Научная статья на тему 'Понятие экономической безопасности как одного из аспектов национальной безопасности государства'

Понятие экономической безопасности как одного из аспектов национальной безопасности государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
828
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FOOD SECURITY / СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / SOCIAL SECURITY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / СОЦИАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / SOCIAL STABILITY / ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / FOOD SUPPLY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козак Екатерина Богдановна

Статья посвящена исследованию структуры и составляющих экономической безопасности. Понятие экономической безопасности как одного из аспектов национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF ECONOMIC SECURITY AS AN ASPECT OF NATIONAL SECURITY OF THE STATE

The article is devoted to the study the structure and components of economic security. The concept of economic security as an aspect of national security was analyzed.

Текст научной работы на тему «Понятие экономической безопасности как одного из аспектов национальной безопасности государства»

IMPACT OF ACCESSION OF THE CENTRAL AND EASTERN EUROPE COUNTRIES (CEE) TO THE EU AND THEIR EXPERIENCE USE IN PROCESS OF UKRAINE INTEGRATION

TO EUROPEAN COMMUNITY

© 2014

O.N. Kirichenko, PhD, Associate Professor Management of foreign economic activity

National University of Food Technologies, Kiev (Ukraine)

Annotation: The article summarizes the impact of accession of the CEE countries to the EU, addresses the problems that may arise in Ukraine and prospects that are opened in front of it, in terms of integration to the European space. Keywords: regulation, economic integration, European Union, member country EU, external economic relations.

УДК 338.24

ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ОДНОГО ИЗ АСПЕКТОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

© 2014

Е.Б. Козак, кандидат экономических наук, доцент Одесская национальная академия пищевых технологий, Одесса (Украина))

Аннотация: Статья посвящена исследованию структуре и составляющих экономической безопасности. Проанализировано понятие экономической безопасности как одного из аспектов национальной безопасности.

Ключевые слова: безопасность, национальная безопасность, продовольственная безопасность, социальная безопасность, экономическая безопасность, социальная стабильность, продовольственное обеспечение.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Продовольственная безопасность является основой благосостояния, научно-технического развития и независимости каждого государства остается одной из вечных мировых проблем, не потеряла актуальности и в XXI веке. Специфика данной проблемы заключается в том, что ее решение определяется различными аспектами мирового развития - от экономических и политических до социокультурных и этносоциальных.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Исследование понятия экономической безопасности государства, классификации экономических угроз и интересов государства, подходов к оценке уровня экономической безопасности государства, принципов формирования системы обеспечения экономической безопасности государства освещены в работах таких отечественных и зарубежных ученых, как: Л. Абалкин, В. Билоус, О. Бандурка, О. Барановський, И. Бинько, В. Геец, С. Глазьев, Б. Гриер, В. Духов, М. Ермошенко, Я. Жалило, Б. Кваснюк, Т. Ковальчук, В. Манилов, Г. Маховский, С. Мердок,

B. Мунтиян, Н. Нижник, Г. Пастернак-Таранушенко,

C. Пирожков, К. Петрова, В. Сенчагов, Г. Сытник, А. Сухоруков, Я. Тимберген, И. Червяков, В. Шлемко, Д. Фишер, В. Ярочкин и др.

Формирование целей статьи (постановка задания). Основной целью статьи есть исследование структуры и составляющих экономической безопасности государства. Понятие экономической безопасности как одного из аспектов национальной безопасности.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Проблема управления безопасностью носит многоаспектный и междисциплинарный характер. В последние десятилетия вопросам формирования безопасности на разных уровнях и в разных аспектах уделялось особое внимание со стороны ученых и практиков в сфере социологических, политических, экономических, исторических, социально-экологических, социально-информационных и других исследований, и они достаточно широко освещены в специальной литературе.

В научной литературе представлены различные подходы к понятию «экономическая безопасность». В рамках системного подхода находятся структурные элементы экономической безопасности, позволяющие выработать принципы, адекватные устойчивым условиям экономического развития [1].

Детерминистский (факторный) подход к анализу экономической безопасности предполагает выявление условий, а также причин, масштаба и проявления экономической опасности, что способствует формированию соответствующих методов отражения угроз [2].

