Научная статья на тему 'Роль некоммерческих организаций в повышении качества жизни населения'

Роль некоммерческих организаций в повышении качества жизни населения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3867
363
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НКО / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫЕ УСЛУГИ / QUALITY OF LIFE OF THE POPULATION / NONPROFIT ORGANIZATIONS / SOCIALLY ORIENTED NPOS / SOCIAL POLICY / PUBLIC UTILITY SERVICES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Минаева Татьяна А.

Во втором десятилетии XXI века произошли масштабные изменения, касающиеся деятельности некоммерческих организаций. Во-первых, существенно укрепился статус некоммерческих организаций (НКО) как субъекта социальной политики, чему способствовали некоторые перемены в социально-экономическом устройстве государств, подиктованные условиями глобального кризиса. Данная тенденция характерна для большинства развитых стран мира. Во-вторых, деятельность НКО стала более популярной среди широких масс населения, отчего возросло количество членов НКО и их профессионализм. В-третьих, отвечая на современные вызовы, государственные структуры активно взялись за разработку и внедрение механизмов, поддерживающих и стимулирующих социально ориентированные некоммерческие организации. Все эти факторы говорят о том, что деятельность некоммерческих организаций становится неотъемлемой частью социально-экономических процессов, способствующих повышению качества жизни населения. Перечень общественно полезных услуг, к оказанию которых сегодня согласно нормативно-правовым актам в приоритетном порядке привлекаются НКО, охватывает основной спектр показателей качества жизни населения. Уже порядка 60 % из более 223 тысяч зарегистрированных в стране НКО получили статус социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), что позволяет им рассчитывать на государственную поддержку своей деятельности. Для повышения результативности социально ориентированных некоммерческих организаций необходимо: дальнейшее совершенствование законодательной базы, включающее льготное кредитование и банковское обслуживание СОНКО; развитие инфраструктуры поддержки СОНКО; активизация обмена опытом, в том числе через создание консультационных центров и внедрение института наставничества в сфере СОНКО; обязательное включение СОНКО в проведение оценки эффективности работы органов власти в сфере социальной политики; более широкое информирование граждан о возможностях получения услуг со стороны СОНКО и их деятельности в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Nonprofit Organizations in Improving the Quality of Life of the Population

The second decade of the XXI century has seen major changes concerning the activities of non-profit organizations. First, the status of non-profit organizations (NPOs) as a subject of social policy has significantly improved, aided by some changes in the socio-economic structure of various states after the global crisis. This trend is characteristic of most developed countries in the world. Secondly, the NPOs have become more popular among the population: as a result, both the number of NPO members and their professionalism have increased. Thirdly, government agencies are responding to modern challenges and become actively engaged in the development and implementation of mechanisms supporting and enabling socially oriented NPOs. All these factors show that the activity of non-profit organizations is becoming an integral part of socio-economic processes that improve the quality of life of the population. A list of public utility services provided by NPOs covers the main range of indicators of quality of life of the population. About 60 percent of the more than 223 thousand NPOs registered in the country have received the status of socially oriented nonprofit organizations (SONPOs), which allows them to rely on state support. To further enhance the effectiveness of socially oriented non-profit organizations one should: improve the regulatory framework, including preferential loans and banking services for socially oriented NGOs; develop the supportive infrastructure for socially oriented NPOs; share experience, e.g. through the establishment of advisory centers and implementation of mentoring in the field SONPOs; include SONPOs in assessing the effectiveness of the authorities in the field of social policy; inform citizens about the possibilities to receive services from the SONPOs and their activities in general.

Текст научной работы на тему «Роль некоммерческих организаций в повышении качества жизни населения»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

POLITICAL SCIENCE

УДК 329.1/.6+330.59

РОЛЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ*

Татьяна А. Минаева1, @

1 Кемеровский государственный университет, Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6 @ min77@list.ru

Поступила в редакцию 11.12.2017. Принята к печати 22.01.2018.

