Игнатов Д. А.
студент
Институт права и национальной безопасности Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина, г. Тамбов, Россия
ФОРМЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация: в настоящей статье автором анализируется правовая политика в сфере экономической безопасности, определение которой выявлено на основе разнообразных теоретических подходов к категории «правовая политика». Далее автором исследуются сущность форм и средств правовой политики, исходя из которых они конкретизируются в контексте экономической безопасности. Автором отмечено, что формы правовой политики носят универсальный характер и типичны для любой сферы. К таким формам относятся правотворчество и правовая политика. Детализируют правовую политику в той или иной сфере ее средства, среди которых называются систематизация законодательства, установление регулятивных и охранительных мер по обеспечению защищенности, реализации прав и законных интересов личности, общества и государства в экономической сфере, судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти и другие.
Ключевые слова: экономическая безопасность, экономические санкции, правовая политика, формы правовой политики, средства правовой политики.
Ignatov D. A.
student ofInstitute of Law and National Security Tambov State University. G. R. Derzhavin, Tambov, Russia
FORMS AND MEANS OF IMPLEMENTATION OF LEGAL POLICY ON ENSURING ECONOMIC SECURITY
Abstract: In this article the author analyzes legal policy in the sphere of economic security, the definition of which is identified on the basis of various theoretical approaches to the category of «legal policy», its characteristics. Next, the author explores the essence of the forms and means of legal policy, on the basis of which they are concretized in the context of economic security. The author noted that legal policies are universal in nature and typical of any industry. Such forms include law making and legal policy. Detail of legal policy in the sphere of its means, which is called systematization of legislation, establishment of regulatory and enforcement measures to ensure the protection of the rights and legitimate interests of individuals,
society and the state in the economic sphere, judicial control over the activities of Executive authorities and others.
Keywords: economic security, economic sanctions, legal policy, legal policy, legal policy.
Современное состояние международной обстановки, ее политическая характеристика, включающая в себе стремление различных государств к развитию многополярного мира, неизбежно ведут к конфронтации национальных интересов и попыткам одних субъектов международных отношений повлиять на других. На настоящий момент сложилась тенденция наложения политических и экономических санкций на суверенные государства и, как следствие, принятие ответных мер. Данные обстоятельства актуализируют необходимость разработки и внедрения правовых форм обеспечения экономической безопасности, которые в своей совокупности будут формировать правовую политику обеспечения экономической безопасности.
Сущность правового регулирования в сфере экономической безопасности выражена в сфере обеспечения защиты и охраны экономических прав и законных интересов личности, государства и общества. Данная сфера также обосновывает выделение правовой политики в сфере экономической безопасности как разновидности правовой политики государства в целом. Содержание правовой политики в сфере обеспечения экономической безопасности определяется рядом обстоятельств. Во-первых, ее объектом являются общественные отношения в сфере обеспечения защищенности, реализации прав и законных интересов государства, общества, личности в экономической сфере. Во-вторых, включает в себя комплекс необходимых мер регулятивного и охранительного межотраслевого характера.
Исходя из этого, содержательную часть рассматриваемой правовой политики, на наш взгляд, составляет правовое воздействие на обеспечение экономической безопасности государства, общества, личности. Полагаем, что правовое воздействие на обеспечение экономической безопасности представляет собой установленную законом и осуществляемую государственными институтами и общественными формированиями систему регулятивных и охранительных юридических средств, обеспечивающих состояние защищенности, реализацию прав и законных интересов государства, общества и личности в экономической сфере. Правовое воздействие в обеспечении экономической безопасности носит межотраслевой характер, включая конституционно-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые нормы. Вместе с этим, следует иметь в виду, что отно-
шения, связанные с обеспечением экономической безопасности, могут входить в сферу международно-правового регулирования и охраны ценностей, прав и законных интересов в экономической сфере, тем самым находясь в предмете регулирования как международного публичного, так и международного частного права. Также, необходимо отметить, что общность экономических и правовых мер, предпринимаемых государством и институтами гражданского общества в рамках целенаправленной деятельности, заключается в обеспечении заданных критериев экономической безопасности.
Функции правовой политики вытекают из характера мер регулятивного и охранительного содержания, составляющих правовое воздействие правовой политики, непосредственно взаимосвязанных с функциями права. Исходя из этого, правовая политика в обеспечении экономической безопасности представляет собой целенаправленную деятельность государства и общественных организаций в рамках влияния на правотворчество и правоприменительную практику по формированию и развитию системы регулирующих и охранительных юридических средств, способствующих реализации прав и законных интересов государства, общества и личности в экономической сфере.
