Научная статья на тему 'Экономическая безопасность России в условиях глобализации мирохозяйственных связей'

Экономическая безопасность России в условиях глобализации мирохозяйственных связей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ / GLOBALIZATION OF WORLD ECONOMIC RELATIONS / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ИНТЕГРАЦИЯ В МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО / INTEGRATION INTO WORLD ECONOMY / СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / NATIONAL SECURITY STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Графова Евгения Михайловна

В статье рассматривается влияние процесса глобализации мирохозяйственных связей на экономическую безопасность Российской Федерации. На основе Стратегии национальной безопасности страны представлены стратегические цели обеспечения национальной безопасности в экономической сфере, рассчитанные на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN ECONOMIC SECURITY IN TERMS OF WORLD ECONOMIC RELATIONS GLOBALIZATION

In the paper the impact of globalization of world economic relations on the economic security of the Russian Federation is examined. Based on the National Security Strategy of the country the strategic goals of national security in the economic sphere, calculated for the short, medium and long-term perspective are presented.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность России в условиях глобализации мирохозяйственных связей»

к ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ¡^ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

О

С Графова Е. М.

О

В статье рассматривается влияние процесса глобализации мирохозяйственных связей на экономическую безопасность Российской Федерации. На основе 'К Стратегии национальной безопасности страны представлены стратегические це-О ли обеспечения национальной безопасности в экономической сфере, рассчитанные К на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Е

У In the paper the impact ofglobalization of world economic relations on the economic

£ security of the Russian Federation is examined. Based on the National Security Strategy

¡jp of the country the strategic goals of national security in the economic sphere, calculated

pq for the short, medium and long-term perspective are presented.

Q Ключевые слова: глобализация мирохозяйственных связей, экономическая

^ безопасность, интеграция в мировое хозяйство, стратегия национальной

^ безопасности.

^н Key words: globalization of world economic relations, economic security, integration

^ into world economy, national security strategy.

С

fQ В России с начала 90-х годов начались экономические реформы,

О предназначенные для перевода экономики страны на рыночные условия д хозяйствования, и глубокую ее интеграцию в мировое хозяйство. В январе 1992 г. было объявлено о либерализации цен и программе приватизации в экономике. Как и ожидалось, резко возросли цены, уменьшились расходы на социальные нужды. Отсутствие должного вмешательства государства в международные экономические отношения, необоснованно высокий уровень открытости экономики, незащищенность границ в сочетании с распадом СССР и мировой социалистической системы в целом, привели к массовому оттоку из России материальных ресурсов, человеческого и финансового капитала, потере наработанных десятилетиями производственно-технологических, финансовых, хозяйственных связей. Спад производства в промышленности и в сельском хозяйстве достиг критической отметки. Резко понизился жизненный уровень подавляющего большинства населения. Внутренний рынок наводнили дешевые некачественные товары, увеличился приток контрабандной и контрафактной продукции.

Переходя в 1992 году к активной политике открытости экономики, Россия стремилась обрести ряд преимуществ глобализации, среди которых можно выделить следующие: открытие новых рынков для российских экспортеров на основе распространения режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и признания рыночного статуса

российской экономики; повышение производительности труда на основе рационализации производства на мировом уровне путем специализации и кооперации, сокращения производственных издержек, повышения эффективности использования средств и ресурсов, внедрения инноваций; рост доступности внешних ресурсов и технологий; удешевление импортных комплектующих изделий для отечественного производства за счет уменьшения импортных тарифов; введение международных стандартов на товарную продукцию и услуги;упорядочение и рост «прозрачности» внешнеторгового администрирования; улучшение инвестиционного рейтинга страны; ликвидация малоэффективного производства; рост многообразия товаров и услуг на внутреннем рынке и др. Ожидалось, что для интересов производителей последствия интеграции страны в мировую экономику будут в целом положительными, поскольку рост конкуренции на внутреннем рынке будет вести к увеличению ассортимента товаров и ограничивать темпы роста инфляции. Также Россия получила бы все права применения защитных мер в области внешней торговли товарами и услугами, включая применение антидемпинговых и компенсационных пошлин, тарифных квот.

