заведениями, участия в разработке стандартов высшего образования, предоставление баз для прохождения практики студентами и первого рабочего места выпускникам;
- разработка целостной системы поиска и отбора на обучение талантливой молодежи, ее научного и профессионального роста, дальнейшего сопровождения в карьерном росте;
- дальнейшее совершенствование процедур и технологий внешнего независимого оценивания качества образования как предпосылки обеспечения равного доступа к обучению в высшей школе;
- переоснащение учебной, научно-методической и материально-технической базы высших учебных заведений через целевое финансирование.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон Украины «О высшем образовании» от 17.01. 2002 г. № 2984-11 и / / Сведения Верховной Рады. - 2002. - № 20. - С. 134;
2. Данилишин Б. Рынок образовательных услуг: основные тенденции и пути модернизации / Б. Данилишин,
B. Куценко / / Украина: аспекты труда. - 2005. - № 8. -
C. 28-34;
3. Государственная служба статистики Украины. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. ukrstat.gov.ua/
4. Главное управление статистики во Львовской области. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р:// www.lv.Ukrstat.gov.ua/
5. Боголиб Т.М. Методологические и организационно-правовые проблемы реализации нормативного финансирования ВУЗОВ // Рыночные отношения в Украине. - 2006. - №10. - С.43-52.
6. Боголиб Т. М. Механизм коммерциализации высших учебных заведений // Предпринимательство, хозяйство, право. - 2006. - №6. - С.167-170.
7. Высшие учебные заведения Украины. - К.: Министерство образования и науки, 200l.- CD-ROM (www.education.gov.ua).
8. Волкова Н.В. Эффективность использования средств ВУЗА // Финансы Украины. - 2005. - №5. - С. 66-71.
9. Каленюк И.С. Государственное финансирование образования: его роль и тенденции развития // Научные труды НИФИ. - 2001. - №13. - С.41-48.
10. Криклий А.С. Финансирование профессионального обучения персонала // Финансы Украины. 2005. -№6. - С. 113-119.
11. Кудряшов В.П. Финансы. - К., 2010. - 352с.
12. Повышение эффективности использования средств федерального бюджета в сфере образования. ИЭПП (http://www.iet.ru/ )
13. Решетилова Т. Образование специалистов: ориентация и умение // Маркетинг в Украине.- №6. - 2011. - С. 4-8.
14. Шпотенко В.Д. Методика определения размера платы за обучение студентов высших учебных заведений // Финансы Украины. - 2003. - №7. - С.43-51.
15. Шкатулка В. Образовательное право. - М.: Норма, 2011. - 683 с.
DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF EDUCATIONAL SERVICES DEVELOPMENT
© 2014
S.V. Vasilchak, doctor of economic sciences, professor Lviv State Internal Affairs University, Lviv, (Ukraine) R.P. Babiy, deputy director, coordination of activities higher educational institutions and science
Department on education, science, youth and family head management of vocational education,
Lviv, (Ukraine)
Annotation: The role of educational services is defined. The classification of higher education institutions, depending on the level of accreditation was conducted. The development of higher education institutions in the Lviv region is analyzed; the structure of financing of higher education of I-IV accreditation levels are analyzed and displayed separately from the state budget funds and special funds provided by extrabudgetary sources. Positive and negative trends of specialists training for educational and skill levels are defined. External and internal threats to educational institutions in the context of economic security are found. Appropriate conclusions were made and alternative ways for the higher education institutions development in the conditions of market economy were offered.
Keywords: higher educational institution, development, Finance, education, economic security, external threats internal threats.
УДК 338.24
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ УКРАИНЫ КАК ОСНОВА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
© 2014
Е.Б. Козак, кандидат экономических наук, доцент Одесская национальная академия пищевых технологий, Одесса (Украина)
Аннотация: Статья посвящена исследованию развития продовольственной безопасности Украины как основы жизнеобеспечения и повышения качества жизни населения. Исследованы негативные последствия экономических реформ и кризисных явлений, которые превратились в весомые угрозы национальной безопасности.
