УДК 338.2
БОРИС АНДРЕЕВИЧ БЫКОВ,
адъюнкт заочной формы обучения (Академия управления МВД России), e-mail: [email protected]
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ, СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ
Реферат: в статье рассмотрены различные научные подходы к формулированию научного понятия «экономическая безопасность». На основе правового анализа Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года предлагается авторское определение понятия национальной экономической безопасности, рассматривается его содержание и структура. Делается вывод о том, что национальная экономическая безопасность - состояние общественных отношений, характеризующееся наличием в государстве целостной, упорядоченной, стабильной системы политических, правовых, экономических, финансовых, культурных и иных средств, при которых экономика приобретает свойство поддерживать устойчивость и способность к самосохранению и динамическому развитию, обеспечению национальных интересов вне зависимости от внешних или внутренних факторов, упоминаемых в качестве угроз в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года или иных документах стратегического планирования в рассматриваемой области.
Ключевые слова: экономическая безопасность, стратегия, угрозы национальной безопасности, понятие национальной безопасности.
Отсутствие нормативной трактовки термина «экономическая безопасность» обусловливает наличие бесконечного множества научных определений данного понятия. Они сводятся в основном к указанию целей обеспечения экономической безопасности государства, целей военного и оборонного характера, не обозначая при этом, каким образом будут учтены вопросы экономической безопасности личности, объединений экономической направленности и общества, опускаются также другие важнейшие составляющие, такие как угрозы в экономической сфере, экономические интересы.
Вот лишь немногие определения экономической безопасности.
С. А. Афонцев указывает на то, что «экономическая безопасность - устойчивость национальной экономической системы к эндогенным и экзогенным шокам экономического или политического происхождения, проявляющаяся в ее способности нейтрализовать потенциальные источники негативных шоков и минимизировать ущерб, связанный с реально произошедшими шоками» [1, с. 66].
Ю. С. Курочкин определяет экономическую безопасность как «способность экономики удовлетворять внутренний спрос и компенсировать предложение (оплатить восполнение спроса) извне собственными ресурсами» [2, с. 1153].
Л. И. Абалкин считает, что экономическая безопасность - «это совокупность условий и факто-
© Быков Б. А., 2016
ров, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию» [3, с. 110-111].
Р. Ф. Исмагилов указывает, что «экономическая безопасность - один из наиболее важных элементов национальной безопасности. Ее можно рассматривать как состояние национальной экономики, способное обеспечить эффективное удовлетворение общественных потребностей, а также технико-экономическую независимость страны в условиях внешних и внутренних угроз» [4, с. 27].
Профессор В. К. Сенчагов отмечает, что «сущность экономической безопасности можно определить как такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов» [5, с. 117].
Теоретико-философское осмысление рассматриваемой проблемы с точки зрения диалектического подхода и системного анализа позволяет предложить собственное видение ее решения. Оно, по нашему мнению, заключается в необходимости уйти от выработки универсального для применения (как внутри страны, так и за ее пределами) понятия экономической безопасности (что практически невозможно) в сторону формулирования тако-
го определения с конкретно-исторической и территориальной точки зрения - для решения практических задач обеспечения экономической безопасности Российской Федерации с последующим закреплением его в документах стратегического планирования на ближайшие 5-7 лет. Такое определение правомерно обозначать только как национальную экономическую безопасность, что в лучшей степени подчеркнет его сущностную характеристику.
Рассмотрение национальной экономической безопасности с конкретно-исторической точки зрения позволит эффективно координировать ее систему и как функциональную структуру, то есть отражающую процессы взаимодействия интересов и угроз, и как организационную структуру, отражающую построение органов, сил, средств, организаций, общества в рамках решения задач по обеспечению экономической безопасности с учетом наибольшей актуальности для текущего момента.
Ввиду конкретно-исторического содержания определения за рамками национального понимания применение данного термина бессмысленно. Здесь используется конкретный анализ явлений, угрожающих экономике страны в определенный период, их взаимосвязь и степень остроты.
Несмотря на то что в России нет самостоятельного правового документа, содержащего перечень угроз в сфере национальной экономической безопасности, обратимся к Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и попытаемся вычленить эти угрозы.
