Научная статья на тему 'Регистрационные правоотношения в системе административно-правового регулирования организации и деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента'

Регистрационные правоотношения в системе административно-правового регулирования организации и деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
191
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регистрационные правоотношения / некоммерческие организации / иностранный агент / административно-правовое регулирование / административное принуждение / registration legal relations / non-profit organizations / foreign agent / administrative and legal regulation / administrative coercion

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дегтярева Анастасия Александровна

Актуальность данной статьи имеет теоретические и практические предпосылки. Теоретическое значение разработок регистрационных правоотношений с участием некоммерческих организаций, приобретающих статус иностранного агента, обусловлено тем, что научная литература по административному праву в настоящее время не содержит анализ особенностей процедур государственной регистрации данных субъектов и вытекающих из этого отличий их административной правосубъектности от правосубъектности некоммерческих организаций, не имеющих статуса иностранного агента. Практическое значение исследования вопросов данной разновидности регистрационных отношений определяется тем, что от оптимальной их организации зависит дальнейшее развитие гражданского общества, поскольку, с одной стороны, наличие таких организации является показателем развития демократии в государстве, но с другой – цели деятельности иностранных агентов могут быть направлены на причинение ущерба Российской Федерации. Большое значение для обеспечения соблюдения законности в деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, имеет организационно-управленческая деятельность государства, которая связана с реализацией исполнительной власти и находит выражение в различных административно-правовых средствах, включая применяемую на разных этапах функционирования некоммерческих организаций государственную регистрацию в качестве иностранного агента, что гарантирует прозрачность их финансирования и политической деятельности и снижает риски причинения вреда интересам Российской Федерации. В данной статье определено место государственной регистрации в структуре административно-правового регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Научная новизна статьи заключается в том, что на основе проведённого анализа законодательства о некоммерческих организациях и практики его применения впервые выявлены особенности нормативно-правового регулирования, затрагивающие государственную регистрацию некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, и показывающие специфику их административной правосубъектности, что может способствовать дальнейшим исследованиям в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGISTRATION LEGAL RELATIONS IN THE SYSTEM OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF THE ORGANIZATION AND ACTIVITIES OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS ACTING AS A FOREIGN AGENT

The relevance of this article has theoretical and practical prerequisites. Theoretical developments in the registration of legal relations with the participation of non-profit organizations, acquiring the status of a foreign agent, due to the fact that the scientific literature on administrative law currently does not contain an analysis of the features of procedures of state registration of these subjects and the resulting differences in their administrative legal personality from the legal personality of non-profit organizations not having the status of a foreign agent. The practical significance of the research questions of the variety registration of the relationship is determined by the fact that the optimal organization depends on the further development of civil society, since, on the one hand, the existence of such organizations is an indicator of the development of democracy in the state, but the objectives of foreign agents can be intended to the injury of the Russian Federation. Of great importance to enforce the law in the activities of non-commercial organizations performing functions of a foreign agent, has organizational and managerial activities of the state, which is associated with the implementation of Executive power, and finds expression in various legal and administrative means, including applied at different stages of the functioning of non-profit organizations state registration as a foreign agent, this ensures transparency of their financing and political activities and reduces the risk of harm to the interests of the Russian Federation. This article defines the place of state registration in the structure of administrative and legal regulation of non-profit organizations that perform the functions of a foreign agent. The scientific novelty of the article lies in the fact that on the basis of the analysis of the legislation on non-profit organizations and the practice of its application for the first time the features of legal regulation affecting the state registration of non-profit organizations performing the functions of a foreign agent, and showing the specifics of their administrative legal personality, which can contribute to further research in this area.