Ключевые слова: продовольствие, безопасность, национальная безопасность, продовольственная безопасность, продовольственная независимость, самообеспеченность продовольствием.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современном мире, наряду с появлением принципиально новых угроз безопасности, резко обострились некоторые из традиционных факторов жизнедеятельности человеческого общества. Одним из таких факторов, представляющих угрозу глобальной безопасности, стала нехватка продовольствия, что обусловила массовый голод во многих странах, особенно в Африке и Азии. В настоящее время, наряду с нефтью, ведущим фактором мировой политики все чаще становится продовольствие.
Анализ последних исследований и публикаций, в ко-
торых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Исследование понятия экономической безопасности государства, классификации экономических угроз и интересов государства, подходов к оценке уровня экономической безопасности государства, принципов формирования системы обеспечения экономической безопасности государства освещены в работах таких отечественных и зарубежных ученых, как: Л. Абалкин, В. Билоус, О. Бандурка, О. Барановський, И. Бинько, В. Геец, С. Глазьев, Б. Гриер, В. Духов, М. Ермошенко, Я. Жалило, Б. Кваснюк,
Т. Ковальчук, В. Манилов, Г. Маховский, С. Мердок,
B. Мунтиян, Н. Нижник, Г. Пастернак-Таранушенко,
C. Пирожков, К. Петрова, В. Сенчагов, Г. Сытник, А. Сухоруков, Я. Тимберген, И. Червяков, В. Шлемко, Д. Фишер, В. Ярочкин и др.
Формирование целей статьи (постановка задания). Основной целью статьи есть исследование развития продовольственной безопасности Украины и негативных последствий экономических реформ и кризисных явлений, которые превратились в весомые угрозы национальной безопасности.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В связи с бурным ростом населения Земли, особенно во второй половине XX века, производство зерна на душу населения в последние десятилетия стало падать, главным образом, из-за сокращения посевных площадей. Так, площадь земельных угодий на душу населения за последние 50 лет сократилась в мире с 24 до 12 соток. Общее производство продовольствия стало лимитироваться возможностями биосферы [1]. Уже сейчас в мире около 30% всего населения страдает от недоедания. Каждую секунду на Земле умирает от голода один человек.
Сегодня в Украине положение с продовольственным обеспечением достаточно сложное, потребление продовольствия на душу населения сократилось почти на 35%.
Трансформация экономической системы в Украине остро поставила перед государством задачи обеспечения национальной безопасности во всех ее проявлениях, включая, прежде всего, продовольственную безопасность. Это обусловлено не только переходом к рынку как открытой хозяйственной системы, но и появлением целого комплекса новых дестабилизирующих институциональных и хозяйственных процессов, подрывающих экономику страны. В первую очередь, к ним следует отнести значительное падение уровня жизни.
В целом, проблему обеспечения продовольственной безопасности нельзя характеризовать как присущую исключительно определенной стране или эпоса. С ней постоянно сталкивается практически любое государство, независимо от уровня ее политического и социально-экономического развития. Однако воспринимать указанную проблему как важный элемент национальной экономической безопасности начали лишь 35-40 лет назад.
Первым крупным мероприятием, посвященным данной проблеме, стала всемирная конференция 1974 г., созванная под эгидой продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН. Именно в этом году в официальную практику вводится и сам термин «продовольственная безопасность». В 1996 г. на очередной всемирной конференции в Риме по данной проблематике было сформулировано именно то трактование, которое наиболее часто цитируется при рассмотрении вопросов, связанных с продовольственной безопасностью. Оно определяет его как состояние «когда все люди всегда имеют физический и экономический доступ к безопасного и питательного продовольствия в количестве, достаточном для удовлетворения своих потребностей и предпочтений в еде, в объемах, необходимых для активного и здорового образа жизни» [2].
Традиционно исследователями выделяется шесть основных условий обеспечения продовольственной безопасности государства:
- физическая доступность продовольствия - наличие продуктов питания на всей территории мира, региона или страны в каждый момент времени в количестве и ассортименте, что соответствует платежеспособному спросу;
- экономическая доступность продовольствия - уровень доходов потребителей независимо от социального статуса и места проживания, что позволяет приобретать продукты питания, по крайней мере, на минимально необходимом уровне;
- постоянство питания и стабильность продовольственного рынка - определяется объемами производства и запасов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, уровнем и динамикой спроса и предложения, а также цен на указанные товары;
- качество питания и безопасность продовольствия для потребителей - предотвращение производства, реализации и потребления некачественных продуктов питания, способных нанести вред здоровью;
- самообеспеченность продовольствием - удовлетворение потребностей населения в продуктах питания за счет национального производства;
- продовольственная независимость - состояние, при котором в случае прекращения поставок продуктов питания из-за рубежа не возникает продовольственный кризис [3].
