Научная статья на тему 'К вопросу о правовом положении социально ориентированных некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг'

К вопросу о правовом положении социально ориентированных некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
189
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ИС ПОЛНИТЕЛИ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫХ УСЛУГ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS / EXECUTORS OF SOCIALLY USEFUL SER VICES / ACTIVITY / LEGAL STATUS / MEASURES OF STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аверкина Юлия Борисовна

Введение: деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций (далее СО НКО) направлена на решение проблемных вопросов населения и разви тие гражданского общества в целом. Цель: выявление законодательных пробелов в правовом положении социально ориентированных некоммерческих организаций ис полнителей общественно полезных услуг и предложения по его усовершенствованию. Методологическая основа: применение общенаучных методов исследования в рамках системного, сравнительного и статистического анализа законодательных норм. Результаты: аргументирована авторская позиция в отношении необходимости даль нейшего законодательного совершенствования правового положения таких организа ций и устранения существующих пробелов. Выводы: действие законодательства в отношении СО НКО исполнителей общественно полезных услуг является вполне положительным фактом и требует надлежащего государственного урегулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE LEGAL STATUS OF SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS - PERFORMERS OF SOCIALLY USEFUL SERVICES

Background: the activities of socially oriented non-profit organizations (hereinafter referred to as NGOs) are aimed at solving problems of the population and the development of civil society in general. Objective: to identify legislative gaps in the legal status of socially oriented non-profit organizations performers of socially useful services and proposals for its improvement. Methodology: application of general scientific research methods in the framework of systematic, comparative and statistical analysis of legislative norms regulating the legal status and activities of NGOs performers of socially useful services, and their practical position. Results: the author’s position on the need for further legisla tive improvement of the legal status of such organizations and the elimination of existing gaps is argued. Conclusions: the effect of legislation in relation to CO NGO executors of socially useful services is quite a positive fact and requires proper state regulation.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовом положении социально ориентированных некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг»

УДК 347.19

Ю.Б. Аверкина

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ — ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫХ УСЛУГ

Введение: деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — СО НКО) направлена на решение проблемных вопросов населения и развитие гражданского общества в целом. Цель: выявление законодательных пробелов в правовом положении социально ориентированных некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг и предложения по его усовершенствованию. Методологическая основа: применение общенаучных методов исследования в рамках системного, сравнительного и статистического анализа законодательных норм. Результаты: аргументирована авторская позиция в отношении необходимости дальнейшего законодательного совершенствования правового положения таких организаций и устранения существующих пробелов. Выводы: действие законодательства в отношении СО НКО — исполнителей общественно полезных услуг — является вполне положительным фактом и требует надлежащего государственного урегулирования.

Ключевые слова: социально ориентированные некоммерческие организации, исполнители общественно полезных услуг, деятельность, правовое положение, меры государственной поддержки.

Yu.B. Averkina

TO THE QUESTION OF THE LEGAL STATUS OF SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS — PERFORMERS OF SOCIALLY USEFUL SERVICES

Background: the activities of socially oriented non-profit organizations (hereinafter referred to as NGOs) are aimed at solving problems of the population and the development of civil society in general. Objective: to identify legislative gaps in the legal status of socially oriented non-profit organizations — performers of socially useful services and proposals for its improvement. Methodology: application of general scientific research methods in the framework of systematic, comparative and statistical analysis of legislative norms regulating the legal status and activities of NGOs — performers of socially useful services, and their practical position. Results: the author's position on the need for further legislative improvement of the legal status of such organizations and the elimination of existing gaps is argued. Conclusions: the effect of legislation in relation to CO — NGO — executors of socially useful services — is quite a positive fact and requires proper state regulation.

Key-words: socially oriented non-profit organizations, executors of socially useful services, activity, legal status, measures of state support.

© Аверкина Юлия Борисовна, 2019

Старший преподаватель кафедры гражданского права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: juliyaverkina@gmail.com © Averkina Yulia Borisovna, 2019

Senior lecturer, Civil law department (Saratov State Law Academy) 163

К 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ДОКТОРА ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРА Ю.Х. КАЛМЫКОВА

Социальная охрана и защита населения являются важнейшим направлением всей социальной политики Российской Федерации. Те некоммерческие организации (далее — НКО), которые действительно работают для достижения общественно полезных целей, достаточно значимы для государства и гражданского общества, т.к. в значительной степени «помогают» нашему государству в решении социальных проблем. НКО, осуществляющие деятельность, направленную на формирование общественных благ, являются опорными пунктами инфраструктуры гражданского общества [1, с. 3].

