctions by a number of foreign countries. The article presents the author's vision of the policy of import substitution implemented by the executive authorities, aimed at ensuring the food independence of the state.
Keywords: foreign economic activity; agro-industrial complex; import substitution; agrarian market; import dependence; agricultural raw materials; food dependence; economic sanctions.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И РОЛЬ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
в статье рассмотрен процесс становления внешнеэкономической деятельности в России. Авторы акцентировали внимание на особенностях, действовавших в советское время основная суть которых сводилась к реализации протекционистских мероприятий. Анализ реформирования внешнеэкономических отношений, сводившийся к банальной либерализации деятельности, помимо ис кусственной свободы, привнес ряд проблем, основными субъектами которых
УДК 339.5 ВАК РФ 08,00,14
: Ко те не в А Д., J О19 Э Евдошенко В. В., 2019 ¿Архипова O.A., 2019