9. Ворожейкин Е.М. Семейные правоотношения в СССР. М.: Юридическая литература, 1972. 336 с.
10. Чаусская ОА Осуществление родительских прав отдельно проживающим родителем // Региональная модель защиты прав детей. Опыт. Проблемы: материалы межрегиональной научно-практической конференции (г. Саратов, 7 декабря 2007 г.). Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2008. С. 69-84.
References
1. Kosova O.Yu. Grounds for the Emergence of Family Relations: extended abstract dis. ... cand. of law L., 1996. 21 p.
2. Fomicheva N.V. Conflict of Rights and Iinterests of Parents and Children When the Child Leaves the Country // Vestnic of the Saratov State Law Academy. 2016. № 3. P. 108-112.
3. Antokolskaya M.V. Family Law. M.,Lawyer. 1996. 366 p.
4. Gromozdina M.V. The Exercise of Parental Rights in the Separation of Parents under the Laws of the Russian Federation: Monograph. Novosibirsk. SibPUC. 2011. 145 p.
5. Pulyaevskaya L.V. Parents and Representatives of Underage Children / / Actual Problems of Private Law Regulation: Materials of the International VI Scientific Conference of Young Scientists (Samara, April 28-29, 2006): a collection of scientific articles / Ed. by Yu. S. Povarov. Samara: «Universes-groups», 2006. Р. 275-276.
6. Ilyina O.Yu. The Interests of the Child in the Family Law of the Russian Federation. M., Gorodets. 2006. 300 p.
7. Tarusina N.N. Questions of the Theory of the Family Law and the Civil Procesdure. Moscow: Prospect, 2001. 164 p.
8. Dolgov Yu.G. Interests of Spouses, Parents and Minor Children Protected by Law in the Family Law of the Russian Federation: Dis. ... cand. of law. M., 2004. 178 p.
9. Vorozheikin E.M. Family Legal Relations in the USSR. M., 1972. 336 p.
10. Chausskaya OA. Exercise of Parental Rights by a Separately Living Parent. // Regional Model for the Protection of Children's Rights. An experience. Problems: materials of the interregional scientific and practical conference (Saratov, December 7, 2007.) Saratov: Saratov State Law Academy Publishing House, 2008. P. 69-84.
УДК 347.19
Ю.Б. Аверкина
К ВОПРОСУ О РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА
Введение: регулирование деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, началось относительно недавно и уже столкнулось с рядом вопросов. Цель: выявление законодательных пробелов в правовом поло-
© Аверкина Юлия Борисовна, 2018
Старший преподаватель кафедры гражданского права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] © Averkina Yuliya Borisovna, 2018 136 Senior teacher, Civil law department (Saratov State Law Academy)
жении и деятельности некоммерческих организаций, признаваемых иностранными агентами, и предложения по их усовершенствованию. Методологическая основа: применение общенаучных методов исследования в рамках системного, сравнительного и статистического анализа законодательных норм, регулирующих правовое положение и деятельность некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Результаты: аргументирована авторская позиция в отношении необходимости дальнейшего законодательного регулирования деятельности таких организаций и устранения существующих пробелов. Вывод: действие законодательства в области иностранных агентов является вполне положительным фактом и требует надлежащего государственного контроля.
Ключевые слова: некоммерческие организации, иностранный агент, деятельность, иностранное финансирование, государственный контроль.
Yu.B. Averkina
ON THE REGULATION OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS ACTIVITIES PERFORMING FUNCTIONS OF A FOREIGN AGENT
Background: regulation of the non-profit organizations activities performing functions of a foreign agent has recently started and has already faced a number of issues. Objective: to identify legislative gaps in the legal status and activities of non-profit organizations recognized as foreign agents and suggestions for their development. Methodology: the application of general scientific research methods in the framework of a systematic, comparative and statistical analysis of legislative norms governing the legal status and activities of non-profit organizations that perform the functions of a foreign agent, and their practical position.. Results: the author's position on the need for further legislative regulation of the activities of such organizations and the elimination of existing gaps is argued. Oonclusions: the effect of legislation in the field of foreign agents is quite a positive fact and requires proper state control.
Key-words: non-profit organizations, foreign agent, activity, foreign financing, state control.
Некоммерческая организация (далее — НКО), выполняющая функции иностранного агента — это организация, которая получает денежные и иные средства от зарубежных источников и участвует в политической деятельности на территории Российской Федерации. Под политической деятельностью понимается денежное и иное участие НКО в определенных политических акциях, направленных на выработку решений государственных органов в целях изменения политики государства, а также на формирование общественного мнения в этих целях. Из понятия, содержащегося в законе1, можно определить, что основными совокупными критериями отнесения организаций к «иностранным
1 См.: Федеральный закон РФ от 20 июля 2012 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» (с изм. и доп. от 21 февраля, 4 июня 2014 г.) // Российская газета. 2012. 23 июля; 2014. 6 июня. 137
агентам» являются финансирование из иностранных источников, участие в политической деятельности и формирование определенного общественного мнения.
В связи с изменениями2, внесенными в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», законодатель «рассматривает» политическую деятельность более подробно, не ссылаясь на политические акции, и определяет ее направления и формы осуществления (например, участие в публичных массовых мероприятиях и обращениях к государственным и иным органам; в выборной деятельности; в проведении опросов и исследований, направленных на формирование общественно-политического сознания; в привлечении граждан в указанную деятельность). Следует отметить, что такой важный критерий, как участие в политической деятельности, в Федеральном законе об иноагентах не определен должным образом, что, на наш взгляд, требует законодательного уточнения для единообразного применения на территории Российской Федерации.