Законом от 5 апреля 2010 г.1 вводится определенный статус для НКО в виде социально ориентированных организаций, деятельность которых направлена на решение социальных вопросов и должное развитие гражданского общества. Отметим, что социально ориентированной некоммерческой организацией (далее — СО НКО) может быть, любая некоммерческая организация, за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями. Основным критерием отнесения организации к социально ориентированной, согласно закону о НКО, является деятельность такой организации (например, социальная поддержка и защита граждан; предоставление помощи в результате стихийных бедствий, различных катастроф; охрана окружающей среды; оказание юридической помощи; благотворительность и т.д.). Для СО НКО существует возможность получения от государства определенных видов поддержки, в т.ч. ряда льгот по уплате налогов и сборов. Законы субъектов РФ2 вправе предусматривать дополнительные виды деятельности и меры поддержки для СО НКО.

С января 2017 г.3 вводится такое понятие для СО НКО, как исполнитель общественно полезных услуг. В соответствии с Законом это организация, осуществляющая в течение одного года и более определенные качественные и полезные для общества услуги, перечень которых установлен Правительством РФ4 (например: услуги по социальному обслуживанию в стационарной, домашней форме; услуги по трудоустройству, реабилитации, адаптации и социальной помощи определенных граждан и многие другие). Организация не должна относиться к НКО, выполняющей функции иностранного агента, не может иметь долги по налогам и сборам и должна быть включена в специальный реестр НКО — исполнителей общественно полезных услуг. Таким образом, не все СО НКО могут быть наделены этим особым статусом, а только те, которые соответствуют вышеуказанным условиям. Что же дает этот статус для СО НКО? Самое главное преимущество — это приоритетное право на получение различных мер госу-

S 1 См.: Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные

° законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентирован-

§ ных некоммерческих организаций» (в ред. от 27 мая 2014 г.) // Российская газета. 2010. 7 апр. ^ 2 Закон Саратовской области от 26 апреля 2011 г. № 45-ЗСО «О государственной поддержке

1 социально ориентированных некоммерческих организаций в Саратовской области» (в ред. от

S 30 мая 2014 г.) устанавливает, к примеру, следующие виды деятельности: патриотическое вос-

питание граждан; развитие и поддержка детского и молодежного общественного движения; проведение социологических исследований и мониторинг состояния гражданского общества (см.: Собр. законодательства Саратовской области». 2011. № 12. С. 4729-4731).

3 См.: Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О некоммерческих организациях» в части установления статуса некоммерческой организации — исполнителя общественно полезных услуг"» // Российская газета. 2016. 8 июля.

4 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2016 г. № 1096 «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания»

164 (в ред. от 27 июля 2017 г.) // Российская газета. 2016. 7 нояб.

дарственной поддержки на срок не менее двух лет. Отметим, что поддержка со стороны органов власти — это, не обязанность, а их право, и в связи с этим, нет четких механизмов реализации этого права на практике. Еще один проблемный вопрос касается процедуры выдачи заключения о качестве оказываемых услуг, т.к. не разработана единая система оценки этого качества. Появление специальных административных регламентов по качеству услуг не решило эту проблему. У НКО нет четкой информации, о качестве той или иной услуги. А раз нет заключения о качестве, то НКО не может войти в реестр. Общественники, отмечают, что преимущества статуса исполнителя общественно полезных услуг неочевидны, и в определенных ситуациях являются ограничением для деятельности СО НКОЧВозможно, поэтому по состоянию на конец декабря 2018 г. такой статус получили всего 187 организаций. Президент РФ В.В. Путин обратил внимание6, что это «слишком мало» и предложил автоматическое присвоение статуса исполнителя общественно полезных услуг тем НКО, которые выиграли гранты из президентского фонда и успешно их реализовали в своей деятельности, тем самым «доказав свою состоятельность».

Таким образом, считаем, что для эффективной работы и реализации поставленных социальных задач СО НКО — исполнителей общественно полезных услуг — требуется дальнейшее совершенствование законодательства, в частности детальная разработка механизма по предоставлению преференций и взаимодействие федеральных и региональных органов власти, для выработки единого системного подхода.

Библиографический список

1. Абрамова Е.Н., Аверченко Н.И., Байгушева Ю.В. Гражданское право: учебник в 3 т. М.: Проспект, 2010. Т. 1. 1675 с.

References

1. Abramova E.N., Averchenko N.I., Baigusheva Yu.V. Civil law: textbook in 3 vol. M.: Prospect, 2010. Vol. 1. 1675 р.

5 См.: URL: https://www.oprf.ru/ru/press/news/2018/newsitem/44648?PHPSESSID=m93rhd m5dd4h9bsaf5702hjdh4 (дата обращения: 05.05.2019).

6 См.: URL: https://ria.ru/20181227/1548792695.html (дата обращения: 05.05.2019). 165

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.