В рамках функционального подхода исследуются правоохранительные функции по защите внутри - и внешнеэкономических интересов страны [3], тогда как геоэкономический подход способствует выявлению элементов данного процесса, способных позитивно и негативно влиять на комплексную безопасность украинского социума [4].

Таким образом, в современной научной литературе существуют системный, факторный, функциональный и геополитический подходы к понятию «экономическая безопасность», которые выступают концептуальной основой для выяснения его значимости в системе комплексной безопасности социума.

Несмотря на то, что продовольственной безопасности и изучению различных аспектов благосостояния населения уделено достаточно много внимания в экономической науке, отдельные аспекты этой проблемы нуждаются в данный момент дополнительного обоснования с целью дальнейшего совершенствования национальной экономики. Недостаточно разработан целый ряд вопросов обоснования концепции продовольственной безопасности и оценки ее влияния на повышение уровня и качества жизни, определения места продовольственной безопасности в системе национальной безопасности, формирование эффективного механизма обеспечения продовольственной безопасности.

Современное геополитическое и международное положение, кризис отечественной экономики, обострение общественных отношений и социальная поляризация общества создают прямую угрозу безопасности украинским гражданам.

Категория «безопасность» и связанные с ней понятия является, как и ранее, одними из наиболее противоречивых в экономике, социологии, философии, политической теории и теории международных отношений. В зависимости от концептуальных а также политико-идеологических предпочтений того или иного ученого, подходы к трактовке этого понятия существенно различаются.

Под безопасностью в научной литературе понимают совокупность актуальных факторов, обеспечивающих благоприятные условия для развития страны, жизнеспособности государства и достижения национальной цели, социального идеала - благополучия всех граждан и семей. Целесообразность развития и сохранения фундаментальных ценностей и традиций народа Украины;

нормальных отношений личности и государства; спо- о собность эффективно преодолевать любые внешние д угрозы, руководствуясь своими национальными интересами. Возникновение феномена «безопасности» связы- н вают с фактом возникновения (осмысления) опасностей, о угроз, рисков и вызовов для жизни человека, функцио- н нирования семьи, общества, государства, самой цивили- о зации [5].

На основании этого украинское и зарубежное обще- б

ственное мнение выработало ряд общих подходов к л

определению базовых понятий в сфере безопасности. В е

контексте понятия «безопасность» мы считаем принци- к

пиально важным, на первое место, ставить наличие кон- с

кретных опасностей, угроз, рисков и вызовов для целей, с идеалов и ценностей человека, его интересов.

Во многих традиционных обществоведческих па- м

радигмах безопасность определяется как отсутствие с

опасностей или способность субъекта эффективно пре- д

дотвратить потенциальные угрозы. Безопасность - это п

одновременно и пределы допустимого, и возможность э

вернуть систему в состояние стабильного, устойчивого с

развития [6]. д

Другая группа ученых (прежде всего представители с;

скандинавской школы мировых исследований) наста- к

ивает на том, что безопасность нужно определять как б

общественный порядок, обеспечивающий не только за- о

щищенность социума, но и условия, способствующие р

наиболее полному раскрытию творческих способностей я

индивида, социальных групп, этносов, конфессий и др. с

[7]. н

Однако другие исследователи отмечают, что подобные трактовки безопасности все еще составляют оче- е видное меньшинство. Господство традиционных версий н препятствует укоренению этих взглядов и продлевает с жизнь устаревшим (т.е. отрицательным) определением понятия «безопасность» [8]. д На наш взгляд, актуальным является изучение поня- м тия «безопасность» в контексте человеческого развития. н Проблемы непосредственно человека при этом рассма- д триваются в рамках социальной безопасности [9]. и Большая часть авторов под социальной безопасно- о стью понимает «защищенность социальных интересов б личности, общества, государства от опасностей и угроз» ф [10]. Такое определение сужает содержание социаль- и ной безопасности термином «защищенность», то есть фактически отделяет действие защиты от нападения. л Защищать - значит оборонять, загораживать, закрывать п кого-нибудь, или что-нибудь. т При этом теряются важнейшие свойства и функции д социальной безопасности - превентивные действия обе- п спечения безопасности: снижение, ослабление, устра- р нение и предупреждение опасностей и угроз. Важно не допустить формирования условий, которые привели бы н социальные отношения, бытия до состояния, что требу- н ет их защиты. х Иначе говоря, задача социальной безопасности выхо- о дит далеко за пределы необходимости защиты данного к состояния бытия и состоит прежде всего в формирова- о нии условий, обеспечивающих стабильный, прогресси- о рующее развитие социальных отношений, сохранения, с укрепления и обогащения бытия, то есть защищенности качественного состояния социальных отношений, обе- а спечивающих прогрессирующее развитие личности, об- У щества и государства. Таким образом, под социальной н безопасностью, по нашему мнению, следует понимать п состояние защищенности интересов личности, обще- и ства, государства от внешних и внутренних угроз, обеспечивает прогрессивное развитие и стабильность стра- п ны. г Экономическая безопасность как одна из составляю- к щих системы национальной безопасности, является ча- н стью этого сложного целого и в то же время выступает основой формирования других, в чем-то производным в

