Научная статья на тему 'Проблема экономической безопасности государства в условиях глобальных трансформаций: запад-россия'

Проблема экономической безопасности государства в условиях глобальных трансформаций: запад-россия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
855
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ТНК / ТНБ / ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ / ЭКСТЕНСИВНОЕ РАЗВИТИЕ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ECONOMIC SECURITY / GLOBAL TRANSFORMATIONS / GLOBALIZATION OF THE ECONOMY / TNC / TNB / NATURAL MONOPOLIES / INNOVATIVE WAY OF DEVELOPMENT / EXTENSIVE DEVELOPMENT / INVESTMENT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко Ольга Михайловна, Штофер Людмила Львовна

Статья посвящена проблеме экономической безопасности национального государства в условиях нарастания интеграционных процессов и глобализации экономики. На примере различия моделей экономического развития Запада и России выявлены сильные и слабые стороны национальных и транснациональных структур в обеспечении экономической безопасности государства. В статье уделено внимание мерам по обеспечению экономической безопасности государства, ставшего объектом санкционной политики со стороны лидеров экономической глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шевченко Ольга Михайловна, Штофер Людмила Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF STATE ECONOMIC SAFETY IN TERMS OF GLOBAL TRANSFORMATIONS: WEST - RUSSIA

The article is devoted to the problem of economic security of the nation state in conditions of the growing integration processes and globalization of the economy. On the example of the differences in the models of economic development of the West and Russia, the strengths and weaknesses of national and transnational structures in ensuring the economic security of the state were revealed. The article focuses on measures to ensure the economic security of the state, which has become the object of sanctions policy on the part of the leaders of economic globalization.

Текст научной работы на тему «Проблема экономической безопасности государства в условиях глобальных трансформаций: запад-россия»

УДК 122/129

DOI 10.23683/2227-8656.2018.5.3

ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ: ЗАПАД - РОССИЯ

THE PROBLEM OF STATE ECONOMIC SAFETY IN TERMS OF GLOBAL TRANSFORMATIONS: WEST - RUSSIA

Шевченко Ольга Михайловна

Доктор философских наук, доцент, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: olgashv2007@yandex.ru

Штофер Людмила Львовна

Кандидат философских наук, доцент, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, Россия, е-mail: Filosofiya327@yandex.ru

Статья посвящена проблеме экономической безопасности национального государства в условиях нарастания интеграционных процессов и глобализации экономики. На примере различия моделей экономического развития Запада и России выявлены сильные и слабые стороны национальных и транснациональных структур в обеспечении экономической безопасности государства. В

Olga M. Shevchenko

Doctor of Philosophical Sciences, Associate Professor Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, e-mail: olgashv2007@yandex.ru

Lyudmila L. Shtofer

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Rostov State University

of Economics, Rostov-on-Don, Russia, е-mail: Filosofiya327@yandex.ru

The article is devoted to the problem of economic security of the nation state in conditions of the growing integration processes and globalization of the economy. On the example of the differences in the models of economic development of the West and Russia, the strengths and weaknesses of national and transnational structures in ensuring the economic security of the state were revealed. The

статье уделено внимание мерам по обеспечению экономической безопасности государства, ставшего объектом санкционной политики со стороны лидеров экономической глобализации.

Ключевые слова: национальная безопасность; экономическая безопасность; глобальные трансформации; глобализация экономики; ТНК; ТНБ; естественные монополии; инновационный путь развития; экстенсивное развитие; инвестиционная деятельность.

article focuses on measures to ensure the economic security of the state, which has become the object of sanctions policy on the part of the leaders of economic globalization.

Keywords: national security; economic security; global transformations; globalization of the economy; TNC; TNB; natural monopolies; innovative way of development; extensive development; investment activity.

Введение

На фоне идущих в мире глобализационных процессов, в условиях обострения конкуренции в политике, экономике, научно-технической сфере осмысление проблемы безопасности приобретает особую актуальность. В наиболее общем понимании безопасность - это степень защищенности объекта от внутренних и внешних деструктивных воздействий различной этиологии, достаточная для его полноценного существования и развития. Поскольку в эпоху глобализации различного рода опасности и риски имеют тенденцию к усложнению и интенсификации воздействия, проблема безопасности выходит в научном дискурсе на первый план. Как следствие, в литературе осмысление получают такие понятия, как «глобальная безопасность», «национальная безопасность», «политическая безопасность», «экономическая безопасность», «информационная безопасность», «духовная безопасность», «безопасность личности и общества» и др. Диапазон проблемы широк - от глобального и национально-государственного до индивидуально-личностного.

