Научная статья на тему 'Некоторые вопросы правового положения некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента'

Некоторые вопросы правового положения некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1338
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / NON-PROFIT ORGANIZATIONS / ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ / FOREIGN AGENT / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / LEGAL STATUS / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITIES / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / FEDERAL LAW / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / STATE CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аверкина Юлия Борисовна

В статье рассматриваются некоторые спорные вопросы о правовом положении некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Анализируются положения Федерального закона, регулирующего деятельность таких организаций. Дается краткая характеристика их правового статуса и деятельности на территории Российской Федерации. Формулируются выводы о дальнейшем совершенствовании законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Questions of the Legal Status of Non-Profit Organizations Performing Functions of the Foreign Agent

The article is devoted to the designation of some of the controversial issues on the legal status of non-profit organizations performing functions of a foreign agent. Analyses the provisions of the Federal law governing the activities of such organizations. Brief characteristic of their legal status and activity on the territory of the Russian Federation. Conclusions on further improvement of the legislation.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы правового положения некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента»

12 См.:Постановление МПА государств-участников СНГ от 16 июня 2003 г. № 21-7. URL: http://www. iacis.ru/upload/iblock/67e/140.pdf (дата обращения: 13.03.2014).

13 См.: Постановление МПА государств-участников СНГ от 7 апреля 2010 г. № 34-6. URL: http://www. iacis.ru/upload/iblock/61d/kodeks_07_04_10.pdf (дата обращения: 15.03.2014).

14 См.: Приложение к постановлению МПА государств-участников СНГ от 17 мая 2012 г. № 37-17. URL: http://www.iacis.ru/upload/iblock/7c0/17_a_2012.pdf (дата обращения: 17.03.2014).

Ю.Б. Аверкина

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА

В статье рассматриваются некоторые спорные вопросы о правовом положении некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Анализируются положения Федерального закона, регулирующего деятельность таких организаций. Дается краткая характеристика их правового статуса и деятельности на территории Российской Федерации. Формулируются выводы о дальнейшем совершенствовании законодательства.

Ключевые слова: некоммерческие организации, иностранный агент, правовое положение, деятельность, федеральный закон, государственный контроль.

U.B. Averkina

SOME QQUESTIONS OF THE LEGAL STATUS OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS PERFORMING FUNCTIONS OF THE FOREIGN AGENT

The article is devoted to the designation of some of the controversial issues on the legal status of non-profit organizations performing functions of a foreign agent. Analyses the provisions of the Federal law governing the activities of such organizations. Brief characteristic of their legal status and activity on the territory of the Russian Federation. Conclusions on further improvement of the legislation.

Key words: non-profit organizations, foreign agent, the legal status, activities, federal law, state control.

Согласно Федеральному закону РФ от 20 июля 2012 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» (далее - Закон)1, под такой организацией понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует в т.ч. в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. При этом данное понятие не распространяется на государственные корпорации, государственные компании, а также на созданные ими некоммер-

© Аверкина Юлия Борисовна, 2014

Старший преподаватель кафедры гражданского и семейного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: juliyaverkina@gmail.com

К 80-ЛЕТИЮ ПРОФЕССОРА Ю.Х. КАЛМЫКОВА

ческие организации, государственные и муниципальные (в т.ч. бюджетные) учреждения, на религиозные организации, объединения работодателей, торгово-промышленные палаты, зарегистрированные в установленном законом порядке.

Закон вводит ряд обязательных положений и санкций для подобных организаций, как например, включение их в специальный реестр; указание своего статуса «иностранного агента» во всех документах и публикациях; ведение раздельного учета доходов и расходов, полученных в рамках поступлений от иностранных источников и иных поступлений. Такие некоммерческие организации должны отчитываться о своей деятельности один раз в полгода, предоставлять документы

0 целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в т.ч. полученных от иностранных источников, — ежеквартально, аудиторское заключение — ежегодно. Что касается контроля, то согласно закону уполномоченный орган обязан проводить плановые проверки и вправе приостанавливать своим решением деятельность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный законом специальный реестр и др. В законодательстве2 устанавливаются штрафы для некоммерческих организаций, не желающих входить в реестр «иностранных агентов»: для должностных лиц - 100-300 тыс. руб., для юридических лиц - 300-500 тыс. руб. Аналогичные штрафы предусматриваются за размещение информации без указания «иностранный агент». В целом административное наказание предусматривается с максимальным штрафом до

1 млн руб.; возможна и уголовная ответственность — до 4 лет лишения свободы.