от нее, частей системы: военной, технологической, продовольственной, экологической безопасности.

Семантически категория «экономическая безопасность» представляет собой спецификацию термина «безопасность». Категория «экономическая безопасность» не получила все еще единого и четкого определения в отечественной научной литературе.

Считаем, что содержание понятия «экономическая безопасность» не может быть сведено только до определенного состояния производственной подсистемы, даже если последняя понимается предельно широко, поскольку в своем функционировании эта подсистема не остается изолированной, а ее состояние всегда тесно связано с состоянием других подсистем экономики.

Более того, экономическая безопасность страны во многом определяется состоянием общества и его институтов. Итак, в узком - сугубо экономическом - содержании под экономической безопасностью следует понимать важную качественную характеристику всей экономической системы в целом, которая определяет ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства. Но в более широком контексте экономическая безопасность представляет собой, по нашему мнению, качественную характеристику общества, изучаемого в экономическом срезе, то есть рассматриваемого как целостность, для которой состояние экономики является одним из индикаторов жизнеспособности и функциональной согласованности основных социальных институтов, идеологии и культуры.

При этом экономическая безопасность рассматривается нами не как структура защиты национальной экономики, а как определенное качественное состояние последней.

Экономическая безопасность как феномен жизнедеятельности общества имеет комплексный характер и может рассматриваться как система, включает, помимо непосредственно производственной сферы общества, и другие подсистемы, которые взаимодействуют с производственной подсистемой. И все же уровень связей образует только один из подуровней экономической безопасности, что сам по себе еще не отражает ни эффективности производства, ни степени слаженности взаимодействия подсистем.

Естественно, основу экономической системы составляет производственная подсистема, другие подсистемы, по сути, остаются в роли вспомогательных. Однако, с точки зрения обеспечения экономической безопасности, даже наиболее стабильное и эффективное состояние производственной подсистемы может быстро оказаться разрушенным.

Наиболее значительной из угроз социальной стабильности и экономической безопасности, по нашему мнению, является резкое усиление дифференциации в доходах различных групп населения. На основе мирового опыта исследователи утверждают, что в случае восьмикратного и выше превышение доходами 10 % наиболее обеспеченных групп населения доходов 10 % наименее обеспеченных групп общество погружается в состояние социально-экономической нестабильности [11].

Одним из важнейших социально-экономических аспектов национальной безопасности современной Украины была и остается продовольственная безопасность. Дефицит продовольственного обеспечения сопровождал Украину в течение всего периода советской истории.

Поскольку от физического обеспечения населения продовольствием зависит жизнедеятельность последнего, продовольственная безопасность составляет одну из ключевых звеньев поддержки экономической безопасности.

В последние годы способность отечественных производителей удовлетворить потребности населения в про-

довольствии составляет примерно 50%. Этот показатель рассчитан с учетом реального объема неорганизованного ввоза продовольствия. В то же время, по мнению экспертов, продовольственная безопасность страны требует, чтобы импорт продовольствия составил не более 18 - 35 % в удовлетворении потребностей населения [12]. Таким образом, очевидно, что в современной Украине продовольственная ситуация является угрожающей.

