Экономическая безопасность Российской Федерации:
угрозы, пути их преодоления
Жилкина Ю.В. *
In this article is analyzed the basic threats of economic safety of Russia, and also is considered process of economic safety through a prism of state security.
Oi 01 Z
О
о сч
о о о
Q. С[ CQ
s н
о
0
1
о я с о т ф VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
ü S I
н
о ф
Конец XX в. ознаменован возрождением внимания государственных структур и общественности к проблемам национальной безопасности страны. Формирование социально ориентированной рыночной экономики обусловило необходимость разработки и утверждения основных понятий в системе национальной безопасности.
Современное реформирование правовых и экономических основ российского государства не может не учитывать интересы национальной безопасности. Особую остроту приобретает эта проблема в условиях усиливающейся глобализации и в связи с активным включением России в международные политические и экономические процессы. Внешнеэкономические аспекты национальной безопасности страны выступают важнейшей составной частью системы экономической безопасности государства. Чем более экономически развита страна, чем большими экономическими ресурсами она располагает (или контролирует), тем выше ее степень защиты от возможных угроз.
На современном этапе экономическая безопасность является гарантией независимости страны, определяет возможность проведения самостоятельной экономической политики и создает условие для стабильности и достижения успеха в условиях глобализации мирового хозяйства.
1. Экономическая безопасность как вид государственной безопасности
Признаками государства являются1:
> наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти;
> право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных государством;
> определенная территория, на которую распространяется юрисдикция
государства и на которой проживает ее население.
Жизнь и деятельность народа, государства развертываются в различных сферах, и в каждой из них возможно действие неблагоприятных факторов, опасностей и угроз, нарушающих нормальную жизнь человека, общества и государства. В содержательном плане выделяются следующие виды (сферы) его деятельности: экономическая, социальная, политическая, военная, экологическая, правовая, технологическая, культурная, интеллектуальная, информационная, демографическая, психологическая и многие др.
Государство защищает свои интересы, свою территорию, свое население от внешних и внутренних угроз. Угрозу безопасности государства можно сформулировать как возможность такого развития событий, которое будет создавать (или создает) опасность существованию государства, его политической и экономической независимости2.
Существуют следующие виды государственной безопасности3:
> геополитическая безопасность — это гарантированная конституционными, законодательными и практическими мерами защищенность и обеспеченность государственных интересов;
> политическая безопасность. Каждое государство заинтересовано в наличии стабильной внутренней политической обстановки, в создании внутригосударственного климата, способствующего нормальному развитию всех сфер деятельности общества и личности. Политическая безопасность — это состояние защищенности геополитической жизни страны. Цель политической безопасности определяется типом государства. Сущность политической безопасности определяется возможностью
Кандидат экономических наук.
проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику и решать вопросы государственного устройства;
> военная безопасность — это способность защитить суверенитет, территориальную целостность и население страны от внутренних и внешних угроз. Военная безопасность включает в себя следующие сферы: государственные границы, вооруженные силы, сдерживание, военное образование, военная наука и военная промышленность;
> экономическая безопасность. Проблемы национальной экономической безопасности все чаще становятся предметом изучения представителей различных наук. Ученые предлагают собственные дефиниции, определяют сущностные признаки этого сложного общественного явления, раскрывают возникающие социальные связи между смежными понятиями и явлениями. Однако в рассматриваемой сфере еще много темных пятен. До сих пор нет единства мнений среди исследователей данной проблемы по определению основных понятий, что порождает на практике значительные трудности в применении законодательства об экономической безопасности. Поэтому начинать надо с разработки понятийного аппарата.
Легальное определение понятия «экономическая безопасность» можно обнаружить в Федеральном законе № 157-ФЗ от 13 октября 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В соответствии со ст. 2 названного Закона экономическая безопасность представляет собой состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Следовательно, состояние экономики — главный признак экономической безопасности. Подводя итоги, можно сказать, что национальная экономическая безопасность есть состояние защищенности основных национальных экономических интересов от внутренних и внешних угроз4.
Важно подчеркнуть, что такие понятия, как «условия», «факторы», «соотношение», характеризуют экономическую
безопасность с разных точек зрения. Так, условие есть среда (окружение), в которой протекает (реализуется) экономическая безопасность. Различают экономические, геополитические, экологические, правовые и иные условия. Фактор выступает причиной, движущей силой экономической безопасности. Соотношение экономических интересов понимается как их взаимное отношение, расположение относительно друг друга.
Экономическая безопасность характеризуется уровнем развития производительных сил и экономических отношений, направленных на реализацию потребностей личности, общества, государства, наличием полезных ископаемых, развитой инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы и системы ее подготовки, а также характером интеграции в систему мировых хозяйственных связей.