За годы, прошедшие после распада СССР, произошли значительные изменения состояния мировой экономики. Так, в 2006 г. мировой экономический рост достиг 5,4%, причем развитые страны росли в среднем на 3,1%, в то время как развивающиеся экономики показали поразительный средний результат в 7,9% при том, что темпы роста в Китае достигли 10,7%, а в Индии 9,2%, а средний уровень роста в СНГ составил 7,7% (в том числе российская экономика выросла на 6,7%), 6%-ный рост зафиксирован в Центральной и Восточной Европе, в Африке в целом - 5,5% и 5,7% на Ближнем Востоке1. После обвала экономики в 90-х годах, когда промышленное производство упало до 30% советского периода, Россия медленно, но уверенно пошла на подъем. Но по многим макроэкономическим показателям Россия за истекшее десятилетие устойчиво перешла в категорию «догоняющих» стран, чей душевой доход в разы меньше, чем у стран-лидеров, а процесс глобализации не дал ей тех преимуществ, с которыми он связан для многих других государств (таблица 1). Даже при сохранении нынешних внушительных темпов роста при нынешней структуре экономики в ближайшее десятилетие прорыв ей далеко не обеспечен, тогда как демографическая ситуация, изменение цен на энергоносители, наличие коррупции и криминализации в хозяйственно-финансовых отношениях и многие другие обстоятельства могут осложнить ситуацию в стране, существенно ухудшив ее экономические показатели.

1 Быков А.Н. Интеграция России в мировое хозяйство в условиях его глобализации // Внешнеэкономические связи РФ. № 10, 2007. - С. 7.

Таблица 1.

Общая конкурентоспособность (сравнение по количественным показателям)2

Показатель Великобритания США Гонконг Сингапур Россия

ВВП страны, 2007 г. (млрд. долл.) 2772,6 13843,8 206,7 161,3 103,8

ВВП страны на душу населения 2007 г. (1II 1С (паритет покупательной способности, долл.) 35100 45800 42000 49700 11100

Средний рост ВВП страны за 2000-2007 гг. 2,8% 2,5% 5,3% 5,9% 10,2%

Средняя инфляция страны за 2000-2007 гг. (TMF) 1,6% 2,8% -0,8% 1,0% 8,5%

Индекс человеческого развития HDT (место из 177 стран, UNDP 2008) 16 место 12 место 21 место 25 место 73 место

Индекс глобальной конкурентоспособности, GCT (место из 131 стран, World Economic Forum, 2008-2009 12 место 1 место 11 место 5 место 66 место

Индекс экономической свободы (место из 157 стран, Heritage Foundation, 2008) 10 место 5 место 1 место 2 место 76 место

Индекс эффективности государства, от 0 до 100 (World Rank. 2008) 93,8 91,5 94,3 100 32,7

Не лучше выглядят эти показатели и в рамках СНГ, особенно если их сопоставить с другими основными интеграционными группировками и региональными объединениями, имея в виду ЕС, НАФТА, АТЭС, свидетельствуя о явной слабости нашего Содружества. На СНГ приходится 3% мирового ВВП при 24% - у ЕС, 26% - у НАФТА и 29% - у АТЭС (без членов НАФТА); доля СНГ в государственных расходах - 1,5% при 40% - у ЕС, 21% - у НАФТА; доля СНГ в инвестициях - 3% при 19% - ЕС и

2 Коренева Е.Н. Создание международного финансового центра в Москве: миф или реальность // Казанская наука. Сборник статей. №1. 2010. - С. 126.

НАФТА, 36% - у АТЭС3. Такое соотношение сил вынуждает членов СНГ принимать правила игры сильнейших участников процесса глобализации (которые получают от него максимальный экономический эффект) вопреки своим интересам.

Если экономика советских республик развивалась под воздействием в основном только внутренних факторов, то с переходом к рынку, к политике открытости экономики внутрихозяйственная система образовавшихся независимых государств не может развиваться без учета процессов, происходящих в мировой экономике, без целенаправленного воздействия со стороны мировых экономических центров (Северная Америка, Западная Европа, Юго-Восточная и Восточная Азия) и международных экономических организаций (МВФ, МБРР, ВТО и др.)