Обращает на себя внимание логика документа, выстроенная таким образом, что внешние и внутренние угрозы национальной экономической безопасности хотя текстуально и не выделены, но все же перечислены в соответствующей последовательности. Среди внешних угроз выделены:
- углубление разрыва между уровнями благосостояния стран, борьба за ресурсы и доступы к рынкам сбыта, борьба за контроль над транспортными артериями и лидерство в освоении ресурсов Мирового океана и Арктики (п. 13);
- глубокий социально-экономический кризис на Украине, превращающий ее в длительный очаг нестабильности непосредственно у границ России (п. 17);
- ослабление устойчивости системы международных экономических отношений, растущая суверенная задолженность, волатильность рынка энергоресурсов (п. 24).
Внутренних угроз выявлено значительно больше:
- коррупция, которая признана препятствием устойчивому развитию Российской Федерации (при этом коррупция упоминается в качестве угрозы как экономической, так и государственной и
общественной безопасности сразу в двух пунктах -43 и 46 соответственно);
- неблагоприятная динамика развития экономики, отставание в технологическом развитии, введение ограничительных экономических мер против Российской Федерации, нецелевое расходование бюджетных ассигнований, усиление дифференциации населения по уровню доходов, снижение качества потребительских товаров и оказываемых населению услуг (п. 51);
- низкая конкурентоспособность экономики, сохранение экспортно-сырьевой модели развития, высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, отставание в разработке и внедрении перспективных технологий, незащищенность национальной финансовой системы от действий нерезидентов и спекулятивного иностранного капитала, уязвимость ее информационной инфраструктуры, несбалансированность национальной бюджетной системы, регистрация прав собственности в отношении значительной части организаций в иностранных юрисдикциях, ухудшение состояния и истощение сырьевой базы, сокращение добычи и запасов стратегически важных полезных ископаемых, прогрессирующая трудонедо-статочность, сохранение значительной доли теневой экономики, условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, незаконной миграции, неравномерное развитие регионов, снижение устойчивости национальной системы расселения (п. 56);
- глобальные и региональные экономические кризисы, усиление недобросовестной конкуренции, неправомерное использование юридических средств, нарушение стабильности тепло- и энергоснабжения субъектов национальной экономики, а в перспективе дефицит минерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов (п. 57).
Представленный перечень содержит значительное число угроз криминального характера, что должно быть непосредственным ориентиром для деятельности правоохранительных органов. Среди них названы: коррупция, нецелевое расходование бюджетных ассигнований, теневая экономика, усиление недобросовестной конкуренции и некоторые другие.
Появление в рамках рассмотрения вопроса об экономической безопасности любых объективных характеристик предопределяет переход мыслительного процесса от общетеоретических умозрительных формул к фиксации реально существующего системного явления, коим предстает национальная экономическая безопасность при наделении ее конкретно-временными показателями. Ее системный характер предопределяется в первую очередь взаимодействием таких компонентов, как угрозы и интересы, которые порождают бесчисленное мно-
жество разнообразных правоотношений, связанных с реализацией правовой охраны в экономической сфере.
Таким образом, по своей природе система национальной экономической безопасности - это функциональная система, отражающая процессы (динамику правоотношений) в рамках взаимодействия национальных интересов и угроз в области экономики. Следуя логике, связка явлений «интересы - угрозы» выступает столь же неразрывным диалектическим противоречием, что и «опасность -безопасность», постоянно кореллируя и развивая друг друга. Как и в любой социальной среде, взаимодействие указанных компонентов не самозамкнуто, а развивается под влиянием как внешних объективных факторов, так и факторов внутрисистемного порядка.
Изучение научных работ позволяет сделать вывод о том, что вопрос о структуре системы национальной экономической безопасности является далеко не однозначным. Более того, многие авторы его игнорируют даже в докторских диссертациях (например, В. З. Карданов [6], С. Н. Максимов [7]) или описывают поверхностно, что, на наш взгляд, совершенно неоправданно, поскольку именно понимание экономической безопасности как системного явления способствует формированию основ административно-правового регулирования государственного управления в рассматриваемой области.