Показатели, которые используются для оценки продовольственной безопасности в масштабах одного государства, достаточно разнообразны. Среди них наиболее часто используют такие как: объемы производства сельхозпродукции; расходы домохозяйств на продукты питания и их долю в общих расходах, потребления калорий; структура питания и ее соответствие медицинским нормам; коэффициенты зависимости от импорта продовольствия и др. Применяемые показатели можно условно разделить на те, что отражают текущее состояние продовольственной безопасности, и те, что используются для дальнейшего прогноза. Например, государственными органами в США довольно часто используются два индикатора: показатель разницы «Статус Кво» и показатель разницы потребления. Первый отражает соотношение планируемых поставок продовольствия на внутренний рынок (внутреннее производство вместе с импортом за исключением продуктов, не используются для потребления населением) к их объема в базовый период, показывая, таким образом тенденцию, что меняется. Второй - соотношение текущих поставок продовольствия на внутренний рынок к их минимально необходимых объемов.
Создаваемые на базе существующих показателей методики оценки также разнообразны, а их структура во многом зависит от взглядов того или иного государства, международной организации или исследователя. Так, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) исходит из того, что главными критериями оценки продовольственной безопасности являются: физическая и экономическая доступность продовольствия, а также постоянство питания и стабильность продовольственного рынка. Основываясь на этом её, специалисты проводят группировки и подбор нужных показателей. Необходимо отметить, что данный тройственный подход наиболее часто используется при анализе ситуации, хотя возможны и другие варианты [5].
Для оценки продовольственной безопасности на государственном уровне ФАО довольно часто систематизирует существующие показатели в рамках продовольственного баланса (food balance sheets) [6] и обзоры состояния домохозяйств (household surveys) с последующим математическим анализом полученной картины.
В масштабе страны проблема продовольственной безопасности тесно связана с общей доктриной национальной безопасности. С точки зрения последней, задачи по обеспечению населения продовольствием выступает лишь одним элементом. Однако, этот элемент фактически можно назвать основным, потому что он в значительной степени является залогом внутренней социальной стабильности и стабильности правящего режима в случае внешнего или внутреннего катаклизма.
При этом степень обеспеченности продовольственной безопасности любой страны зависит как от базового потенциала ее сельскохозяйственного производства, так и от определения указанного понятия в официальной доктрине государства. Здесь, на наш взгляд, многое обусловлено сущностью экономической науки, занимающа-
Е.Б. Козак экономическое
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ УКРАИНЫ ... направление
яся исследованием поведения хозяйствующих субъектов при принятии решений в условиях ограниченности ресурсной базы. Каждое государство само выбирает, исходя из существующих возможностей, наиболее разумный уровень обеспечения продовольственной безопасности и путь ее достижения. При этом возможно проведение общей классификации государств в зависимости от их подходов в данном вопросе. Критерии достаточно разнообразны. В частности, распределение на группы можно проводить за:
- степенью экономического развития государств (развитые; развивающиеся страны; страны с переходной экономикой; наименее развитые страны);
- ролью, которую они играют на мировом продовольственном рынке (нетто-экспортеры, или нетто-импорте-ры продовольствия);
- территориальной площадью (большие и малые страны);
- природно-климатическими условиями (государства, расположенные в зоне устойчивого, или рискового земледелия).
Данный перечень не исчерпывается четырьмя приведенными пунктами, его можно продолжать. При этом характерно, что, несмотря на качественные различия принципов классификации, они являются тесно связанными между собой. Как правило, развитые страны выступают основными нетто-экспортерами стратегически важных видов продовольствия (например, зерна) и имеют большие территории с достаточно удобными природно-климатическими условиями для их производства (исключение составляет, пожалуй, Япония). Характерно, что подобные государства, такие как США, страны-члены ЕС, Канада и Австралия видят основную проблему обеспечения продовольственной безопасности не только во внутренней самодостаточности, основанной на активной поддержке отечественного производителя, но и в обеспечении конкурентоспособности своей аграрной продукции на мировых рынках. В этом контексте они рассматривают продовольствие не только как средство удовлетворения своих собственных потребностей, но и достаточно эффективное средство внешней политики
[7].
