МОДЕЛЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
В.А. Никоненко, студент
Кубанский государственный университет
(Россия, г. Краснодар)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11496
Аннотация. В статье анализируется современные вызовы и угрозы экономической безопасности России в условиях геополитической нестабильности. Предложена система оценки внутренних и внешних факторов, влияющих на экономическое и политическое положение Российской Федерации. Автором выявлены направления развития системы экономической безопасности на внутригосударственном, так внешнем уровне. Сформулированы положения по трансформации модели обеспечения экономической безопасности России.
Ключевые слова: национальные интересы, экономическая безопасность, модели интеграции, санкционный режим, стратегия экономической безопасности России.
На сегодняшний день характер международных экономических и политических отношений на мировой арене неизбежно сказывается микро-и макропроцессах, которые происходят на уровне отдельных стран. Все менее заметными становятся границы между государствами, являющимися членами интеграционных объединений. Одновременно с этим возникают новые, ранее неизвестные геополитические проблемы, для решения которых требуются серьезные усилия и непосредственное вмешательство мирового сообщества. Перераспределение областей влияния является причиной возникновения новых «точек напряженности», причем конфликты проявляются как прямо, так и косвенно.
С каждым следующим витком процессов интеграции вопросы защиты суверенных интересов и, следовательно, национальной безопасности государства встают более остро. Данные факторы крайне важны, поскольку они определяют степень свободы при принятии наиболее значимых стратегических решений. Возникает необходимость создания качественной модели межнационального сотрудничества и взаимодействия, поскольку в последние годы экономический кризис в экономике Российской Федерации обостряется. Постоянно появляющиеся задачи и вызовы требуют аккумулирования собственных, внутригосударственных ресурсов для раз-
вития и последовательной политики в отношениях с зарубежными партнерами.
Рассмотрим, основные существующие модели и формы интеграции. На сегодня приоритетный вектор развития в заявленном направлении - анализ этой модели, активно используемой в своих исследованиях Р.С. Гринберг и Л.С. Косикова [1]. Предложенная концепция выделяет адаптационную и интеграционную модель сотрудничества на международной политической арене. Первая направлена на формирование единой национальной стратегии, основанной на имеющихся в распоряжении государства факторах роста и возможностях для поступательного развития, вторая предполагает тесное взаимодействие со странами-партнерами.
В данном контексте, особенно остро встает задача грамотного регулирования отечественной экономики, которая заключается в поиске баланса между названными ранее формами объединения стран. С одной стороны, построение геополитического центра управления и власти на территории бывшего СССР требует наличия стабильного и устойчивого союза, который закономерно могла бы возглавить Россия. Реализация этой задачи требует создания модели взаимоотношений в рамках ЕАЭС в виде интеграционного объединения. Однако нельзя не отметить, что формирование «привлекательности» для
13S
потенциальных внешних партнеров необходимо начинать с активизации имеющихся ресурсов и интенсификации использования внутренних резервов для укрепления устойчивой и стабильной экономики страны, способной уверенно противостоять кризисам, не претерпевая значительных потерь для хозяйства. Данные тезисы актуализируют значимость постулатов адаптационной модели.
На основании вышесказанного отметим, что достижение состояния экономической устойчивости, безопасности и процветания возможно исключительно при качественно сформированном синтезе адаптационной и интеграционной модели. Недаром в последнее время основной идеей выступлений и научных публикаций отечественных экспертов в области национальной экономической безопасности является мысль о формировании привлекательного имиджа государства в глазах инвесторов, а также крупных финансовых институтов и партнеров с помощью модернизации отечественной экономики. После этого закономерно можно переходить к активным действиям на внешнеполитической арене. В синтезе, два данных элемента стратегии могут дать синергетический эффект и обеспечить лидерство Российской Федерации в регионе и на мировой площадке.
Экономическая безопасность справедливо трактуется как общественное благо [2]. Для достижения состояния экономической безопасности требуется консолидация усилий целого общества и грамотная нормотворческая активность для поступательного развития государства и достижения благосостояния граждан. Ответственность за регулирование уровня экономической безопасности лежит на государственных органах и институтах власти.
Обратимся к законодательству в указанной области и практике его применения. На сегодняшний день главным документом в данной сфере является Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [3]. Этот документ был принят в соответствии с Федеральными законами «О безопасности» и «О стратегическом планировании в
Российской Федерации». В документах актуализируется необходимость совершенствования механизмов в сфере организации мероприятий по обеспечению экономической безопасности.