Как видно из понятия, содержащегося в Законе, главными критериями отнесе-

* ния таких организаций к «иностранным агентам» являются финансирование из

? иностранных источников, участие в политической деятельности и формирование

а. общественного мнения в целях воздействия на принятие государственными орт о о о

ц ганами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной

1 политики. Авторы законопроекта утверждают, что его принятие базируется на | мировой практике и ставит перед собой цель добиться финансовой прозрачности

го

| деятельности подобных организаций.

| Принятие российского законопроекта вызвало широкий общественный резо-

| нанс. Само понятие «иностранный агент» в принципе имеет несколько значений

2 и воспринимается неоднозначно. Именно отсутствие законодательного понятия ° «агент» и повлекло такую реакцию в обществе. Следовательно, это понятие необ-« ходимо ввести на законодательном уровне. Так, под иностранным агентом (также | зарубежным представителем) понимается лицо (физическое или юридическое), о выражающее интересы доверителя за рубежом3. В законодательствах ряда стран ° иностранными агентами называются лица или организации, занимающиеся

0

° внутриполитической деятельностью по поручению иностранного государства

го

3 (каковое поручение обычно определяется как финансирование из-за рубежа);

1 на деятельность таких иностранных агентов налагаются ограничения. Рас-| пространенным считается мнение, что иностранный агент - это по сути шпион.

И здесь уже этот термин приобретает негативный оттенок. Однако это не так. Агент - не шпион, а человек или организация, которые представляют интересы другой стороны, а шпион - это по сути субъект, для которого основной целью являются сбор и передача секретной информации своему заказчику.

Некоторые правозащитники говорят о том, что все некоммерческие органи-

138

зации так или иначе пытаются влиять на политику государства4. Получается,

эти организации являются агентами? Из Закона этого не следует, потому что для отнесения организации к иностранному агенту им установлены другие критерии: финансирование из иностранных источников, участие в политической деятельности и формирование общественного мнения в целях воздействия на политику государства. Если некоммерческие организации пытаются осуществлять свою деятельность в указанных целях за счет собственных средств, то их нельзя отнести к агентам, но если основой их деятельности является иностранное финансирование, то эта организация выступает агентом.

Представители ряда правозащитных организаций, в т.ч. Московская Хельсинкская группа, движение «За права человека», центр «Мемориал», ассоциация «Голос», комитет «Гражданское содействие» после принятия Закона заявили, что не будут регистрироваться в качестве иностранных агентов и намерены «предпринимать все возможные правовые шаги против дискриминационной практики», установленной новым законом5. Так, в качестве санкции за отказ в регистрации в качестве иностранного агента управление Министерства юстиции РФ по Москве приняло решение о приостановлении деятельности ассоциации некоммерческих организаций «В защиту прав избирателей «Голос». При этом представители организации заявили: «Мы продолжим действовать в рамках общественного объединения без регистрации. Кроме того, в ближайшие дни будут поданы документы на регистрацию новой некоммерческой организации, которая потом будет собирать пожертвования»6. Можно сделать вывод, что такие организации будут изыскивать любую возможность для своей дальнейшей деятельности в «обход» закона об иностранных агентах. Значит следует ужесточить требования закона о регистрации организаций в качестве агентов и усилить ш ответственность за нарушения вплоть до их ликвидации. н

По нашему мнению, дискриминации в данном Законе нет. Поправки законода- С

а

теля устанавливают специальный правовой режим для таких организаций, что Т

о

давно требовалось, и по сути не ограничивает и не запрещает их деятельность, к

о

но позволяет государству контролировать иностранное и ему подобное инве- о' стирование. Наше государство имеет полное право на подобный контроль. Это | право базируется на одной из важнейших обязанностей государства обеспечивать в

