Научная статья на тему 'Экономическая безопасность России в современных условиях'

Экономическая безопасность России в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
822
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / THREATS TO ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Графова Евгения Михайловна

В статье рассмотрены вопросы экономической безопасности как основы обеспечения всей системы национальной безопасности государства. Проанализировав существующие определения понятия «экономическая безопасность», автор пришел к выводу, что реализация национальных интересов и приоритетов России в сфере экономики невозможна без учета внешних и внутренних угроз экономической безопасности, обусловленных последствиями интеграции страны в мировую экономику

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA IN MODERN CONDITIONS

In the article questions of economic security as the basis for ensuring the entire system of national security of the state are addressed to having analysed existing definitions, the author came to a conclusion that the implementation of national interests and priorities of Russia in the sphere of economy is impossible without taking into account external and internal threats to economic security, resulting consequences of the country’s integration into the world economy

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность России в современных условиях»

S «

S §

X

§

л s о

X X

w

SS

Сн

cq О

и

w

£

0

Рн

С

W

3

1

л

<

s

H «

УДК 338.2

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Графова Евгения Михайловна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, начальник учебно-методического отдела, e-mail: grafova79.79@mail.ru

В статье рассмотрены вопросы экономической безопасности как основы обеспечения всей системы национальной безопасности государства. Проанализировав существующие определения понятия «экономическая безопасность», автор пришел к выводу, что реализация национальных интересов и приоритетов России в сфере экономики невозможна без учета внешних и внутренних угроз экономической безопасности, обусловленных последствиями интеграции страны в мировую экономику

Ключевые слова: экономическая безопасность; национальная безопасность; угрозы экономической безопасности

ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA IN MODERN CONDITIONS

Grafova Evgeniya M.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Head of teaching and methodology Department e-mail: grafova79.79@mail.ru

In the article questions of economic security as the basis for ensuring the entire system of national security of the state are addressed to having analysed existing definitions, the author came to a conclusion that the implementation of national interests and priorities of Russia in the sphere of economy is impossible without taking into account external and internal threats to economic security, resulting consequences of the country's integration into the world economy

Keywords: economic security; national security; threats to economic security

Для цитирования: Графова Е.М. Экономическая безопасность России в современных условиях // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2016. № 4 (60). С. 62-69.

Россия, с начала 90-х годов ставшая на путь перехода к активной политике открытости экономики и глубокой интеграции в мировое хозяйство, уже тогда стремилась обрести ряд преимуществ от политики глобализации. Учитывая этот опыт, можно утверждать, что процесс глобализации, с учетом обеспечения экономической безопасности государства, предполагает не абсолютную, а лишь относительную открытость национальной экономики и характеризуется отношением к внутреннему рынку страны, а ее пределы устанавливаются в алгоритме общей рыночной трансформации национальной экономики. В связи с ростом внешнеторговой ориентации на интеграцию России в мировую экономику, с одной стороны, санкциями и ограничениями, с которыми столкнулась наша страна, с другой -на передний план выступают задачи обеспечения экономической безопасности, связанные с неизменным сочетанием как открытости, так и закрытости (защищенности) отечественной экономики, определением роли внутреннего и внешнего рынков для защиты и национальной экономики, и экономических интересов своих экспортеров за рубежом, и экономических интересов национальных производителей и потребителей.

К настоящему времени российские ученые достаточно подробно разработали вопросы концепции национальной экономической безопасности России в аспекте интеграции страны

в мировое хозяйство. Основой послужили принятые на государственном уровне нормативные документы, призванные определить основные направления и механизмы обеспечения экономической безопасности. Прежде всего - это Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 [1]; Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения), одобренная Указом Президента Российской Федерации от 29.04.1996 № 608 [2]; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р [3]; Основные направления внешнеэкономической политики Российской Федерации до 2020 года [4]; Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 года [5], а также Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р [6].

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года определяет «национальную безопасность» как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность

и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства» [1].

Отсюда можно сделать вывод, что национальная безопасность - это защищенность политических, экономических, социальных и иных отношений и организационных связей, материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов государства от внутренних и внешних угроз.

Национальная безопасность включает в себя несколько структурных компонентов, наличие которых отражает систему наиболее важных сфер жизнедеятельности любого государства - это безопасность экономическая, политическая, оборонная (военная), информационная, финансовая, общественная (социальная) и экологическая. Следует заметить, что в разные отрезки времени актуальность могут приобретать и иные виды безопасности государства.

