Научная статья на тему 'Экономическая безопасность в контексте новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации'

Экономическая безопасность в контексте новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4007
567
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ / СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ / NATIONAL SECURITY / ECONOMIC SECURITY / NATIONAL INTERESTS / STRATEGIC PRIORITIES / STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Феофилова Т. Ю., Литвиненко А. Н., Радыгин Е. В.

Предмет. В научных публикациях последних лет прослеживается доминирование точки зрения, в соответствии с которой подвергается сомнению факт существования экономической безопасности как вида безопасности страны и как самостоятельного научного направления. Цели. Анализ понятийного аппарата Стратегии национальной безопасности РФ. Уточнение места экономической безопасности в структуре видов национальной безопасности РФ, оценка экономической составляющей в границах стратегических национальных приоритетов. Методология. С помощью институционального анализа рассмотрены основные положения Стратегии национальной безопасности, посредством сравнения с предыдущей версией данного документа выявлено развитие теоретических положений национальной безопасности. Применение метода декомпозиции позволило установить понимание области экономической безопасности в реализации стратегических национальных приоритетов. Результаты. Показано противоречие между фактическим правовым статусом экономической и энергетической безопасности и требованиями, предъявляемыми к видам национальной безопасности, в соответствии с которыми к ним отнесены только те виды безопасности, которые предусмотрены Конституцией РФ и законодательством РФ. Выявлено, что Стратегия не лишена некоторых ошибок в части соблюдения единообразия в изложении элементов, которые характеризуют или определяют состояние национальной безопасности. Выводы. Новая Стратегия национальной безопасности РФ закрепила более удачные трактовки основных понятий по сравнению с предыдущей версией. Установлено официальное признание экономической безопасности как вида национальной безопасности РФ. Анализ раздела «Обеспечение национальной безопасности» показал, что вопросы экономики рассматриваются в рамках всех, определенных Стратегией, важнейших национальных приоритетов. Посредством декомпозиции подраздела «Экономический рост» сделан вывод, что в Стратегии термины «национальная безопасность в области экономики» и «экономическая безопасность» используются как синонимы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic security in the context of the new national security strategy of the Russian Federation

Subject The article deals with the issues of economic security as the security of the country and as an independent scientific area. Objectives The paper aims to analyze the conceptual apparatus of the National Security Strategy of the Russian Federation; clarify the place of economic security in the RF national security structure types; assess the economic component within the strategic national priorities. Methods For the study, we used methods of institutional analysis, comparison, and decomposition. Results We found and show certain contradiction between the actual legal status of economic and energy security and the national security requirements, as provided for by the Constitution and legislation of the Russian Federation. As well we found that the Strategy, while presenting the elements that characterize or define the national security status, is inconsistent to some extent. Conclusions We conclude that the New National Security Strategy of the Russian Federation consolidates more elegant interpretations of the basic concepts than the previous version. Economic security is found officially recognized as a kind of the national security of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность в контексте новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»

ISSN 2311-875X (Online) Экономическая безопасность

ISSN 2073-2872 (Print)

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ НОВОЙ СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Татьяна Юрьевна ФЕОФИЛОВА^, Александр Николаевич ЛИТВИНЕНКОь, Евгений Владимирович РАДЫГИН0

а кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономической безопасности и финансового консалтинга в сфере услуг, Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого, Санкт-Петербург, Российская Федерация feotu@yandex.ru

ь доктор экономических наук, профессор, начальник учебно-научного комплекса экономической безопасности,

Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Российская Федерация

lanfk@mail.ru

с кандидат технических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин,

Российский государственный университет правосудия (Северо-Западный филиал), Санкт-Петербург, Российская Федерация radyginev@mail.ru

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 25.02.2016 Принята в доработанном виде 09.03.2016 Одобрена 11.05.2016

УДК 338.1, 341.231 JEL: Е60, Н56

Ключевые слова: национальная безопасность, экономическая безопасность, национальные интересы, стратегические приоритеты, стратегия национальной безопасности РФ