Первое место по праву принадлежит проблеме национальной или национально-государственной безопасности, которая является системообразующей и в концентрированном виде содержит в себе иные аспекты безопасности. В связи с тем, что защищенность, суверенитет государства, его способность обеспечить общественное развитие и социальную устойчивость обусловлены в значительной степени эффективностью хозяйственной деятельности, особое значение приобретает проблема экономической безопасности. Поскольку глобализационный процесс привел к интенсивной интернационализации общественного производства, взаимосвязи и взаимообусловленности национальных экономик, а следовательно, глубоко затронул национальные интересы госу-

дарств, проблема обеспечения экономической безопасности приобрела приоритетный характер (Шевченко, Штофер, 2017).

Причиной возникновения понятия «экономическая безопасность» стал тяжелейший в истории США кризис, связанный с Великой депрессией. Президент страны Ф. Рузвельт инициировал создание комитета по экономической безопасности, деятельность которого со временем приобрела более широкий характер. Выйдя на уровень национальной безопасности, данная структура сохранила в качестве важнейшего направления деятельности обеспечение экономической безопасности.

Россия не стала исключением. В ней проблема экономической безопасности обозначила себя в период слома социалистической системы хозяйствования и малоподготовленного, но вынужденного перехода к рыночной экономике.

Теоретическое осмысление различных аспектов экономической безопасности государства начинается с 70-х гг. ХХ в. В зарубежных исследованиях экономическая безопасность первоначально начинает рассматриваться в контексте вопросов обеспечения национальной безопасности государства (Economics and National Security, 1991), в дальнейшем - в решении проблем сохранения экономического суверенитета государства (Bedjooui, 1979; Bollecker-Stern, 1980).

В отечественной научной мысли проблема экономической безопасности получает осмысление в конце ХХ в. Уже с середины 90-х гг. ХХ в. исследователи отмечают связь экономической безопасности с защитой жизненных интересов страны (национальная безопасность), выявляют объекты защиты (народное хозяйство и его отдельные отрасли; регионы, ведущие активную экономическую деятельность) (Савин, 1995). Обеспечение экономической безопасности, по мнению авторов, предполагает выработку и осуществление независимой экономической политики, а также создание динамично развивающейся экономической системы, способной эффективно решать социальные задачи (Абалкин, 1994).

В научном дискурсе начала ХХ1 в. экономическая безопасность начинает интерпретироваться как экономическая категория, сущностью которой выступает «способность общественного производства как экономической системы обеспечивать реализацию экономических интересов» (Ларионов, 2008. С. 21).

Разработчик теории мониторинга экономической безопасности В.К. Сенчагов рассматривает экономическую безопасность как состояние экономики, при котором «обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, устойчивое социально направленное развитие

страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов» (Сен-чагов, 2009. С. 7).

В настоящее время под экономической безопасностью чаще всего понимается «качественная характеристика экономической системы с определенным уровнем самостоятельности, стабильности и самообеспеченности» (Илюткина, 2006. С. 13).

Интерес к проблеме экономической безопасности не ограничивается научной сферой, поскольку имеет практическую направленность. Это подтверждается созданием национальными государствами документов, обозначаемых как стратегии.

Обычно посвященные проблеме национальной безопасности, они либо содержат указание на определяющую роль экономического фактора, либо рассматривают экономическую безопасность как таковую. Так, в Стратегии национальной безопасности США используется индекс национальной силы, который представляет собой блок показателей, характеризующих способность государства оказывать влияние на международное сообщество в различных сферах, в том числе политической и экономической; выживать в любых, даже кризисных, ситуациях; оказывать при необходимости силовое давление (National Security Strategy ... , 2017).

В России с середины 90-х гг. ХХ в. начала разрабатываться и была утверждена Стратегия экономической безопасности РФ. В документе отражены угрозы экономической безопасности, обозначены интересы страны в сфере экономики, приведены пороговые значения экономической безопасности (Стратегия экономической безопасности РФ, 2017). В это же время был создан Совет безопасности РФ, структурным подразделением которого стало управление по экономической безопасности.

