УДК 340.12 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-11-141-145
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
ИГНАТОВ ДМИТРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ
Арбитражный управляющий г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В статье предпринята попытка рассмотреть теоретические аспекты проводимой на современном этапе правовой политики по обеспечению экономической безопасности в Российской Федерации. Автор исходит из подхода к определению правовой политики как целенаправленной деятельности государства и общественных формирований в рамках влияния на правотворчество и правоприменительную практику по формированию и развитию системы регулирующих и охранительных юридических средств, способствующих реализации прав и законных интересов государства, общества и личности в тех или иных сферах. Принимая во внимание особую значимость защиты и охраны экономических ценностей, прав и законных интересов государства, общества, личности, обеспечивающих нормальное функционирование и развитие социальных процессов, нельзя не учитывать, что поддержание надлежащего стабильного экономического порядка невозможно без соответствующей правовой регламентации, находящей выражение в нормах права. Данная задача не может быть решена без разработки теоретической концепции правовой политики в сфере экономической безопасности. Методологическая основа исследования экономической безопасности опирается на последовательную реализацию таких общенаучных принципов как принцип всесторонности исследования, принцип системности и комплексности. Основа методологии исследования - диалектический метод и связанные с ним в контексте настоящей работы частнонаучные методы: историко-правовой и сравнительно-правовой методы, нормативно-юридический метод, метод анализа законодательства и практики его применения, формально-логический метод толкования права, а также методы анализа и синтеза, аналогии, моделирования, абстрагирования. В качестве выводов предлагается изменение действующей Стратегии национальной безопасности в части обеспечения защиты экономического роста, либо принятие самостоятельной стратегии по обеспечению экономической безопасности. Дальнейшее исследование предполагает развитие соответствующих практических предложений. Данные результаты могут быть применимы в законодательной деятельности, а также в научно-практической работе, связанной с предметом представленной научной статьи.
Ключевые слова: экономическая безопасность, национальная безопасность, стратегия национальной безопасности, экономические ценности, правовая политика, субъекты правовой политики
Экономическая безопасность является разновидностью национальной безопасности, что сегодня нашло отражение в юридических конструкциях позитивного права (например, в Стратегии национальной безопасности 2015 года, международных актах и договорах [1]). Кроме того, этот тезис обоснован и широко распространен в юридической науке.
В этом контексте считаем верным присоединиться к позиции С. Н. Максимова: «Экономическая безопасность как публично-правовая категория представляет собой единый процесс поддержания государственного управления следующих элементов экономики страны - важнейших экономических показателей страны на необходимом для стабильного развития уровне, внутриэконо-мического и внешнеэкономического баланса и
распределения экономических ресурсов, отсутствия дефицита и профицита бюджета, защиты от внешних угроз - реализуемый при помощи установленных правовыми актами, административных процедур, содержащих принципы и правила распределения экономических ресурсов, реализации государственного управления в сфере экономики, а также способы защиты прав и свобод участников (в том числе, государства) экономических правоотношений» [2].
Близкий подход у О. А. Сафонова: «Экономическая безопасность, являясь частью национальной, заключается в обеспечении эффективного и непрерывного производства, обмена, потребления и распределения материальных и нематериальных благ в интересах государства, общества, личности за счет достижения определенного раз-
вития и состояния общественных отношений, урегулированных правом, в сфере экономики» [3].
Обеспечение национальной безопасности на современном этапе в общем виде предполагает предотвращение внутренних и внешних угроз и опасностей, стабильное и благоприятное развитие ценностей, прав и законных интересов государства, общества и личности в экономической сфере. Поэтому неотделимым от теоретического изучения безопасности является выявление угроз и опасностей, которые выражают прикладной, практический характер безопасности, представляя собой внешние и внутренние изменения, создающие неблагоприятные последствия для состояния защищенности и беспрепятственной реализации прав и законных интересов общества, личности и государства в экономической сфере.