В современных условиях в системе национальной безопасности центральное место занимает экономическая безопасность, так как экономические риски и угрозы могут приводить к серьезному ущербу для страны, подрывая ее государственный суверенитет.

Рассмотрим важнейшие характеристики экономической безопасности как основы обеспечения всей системы национальной безопасности. Проведенный анализ научной литературы показал, что авторами предлагается многочисленное количество определений категории экономической безопасности.

Так, академик РАН В.К. Сенчагов приводит следующее определение экономической безопасности - это «такое состояние экономики и институтов власти, при которых обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятном условии развития внутренних и внешних процессов» [7].

В.С. Загашвили в своем определении экономической безопасности усиливает акцент на объективных внешних условиях, влияющих на функционирование национальной хозяйственной системы на современном этапе развития мировой экономики. По его мнению, «национальная экономическая безопасность - это состояние национального хозяйства, обеспечивающее осуществление экономического суверенитета, увеличение экономической силы и повышение качества жизни в условиях требований, налагаемых участием в системе международной экономической взаимозависимости и в геоэкономической структуре, понимаемой как пространственно-силовая структура мирового хозяйства» [8, с. 50].

Одно из наиболее полных и емких определений экономической безопасности сформулировал С.Ю. Глазьев: «Безопасность экономическая - состояние экономики и производительных сил общества с точки зрения возможностей

самостоятельного обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны, поддержания необходимого уровня национальной безопасности государства, а также должного уровня конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобальной конкуренции» [9].

По мнению М.А. Арсентьева экономическая безопасность рассматривается как «...составная часть общей системы безопасности страны, основанная на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики, выраженных через систему критериев и показателей ее состояния, в которой ключевой подсистемой является производственная, качество которой поддерживается другими подсистемами (сырьевой, кредитно-финансовой, технологической), а также всеми государственными органами через правовые, организационные и другие меры, для создания благоприятных внутренних и внешних условий развития экономики» [10].

Проанализировав имеющиеся определения, автор пришел к выводу, что реализация национальных интересов и приоритетов России в сфере экономики невозможна без учета внешних и внутренних угроз экономической безопасности, обусловленных последствиями интеграции страны в мировую экономику. Рассматривая экономическую безопасность государства, с одной стороны, как состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов [11], а с другой - как надежную защищенность национальных, государственных интересов в сфере экономики от внешних и внутренних угроз, обеспеченную всеми необходимыми средствами и институтами государства, включая силовые структуры [12], об экономической безопасности необходимо говорить как о важнейшей характеристике экономической системы государства, обладающей рядом индикаторов, учитывающих степень его поддержания национальных интересов при наличии внутренних и внешних угроз.

Исходя из этого, экономическая безопасность является в значительной мере интегральной характеристикой таких оценок состояния и развития социально-экономической системы, как стабильность, устойчивость, эффективность, конкурентоспособность, способность к саморегулированию и самоорганизации и других семантически связанных оценок состояния сложной системы и ее взаимодействия с внешней средой [13].

Семантически связаны с категорией «безопасность» и понятия опасностей, угроз и рисков. В настоящее время, относительно трех перечисленных понятий, ведется дискуссия в отечественной и зарубежной литературе, причем многие ученые приходят к синонимизации этих понятий. Так, опасность

формулируется как возможность при определенных условиях какого-либо явления (предмета, процесса и так далее) нанести ущерб объекту безопасности, в то время как угроза есть высший уровень опасности или единство враждебности, способности и готовности нанести ущерб объекту, то есть опасность, переходящая в практическую плоскость. Также угроза всегда более определенна и сопровождается действиями, в то время как опасность носит скорее гипотетический характер [14].

Анализ существующих в научной литературе определений понятия «угроза экономической безопасности» или «экономическая угроза» показал, что в каждом из них в некоторой степени отражены понятия опасности, нанесения экономического вреда в качестве ущерба, негативного воздействия и так далее.

Так, рассматривая в качестве объекта безопасности национальную экономику, Г.С. Вечканов понимает под угрозами экономической безопасности «. такие явления и процессы, которые отрицательно влияют на экономическое состояние страны, ограничивают экономические интересы личности, общества, государства, создают опасность для национальных ценностей и образа жизни [15].