Так, Р. Ф. Исмагилов указывает, что «экономическая безопасность является сложным системным явлением, в составе которого выделяются различные ее виды, реализуемые с помощью различных, порой разнонаправленных мер, так как конкретные параметры экономической безопасности страны являются производными от реально проводимого политического и экономического курса» [4, с. 27].
В диссертации А. К. Есаяна «система экономической безопасности государств - членов евразийских международных организаций представлена трехуровневой структурой: «нижний (базисный) уровень экономической безопасности составляет материальная база, включающая в себя: материальное производство (промышленность и сельское хозяйство); финансовую систему; бюджетную систему и бюджетное финансирование всех уровней; систему налогов и сборов (механизм, обеспечивающий приток достаточных средств в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и муниципальных образований); средний уровень экономической безопасности состоит из организационной и правовой основ; верхний уровень системы экономической безопасности составляют меры ее обеспечения» [8]. На наш взгляд, представленная система весьма сомнительна, поскольку в ней пе-
речисляются разноуровневые компоненты, которые в своей множественности хотя и взаимосвязаны одним предметным полем, но в своей совокупности не составляют единое целое по отношению к ключевому понятию экономической безопасности.
А. В. Сюсюкин включает в структуру экономической безопасности две составляющие: «во-первых, это такое состояние подлежащих правовому регулированию общественных отношений, при котором поведение субъектов права в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ соответствует установленным правовым предписаниям; во-вторых, это такое состояние законодательства, регулирующего сферу экономических отношений, при котором оно соответствует требованиям безопасности» [9, с. 11]. Автор не называет указанные компоненты системой, но и не рассматривает этот вопрос более подробно.
В определении Г. Ю. Малумова происходит подмена понятия «система экономической безопасности» другим - «система обеспечения экономической безопасности», что по своей теоретико-правовой природе должно различаться как статика и динамика соответственно. Он, в частности, пишет: «Система экономической безопасности представляет собой целенаправленно сформированную на основе принципов и норм Конституции Российской Федерации структуру (механизм) взаимодействия специальных субъектов (органов государственной власти, правоохранительных органов), деятельность которой обеспечивает состояние устойчивости и защищенности общественных отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ от воздействия внешних и внутренних факторов, представляющих угрозу их функционированию и развитию, а также препятствующих реализации конституционных прав и свобод, законных интересов всех субъектов экономического взаимодействия и надежно обеспечивающих существование и прогрессивное развитие личности, общества и государства и последовательную реализацию национально-государственных интересов» [10].
Одной из немногих работ, в которой уделено значительное внимание структурированию системы экономической безопасности, является учебник «Экономическая безопасность России» профессора В. К. Сенчагова, в которой автор выделяет се-мизвенную структуру указанной системы, а именно включает в нее «концепцию национальной безопасности, национальные интересы России в сфере экономики, угрозы экономической безопасности, индикаторы экономической безопасности, пороговые значения индикаторов экономической безопасности, организационную структуру экономи-
ческой безопасности, правовое обеспечение экономической безопасности» [11].
Несмотря на справедливость указанных компонентов, по нашему мнению, представленную профессором структуру без угрозы для ее содержания можно было бы сократить до трех основных компонентов: национальные интересы в сфере экономики, угрозы экономической безопасности, система обеспечения экономической безопасности. В последний из указанных компонентов вполне укладываются такие компоненты, как индикаторы экономической безопасности, пороговые значения индикаторов экономической безопасности, организационная структура экономической безопасности, правовое обеспечение экономической безопасности. Упомянутая же профессором концепция национальной безопасности в настоящее время заменена Стратегией национальной безопасности, которая укладывается в рамки правового обеспечения и не нуждается в самостоятельном выделении.
Подобные рассуждения вполне соответствуют выводам некоторых фундаментальных работ в области национальной безопасности. Например, И. Б. Карда-шова указывает, что «можно представить национальную безопасность как систему, состоящую из элементов: интересы; угрозы и другие факторы воздействия на интересы; система обеспечения национальной безопасности. Интересы и угрозы, в свою очередь, постоянно испытывают воздействие со стороны других элементов системы национальной безопасности: факторов внутренней и внешней окружающей среды и действий управляющей системы» [12, с. 24-25].