Несмотря на то что после утверждения стратегии началось осуществление методологического, информационного и организационного обеспечения мониторинга экономической безопасности, на фоне роста экономики РФ и улучшения социальной ситуации данные работы были практически прекращены. Глобальный экономический кризис 2008 г., затронувший Россию как часть мировой экономической системы, а также санкции, предпринятые западными странами в отношении России в 2014 г., на фоне резкого обострения геополитической ситуации, снижения цен на нефть и девальвации национальной валюты показали необходимость не только теоретического исследования феномена экономической безопасности, но и разработки и реализации комплекса

практических мер по смягчению внешнего негативного влияния на экономику страны.

Глобализация и ее экономическая сущность

Идущий на протяжении нескольких последних десятилетий гло-бализационный процесс в экономической и информационной сферах подвергает существенному давлению исторически сложившиеся суверенные политические образования - национальные государства (Што-фер, 2015; Силантьева, 2012).

Мир национальных государств, а соответственно, национально-государственных интересов в политике, экономике, культуре, возник в Европе после окончания Тридцатилетней войны и достиг пика своего могущества в ХХ в. В этот период и геополитику, и геоэкономику определял идеологический фактор - противостояние двух систем - капиталистической и социалистической, в основе которых лежало различие ценностно-мировоззренческих установок. Усиление позиций происходило за счет создания военно-политических блоков и привлечения на свою сторону неопределившихся стран. Победа выражалась не только в создании идейно-близких анклавов, возможности размещения военных баз, но прежде всего в экспорте модели экономического развития: планово-директивной или либеральной рыночной.

После исчезновения идеологического противника в лице СССР и его союзников осталась система ценностей, которая сегодня позиционируется как универсальная, общечеловеческая - западный либерализм. Поскольку его квинтэссенцией является институт собственности, свобода предпринимательской деятельности и торговли, основным вектором развития стали рыночные отношения и стремление Запада к их беспрепятственному распространению в глобальном масштабе. Политику современного Запада определяют экономические интересы в области контроля товарных и финансовых потоков, подтверждая марксистский тезис о политике как концентрированном выражении экономики.

Сложившийся мир национальных государств экономически неоднороден, имеет отчетливо выраженную двухчастную структуру: страны «золотого миллиарда» и страны с развивающейся экономикой. Во вторую группу входят страны бывшего соцлагеря, а также страны, традиционно находившиеся под влиянием могущественных западных государств, включая и бывшие колонии.

В подобной ситуации Запад начинает оказывать влияние на страны второго мира посредством негосударственных структур транснационального и глобального характера. Если в период, предшествующий

глобализации, страны Запада решали собственные задачи, идя по пути эскалации вооруженного насилия, то в настоящее время усиление собственного могущества, расширение сфер влияния в глобальном масштабе происходят мирно, посредством экономических инструментов. Причина подавляющего большинства современных вооруженных конфликтов, инспирированных Западом, заключается в том, что объект устремлений «родственных» ему транснациональных производственных и финансовых структур - то или иное национальное государство в лице политического руководства - не разделяет систему либеральных западных ценностей и стоящей за ней модели экономического развития (Шевченко, 2017).

Что касается глобальных экономических структур, таких как Всемирная торговая организация (ВТО) и Международный валютный фонд (МВФ), у истоков их создания также стоит западный капитал, а следовательно, в основе их деятельности лежат интересы могущественных западных государств.

Экономическая безопасность государства в условиях деятельности

ТНК и естественных монополий

С проблемой экономической безопасности тесно связана специфика приоритетов в организации хозяйственной деятельности национальных государств. Она во многом обусловлена особенностями их исторического и культурного развития. Если для Запада всегда была характерна ориентированность вовне - экспансия собственной цивилиза-ционной модели, то для России - автономность, подчас экономический и культурный изоляционизм. Несмотря на происходящие трансформации, эти тенденции сохраняют свою устойчивость и в настоящее время.

Вторая причина специфики организации хозяйственной деятельности связана с объективно существующими территориальным и ресурсным факторами. Страны Запада, исторически имеющие ограниченную ресурсную базу, были вынуждены избрать своим приоритетом инновационный путь развития. Данное обстоятельство способствовало превращению западных стран в экономически развитые, обладающие мощным промышленным потенциалом.