По мнению В. Загашвили «экономическая угроза - это объективно существующая возможность негативного воздействия на социальный организм, в результате которого ему может быть причинен какой-либо ущерб, вред, ухудшающий его состояние, придающий его развитию нежелательную динамику или параметры. А источники угрозы - это условия и факторы, которые таят в себе и, при определенных условиях, сами по себе либо в различной совокупности обнаруживают враждебные намерения, вредоносные свойства, деструктивную природу [8, с. 54].

A.В. Романюк провел анализ характеристики понятия «риск» применительно к микроэкономическому уровню, из которого следует, что «риск» соотносится с «опасностью» в условиях неопределенности, предполагающей вероятное ее возникновение.

B.Х. Цуканов понимает под риском экономическую категорию, отражающую возможность наступления неблагоприятных событий или неудачного исхода альтернативной производственно-хозяйственной, финансовой и другой деятель ности, различающихся степенью неопределенности [16].

Таким образом, прослеживается прямая взаимосвязь и взаимообусловленность между угрозами и рисками экономической безопасности. В момент превышения пороговых значений показателей факторы риска перерастают в угрозы экономической безопасности.

Структура системы экономической безопасности включает в себя:

- Концепцию и Стратегию национальной безопасности как основу развития системы экономической безопасности;

- перечень национальных интересов Российской Федерации в сфере экономики;

- характеристику внутренних и внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации, создающих опасность для экономических интересов страны на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу;

- определение параметров и критериев, характеризующих национальные экономические интересы страны и отвечающих требованиям экономической безопасности России с помощью индикаторов экономической безопасности и определения порогового состава значений индикаторов;

- организационную структуру обеспечения экономической безопасности, нацеленную на институциональные преобразования в экономической политике, формирование механизмов, смягчающих или устраняющих воздействие факторов, подрывающих развитие национальной экономики.

Система обеспечения национальной безопасности представляет собой созданную на основе правовых норм совокупность законодательных и исполнительных органов, действующих во взаимодействии с институтами гражданского общества, а также средств, методов и направлений, обеспечивающих надежную защиту национальных интересов.

Среди ведущих национальных интересов России в экономической сфере можно выделить: способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства; конкурентоспособность отечественных товаров и услуг; устойчивость финансово-банковской системы; повышение благосостояния и качества жизни населения; рационализацию структуры внешней торговли, максимальное увеличение объема отечественной продукции перерабатывающей промышленности на внешний рынок, максимально допустимый объем импорта с целью удовлетворения интересов отечественного потребителя; создание условий для снижения уровня криминализации и коррупции в обществе; эффективное использование интеграционных процессов в ближнем и дальнем зарубежье; сохранение обоснованной доли государственного регулирования с целью повышения эффективности и социальной направленности экономики и другие.

Главными стратегическими угрозами национальной безопасности Российской Федерации в экономической сфере на долгосрочную перспективу являются: сохранение экспортно-сырьевой модели функционирования национальной экономики, потеря контроля над национальными ресурсами, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы, неравномерное развитие регионов.

Угрозы экономической безопасности классифицируются на внутренние и внешние. Проведение недостаточно эффективной экономической политики приводит к долговременному сохранению

внутренних угроз и усиливает уязвимость национальной экономики перед внешними угрозами, связанными с развитием глобализационных процессов [17]. Трудности российских товаропроизводителей, связанные с неспособностью удовлетворять внутренний спрос, несомненно вызывают нарастание зависимости национальной экономики от внешнего рынка, в особенности в части импорта продовольствия, оборудования, машин и, что опаснее всего, -в части медицинской техники и лекарств. В условиях зависимости государства от внешнего рынка, резкое повышение цен на импорт или, наоборот, резкое снижение цен на экспорт может привести к серьезной опасности для национальной экономики.

Опасность представляет и высокая степень зависимости от поставок отдельных видов продукции из группы стран или какой-либо одной страны. Данная ситуация дает возможность этим странам использовать эту зависимость для навязывания своей экономической политики и условий осуществления внешнеэкономических сделок.

В настоящее время развитие российской экономики напрямую зависит от внешних факторов. Экономическое развитие страны ставится в зависимость от мировых цен на энергоносители, которая объясняется преимущественной ориентацией топливно-энергетического комплекса на внешний рынок.