Указанные признаки и понятие правовой политики способствовали выявлению упорядоченного содержания рассматриваемой правовой политики, его внутренней связи и порядка. На наш взгляд, формами правовой политики являются правотворчество и правоприменение. Такой подход к пониманию форм правовой политики соответствует общим представлениям, выработанным в юридической науке. Так, по мнению Р. В. Пузикова, с точки зрения основных форм становления и реализации правовая политика конкретизируется в виде правотворческой и правоприменительной политики как относительно обособленных элементов единого системного целого [2, а 163].
О. А. Яковлева, рассматривая уголовно-правовую политику, отмечает, что под реализацией уголовно-правовой политики в литературе чаще всего понимается проведение государственными органами при участии общественности намеченной в правотворческой и правоприменительной сферах деятельности стратегической линии в области борьбы с преступностью посредством последовательного осуществления комплекса мероприятий, направленных на борьбу с преступностью [4, а 63]. Также в качестве формы правовой политики называют правовое воспитание. Следует признать уникальность и обоснованность такого понимания, однако, по нашему представлению правовое
воспитание является скорее одним из возможных результатов проводимой правовой политики [1, с. 177-178].
Особенности экономической безопасности как объекта правовой политики и формы ее реализации содействуют выявлению средств рассматриваемой политики. Е. П. Рысина приходит к выводу, что правовая политика реализуется при помощи специфического набора средств - систематизации и унификации законодательства, планирования, прогнозирования, правового мониторинга, экспертизы, социально-правового эксперимента и т. д. [3, а 11].
В целом поддерживая такой подход, нам представляется, что средствами по отношению к правотворчеству как форме правовой политики в общем виде будут являться систематизация законодательства, устранение дефектов, пробелов и коллизий в нем, установление регулятивных и охранительных мер по обеспечению защищенности, реализации прав и законных интересов личности, общества и государства в экономической сфере. По отношению к правоприменению - обобщение правоприменительной практики, обеспечение ее единообразия, судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти.
Таким образом, в качестве форм реализации правовой политики в сфере экономической безопасности следует указать правотворчество и правоприменительную практику. При этом, данные формы правовой политики являются универсальными для ее любой разновидности и сферы. Правовую политику, исходя из своего предмета и потенциального объекта регулирования, детализируют ее средства, которые выражаются мерами регулятивного и охранительного, отраслевого и межотраслевого характера, осуществляемых субъектами правовой политики в рамках их полномочий. В качестве средств рассматриваемой правовой политики можно отметить систематизацию законодательства, устранение дефектов, пробелов и коллизий в нем, установление регулятивных и охранительных мер по обеспечению защищенности, реализации прав и законных интересов личности, общества и государства в экономической сфере, обобщение правоприменительной практики, обеспечение ее единообразия, судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти.
Список литературы
1. Коробова А. П. Правовая политика: понятие, формы реализации, приоритеты в современной России: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / А. П. Коробова. - Самара. - 2000. - 275 е.
2. Пузиков Р. В. Формы реализации правовой политики / Р. В. Пузиков // Вестник ТГУ. - 2014. - № 1. (129). - С. 163-171.
3. Рысина Е. П. Эффективность российской правовой политики: проблемы теории и практики: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Е. П. Рысина. - Саратов. - 2013. - 34 с.
4. Яковлева О. А. Правотворчество как форма реализации уголовно-правовой политики (теоретико-правовой аспект) / О. А. Яковлева // Вестник ВолГУ. - Серия 5: Юриспруденция. - 2014. - № 4. - С. 63-67.
Липунцова А. В.
Институт права и национальной безопасности Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина,
г. Тамбов, Россия
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕХОДА
НА РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Аннотация. В статье анализируются перспективы внедрения риск-ориентированного подхода к контрольно-надзорной деятельности государства, влияние этих перспектив на систему правового регулирования. Отмечено внимание к научно-исследовательскому характеру введения рассматриваемого подхода. В заключение статьи подчеркивается значение анализа правоприменительной практики по привлечению подконтрольных лиц к административной ответственности.
Ключевые слова: контроль и надзор государства, реформа государственного контроля, риск-ориентированный подход, чек-лист.
Lipuntsova A. V.
Institute of Law and National Security Tambov State University named after GR. Derzhavin
Tambov, Russia
THEORETICAL AND LEGAL ASPECTS OF THE TRANSITION
TO THE RISK-ORIENTED APPROACH IN THE CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES OF THE STATE
Abstract: еhe article analyzes the prospects for introducing a risk-oriented approach to the state control and supervision activities, the impact of these prospects on the legal regulation system. The attention is paid to the scientific and research