УДК 340.12 doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-2-190-194
ПРАВОВЫЕ МОДЕЛИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ИГНАТОВ ДМИТРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ
Ассоциация «Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Содействие»», г. Орел, Российская Федерация, e-mail: virtualkid@yandex.ru
В статье обобщается практика установления и применения мер и средств правового обеспечения экономической безопасности. Обосновывается, что теоретическая модель правовой политики по обеспечению экономической безопасности включает в себя выявление и предотвращение угроз и опасностей, отраслевые особенности обеспечения экономической безопасности, условия применения и характеристика специальных экономических мер, в том числе экстерриториального значения, сложившуюся правоприменительную практику, а также полномочия и характер деятельности органов государственной власти, институтов гражданского общества, включая местное самоуправление, принимающих участие в обеспечении экономической безопасности. Отмечено, что обеспечению экономической безопасности присущи такие тенденции как развитие правовых мер и средств в рамках поддержания национальной безопасности и приоритет национальных интересов, либо интересов и безопасности стран, входящих в межгосударственные объединения. Правовая модель обеспечения экономической безопасности формируется и развивается под влиянием разнообразных факторов, включая экономические, национальные, политические, исторические, социальные, культурные аспекты. Это также обусловлено комплексным, межотраслевым характером экономической безопасности. Теоретически модели могут дифференцироваться по различным обстоятельствам. Например, модели могут характеризоваться различной степенью обеспечения национальных интересов и условий для привлечения иностранных активов. Практика показывает, что правовое регулирование экономической безопасности может основываться на военно-политических интересах, идеологических концепциях, непосредственно экономических факторах. Выделяются модели англо-саксонской правовой семьи и модели континентальной правовой семьи, разница между которыми заключается в признании судебного прецедента как источника права. Кроме того, можно разграничивать модели, предполагающие экстерриториальное влияние на субъею« иностранной юрисдикции, а также модели, предполагающие контрмеры в случае применения экстерриториального влияния других государств.
Ключевые слова: экономическая безопасность, национальная безопасность, модель правового обеспечения, экономические санкции, экстерриториальное влияние
Проведение теоретического анализа экономической безопасности и ее правового обеспечения требует выделения совокупности системообразующих элементов, существующих на практике. Тем самым необходимо выявить определенную совокупность факторов и условий, влияющих на формирование системы средств, мер, а также субъектов, уполномоченных на выработку и реализацию мер и средств по обеспечению экономической защищенности государства, общества и личности.
Полагаем, что обобщить все существующие практики мы можем через термин «модель», под которым в логике, а также математике принято понимать «любую совокупность (абстрактных) объектов, свойства которых и отношения между которыми удовлетворяют данным аксиомам, служащим тем самым совместным (неявным) определением такой совокупности», то есть существующее уст-
ройство или концепция чего-либо [1]. Такое понимание модели отражает сущность метода моделирования как «исследование системы для получения информации о другой системе [2].
Попытка определения модели правового регулирования в контексте лоббирования в правотворчестве предпринята Р. В. Зелепукиным, который понимает под моделью правового регулирования лоббистской деятельности в правотворчестве «установление и определение в обществе социальных, исторических, национальных, культурных, политических, экономических условий, правовой степени и форм (методов, средств, технологий) влияния заинтересованных лиц на определенные нормативные акты институтов публичной власти в целях участия в принятии решений правотворческого характера, содержащих общеобязательные, формально-определенные предписания» [3].
SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
Представляется обоснованным влияние комплекса объективных факторов и условий (социальных, исторических, национальных, культурных, политических, экономических), а также правовой степени и форм осуществления средств и мер, направленных на обеспечение экономической защищенности. При этом следует уделить внимание субъектам, которые на законных основаниях в условиях тех или иных моделей уполномочены участвовать в правовом обеспечении экономической безопасности.
Относительно факторов, влияющих на формирование и развитие правового обеспечения экономической безопасности, очевидное значение имеют именно экономические факторы.
В учебной литературе справедливо различаются условия распределительной и рыночной экономик. «В условиях распределительной экономики само государство выступает в качестве политического и экономического организатора и руководителя, при этом действует от имени всего общества, государственный сектор экономики составляет основу экономики страны и охватывает все отрасли хозяйства, государство распределяет производственные блага и, осуществляя их обмен, концентрирует в своих руках практически весь национальный доход и императивно распределяет и перераспределяет его. В условиях развития рыночной экономики вмешательство государства в экономическое развитие общества, в том числе и при помощи законов, серьезно сокращается, ограничивается. В период становления капиталистического способа производства фундаментальными принципами производства провозглашались свобода собственности и свобода труда. Государство при такой модели экономической жизни рассматривалось не как хозяйствующий субъект, а как сила, призванная охранять существующие в обществе экономические отношения» [2, а 211].