Объектами экономической безопасности являются:
> экономическая система страны: производители и продавцы продукции, работ и услуг;
> природные богатства страны — сельскохозяйственные угодья, леса, реки, озера, моря, шельф, полезные ископаемые.
Субъекты экономической безопасности — это:
> функциональные и отраслевые министерства и ведомства;
> налоговые и таможенные службы;
> банки, биржи, фонды и страховые компании;
> производители и продавцы продукции, работ и услуг;
> общества защиты прав потребителей. Для понимания сущности угроз экономической безопасности России рассмотрим структуру современного мирового сообщества.
Некоторые ученые делят мировое сообщество на две части5: привилегированные и примыкающие к ним богатые развитые государства (Кувейт, Арабские Эмираты, Сингапур и некоторые другие) с населением около 1 млрд чел. («золотой миллиард») и остальные непривилегированные страны, население которых к 2000 г. превысило 5 млрд чел. В 1994 г. на 1 млрд населения богатых стран приходилось 70 % мирового совокупного общественного продукта, а на остальные 4,6 млрд чел. — 30 %.
Другие ученые делят страны на три группы: страны «золотого миллиарда»,
о> 01
г •
о
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
О)
Ol
Z
О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л *
<
S I
н
о ф
со
новые индустриальные страны, закрепившиеся на периферии развитого мира (Китай, Индия, большинство «азиатских тигров», часть стран Латинской Америки, бывшие социалистические страны, большинство нефтедобывающих государств), и, наконец, третья группа так называемых падающих государств (значительная часть стран Американского континента и Азии, а также бывшего СССР)6.
Особенность такого разделения стран в том, что конкуренция между указанными группами государств практически невозможна, вертикальные перемещения наверх чрезвычайно затруднены, в то время как конкуренция внутри каждой из групп приобретает все более жесткий характер.
Место России по общим экономическим показателям можно определить на нижней границе второй группы государств. Реальность угрозы закрепления на этой границе и возможного дальнейшего ослабления позиций основана на структурном регрессе экономики России как основной тенденции прошедшего десятилетия.
1.1. Проблемы экономической безопасности РФ
Можно согласиться с оценками известного американского экономиста Ту-роу в том, что «сегодня Россия находится на полпути между рыночной и плановой экономикой, причем ни одна из них не работает»7.
Российская экономика в настоящее время остается в значительной степени реформируемой, переходной, не закончившей трансформацию в какое-либо конкретное состояние. Она сочетает в себе элементы старой и новой систем. Если по доле негосударственных хозяйствующих субъектов российская экономика может считаться вполне рыночной, то по эффективности их деятельности и уровню конкурентоспособности — нет. Кроме того, более половины российских фирм вообще являются фиктивными и зачастую связаны с незаконной деятельностью.
В России сохраняется неэффективная структура общественного производства — преобладание топливно-энергетических и сырьевых отраслей и низкий удельный вес продукции машиностроения и современных высокотехнологичных, наукоемких отраслей. Слабой является финансово-кредитная вообще и банковская система в частности, что ограничивает инвестирование производства.
Внутренние параметры во многом определяют внешние: Россия на мировых рынках остается поставщиком сырья и импортером готовой продукции, в том числе различных видов современной техники и продовольствия.
Наметившийся в последние два года и прогнозируемый в России рост производства и ВВП можно рассматривать как устойчивую тенденцию только в том случае, если удастся максимально использовать для роста отечественного производства благоприятные условия (девальвация рубля, рост мировых цен на нефть) и другие факторы конъюнктурного характера, которые, к сожалению, могут иметь обратимый характер.
Однако при всех недостатках экономической политики страны нельзя не видеть, что свободный доступ российских производителей на внешние рынки ограничивается далеко не либеральными мерами: в отношении России широко используется практика двойных стандартов, а также особых уступок и требований во внутринациональной и внешней экономической политике, прессинг внешней задолженности.
В результате Россия, имея ослабленную и несбалансированную экономику, должна вписываться в международную ситуацию, которой свойственны по меньшей мере три главные трудноразрешимые проблемы:
> раскол цивилизации;
> растущая непредсказуемость глобальных экономических процессов, особенно в области движения финансов;
> противодействие национального менеджмента многих стран методам и формам глобализации.
1.2. Виды угроз экономической безопасности России
В специальной литературе отсутствует единство мнений среди ученых по вопросу о перечне угроз национальной экономической безопасности. Разные исследователи по-разному определяют состав внутренних и внешних угроз. Отметим, что нередко данный состав варьируется без учета изменившихся политических, социально-экономических и иных условий. Иногда происходит объединение внутренних и внешних угроз экономической безопасности, текущих и стратегических.