Аннотация

Предмет. В научных публикациях последних лет прослеживается доминирование точки зрения, в соответствии с которой подвергается сомнению факт существования экономической безопасности как вида безопасности страны и как самостоятельного научного направления. Цели. Анализ понятийного аппарата Стратегии национальной безопасности РФ. Уточнение места экономической безопасности в структуре видов национальной безопасности РФ, оценка экономической составляющей в границах стратегических национальных приоритетов. Методология. С помощью институционального анализа рассмотрены основные положения Стратегии национальной безопасности, посредством сравнения с предыдущей версией данного документа выявлено развитие теоретических положений национальной безопасности. Применение метода декомпозиции позволило установить понимание области экономической безопасности в реализации стратегических национальных приоритетов. Результаты. Показано противоречие между фактическим правовым статусом экономической и энергетической безопасности и требованиями, предъявляемыми к видам национальной безопасности, в соответствии с которыми к ним отнесены только те виды безопасности, которые предусмотрены Конституцией РФ и законодательством РФ. Выявлено, что Стратегия не лишена некоторых ошибок в части соблюдения единообразия в изложении элементов, которые характеризуют или определяют состояние национальной безопасности. Выводы. Новая Стратегия национальной безопасности РФ закрепила более удачные трактовки основных понятий по сравнению с предыдущей версией. Установлено официальное признание экономической безопасности как вида национальной безопасности РФ. Анализ раздела «Обеспечение национальной безопасности» показал, что вопросы экономики рассматриваются в рамках всех, определенных Стратегией, важнейших национальных приоритетов. Посредством декомпозиции подраздела «Экономический рост» сделан вывод, что в Стратегии термины «национальная безопасность в области экономики» и «экономическая безопасность» используются как синонимы.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Введение

В последнее десятилетие проблемы обеспечения экономической безопасности были практически исключены из нормативного правового поля Российской Федерации. В научных дискуссиях был подвергнут сомнению факт существования феномена «экономическая безопасность» и, как следствие, целесообразности применения соответствующего термина1 [1-6]. Сложилось

1 Сенчагов В.К. Экономическое обеспечение национальной

безопасности // Вестник экономической безопасности. 2010. № 8. С. 31-41; СойниковМ.А. Обеспечение экономической безопасности в контексте новой стратегии национальной

противоречие между пониманием экономической безопасности как самостоятельного вида безопасности и отрицанием права на ее видовое выделение в рамках национальной безопасности.

Утвержденная 31 декабря 2015 г. новая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (далее - Стратегия) «реабилитировала» экономическую безопасность в структуре

безопасности России // Научные труды SWorld. 2009. Т. 8. № 2. С. 77-83; Урсул А.Д. Обеспечение национальной безопасности через приоритеты устойчивого развития // NB: Национальная безопасность. 2013. № 1. C. 1-61. URL: http:// e-notabene.ru/nb/article_325.html

безопасности РФ. Развитие кризиса, его многоаспектное негативное влияние на национальную экономику актуализировали проблему обеспечения экономической

безопасности, потребовали обращения к теоретическому базису, накопленному в начале 1990-х гг. и в 2000-е гг. [6-8]. Новая Стратегия ориентирована на решение не только практических - современных и прогнозируемых - задач, но и на разрешение ряда теоретических проблем. Вместе с тем текст этого документа актуализирует некоторые нерешенные вопросы, которые требуют дальнейшего исследования области экономической безопасности.

Понятийный аппарат Стратегии и видовая структура национальной безопасности РФ

В ходе выступления на заседании Совета Безопасности РФ 3 июля 2015 г. В.В. Путин поставил задачу скорректировать стратегию национальной безопасности России на основе анализа всего спектра потенциальных вызовов и рисков - политических, экономических, информационных и др.2 В соответствии с поручением Президента РФ обновленная Стратегия национальной безопасности была подготовлена в короткие сроки и утверждена 31 декабря 2015 г. Указом Президента РФ № 683.

Несмотря на дублирование отдельных положений утратившей силу Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., принятый нормативный правой акт - это, безусловно, новый документ, который базируется на иных концептуальных положениях.

Структура новой Стратегии изменилась, в нее включены два дополнительных раздела -«Организационные, нормативно-правовые и информационные основы реализации настоящей Стратегии» (разд. 5) и «Основные показатели состояния национальной безопасности» (разд. 6).

Традиционно в разд. 1 «Общие положения» закреплен используемый терминологический аппарат.

Понимание национальной безопасности не претерпело существенных изменений. Однако принципиальным моментом следует считать увязку состояния защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз с фактическим, а не гипотетическим обеспечением реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации,

2 Официальный сайт Совета Безопасности Российской Федерации. URL: http://scrf.gov.ru/news/19/929.html

обеспечением достойного качества и уровня их жизни, суверенитета, независимости,

государственной и территориальной целостности, устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации.