Однако уже в начале прошлого столетия происходит крупное вмешательство государства в корректировку экономической системы, в том числе в установлении нового баланса публичных и частных интересов. Исторически известно, что конституционные нормы могут предусматривать ограничения и лишения частной собственности в интересах государства.
Т. Н. Радько выделяет три группы государств в зависимости от степени вмешательства государства в рыночные экономические процессы:
«Первая группа характеризуется воплощением социального рыночного хозяйства, где рыночная экономика не функционирует автономно, а сознательно регулируется законами государства (Австрия, Германия, Голландия, Канада, Швеция и др.). Вторую группу образуют государства, где наблюда-
ется менее активное вмешательство государства в экономику: государство в целом всемерно поощряет предпринимательскую деятельность, особенно наиболее активных слоев населения (Великобритания, Италия, США). Третья группа придерживается модели рыночной экономики, которая занимает промежуточное место между децентрализованным регулированием экономики и экономикой со значительным регулирующим воздействием государства (государства Юго-Восточной Азии)» [2, с. 212].
Например, в Китае обеспечение экономической безопасности на современном этапе обусловлено идеологическими и политическими аспектами. Главой государства утверждены стратегия национального развития, международная стратегическая ситуация, а также национальные интересы КНР и стратегия национальной безопасности. Данные стратегические теории разрабатываются политическим руководством страны и исходят из теории социализма и социалистической рыночной экономики. Тем самым, экономическая составляющая прослеживается как одна из приоритетных в обеспечении национальной безопасности в целом.
При этом приведенные критерии влияния государства на экономику и их дифференциация не носят сугубо правового характера и различаются в многообразных исторических периодах, хотя и влияют на правовое обеспечение экономической безопасности. Среди объективных факторов также следует отметить политическую направленность государства на обеспечение национальных интересов.
Примером сочетания политических и экономических аспектов в правовом обеспечении экономической безопасности в части защиты и охраны национальных интересов является определение иностранного агента во внутреннем законодательстве. Первоначально это понятие было закреплено в 1938 г. в законодательстве США, имея направленность на предупреждение и предотвращение зарубежного влияния на внутренние процессы. Нормы Закона о регистрации агентов, действующих в интересах иностранцев ^АЯА), применялись, если одна из сторон действовала от имени иностранного правительства, иностранной политической партии, самостоятельного субъекта или другого так называемого «иностранного принципала», который представляет интересы или является частью представительства иностранного агента [4]. Непосредственный контроль за иностранными агентами осуществляется через финансовый инструментарий (отчетность, анализ экономических операций и т. д.) [5].
Похожее развитие термин «иностранный агент» имеет в российской правовой системе, появившись
D. А. IGNATOV
в 2012 г. после принятия поправок в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» [6].
Обеспечение экономической безопасности отражается в правовом регулировании форм осуществления средств и мер, направленных на обеспечение экономической защищенности государства, безопасности, личности в рамках существующих правовых систем, которые, в свою очередь, объединяют в себе национальные правотворчество и правоприменение. Правовое обеспечение, в свою очередь, является продолжением объективных факторов, указанных выше - экономических, политических, культурных, социальных, исторических. Оно развивает их тенденции, существующие в том или ином государстве. То есть правовая политика может быть направлена на обеспечение таких аспектов, как степень вмешательства в экономику, защита и охрана национальных интересов. Например, в условиях применения государствами взаимных санкций (торговые эмбарго, запреты на использование зарубежного капитала или ресурсов и т. д.), их характер из политического может быть изменен на экономический. Во избежание негативных последствий применение санкций требует легальности и легитимности, то есть надлежащего правового обеспечения в части законности и обоснованности выработки и реализации мер экономической защищенности национальных интересов.
Общий характер, свойственный на современном этапе многим национальным правовым системам, носят такие черты правового обеспечения экономической безопасности, как:
- во-первых, развитие правовых мер и средств в рамках поддержания национальной безопасности;
- во-вторых, обеспечение национальных интересов;
- в-третьих, создание условия для предотвращения экстерриториального влияния зарубежного законодательства.
Последнее стало следствием принятия США односторонних мер экономического характера, направленных на влияние резидентов других стран на основании американского законодательства. Превенция экстерриториального влияния развита в законодательстве Великобритании, Канады, а также в актах Европейского Союза. Ввиду этого в указанных странах, включая страны Европейского Союза, образуются компенсационные механизмы, реализуемых взысканий за счет активов, находящихся на территории внутренней юрисдикции.
Дифференциацию сложившихся правовых моделей обеспечения экономической безопасности представляется возможным провести как на основании объективных факторов и условий (экономиче-
ских, политических, национальных), так и на основании правовых аспектов.