Ключевые слова: каче- Аннотация: Во втором десятилетии XXI века произошли масштабные изменения, касаю-ство жизни, некоммерче- щиеся деятельности некоммерческих организаций. Во-первых, существенно укрепился ские организации, соци- статус некоммерческих организаций (НКО) как субъекта социальной политики, чему спо-ально ориентированные собствовали некоторые перемены в социально-экономическом устройстве государств, НКО, социальная полити- продиктованные условиями глобального кризиса. Данная тенденция характерна для боль-ка, общественно полезные шинства развитых стран мира. Во-вторых, деятельность НКО стала более популярной услуги. среди широких масс населения, отчего возросло количество членов НКО и их профессио-

нализм. В-третьих, отвечая на современные вызовы, государственные структуры активно взялись за разработку и внедрение механизмов, поддерживающих и стимулирующих социально ориентированные некоммерческие организации. Все эти факторы говорят о том, что деятельность некоммерческих организаций становится неотъемлемой частью социально-экономических процессов, способствующих повышению качества жизни населения. Перечень общественно полезных услуг, к оказанию которых сегодня согласно нормативно-правовым актам в приоритетном порядке привлекаются НКО, охватывает основной спектр показателей качества жизни населения. Уже порядка 60 % из более 223 тысяч зарегистрированных в стране НКО получили статус социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), что позволяет им рассчитывать на государственную поддержку своей деятельности. Для повышения результативности социально ориентированных некоммерческих организаций необходимо: дальнейшее совершенствование законодательной базы, включающее льготное кредитование и банковское обслуживание СОНКО; развитие инфраструктуры поддержки СОНКО; активизация обмена опытом, в том числе через создание консультационных центров и внедрение института наставничества в сфере СОНКО; обязательное включение СОНКО в проведение оценки эффективности работы органов власти в сфере социальной политики; более широкое информирование граждан о возможностях получения услуг со стороны СОНКО и их деятельности в целом.

Для цитирования: Минаева Т. А. Роль некоммерческих организаций в повышении качества жизни населения // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2017. № 4. С. 4-10.

«Качество жизни» является одним из ключевых понятий при характеристике социально-экономического состояния государства, оценке происходящих в стране реформ и процессов развития. Данный показатель неизменно фигурирует в рейтингах эффективности органов власти различного уровня, в программных документах политических партий, в социологических исследованиях. Безусловно, качество жизни населения характеризует успешность реализации социальной политики в регионах и стране в целом.

Существуют различные подходы к определению понятия «качество жизни». В некоторых исследованиях оно фактически уравнивается с понятием «индекс развития человеческого капитала» (ИЧРП), разработанным в 1990 г. паки-

станским ученым Махмудом уль-Хаком (Ма№иЬ и1-И^) и с 1993 г. применяемым ООН, включающим три вида показателей: ожидаемую продолжительность жизни при рождении, уровень грамотности и уровень жизни, рассчитываемый через ВВП на душу населения [1]. Более широкое толкование включает обеспеченность населения комфортным жильем, социальной инфраструктурой, качеством образования, демографическими тенденциями, уровнем безопасности [2, с. 85].

Еще более широкая точка зрения предполагает включение в понятие «качество жизни населения» также ряда важнейших жизненных ценностей: возможность самореализации человека, гуманность общества, мир и стабиль-

* Статья публикуется в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Региональное развитие: экономика и социум». Специальная тема: Моногорода (секция: Качество жизни в моногородах. Социология. Урбанистика). Конференция проводится при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 18-010-20017 Г.

ность человеческого существования, экологическое благополучие и др. [3, с. 144]. Можно констатировать, что с течением времени понятие «качество жизни населения» претерпело серьезные изменения и от узкого понимания, сводящегося в основном к материальному благосостоянию граждан, трансформировалось в многофакторную оценку «совокупности характеристик условий жизни населения» [3, с. 144], причем ориентированную на степень удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей населения, адекватных современному уровню социально-экономического развития общества. Близким по смыслу является понимание качества жизни как степени удовлетворения жизнеобеспечивающих, социальных и духовных потребностей человека (группы, общества), определяемой объективно существующими в рамках действующей социально-экономической системы и субъективно ощущаемыми характеристиками его жизни [4, с. 17].