Начиная с Нового времени, момента возникновения национальных государств и появления понятия «национальные интересы», Запад вел экспансионистскую политику, создав мощную колониальную систему и распространив таким образом свое экономическое и политическое присутствие в регионах мира, имеющих иную цивилизационную основу. Метод присутствия, исторически исповедуемый Западом, не

потерял своей актуальности и сегодня. Закономерным следствием стали интеграционные процессы в различных областях, в том числе и в экономике.

Российское государство на протяжении Нового времени не ставило подобных задач, а предпочитало расширять собственные границы за счет малонаселенных, отсталых, но имеющих богатый ресурсный потенциал сопредельных территорий. В силу избытка ресурсов Россия пошла по пути экстенсивного развития. Следствием исторически сложившейся ситуации стал догоняющий характер развития экономики России по сравнению с экономикой Запада. Подобная тенденция была характерна для короткого периода бурного промышленного развития царской России, на этапе индустриализации советской России в 30-е гг. ХХ в. , а также для нескольких десятилетий после окончания Второй мировой войны и вплоть до распада СССР.

Тенденции организации хозяйственной деятельности на Западе и в России принципиально различны: в России и сегодня системообразующие элементы экономики - естественные монополии, имеющие сырьевую направленность, а на Западе - промышленно ориентированные ТНК.

Можно выделить несколько критериев, обусловливающих сильные и слабые стороны обозначенных приоритетов экономического развития, а следовательно, оказывающих непосредственное влияние на экономическую безопасность государства.

Для естественных монополий характерна топографическая локализация на территории национального государства. Это способствует экономическому развитию и социальной стабильности регионов, имеющих богатые природные ресурсы. В рамках национальной экономики они являются регионами-донорами.

Топографическая локализация естественных монополий способствует эффективной защите мест добычи сырья и использования природных ресурсов. Приоритет отечественных производителей обеспечивается на законодательном уровне посредством мер ограничительного характера (квотирования) на передачу разработки месторождений стратегических природных ресурсов зарубежным компаниям. Оборотной стороной топографической локализации естественных монополий, ориентации национальной экономики преимущественно на добычу сырья становятся неравномерность экономического развития страны, появление дотационных регионов.

Для ТНК характерны топографическая рассредоточенность, размещение производственных структур на территории различных госу-

дарств. Уязвимость их деятельности обусловлена внешними деструктивными воздействиями, прежде всего политического характера. Однако поскольку элементы управления и исследовательские структуры ТНК находятся на территории исторически родственного национального государства, его системообразующим структурам ничего не угрожает. Риск имеется только для производственных структур, выведенных за его пределы.

Ставка на естественные монополии сырьевого характера в экономике порождает серьезные проблемы, связанные прежде всего с невос-полнимостью ресурсов. Ориентация экономики на имеющийся сегодня ресурсный потенциал не способствует развитию смежных отраслей, связанных с высокотехнологичной переработкой добываемого сырья. Отсутствие высокотехнологичных методов добычи и переработки сокращает доходы от экспорта сырьевых ресурсов, что наносит стране значительный экономический ущерб.

Деятельность ТНК в отличие от естественных монополий сырьевой направленности носит инновационный характер, поэтому обладает огромным потенциалом, связанным с возобновимостью и неисчерпаемостью ресурсов интеллектуального характера.

В рамках обозначенных векторов экономического развития по-разному осуществляется внешнеэкономическая деятельность государств.

Государства, деятельность которых ориентирована на естественные монополии, сталкиваются с проблемой транспортировки своей продукции, что требует значительных вложений при строительстве и эксплуатации магистралей и сопровождается невосполнимыми потерями (возможные аварии и хищения на территории транзитных государств). Немаловажен и политический фактор: в случае осложнения международных отношений может быть прервано действие ранее заключенных контрактов, введены санкции. Последнее способно нанести серьезный урон экономической безопасности страны, поскольку природные ресурсы выступают основным продуктом экспорта и средством пополнения национального бюджета (Shevchenko, 2016).