Если рассматривать экономическую безопасность государства, с одной стороны, как такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов4, а, с другой стороны, как надежную защищенность национальных, государственных интересов в сфере экономики от внешних и внутренних угроз, обеспеченную всеми необходимыми средствами и институтами государства, включая силовые структуры5, то в итоге об экономической безопасности необходимо говорить как о важнейшей характеристике экономической системы государства, обладающей рядом индикаторов, учитывающих степень его поддержания национальных интересов при наличии внутренних и внешних угроз.

Структура системы экономической безопасности основывается на Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608; Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (с изменениями и дополнениями в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24); а также Стратегиянацио-нальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537.

Структура системы экономической безопасности включает:

3 Быков А.Н. Интеграция России в мировое хозяйство в условиях его глобализации // Внешнеэкономические связи РФ, № 10, 2007. - С. 9.

4 Гаджиева Л.Э. Налогообложение как особый системный инструмент государственного регулирования экономической безопасности России: М., 2003. - С. 14.

5 Сафонов О.А. Экономическая безопасность как финансово-правовая категория // Финансовое право. №7, 2007. - С. 41.

- концепцию и стратегию национальной безопасности как основу развития системы экономической безопасности;

- перечень национальных интересов России в сфере экономики;

- характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности РФ как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов государства на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу;

- определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности РФ с помощью индикаторов экономической безопасности и определения порогового состава значений индикаторов;

- организационная структура обеспечения экономической безопасности, нацеленное на формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов подрывающих устойчивость национальной экономики.

Среди ведущих национальных интересов России в сфере экономики можно назвать способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства; конкурентоспособность отечественных товаров, услуг, предприятий и страны в целом; приемлемый уровень жизни населения и возможность его сохранения, повышение благосостояния и качества жизни населения; устойчивость финансово-банковской системы; рационализация структуры внешней торговли, максимальное увеличение объема отечественной продукции перерабатывающей промышленности на внешний рынок, максимально допустимый объем импорта с целью удовлетворения интересов отечественного потребителя; создание условий для снижения уровня криминализации и коррупции в обществе; сохранение и развитие научно-технического потенциала страны; эффективное использование интеграционных процессов в ближнем и дальнем зарубежье; сохранение обоснованной доли государственного регулирования с целью повышения эффективности и социальной направленности экономики и др.

Согласно Стратегиинациональной безопасности Российской Федерации до 2020 г. главными стратегическими рисками и угрозами национальной безопасности Российской Федерации в экономической сфере на долгосрочную перспективу являются сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, потеря контроля над национальными ресурсами, ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедоста-точность, низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации

хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции6.

В настоящее время развитие российской экономики напрямую зависит от внешних факторов. Экономическое развитие страны ставится в зависимость от мировых цен на энергоносители, которое объясняется преимущественной ориентацией топливно-энергетического комплекса на внешний рынок. Динамика добычи топливных ресурсов представлена в таблице 2.

Таблица 2.

Динамика добычи топливных ресурсов7

Год

2002 2003 2004 2005 2006 2007

Добыча топлива, в том числе: нефти, тыс. т. 379563 421341 459318 470175 480507 490882

газа, млрд. куб. м. 595 620 633 641 656 651

угля, млн. т. 256 277 282 299 310 314

За счет продажи минерально-сырьевых ресурсов Россия получает 70% всех валютных поступлений при наличии собственного дефицита топливно-энергетических ресурсов.

Экспортная часть в балансе основных видов сырья очень велика и составляет по нефти 41-45%, нефтепродуктам - 30-34%, газу - 30-33%, меди - 85-90%, никелю - 97%, алюминию - 99 % (объема производства)8. Так, при росте мировых цен на нефть с 27 долларов США за баррель в 2000 г. до 94 долларов США в 2008 г. и почти 4-кратном превышении последним показателем прогнозных оценок Энергетической стратегии России на период до 2020 г. фактический объем экспорта топливно-энергетических ресурсов за тот же период вырос в 1,6 раза при отклонении от прогнозов экспорта по Энергетической стратегии России на период до 2020 г. на 9,6%9.

6 П. 55, пар. 4, разд. IV Стратегиинациональной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537.

7 Российский статистический ежегодник - 2008 г. - http://www.gks.ru/bgd/reg/b08_13/Main.htm/.

8 Экономическая безопасность России.: Общий курс: учебник // под ред. Сенчагова В.К.. - М.: БИНОМ. 2009. - С. 175.