Стратегия экономической безопасности России до 2030 года демонстрирует объективный, грамотный и сбалансированный подход к пониманию и последующему решению проблемы воздействия негативных факторов на отечественную экономику. Основное внимание в документе уделяется тому, что национальная экономическая безопасность должна регулироваться путем решения проблем и противоречий, имеющих отечественный генезис. Эти негативные факторы могут систематически оказывать влияние на экономику страны. Именно поэтому решению внутренних проблем социально-экономического характера уделяется повышенное внимание.
Приоритетными направлениями в рамках Стратегии национальной безопасности являются гармоничное изменение структуры национальной экономики (в рамках решения сырьевой проблемы). Экономика, по мнению ряда исследователей, должна «наращивать мускулы» и укрепляться в отраслях промышленности и сферы услуг. Ведь только с уверенностью в устойчивом производстве можно стать привлекательными для иностранных партнеров.
Политика импортозамещения сталкивается с рядом противоречий, и сегодня некоторые отрасли промышленности не могут адаптироваться к сокращению экономических связей с западными странами. Изменились импортные и экспортные потоки, структура и объем товарной биржи. В этой ситуации целесообразно оценивать и детально рассматривать потоки взаимной торговли с ближайшими партнерами, поскольку именно взаимодействуя с ними, можно добиться роста в будущем.
Говоря об изменении основных каналов межгосударственной торговли, необходимо отметить следующее. До введения санкционного режима российская экономика была ориентирована, в первую очередь, на сотрудничество с Европейским Союзом, и прежде всего в поставках сырья и энергоресурсов. С потерей и сокращени-
ем этого канала сбыта отечественная экономика вынуждена приспосабливаться к интересам других контрагентов. В то же время ЕС без существенных потерь может компенсировать дефицит за счет других поставщиков (прежде всего стран ОПЕК, США и др.).
Однако движение на Восток, которое некоторые исследователи называют оптимальным выходом из сложившейся ситуации, является, на наш взгляд, лишь вынужденной мерой, не в полной мере отвечающей интересам российской экономики. Таким образом, качественный рост внешнеэкономической деятельности может быть достигнут только при формировании национальной устойчивой экономики.
Сформулируем общие положения по итогам работы:
1. Для укрепления внешнеполитических позиций формирование устойчивой системы экономики в стране не требуется.
2. Меры по улучшению системы образования не должны быть изолированы и отчуждены друг от друга. Важно выработать комплексный подход к обеспечению экономической безопасности внутри страны для достижения баланса сил во внешнеэкономической сфере.
Библиографический список
1. Гринберг Р.С., Косикова Л.С. Новые тенденции экономического сотрудничества на постсоветском пространстве. Россия в глобализирующемся мире: политико-экономические очерки. - М.: Наука, 2004. - С. 445-460.
2. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. Электронный ресурс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_216629/ (дата обращения: 10.12.2019).
3. Бухвальд Е.М. Экономическая безопасность России и Стратегия ее пространственного развития // ЭТАП. - 2017. - №3. - С. 7-22.
4. Малахова Т.С. Позиции России в глобальной экономике: тенденции и противоречия // Финансы и кредит. - 2015. - №21 (645). - С. 13-26.
3. Положения принятых в этой области нормативных правовых актов должны быть реализованы на практике. Для этого необходимо, чтобы нормы, установленные в законах, носили не только декларативный характер, но и выражались в определенных качественных и количественных показателях.
4. Целесообразно углубленное сотрудничество в рамках ЕАЭС продолжать, так как Россия может претендовать на укрепление своих не только политических, но и экономических позиций как раз в местном центре рост глобального влияния.
Сегодня задача формирования таких экономических и политических условий, когда выбор союзников не был детерминирован негативными факторами и спровоцированной извне необходимостью [4], а стал результатом проверенной стратегии, которая обеспечивает объективно выраженные выгоды для отечественной экономики. Движение в этом направлении станет залогом успеха на пути достижения оптимальных показателей экономической безопасности в условиях геополитической нестабильности.
MODEL OF ENSURING RUSSIA'S ECONOMIC SECURITY IN THE CONDITIONS
OF GLOBAL INSTABILITY
V.A. Nikonenko, Student Kuban State University (Russia, Krasnodar)
Abstract. The article analyzes the current challenges and threats to Russia's economic security in the context of geopolitical instability. A system for assessing internal and external factors affecting the economic and political situation of the Russian Federation is proposed. The author identifies the directions of development of the economic security system at the internal and external level. The provisions on the transformation of the model of ensuring the economic security of Russia are formulated.
Keywords: national interests, economic security, integration models, sanctions regime, Russian economic security strategy.