В связи с этим в рассмотрении экономической безопасности необходимо учитывать общие аспекты правового регулирования отношений, связанных с национальной безопасностью в целом.
Анализ категории «экономическая безопасность» в рамках правового регулирования позволяет определить ее в качестве предмета регулирования как общественные отношения, связанные с охраной и защитой прав и законных интересов государства, общества и личности в экономической сфере от внутренних и внешних угроз и опасностей, обеспечением стабильного и благоприятного развития экономики.
Правовое регулирование экономической безопасности предполагает обеспечение правовыми средствами состояния защищенности государства, общества и личности в экономической сфере. Таким путем в нормативных актах определяются разнообразные экономические ценности (свобода экономического пространства, собственность, конкуренция и т. д.), средства и меры, направленные на их охрану и защиту.
Обеспечение защищенности территории, суверенитета, граждан является органичным предназначением любого государства, начиная с его возникновения и становления. Значение безопасности заключается в состоянии, исключающем какие-либо угрозы и опасности как внешнего, так и внутреннего характера. Безопасность становится основанием для развития карательных функций и силовых структур любой страны, охватывая со временем разнообразные сферы жизнедеятельности.
На сегодняшний день основным программным документом в сфере национальной безопасности Российской Федерации является Стратегия национальной безопасности, утвержденная Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683.
Одним из направлений обеспечения национальной безопасности определен экономический рост, поддержание которого включает в себя повышение привлекательности российской юрисдикции, совершенствование условий для предпринимательской деятельности, развитие конкуренции, выработка новых подходов к деятельности органов государственного контроля (надзора), обеспечение стабильности налоговой и правовой систем, гарантированную защиту права частной собственности и выполнения договоров. Раскрытие в программных документах экономической безопасности через поддержание экономического роста свидетельствует о сходстве российской правовой политики с практикой обеспечения экономической безопасности Германии.
Практика показывает, что правовая политика по обеспечению экономической безопасности может основываться на военно-политических интересах (США, где экономическая безопасность непосредственно взаимосвязана с мерами по реализации военной безопасности и попытках внешнего влияния на другие государства), идеологических концепциях (Китай, где обеспечение безопасности, обосновывается через идеи поддержки социалистических экономических ценностей), непосредственно экономических факторах (Германия, где экономическая безопасность развивается через обеспечение экономического роста). Также могут быть выделены модели англосаксонской правовой семьи и модели континентальной правовой семьи, разница между которыми заключается в признании судебного прецедента как источника права. Кроме того, можно разграничивать модели, предполагающие экстерриториальное влияние на субъектов иностранной юрисдикции (США [4-10]), а также модели, предполагающие контрмеры в случае применения экстерриториального влияния других государств (Великобритания [11], Канада [12], Европейский Союз [13-15]).
В рамках рассмотрения современного состояния правовой политики в сфере экономической безопасности в России выявлены и охарактеризованы субъекты правовой политики. Так, в структуру органов государственной власти, участвующих в формировании и развитии рассматриваемой правовой политики, входят органы исполнительной власти, в том числе Правительство РФ, министерства, службы, агентства, руководство которыми осуществляет Президент РФ (МВД России, ФСБ России, ФАС и др.), также Председатель Правительства РФ (Минэкономразвития РФ, Минфин России и др. Отмечено, что в право-
SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
вой политике принимают участие и законодательные органы, что отражается в применении специальных экономических мер, а также осуществления специального контроля Счетной палатой РФ. Также в правовой политики по обеспечению экономической безопасности участвуют органы с особым статусом (Центральный банк РФ, Генеральный прокурор РФ и органы прокуратуры). Учитывая федеративное устройство Российской Федерации, в качестве субъектов рассматриваемой правовой политики называются органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Систему органов государственной власти, участвующих в обеспечении экономической безопасности, в том числе в развитии соответствующей правовой политики, возглавляет Президент РФ.