9 Данные раздела II Энергетической стратегии России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. 1715-р.

12 лет назад, после финансового кризиса 1998 года, одним из главных факторов быстрого восстановления роста российской экономики стала резкая девальвация рубля. Доля импорта в ресурсах розничного товарооборота снизилась с 54% в 1995 г. до 36 % в 1999 г. (таблица 3).

Таблица 3.

Структура товарных ресурсов для обеспечения оборота розничной торговли (в фактически действовавших ценах; в процентах к итогу)10

Годы Товарные ресурсы оборота розничной торговли - всего в том числе за счет

собственного производства поступлений по импорту

1995 100 46 54

1999 100 64 36

2000 100 60 40

2001 100 59 41

2002 100 59 41

2003 100 57 43

2004 100 57 43

2005 100 55 45

2006 100 54 46

2007 100 53 47

Однако на протяжении 2000-ых годов наблюдается устойчивый рост доли импорта в товарных ресурсах розничной торговли, что говорит о низкой конкурентоспособности отечественной продукции.

Низкая конкурентоспособность российской экономики, обусловлена отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокойэнерго-емкостью и ресурсоемкостью, высокими издержками производства и низким качеством продукции, низкой инновационной активностью, техническим и технологическим отставанием производства, ухудшением состояния научно-технического потенциала, потерей позиций на отдельных направлениях научно-технического развития, «утечки мозгов» за рубеж и в другие сферы деятельности, сокращением финансирования НИКОР, высоким уровнем монополизации экономики, отставанием в применении современных инструмен-товформированиярынков (межкорпоративной консолидации, стандартизации

10 Российский статистический ежегодник - 2008 г - http://www.gks.ru/bgd/reg/b08_13/IssWWW. ехе^М5/20-21/Йт/.

и сертификации товаров и услуг, интеграции маркетинговых инфраструктур и коммуникаций, высоким уровнем правонарушений в информационной и интеллектуальной сферах и др.)

В условиях глобализации мирохозяйственных связей конкурентоспособность отечественных товаров, услуг, предприятий и страны в целом стала комплексным показателем, определяющим наше будущее. Вопрос, на наш взгляд, сейчас ставится так: либо Россия выполнит свою стратегическую задачу войти в мировое хозяйство гармонично развитой страной, владеющей современными технологиями управления и производства, либо она окончательно превратится в сырьевой придаток «золотого миллиарда» и других стран11.

К внутренним угрозам экономической безопасности можно отнести недостаточную эффективность государственного регулирования национальной экономики, снижение темпов экономического роста, появление дефицита торгового и платежного баланса, сокращение доходных статей бюджета, низкое качество жизни большей части российского общества, увеличение внутреннего долга, высокий износ основных фондов, нестабильную инвестиционную активность, высокий уровень инфляции и др.

Внешние угрозы экономической безопасности отражают состояние мировой экономики. Длительная продолжительность и расширение спектра их действия ведут к замедлению темпов роста отечественной экономики, снижению конкурентоспособности и жизненного уровня населения.

К внешним угрозам можно отнести:

1) Чрезмерно высокий уровень импортной зависимости. Несмотря на рост производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, его темпы в последние годы остаются ниже увеличения импорта продовольственных товаров. По ввозу продовольствия и сельскохозяйственного сырья Россия превышает удельный вес в импорте развитых держав почти в 2 раза. В результате по-прежнему сохраняется высокая зависимость страны от их ввоза, составляющего свыше 40% от общего продовольственного фонда и превышающего пороговый уровень продовольственной безопасности на 15-20%12. Если взять в качестве примера станкоинструментальную отрасль - один из важнейших факторов обеспечения модернизации промышленности России, то и здесь статистика неумолима. Начиная с 2002 г. импорт меха-нообрабатывающего оборудования превышает его внутреннее производство. Зависимость России от поставок станков из-за рубежа составила в 2006 г. 87%. В 2006 г. произведено около 7 тысяч единиц металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования - в 14,5 раза меньше, чем в РСФСР за

11 Захаров А.Н. Проблемы присоединения России к ВТО. // Российский внешнеэкономический вестник. №12, 2008. - С.26.