Производственная деятельность ТНК лишена подобных проблем. Пространственная рассредоточенность позволяет им быстро как разворачивать, так и сворачивать свою деятельность при неблагоприятной обстановке. Также преимуществом деятельности ТНК является создание производственных мощностей по выпуску продукции на базе собственных технологических разработок. Особого внимания заслуживают

создание и реализация востребованных на мировом рынке технологических продуктов, не требующих серьезных вложений в транспортировку.

Важным аспектом обеспечения экономической безопасности выступают трудовые ресурсы, их количественные и качественные параметры. Естественные монополии могут рассчитывать преимущественно на национальные кадры. Объективные ограничения по численности связаны с демографической ситуацией, а квалификация обусловлена уровнем национальной образовательной системы. При неблагоприятной социально-экономической ситуации системообразующие отрасли экономики могут испытывать кадровый голод: отток наиболее квалифицированного трудоспособного населения за пределы национального государства невозможно компенсировать за счет привлечения квалифицированных иностранных специалистов.

ТНК, как правило, имеют интернациональный кадровый состав. Привлекательными для работников являются возможность профессионального роста, достойная оплата труда, социальная мобильность, включая жизнь в различных регионах мира. Подобная кадровая политика способствует возможности неограниченного привлечения высококлассных иностранных специалистов и беспрепятственному экспорту западных ценностей в процессе профессиональной и социальной коммуникации сотрудников ТНК.

Несмотря на пространственную рассредоточенность, ТНК сохраняют прочную связь с местом своего возникновения - национальным государством или западной цивилизацией. Чаще всего это проявляется топографически (расположение штаб-квартиры, исследовательских центров, головных банковских структур), а до недавнего времени и этнически (кадровый состав топ-менеджмента). ТНК являются способом проникновения сильных экономик и стоящих за ними государств в различные регионы мира, выступают агентами их экономического влияния. Вместе с тем в настоящее время границы экономических интересов мировых производственных центров, созданных ТНК, уже не совпадают с границами национальных интересов породивших их государств. Данное обстоятельство позволяет увидеть в ТНК не только субъектов мировой экономики, но и потенциально негосударственных политических акторов.

Глобальный финансовый рынок: риски для экономической безопасности государства

Процесс глобализации тесно связан с формированием глобальной финансовой системы, движущей силой которой является транснацио-

нальный капитал наиболее развитых стран. Главными агентами мировых финансовых ресурсов выступают ТНК и транснациональные банки (ТНБ). Международные финансовые центры обеспечивают управление мировыми финансовыми потоками, доступ к которым имеет ограниченный круг участников мировой экономики (Верещагина, 2016).

Значимым элементом международного рынка капитала выступает фондовый рынок, подвижность которого традиционно чрезвычайно высока и зависит как от объективных, так и от субъективных факторов. Наиболее уязвимы для экономической безопасности государства ценные бумаги (акции) предприятий сырьевой направленности, носящих системообразующий для национальной экономики характер. Уход иностранных инвесторов с рынка ценных бумаг этих предприятий приводит к оттоку капитала и резкому снижению финансовых возможностей для развития отрасли. Последнее оказывает негативное влияние на состояние национальной экономики в целом.

До начала глобализационного процесса финансовая сфера была представлена банковскими структурами, имеющими национально ориентированный характер и напрямую связанными с наиболее значимыми отраслями - промышленностью, транспортом и сельским хозяйством.

Как было отмечено выше, наиболее ярким проявлением глобали-зационного процесса стало появление транснациональных экономических структур. Если ТНК, выросшие из национальных корпораций в результате расширения и диверсификации своей зарубежной деятельности, прежде всего через прямое зарубежное инвестирование, определяют производственный вектор развития мировой экономики, аккумулируют её материальные и информационно-технологические активы, то одновременно возникшие с ними ТНБ установили контроль за движением международного финансового капитала и развитием мировой ва-лютно-финансовой системы. В результате через ТНК и связанные с ними ТНБ перемещаются основные потоки ресурсов мировой экономики. Симбиоз ТНК и ТНБ превращает их в крупнейших инвесторов, что позволяет им осуществлять процесс перераспределения экономической и политической власти в мире в пользу стран «золотого миллиарда».

Что касается отечественной банковской системы, представленной банками с участием государственного капитала и сугубо коммерческими банками, то они слабо интегрированы в инвестиционную деятельность даже в рамках собственного государства, не говоря уже об участии в международных инвестиционных проектах.