Процедурой утверждения рассматриваемой Стратегии Президент РФ изложил свою точку зрения относительно видовой структуры национальной безопасности РФ.

Из анализируемого раздела следует, что в перечень входящих в национальную безопасность элементов включены виды безопасности, предусмотренные Конституцией РФ и законодательством РФ. При этом отдельно в документе выделены виды (государственная, общественная, информационная, экологическая, экономическая, транспортная, энергетическая безопасности, безопасность личности)

безопасности, имеющие первостепенное значение. Вместе с тем документы, в которых определяются эти виды безопасности, имеют различный правовой статус. Так, государственная3, общественная и экологическая безопасность4 предусмотрены Конституцией РФ. Если под безопасностью личности понимать безопасность граждан, то этот вид национальной безопасности также предусмотрен Конституцией РФ (ст. 56). Кроме того, общественная безопасность предусмотрена соответствующей Концепцией, утвержденной Президентом РФ, экологическая безопасность - Федеральным законом «Об экологической экспертизе», а информационная безопасность - Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»5 и Доктриной информационной безопасности6. Транспортная безопасность также предусмотрена соответствующим федеральным законом7, энергетическая безопасность - распоряжением Правительства РФ «Об энергетической стратегии России на период до 2030 года»8.

3 Ст. 114 Конституции РФ.

4 Ст. 72 Конституции РФ.

5 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015).

URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc

6 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: утв. Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895. URL: http://scrf.gov.ru/documents/6/5. html

7 О транспортной безопасности: Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 13.07.2015).

URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc

8 Об Энергетической стратегии России на период до 2030 г.: распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р. URL: http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94054

Наиболее «слабая» позиция с точки зрения отражения в отечественном нормативном правовом поле РФ - у экономической безопасности, которая предусмотрена

Государственной стратегией экономической безопасности РФ 1996 г.9, формально не отмененной, но рассчитанной на 3-5 лет, то есть максимум до 2011 г.

Однако несмотря на некоторое противоречие между заявленной «принадлежностью» видов национальной безопасности к Конституции РФ и законодательству РФ и фактическим отражением в них этих видов, по нашему мнению, настоящей Стратегией поставлена точка в продолжительной дискуссии относительно структуры национальной безопасности РФ и места в ней экономической безопасности [9-14]. Это, по сути, является очередным официальным признанием видового статуса экономической безопасности и актуализацией научных исследований в указанной области10.

В соответствии с новым концептуальным подходом обновлено понимание национальных интересов. Если ранее они определялись как совокупность потребностей государства, то в обновленном варианте - это объективно значимые потребности личности, общества и государства. То есть еще раз продемонстрирован отход от доминирования интересов государства. При этом определены потребности, принадлежащие к национальным интересам. К ним относят только объективно значимые - с точки зрения обеспечения защищенности личности, общества и государства, и их устойчивого развития.

9 О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях): Указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608. URL: http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92725

10Денисова М.А. Становление и развитие терминов «национальная безопасность» и «экономическая безопасность»: проблемы детерминирования // Крымский экономический вестник. 2013. Т. 1. № 1 . С. 135-137; Кокорин С.Н. О проблеме терминологической определенности в законодательстве Российской Федерации «национальной безопасности» как базовой категории теории национальной безопасности. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Право. 2007. № 28 . С. 93-95; Сипок Р.Д. О содержании понятий «безопасность» и «национальная безопасность» // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. 2008. № 5. С. 249-252;

Феофилова Т.Ю., Литвиненко А.Н. Экономическая безопасность: вопросы терминологии // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения. Вестник Нижегородской академии МВД России. 2007. № 7. С. 9-15; Бойко Т.С., ТафийчукМ.В. К вопросу об экономической безопасности России // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. 2015. № 4-5. С. 149-158.

Представляется более удачной трактовка угроз национальной безопасности. В действующем документе угрозами названа совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам (п. 6). В таком определении термин «возможность», которая оценивается некоторым значением вероятности, выступает как характеристика угрозы, а не самой угрозой, как это было изложено в предыдущем варианте Стратегии.