12 Горбунов Г. Продовольственное обеспечение - приоритетная проблема // Крестьянские ведомости. 24 июля 2008 г.

1990 год. В структуре мирового рынка станков Россия имеет долю 0,3%13. Чрезмерно высокий уровень зависимости от потребительского импорта означает завоевание внутреннего рынка иностранными компаниями;

2) Топливно-сырьевая направленность российского экспорта. Согласно рейтингу ВТО, по уточненным данным, в 2006 г. по стоимостным объемам экспорта товаров Россия вновь заняла 13-е место в мире, а ее удельный вес в международном вывозе составил 2,5% (в 2005 г. - 13-е место и 2,3%, соответственно)14. Однако, сложившаяся топливно-сырьевая направленность российского экспорта ставит российскую экономику в унизительную зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры. Для сравнения, по удельному весу машин и оборудования российский экспорт уступает промышленно развитым странам в 3,5 раза;

3) Изменение конъюнктуры мировых цен и внешней торговли. Слабая диверсификация ВВП в целом и экспорта вследствие высокой степени зависимости России от сырьевого экспорта привели к тому, что российский бюджет привязан к цене на нефть и рассчитывается исходя из определённой цифры. С началом мирового экономического кризиса, в результате стремительного снижения цены на нефть (с июля по октябрь 2008 г.) с 90 до 40 долл. США за баррель генерируемая экономикой России совокупная прибыль сократилась в два раза. Это притом, что 40 долларов за баррель российской нефти — все еще очень высокая цена, почти в 2,5 раза превышающая среднюю стоимость нефти в 90-х годах прошлого века15;

4) Резкие колебания курса рубля. Резкие изменения в девальвации и ревальвации рубля могут пагубно отразиться на состоянии отечественной экономики. Это связано с высоким уровнем содержания иностранной валюты в балансах крупнейших корпораций, банковской системы, в бюджетных резервах, в личных сбережениях. Резкие колебания курса рубля способны дестабилизировать систему цен, доходов, парализовать денежно-финансовую систему в целом;

5) Превышение оттока иностранного капитала над его притоком. Тенденция к увеличению оттока иностранного капитала над его притоком проявилась с новой силой в конце 2007 г. в связи с началом ипотечного кризиса в США и нестабильностью ликвидности российской банковской системы. На данный момент этот процесс несколько стабилизировался. По данным Банка России чистый отток капитала в России в первом квартале 2010 г. составил 12,9 млрд. долл., а по итогам 2009 г. сальдо ввоза-вывоза оказалось отрицательным - 56,9 миллиарда долларов16;

13 Источник: www.mashportal.ru.

14 Источник: http://export.by.

15 М.Авербух. Что будет, если нефть подешевеет? // журнал «Росбанк». 2 июня 2009 г. - http:// rosbankjournal.ru.

16 Источник: www.cbr.ru.

6) Рост государственного внешнего долга и корпоративного долга перед нерезидентами. При сокращении внешнего государственного долга (по состоянию на 1 июля 2008 г. - 97,9 млрд. долл. по состоянию на 1 апреля 2010 г. - 72,95 млрд. долл.17) сохраняется тенденция к нарастанию корпоративного долга перед нерезидентами, в первую очередь - перед иностранными банками. В 2007 г. прирост этого долга составил свыше 11,4% ВВП. Если существующие тенденции сохранятся, то к концу 2010 г. корпоративный долг иностранным кредиторам достигнет 57% ВВП противменее 25% на конец 2006 г. Следует особо подчеркнуть, что внешний корпоративный долг формируется сравнительно небольшим числом крупнейших предприятий и банков. В конце 2007 г. на трех крупнейших заемщиков - "Роснефть", "Газпром" и группу ВТБ приходилось почти 22% долга18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Взаимосвязь между внутренними и внешними угрозами экономической безопасности заключается в том, что наличие внутренних угроз при отсутствии эффективной экономической политики делает государство более уязвимым от внешних угроз, так как оно лишено возможности проводить активную внешнеэкономическую политику, направленную на повышение конкурентоспособности экспортируемой продукции, защиту интересов отечественных товаропроизводителей и потребителей, завоевывать новые рынки сбыта, активно участвовать в региональных интеграционных процессах и др.