Основные угрозы экономической безопасности России проявляются в тех
секторах, в которых осуществляются экономические отношения с международными субъектами. Рассмотрим важнейшие из них.
1. Товарный рынок.
По прогнозам специалистов, в будущем в международной торговле будет опережающими темпами расти экспорт готовых изделий, сокращаться доля рынка сырья и доходы от него вследствие внедрения ресурсосберегающих технологий.
В этой сфере основными угрозами для России выступают:
> нерациональная структура экспорта и импорта и возможность ее консервации, доля машинотехнических изделий в российском экспорте — менее 5 %, (наукоемких — около 1 %), а в импорте — более 1/3;
> незаконный экспорт природных ресурсов из России;
> незаконный (контрабандный) ввоз товаров в Россию;
> хронические крупные неплатежи за поставляемые топливно-энергетические ресурсы в страны СНГ;
> зависимость состояния российской экономики (размера ВВП, инфляции, доходы бюджета, торговый баланс и пр.) от мировых цен на нефть;
> резкая либерализация внешней торговли, которая может привести к увеличению вывоза невозобновляемых природных ресурсов и разорению большинства отечественных производителей, увеличить безработицу.
2. Финансово-кредитная сфера. Среди угроз можно отметить следующие:
> слабость банковского сектора;
> рост влияния мировых финансовых процессов, колебаний конъюнктуры, в том числе негативного характера, на финансовую сферу и экономику в целом, что продемонстрировали кризисы 1998 и 2009 гг.;
> увеличение притока иностранных инвестиций имеет ряд негативных последствий. Во-первых, оно фактически способствует закреплению сырьевой экспортно ориентированной модели российской экономики, поскольку половина всего объема инвестиций в промышленность — это инвестиции в топливно-энергетические и сырьевые отрасли. Во-вторых, в настоящее время наблюдается не столько угроза оттока капитала из России, сколько угроза его существенного
притока на рынок, который в силу своей узости может создать серьезные проблемы как для устойчивости самого рынка, так и для устойчивости рубля.
3. Валютный рынок. Основная угроза:
> привязка российского рубля к доллару США.
4. Рынок рабочей силы.
В то время как развитые страны ограничивают процесс иммиграции, Россия уже испытывает настоящую экспансию из Азии, прежде всего из Китая. Причем незаконная иммиграция во много раз превосходит законную. Эта угроза приводит к обострению на российском рынке труда, увеличивая спрос на рабочие места и снижая цену труда (заработную плату). К тому же иммигранты обходятся работодателям дешевле, так как не имеют никаких социальных гарантий.
Взаимоотношения России с международными субъектами экономических отношений неоднозначны и могут как открывать новые возможности для России, так и нести определенные угрозы ее безопасности. Рассмотрим эти отношения, во-первых, с международными экономическими организациями и странами и, во-вторых, с субъектами международного бизнеса.
Особую сферу представляет деятельность крупных субъектов международного бизнеса в России, прежде всего транснациональных корпораций (ТНК).
Международный бизнес (в лице крупных корпораций) представляет повышенную опасность для российской экономики, так как:
> отличается активностью и агрессивностью;
> его деятельность скрыта в отличие от государственных институтов или международных организаций;
> руководствуется исключительно соображениями прибыли;
> осуществляет промышленный шпионаж, от которого наши фирмы не научились защищаться.
ТНК стремятся подчинить своим интересам отрасли национальной экономики, обладающие конкурентными преимуществами.
ТНК стремятся закрепить сырьевую направленность российской экономики, а в перспективных отраслях — обеспечить свое лидерство. Им выгоден экономический кризис в стране — они дешевле скупа-
ет 01
г •
о
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
О)
Ol
Z
О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л *
<
ü S I
н
о ф
ют убыточные предприятия-конкуренты. Несмотря на общеизвестную информацию всех международных рейтинговых агентств о риске вложений в российскую экономику, доля иностранных лиц в капиталах ведущих российских компаний постоянно растет.
Проникновение субъектов международного бизнеса в Россию идет через инвестиции в капитал российских хозяйствующих субъектов (компании, банки), кредиты российским фирмам, импортируемые товары, оказание различных услуг (банковских, страховых, финансовых) и пр.
Ряд крупных ТНК уже действуют в реальном секторе российской экономики: General Motors, Ford, Fiat, Renault, Shell, McDonald's, Canon, Nestle, Procter and Gambler, Coca Cola, Siemens, Ericsson и др.