Следует признать, что экономические, политические факторы и условия, также как социальные и культурные, определяют сущность и идеи правового регулирования в той или иной сфере, в том числе в сфере экономической безопасности, на том или ином этапе истории. Например, в зависимости от экономических факторов и условий, как, например, характер внутренней экономики можно назвать модели экономической безопасности в условиях распределительной (командно-административной), рыночной, переходной или смешанной экономики. Исходя из политических обстоятельств, модель экономической безопасности может характеризоваться направленностью на ограничение и запреты влияния иностранных активов или активов определенных государств, а также модель, направленная на их привлечение (повышение инвестиционной привлекательности) государства, его территории и резидентов.
Анализируя непосредственно правовые аспекты моделей обеспечения экономической безопасности, выделяются модели англо-саксонской правовой семьи и модели романо-германской правовой семьи, различающиеся наличием судебного прецедента в системе источников.
В практике правового регулирования США, Великобритании и Канады среди мер и средств по обеспечению экономической безопасности системообразующее значение имеют законодательные акты, однако следует учитывать, что эти страны относятся к семье общего права, где основополагающее значение имеют судебные прецеденты. Поэтому деление англо-саксонской и романо-германской моделей обеспечения экономической безопасности позволяет определить значение судебного прецедента в системе источников регулирования правоотношений, связанных с обеспечением экономической защищенности. Такое влияние может выражаться в воздействии правоприменения на правотворчество. В связи с этим принадлежность национальной правовой системы к правовой семье характеризует, в первую очередь, значение правоприменительной практики и судебной власти в обеспечении экономической безопасности.
Таким образом, субъектами государственного регулирования экономики в странах общего права могут выступать также и суды, что имеет непосредственное отражение в странах общего права. Однако, на практике вопросы, связанные с экономической безопасностью, разрешаются регулирующими органами. В качестве такого примера можно отметить позицию Верховного Суда США о том, что
SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
решение вопроса о мерах экстерриториального характера делегировано органам исполнительной власти и определяется уполномоченными структурами в каждом случае индивидуально [7].
Отдельно отметим некоторые особенности стран романо-германской правовой семьи в части развития правового регулирования экономической безопасности.
Во Франции развитие вопросов экономической безопасности берет непосредственное начало в 60-е гг. прошлого века, где в рамках законодательства о национальной безопасности сохранение полноценной экономической активности страны, свободы внешней торговли определено в качестве стратегических интересов.
В Германии правовое регулирование вопросов национальной безопасности, в том числе ее экономической безопасности, во многом определяется министерством обороны. Здесь могут быть отмечены такие направления, как поддержание экономического и социального прогресса, защита от неправомерного экономического влияния, обеспечение свободы торговли и доступа к сырьевым ресурсам и рынкам в рамках справедливой мировой экономической системы. Так, основные интересы страны в сфере национальной безопасности, включая экономические аспекты, представлены в форме официальной директивы министерства обороны. Законодательство предусматривает меры по обеспечению экономической безопасности через законы, регламентирующие наиболее важные сегменты экономической сферы и наделяющие органы государственного управления функциями по контролю и надзору.
Как верно, на наш взгляд, отмечается в литературе, в странах Западной Европы экономическая безопасность связана с обеспечением стабильного и устойчивого социально-экономического развития, в связи с чем, в этих странах «понятие экономической безопасности страны часто является эквивалентом понятия экономической политики, функцией от избранного политического и экономического курса» [8].
Полагаем, что теоретическая модель правового обеспечения экономической безопасности включает в себя выявление и предотвращение угроз и опасностей, отраслевые особенности обеспечения экономической безопасности, условия применения и характеристика специальных экономических мер, в том числе экстерриториального значения, сложившуюся правоприменительную практику, а также полномочия и характер деятельности органов государственной власти, институтов гражданского общества, включая местное самоуправление, прини-
мающих участие в обеспечении экономической безопасности.
Подводя итоги рассмотрению теоретических аспектов по формированию и реализации правового обеспечения экономической безопасности, нами определена модель такого обеспечения экономической безопасности. Под ней, на наш взгляд, следует понимать формирующуюся и развивающуюся под влиянием экономических, национальных, политических, исторических, социальных, культурных факторов и условий систему правового регулирования средств и мер, направленных на обеспечение экономической защищенности государства, общества, личности, а также определение уполномоченных на участие в обеспечение экономической безопасности органов власти.
Литература
1. Большой энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. М.: «Большая Российская энциклопедия»; Спб.: «Норинт», 2001. . 673.
2. Уемов А. И. Логические основы метода моделирования. М.: Мысль, 1971. С. 48.
3. Зелепукин Р. В. Лоббирование в правотворчестве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: Тамбов, 2013. С. 65.