К числу более удачных трактовок следует отнести и определение системы обеспечения национальной безопасности. Напомним, что ранее систему формировали силы и средства обеспечения национальной безопасности. Первые были представлены только «силовым» блоком федеральных органов исполнительной власти. В действующей Стратегии справедливо, с позиции управления страной, в структуру включены все уровни и ветви власти. Также следует признать справедливым уход от закрытого перечня средств обеспечения национальной безопасности к инструментам, находящимся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления.

Таким образом, анализ основных понятий, используемых Стратегией, позволяет сделать ряд выводов.

Объектами национальной безопасности РФ являются личность, общество и государство.

В область национальной безопасности, помимо обороны страны, входят следующие виды безопасности РФ: государственная, общественная, информационная, экологическая, экономическая, транспортная, энергетическая, безопасность личности, а также другие виды, предусмотренные законодательными актами РФ, например пожарная безопасность11, так как этот вид закреплен федеральным законом.

Содержательно национальная безопасность - это определенное состояние защищенности (личности, общества, государства) от внутренних и внешних угроз. Законодатель установил взаимосвязь между «состоянием защищенности» и конечным перечнем ключевых элементов, характеризующих страну: реализацией конституционных прав и свобод граждан РФ, достойным качеством и уровнем жизни граждан РФ, суверенитетом,

11 О пожарной безопасности: Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 30.12.2015). URL: http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5438

независимостью, государственной и

территориальной целостностью, устойчивым социально-экономическим развитием РФ (п. 6). Другими словами, достижение определенных значений (качественных или количественных) указанных характеристик обеспечивает

соответствующий уровень «состояния

защищенности», то есть уровень национальной безопасности. Это позволяет отнести выделенные элементы к критериям, характеризующим уровень национальной безопасности РФ.

Вместе с тем организационно национальная безопасность РФ обеспечивается органами власти во взаимодействии с институтами гражданского общества посредством реализации различных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов (п. 6). Не вызывает сомнения обоснованность включения «мер, направленных на противодействие угрозам» в область обеспечения национальной безопасности, однако не вполне понятно включение в нее «удовлетворение национальных интересов» (п. 6). Исходя из определения национальной безопасности и ее угроз, национальные интересы являются критерием, позволяющим

идентифицировать угрозы. То есть при наличии прямой или косвенной возможности нанесения ущерба национальным интересам некоторую совокупность условий и факторов признают угрозой. Подчеркнем, что речь идет об ущербе, а не об удовлетворении национальных интересов. Полагаем, что обоснованность включения «удовлетворения...» в область обеспечения национальной безопасности могла быть достигнута при раскрытии понятия «ущерб национальным интересам».

Среди политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых мер, реализуемых органами власти, отдельно выделены важнейшие направления, которые получили название стратегических национальных приоритетов. Они объединили в своем составе положения, детализирующие ранее «основные приоритеты национальной

безопасности» и «приоритеты устойчивого развития» (разд. 3).

Анализ ключевых элементов национальной безопасности РФ

Помимо новой трактовки ключевых терминов изменился и статус Стратегии. Из документов, находящихся на уровне конкретизации системы взглядов о долгосрочном развитии Российской

Федерации на определенный период (до 2020 г.), Стратегия стала базовым документом стратегического планирования (п. 1). Следовательно, можно предположить, что в дальнейшем планирование социально-

экономического развития РФ, ее субъектов и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления будет учитывать национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, изложенные в Стратегии национальной безопасности.

Национальные интересы на долгосрочную перспективу представлены пятью группами, одна из которых включает повышение

конкурентоспособности национальной экономики. По сравнению с предыдущей редакцией документа перечень национальных интересов дополнился социально-демографическими и культурно-нравственными аспектами:

• повышением качества жизни, укреплением здоровья населения, обеспечением стабильного демографического развития страны;

• сохранением и развитием культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Несмотря на то, что новая Стратегия имеет существенные плюсы по сравнению с предыдущей версией, она не лишена некоторых ошибок в части соблюдения единообразия в изложении элементов, которые характеризуют или определяют состояние национальной безопасности (табл. 1).

Оценка экономической составляющей в обеспечении национальной безопасности

Экономическая составляющая отражена во всех подразделах разд. 4 «Обеспечение национальной безопасности». В частности, в подразделе «Оборона страны» речь идет об экономическом обеспечении обороны страны. В рамках совершенствования мобилизационной подготовки сформулирована задача подготовки экономики к выполнению задач в соответствии с ее предназначением и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время (п. 39).