Серьезную опасность представляет высокая степень криминализации экономики. Среди общих тенденций российской организованной преступности можно выделить следующие8:
> отечественный криминал вышел далеко за пределы российской территории, устанавливая контакты как с криминальными структурами, так и с вполне законно действующими субъектами экономики различных государств;
> постоянно увеличивается масштаб незаконных экспортных операций с энергоносителями, особенно с нефтью, другим стратегическим сырьем и материалами, причем в действиях, наносящих ущерб российским интересам, замешаны не только отечественные организации, но и их зарубежные партнеры;
> по всей территории России возрастают активность и влияние этнических преступных формирований, имеющих связи с диаспорой в ближнем и дальнем зарубежье (сферами их деятельности являются экспортно-импортные операции с сырьем и дефицитными товарами повседневного спроса, фальшивомонетничество, преступления в российском золото-бриллиантовом комплексе);
> последовательно усиливаются позиции преступных формирований в сфере наркобизнеса, растут их организованность и взаимодействие с аналогичными структурами за рубежом;
> угрожающие размеры приобретает контрабанда оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ и устройств, их утечка с воинских объектов и заводов-изготовителей, из районов военных конфликтов (одновременно современное оружие западного производства контрабандным путем попадает в конфликтные точки России);
> происходит дальнейшее укрепление материально-технической и финансовой базы криминальных структур, рост профессионализма их участников за счет расширения международных связей.
Следовательно, в международных экономических отношениях в условиях глобализации Россия участвует, имея слабую экономику с неэффективной структурой, резкое несоответствие между внутренним и внешним рынком при агрессивной политике сильных международных субъектов.
1.3. Пути повышения экономической безопасности РФ
Положение в сфере экономической безопасности России тяжелое, но не безнадежное.
Для ослабления внешних угроз экономической безопасности страны необходимо усиление госконтроля за движением и использованием природных ресурсов, восстановление объема геологоразведочных работ и опережение роста разведанных запасов топлива и сырья по сравнению с добычей; осуществление широкой модернизации добычи и первичной переработки топливно-сырьевых ресурсов, переход к ресурсосберегающим технологиям. Это позволит в будущем добиться относительного и абсолютного сокращения внутренних потребностей природных ресурсов, увеличить долю экспортной валютной выручки, направляемой на инвестиционные цели9.
Чтобы ослабить импортную зависимость, необходима финансовая поддержка государством отечественных товаропроизводителей, способных выпускать товары, которые сегодня востребованы Западом. Необходимо также применять более гибкую систему таможенных пошлин, определить отрасли экономики, которые нуждаются в таможенной защите, ввести государственную монополию на ввоз лекарственных препаратов, табачных изделий, алкоголя, зерна и на вывоз
нефти и нефтепродуктов, цветных металлов и т.д.
С. Лыкшин и А. Свинаренко отмечают, что рыночная экономика (особенно в такой стране, как Россия) немыслима без элементов централизованного руководства. Там, где это разумно, необходимо активно внедрять методы государственного планирования и руководство экономической жизнью страны10.
В этой связи можно выделить основные направления государственно-правового регулирования экономики в целом и предпринимательской деятельности в общем. Это, в частности: государственная собственность и предпринимательство, использование форм и методов государственного планирования и нормирования (нормы, нормативы, квоты, система государственных, региональных и муниципальных заказов); государственное регулирование национального рынка России, государственное регулирование международных экономических отношений.
В целях обеспечения национальной экономической безопасности руководству страны надо проводить более взвешенную и последовательную внешнюю политику.
В.Д. Борисова отмечает, что для любой страны невозможно достичь состояния национальной и в том числе экономической безопасности, если не удовлетворены потребности населения в продовольствии как одной из основ жизнедеятельности общества11.
Необходимо методологически четко разграничить понятия «продовольственная обеспеченность общества» и «продовольственная безопасность». Продовольственная обеспеченность — способность государства обеспечить всех членов общества продовольствием в достаточном, рациональном, экологически чистом и безопасном питании в целях укрепления здоровья нации и сохранения ее генофонда, увеличения продолжительности жизни, повышения качества жизни, усиления трудовой активности населения не только с помощью самообеспечения, но и с активным использованием преимуществ международного разделения труда. Продовольственная же безопасность подразумевает способность страны обеспечивать продуктами питания свои текущие и чрезвычайные потребности как населения страны в целом, так и каждого отдельно взятого человека в продовольствии в
соответствии с научно обоснованными нормами за счет собственных ресурсов.