По другому принципу сформированы подходы к проблеме обеспечения продовольственной безопасности в развивающихся странах. В государствах-экспортерах сырья (как например, большинство арабских стран), обладающих богатыми минеральными запасами, природные условия заметно ограничивали возможности развития сельского хозяйства, делая его достаточно затратным. До 1980-х гг. они полностью исчерпали потенциал экстенсивного пути развития аграрного сектора. Интенсификация сельхозпроизводства требовала значительных вложений, которые могли быть инвестированы в более прибыльное промышленное производство. С точки зрения текущей экономической выгоды активное развитие аграрного сектора в этих странах было нецелесообразным.
Другой подход выбрали развивающиеся страны, которые обладали значительной армией свободных рабочих рук и благоприятными природными условиями. К ним относятся, прежде всего, страны Дальнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии. Используя дешевую рабочую силу, природный и производственный потенциал, они начали сбалансированное развитие экономики, направленное, в том числе, на создание ориентированного на экспорт АПК. Как показала история, первоначальные вложения в легкую и пищевую промышленность стали для стран Дальнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии первым этапом модернизации. При этом Китай, Индия, Индонезия главной своей задачей в области обеспечения продовольственной безопасности ставят достижение и последующее сохранение равновесия между темпами прироста сельхозпроизводства и увеличением населения. Во многом их доктрина предусматривает са-88
мообеспечение продовольствием и активное стимулирование его производства.
Государственная доктрина продовольственной безопасности Украины начала создаваться практически с момента обретения независимости в 1991 г. Процесс формирования ее теоретических основ и принципов происходит довольно трудно и занял относительно долгий период времени. Фактически, эволюция взглядов руководства Украины на проблему обеспечения продовольственной безопасности страны незавершенная и на данный момент.
Одним из показателей эффективной реализации новой государственной доктрины должно было стать укрепление системы продовольственной безопасности Украины. Соответственно, аграрному сектору должна отводиться одна из ключевых ролей в экономическом развитии, а основным показателем успешности реализации предложенной стратегии является достижение полной продовольственной самодостаточности страны за счет активизации работы населения и максимальной концентрации его усилий на выполнении поставленной задачи.
Особый упор на развитие сельского хозяйства в украинской экономике теоретики объясняют тем, что аграрный сектор обеспечивает жизнеспособность самой модели государства, построенного на максимальном использовании возможностей природно-ресурсного потенциала.
Следует отметить, что в период 1991-1995 гг. под «продовольственной безопасностью» украинское руководство понимало лишь самообеспеченность страны необходимыми сельхозпродуктами. В результате, основное внимание было сконцентрировано исключительно на увеличении объемов производства сельхозпродукции. Однако, уже к началу 2000-х гг. стала очевидной необходимость проведения комплексного планирования, направленного на развитие сельского хозяйства, его инфраструктуры, села и связанных с аграрным сектором отраслей промышленности. Прежние методы обеспечения продовольственной безопасности явно себя не оправдали [8].
Сегодня объективно необходимыми есть три основных направления государственной политики Украины в указанной сфере:
1. Достижение полной продовольственной самообеспеченности в производстве так называемых «стратегических сельхозтоваров» (пшеница, ячмень, рис, масличные, мясо, молочные продукты) с последующим превращением Украины в крупного регионального экспортера данной продукции.
2. Формирование сильного аграрно-промышленного комплекса, устойчивого к внешним и внутренним угрозам, основанного на сбалансированном развитии всех регионов страны.
3. Формирования внешнеторговых условий обеспечения продовольственной безопасности.
Важным наследием первого периода существования независимой Украины остается приоритетность самообеспеченности (не по всем, а лишь по стратегически важных продуктах), что влечет за собой общую кон-центрированность внимания правительства на производственном аспекте проблемы обеспечения продовольственной безопасности страны. В то время как международные организации сегодня делают главный акцент на ее социально-экономическом и гуманитарном компоненте (равная доступность продовольствия для всех, право человека на питание).