Текст научной работы на тему «Регистрационные правоотношения в системе административно-правового регулирования организации и деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента»

УДК 342.95

А. А. Дегтярёва

РЕГИСТРАЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА

Актуальность данной статьи имеет теоретические и практические предпосылки. Теоретическое значение разработок регистрационных правоотношений с участием некоммерческих организаций, приобретающих статус иностранного агента, обусловлено тем, что научная литература по административному праву в настоящее время не содержит анализ особенностей процедур государственной регистрации данных субъектов и вытекающих из этого отличий их административной правосубъектности от правосубъектности некоммерческих организаций, не имеющих статуса иностранного агента. Практическое значение исследования вопросов данной разновидности регистрационных отношений определяется тем, что от оптимальной их организации зависит дальнейшее развитие гражданского общества, поскольку, с одной стороны, наличие таких организации является показателем развития демократии в государстве, но с другой - цели деятельности иностранных агентов могут быть направлены на причинение ущерба Российской Федерации. Большое значение для обеспечения соблюдения законности в деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, имеет организационно-управленческая деятельность государства, которая связана с реализацией исполнительной власти и находит выражение в различ-

ных административно-правовых средствах, включая применяемую на разных этапах функционирования некоммерческих организаций государственную регистрацию в качестве иностранного агента, что гарантирует прозрачность их финансирования и политической деятельности и снижает риски причинения вреда интересам Российской Федерации. В данной статье определено место государственной регистрации в структуре административно-правового регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Научная новизна статьи заключается в том, что на основе проведённого анализа законодательства о некоммерческих организациях и практики его применения впервые выявлены особенности нормативно-правового регулирования, затрагивающие государственную регистрацию некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, и показывающие специфику их административной правосубъектности, что может способствовать дальнейшим исследованиям в данной сфере.

Ключевые слова: регистрационные правоотношения, некоммерческие организации, иностранный агент, административно-правовое регулирование, административное принуждение.

A. Degtyareva

REGISTRATION LEGAL RELATIONS IN THE SYSTEM OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF THE ORGANIZATION AND ACTIVITIES OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS ACTING AS A FOREIGN AGENT

The relevance of this article has theoretical and practical prerequisites. Theoretical developments in the registration of legal relations with the participation of non-profit organizations, acquiring the status of a foreign agent, due to the fact that the scientific literature on administrative law currently does not contain an analysis of the features of procedures of state registration of these subjects and the resulting differences in their administrative legal personality from the legal personality of non-profit organizations not having the status of a foreign agent. The practical significance of the research questions of the variety registration of the relationship is determined by the fact that the optimal organization depends on the further development of civil society, since, on the one hand, the existence of such organizations is an indicator of the development of democracy in the state, but the objectives of foreign agents can be intended to the injury of the Russian Federation. Of great impor-

tance to enforce the law in the activities of noncommercial organizations performing functions of a foreign agent, has organizational and managerial activities of the state, which is associated with the implementation of Executive power, and finds expression in various legal and administrative means, including applied at different stages of the functioning of non-profit organizations state registration as a foreign agent, this ensures transparency of their financing and political activities and reduces the risk of harm to the interests of the Russian Federation. This article defines the place of state registration in the structure of administrative and legal regulation of non-profit organizations that perform the functions of a foreign agent. The scientific novelty of the article lies in the fact that on the basis of the analysis of the legislation on non-profit organizations and the practice of its application for the first time the features of legal regulation affecting the state registration of non-profit organizations

performing the functions of a foreign agent, and showing Key words: registration legal relations, non-profit or-

the specifics of their administrative legal personality, which ganizations, foreign agent, administrative and legal regula-can contribute to further research in this area. tion, administrative coercion.

Административно-правовой статус некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, имеет ряд существенных особенностей, определяющих специфику их правосубъектности по сравнению с иными некоммерческими организациями. Одна из особенностей связана с содержанием регистрационных правоотношений с их участием, которые возникают в связи с реализацией механизма административно-правового регулирования их организации и функционирования. Указанный механизм представляет собой рассматриваемую в единстве нормативно определённую и имеющую признаки системной организации совокупность административно-правовых средств и методов (способов), обеспечивающих последовательное воздействие на общественные отношения сообразно целям, задачам и функциям государственного управления [5, с. 84-87].