Категория «безопасность» является общеисторическим и общесоциальным, что охватывает всю историю и все будущее человечества, имеет определяющее значение для существования как отдельной личности, так и социальных сообществ любого уровня.

Первично содержание понятия «продовольственная безопасность» сводилось исключительно к вопросам функционирования сельского хозяйства и продовольственной независимости. Однако сегодня, очевидно, что рассматриваемая проблема является не столько аграрно-производственной, сколько социально-экономической, анализ которой возможен только на стыке различных наук, что позволяет выйти на новый уровень восприятия и обобщения экономических, исторических и социальных процессов.

По нашему мнению, продовольственная безопасность, являясь важной воспроизводственной категорией, представляет собой основное условие воспроизводства рабочей силы. Лишь обеспечив свою продовольственную безопасность, «человек биологический» способный стать «человеком социальным», способный к принятию и обработки информации, а общество в целом - выйти на траекторию устойчивого развития.

Субъектами продовольственной безопасности выступают:

- государство, выполняющее функции в продовольственной сфере с помощью органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти;

- хозяйствующие субъекты (прежде всего, предприятия агропромышленного комплекса);

- население в целом и отдельная личность человека как основные потребители продовольствия.

Объектом продовольственной безопасности является сфера воспроизводства продовольствия, что выступает как основа формирования минимальных стандартов в системе отношений уровня жизни. Кроме того, вполне целесообразно применять к категории продовольственной безопасности триаду основных объектов безопасности: жизненно важные интересы личности, общества, государства.

Несмотря на значительную степень разработанности теоретико-методологических подходов к понятию «продовольственная безопасность» в официальных международных документах, современная отечественная наука и практика, к сожалению, все еще не адаптировали «рамочные» принципы и подходы применительно к конкретным условиям постсоветской украинской экономики.

На сегодня нет общепризнанного определения системы критериев и показателей продовольственной безопасности Украины и их предельных значений, отсутствует общепризнанный перечень внешних и внутренних угроз, неоднозначная оценка угрозы импортной зависимости.

При анализе различных определений категории «продовольственная безопасность» можно сделать вывод о том, что ее рассмотрение содержит в себе такие вопросы, как самообеспеченность страны продовольствием, сбалансированность и полноценность питания населения, качество продовольствия, его доступность, ответственность государства за продовольственное обеспечение.

На наш взгляд, национальная продовольственная безопасность включает в себя продовольственное обеспечение, которое охватывает все этапы воспроизвод-

ственного процесса, включая производство, обмен, распределение и потребление продовольствия, а также создание продовольственного резерва и систему внешнеэкономических связей. Главная цель продовольственной безопасности выступает улучшение здоровья и повышение качества жизни населения, что достигается путем производства и потребления в достаточном количестве качественных и доступных для населения продуктов питания.

Исследовать уровни продовольственной безопасности необходимо отношении: к человечеству в целом (мировой или глобальный уровень); в отдельных стран (национальный уровень); в административных единиц (региональный уровень); в социальных групп (групповой уровень); к семье (уровень домашнего хозяйства); к отдельного человека (индивидуальный уровень).

В современных условиях продовольственная безопасность переросла в самостоятельное научно-практическое направление, что требует формирования и быстрого развития в локальных, национальных и мировых масштабах [13, 14]. В результате переворота всего мироустройства в XX веке, которое изменило подход к изучению экономических явлений, акценты в данной сфере смещаются в сторону безопасности человека, воспроизводства человеческого потенциала.

Таким образом, продовольственная безопасность подразумевает надежное и бесперебойное обеспечение всех слоев населения качественными продуктами питания, преимущественно собственного производства, по принятым физиологическими нормами. Предусматривает экономическую и физическую доступность продовольствия и гарантию сохранности данных положений в будущем и в форс-мажорных ситуациях.

В наиболее общем и универсальном смысле продовольственная безопасность формируется как определенный вектор движения любой национальной продовольственной системы до своего идеального (нормативного) состояния. Если провести параллель с медициной, состояние продовольственной безопасности может быть уподоблено состоянию абсолютно здорового человека, тогда как специфические для каждой страны угрозы этой безопасности формируют своеобразную симптоматику заболевания, что требует своих особых методов лечения.

