УДК 342.9
К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Керамова С.Н., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация,
saidal 4@yandex.ru
В статье рассмотрены проблемы административно-правового регулирования обеспечения экономической безопасности, а также функционирования механизма административно-правового обеспечения экономической безопасности на уровне Российской Федерации. Актуальность темы статьи обусловлена, прежде всего, тем, что административное и правовое регулирования считаются одними из наиболее важнейших задач по обеспечению экономической безопасности нашей страны. Говорится, что предметом административно-правового регулирования экономической безопасности являются все отношения, связанные с ее обеспечением. Обоснована необходимость разработки научно-концептуальной и правовой основы административно-правового регулирования обеспечения экономической безопасности, соответствующей современному времени и способствующей решению конкретных проблем, связанных с организацией деятельности субъектов правового регулирования экономической безопасности. В статье кратко анализируются Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Стратегия экономической безопасности до 2030 года. Результатом исследования является формулирование выводов и предложений по совершенствованию административно-правового регулирования обеспечения экономической безопасности РФ.
Ключевые слова: административное право, экономическая безопасность, административно-правовое регулирование, Стратегия национальной безопасности, Стратегия экономической безопасности.
DOI: 10.21779/2224-0241-2018-27-3-76-80
UDC 342.9
TO THE QUESTION ABOUT ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF ENSURING ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION
Keramova S.N., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, saida14@yandex.ru
The article discusses the problems of administrative and legal regulation of ensuring the economic security, as well as the functioning of the mechanism of administrative and legal support for economic security at the level of the Russian Federation. The relevance of the topic of the article is due, first of all, to the fact that administrative and legal regulation are considered to be one of the most important tasks to ensure the economic security of our country. It is said that the subject of administrative and legal regulation of economic security are all relations related to its security. The necessity of developing a scientific and conceptual and legal basis for administrative and legal regulation of ensuring economic security corresponding to modern times and contributing to the solution of specific problems associated with the organization of activities of subjects of legal regulation of economic security is substantiated. The article briefly analyzes the National Security Strategy of the Russian Federation until 2020 and the Economic Security Strategy until 2030. The result of the study is the formulation of conclusions and proposals for improving the administrative and legal regulation of economic security of the Russian Federation.
Key words: administrative law, economic security, administrative and legal regulation, national security Strategy, economic security Strategy.
DOI: 10.21779/2224-0241-2018-27-3-76-80
Экономическая безопасность Российской Федерации, являясь базисом, материальной основой национальной безопасности, выступает гарантией независимости государства, определяет потенциал проведения самостоятельной экономической политики и создает возможности для поступательного, стабильного социально-экономического развития государства в обстановке глобализации
мирового хозяйства и геополитических рисков. Актуальность темы статьи обусловлена, прежде всего, тем, что административное и правовое регулирования считаются одними из наиболее важнейших задач по обеспечению экономической безопасности нашей страны. По мнению ученых, именно административно-правовое регулирование экономики, одной из целей которого является легализация
наиболее перспективных форм и методов правового воздействия на деятельность в исследуемой сфере, призвано определять наиболее перспективные направления развития экономических отношений
[1, с. 4].
Сфера административно-правового регулирования экономической безопасности в силу своей компетенции призвана решить проблему теоретических и организационно-правовых основ, которую совместными усилиями смогут решить Президент РФ, органы исполнительной власти, органы законодательной власти, субъекты РФ, муниципальные образования. Так, основные направления государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности определяются Президентом РФ. Эта политика осуществляется федеральными органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и док-тринальных документов, которые разрабатываются Советом безопасности и утверждаются Президентом РФ [2, с. 51]. Совет безопасности, подчиненный Президенту, следит за деятельностью различных субъектов регулирования экономической безопасности. В его структуре функционирует Межведомственная комиссия, которая определяет политику сферы регулирования экономической безопасности и координирует ее осуществление.
Экономическая безопасность является одним из основных условий обеспечения безопасности других сфер жизнедеятельности личности, общества и государства.