Меры по обеспечению экономической безопасности России

Глобальные трансформации, прежде всего в экономике, стали закономерным следствием характерной для Запада модели экономического развития. Поэтому именно западные страны стали местом рождения национальных корпораций, трансформировавшихся впоследствии в ТНК, стояли у истоков ВТО и МВФ, создали фондовые рынки и другие инструменты мировой экономики. Их валюты - доллар и евро - приобрели статус мировых, используются национальными государствами в качестве расчетных средств, а также при формировании золотовалютных резервов. Как следствие, западные страны в наибольшей степени экономически защищены даже в условиях системных мировых кризисов.

В принципиально ином положении находятся страны с развивающейся экономикой, национальные, а следовательно, экономические интересы и экономическая безопасность которых зависят от лидеров глобального процесса. Неравенство условий существования в мировой экономике обусловливает их зависимость от стран-лидеров и порождает риски в результате экономического давления на политику суверенных государств. В последние годы объектом подобного давления стала Россия (Васьков, 2015).

ТЛ С __С _

В связи с эскалацией геополитической ситуации лидер экономической глобализации США предпринимает новые шаги по ужесточению санкций политико-экономического характера в отношении России. В рамках осуществления санкционной политики при правительстве США предлагается создать санкционный координационный офис для достижения договоренности с Евросоюзом о поддержке санкций против РФ. Таким образом, США ищут союзников среди стран - лидеров в геополитике и геоэкономике. Помимо этого, планируется создание национального объединенного центра для ответа на гибридные угрозы, задачей которого должна стать системная борьба с попытками влияния России в мире и в США. С этой целью к финансовому 2020 г. предлагается открыть доступ к части бюджетного фонда США государствам, уязвимым для российского влияния.

Большая часть санкций направлена против национальной экономики России, а следовательно, непосредственно затрагивает экономическую и опосредованно национальную безопасность страны. Предлагается заблокировать стандартные долларовые расчеты крупнейших российских банков через корреспондентские счета в банках США. Данная санкция представляет угрозу для крупного российского бизнеса. Под запрет попадают операции для резидентов США с новым россий-

ским государственным долгом в виде ценных бумаг (облигаций) Федерального казначейства, Банка России или Фонда национального благосостояния. Данное ограничение вызовет падение долгового рынка России и отток нерезидентов из рублевых активов, что способно привести к значительной девальвации национальной валюты.

Санкционные меры, ранее предпринятые в отношении нашей страны, показали, что национальное государство при наличии значительной территории, природных ресурсов, относительно благоприятных климатических условий способно в основном решить проблему продовольственной безопасности, но сталкивается с проблемами ограничения доступа к высоким технологиям и мировым финансовым ресурсам.

Объективно возросший уровень политической и экономической интеграции современного мира приводит к невозможности автаркии национальной экономики на длительный период, поскольку ведет к ее стагнации, критическому отставанию в отраслях, имеющих значимую инновационную составляющую.

В связи с этим обеспечение экономической безопасности стран с развивающейся экономикой, тем более столкнувшихся с санкционной политикой, возможно посредством коррекции политической и экономической парадигмы развития.

Первоочередной задачей становится создание новых и расширение имеющихся альянсов на основе взаимовыгодных политических и экономических интересов. Для стран с развивающейся экономикой приоритетом должны стать осуществление взаиморасчетов в национальных валютах, а также создание резервной (конвертируемой) валюты как нового финансового и инвестиционного инструмента. Это ослабит давление мировых валют в глобальной экономике.

При недоступности мировых финансовых рынков необходимо изыскивать внутренние ресурсы для инвестирования прежде всего в инновационную сферу, позволяющую создавать прорывные технологии. Эти действия должны носить комплексный характер и иметь долгосрочную перспективу.

Источником внутренних финансовых ресурсов могут выступать средства бюджета, предусматриваемые в его расходной части с учетом приоритетных направлений; золотовалютные резервы, которые должны стать источником инновационного развития страны, а не только выполнять стабилизационную функцию в кризисные периоды; привлечение свободных средств населения как альтернатива банковским депозитам.

Необходимо стимулировать деятельность банковских структур по инвестированию собственных свободных средств в долгосрочные бизнес-проекты посредством снижения на них налоговой нагрузки.