В числе административно-правовых средств и способов, используемых в системе административно-правового регулирования, выделяются: а) нормативно-правовая регламентация базиса той или иной деятельности (её содержания, видов и др.); б) реализация государством мер, направленных на санкционирование возможности осуществления субъектами предпринимательской деятельности (меры регистрационной, лицензионно-разрешительной системы и др.); в) установление правил ведения экономической и прочей деятельности; г) закрепление в нормативных правовых актах стандартов качества и содержания деятельности; д) обеспечение стимулирования эффективного функционирования управляемых объектов - отраслей, субъектов хозяйствования); е) определение гарантий законности деятельности управляемых объектов в виде введения запретительных норм и установления административно-правовых санкций за их нарушение [14, с. 373-374]. Следует указать, что механизм административно-правового регулирования обеспечивает нормальное функционирование не только хозяйствующих субъектов, но и иных индивидуальных и коллективных субъектов административного права. Поэтому меры регистрационной системы как элемент исследуемого механизма адресованы в том числе и некоммерческим организациям. Реализация данного механизма связана с функционированием субъектов исполнительной власти - как собственно органов исполнительной власти, образующих собственную организационную систему и структуру, так и иных публично-властных субъектов, на которых законом возложена реализация функций государственного управления.

Любые регистрационные правоотношения, в том числе и связанные с регистрацией некоммерческих организаций, выполняющих функции

иностранного агента, относятся к числу административно-процессуальных отношений. Их процессуальный характер обусловлен тем, что они возникают в процессе реализации материальных норм различных отраслей права, включая административное. Так, материальные нормы конституционного права определяют правовое положение общественных объединений, но процедура их государственной регистрации охватывается административно-правовым регулированием [12, с. 452; 6, с. 273].

Регистрационные отношения с участием некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, имеют свои особенности.

1. Наличие у некоммерческой организации таких функций обусловливает целесообразность установления двухуровневой системы регистрации. Во-первых, первоначально некоммерческая организация регистрируется в качестве таковой. Значение государственно-регистрационных процедур для некоммерческих организаций заключается в том, что указанные субъекты с момента государственной регистрации приобретают административную и гражданско-правовую правоспособность, получая статус полноправных субъектов правоотношений, поскольку сведения об их регистрации подлежат внесению в Единый государственный реестр юридических лиц органами Федеральной налоговой службы, что является основанием последующей выдачи органами Министерства юстиции Российской Федерации свидетельства о государственной регистрации [4, с. 5]. Таким образом, первый этап регистрационных отношений связан с совместной деятельностью двух федеральных органов исполнительной власти, удовлетворяющих требования заявителей о регистрации соответствующей организации. Данная деятельность осуществляется на основании ст. 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 29 июля 2018 г.) «О некоммерческих организациях» [17] и Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ (ред. от 27 декабря 2018 г.) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [18].

Во-вторых, сведения о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента, вносятся реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, который ведёт Минюст России в соответствии с Приказом Минюста России от 30 ноября 2012 г. № 223 «О порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» [9]. Ведение различных реестров и регистров также является формой государственно-регистрационной деятельности. В научной литературе указывается на синонимичность понятий «регистрация» и «ведение рее-

стров», а указанные реестры рассматриваются как учётные системы федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, которые оказывают непосредственное воздействие либо на осуществление, либо на ограничение прав физических и юридических лиц [19, с. 20-21].

2. Регистрационные отношения, связанные с внесением некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, включают не только регулятивный, но и охранительный компоненты. Регулятивные административно-правовые отношения складываются в связи с осуществлением позитивного государственного управления, направленного на обеспечение эффективной организации функционирования различных управляемых объектов. Возникновение охранительных административных правоотношений обусловлено необходимостью обеспечения законности в системе государственного управления, а также юридическими фактами, угрожающими нормальному течению процессов государственного управления в связи с какими-либо конфликтами и иными деструктивными факторами.

Если исходить из позиции К. С. Бельского, регистрация и её административные процедуры в целом носят охранительный характер, поскольку через осуществление указанной деятельности органы государственного управления обеспечивают охрану конституционно значимых объектов -закреплённых в гл. 2 Конституции Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина, в число которых входит право граждан на создание объединений для достижения общих целей совместной деятельности. Установление механизма государственной регистрации определяется публичными интересами государства, имеющего целью обеспечение охраны прав и законных интересов индивидуальных и коллективных субъектов [1, с. 692].