В качестве основных угроз государственной и общественной безопасности (подраздел «Государственная и общественная безопасность») названы преступные посягательства,

направленные против личности, собственности, государственной власти, общественной и

экономической безопасности (п. 43). Декомпозиция этой, на наш взгляд, не вполне удачно сформулированной угрозы

государственной и общественной безопасности, позволяет выделить в качестве объекта воздействия (преступных посягательств) экономическую безопасность. То есть один из элементов негативных воздействий, влияющих на экономическую безопасность, трактуется как угроза двум другим видам безопасности -государственной и общественной. Таким образом, Стратегия предполагает пересечение «зон ответственности» в границах национальной безопасности различных видов безопасности, в данном случае - государственной, общественной и экономической.

Продемонстрировано пересечение областей, относимых к стратегическим приоритетам «повышение качества жизни российских граждан» и «экономический рост». Это обусловлено пониманием некоторых угроз национальной безопасности в области экономики и негативных воздействий на экономическую безопасность угрозами качеству жизни российских граждан. К ним отнесены: неблагоприятная динамика развития экономики, отставание в технологическом развитии, введение

ограничительных экономических мер против РФ, нецелевое расходование бюджетных ассигнований (п. 51).

Таким образом, экономическая проблематика так или иначе присутствует во всех элементах, составляющих перечень национальных

приоритетов. Однако основным с указанной точки зрения является подраздел «Экономический рост».

В действующей Стратегии широко используется термин «экономическая безопасность»

(в предыдущей редакции он использован один раз).

На упомянутом заседании Совета Безопасности РФ (03.07.2015) В.В. Путин отметил вопросы экономической безопасности как важнейшую тему в обеспечении национальной безопасности. Президент РФ обозначил в документах стратегического планирования необходимость:

— зафиксировать основные угрозы экономической безопасности;

— определить критерии и пороговые показатели состояния экономики, при которых возникают риски для национальной безопасности;

— конкретизировать меры и механизмы, которые позволят снизить зависимость экономики от внешних неблагоприятных факторов12.

Часть из поставленных вопросов нашла отражение в соответствующем подразделе анализируемого документа.

В Стратегии выделены три важнейшие цели обеспечения национальной безопасности:

1) развитие экономики страны;

2) обеспечение экономической безопасности;

3) создание условий для развития личности, перехода экономики на новый уровень технологического развития, вхождение России в число стран - лидеров по объему ВВП и успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз (п. 55).

Таким образом, в целях обеспечения национальной безопасности выделяются три составляющие, где «создание условий...» является, по сути, базовым элементом по отношению к «развитию экономики» и «обеспечению экономической безопасности», поскольку без создания условий для успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз обеспечение экономической безопасности затруднительно. То же можно сказать и относительно развития экономики, которое невозможно без ее перехода на новый технологический уровень.

Последующее изложение подраздела

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«экономический рост» можно разделить на две составляющие:

1) вопросы, относимые к национальной безопасности в области экономики;

2) вопросы, относимые к экономической безопасности.

Однако в тексте Стратегии нет четкого содержательного разделения между сферами «национальной безопасности в области экономики» и «экономической безопасности», вследствие чего не решена проблема соотношения этих понятий.

Проведя декомпозицию подраздела

«экономический рост», мы сделали вывод, что в Стратегии указанные сферы совпадают, то есть термины «национальная безопасность в области

12 Официальный сайт Совета Безопасности Российской Федерации. URL: http://scrf.gov.ru/news/19/929.html

jurnal/national/ 111

экономики» и «экономическая безопасность» используются как синонимы. Данный вывод основывается на логической связи между главными стратегическими угрозами

национальной безопасности в области экономики и хотя бы одного из элементов, имеющих прямое отношение к экономической безопасности. Если сравнивать с предыдущей редакцией Стратегии, то перечень угроз расширился за счет добавления в него трех новых: отставания в разработке и внедрении перспективных технологий;

несбалансированности национальной бюджетной системы; регистрации прав собственности в отношении значительной части организаций в иностранных юрисдикциях. Остальные угрозы сохранились в том виде, в котором были представлены в Стратегии до 2020 г., часть из них детализирована в формулировках.