целостность и неприкосновенность своей территории, соблюдать и защищать нн

о

права и свободы своих граждан, проводить собственную внутреннюю и внешнюю Ю политику. Ведь средства, которые получают эти организации из иностранных ис- и

точников огромны. Так, Президент РФ В.В. Путин в ходе беседы с работниками с

к

крупнейшей немецкой телерадиокомпании ARD сообщил, что ему известно лишь а о двух российских НКО, действующих за пределами российской территории - одна д

__ е

из них работает в США, другая — в Западной Европе. При этом количество не- | коммерческих организаций, существующих в России за счет поступающих из-за № границы средств, превышает 650. Лишь за 4 месяца, прошедших с момента под- 39 писания вышеуказанного Закона, на счета новоявленных «иностранных агентов» ^ поступило свыше 28 млрд руб. иностранных денег. При этом около 900 млн руб. 4 НКО получили при содействии дипломатических представительств. Это лишь говорит о том, что иностранные источники направляют свои средства вовсе не для помощи России в решении различных проблем, а для осуществления агентами деятельности, отражающей интересы и политику указанных источников. На наш взгляд, осуществление деятельности данных организаций на иностранном финансировании не было бы столь успешным и масштабным без внутренней под- 139

К 80-ЛЕТИЮ ПРОФЕССОРА Ю.Х. КАЛМЫКОВA

держки, о чем, собственно, и заявил Генеральный прокурор Ю. Чайка на заседании Совета Федерации (10 июля 2013 г.), указав на причастность высокопоставленных чиновников к деятельности иностранных агентов и их влияния на территории России. Также отмечалось, что представители четырех признанных иностранными агентами НКО входят даже в совет по развитию гражданского общества при Президенте РФ. По мнению Ю. Чайки, несмотря на заявления руководителей подобных некоммерческих организаций об их удаленности от политики, они продолжают оказывать влияние на органы государственной власти и вносить предложения об изменении ряда законов7. Полагаем, что к таким лицам государство должно применить соответствующие меры и в первую очередь «очистить» от них совет по развитию гражданского общества.

По окончании плановой проверки всех НКО Ю.Чайка доложил Президенту РФ В.В. Путину о ее результатах8, главным из которых отмечена масса нарушений законности: нарушение Венской конвенции; финансирование ряда организаций (всего 17) через посольства иностранных государств. Отдельные некоммерческие организации, например, такие как «Агора» и «Голос», искали возможность уйти от исполнения этого Закона путем перечисления денежных средств, получаемых в качестве иностранного финансирования, своим структурным подразделениям в субъектах РФ.

По состоянию на конец августа 2013 г. Генпрокуратурой РФ установлено, что иностранное финансирование получают более 2,2 тыс. некоммерческих оргнаниза-ций, зарегистрированных в России9. Из них проверены более тысячи организаций (на август 2013). Установлено, как минимум, 215 НКО, подпадающих под понятие «иностранный агент», получивших за последние 3 года в качестве иностранного 3 финансирования около 6 млрд руб.10 Всего же с момента вступления Закона в ¿- силу с ноября 2012 г. по апрель 2013 г. 2226 некоммерческих организаций в целом

сл

го получили 30,8 млрд руб.11. Официально иностранными агентами признаны 22 не-| коммерческие организации. Так, в июне 2013 г. Минюст России зарегистрировал | первую некоммерческую организацию в статусе иностранного агента. Ею стало | партнерство «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ». Согласно по° данным документам некоммерческая организация планирует получать денежные

0

| средства от четырех иностранных организаций12. Возникает вопрос, зачем нашему | государству такая организация?

Можно сделать вывод, что иностранные источники участвуют в финансировании | российской некоммерческой организации не просто так, а для проведения своих | собственных интересов в России, которые, как правило, противоречат интересам & нашего государства. Если НКО осуществляет деятельность в целях, предусмотренных Законом об иностранных агентах, участвует в политической деятельности, § используя эти средства, логично предположить, что некоммерческая организа-§ ция претворяет в жизнь волю своего источника финансовых средств. А другие

1 государства, как показывают история и действительность, вряд ли стремятся к | благополучию нашей страны. Если соглашаться с доводами вышеуказанных некоммерческих организаций, то не исключено, что в России в скором времени могут возникнуть такие же беспорядки, как и в г. Киеве, и по всей Украине. Таким образом, государству следует, на наш взгляд, четко контролировать деятельность подобных организаций, последовательно применять к ним все предписания и санкции, не допускать их активного вмешательства в политическую жизнь России. Для этого

140

в первую очередь необходимо сформировать надлежащую правовую базу, устра-

Ф.Я. Ахмедов

• Квалификация смешанных и непоименованных договоров

нив все пробелы, для эффективного регулирования деятельности организаций, выполняющих функции иностранного агента.