Формирование показателей качества жизни населения обеспечивается, в первую очередь, субъектами социальной политики: государством, социально ответственным бизнесом, институтами гражданского общества и неформальными общественными объединениями. В этих условиях существует и обратная зависимость: качество жизни становится главным критерием оценки эффективности работы институтов гражданского общества. Развитие участия некоммерческих организаций (НКО) включает два этапа: экономический - как результат последствий экономических преобразований в период становления капитализма, необходимости выравнивания материального неравенства граждан; политико-правовой - как ответ на запрос в обеспечении социальных гарантий, социального представительства интересов различных общественных групп [5, с. 664; 6, с. 119].

Роль некоммерческих организаций в реализации социальной политики, вопросах обеспечения роста показателей качества жизни населения в настоящее время существенно возрастает. Этому способствует несколько факторов. Во-первых, увеличившаяся потребность в альтернативных поставщиках социальных услуг в связи с последствиями глобального экономического кризиса, негативно повлиявшими на способность государства полностью обеспечивать весь спектр социальных задач. Во-вторых, профессиональный и качественный рост внутри самих некоммерческих организаций и усиление гражданского запроса на включение НКО в процесс решения социально-экономических и общественно-политических проблем современности. В-третьих, обусловленный предыдущими факторами новый тренд государственной политики, ориентированной на активную поддержку социально ориентированных некоммерческих орга-

низаций (СОНКО) через создание широкого поля механизмов стимулирования их развития и включения в процессы реализации социальной политики. Эти тенденции в различных исследованиях называются по-разному. Так, некоммерческие организации именуются «ресурсом обеспечения социальной безопасности» ввиду их уникальной способности гибко и оперативно реагировать на запросы населения и острые социальные проблемы, представлять интересы самых разных социальных слоев и работать по государственному заказу, одновременно обеспечивая и общественный контроль деятельности органов государственной власти и местного самоуправления [7, с. 50-51]. Также некоммерческие организации, являясь субъектами формирования устойчивого позитивного уровня качества жизни населения, называются важным фактором влияния на «социальное здоровье населения», под которым понимается обеспечение достойных условий жизни различных социальных категорий, защита прав малоимущих и инвалидов, снятие социальной напряженности, обеспечение конструктивного диалога власти и общества и др. [8, с. 27-129]. Таким образом, выступая в качестве полноправного субъекта социальной политики с тенденцией усиления своего участия, обусловленной современными социально-экономическими и общественно-политическими условиями, некоммерческие организации оказывают влияние на эффективное решение актуальных социальных проблем, обеспечивают профессиональное выполнение социальных услуг для широкого круга граждан и, как следствие, должны способствовать повышению качества жизни населения.

Важнейшим фактором развития НКО является создание государственных механизмов поддержки. В 2016 г. принят федеральный закон, согласно которому «некоммерческие организации - исполнители общественно полезных услуг имеют право на приоритетное получение мер поддержки» [9]. При этом созданы благоприятные механизмы для включения социально ориентированных НКО в данную категорию. Следующим федеральным законом еще более детально были проработаны указанные меры поддержки СОНКО в части информирования, подготовки и дополнительного профессионального образования работников таких организаций. Причем было установлено, что такая поддержка при принятии соответствующего решения оказывается не менее чем два года [10].

Далее было принято и вступило в силу с 1 января 2017 г. постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее перечень указанных услуг [11]. Его объективно можно использовать для построения показателей комплексной оценки качества жизни населения (таблица).

Показатель качества жизни населения Общественно полезные услуги

Доступность социального обслуживания Предоставление социального обслуживания в форме «на дому»; предоставление социального обслуживания в стационарной форме; предоставление социального обслуживания в полустационарной форме.