Как представляется, в предмет административно-правового регулирования экономической безопасности должны входить:
- общественные отношения, в частности, в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ;
- профилактика по выявлению угроз и защите от них в сфере экономических отношений, установленных законом;
- обеспечение определенного состояния в сфере общественных отношений, связанных с экономической безопасностью средств производства, распределения и обмена [3, с. 233].
Таким образом, предметом административно-правового регулирования экономической безопасности можно считать все отношения, связанные с ее обеспечением. Притом следует иметь в виду, что обеспечение экономической безопасности возможно лишь при совместной целенаправленной деятельности государства и граждан, участвующих в этом процессе, который, носит административно-правовой характер и основывается на принципе законности.
Говоря о проблемах в административно-правовом регулировании обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, надо иметь в виду, что они связаны, прежде всего, с тем,
что экономическая безопасность фактически является отличительной особенностью проявления стремления общества к стабильности и надежности. К тому же в этой сфере сконцентрированы интересы всего общества - от государства до отдельного гражданина. Третья причина видится в том, что «современное российское общество, развиваясь в направлении демократического рыночного государства, стремится к переходу от исключительно силовых к административно-правовым методам обеспечения экономической безопасности» [4, с. 493].
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил, что главные причины торможения экономики кроются во внутренних проблемах: «Это, прежде всего, дефицит инвестиционных ресурсов, современных технологий, профессиональных кадров, недостаточное развитие конкуренции, изъяны делового климата» [5].
Правовую основу обеспечения экономической безопасности РФ составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «О безопасности», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности. Общие законодательные принципы вытекают из Закона РФ «О безопасности». Эта нормативная база является важнейшим элементом механизма правового регулирования в данной сфере.
Система административного законодательства, регламентирующего экономические отношения, выстраивается с учетом конституционных положений, а также политико-территориальной организации нашего государства.
Одним из концептуальных решений последних лет, определяющих перспективную государственную политику, является разработка и утверждение Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [6]. Проблемы криминализации хозяйственно-финансовых отношений в Стратегии национальной безопасности названы в числе основных стратегических рисков и угроз национальной безопасности России. По словам профессора М.В. Костенникова, это «нарушает права человека на независимое применение собственных талантов и способностей, посягает на имущество для предпринимательской деятельности, подрывает уважение к правам частной собственности, а также к цивилизованным методам предпринимательства» [7, с. 16].
Узловым элементом Стратегии является то значительное внимание, которое уделено в ней вопросам развития российской экономики и поддер-
жания экономической стабильности России на международном рынке. Поэтому сегодня можно говорить о формировании концепции экономической безопасности и ее правовом закреплении. При этом можно утверждать, что эти вопросы сегодня являются самым проблемным и нестабильным звеном национальной безопасности. Об этом свидетельствуют, в первую очередь, результаты развития отечественной экономики. К примеру, в 2015 году были отмечены худшие показатели социально-экономического развития страны за последние 5 лет. В 2016 и в 2017 гг. инвестиционные показатели, показатели уровня жизни населения, динамика потребительского спроса, состояние денежно-кредитной политики продолжали проявлять негативные тенденции [8, с. 24]. Все это оказывает влияние на обострение социально-экономической обстановки в стране, в том числе и на рост показателей нарушений законности в сфере экономики. В связи с этим возникла необходимость выработки новых эффективных подходов к государственному управлению экономикой, способствующих не только стабилизации экономических показателей развития страны, но и полному контролю над криминальными угрозами экономической безопасности.
Среди конкретных мер, направленных на обеспечение государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу, в Стратегии названы: «повышение эффективности работы правоохранительных органов и спецслужб; формирование единой госсистемы превенции преступности и других правонарушений, включая также мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики; выработка и применение специальных мер, нацеленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации социальных отношений».