4. Foreign Agents Registration Act [FARA] 1938 [Закон о регистрации иностранных агентов]. URL: https://www.fara.gov/indx-act.html
5. Любимов А. П. История лоббизма в России. М.: Либеральная миссия, 2005. С. 61.
6. О некоммерческих организациях: федер. закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. ст. 145.
7. Kaufman v. Societe Internationale Pour Participations Industrielles et Commerciales, S. A. 343 U.S. 156 URL: https://supreme.justia.com/cases/federal/us/343/156/
8. Колупаев (Акулич) В. А. Формирование концепции национальной экономической безопасности в зарубежных странах // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. Экономический бюллетень НИЭИ Минэкономики РБ. 2002. № 12. С. 2-9.
9. Радько Т. Н., Лазарев В. В., Морозова Л. А. Теория государства и права. М.: Проспект, 2016.
References
1. Bol'shoj entsiklopedicheskij slovar' [Big encyclopedic dictionary] / pod red. А. M. Prokhorova. M.: «Bol'shaya Rossijskaya entsiklopediya»; Spb.: «Norint», 2001.
2. Uemov А. I. Logicheskiye osnovy metoda mod-elirovaniya [Logical bases of a method of modeling]. M.: Mysl', 1971.
3. Zelepukin R. V. Lobbirovaniye v pravotvor-chestve [Lobbying in law-making] : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk: Tambov, 2013.
D. A. IGNATOV
4. Foreign Agents Registration Act [FARA] 1938 [Zakon o registratsii inostrannykh agentov] [Law on registration of foreign agents] URL: https://www.fara.gov/indx-act.html
5. Lyubimov A. P. Istoriya lobbizma v Rossii [Lobb-ism history in Russia]. M.: Liberal'naya missiya, 2005.
6. O nekommercheskikh organizatsiyakh: feder. zakon ot 12.01.1996 g. № 7-FZ (red. ot 19.12.2016) [About non-profit organizations: federal law from 12.01.1996 № 7-FL (an edition from 19.12.2016)] // Sobraniye zakonoda-tel'stva RF. 1996. № 3. st. 145.
7. Kaufman v. Societe Internationale Pour Participations Industrielles et Commerciales, S. A. 343 U.S. 156 URL: https://supreme.justia.com/cases/federal/us/343/156/
8. Kolupaev (Akulich) V. A. Formirovaniye kontseptsii natsional'noj ekonomicheskoj bezopasnosti v zarubezhnykh stranakh [Formation of the concept of homeland economic security in foreign countries] // Belorusskaya ekonomika: analiz, prognoz, regulirovaniye. Ekonomicheskij byulleten' NIEI Minekonomiki RB. 2002. № 12. S. 2-9.
9. Rad'ko T. N., Lazarev V. V., Morozova L. A. Teoriya gosudarstva i prava [Theory of the state and right]. M.: Prospekt, 2016.
* * *
LEGAL MODELS OF ENSURING ECONOMIC SECURITY
IGNATOV DMITRY ANATOLYEVICH Association «Interregional Self-Regulatory Organization of Receivers «Assistance», Oryol, the Russian Federation, e-mail: virtualkid@yandex.ru
In article the author generalized practice of establishment and application of measures and means of legal support of economic security, proved that the theoretical model of policy of law on ensuring economic security includes identification and prevention of threats and dangers, branch features of ensuring economic security, a condition of application and the characteristic of special economic measures, including exterritorial value, the developed law-enforcement practice, and also powers and the nature of activity of public authorities, institutes of civil society, including local self-government, taking part in ensuring economic security and noted that such tendencies as development of legal measures and means within maintenance of a homeland security and a priority of national interests, or interests and safety of the countries entering interstate associations are inherent in ensuring economic security. The legal model of ensuring economic security forms and develops under the influence of various factors, including economic, national, political, historical, social, cultural aspects. The complex, interindustry nature of economic security causes it. Theoretically models can differentiate on various circumstances. For example, various extent of ensuring national interests and conditions for attraction of foreign assets can characterize models. Practice shows that legal regulation of economic security can base on military-political interests, ideological concepts, directly economic factors. The author allocated models of an Anglo-Saxon legal family and model of a continental legal family between which difference consists in recognition of judicial precedent as a source of law. Besides, it is possible to differentiate the models assuming exterritorial influence on subjects foreign jurisdiction and also the models assuming counter-measures in case of application of exterritorial influence of other states.
Key words: economic security, homeland security, model of legal support, economic sanctions, exterritorial influence
Об авторе:
Игнатов Дмитрий Анатольевич, арбитражный управляющий, Ассоциация «Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Содействие»», г. Орел, Российская Федерации
About the author:
Ignatov Dmitry Anatolyevich, Receiver, Association «Interregional Self-regulatory Organisation of Receivers «Assistance», Oryol, the Russian Federation
rr ^ ™ ^ SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
Т. 12, № 2, 2017