Значимой частью мер по обеспечению экономической безопасности должны стать действия государства, направленные не только на подготовку высококвалифицированных специалистов, но и на создание условий для их профессионального роста и самореализации, а также поддержание высокого уровня жизни. Это позволит мотивировать наиболее квалифицированную часть национальных трудовых ресурсов на реализацию их интеллектуального и творческого потенциала на территории собственного государства.

Заключение

Подводя итог, можно прийти к некоторым выводам. Экономическая безопасность - системообразующий элемент национальной безопасности, характеризующий устойчивость национальной экономики к внутренним и внешним вызовам экономического, политического и социального характера.

В условиях глобальных трансформаций экономическая безопасность характеризуется не только устойчивостью национальной экономики к различным деструктивным воздействиям, но и степенью ее ин-тегрированности в глобальную экономическую систему, а также уровнем экономического развития страны. Подрывают экономическую безопасность национального государства нестабильность глобальной экономики в целом и ее следствие - мировые финансовые кризисы; санк-ционная политика в торгово-финансовой сфере; зависимость национальной экономики от импорта (выше пороговых значений) продовольствия и высокотехнологичной продукции; наличие исключительно национальных предприятий и отсутствие ТНК, имеющих национальные корни; слабость национальной валюты; отток из страны капитала и квалифицированной рабочей силы.

Литература

Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражения // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 4-13.

Васьков М.А., Волков Ю.Г., Баженова Е.Ю., Барков Ф.А., Дайкер А.О., Доба-ев И.П., Лубский А.В., Черноус В.В., Шевченко О.М. Черноморско-Каспийский регион: вызовы и угрозы национальной безопасности России в условиях геополитиче-

References

Abalkin, L.I. (1994). Economic Security of Russia: Threats and Their Reflections. Vo-prosy ekonomiki, 12, 4-13. (in Russian).

Vas'kov, M.A., Volkov, Yu.G., Bazhenova, E.Yu., Barkov, F.A., Dayker, A.O., Dobayev, I.P., Lubskiy, A.V., Chernous, V.V., Shevchenko, O.M. (2015). Black Sea-Caspian region: challenges and threats to Russia's national security in the context of

ской, георелигиозной и геоэкономической конкуренции. Ростов н/Д. : Фонд науки и образования, 2015. 258 с.

Верещагина А.В., Шевченко О.М., Са-мыгин С.И. Система комплексной безопасности современного общества в контексте национальной безопасности России в условиях новых вызовов и угроз. М. : Ру-сайнс, 2016. 152 с.

Илюткина Т.В. Сущностная и структурная характеристика понятия «экономическая безопасность» // Вестник ОГУ. 2006. № 8. С. 10-15.

Ларионов В.А. Экономическая безопасность России в современных условиях развития мировой экономики // Российский внешнеэкономический вестник. 2008. № 5. С. 18-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Савин В.А. Некоторые аспекты экономической безопасности России // Международный бизнес России. 1995. № 9. С. 14-16.

Сенчагов В.К. Финансовый кризис и обострение угроз и вызовов экономической безопасности // Вестник экономической безопасности. 2009. № 9. С. 5-11.

Силантьева М.В., Шестопал А.В. Межкультурная коммуникация. «Мягкая сила» культурных модуляторов // Ресурсы модернизации: возможности и пределы международного контекста : материалы VII конвента РАМИ. 2012. С. 204-211.

Стратегия экономической безопасности РФ до 2030 г. от 13 мая 2017 г. № 208. Режим доступа: http:// docs.cntd.ru/document/ 420398070.

Шевченко О.М., Акопова Е.С., Самы-гин С.И. Экономическая глобализация и ее влияние на рост конфликтов в современном мире // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 1. С. 75-82.

Шевченко О.М., Штофер Л.Л. Национальная безопасность России и роль моделей идентичности в её обеспечении // Гуманитарий Юга России. 2016. № 6. С. 186-198.

Шевченко О.М., Штофер Л.Л. Национальное государство в условиях глобализации: субъект международных отношений или объект глобальной экономики // Новая наука: история становления, современное

geopolitical, georeligious and geo-economic competition. Rostov n/D.: Fond nauki i obra-zovaniya.

Vereshchagina, A.V., Shevchenko, O.M., Samygin, S.I. (2016). System of complex security of modern society in the context of Russia's national security in the face of new challenges and threats. Moscow: Rusayns.