Таблица. Качество жизни через общественно полезные услуги Table. Quality of life via socially useful services

Обеспечение трудоустройства различных категорий граждан Социально-трудовые услуги, направленные на оказание содействия в вопросах трудоустройства и в решении вопросов, связанных с трудовой адаптацией молодежи, матерей с детьми, инвалидов, граждан пожилого возраста, лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Поддержка незащищенных слоев населения Услуги, предусматривающие реабилитацию и социальную адаптацию инвалидов, социальное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья; услуги по оказанию социальной помощи детям, инвалидам, гражданам пожилого возраста, лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Защита прав детей, поддержка института семьи Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; услуги по профилактике социального сиротства; услуги, направленные на социальную адаптацию и семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей; оказание помощи семье в воспитании детей; услуги по организации отдыха и оздоровления детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Качество и доступность образования Услуги в сфере дошкольного и общего образования, дополнительного образования детей; услуги по психолого-педагогическому консультированию, медицинской и социальной помощи обучающимся; услуги в сфере дополнительного образования граждан пожилого возраста и инвалидов; услуги в сфере дополнительного образования сотрудников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций.

Здоровье населения, качество и доступность здравоохранения Услуги, предусматривающие медико-социальное сопровождение лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями, и лиц, нуждающихся в медицинской паллиативной помощи; услуги по профилактике социально значимых заболеваний, курения, алкоголизма, наркомании; услуги, направленные на медико-социальную реабилитацию лиц с алкогольной, наркотической или иной токсической зависимостью.

Доступность массового спорта Услуги в области физической культуры и массового спорта.

Эффективность механизмов общественного контроля Услуги по сбору, обобщению и анализу информации о качестве оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими организациями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

В 2016-2017 гг. реализовался комплекс из 44 мероприятий, утвержденных распоряжением Правительства РФ. Это план мероприятий («дорожная карта») «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере». Отмечается, что «участие негосударственных организаций в оказании услуг в социальной сфере направлено на повышение эффективности использования общественных ресурсов, выделяемых на эти цели, активное внедрение в практику инновационных социальных технологий, привлечение внебюджетных инвестиций для развития объектов социальной инфраструктуры» [12].

«Дорожная карта» предусматривает:

- рост негосударственных организаций в числе поставщиков социальных услуг,

- создание дополнительных условий для повышения качества услуг в социальной сфере,

- сокращение дефицита данных услуг для населения,

- развитие механизмов государственно-частного партнерства в социальной сфере,

- развитие системы поддержки социально ориентированных НКО.

Комплекс мер, которые призваны обеспечить доступ социально ориентированных некоммерческих организаций к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, утвержден заместителем Председателя Правительства РФ О. Ю. Голодец. Он включает такие аспекты, как совершенствование нормативно-правовой базы, повышение потенциала СОНКО, координацию деятельности органов власти всех уровней в вопросах поддержки СОНКО, мониторинг и разработку методических материалов [13].

На основании данной «дорожной карты» и комплекса мер были подготовлены нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации. Так, в Кемеровской области принято распоряжение Коллегии администрации Кемеровской области «Об утверждении комплексного плана мероприятий Кемеровской области по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым

на предоставление социальных услуг населению, использованию различных форм поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций на 2017-2020 годы». Запланировано в том числе определение наиболее востребованных у населения социальных услуг, к выполнению которых будут привлечены социально ориентированные некоммерческие организации; включение в госпрограммы поэтапного доступа СОНКО к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление услуг населению в социальной сфере по направлениям: социального обслуживания и социальной защиты, развития образования, развития культуры и туризма, развития физической культуры и спорта и др. [14]. Кроме того, в Кемеровской области действует областной закон «О взаимодействии органов государственной власти Кемеровской области с некоммерческими организациями», который предусматривает финансирование на конкурсной основе социально значимых программ (проектов) социально ориентированных некоммерческих организаций, устанавливает виды деятельности, по которым оказывается поддержка социально ориентированным НКО:

«1) защита семьи, детства, материнства и отцовства;

2) развитие детского и молодежного общественного движения, поддержка детских, молодежных общественных объединений и общественных объединений, работающих с детьми и молодежью;

3) развитие институтов гражданского общества;

4) укрепление межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений, профилактика экстремизма и ксенофобии;

5) содействие развитию предпринимательства и туризма на территории Кемеровской области;

6) деятельность в области средств массовой информации, а также издательского дела;

7) содействие охране правопорядка» [15].