Необходимость разработки научной концепции противодействия вызовам и угрозам российской экономике конкретизирована в Стратегии экономической безопасности до 2030 года [9]. В числе угрожающих факторов выделены: «стремление развитых государств использовать свои преимущества в уровне развития экономики», «повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов Российской Федерации» и «исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития». В Стратегии также подчеркнута важность принятия мер в целях преодоления «слабой инновационной активности», «недостаточно эффективного государственного управления».
Потребность в разработке нормативных мер для реализации данной Стратегии и ряд изложенных выше обстоятельств вызывают объективную необходимость концептуального и теоретико-методологического изучения форм и методов участия государства в экономике страны, создания эффективно функционирующих правовых механизмов, нацеленных на защиту отечественного то-
варопроизводителя, а также финансового и потребительского рынков и др. [1, с. 5].
Многие цивилизованные страны мира формируют свою правовую систему так, чтобы поддерживать благоприятные условия для экономического развития всех субъектов хозяйствования, сохранить все положительное, что было сделано предыдущими поколениями, создавая условия для дальнейшего развития. При этом заметна тенденция к решению поставленной задачи не волевыми усилиями, а правовыми методами, т. е. посредством создания правового механизма, не сдерживающего, а способствующего социально-экономическому прогрессу. Большое значение в этом придается всем отраслям права. Так, конституционное право закрепляет и гарантирует основные права и свободы граждан. Уголовным правом защищаются субъекты хозяйствования от разного рода посягательств со стороны потенциальных правонарушителей. Гражданским правом регламентируются отношения между субъектами товарно-денежных отношений. Административным правом определяется порядок отношений между субъектами хозяйствования и государственными органами [10, с. 135].
Аналогичная ситуация характерна и для современного российского общества. Российским законодательством довольно полно охватываются все стороны деятельности субъектов хозяйствования. Однако в настоящее время множество положений различных отраслей права на деле не работают или трудно реализуются, вследствие чего в Российской Федерации многие субъекты хозяйствования нередко используют для защиты не правовые, а силовые методы, выходящие за рамки правового поля.
В связи с этим актуальной становится проблема замены этих методов средствами, предписываемыми правовыми нормами, решение которой возможно путем использования на государственном уровне уже созданного правового массива как органами государственной администрации, так и участниками экономической деятельности.
Из анализа современного российского законодательства в данной сфере и, прежде всего, его части, содержащей административно-правовые предписания, можно утверждать, что оно не имеет явных пробельных моментов. В чем же тогда причина существования проблем административно-правового обеспечения экономической безопасности?
Как представляется, причина состоит не только в недостатках правовых норм, но и, прежде всего, в неэффективности механизма административно-правового регулирования, который выступает в качестве процесса последовательного воздействия административно-правовых норм на общественные отношения. По мнению ученых, с которым мы солидарны, неэффективность механизма административно-правового регулирования является результатом «неисполнимости нормативных
предписаний, избирательности и сознательного манипулирования ими» [8, с. 25] и т.д. Наиболее ярко это проявляется на стадии правоотношения и издания правоприменительных актов.
В качестве отдельной проблемы, по нашему мнению, следует выделить определение границ и субъектов, которые обеспечивают экономическую безопасность. Любое расширение границ и числа субъектов представляется бессмысленным. По нашему мнению, необходимо применение правового инструмента, способного к удовлетворению интересов и государства, и частного бизнеса в сфере обеспечения экономической безопасности. С целью исключения взаимного соперничества и ведомственной конкуренции деятельность субъектов должна соответствовать единому, целенаправленному курсу политики, а, следовательно, он также нуждается в уточнении.
Указанные проблемы актуализируют необходимость выработки новых эффективных подходов к государственному управлению экономикой.
В заключение можно сделать следующие выводы.
Административно-правовое регулирование в настоящее время является одной из наиболее
приоритетных задач Российского государства в этой области.
В связи со сложностью административно-правового регулирования в этой области возникает необходимость разработки научно-концептуальной и правовой основы его обеспечения, соответствующей современному времени и способствующей решению конкретных проблем, связанных с организацией деятельности субъектов правового регулирования экономической безопасности.