Помимо главных стратегических угроз в Стратегии выделено главное направление обеспечения национальной безопасности на долгосрочную перспективу, предполагающее повышение уровня энергетической безопасности (п. 61, 62). Проблема энергетической безопасности имеет прямую логическую связь с элементом, отнесенным к негативному воздействию на экономическую безопасность, - нарушению стабильности тепло- и энергоснабжения субъектов экономики. С нашей точки зрения, характеризуя данные угрозы или направления как «главные», законодатель таким образом подчеркнул особую важность этих элементов в целях реализации стратегического национального приоритета «экономический рост».

В анализируемом разделе риски отдельно не выделены, используется термин «угроза». Полагаем, что факторы, оказывающие негативное влияние, относятся к рискам ввиду того, что однозначно не выявлена взаимосвязь между ними и ущербом национальным интересам.

Для раскрытия вопросов экономической безопасности, кроме указания на негативное воздействие (п. 57), выделены пути, факторы,

меры (п. 58), а также направления усилий по обеспечению экономической безопасности (п. 59). Кроме того, противодействие угрозам экономической безопасности увязано с реализацией государственной социально-экономической политики. Органы государственной власти должны способствовать укреплению экономической безопасности, совершенствуя документы стратегического планирования на уровне РФ, субъектов РФ и макрорегионов. Следовательно, стратегии социально-

экономического развития (РФ и субъектов РФ) вероятно будут подвергнуты корректировке на предмет включения аспектов, направленных на обеспечение экономической безопасности. Однако сделать это будет не так просто. Изучение соответствующих документов субъектов РФ, актуализированных после утверждения Концепции долгосрочного социально-экономического

развития Российской Федерации на период до 2020

13

г. , позволяет сделать вывод, что в настоящее время отсутствует единообразное понимание экономической безопасности на уровне регионального управления. Отсюда и различия в понимании угроз, отсутствие мер, направленных на противодействие им. Не решена проблема и с критериями экономической безопасности, нет единого представления о показателях и, тем более, их пороговых значениях.

Заключение

Несмотря на то, что обеспечение экономической безопасности выделено в качестве одной из трех стратегических целей в подразделе «Экономический рост», значительная часть его посвящена именно решению проблемы экономической безопасности. За пределами указанной области рассмотрены только вопросы обеспечения национальной безопасности на региональном уровне. Таким образом, можно заключить, что обеспечение экономической безопасности рассматривается как одно из главных условий для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

13 О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009).

URL: http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134

Таблица 1

Сопоставление ключевых элементов национальной безопасности РФ Table 1

Comparison of key elements of the national security of the Russian Federation

Критерий национальной безопасности

Соответствующие национальные интересы

Стратегические национальные приоритеты

Цель стратегических национальных приоритетов

Показатели состояния национальной безопасности

1. Реализация конституционных прав и свобод граждан РФ

Удовлетворенность граждан степенью защищенности своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов, в том числе от преступных посягательств

2. Достойные качество и уровень жизни граждан РФ

Повышение

качества жизни,

укрепление

здоровья

населения,

обеспечение

стабильного

демографического

развития страны

Повышение качества жизни российских граждан

Развитие человеческого потенциала, удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей граждан, снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, прежде всего за счет роста его доходов_

ВВП на душу населения; децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного населения и 10% наименее обеспеченного населения)

Здравоохранение

Увеличение продолжительности жизни, снижение уровня инвалидности и смертности населения, увеличение численности населения;

повышение доступности и качества медицинской помощи;

совершенствование вертикальной системы контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств; соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий_

Ожидаемая продолжительность

3. Суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность

Укрепление

обороны страны,

обеспечение

незыблемости

конституционного

строя,

суверенитета,

независимости,

государственной и

территориальной

целостности

Российской

Федерации_

Оборона страны

Создание условий для мирного и динамичного социально-

экономического развития Российской Федерации, обеспечение ее военной безопасности

Доля современных образцов вооружения, военной и специальной техники в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах

Укрепление

национального

согласия,

Государственная и

общественная

безопасность

Защита

конституционного строя, суверенитета,_

4. Устойчивое социально-экономическое развитие РФ

политической и

социальной

стабильности,

развитие

демократических

институтов,

совершенствование

механизмов

взаимодействия

государства и

гражданского

общества

государственной и территориальной целостности РФ, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Повышение конкурентоспособности национальной экономики

Экономический рост

Развитие экономики страны, обеспечение экономической безопасности и создание условий для развития личности, перехода экономики на новый уровень