За счет продажи минерально-сырьевых ресурсов Россия получает 70 % всех валютных поступлений при наличии собственного дефицита топливно-энергетических ресурсов.

Низкая конкурентоспособность национальной экономики обусловлена отсталостью технологической базы основных отраслей, низким качеством продукции и высокими издержками производства, технологическим отставанием производства, низкой инновационной активностью, высоким уровнем монополизации экономики, отставанием в применении современных инструментов формирования рынков.

В условиях глобализации мирохозяйственных связей конкурентоспособность отечественных товаров, услуг предприятий и страны в целом стала комплексным показателем, определяющим наше будущее. Вопрос сейчас ставится так: либо Россия выполнит свою стратегическую задачу войти в мировое хозяйство гармонично развитой страной, владеющей современными технологиями управления и производства, либо она окончательно превратиться в сырьевой придаток «золотого миллиарда» и других стран [18].

Отдельные транснациональные корпорации стремятся к установлению контроля над рядом стратегических отраслей российской экономики, тогда как одним из основных требований экономической безопасности Российской Федерации является осуществление государственного контроля за недопущением вывоза стратегически важных ресурсов в тех размерах, которые могут способствовать причинению ущерба национальным

интересам нашей страны. Ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики также обусловлено недостаточной эффективностью использования минерального сырья и, кроме того, потерей государственного контроля над целевым использованием стратегически важных ресурсов в связи с глобальной приватизацией предприятий минерально-сырьевого комплекса.

Чрезмерные различия уровня экономического и социального развития субъектов Российской Федерации, превышающие в несколько раз аналогичные показатели стран ЕС, также пагубно сказываются на экономической безопасности страны.

Низкая защищенность национальной финансовой системы обусловлена следующими факторами:

- сохраняется вероятность резких колебаний на валютном и фондовом рынках, что создает угрозу дестабилизации всей денежно-кредитной сферы;

- происходит нарушение межотраслевого баланса производства и распределения продукции в народном хозяйстве;

- сохраняется высокий уровень «долларизации» российской экономики и недоверия к национальной валюте;

- имеет место привязка денежного предложения к притоку иностранной валюты;

- наблюдается неустойчивость активного сальдо текущих операций из-за влияния мировых цен на сырьевые ресурсы и, соответственно, валютных поступлений на внутренний валютный рынок;

- сохраняется недостаточно благоприятный инвестиционный климат, вызывающий отток капитала;

- остается низким уровень капитализации банковского сектора и эффективности системы корпоративного управления, низкая кредитоспособность заемщиков, недостаточная законодательная база защиты прав кредитора;

- прослеживается низкая инвестиционная активность и некоторые другие факторы.

К внутренним угрозам экономической безопасности можно отнести и недостаточную эффективность регулирования национальной экономики на государственном уровне, снижение темпов экономического роста, появление дефицита торгового и платежного баланса, сокращение доходных статей бюджета, высокий износ основных фондов, нестабильную инвестиционную активность, увеличение внутреннего долга, высокий уровень инфляции.

Особую роль в современных условиях играют внешние угрозы. Именно внешние угрозы экономической безопасности отражают состояние мировой экономики. Длительная продолжительность и расширение спектра их действия ведут к замедлению темпов роста отечественной экономики, снижению конкурентоспособности и жизненного уровня населения.

К внешним угрозам можно отнести:

1. Чрезмерно высокий уровень импортной зависимости. Несмотря на рост производства

сельскохозяйственной продукции, продовольствия и сырья, его темпы остаются ниже постоянного увеличения импорта продовольственных товаров. По ввозу продовольствия и сельскохозяйственного сырья Россия превышает удельный вес в импорте, по сравнению с развитыми державами, почти в 2 раза [7]. Поэтому, по-прежнему сохраняется высокая зависимость страны от ввоза продовольствия, который составляет свыше 40 % от общего продовольственного фонда и превышает на 15-20 % пороговый уровень продовольственной безопасности. Чрезмерно высокий уровень зависимости от потребительского импорта, означает завоевание внутреннего рынка иностранными компаниями.