Большое значение для организации административно-правового обеспечения экономической безопасности имеет создание и принятие Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, в которой раскрываются ее основные понятия, механизм регулирования экономической безопасности, список показателей, пороговых принципов.
Таким образом, вопросы совершенствования административно-правового регулирования обеспечения экономической безопасности Российской Федерации на современном уровне требуют уточнений, дополнений, а порой и пересмотра нормативной правовой базы.
Литература
1. Саидов З.А. Административно-правовое регулирование в сфере экономики: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2017.
2. Максимов С. Система административно-правовых отношений в механизме правового регулирования экономической безопасности // Право и управление. XXI век. 2011. № 4 (21). С. 50-56.
3. Шуклина Д.А., Очаковский В.А. Проблема административно-правового регулирования обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. 2016. № 6. С. 229-235.
4. Экономическая безопасность: производство - финансы - банки / под ред. Н.Г. Сенчагова. М.: Финстатинформ, 2012.
5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 дек. 2016 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 31 дек. 2015 г. № 683. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (дата обращения: 19.02.2018).
7. Костенников М.В., Максимов С.Н. Методы обеспечения экономической безопасности в административном праве // Полицейская и следственная деятельность. 2016. № 3. С. 16-23.
8. Пролетенкова С.Е., Быков Б.А. Административно-правовое обеспечение экономической безопасности: проблемы и перспективы // Административное право и процесс. 2017. № 2. С. 23-26.
9. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента Рос. Федерации от 13 мая 2017 г. №208 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 20, ст. 2902.
10. Батова В.Н., Малахова М.Н. Проблемы административно-правового регулирования экономической безопасности в Российской Федерации // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 135-143.
References
1. Saidov Z.A. Administrativno-pravovoe regulirovanie v sfere ekonomiki: avtoref. dis. ...d-ra yurid. nauk. M., 2017.
2. Maksimov S. Sistema administrativno-pravovykh otnoshenii v mekhanizme pravovogo regulirovani-ya ekonomicheskoi bezopasnosti // Pravo i upravlenie. XXI vek. 2011. № 4 (21). S. 50-56.
3. Shuklina D.A., Ochakovskii V.A. Problema administrativno-pravovogo regulirovaniya obespecheniya ekonomicheskoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii // Nauchnye itogi goda: dostizheniya, proekty, gipotezy. 2016. № 6. S. 229-235.
4. Ekonomicheskaya bezopasnost': proizvodstvo - finansy - banki / pod red. N.G. Senchagova. M.: Finstatinform, 2012.
5. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu Rossiiskoi Federatsii ot 1 dek. 2016 g. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».
6. O Strategii natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii: ukaz Prezidenta Ros. Federatsii ot 31 dek. 2015 g. № 683. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (data obrashcheniya: 19.02.2018).
7. KostennikovM.V., Maksimov S.N. Metody obespecheniya ekonomicheskoi bezopasnosti v adminis-trativnom prave // Politseiskaya i sledstvennaya deyatel'nost'. 2016. № 3. S. 16-23.
8. Proletenkova S.E., Bykov B.A. Administrativno-pravovoe obespechenie ekonomicheskoi bezopasnosti: problemy i perspektivy // Administrativnoe pravo i protsess. 2017. № 2. S. 23-26.
9. O Strategii ekonomicheskoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda: ukaz Prezidenta Ros. Federatsii ot 13 maya 2017 g. №208 // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 2017. № 20, st. 2902.
10. Batova V.N., Malakhova M.N. Problemy administrativno-pravovogo regulirovaniya ekonomicheskoi bezopasnosti v Rossiiskoi Federatsii // XXI vek: itogi proshlogo i problemy nastoyashchego plyus. 2014. T. 2. № 2 (18). S. 135-143.
Поступила в редакцию 19 марта 2018 г.
Received 19 March, 2018