На основе приведенных рассуждений можно сделать вывод о том, что в систему национальной экономической безопасности входят: национальные интересы Российской Федерации в экономической сфере, угрозы национальным интересам, система обеспечения экономической безопасности, внутренние и внешние факторы окружающей среды.
Объективная особенность системы экономической безопасности - ее дуалистическая природа, заключающаяся в том, что она является, во-первых, самостоятельной полноценной системой, стремящейся к самосохранению, во-вторых, элементом системы более высокого порядка - системы национальной безопасности, в отношении которой выполняет охранительные функции в соответствующем секторе безопасности. Исследователь теории без-
опасности Н. В. Щедрин справедливо указывает на свойства систем безопасности, наличие которых способствует их сохранению и успешному функционированию. В частности, он пишет: «Утрата хотя бы одного из названных свойств означает разрушение системы. Чтобы этого не произошло, всякая система должна обеспечивать свою безопасность, то есть состояние целостности, упорядоченности, устойчивости, а также способности к самоуправлению и управлению» [13, с. 71-73]. Автор подробно описывает каждое из названных свойств. «Целостность -единство управляющих и управляемых частей системы, обеспечиваемое информационными, энергетическими, транспортными (пространственно-временными, причинно-следственными) связями, необходимое для реализации ее главной и функциональной целей. Упорядоченность - структура (строение, организованность, целесообразное размещение частей системы и их качественное своеобразие). Устойчивость - стабильность, динамическое равновесие в статическом смысле (в определенных пределах), сопротивляемость, живучесть. Самоуправление - взаимодействие частей системы, направленное на достижение главной цели системы - самосохранения. Управление - взаимодействие системы как части (подсистемы) и вышестоящей системы в направлении движения функциональной цели - сохранения вышестоящей системы» [13, с. 71-73].
Приведенные рассуждения относительно сущностных, целевых, системных, функциональных аспектов национальной экономической безопасности, а также обозначенных в Стратегии национальной безопасности угроз в сфере экономики позволяют сформулировать определение национальной экономической безопасности с конкретно-исторической точки зрения. По нашему мнению, национальная экономическая безопасность - состояние общественных отношений, характеризующееся наличием в государстве целостной, упорядоченной, стабильной системы политических, правовых, экономических, финансовых, культурных и иных средств, при которых экономика приобретает свойство поддерживать устойчивость и способность к самосохранению и динамическому развитию, обеспечению национальных интересов, вне зависимости от внешних или внутренних факторов, упоминаемых в качестве угроз в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года или иных документах стратегического планирования в рассматриваемой области.
Список литературы
1. Афонцев С. А. Дискуссионные проблемы концепции национальной экономической безопасности // Россия XXI. 2001. № 2. С. 66.
2. Курочкин Ю. С. Экономическая война. Новосибирск, 2001. 1192 с.
3. Экономическая безопасность Российской Федерации : учеб. для вузов / под общ. ред. С. В. Степашина. М. ; СПб., 2001. Ч. 1.
4. Исмагилов Р. Ф. Экономическая безопасность России (теоретико-правовой анализ) : дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2000.
5. Сенчагов В. К. Экономическая безопасность России : учебник. М., 2005. 896 с.
6. Карданов В. З. Правовое обеспечение экономической безопасности Российской Федерации : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004. 207 с.
7. Максимов С. Н. Административно-правовое обеспечение экономической безопасности в Российской Федерации: концептуальные и методологические аспекты : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. 313 с.
8. Есаян А. К. Криминологические основы обеспечения евразийской экономической безопасности : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. 431 с.
9. Сюсюкин А. В. Административно-правовое регулирование в сфере обеспечения экономической безопасности : дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004. 191 с.
10. Малумов Г. Ю. Конституционно-правовой статус системы экономической безопасности Российской Федерации и ее субъектов : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 209 с.
11. Экономическая безопасность России. Общий курс : учебник. 2-е изд. / под ред. В. К. Сенчагова. М., 2005. 896 с.
12. Кардашова И. Б. МВД России в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М., 2006. 494 с.
13. Щедрин Н. В. Введение в правовую теорию мер безопасности : монография. Красноярск, 1999. 180 с.