Несмотря на то, что судебный прецедент не признается источником права, значение правоприменительной практики заключается в происходящем обеспечении единообразной практики судов в правомерности деятельности органов государственной власти, участвующих в обеспечении экономической безопасности.
К другой категории субъектов правовой политики в обеспечении экономической безопасности относятся институты гражданского общества, к которым представляется обоснованным относятся муниципальные образования в лице уполномоченных органов местного самоуправления, общественные объединения, саморегулируемые организации, а также некоммерческие организации, имеющие особый статус в силу законодательства (общественные палаты, торгово-промышленные палаты, адвокатские и нотариальные объединения).
Обе категории участников составляют систему субъектов правовой политики по обеспечению экономической безопасности государства, общества и личности в Российской Федерации на современном этапе, что также выразилось в программных документах. Такие документы носят подзаконный характер, но фактически определяют деятельность органов законодательной и исполнительной власти, степень участия институтов гражданского общества.
Следует отметить, что анализ законодательства позволяет охарактеризовать отраслевые особенности обеспечения экономической безопасности. Развитие различных отраслевых средств создает дополнительные гарантии в обеспечении защищенности и баланса интересов в экономической сфере. Одновременно с этим требуется признать, что нельзя отождествлять современную правовую политику по обеспечению экономиче-
ской безопасности только с установлением дополнительных мер и средств охранительного или защитного характера. Обеспечение национальных интересов государства, общества, личности проявилось в мерах дополнительной поддержке малого и среднего предпринимательства, что также сопровождается снижением контролирующего воздействия на современную сферу бизнеса.
Следует признать, что риски отдельных мер и средств внешнего характера по обеспечению экономической безопасности имеют место на внутреннем уровне, но и имеют большую опасность в оценке межгосударственных судебных и третейских учреждений и влечь за собой рост финансовых потерь и иные негативные издержки в экономической сфере.
Анализ внутреннего уровня правовой политики в сфере экономической безопасности свидетельствует о недооценке «теневой» экономики, выраженной в ограничениях конкуренции, фактах коррупции, недобросовестных сделках слияния и поглощения, неправомерных банкротствах, злоупотреблении доминирующим положением.
При этом, на наш взгляд, наиболее обобщающий, значимый характер несут в себе проблемы банкротства, которое на практике может сочетать в себе и давать развитие разнообразному проявлению «теневой» экономики. Проблемы в сфере банкротства всегда носят конфликтный характер, где достаточно сложно обеспечить баланс интересов государства, общества, личности. Законодательный пробел в современной действительности здесь восполняется судебной практикой. Полагаем, что на практике правоотношения, связанные с банкротством, собирают в себе все отрицательные угрозы и опасности для экономической безопасности, а различные теоретические конструкции обеспечения баланса интересов могут привести к перераспределению значимых ресурсов и ценностей. В связи с этим, обосновывается недостаточное внимание проблемам банкротства, как с точки зрения предотвращения явлений «теневой» экономики, так и с точки зрения обеспечения баланса интересов государства, общества, личности.
На основе изложенного предлагается дополнить абзац 6 п. 62 действующей Стратегии национальной безопасности, где указаны направления поддержки экономического роста, следующими словами: «повышение эффективности, качества процедур, применяемых в рамках дел о несостоятельности (банкротстве), предотвращение преднамеренных, фиктивных банкротств и обеспечение законности в процедурах банкротст-
ва, способствующих обеспечению баланса интересов личности, общества, государства».
По нашему мнению, в рамках формирования и развития правовой политики это направление должно быть обеспечено:
- регулирующим воздействием правовой политики, связанным с повышением эффективности, качества процедур, применяемых в рамках дел о несостоятельности (банкротстве),
- охранительным воздействием, которое заключается в предотвращении преднамеренных и фиктивных банкротств, а также обеспечение законности в процедурах банкротства.