То есть можно заключить, что для социально ориентированных некоммерческих организаций в нашей стране на сегодняшний день со стороны государства созданы условия, благоприятствующие их участию в вопросах обеспечения роста качества жизни населения. Более того, органы власти напрямую заинтересованы в активизации работы СОНКО как планируемого эффективного партнера в решении острых социальных задач.

По данным Министерства юстиции Российской Федерации в нашей стране действует более 223 тысяч НКО (в Кемеровской области - свыше 2 тысяч). При этом более 60 % (около 134 тысяч) от зарегистрированных НКО в

России уже получили статус социально ориентированных. Численность занятых в сфере НКО варьируется в пределах 670-980 тысяч человек. В 2016 г. объем всех средств, выделенных на поддержку СОНКО, составил 93 млрд рублей. Из них 28 млрд - федеральный бюджет, 49 млрд - бюджеты субъектов Федерации, 10 млрд -муниципальные (местные) бюджеты, 6 млрд - государственные внебюджетные фонды. По данным Росстата общий объем доходов СОНКО в 2015 г. составил 686 млрд рублей, в 2016 г. - уже 831 млрд рублей (в частности, доходы от реализации товаров и услуг составили 254 млрд рублей) [16].

Эксперты отмечают ряд проблем, существующих в оценке показателей развития НКО, например, недостаточную достоверность статистических данных. Это связано, в первую очередь, с тем, что по экспертным оценкам активно работают из всех НКО только 15-20 % [16], а на региональном уровне этот показатель еще ниже. Наибольшую устойчивость проявляют благотворительные объединения, объединения инвалидов, молодежные и детские организации, спортивные объединения, ветеранские и патриотические организации, национальные диаспоры, творческие союзы, природоохранные и экологические организации. Для повышения эффективности деятельности некоммерческих организаций в оказании социальных услуг и повышении качества жизни населения необходимы дальнейшие меры:

- дальнейшее совершенствование законодательной базы в части поддержки СОНКО, в частности распространение на них мер поддержки, оказываемой субъектам малого и среднего предпринимательства, а также льготное кредитование и обслуживание банковских счетов таких организаций;

- разработка типовой модели инфраструктуры поддержки СОНКО, предоставляющих услуги в социальной сфере, включая создание центров социальных инноваций и ресурсных центров [17];

- активизация процессов обмена опытом для СОНКО, в том числе через создание сети консультационных центров и внедрение института наставничества;

- обязательное включение уровня участия СОНКО в реализации социальной политики при проведении оценки эффективности органов власти и формировании показателей качества жизни населения;

- широкое информирование граждан о возможности получения качественных социальных услуг со стороны СОНКО и в целом деятельности некоммерческого сектора.

Литература

1. Индекс развития человеческого капитала. Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/939756 (дата обращения: 10.01.2018).

2. Гармаева Э. Ц., Иванова Э. Б. Уровень и качество жизни населения как индикатор социально-экономического развития региона // Социально-экономическое развитие России и Монголии: проблемы и перспективы: материалы IV Международной научно-практической конференции. Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2015. Т. 1. С. 85-87.

3. Абдукаримов В. И., Герасимов Б. И., Сизикин А. Ю. Экономический анализ региональных аспектов управления качеством жизни населения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 2. С. 143-147.

4. Мухачева А. В., Морозова Е. А. Качество жизни в условиях кризиса: региональный аспект. Кемерово: КемГУ, 2016. 232 с.