В качестве критерия продовольственной безопасности страны используется уровень поставок импортного продовольствия от общих объемов его потребления в стране. В РФ пороговое значение не должно превышать 25 %. Превышение указанного уровня порождает стратегическую зависимость от стран — импортеров продовольствия.
Примечательно, что в развитых странах, например — в США еще в 70-е гг. был принят закон о продовольственной безопасности страны, направленный на обеспечение стабильного продовольственного снабжения за счет поддержки отечественного сельского хозяйства и сохранения его природных ресурсов, а также на обеспечение высокого качества продовольственных продуктов, поддержание их высокой конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.
Приоритетными задачами в области обеспечения продовольственной безопасности России должны быть признаны:
> формирование в стране единого продовольственного комплекса и достижение им оптимального уровня производства продовольствия в объеме, ассортименте и качестве, достаточных для удовлетворения потребности населения в питании в соответствии с научно обоснованными нормами;
> разработка оптимальных вариантов структуры продовольственного импорта (тропических и субтропических культур);
> определение потребностей населения страны в питании и обеспечение населения экологически чистым продовольствием, определяющим здоровье и продолжительность жизни населения, генофонд нации;
> обеспечение экономической доступности к основному набору продуктов питания, что означает обеспечение платежеспособности спроса у основных социальных групп населения и ликвидацию голода и недоедания. Необходима государственная политика перераспределения доходов, расширения занятости и увеличения потребления качественных продуктов питания, регулирование цен на сельхозпродукцию и продовольствие;
> создание и поддержание резервов продовольственного назначения, ко-
0) 01
г •
о
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
О)
Ol
Z
О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO
торые могут быть использованы в экстремальных ситуациях;
> своевременное выявление, прогнозирование и устранение угроз продовольственной безопасности, определение пороговых значений;
> усиление государственного регулирования межрегиональных поставок продовольствия и сырья для более полного обеспечения регионов продовольствием;
> активная поддержка развития интеграции и кооперации, позволяющих снизить трансакционные издержки, оптимизировать товарные и финансовые потоки и повысить конкурентоспособность предприятий;
> развитие рыночной инфраструктуры: организация региональных оптовых рынков и кредитных учреждений, что позволит осуществлять эффективный внутри- и межрегиональный обмен.
Экономическая безопасность — это состояние защищенности экономики от внутренних и внешних угроз. Целью экономической безопасности является обеспечение устойчивого экономического развития страны в интересах удовлетво-
рения социальных и экономических потребностей граждан при оптимальных затратах труда и разумном использовании природных ресурсов. Угрозы в сфере экономики носят комплексный характер. Это означает, что экономическая безопасность подвержена воздействию со стороны различных факторов, причем не только в чистом виде экономических. На нее оказывают существенное влияние геополитические, социальные, экологические и другие факторы.
В числе основных угроз экономической безопасности РФ рассматривают увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, деформированность структуры российской экономики, возрастание неравномерности социально - экономичес -кого развития регионов, криминализацию общества и хозяйственной деятельности.
Для борьбы с угрозой экономической безопасности России должна быть выработана стратегия экономической безопасности, необходимо отслеживать и оценивать как внутренние, так и внешние угрозы, способные оказывать дестабилизирующее влияние на экономику.
Литература и примечания
1. Ильин М. С., Тихонов А. Г. Финансово-промышленная интеграция и корпоративные структуры: мировой опыт и реалии России. М., 2002. С. 2.
2. Ярочкин В.И. Секьюритология — наука о безопасности жизнедеятельности. М., 1999. С. 9.
3. Исмаилов Р. Экономическая безопасность России: теория и практика. Санкт-Петербург, 1999. С. 103.
4. Цыганов С. И., Манина А. Я. Иностранные инвестиции в России: проблемы национальной экономической безопасности: монография. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2000. С. 16.
5. Колосов А.В. Экономическая безопасность. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999. С. 24.
6. Зотова Н., Гусаков Н. Современные проблемы национальной безопасности // Национальная безопасность. 2001. № 8-9.
7. Бзежинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и ее геостратегические императивы. М.: Международные отношения, 1999. С. 85.
8. Белозеров И.П. Экономическая безопасность России // Материалы конференции «Реформы в России — история и современность».
9. Исмаилов Р. Экономическая безопасность России: теория и практика. Санкт-Петербург, 1999.
10. Лыкшин С., Свинаренко А. Развитие экономики России и ее реструктуризация как гарантия экономической безопасности // Вопросы экономики. 2004. № 12. С. 117—118.
11. Борисова В.Д. Актуальные проблемы экономической безопасности России на современном этапе // Вопросы экономики. 2002. № 2.
о *
о ф
У S 2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
*
S I
н
о ф