В качестве итога, учитывая значимость подзаконных актов программного характера, отметим, что требуется либо изменение действующей Стратегии национальной безопасности в части обеспечения защиты экономического роста, либо принятие самостоятельной стратегии по обеспечению экономической безопасности, предусматривающей отраслевые особенности, порядок принятия и реализации специальных экономических мер, значение и роль специальных органов, влияние правоприменительной практики на их деятельность, а также участие институтов гражданского общества, включая саморегулируемые организации.
Литература
1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1 (часть II). ст. 212.
2. Максимов С. Н. Административно-правовое обеспечение экономической безопасности в Российской Федерации: концептуальные и методологические аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. С. 15.
3. Сафонов О. А. Финансово-правовые средства обеспечения экономической безопасности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 9.
4. Trading With the Enemy Act of 1917 (TWEA). URL:https://www.treasury.gov/resource-center/sanctions-/Documents/twea.pdf
5. Foreign Agents Registration Act (FARA) 1938. URL: https://www.fara.gov/indx-act.html (дата обращения: 20.05.2016)
6. National Security Act of 1947. URL: http://glo-bal.oup.com/us/companion.websites/9780195385168/resou rces/chapter10/nsa/nsa.pdf
7. International Emergency Economic Powers Act of 1977 (IEEPA). URL: http://legcounsel.house.gov/Comps/-International%20Emergency%20Economic%20Powers%-20Act.pdf
8. Export Administration Act of 1979 (EAA). URL: http://legcounseLhouse.gov/Comps/The%20Export-%20Administration%20Act%200f%201979.pdf.
9. Kaufman v. Societe Internationale Pour Participations Industrielles et Commerciales, S.A. 343 U.S. 156. URL: https://supreme.justia.com/cases/federal/us/343/156/.
10. Hartford Fire Ins. Co v. Cal. 509 U.S. 764 // URL: https://supreme.justia.com/cases/federal/us/509/764/.
11. Protection of Trading Interests Act 1980. URL: http://www.legislation.gov.uk/uksi/1983/1703/made.
12. Foreign Extraterritorial Measures Act 1985 URL: http://laws.justice.gc.ca/eng/acts/F-29/page-1.html.
13. Договор о функционировании Европейского Союза (Рим, 25 марта 1957 г.) (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.) Консолидированный текст (официальный перевод) // Система ГАРАНТ.
14. Council Regulation (EC) No. 2271/96 of 22 November 1996 protecting against the effects of the extraterritorial application of legislation adopted by a third country, and actions based thereon or resulting therefrom. URL: http://www.europarl.europa.eu/meetdocs/2014_-2019/documents/com/com_com(2015)0048_/com_com(20 15)-0048_en.pdf (дата обращения: 20.05.2016).
15. Council Regulation (EC) № 3283/94 of 22 December 1994 on protection against dumped imports from countries not members of the European Community. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=urise-rv:0J.L_.1994.349.01. 0001. 01.ENG.
References
1. O strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta RF ot 31.12.2015 № 683 [About the Russia's National Security Strategy. Presidential Decree of 31.12.2015 № 683] // Sobranie zakonoda-tel'stva RF. 2016. № 1 (chast' II). st. 212.
2. Maksimov S. N. Administrativno-pravovoe obes-pechenie ekonomicheskoj bezopasnosti v Rossij-skoj Federacii: konceptual'nye i metodologicheskie aspekty [Administrative and legal support for the economic security of the Russian Federation: the conceptual and methodological aspects]: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2014.
3. Safonov O. A. Finansovo-pravovye sredstva ob-especheniya ekonomicheskoj bezopasnosti [Financial and legal means of ensuring the economic security]: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2007.