Ilyutkina, T.V. (2006). Essential and structural characteristics of the concept of "economic security". Vestnik OGU, 8, 10-15. (in Russian).

Larionov, V.A. (2008). Economic security of Russia in the current conditions of the world economy development. Ros-siyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik, 5, 18-23. (in Russian).

Savin, V.A. (1995). Some aspects of economic security in Russia. Mezhdunarodnyy biznes Rossii, 9, 14-16. (in Russian).

Senchagov, V.K. (2009). Financial crisis and aggravation of threats and challenges to economic security. Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti, 9, 5-11. (in Russian).

Silanteva, M.V., Shestopal, A.V. (2012). Intercultural communication. "Soft power" of cultural modulators. Resources for modernization: opportunities and limits of the international context. Proceedings of the VII Convention RAMI, 204-211.

The Strategy of Economic Security of the Russian Federation until 2030 of May 13, 2017 No. 208. Available at: http:// docs. cntd.ru/document/420398070.

Shevchenko, O.M., Akopova, E.S., Samygin, S.I. (2017). Economic globalization and its impact on the growth of conflicts in the modern world. Gumanitarnyye, sotsi-al'no-ekonomicheskiye i obshchestvennyye nauki, 1, 75-82. (in Russian).

Shevchenko, O.M., Shtofer, L.L. (2016). National security of Russia and the role of models of identity in its provision. Gumani-tariy Yuga Rossii, 6, 186-198. (in Russian).

Shevchenko, O.M., Shtofer, L.L. (2017). National state in the context of globalization: the subject of international relations or the object of the global economy. Novaya nauka: istoriya stanovleniya, sovremennoye

состояние, перспективы развития : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. 15 сентября 2017 г. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2017. С.189-196.

Штофер Л.Л. Кризис национального государства в современном мире: политико-экономический и социокультурный аспекты // История в фактах и современный подход к безопасности / авт. кол. О.М. Шевченко, Т. А. Карасева и др. Одесса: КУПРИЕНКО СВ, 2015. С. 51-65.

Bedjooui M. Towards a new international economic order. New York : Holmes & Meier, 1979. 287 р.

Bollecker-Stern B. The legal character of emerging norms relating to the New Internationa Economic Order // Legal Aspects of the New International Economic Order / ed. by K. Hossain. London, 1980. Р. 68-86.

Economics and National Security. A History of Their Interaction. Ed. by Craufurd D. Goodwin. Durnham and London: Duke University Press, 1991. 310 р.

National Security Strategy of the United States of America December 2017. Available at: http ://nssarchive.us/wp-content/uploads/ 2017/12/2017.pdf.

Shevchenko O.M., Dyatlov A.V., Kurmalieva Z.K., Volkov Y.G., Popov A.V. Economic globalization: challenges and threats of the Russian national security // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Vol. 6, iss. 5. Р. 20-25.

Поступила в редакцию

sostoyaniye, perspektivy razvitiya: sb. st. Mezhdunar. nauch. -prakt. konf.

15 sentyabrya 2017 g. Ufa: OMEGA SAYNS, 189-196.

Shtofer, L.L. (2015). Crisis of the national state in the modern world: political, economic and socio-cultural aspects. Istoriya v faktakh i sovremennyy podkhod k bezopas-nosti / avt. kol. O.M. Shevchenko, T.A. Ka-raseva i dr. Odessa: KUPRIENKO SV, 5165.

Bedjooui, M. (1979). Towards a new international economic order. New York: Holmes & Meier.

Bollecker-Stern, B. (1980). The legal character of emerging norms relating to the New Internationa Economic Order. Legal Aspects of the New International Economic Order / Ed. by K. Hossain. London, 68-86.

Economics and National Security. A History of Their Interaction (1991). Edited by Craufurd D. Goodwin. Durnham and London: Duke University Press.

National Security Strategy of the United States of America December (2017). Available at: http://nssarchive.us/wp-content/ up-loads/2017/12/2017.pdf.

Shevchenko, O.M., Dyatlov, A.V., Kurmalieva, Z.K., Volkov, Y.G., Popov, A.V. (2016). Economic globalization: challenges and threats of the Russian national security. International Journal of Economics and Financial Issues, 6, 5, 20-25.

17 августа 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.