С момента принятия Федерального закона РФ от 20 июля 2012 г. № 121-ФЗ прошло уже более 5 лет и, тем не менее, фактически «работать» он стал совсем недавно. Авторы указанного законопроекта обосновывали его принятие, руководствуясь мировой практикой3, для достижения, в первую очередь, определенной финансовой прозрачности деятельности таких организаций. Так как российские НКО не спешили регистрироваться в качестве иностранных агентов, право на внесение их в специальный реестр было передано Минюсту России, в котором по состоянию на май 2018 г. зарегистрировано 76 организаций4 (для сравнения: в 2016 г. их было зарегистрировано более 150). Многие НКО, конечно, не довольны данным Федеральным законом и его принятие вызвало далеко не радужные настроения среди представителей организаций. Само наименование «иностранный агент» воспринимается и трактуется в обществе неоднозначно. В Законе это понятие не установлено, что, на наш взгляд, является серьезным упущением. НКО обосновывают свою негативную позицию т.н. абсолютным подрывом их эффективной деятельности и считают Закон об иноагентах во многом противоречащим Конституции и иному законодательству. Однако в Постановлении Конституционного Суда РФ5 было отмечено противоречие только в части установления нижней границы административных санкций, которые, по мнению Конституционного Суда, слишком высоки.
Ряд некоммерческих организаций за защитой своих прав обращаются в суд, в т.ч. в Европейский суд по правам человека, либо принимают решение о ликвидации, дабы избежать штрафных санкций, либо прекращают иностранное финансирование и добиваются исключения из реестра (например, это возможно, если организация в течение года не получает зарубежного финансирования
° 2 См.: Федеральный закон от 2 июня 2016 г. № 179-ФЗ «О внесении изменений в статью 8
§ Федерального закона „Об общественных объединениях" и статью 2 Федерального закона „О не" коммерческих организациях"» // Российская газета. 2016. 6 июня (федеральный выпуск). 1 3 Так, в США соответствующий закон «Акт о регистрации иностранных агентов» был при-S нят еще в 1938 г. и по содержанию он является гораздо «жестче» нашего.
4 URL: http://unro.minjust.ru/nkoforeignagent.aspx (дата обращения: 15.06.2018).
5 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2014 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона „О некоммерческих организациях", части шестой статьи 29 Федерального закона „Об общественных объединениях" и части первой статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда „Костромской центр поддержки общественных инициатив", граждан Л.Г. Кузьминой, С.М. Смиренского и В.П. Юкечева» // Российская газета. 2014. 18 апр.
138 (федеральный выпуск).
и не участвует в политической деятельности). На наш взгляд, Закон № 121 не ущемляет одни организации перед другими, а позволяет применять определенный правовой режим при наличии всех необходимых критериев, позволяя государству контролировать иностранные вложения. Такой контроль, безусловно, необходим не только для безопасности государства, но и для обеспечения «баланса публичных и партикулярных интересов» [1, с. 3]. Закон не запрещает иностранное инвестирование в деятельность российских некоммерческих организаций, но позволяет государству «следить» за его направлением, что, безусловно, является положительным фактом, учитывая настроения других государств по отношению к России.
Согласно Федеральному закону от 25 ноября 2017 г. № 327-Ф3 «О внесении изменений в статьи 10.4 и 15.3 Федерального закона „Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и ст. 6 Закона Российской Федерации „О средствах массовой информации"»6 теперь и отдельные СМИ можно признавать иностранными агентами. Речь идет о зарубежных СМИ, которые распространяют печатные и иные сообщения и получают денежные и иные средства от иностранных источников и от ряда российских организаций, также получающих эти средства. К указанным СМИ можно применять нормы о некоммерческих организациях, которые выполняют функции иностранного агента. Данный Федеральный закон был введен в действие в качестве ответной меры на решение Минюста США о присвоении статуса иностранного агента государственному телеканалу RT. Только критерий признания иностранных СМИ иноагентами — получение иностранного инвестирования — на наш взгляд,
го
требует более четкого и детального законодательного урегулирования, т.к. на Т
н
данный момент под такой признак подпадают практически все зарубежные С
СМИ. И не совсем ясно, как контролировать и требовать исполнения обязан- а
т
ностей таких структур. К
Считаем также необходимым ввести на законодательном уровне понятие г
о
«иностранный агент» с четким указанием его функций; уточнить понятия и Д
а
критерии политической деятельности, политической акции и привести их в т
в
соответствие в разных федеральных законах для единообразного применения. нн Таким образом, законодательство о некоммерческих организациях требует ю дальнейшего усовершенствования. д
и
Библиографический список й
а
1. Некоммерческие организации в международном и национальном праве / С.Е. На- Д рышкин, Т.Я. Хабриева, А.Я. Капустин и др.; под ред. Т.Я. Хабриевой, С.В. Чиркина. | М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. 304 с. №
ш
References )
1. Non-Profit Organizations in International and Domestic Law / S.E. Naryshkin, 0 T.Y. Khabrieva, A.Ya. Kapustin etc., eds. T.Y. Khabrieva, S.V. Chirkin. M.: Norma: INFRA- 8 M, 2017. 304 p.
6 См.: Российская газета. 2017. 27 нояб. (федеральный выпуск).
139