Основной парадокс продовольственной проблемы заключается в том, что, имея значительный природно-ресурсный потенциал для производства продуктов питания, Украина не обеспечивает потребности населения в продовольствии даже на уровне физиологического минимума. Страна с богатым природно-ресурсным потенциалом сегодня не способна прокормить свое населе-Балтийский гуманитарный журнал. 2012. № 1
ние, которое ежегодно уменьшается. Если в ближайшем будущем Украина не начнет эффективно распоряжаться своим природным потенциалом для решения продовольственной проблемы, то за него это сделают другие, что не раз уже доказывал мировой опыт.
Следует отметить, что подобный парадокс присущ не только Украине. Много других стран имеют большие природные ресурсы для развития сельскохозяйственного производства, имеют в своем распоряжении возможность выращивать по два урожая в год, что позволяет ряду исследователей говорить о них, как о потенциальной житнице человечества. Однако именно они в целом оказываются не в состоянии обеспечить свое население продуктами питания [9-13].
Вместе с тем за годы экономических реформ в Украине удалось справиться с одним из главных негативных последствий плановой распределительной системы - дефицитом основных продуктов питания на продовольственном рынке. Действительно, в результате реформ большинство граждан получили возможность купить те продукты питания, которые раньше они даже не видели. Однако, несмотря на это, страна оказалась в ситуации продовольственной опасности, поскольку физическая доступность еще не означает доступность экономическую, то есть желание купить, еще не означает платежеспособную возможность купить. Насыщение продовольственного рынка сопровождалось низким уровнем удовлетворения рациональных потребностей в продовольствии, ситуация с доступностью продуктов питания всем слоям населения в этот период значительно ухудшилась.
Продовольственная безопасность, должна включать два уровня измерения - минимальный уровень, что соответствует социальным стандартам. Продовольственную безопасность на макро-, мезо - и микроуровне характеризуют следующие показатели:
1. Объем потребления хлебопродуктов, мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, яиц, рыбы и рыбопродуктов, растительного масла, сахара, картофеля, овощей и бахчевых, фруктов и ягод в год на человека.
2. Объем потребления в процентах по отношению к нормам прожиточного минимума и социальных стандартов.
3. Дифференциация потребления продовольствия по социальным группам на душу населения.
4. Запасы зерна и других базовых видов продовольствия в днях и в% от годового потребления.
5. Доля импорта продовольствия в его совокупном потреблении различных продуктовых комплексах.
6. Объем поставок из других регионов относительно собственного производства.
7. Объем производства конечного продукта АПК в расчете на душу населения и его динамика.
Отечественной продовольственной безопасности угрожает высокая доля импорта мясо-, молоко-, рыбопродуктов, а также овощей, особенно в наиболее развитых регионах (эта доля сократилась в 2000-2004 гг., но затем снова начала расти). Недостаточность ресурсов основных видов сельхозпродукции (кроме продовольственного зерна, масличного сырья, а в отдельные годы - сахарной свеклы) для обеспечения потребностей населения большинства регионов в продовольствии, несоответствие пищевой ценности (витаминов, микроэлементов и калорий) и особенно структуры питания ряда групп населения депрессивных регионов и микрорегионов рациональным и даже минимальным нормам [14].
Продовольственная безопасность на микроуровне измеряется на базе данных об объеме потребления продовольствия и доходы на уровне регионов, в т.ч. отдельных социально-семейных групп его населения.
Достижение продовольственной безопасности страны и регионов преимущественно за счет накопления импортных запасов приводит к сворачиванию собственного производства, перемещения инвестиций из сферы
аграрного производства в сферу торговли. Это не относится к межрегиональных поставок зерна, сахара и других транспортабельных продуктов, а также продуктов, невыработанные в регионе.
Уменьшение доли импорта готовых продуктов питания нередко сопровождается ростом импорта сельскохозяйственного сырья для производства продуктов питания и доли посреднических услуг иностранных фирм в ее стоимости. Поэтому важно измерять долю импорта во всей продовольственной цепочке базовых продуктовых подкомплексах. Это означает возможность измерять не только прямое, но и косвенное влияние импорта на состояние агропродовольственного комплекса и экономику регионов.