2. Топливно-сырьевая направленность российского экспорта. По-прежнему основу российского экспорта (свыше 70 %) составляют энергоносители (в первую очередь нефть и природный газ) и различные виды сырья и полуфабрикатов, доля готовых изделий в отечественном экспорте составляет менее 30 %, что несравненно меньше, чем у основных стран -экспортеров готовой продукции. По сравнению с Россией Китай экспортирует готовой продукции больше в 12,4 раза, Республика Корея - в 4,6, Тайвань - в 3, Мексика - в 2,9, Малайзия - в 1,9 раза [7]. Таким образом, продолжают наращиваться темпы, связанные с реальной угрозой экономике России в результате того, что судьба федерального бюджета, российского экспорта и темпы экономического роста страны напрямую зависят от единственного экспортного ресурса - нефти. Сложившаяся топливно-сырьевая направленность российского экспорта ставит российскую экономику в унизительную зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры. Для сравнения: по удельному весу машин и оборудования российский экспорт уступает промышленно развитым странам в 3,5 раза.

3. Изменение конъюнктуры мировых цен и внешней торговли. Слабая диверсификация ВВП в целом и экспорта (вследствие высокой степени зависимости России от сырьевого экспорта) привели к тому, что российский бюджет оказался привязан к цене на нефть и рассчитывается, исходя из определённой цифры. С началом мирового экономического кризиса, в результате стремительного снижения цены на нефть до отметки ниже 50 долл. США за баррель, генерируемая экономикой России совокупная прибыль сократилась в 2 раза.

4. Резкие колебания курса рубля. Резкие изменения в девальвации и ревальвации рубля могут пагубно отразиться на состоянии отечественной экономики. Это связано с высоким уровнем содержания иностранной валюты в балансах крупнейших корпораций, банковской системы, в бюджетных резервах, в личных сбережениях. Резкие колебания курса рубля способны дестабилизировать систему цен, доходов, парализовать денежно-финансовую систему в целом.

5. Превышение оттока иностранного капитала над его притоком. Тенденция к увеличению

оттока иностранного капитала над его притоком проявилась с новой силой в конце 2007 года в связи с началом ипотечного кризиса в США и нестабильностью ликвидности российской банковской системы. На данный момент этот процесс несколько стабилизировался. По данным Банка России в первом полугодии 2016 года чистый отток капитала из страны сократился почти в 5 раз, по сравнению с тем же периодом 2015 года. Основное влияние на динамику оттока капитала оказало резкое сокращение интенсивности выплат по внешнему долгу, которое сопровождалось некоторым оживлением спроса на внешние активы со стороны иностранных компаний. По оценке ЦБР, положительное сальдо текущего счета платежного баланса России в первом полугодии 2016 года составило 15,9 млрд долларов, что оказалось значительно ниже, чем годом ранее (46,5 млрд долларов в январе-июне 2015 года). Минэкономразвития РФ, в свою очередь, связывает резкое снижение оттока капитала из России по итогам полугодия 2016 года с оживлением спроса на российские активы. Банк России прогнозировал чистый отток капитала из России на уровне 40 млрд долларов в 2016 году, 47 млрд -в 2017 и 52 млрд - в 2018 году. Однако в начале июня ЦБР скорректировал прогнозы: чистый отток капитала в 2016 и 2017 годах предполагается на уровне 25 млрд долларов, в 2018 году составит 29 млрд долларов. Базовый сценарий Минэкономразвития РФ предусматривает, что этот показатель в 2016 году составит 40 млрд долларов против 58 в 2015 году, а к 2019 году упадет до уровня в пределах 20 млрд долларов [19].

6. Рост государственного внешнего долга и корпоративного долга перед нерезидентами. При сокращении внешнего государственного долга сохраняется тенденция к нарастанию корпоративного долга перед нерезидентами, в первую очередь, перед иностранными банками.

Говоря об угрозах и рисках экономической безопасности во внешнеэкономической деятельности, необходимо подчеркнуть, что России, проводя внешнеэкономическую политику, приходится сталкиваться не только с внешними угрозами, отражающими текущее состояние мировой экономики, но и с угрозами преднамеренного нанесения ущерба российской экономике извне. Потенциальные риски экономической безопасности страны также могут быть связаны с принятием дискриминационных мер (эмбарго, демпинг, экономические, технологические ограничения); усилением недобросовестной конкуренции в отношении российских товаров на мировом рынке, агрессивной политикой иностранных компаний по завоеванию рынков сбыта, неконтролируемым вывозом стратегически важного сырья.