технологического развития, вхождения России в число стран -лидеров по объему валового внутреннего продукта и успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз_

Уровень инфляции; уровень безработицы

Сохранение и

развитие культуры,

традиционных

российских

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

духовно-

нравственных

ценностей

Состояние культуры

Сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности; сохранение и развитие общероссийской идентичности народов РФ, единого культурного пространства страны; повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве_

Доля расходов в валовом внутреннем продукте на культуру

Закрепление за РФ статуса одной из лидирующих мировых держав, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях полицентричного мира_

Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство

Наука, технологии и образование

Развитие системы научных, проектных и научно-технологических организаций, способной

Доля расходов в валовом внутреннем продукте на развитие науки, технологий и

обеспечить модернизацию национальной экономики, реализацию конкурентных преимуществ РФ, оборону страны, государственную и общественную безопасность, а также формирование научно-технических заделов на перспективу; повышение социальной мобильности, качества общего,

профессионального и высшего образования, его доступности для всех категорий граждан, а также развитие фундаментальных научных исследований

образования

Экология живых систем и рациональное природопользование

Сохранение и восстановление природных систем, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для жизни человека и устойчивого развития экономики; ликвидация экологического ущерба от хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата

Доля территории Российской Федерации, не соответствующая экологическим нормативам

Источник: составлено авторами Source: Authoring

Список литературы

1. Баженов А.А., Мехдиев Ш.З. Налоговая безопасность как элемент национальной безопасности государства // Национальная безопасность / Nota Bene. 2012. № 5. С. 85-89.

2. Гребеник В.В. Формирование новой парадигмы экономического обеспечения национальной безопасности России на современном этапе: монография. М.: Изд-во МАЭП, 2011. 179 с.

3. Грязнова И.А. Экономическое обеспечение гражданской обороны Российской Федерации как фактор обеспечения национальной безопасности // Транспортное дело России. 2010. № 3. С. 79-81.

4. Мудрецов А.Ф., Полиева О.А. Роль государства в обеспечении национальной безопасности в эколого-экономической области // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 3. С. 85-90.

5. Трысячный В.И., Руденко В.В., Шевердяев А.А. Социально-экономические аспекты обеспечения национальной безопасности и ее региональной составляющей // Вестник Института дружбы народов Кавказа. Теория экономики и управления народным хозяйством. 2012. № 4. С. 79-84.

6. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 4-13.

7. Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 38-39.

http://fin-izdat.ru/journal/national/ 115

8. Колобова Г.А. Развитие российской государственной стратегии обеспечения экономической безопасности в постсоветский период // Национальная безопасность / Nota Bene. 2012. № 4.

9. Дадалко В.А. Национальная и экономическая безопасность государства и ее взаимосвязь с продовольственной безопасностью // Безопасность бизнеса. 2013. № 4. С. 9-14.

10. Кучерявый М.М. Основные факторы влияния политики информационной безопасности на национальную безопасность современной России // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2013. № 14. С. 164-168.

11. Степанов А.В. Безопасность, национальная безопасность, миграционная безопасность, национальная миграционная политика: анализ определений, соотношение категорий // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. № 2. С. 75-78.

12. Плотников В.А., Феофилова Т.Ю. Ретроспективный анализ подходов к обеспечению национальной экономической безопасности // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2009. № 5. С. 234-238.

13. Мудрецов А.Ф., Полиева О.А. Роль государства в обеспечении национальной безопасности в эколого-экономической области // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 3. С. 85-90.

14. Ефимов В.В. Экономическая безопасность в системе обеспечения национальной безопасности государства // Вестник Академии. 2014. № 4. С. 143-149.

С.13-21.

ISSN 2311-875X (Online) Economic Security

ISSN 2073-2872 (Print)

ECONOMIC SECURITY IN THE CONTEXT OF THE NEW NATIONAL SECURITY STRATEGY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Tat'yana Yu. FEOFILOVAa% Aleksandr N. LITVINENKOb, Evgenii V. RADYGINc

a Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russian Federation feotu@yandex.ru

b Saint-Petersburg University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, St. Petersburg, Russian Federation lanfk@mail.ru

c Russian State University of Justice, North-West Branch, St. Petersburg, Russian Federation radyginev@mail.ru

• Corresponding author

Article history:

Received 25 February 2016 Received in revised form 9 March 2016 Accepted 11 May 2016

JEL classification: E60, H56

Keywords: national security, economic security, national interests, strategic priorities, strategy

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

Abstract

Subject The article deals with the issues of economic security as the security of the country and as an independent scientific area.