К числу основных направлений повышения продовольственной безопасности украинских регионов, на наш взгляд, относятся:
- интенсивное развитие и повышение конкурентоспособности АПК в отношении импорта на базе развернутой оценки природно-климатического и производственного потенциала региона;
- увеличение реальных доходов населения, особенно его социально незащищенных групп на основе повышения квалификации, занятости и производительности труда, а также целевого обеспечения социальных учреждений, учебных заведений, малоимущих семей;
- содействие экспорту продовольственных товаров с высокой добавленной стоимостью, а не сырья, подлежащего переработке в Украине, широкое использование нетарифных методов регулирования импорта;
- государственная поддержка цен на сельхозпродукцию с помощью создания резервных фондов, субвенций на развитие инфраструктуры и кредитования сельхозпредприятий, компенсации диспаритета цен на сельхозпродукцию и ресурсы для ее производства;
- развитие региональных кластеров по производству продовольствия;
- создание общенациональной системы информации о состоянии региональных и внешних рынков продовольствия.
Выводы. Главным направлением повышения продовольственной безопасности украинских регионов является интенсивное развитие и повышение конкурентоспособности АПК с учетом особых природно-климатических условий данного региона, а на этой основе - снижение конкурентоспособности импорта. Его административное ограничение с помощью запретительных тарифов и квот полностью не решает проблему.
Украина имеет возможность более активно включаться в мирохозяйственные связи АПК, потому что имеет значительную долю мировых посевных площадей. Ее восточные и южные регионы расположены ближе других крупных производителей сельскохозяйственной продукции до азиатских рынков, где спрос постоянно растет. При этом украинская продукция более экологически чистая в связи с меньшим использованием химикатов, гормонов и т.д.
В силу природно-географических условий сельское хозяйство Украины имеет конкурентные преимущества, однако, в силу политической и экономической конъюнктуры, сложившейся на мировом рынке, не может их использовать. Это требует более высокого уровня государственной поддержки и технической оснащенности сельского хозяйства. Диспаритет цен между сельскохозяйственной продукцией и сельскохозяйственной техникой, а также горюче-смазочных материалов в этих условиях недопустимо и угрожает продовольственной безопасности регионов Украины.
Достижение экономической и социальной равновесия национального и региональных продовольственных рынков представляет собой конечную цель макроэкономического регулирования агросистемы и условие обеспечения продовольственной безопасности. В качестве одного из существенных элементов продовольственной
безопасности должно выступать повышение доли доходов производителей в цене продукции и экономической доступности продовольствия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Паршев А. П. Почему Россия не Америка / А. П. Паршев -// СПб: НТЦ «Форум». - 2000. - 46 с.
2. Римская декларация по всемирной продовольственной безопасности // АПК: экономика, управление.
- 1997. - № 2. - С. 3-15.
3. Аграрная политика / [А. П. Зинченко, В. И. Назаренко, В. В. Шайкин и др.]; Под ред. А. П. Зинченко.
- М.: Колосс, 2004. - 304 с.
4. Nijkamp P., Vindigni G. Food Security and Agricultural Sustainability. Tinbergen, 2000. P. 18 - 20.
5. Bailey L., Cogill B., Kenefick E., Mock N., Riely F. Food Security Indicators and Framework for Use in the Monitoring and Evaluation of Food Aid Programs. Washington, 1999. - 46 р.
6. Kabat L. Food Balance Sheets. A Handbook. Rome, 2008. - 128 р.
7. McClain-Nhlapo A. Implementing a Human Rights Approach to Food Security. Rome, 2004. - 86 р.
8. Жалило Я. А. Проблемы определения экономической безопасности в системе обеспечения национальной безопасности Украины / Я. А. Жалило // Материалы Междунар науч.-практ. конф. «Проблемы обеспечения
экономической безопасности» (Донецк, 23-24 ноября 2001 г.). - Донецк: РИА ДонНТУ. - 2001. - С. 27-28.
9. Алёшина В.А. Продовольственная безопасность и обеспечение экономической стабильности в условиях угроз глобализма // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 3. С. 45-52.
10. Качутова А.А. Эффективное производство зерна - основа продовольственной безопасности страны // Вестник НГИЭИ. 2013. № 3 (22). С. 76-88.
11. Чирва О.Г. Особенности развития малых организационно - правовых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики Украины // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 2. С. 80-83.