Проведенный автором анализ внутренних и внешних угроз экономической безопасности (рис. 1) показал, что наибольшую опасность для России представляют ее внутренние угрозы, так как их

наличие при отсутствии эффективной экономической политики делает государство более уязвимым от внешних угроз, поскольку оно лишено возможности проводить активную внешнеэкономическую политику, направленную на повышение конкурентоспособности экспортируемой продукции, защиту интересов отечественных товаропроизводителей и потребителей, завоевывать новые рынки сбыта, активно участвовать в региональных интеграционных процессах. На рис. 2 представлены стратегические цели обеспечения национальной безопасности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в экономической сфере, рассчитанные на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Основным механизмом эффективного обеспечения экономической безопасности государства является применение метода экономических исследований, а именно, индикативного анализа, который позволяет выявить положительные или отрицательные тенденции изменения показателей экономической безопасности, отразив их количественные формы. При этом анализ индикаторов проходит не отдельно, а в совокупности,

Рис. 1. Существующие угрозы экономической безопасности России на современном этапе

и это требование является самым важным для функционирования системы экономической безопасности государства.

Центром финансово-банковских исследований Института экономики РАН предложено использовать 150 индикаторов экономической безопасности, отклонения от пороговых значений которых говорит об опасности перерастания угроз безопасности в затяжной кризис всей экономической системы государства. Параметры индикаторов и их пороговых значений представляют собой количественную

характеристику критериев и параметров состояния экономики, фиксируют пределы социально-экономических процессов, определяющих уровень экономической безопасности общества.

К критериям и параметрам состояния экономики, отвечающим требованиям экономической безопасности Российской Федерации, на основе которых производится конкретизация национальных интересов в отдельных сферах экономики и оценка их соответствия задачам обеспечения безопасности, относятся:

Обеспечение национальной безопасности за счет экономического роста путем развития национальной инновационной системы, повышения производительности труда, освоения новых ресурсных источников, модернизации приоритетных секторов национальной экономики,

совершенствования банковской системы, финансового сектора услуг и межбюджетных отношений.

Развитие науки, технологий и образования, совершенствование национальных

инвестиционных и финансовых институтов в интересах достижения необходимого уровня безопасности в военной, оборонно-промышленной и международной сферах. Поддержка государственной социально-экономической политики силами

обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества, направленной на

совершенствование структуры производства и экспорта, антимонопольное регулирование и поддержку конкурентной политики; на развитие национальной инновационной системы в целях реализации высокоэффективных проектов и

приоритетных программ развития высокотехнологичных секторов экономики; на укрепление финансовых рынков и повышение ликвидности банковской системы; на сокращение неформальной занятости и легализацию трудовых отношений, повышение инвестиций в развитие человеческого капитала; на обеспечение баланса интересов коренного населения и трудовых мигрантов, включая распределение трудовых мигрантов, исходя из потребностей регионов в трудовых ресурсах и другое.

Государственное регулирование

экономического роста путем разработки концептуальных и программных документов межрегионального и территориального планирования, создания комплексной системы контроля над рисками. Комплексное и системное развитие субъектов РФ.

Координация и реализация принимаемых на федеральном, региональном и

муниципальном уровнях мер, направленных на развитие региональной экономики и социальной сферы, включая выравнивание их бюджетной обеспеченности.

Вхождение России в число пяти стран - лидеров по объему валового

внутреннего продукта, достижение необходимого уровня национальной безопасности в

экономической и

технологической сферах на основе эффективного участия в мировом разделении труда,

повышение глобальной конкурентоспособности национального хозяйства. Развитие конкурентоспособных отраслей экономики и расширение рынков сбыта российской продукции, повышение эффективности топливно-энергетического комплекса, расширение использования инструментов государственно-частного партнерства для решения стратегических задач развития экономики и завершения формирования базовой транспортной, энергетической, информационной, военной инфраструктуры, особенно в Арктике, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке страны. Создание механизмов сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов РФ путем сбалансированного территориального развития.