BORIS ANDREEVICH BYKOV,
adjunct of the correspondence course (The Academy of Management of the Ministry of the Interior of Russia),
e-mail: [email protected]
HOMELAND ECONOMIC SAFETY: SCIENTIFIC APPROACHES, DETERMINATION OF THE CONCEPT, STRUCTURAL ANALYSIS
Absract: in article various scientific approaches to a formulation of the scientific concept «economic safety» are considered. On the basis of the legal analysis of Strategy of a homeland security of the Russian Federation author's determination of a concept of a homeland economic safety is offered, its content and structure is considered.
The author comes to a conclusion that a homeland economic safety - the condition of the public relations which is characterized by availability in the state of the complete, ordered, stable system of political, legal, economic, financial, cultural and other resources in case of which the economy purchases property to maintain stability and a capability to self-preservation and dynamic development, ensuring national interests, regardless of the external or internal factors mentioned as threats of the Strategy of a homeland security of the Russian Federation or other documents of strategic planning in the considered area.
Key words: economic safety, strategy, threats of a homeland security, concept of a homeland security.
References
1. Afoncev S. A. Diskussionnye problemy koncepcii nacional'noj jekonomicheskoj bezopasnosti [Debatable problems of the concept of a homeland economic safety]. Rossija XXI - Russia, 2001, no. 2, p. 66.
2. Kurochkin Ju. S. Jekonomicheskaja vojna [Economic war]. Novosibirsk, 2001. 1192 р.
3. Jekonomicheskaja bezopasnost' Rossijskoj Federacii [Economic safety of the Russian Federation]. Under the editorship of S. V. Stepashin. Moscow, St. Petersburg, 2001. Part 1.
4. Ismagilov R. F. Jekonomicheskaja bezopasnost' Rossii (teoretiko-pravovoj analiz). Dis. d-ra jurid. nauk [Economic safety of Russia (teoretiko-legal analysis). Dr. legal sci. diss.]. St. Petersburg, 2000.
5. Senchagov V. K. Jekonomicheskaja bezopasnost' Rossii [Economic safety of Russia]. Moscow, 2005. 896 р.
6. Kardanov V. Z. Pravovoe obespechenie jekonomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii. Dis. d-ra jurid. nauk [Legal support of an economic safety of the Russian Federation. Dr. legal sci. diss.]. Moscow, 2004. 207 р.
7. Maksimov S. N. Administrativno-pravovoe obespechenie jekonomicheskoj bezopasnosti v Rossijskoj Federacii: konceptual'nye i metodologicheskie aspekty. Dis. d-ra jurid. nauk [Administrative legal support of an economic safety in the Russian Federation: conceptual and methodological aspects. Dr. legal sci. diss.]. Moscow, 2014.313 р.
© Bykov B. A., 2016
8. Esajan A. K. Kriminologicheskie osnovy obespechenija evrazijskoj jekonomicheskoj bezopasnosti. Dis. d-ra jurid. nauk [Criminological bases of ensuring the Euroasian economic safety. Dr. legal sci. diss.]. Moscow, 2011. 431 p.
9. Sjusjukin A. V. Administrativno-pravovoe regulirovanie v sfere obespechenija jekonomicheskoj bezopasnosti. Dis. kand. jurid. nauk [Administrative legal regulation in the sphere of ensuring an economic safety. Cand. legal sci. diss.]. Rostov-on-Don, 2004. 191 p.
10. Malumov G. Ju. Konstitucionno-pravovoj status sistemy jekonomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Fed-eracii i ee sub'ektov. Dis. kand. jurid. nauk [Constitutional legal status of system of an economic safety of the Russian Federation and its subjects. Cand. legal sci. diss.]. Moscow, 2009. 209 p.
11. Jekonomicheskaja bezopasnost' Rossii. Obshhij kurs [Economic safety of Russia. General rate]. The 2nd edition. Under the editorship of V. K. Senchagov. Moscow, 2005. 896 p.
12. Kardashova I. B. MVD Rossii v sisteme obespechenija nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii [The Ministry of Internal Affairs of Russia in system of ensuring national security of the Russian Federation]. Moscow, 2006. 494 p.
13. Shhedrin N. V. Vvedenie v pravovuju teoriju mer bezopasnosti [Introduction in a legal theory of security measures]. Krasnojarsk, 1999. 180 p.