В то же время охранительный характер правоотношений, связанных с государственной регистрацией некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, является выраженным в большей степени, нежели при регистрации иных организаций. В научной литературе отмечается, что наличие подобных организаций само по себе является фактором, угрожающим национальной безопасности Российской Федерации, поскольку безопасность является состоянием защищённости личности, общества и государства не только от внутренних, но и от внешних угроз [15, п. 6], а финансирование некоммерческих организаций из-за рубежа может привести к осуществлению разрушительной деятельности в отношении Российской Федерации ввиду формирования зависимости как самих организаций, так и отдельных их должностных лиц от иностранных заказчиков, цели которых вряд ли могут быть связаны с благотворительностью [13, с. 20-26].

В связи с этим специфика возникающих регистрационных правоотношений с участием некоммерческих организаций, выполняющих функции

иностранного агента, сближает их с теми регистрационными отношениями, которые направлены на ограничение прав физических и юридических лиц в связи с необходимостью обеспечения безопасности (общественной безопасности, промышленной безопасности), например, в случае регистрации оружия или опасных производственных объектов.

3. Государственная регистрация некоммерческой организации в качестве иностранного агента возможна и в добровольном, и в принудительном порядке. Соответственно, установлено несколько механизмов такой регистрации.

Во-первых, учредители подобных организаций могут заранее планировать их финансирование из-за рубежа и осуществление политической деятельности в интересах иностранных источников. В этом случае внесение в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, будет сопутствовать регистрации соответствующей организации. При этом в Минюст России или в его территориальный орган наряду с иными документами должно быть подано заявление о включении некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, что установлено в ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Во-вторых, потребность в привлечении финансовых средств из-за рубежа и осуществлении политической деятельности может возникнуть после регистрации некоммерческой организации. В этом случае в отношении данной организации установлена обязанность направить в соответствующий орган Минюста России заявление о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (п. 7 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Как видно, оба варианта рассчитаны на реализацию волеизъявления уполномоченных субъектов (заявителей, должностных лиц уже зарегистрированных некоммерческих организаций), результатом которого будет включение организации в обозначенный реестр.

В-третьих, предусматривается возможность применения в отношении некоммерческой организации меры административного принуждения в виде её принудительного включения Минюстом России в данный реестр. Это связано с фактическим осуществлением некоммерческой организацией политической деятельности с использованием финансовых средств, полученных из иностранных источников.

Материалы деятельности органов Минюста России показывают, что наибольшее распространение получил последний вариант. Согласно «Докладу об осуществлении Министерством юстиции Российской Федерации государственного контроля (надзора) в сфере деятельности некоммерческих организаций и об эффективности такого контроля (надзора) в 2017 году» [3] реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, был пополнен 16 организациями, в отношении 14 из которых дан-

ное регистрационное действие было осуществлено в принудительном порядке, а в остальных случаях на основании добровольной подачи заявления. Во многом это связано с неприятием некоммерческими организациями наименования «иностранный агент», члены которых зачастую воспринимают его как унизительное [7, с. 31-35]. Однако Конституционным Судом Российской Федерации было указано на отсутствие конституционно-правовых оснований для обнаружения в словосочетании «иностранный агент» негативных контекстов. По мнению судей данного суда, законодателем не предполагается отрицательная оценка соответствующих организаций со стороны государства и формирование негативного отношения к осуществляемой ими политической деятельности и не выражается недоверие либо намерение дискредитировать данные организации и цели их функционирования [8]. С другой стороны, в отсутствии намерений проходить регистрационные процедуры в качестве иностранного агента кроется более прагматичный момент: их административная правосубъектность существенно отличается от правосубъектности иных некоммерческих организаций, что создаёт определённые неудобства. Например, помимо документов, предоставляемых Минюсту России любыми некоммерческими организациями, ими предоставляется ещё и аудиторское заключение. При этом данные документы должны отражать информацию о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных из-за рубежа, и об их действительном расходовании и использовании.