5. Целютина Т. В., Подвигайло А. А., Куликова О. В., Зырянова Я. В. От эффективности институтов гражданского общества к устойчивости регионального развития и повышению качества жизни // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. С. 664.

6. Морозова Е. А., Бельчик Т. А., Головина О. В., Кочнева О. П., Лузгарева О. И., Мухачева А. В., Пастухова Е. Я., Сухачева А. В. Социологическая оценка результативности социальной политики на региональном и муниципальном уровне // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 3-3. С. 119-124.

7. Максимова С. Г. Функционирование некоммерческих организаций как ресурс обеспечения социальной безопасности в регионах России // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Философия. Культурология. Социология. Социальная работа. 2014. № 4. С. 50-58.

8. Голосов О. В., Смагина В. В. Влияние института некоммерческих общественных объединений на формирование социального здоровья населения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 12(140). С. 127-131.

9. О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в части установления статуса некоммерческой организации - исполнителя общественно полезных услуг. Федеральный закон от 03.07.2016 № 287-ФЗ. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200638/ (дата обращения: 12.01.2018).

10. О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Федеральный закон от 19.12.2016 № 449-ФЗ. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209006/ (дата обращения: 12.01.2018).

11. Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания. Постановление Правительства РФ от 27.10.2016 № 1096. Режим доступа: http://government.ru/docs/25126/ (дата обращения: 13.01.2018).

12. Об утверждении плана мероприятий «дорожной карты» «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере». Распоряжение Правительства РФ от 08.06.2016 № 1144-р. Режим доступа: http://government.ru/docs/23445/ (дата обращения: 13.01.2018).

13. Комплекс мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016-2020 годы от 23.05.2016 № 3468п-П44. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/456050188 (дата обращения: 13.01.2018).

14. Об утверждении комплексного плана мероприятий Кемеровской области по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, использованию различных форм поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций на 2017-2020 годы. Распоряжение Коллегии администрации Кемеровской области от 27.03.2017 № 127-р. Режим доступа: https://www.glavbukh.ru/npd/ edoc/81_398455 (дата обращения: 13.01.2018).

15. О взаимодействии органов государственной власти Кемеровской области с некоммерческими организациями. Закон Кемеровской области от 05.04.2011 № 30-ОЗ. Режим доступа: http://zakon.sndko.ru/?p=41 (дата обращения: 13.01.2018).

16. Третий сектор. Динамика развития, экономический потенциал, общественное восприятие // Общественная палата Российской Федерации. Режим доступа: https://report2017.oprf.ru/2.html (дата обращения: 12.01.2018).

17. Итоговые рекомендации второго Форума социальных инноваций регионов // Форум социальных инноваций регионов. 18.07.2017. Режим доступа: http://socio-forum.com/conf2017/about/news/Itogovye_rekomendatsii_vtorogo_Foruma_ sotsialnykh_innovatsiy_regionov/ (дата обращения: 13.01.2018).

THE ROLE OF NONPROFIT ORGANIZATIONS IN IMPROVING THE QUALITY OF LIFE OF THE POPULATION*

Tatyana A. Minaeva1, @

1 Kemerovo State University, 6, Krasnaya St., Kemerovo, Russia, 650000 @ min77@list.ru

Received 11.12.2017. Accepted 22.01.2018.

Keywords: the quality of life of the population, nonprofit organizations, socially oriented NPOs, social policy, public utility services.