Реализация национальных интересов и приоритетов России в сфере экономики с учетом внешних и внутренних угроз экономической безопасности требует целенаправленного и эффективного развития отечественной экономики. На рис. 1 на основе Стратегиинациональной безопасности Российской Федерации до 2020 г. представлены стратегические цели обеспечения национальной безопасности в экономической сфере, рассчитанные на краткосрочную,среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Таким образом, учитывая опыт России по интеграции в мировое хозяйство, можно утверждать, что глобализация с учетом обеспечения экономической безопасности государства означает не абсолютную, а относительную открытость национальной экономики, которая характеризуется отношением к внутреннему рынку, а ее пределы устанавливаются в алгоритме общей рыночной трансформации национальной экономики. России необходимо научиться использовать процесс глобализации в своих собственных интересах, обладая весьма существенным потенциалом, ей жизненно необходимо стать лидером в новых направлениях научно-технического прогресса и экономического развития, чтобы получить возможность работать на опережение, а не пытаться догнать развитые страны.

17 Источник: www.cbr.ru.

18Источник:www.finanal.ru/economika-i-finansy/vneshni-dolg-i-economicheskaya-bezopasnost?page=01.

Обеспечение национальной безопасности за счет экономического роста

путем развития национальной инновационной системы, повышения производительности труда, освоения новых ресурсных источников, модернизации приоритетных секторов национальной экономики, совершенствования банковской системы, финансового сектора услуг и межбюджетных отношений. Развитие науки, технологий и образования, совершенствование национальных инвестиционных и финансовых институтов в интересах достижения необходимого уровня безопасности в военной, оборонно-промышленной и международной сферах. Поддержка государственной социально-экономической политики силами обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества, направленной на совершенствование структуры производства и экспорта, антимонопольное регулирование и поддержку конкурентной политики; на равитиенациональной инновационной системы в целяхреа-лизации высокоэффективных проектов и приоритетных программ развития высокотехнологичных секторов экономики; на укрепление финансовых рынков и повышение ликвидности банковской систмы; на сокращение неформальной занятости и легализацию трудовых отношений, повышение инвестиций в развитие человеческого катала; на обеспечение баланса интересовкоренного населения и трудовых мигрантов,включая распределение трудовых мигрантов исходя из потребностей регионов в трудовых ресурсах;и др.

ГосУдарственное регулирование экономического роста путем разработки концептуальных и программных документов межрегионального и террито-рииального планирования, создания комплексной системы контроля над рисками

Комплексное и системное развитие субъектов РФ.

Координация и реализация принимаемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях мер, направленных на развитие региональной экономики и социальной сферы, включаявыравнивание их бюджетной обеспеченности.

Вхождение России в число пяти стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта, а также достижение необходимого уровня национальной безопасности в экономической и технологической сферах на основе эффективного участия в мировом разделении труда, повышения глобальной конкурентоспособности национального хозяйства.

Развитие конкурентоспособных отраслей экономики и расширения рынков сбыта российской продукции, повышение эффективности топливно-энергетического комплекса, расширение использования инструментов государственно-частного партнерства для решения стратегических задач развития экономики и завершения формирования базовой транспортной, энергетической, инфор-мациионной, военной инфраструктуры, особенно в Арктической зоне, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке РФ. Создание механизмов сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов РФ путемсбалансированно-го территорииального развития.

энергетической безопасности путем многостороннего взаимодействия рынков энергоресурсов, отвечающего принципам ВТО; разработка и международный обмен энергосберегающими технологиями, использование экологически чистых, альтернативных источников энергии; устойчивое обеспечение спроса достаточным количеством энергоносителей стандартного качества, эффективное использование энергоресурсов путем повышения конкурентоспособности отечественных производителей, предотвращение возможного дефицита топливно-энергетических ресурсов, создание стратегических запасов, обеспечение стабильности функционирования систем энерго- и теплоснабжения. Развертывание полномасштабной национальной инновационной системы за счет формирования перспективных терри-ториально-промышлен-ных районов в южных регионах и Поволжье, на Урале и в Сибири, на Дальнем Востоке и в других регионах РФ с целью ликвидации диспропорции уровней развития регионов России.

Рисунок 1. Стратегические цели обеспечения национальной безопасности в экономической сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.