Следует иметь в виду, что существует легальная возможность избежать участия в регистрационных правоотношениях, связанных с приобретением статуса иностранного агента. Законодатель допускает функционирование общественных объединений без регистрации в органах Минюста России [16, ст. 18]. Соответственно, получение иностранного финансирования и участие в политической деятельности не приведут к признанию их иностранными агентами. Возможна также добровольная ликвидация некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, с последующим осуществлением деятельности в качестве незарегистрированного общественного объединения [2, с. 313].

4. Регистрационные правоотношения с участием иностранных агентов возможны не только в рамках собственно регистрационных процедур, но и в рамках контрольно-надзорной деятельности. Эта особенность вытекает из предыдущей, поскольку принудительное включение некоммерческой организации в реестр иностранных агентов возможно только после предварительного вы-

явления осуществления деятельности в качестве иностранного агента, что производится по результатам контрольно-надзорной проверки. Так, поступление в орган Минюста России сведений от субъектов публичной власти, физических или юридических лиц, о том, что некоммерческая организация получает иностранное финансирование и осуществляет политическую деятельность, является основанием для проведения в отношении неё внеплановой проверки, итогом которой может стать её включение в указанный реестр.

5. Регистрация некоммерческой организации в качестве иностранного агента порождает специфику административно-юстиционных отношений, которые могут возникнуть в связи с такой регистрацией. Данные отношения складываются в рамках осуществления административного судопроизводства и обусловливаются необходимостью судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций от незаконных действий и решений субъектов публичного управления [10, с. 174; 11, с. 183]. Отказ заявителю в регистрации «обычной» некоммерческой организации может быть сопряжён с нарушением прав и законных интересов участвующих в регистрационных правоотношениях лиц, что является основанием для обращения в суд в целях оспаривания такого отказа в порядке административного судопроизводства. Если же некоммерческая организация не признаётся органом Минюста России выполняющей функции иностранного агента и не включается в соответствующий реестр, вряд ли это можно рассматривать как ограничение прав и свобод, тем более что исполнение перед государством особых обязанностей в силу наличия статуса иностранного агента представляет собой дополнительную административную нагрузку. Данное обстоятельство обусловливает фактическое отсутствие административно-юстиционных отношений, связанных с отказом во внесении некоммерческих организаций в реестр иностранных агентов. Напротив, принудительная регистрация субъекта в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, в отсутствие законных на то оснований является нарушением прав данной организации и может повлечь её обращение в суд с требованием об исключении из реестра, что предусмотрено в ч. 7 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Таким образом, регистрационные правоотношения в структуре административно-правового статуса некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, имеют ряд существенных особенностей, определяющих специфику их административной правосубъектности.

Литература

1. Бельский К. С. Полицейское право: лекционный курс. М.: Дело и Сервис, 2004. 814 с.

2. Давыдова А. А. О практике включения некоммерческих организаций в реестр иностранных агентов // Проблемы организации органов государственной власти и местного самоуправления: история, теория, практика и перспективы: материалы международной научно-практической конференции (Иркутск, 4-5 апреля 2015 г.). Иркутск: БГУЭП, 2015. С. 308-315.

3. Доклад об осуществлении Министерством юстиции Российской Федерации государственного контроля (надзора) в сфере деятельности некоммерческих организаций и об эффективности такого контроля (надзора) в 2017 году. URL: https://minjust.ru/sites/default/files/doklad.pdf (Дата обращения: 15.09.2019).

4. Кокорева О. М. Правовое регулирование государственной регистрации некоммерческой организации: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2010. 195 с.

5. Константинов А. В. Некоторые аспекты понятия и сущности механизма административно-правового регулирования // Вестник науки и образования. 2015. №10. С. 84-87.

6. Кравченко О. Б. Административно-процессуальные правоотношения: понятие, виды, классификация // Вестник Южно-Уральского государственного университета Серия: Право. №13. С. 273-281.

7. Мамасахлиси Н. М. «Иностранный агент» - советское прошлое или неутешительные реалии России // Научный поиск. 2016. №1.3. С. 31-35.