Abstract: The second decade of the XXI century has seen major changes concerning the activities of non-profit organizations. First, the status of non-profit organizations (NPOs) as a subject of social policy has significantly improved, aided by some changes in the socioeconomic structure of various states after the global crisis. This trend is characteristic of most developed countries in the world. Secondly, the NPOs have become more popular among the population: as a result, both the number of NPO members and their professionalism have increased. Thirdly, government agencies are responding to modern challenges and become actively engaged in the development and implementation of mechanisms supporting

* The article is published in the framework of the All-Russian Scientific and Practical Conference «Regional Development: Economy and Society». Special issue: Monotown (section: Quality of Life in Monocities, Sociology, Urbanistics). The conference is held with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research, project No. 18-010-20017 G.

and enabling socially oriented NPOs. All these factors show that the activity of non-profit organizations is becoming an integral part of socio-economic processes that improve the quality of life of the population. A list of public utility services provided by NPOs covers the main range of indicators of quality of life of the population. About 60 percent of the more than 223 thousand NPOs registered in the country have received the status of socially oriented nonprofit organizations (SONPOs), which allows them to rely on state support. To further enhance the effectiveness of socially oriented non-profit organizations one should: improve the regulatory framework, including preferential loans and banking services for socially oriented NGOs; develop the supportive infrastructure for socially oriented NPOs; share experience, e.g. through the establishment of advisory centers and implementation of mentoring in the field SONPOs; include SONPOs in assessing the effectiveness of the authorities in the field of social policy; inform citizens about the possibilities to receive services from the SONPOs and their activities in general.

For citation: Minaeva T. A. Rol' nekommercheskikh organizatsii v povyshenii kachestva zhizni naseleniia [The Role of Nonprofit Organizations in Improving the Quality of Life of the Population]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Political, Sociological and Economic Sciences, no. 4 (2017): 4-10.

References

1. Indeks razvitiia cheloveceskogo kapitala [The index of development of human capital]. Available at: https://dic.academic. ru/dic.nsf/ruwiki/939756 (accessed 10.01.2018).

2. Garmaeva E. Ts., Ivanova E. B. Uroven' i kachestvo zhizni naseleniia kak indicator sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia naseleniia [The level and quality of life of the population as an indicator of socio-economic development of the region]. Sotsialno-ekonomicheskoe razvitiie Rossii i Mongolii: problemy i perspektivy: materialy IV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Socio-economic development of Russia and Mongolia: Proc. IV Intern. Sc.-Prac. Conf.]. Ulan-Ude: Izd-vo VSGUTU, vol. 1 (2015): 85-87.

3. Abdukarimov V. I., Gerasimov B. I., Sizikin A. Iu. Ekonomicheskii analiz regionalnykh aspektov upravleniia kachestvom zhizni naseleniia [Economic analysis of regional aspects of quality of life of the population]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye nauki = Bulletin of the Tambov University. Series: Humanitarian Sciences, no. 2 (2008): 143-147.

4. Muhacheva A. V., Morozova E. A. Kachestvo zhizni v usloviiakh krizisa: regionalnyi aspect [The quality of life in crisis: a regional aspect]. Kemerovo: KemGU, 2016, 232.

5. Tseliutina T. V., Podvigailo A. A., Kulikova O. V., Zyrianova Ia. V. Ot effektivnosti institutov grazhdanskogo obshchestva k ustoichivosti regionalnogo razvitiia i povysheniiu kachestva zhizni [The effectiveness of the institutions of civil society to sustainable regional development and improving the quality of life]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia = Modern problems of science and education, no. 2-2 (2015): 664.

6. Morozova E. A., Belchik T. A., Golovina O. V., Kochneva O. P., Luzgareva O. I., Muhacheva A. V., Pastukhova E. Y., Sukhacheva A. V. Sotsiologicheskaia otsenka rezul'tativnosti sotsialnoi politiki na regional'nom i munitsipal'nom urovne [The sociological evaluation of social policy effectiveness at the regional and municipal level]. Vestnik KemeroMun^go gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Kemerovo state University, no. 3-3 (2013): 119-124.

7. Maksimova S. G. Funktsionirovanie nekommercheskikh organizatsii kak resurs obespecheniia sotsialnoi bezopasnosti v regionakh Rossii [The functioning of non-profit organizations as a resource to ensure social security in the regions of Russia]. Uchenye zapiski Zabaikal'kogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Filosofiia. Kulturologiia. Sotsiologiia. Sotsialnaia rabota = Uchenye Zapiski of Transbaikal state University. Series: Philosophy. Cultural studies. Sociology. Social work, no. 4 (2014): 50-58.