1 См.: Российская газета (федеральный выпуск). 2012. 23 июля.

2 См.: Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. № 192-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета. 2012. 14 нояб.

3 См.: Иностранный агент. URL: http: //ги^1к1реШа.о^^1к1/Иностранный_агент_(дата обращения: 15.01.2014).

4 См.: Российские НКО не хотят быть «иностранными агентами. URL:http://www.bbc.co.uk/russian/rus-sia/2012/11/121121_russia_ngo_agents_debate.shtml?print=1 (дата обращения: 16.01.2014).

5 См.: Иностранным агентам запретили скрываться. URL: http: //sochi-24.ru/v-mire/inostrannym-agentam-zapretili-pryatatsya.20121120.56821.html (дата обращения: 16.01.2014).

6 Без «Голоса». URL: http://www.rg.ru/2013/06/26/nko-site.html. (дата обращения: 17.01.2014).

7 См.: Чайка Ю. К деятельности иностранных агентов причастны чиновники. URL: http://www. rg.ru/2013/07/10/agenti-anons.html (дата обращения: 18.01.2014).

8 См.: Вчера Президент обсудил с Генпрокурором Юрием Чайкой судьбу предпринимателей, ситуацию с РАН и НКО. URL: http://www.rg.ru/2013/07/09/nko-site.html (дата обращения: 18.01.2014).

9 См.: Свыше 2,2 тысяч НКО в России получают иностранное финансирование. URL: http://www. rg.ru/2013/08/22/nko-anons.html (дата обращения: 18.01.2014).

10 См.: Генпрокуратура: 17 НКО получали деньги от зарубежных дипломатов. URL: http://www. rg.ru/2013/07/09/nko-anons.html (дата обращения: 19.01.2014).

11 См.: Вчера Президент обсудил с Генпрокурором Юрием Чайкой судьбу предпринимателей, ситуацию с РАН и НКО. URL: http://www.rg.ru/2013/07/09/nko-site.html (дата обращения: 18.01.2014).

12 См.: Минюст зарегистрировал первую НКО в качестве иностранного агента. URL: http://www. rg.ru/2013/06/28/nko-anons.html (дата обращения: 19.01.2014).

Ф.Я. Ахмедов

КВАЛИФИКАЦИЯ СМЕШАННЫХ И НЕПОИМЕНОВАННЫХ ДОГОВОРОВ

В статье исследуются понятие и характерные признаки смешанного и непоименованного договоров, их соотношение. Определяются нормы, подлежащие применению к указанным договорам.

Ключевые слова: смешанный договор, непоименованный договор, соотношение договоров, квалификация договора, применение норм права

A.Y. Ahmedov

QUALIFICATION OF THE MIXED AND UNNAMED CONTRACTS

This article deals with the definition and significant features of the mixed and unnamed contracts, their correlation. The article's task is determination of the rules, which necessary to apply for regulation the mixed and unnamed contracts.

Key words: mixed contract, unnamed contract, application of the rules, correlation of the contracts, qualifying of the contract.

Согласно принципу свободы договора субъекты гражданских прав могут заключать договоры как предусмотренные законом и иными правовыми актами, так и не предусмотренные ими, а также смешанные договоры. Без точной квалификации договора невозможно правильное применение гражданско-правовых норм, что особенно актуально в отношении смешанных и непоименованных договоров, т.к. они не имеют законодательных определений и отсутствуют регулирующие их специальные нормы \

© Ахмедов Арсен Ярахмедович, 2014

Аспирант кафедры гражданского и семейного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: ahmedov.arsen@bk.ru 141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.