8. Постановление Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2014 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», части шестой статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда «Костромской центр поддержки общественных инициатив», граждан Л. Г. Кузьминой, С. М. Смиренского и В. П. Юкечева» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. №16. Ст. 1921.

9. Приказ Минюста России от 30 ноября 2012 г. № 223 «О порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» // Российская газета. 2012. 3 декабря.

10. Соколов А. Ю., Лакаев О. А. Меры процессуального принуждения по законодательству об административном судопроизводстве в системе мер административного принуждения // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. №4. С. 173-179.

11. Соколов А. Ю., Лакаев О. А. Правовая регламентация мер предварительной защиты по административному иску // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2015. №4. С. 183-189.

12. Сорокин В. Д. Административно-процессуальное право: учебник. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. 537 с.

13. Тавмасян А. Ю., Ракитин Ю. А. Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, как угроза национальной безопасности России // Ростовский научный журнал. 2017. №11. С. 20-28.

14. Тихомиров Ю. А. Административное право и процесс: полный курс. М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2005. 1150 с.

15. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. №1. Ст. 212.

16. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 1. Ст. 1930.

17. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №3. Ст. 145.

18. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №33. Ст. 3431.

19. Филатова Л. В., Полякова Т. А. Информационно-правовые учётные системы федеральных органов государственной власти: учебное пособие. М.: РПА Минюста России, 2014. 127 с.

References

1. Bel'skii K. S. Politseiskoe pravo: lektsionnyi kurs (Police law) .Moscow: Delo i Servis publ., 2004. 814 p. (In Russian)

2. Davydova A. A. O praktike vklyucheniya nekommercheskikh organizatsii v reestr inostrannykh agentov (On the practice of inclusion of non-profit organizations in the register of foreign agents) // Problemy organizatsii organov gosudarstvennoi vlasti i mestnogo samoupravleniya: istoriya, teoriya, praktika i perspektivy: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Irkutsk, 4-5 aprelya 2015 g.). Irkutsk: BGUEP, 2015. P. 308-315. (In Russian)

3. Report on the implementation by the Ministry of justice of the Russian Federation of state control (supervision) in the field of non-profit organizations and the effectiveness of such control (supervision) in 2017. URL: https://minjust.ru/sites/default/ files/doklad.pdf (Accessed: 15.09.2019). (In Russian)

4. Kokoreva O. M. Pravovoe regulirovanie gosudarstvennoi registratsii nekommercheskoi organizatsii (Legal regulation of state registration of a non-profit organization). M., 2010. 195 p. (In Russian)

5. Konstantinov A. V. Nekotorye aspekty ponyatiya i sushchnosti mekhanizma administrativno-pravovogo regulirovaniya (Some aspects of the concept and essence of the mechanism of administrative regulation) // Vestnik nauki i obrazovaniya. 2015. No. 10. P. 84-87. (In Russian)

6. Kravchenko O. B. Administrativno-protsessual'nye pravootnosheniya: ponyatie, vidy, klassifikatsiya (Administrative-procedural legal relations: concept, types, classification) // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta Seriya: Pravo. No. 13. P. 273-281. (In Russian)

7. Mamasakhlisi N. M. «Inostrannyi agent» - sovetskoe proshloe ili neuteshitel'nye realii Rossii («Foreign agent» - Soviet past or disappointing realities of Russia) // Nauchnyi poisk. 2016. No. 1.3. P. 31-35. (In Russian)