Обеспечение энергети-

ческой безопасности путем многостороннего взаимодействия рынков энергоресурсов, отвечающих принципам ВТО; разработка и международный обмен энергосберегающими технологиями,

использование экологически чистых, альтернативных источников энергии;

устойчивое обеспечение спроса достаточным

количеством энергоносителей стандартного качества,

эффективное использование энергоресурсов путем

повышения

конкурентоспособности отечественных производителей, предотвращение возможного дефицита топливно-

энергетических ресурсов, создание стратегических запасов, обеспечение

стабильности

функционирования систем энерго- и теплоснабжения.

Развертывание полномасштабной национальной

инновационной системы за счет формирования

перспективных территориально-промышленных районов в южных регионах, Поволжье, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке и в других регионах РФ с целью ликвидации диспропорции уровней их развития.

Рис. 2. Стратегические цели обеспечения национальной безопасности в экономической сфере

(составлено автором)

- способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства как в обычных, так и в экстремальных условиях, независимо от внешнего воздействия;

- приемлемый уровень жизни населения и возможность его сохранения;

- устойчивость финансовой системы, определяемая уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запаса, развитием российского финансового рынка и рынка ценных бумаг, снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности;

- рациональная структура внешней торговли, обеспечивающая доступ отечественных товаров перерабатывающей промышленности на внешний рынок, максимально допустимый уровень удовлетворения внутренних потребностей за счет импорта;

- сохранение единого экономического пространства и широких межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов;

- поддержание научного потенциала страны;

- определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов и другое [2].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: в условиях развития национальной экономики нашей страны, происходящих в свете политических событий последних лет, связанных с установлением Европейским союзом и США экономических санкций по отношению к Российской Федерации, в практическую плоскость переводятся проблемы защиты национальных экономических интересов в глобализирующемся мире и приобретают актуальность вопросы постоянного мониторинга, на основе которого можно прогнозировать факторы, определяющие угрозы экономической безопасности страны, и обозначать проблемы, проявляющиеся в результате систематизации анализа потенциала и места Российской Федерации в мировом хозяйстве.

Библиографический список:

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683. С. 1.

2. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений), одобренная Указом Президента РФ от 29.04.1996 № 608.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период

до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. URL: http://www. ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf.

4. Основные направления внешнеэкономической политики Российской Федерации до 2020 года. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ foreignEconomicActivity/doc091225_1901/.

5. Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 года. URL: http://economy.gov.ru/minec/ activity/sections/foreigneconomicactivity/vec2020.

6. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р. URL: http://docs.cntd.ru/document/902391333.

7. Экономическая безопасность России: Общий курс: учеб. / В.К. Сенчагов, А.А. Арбатов, А.А. Ведеев и др.; под ред. В.К. Сенчагова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 815 с.

8. Загашвили В.С. Экономическая безопасность России. М.: Юристъ, 1997. 240 с.

9. Глазьев С.Ю. Основы обеспечения экономической безопасности страны - альтернативный реформа-ционный курс // Российский экономический журнал. 1997. № 1. С. 3-16.

10. Арсентьев М.А. Обеспечение экономической безопасности Российской Федерации органами ФСБ. URL: www.rau. su/observer/№ 12_98/12_15.HTM.

11. Гаджиева Л.Э. Налогообложение как особый системный инструмент государственного регулирования экономической безопасности России. М., 2003. С. 14.

12. Сафонов О.А. Экономическая безопасность как финансово-правовая категория // Финансовое право. 2007. № 7. С. 2.

13. Безденежных В.М. Проблемы управления неопределенностью и риском при функционировании сложных систем // Актуальные вопросы инновационной экономики. 2014. № 8, Часть 1. С. 7.

14. Сутырин С. Глобальный экономический кризис как фактор трансформации международной торговой системы // Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 8. С. 26.

15. Вечканов Г.С. Экономическая безопасность. СПб.: Питер, 2007. С. 67.

16. Цуканов В.Х. Экономическая безопасность: сущность, факторы влияния и методы обеспечения: Монография. Челябинск: Челябинский Дом печати,

2007. С. 76.

17. Золкин И.С. Внешнеэкономическая безопасность Российской Федерации в условиях ее членства во Всемирной торговой организации: дис. ... к.э.н. М., 2015. 163 с.

18. Захаров А.Н. Проблемы присоединения России к ВТО // Российский внешнеэкономический вестник.

2008. № 12. С. 29.

19. URL: http://www.banki.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.