4. Trading With the Enemy Act of 1917 (TWEA). URL: https://www.treasury.gov/resource-center/sanctions-/Documents/twea.pdf
5. Foreign Agents Registration Act (FARA) 1938. URL: https://www.fara.gov/indx-act.html (data obrashche-niya: 20.05.2016)
6. National Security Act of 1947. URL: http://glo-bal.oup.com/us/companion.websites/9780195385168/resou rces/chapter10/nsa/nsa.pdf
7. International Emergency Economic Powers Act of 1977 (IEEPA). URL: http://legcounsel.house.gov/Comps/-International%20Emergency%20Economic%20Powers%-20Act.pdf
SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
fl. A. HrHATOB
145
8. Export Administration Act of 1979 (EAA). URL: http://legcounsel.house.gov/Comps/The%20Export-%20Administration%20Act%20üf%201979.pdf
9. Kaufman v. Societe Internationale Pour Participations Industrielles et Commerciales, S. A. 343 U.S. 156. URL: https://supreme.justia.com/cases/federal/us/343/156/.
10. Hartford Fire Ins. Co v. Cal. 509 U. S. 764 // URL: https://supreme.justia.com/cases/federal/us/509/764/.
11. Protection of Trading Interests Act 1980. URL: http://www.legislation.gov.uk/uksi/1983/1703/made.
12. Foreign Extraterritorial Measures Act 1985 URL: http ://laws.justice. gc .ca/eng/acts/F-2 9/page -1. html.
13. Dogovor o funkcionirovanii Evropejskogo Soyuza (Rim, 25 marta 1957g.) [The Treaty on the functioning of the European Union (Rome, March 25, 1957)] (v redakcii
Lissabon-skogo dogovora 2007 g.) Konsolidirovannyj tekst (oficial'nyj perevod) // Sistema GARANT.
14. Council Regulation (EC) No. 2271/96 of 22 November 1996 protecting against the effects of the extraterritorial application of legislation adopted by a third country, and actions based thereon or resulting therefrom. URL: http://www.europarl.europa.eu/meetdocs/2014_-2019/documents/com/com_com(2015)0048_/com_com(20 15)-0048_en.pdf (data obrashcheniya: 20.05.2016).
15. Council Regulation (EC) № 3283/94 of 22 December 1994 on protection against dumped imports from countries not members of the European Community. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/? uri=urise-rv:OJ.L .1994.349.01. 0001. 01.ENG.
* * *
THEORETICAL ASPECTS OF REALIZATION LEGAL POLICY ON PROVIDING ECONOMIC SAFETY AT THE PRESENT STAGE
IGNATOV DMITRY ANATOLYEVICH Arbitral manager Tambov, Russian Federation, e-mail: [email protected]
In the article Author attempts to examine the theoretical aspects conducted at the present stage of legal policy to ensure the economic security of the Russian Federation. The author proceeds from the approach to the definition of legal policy as a purposeful activity of the state and public organizations under the influence on the lawmaking and law-enforcement practice on the formation and development of the system of control and enforcement of legal tools to facilitate the implementation of the rights and legitimate interests of the state, society and the individual in various spheres. Taking into account the special importance of the protection and preservation of economic values, rights and legal interests of the state, society, the individual, that ensure the normal functioning and development of social processes, can not be ignored that the maintenance of a proper stable economic order cannot be without proper legal regulation, which finds expression in the law. This problem cannot be solved without the development of theoretical concepts of legal policy in the sphere of economic security. The methodological basis the studying of economic security is based on the consistent implementation of general scientific principles as the principle of a comprehensive study, the principle of systematic and integrated. Also the basis for the research methodology used the dialectical method and related to the context of this work private scientific methods: historical, legal and comparative legal methods, regulatory and legal method, legal analysis method and practice, the formal-logical method of interpretation of the law, and the methods of analysis and synthesis, analogy, modeling abstraction. In conclusions, author proposed changing the current National Security Strategy with regard to the protection of economic growth, or the adoption of an independent strategy to ensure economic security. Further exploration assumes the development of relevant proposals.
Key words: economic security, national security, the national security strategy, economic values, legal policy, the subjects of legal policy