Под национальной безопасностью понимается обеспечение стабильного функционирования государства и защиту его от внешних и внутренних воздействий чрезвычайного характера. Обеспечение продовольственной безопасности, являясь важнейшей составной частью государственной политики, касается разносторонних аспектов жизнедеятельности отдельного человека, семьи, села, города, области и государства в целом. Здесь пересекаются узловые проблемы макроэкономического роста и развития с вопросами развития экономики страны, региона, муниципального образования. Обеспечение продовольственной безопасности способствует устойчивому социальному климата в обществе, поскольку при отсутствии продовольствия в регионах может возникнуть недовольство населения, что позволяет считать продовольственную проблему важнейшим структурным элементом, что обеспечивает экономической и в целом национальной безопасности страны. Сущность продовольственной безопасности как составляющей национальной безопасности проявляется во взаимосвязи с другими компонентами системы национальной безопасности [15].

С проблемами производства продовольствия напрямую связаны вопросы экономической безопасности, поскольку от успешного функционирования агропромышленного комплекса зависит общее состояние экономики.

Устойчивое развитие АПК и, особенно, сельского хозяйства - решающее условие не только наращивания и качественного улучшения продовольственных ресурсов

при снижении расходов, но и прогрессивного развития экономики, как следствие стагнация аграрного сектора является важной угрозой национальной безопасности Украины в сфере экономики [16-18]. В том числе угрозами являются прямые или косвенные потери, связанные с разрушением составляющих системы АПК и других вспомогательных отраслей, оплата импорта продовольственных товаров и средств производства и др.

В то же время, сельское хозяйство является дотационной отраслью, поэтому её экономическое состояние во многом будет определяться размерами государственной (бюджетной) поддержки, размер которой зависит от возможностей государственного бюджета и местных бюджетов, обусловленных уровнем налоговых поступлений от предприятий, в основном производственной сферы.

Состояние продовольственной безопасности в системе национальной безопасности определяет взаимосвязь и взаимообусловленность всех ее компонентов. Продовольственная безопасность нации является важнейшим условием суверенитета государства, стабильности ее внутренней политики, сохранения здоровья ее граждан.

По нашему мнению, в национальных интересах государства в сфере продовольственной безопасности целесообразно отнести следующие:

- обеспечение необходимого уровня собственного производства продуктов питания (в объективно возможных пределах), которое следует рассматривать, с одной стороны, как реализацию потребности в защите внутреннего продовольственного рынка от проникновения некачественной продукции, с другой, как необходимое условие обеспечения доходов сельского населения, рационального использования производственных мощностей отечественной перерабатывающей промышленности;

- постоянное обновление и пополнение государственного продовольственного резерва независимо от влияния внешних и внутренних негативных факторов;

- постоянный контроль соответствия качества как произведенных в стране, так и импортных и реализованных продуктов питания государственным стандартам и качествам безопасности пищевых продуктов;

- создание эффективной системы управления аграрным сектором на всех уровнях, сохранение достигнутого объема и расширение производства конкурентоспособной продовольственной продукции с ориентацией на экспорт, а также проведения единой научно-технологической политики в продовольственном комплексе.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В отличие от национальных интересов, угрозы экономической безопасности более изменчивы, в большей степени диверсифицированы и, что главное, не всегда предсказуемы, поскольку совокупность факторов экономического и социального развития, состояние природной среды постоянно меняются. Этим объясняется тот факт, что в перечне угроз экономической безопасности недостает одной из наиболее актуальных угроз современности - зависимости Украины от импорта продовольствия.

В мировом глобальном масштабе продовольственная безопасность связана с диспропорцией между растущим населением планеты и возможностью биосферы. В масштабе страны необходимость поддержания продовольственной безопасности связана с сохранением независимости государства, в том числе и продовольственной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афонцев С. Национальная экономическая безопасность: на пути к экономическому консенсуса / С. Афонцев // Мировая экономика и международные отношения. - 2002. - №10. - С. 30-31.

2. Бодрук А.С. Теоретические основы создания

международных структур безопасности / О. С. Бодрук // Научный вестник Дипломатической академии Украины. - 2002. - Вып.4. - С.116-124.

3. Липкан В. А. Теоретические основы и элементы национальной безопасности Украины. А. Липкан // К.:Текст. - 2003. - 600с.