12. Хомын О.И. Продовольственное обеспечение демографической безопасности Украины // Вестник НГИЭИ. 2012. № 11. С. 107-124.
13. Галиахметова А.М. Национальные приоритеты и проблемы продовольственного обеспечения населения // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 2 (26). С. 49-55.
14. Лендел М. А. Влияние структурных изменений и новых форм хозяйствования в АПК региона на использование социальных ресурсов села / М. А. Лендел, Н. М. Готько // Вестник Прикарпатского университета. Экономика. Вып. 6. Гл. ред. М. Д. Романюк. - Ивано-Франковск : Плай. - 2008. - С. 81-89.
FOOD SECURITY OF UKRAINE AS THE BASIS OF LIVELIHOODS AND INCREASING
POPULATION'S LIFE QUALITY
© 2014
E.B. Kozak, candidate of economic sciences, associate professor
Odessa National Academy of Food Technology, Odessa
Annotation: The article is devoted to research the evolution of the food security in Ukraine as the basis of livelihoods and increasing population's life quality. The adverse effects of economic reforms and crisis phenomena, which have emerged as significant threats to national security were studied.
Keywords: food, safety, national security, food security, food independence, food self-sufficiency.
УДК 330.3
УРОВЕНЬ ИЗМЕРЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
© 2014
Н.А. Космарова, кандидат экономических наук, доцент, докторант Крымский экономический институт, Симферополь (Украина)
Аннотация: В статье определена сущность безопасности, рассматриваются вопросы оценки экономической безопасности региона, обоснована необходимость количественного измерения комплексной безопасности как основы эффективного управления, определены основные факторы и индикаторы экономической безопасности региона. Ключевые слова: экономическая безопасность, регион, индикатор, пороговое значение.
Постановка проблеми. Одшею з необхщних умов сталого розвитку краши е розвиток економiчноi без-пеки и репошв як важливого елементу економiчноi' та нацюнально! безпеки держави. Територiальнi розбiжностi в якосп та рiвнi розвитку репошв представ-ляють серйозну загрозу для безпеки Украни. Виршення цього питання пов'язано з необхщшстю вирiвнювання рiвня добробуту населення, шдвищення якосп та рiвня життя, зниження рiвня внутршшх та зовшшшх загроз та зменшення обсяпв тiньовоi економiки. Саме реалiзацiя та усунення негативного дисбалансу у розвитку репошв дасть можливють тдвищити рiвень економiчноi безпеки держави в цшому.
Аналгз остантх дослгджень I публжацш. У вичизнянш та шоземнш лiтературi багато дослвджень та наукових публжацш присвячено забезпеченню економiчноi безпеки держави на макрорiвнi. Як правило, репональний аспект в повному обсязi й доа не розглядаеться. Не зважаючи на це, сформувались певш напрацювання вичизняних вчених за напрямком роз-робки ефективних шляхiв та механiзмiв оцшки та фор-мування економiчноi безпеки на репональному рiвнi. Серед них: Сундук А.М., Тофанюк О.В., Вавщюк Н.С.,
Дiмiтрiева С.Д. Але ще й доа не сформувалось единоi точки зору на визначення економiчноi безпеки репону та цшсного пiдходу щодо 11 оцiнки.
Ц1ль роботи - дати визначення поняттю «регiональна економiчна безпека» та узагальнення пiдходiв щодо И' оцiнки.
Виклад основного матергалу. 1снуе декiлька пiдходiв у визначеннi сутностi економiчноi безпеки репону. Так, А. Сундук трактуе безпеку як «стан забезпеченостi необхщними ресурсами на рiвнi, який дозволяе гаранту-вати розвиток i зростання економши та соцiальноi сфери при достатньому захистi економiчних iнтересiв ввд си-стеми загроз зовнiшнього i внутрiшнього походження» [1, С. 5].
Економiчна безпека регiону - це сукупшсть умов та факторiв, що характеризують такий стан економiки, який забезпечуе стабiльнiсть, стiйкiсть i поступальшсть И розвитку. У загальних рисах структура регюнально! економiчноi безпеки представляеться як комплекс факторiв, покликаних забезпечувати передумови для И виживання i збереження И регiональних структур в умовах кризи i майбутнього розвитку; захист життево важливих iнтересiв краши та И територш щодо ресурс-