Objectives The paper aims to analyze the conceptual apparatus of the National Security Strategy of the Russian Federation; clarify the place of economic security in the RF national security structure types; assess the economic component within the strategic national priorities. Methods For the study, we used methods of institutional analysis, comparison, and decomposition. Results We found and show certain contradiction between the actual legal status of economic and energy security and the national security requirements, as provided for by the Constitution and legislation of the Russian Federation. As well we found that the Strategy, while presenting the elements that characterize or define the national security status, is inconsistent to some extent. Conclusions We conclude that the New National Security Strategy of the Russian Federation consolidates more elegant interpretations of the basic concepts than the previous version. Economic security is found officially recognized as a kind of the national security of the Russian Federation.

References

1. Bazhenov A.A., Mekhdiev Sh.Z. [Tax security as an element of the national security of the State].

Natsional'naya bezopasnost' / Nota Bene = National Security / Nota Bene, 2012, no. 5, pp. 85-89. (In Russ.)

2. Grebenik V.V. Formirovanie novoi paradigmy ekonomicheskogo obespecheniya natsional'noi bezopasnosti Rossii na sovremennom etape: monografiya [The formation of a new economic paradigm of national security of Russia at the present stage: a monograph]. Moscow, MAEL Publ., 2011, 179 p.

3. Gryaznova I.A. [Economic support of civil defense of the Russian Federation as a factor of national security]. Transportnoe delo Rossii = Transport Business of Russia, 2010, no. 3, pp. 79-81. (In Russ.)

4. Mudretsov A.F., Polieva O.A. [The role of State in ensuring the national security of the ecological and economic area]. Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki = Regional Problems of Economic Transformation, 2013, no. 3, pp. 85-90. (In Russ.)

5. Trysyachnyi V.I., Rudenko V.V., Sheverdyaev A.A. [Socio-economic aspects of national security and its regional component]. Vestnik Instituta druzhby narodov Kavkaza. Teoriya ekonomiki i upravleniya narodnym khozyaistvom = Bulletin of Institute of Caucasus Peoples' Friendship. Economics and Management of National Economy, 2012, no. 4, pp. 79-84. (In Russ.)

6. Abalkin L. [Economic security of Russia: threats and their repulse]. Voprosy Ekonomiki, 1994, no. 12, pp. 4-13. (In Russ.)

7. Arkhipov A., Gorodetskii A., Mikhailov B. [Economic security: assessment, challenges, ensuring]. Voprosy Ekonomiki, 1994, no. 12, pp. 38-39. (In Russ.)

8. Kolobova G.A. [The development of the Russian State strategy for economic security in the post-Soviet period]. Natsional'naya bezopasnost' /Nota Bene = National Security /Nota Bene, 2012, no. 4, pp. 13-21. (In Russ.)

9. Dadalko V.A. [The national and economic security of the State and its relationship with food security].

Bezopasnost' biznesa = Business Security, 2013, no. 4, pp. 9-14. (In Russ.)

10. Kucheryavyi M.M. [The main factors of influence of information security policy on the national security of Russia]. Evraziiskaya integratsiya: ekonomika, pravo, politika = Eurasian Integration: Economics, Law, Politics, 2013, no. 14, pp. 164-168. (In Russ.)

11. Stepanov A.V. [Security, national security, migration security, national migration policies: an analysis of definitions, the correlation of categories]. Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie = Bulletin of the Institute: Crime, Punishment, Correction, 2014, no. 2, pp. 75-78. (In Russ.)

12. Plotnikov VA., Feofilova T.Yu. [A retrospective analysis of approaches to ensure the national economic security]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Ekonomicheskie nauki = Scientific and Technical Statements of St. Petersburg State Polytechnic University. Economic Sciences, 2009, no. 5, pp. 234-238. (In Russ.)

13. Mudretsov A.F., Polieva O.A. [A role of the State in ensuring the national security of the ecological-economic area]. Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki = Regional Problems of Economic Transformation, 2013, no. 3, pp. 85-90. (In Russ.)

14. Efimov V.V. [Economic security in the system of national security of the State]. Vestnikakademii = Bulletin of Academy, 2014, no. 4, pp. 143-149. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.