4. Новикова А. Ф. Экономическая безопасность: концептуальное определение и механизм обеспечения: Монография / О. Ф. Новикова, Г. В. Покотиленко // НАН Украины. Ин-т экономики пром.-те. - Донецк. - 2006. -408 с.

5. Национальная безопасность Украины. 19941996гг. / Под ред. О. Ф. Белова, И. Ф. Бшька, С. И. Пирожковая, Г. Л. Рубанця // [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.niss.gov.ua/book/otch/roz15. Ыт.

6. Бизнес: оксфордский толковый словарь: Англорусский: Свыше 4000 понятой. - М.: Издательство «Прогресс-Академия», Издательство РГГУ, 1995. - 752 с.

7. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Есть. Б. Стародубцев. // М.: ИНФРА_М. - 1996. - 496 с.

8. Белов А. Ф. Экономическая безопасность в стратегии реформ / О. Ф. Белов // [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.niss.gov.ua/book/ beloW6.htm.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Липкан В. А. Национальная и международная безопасность в признаниях и понятиях. В. Липкан, О. С. Лепка, О. О. Яковенко // К.: Текст. - 2006. - 256 с.

10. Лупан Н. Экономические аспекты национальной безопасности / Н. Лупан // Актуальные проблемы экономики. - 2004. - № 1 (31). - С.22-32.

11. Пирожков С. И. Приоритеты в сфере безопасности и обороны Украины формирование современных механизмов предупреждения угроз и вызовов в начале XXI века / С. И. Пирожков // Актуальные проблемы реформирования сферы безопасности и обороны Украины: Материалы международной конференции (Киев, 11-12 мая 2005 г.). - 2005.- С. 13-18.

12. Анализ состояния экономической безопасности Украины (часть 1) / Л. А. Мусина, Т. И. Кваша. - Киев, 2003. - 114с.

13. Хомын О.И. Продовольственное обеспечение демографической безопасности Украины // Вестник НГИЭИ. 2012. № 11. С. 107-124.

14. Алёшина В.А. Продовольственная безопасность и обеспечение экономической стабильности в условиях угроз глобализма // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 3. С. 45-52.

15. Соколенко С. Теория рыночной экономики и практика перехода Украины к рынку / С. Соколенко // Экономика Украины. - 1993. - №3. - С.75-82.

16. Ищенко А.В. Мониторинг показателей устойчивого развития Украины в условиях глобализации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 4 (15). С. 39-42.

17. Понедельчук Т.В. Влияние основных и второстепенных факторов на экономический рост в условиях трансформационной экономики Украины // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 1. С. 26-29.

18. Музыченко А.С., Булавка Л.В. Государственное регулирование развития личных крестьянских хозяйств населения в Украине // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 4 (15). С. 10-13.

THE CONCEPT OF ECONOMIC SECURITY AS AN ASPECT OF NATIONAL

SECURITY OF THE STATE

© 2014

E.B. Kozak, candidate of economic Sciences, associate Professor

Odessa national Academy of food technology, Odessa(Ukraine)

Annotation: The article is devoted to the study the structure and components of economic security. The concept of economic security as an aspect of national security was analyzed.

Keywords: security, national security, food security, social security, economic security, social stability, food supply.

УДК [349.3+368](477)

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ В УКРАИНЕ

© 2014

И.И. Козьма, соискатель кафедры финансов и банковского дела Ужгородский национальный университет, Ужгород (Украина)

Аннотация: В статье раскрываются существующие проблемы рынка страхование жизни в Украине. Большая часть проблем требует законодательного изменения, которые должны касаться условий работы страховщиков, налогообложения населения и страховых агентов, усовершенствования системы формирования страховых резервов. Существенной проблемой является недостаточная защита прав потребителей страховых услуг.

Ключевые слова: страхование жизни, Нацкомфинуслуг Украины, страховые услуги, MLM-сети, unit-linked.