8. Resolution of the constitutional Court of the Russian Federation No. 10-P «Po delu o proverke konstitutsionnosti polozhenii punkta 6 stat'i 2 i punkta 7 stat'i 32 Federal'nogo zakona «O nekommercheskikh organizatsiyakh», chasti shestoi stat'i 29 Federal'nogo zakona «Ob obshchestvennykh ob»edineniyakh» i chasti 1 stat'i 19.34 Kodeksa Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh v svyazi s zhalobami Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossiiskoi Federatsii, fonda «Kostromskoi tsentr podderzhki obshchestvennykh initsiativ», grazhdan L.G. Kuz'minoi, S.M. Smirenskogo

i V.P. Yukecheva» («In the case of check of constitutionality of provisions of paragraph 6 of article 2 and item 7 of article 32 of the Federal law «On noncommercial organizations», part six of article 29 of the Federal law «On public associations» and part 1 of article 19.34 of the Russian code of administrative offences in connection with complaints of the Commissioner for human

rights in the Russian Federation, the Foundation «Kostroma centre of support of public initiatives», citizens L. G. Kuzmina, S. M. Smirenski and V. P. Foundation») (08.04.2014) // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 2014. No. 16. Art. 1921. (In Russian)

9. Order of the Ministry of justice No. 223 «O poryadke vedeniya reestra nekommercheskikh organizatsii, vypolnyayushchikh funktsii inostrannogo agenta» («On the order of maintaining the register of the non-profit organizations performing functions of the foreign agent») (30.11.2012) // Rossiiskaya gazeta. 2012. 3 Dec. (In Russian)

10. Sokolov A. Yu., Lakaev O. A. Mery protsessual'nogo prinuzhdeniya po zakonodatel'stvu ob administrativnom sudoproizvodstve v sisteme mer administrativnogo prinuzhdeniya (Measures of procedural coercion under the legislation on administrative proceedings in the system of measures of administrative coercion) // Vestnik Saratovskoi gosudarstvennoi yuridicheskoi akademii. 2015. No. 4. P. 173-179. (In Russian)

11. Sokolov A. Yu., Lakaev O. A. Pravovaya reglamentatsiya mer predvaritel'noi zashchity po administrativnomu isku (Legal regulation of provisional measures of protection in an administrative lawsuit) // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo. 2015. No. 4. P. 183-189. (In Russian)

12. Sorokin V. D. Administrativno-protsessual'noe pravo: uchebnik (Administrative procedural law). SPb.: Yuridicheskii tsentr Press, 2004. 537 p. (In Russian)

13. Tavmasyan A. Yu., Rakitin Yu. A. Nekommercheskie organizatsii, vypolnyayushchie funktsii inostrannogo agenta, kak ugroza natsional'noi bezopasnosti Rossii (Non-profit organizations acting as a foreign agent as a threat to the national security of Russia) // Rostovskii nauchnyi zhurnal. 2017. No. 11. P. 20-28. (In Russian)

14. Tikhomirov Yu. A. Administrativnoe pravo i protsess: polnyi kurs (Administrative law and process: full course). Moscow: Izdanie Tikhomirova M. Yu., 2005. 1150 p. (In Russian)

15. Presidential decree No. 683 «O Strategii natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii» («On the national security Strategy of the Russian Federation») (31.12.2015) // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 2016. No. 1. Art. 212. (In Russian)

16. The Federal Law No. 82-FZ «Ob obshchestvennykh ob»edineniyakh» («On public associations») (19.05.1995) // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 1995. No. 21. Art. 1930. (In Russian)

17. The Federal Law No. 7-FZ «O nekommercheskikh organizatsiyakh» («On noncommercial organizations») (12.01.1996) // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 1996. No. 3. Art. 145. (In Russian)

18. The Federal Law No. 129-FZ «O gosudarstvennoi registratsii yuridicheskikh lits i individual'nykh predprinimatelei» («On state registration of legal entities and individual entrepreneurs») (08.08.2001) // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 2001. No. 33. Art. 3431. (In Russian)

19. Filatova L. V., Polyakova T. A. Informatsionno-pravovye uchetnye sistemy federal'nykh organov gosudarstvennoi vlasti: uchebnoe posobie (Information and legal accounting systems of Federal public authorities). Moscow: RPA Minyusta Rossii, 2014. 127 p. (In Russian)

Сведения об авторе

Дегтярева Анастасия Александровна - соискатель кафедры административного и муниципально-гоправа Саратовской государственной юридической академии (Саратов) / [email protected]

Information about the author

Degtyareva Anastasiya - postgraduate student, Chair of Administrative and Municipal Law, Saratov state law Academy (Saratov) / [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.