Постановка проблемы. Опыт развитых стран подтверждает, что страхование жизни является важной областью страхового рынка, которая обеспечивает значительную часть долгосрочных инвестиций в национальную экономику и оказывает содействие повышению ее конкурентоспособности. Несмотря на значительный потенциал страхования жизни для экономического развития страны, обеспечение более эффективной социальной и инвестиционной политики государства, роль рынка страхования жизни в Украине на современном этапе остается очень незначительной. Так, доля страхования жизни в ВВП Украины составляет 0,19 % в то время как в развитых странах этот показатель составляет близко 10%.

Поэтому актуальным является поиск причин, которые тормозят развития страхования жизни Украины и не способствуют ее полноценному развитию.

Анализ последних исследований. Вопросам страхования жизни посвящены научные труды украинских ученых И.А. Бойко, О.М. Залетова, Я.П. Шумелды, С.С. Осадца, Н.М. Внуковой, О.О. Гаманковой, Л.В. Временко, В.Д. Базилевича. Анализ научных работ этих авторов приводит к выводу, что в научной литературе и многочисленных учебно-методических публикациях проблемы развития страхования жизни освещены недостаточно детально. Поэтому данная проблема нуждается в дальнейшем научном исследовании.

Цели статьи. Целью статьи является раскрытие проблем развития рынка страхования жизни Украины в условиях глобализации финансовых рынков.

Изложение основного материала. Развитие страхования жизни в Украине сдерживает ряд факторов, среди которых следует отметить следующие.

1. Неготовность государства к существенным законодательным реформам в отрасли страхования жизни. Несмотря на достигнутые позитивные результаты внедрения основных подходов Налогового кодекса Украины, процесс внесения изменений в законодательстве носит единичный характер и не предусматривает существенных изменений, которые могли бы привести к взрыву активности в секторе. Это вызвано, в первую очередь, непониманием функций сектора страхования жизни и его отличия от рискового страхования среди законодателей. Примером недоразумения законодателями сущности и специфики процессов на рынке страхования жизни было намерение перевести страховщиков на общую систему налогообложения с 2012 года. Для решения проблемы непонимания социальной важности функций, которые несут на себе компании по страхованию жизни необходимо проводить разъяснительную работу не только среди потенциальных клиентов, но и

для законодателей. Это позволит указать на крупный потенциал формирования инвестиций в экономику и на возможность поэтапного перекладывания функций пенсионного и социального обеспечения с государственного бюджета на небанковскую финансовую систему, которая ликвидирует несправедливость в распределении солидарной системы и системы социального страхования. Существенным условием, повлиявшим на недостаточный уровень роста в докризисный и посткризисный период стала продолжающаяся задержка в обновлении специализированного законодательства как страхового рынка, так и сектора страхования жизни в том числе.

2. Отсутствие полноценной специализированной рыночной информации. Невозможность получения своевременной полноценной достоверной информации о субъектах рынка не дает возможности как Нацкомфинуслуг Украины, так и игрокам рынка адекватно реагировать на изменение конъюнктуры рынка и оценивать эффективность использования принятой стратегии развития. Также следует отметить, что существующая система отчетности в страховании жизни оперирует показателями и параметрами, которые используются и в статистической отчетности рискового страхования (классификация страхования, учет страховых платежей по начислению), фактически не дает возможность глубже оценить специфические моменты в развитии страхования жизни.

3. Отсутствие механизма финансовых гарантий операций по страхованию жизни. Учитывая то, что договора страхования жизни являются долгосрочными, в Украине не введен действующий механизм гарантирования страховых выплат по страхованию жизни при возможном банкротстве или наступлении неплатежеспособности страховщика. Такая форма защиты прав потребителей распространена в ЕС, где каждая компания, которая получила лицензию на осуществление страховой деятельности, должна быть участником системы гарантирования выплат [1, С. 31].

Существующая система гарантий, которую получают клиенты вкладывающие свои средства на 10-50 лет в компании по страхованию жизни, состоит из набора следующих инструментов: а) государственного контроля; б) диверсификации активов; в) перестраховании в мировых лидеров перестраховочного рынка; г) передачей страхового портфеля и др.

Следует отметить, что такая система гарантий не обеспечивает уверенность страхователей (застрахованных) в существовании такой страховой компании уже через 3-4 года, не говоря уже о сроках в 20 и более лет.

4. В законодательстве Украины отсутствует понятие профессии страхового агента. Существующий рынок страхования жизни предусматривает использование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.