8. Golosov O. V., Smagina V. V. Vliianie instituta nekommercheskikh obshchestvennykh ob»edinenii na formirovanie sotsialnogo zdorov'ia naseleniia [The influence of non-commercial public associations on the formation of social health of the population]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye nauki = Bulletin of the Tambov University. Series: Humanitarian Sciences, no. 12(140) (2014): 127-131.

9. O vnesenii izmenenii v Federalnyi zakon «O nekommercheskikh organizatsiiakh» v chasti ustanovleniia statusa nekommercheskoi organizatsii - ispolnitelia obshchestvenno poleznykh uslug [On amendments to the Federal law «On noncommercial organizations» to determine nonprofit status of the organization by the public utility services]. Federal law of 03.07.2016 No. 287-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200638/ (accessed 12.01.2018).

10. O vnesenii izmenenii v stat'iu 31.1 Federalnogo zakona «O nekommercheskikh organizatsiiakh» [On amendments to article 31.1 of the Federal law «On noncommercial organizations»]. Federal law of 19.12.2016 No. 449-FZ. Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209006/ (accessed 12.01.2018).

11. Ob utverzhdenii perechnia obshchestvenno poleznykh uslug i kriteriev otsenki kachestva ikh okazaniia [On approval of the list of public utility services and criteria for evaluating the quality of their provision]. Resolution of the Government of the Russian Federation from 27.10.2016 No. 1096. Available at: http://government.ru/docs/25126/ (accessed 13.01.2018).

12. Ob utverzhdenii plana meropriiatii «dorozhnoi karty» «Podderzhka dostupa negosudarstvennykh organizatsii k predostavleniiu uslug v sotsialnoi sfere» [Approval of the plan of measures of the road map «Support for access of non-

governmental organizations to provide social services»]. The decree of the RF Government from 08.06.2016 No. 1144-R. Available at: http://government.ru/docs/23445/ (accessed 13.01.2018).

13. Kompleks mer, napravlennykh na obespechenie poetapnogo dostupa sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsii, osushchestvliaiushchikh deiatel'nost'v sotsial'noi sfere, k biudzhetnym sredstvam, vydeliaemym napredostavlenie sotsial'nykh uslug naseleniiu, na 2016-2020 gody ot 23.05.2016 № 3468p-P44 [A complex of measures aimed at ensuring gradual access to socially oriented nonprofit organizations operating in the social sphere, budget funds allocated for the provision of social services to the population, 2016-2020 from 23.05.2016 No. 3468p-P44]. Available at: http://docs.cntd.ru/ document/456050188 (accessed 13.01.2018).

14. Ob utverzhdenii kompleksnogo plana meropriiatii Kemerovskoi oblasti po obespecheniiu poetapnogo dostupa sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsii, osushchestvliaiushchikh deiatel'nost' v sotsial'noi sfere, k biudzhetnym sredstvam, vydeliaemym na predostavlenie sotsial'nykh uslug naseleniiu, ispol'zovaniiu razlichnykh form podderzhki deiatel'nosti sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsii na 2017-2020gody [On approval of the comprehensive plan of the Kemerovo region to support progressive access to socially oriented nonprofit organizations operating in the social sphere, budget funds allocated for the provision of social services to the population, the use of different forms of support of socially oriented non-profit organizations for 2017-2020 years]. The order of the Board of administration of the Kemerovo region from 27.03.2017 No. 127-R. Available at: https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/81_398455 (accessed 13.01.2017).

15. O vzaimodeistvii organov gosudarstvennoi vlasti Kemerovskoi oblasti s nekommercheskimi organizatsiiami [About interaction of bodies of state power of the Kemerovo region with non-profit organizations]. The law of Kemerovo region of 05.04.2011 No. 30-0Z. Available at: http://zakon.sndko.ru/?p=41 (accessed 13.01.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Tretii sektor. Dinamika razvitiia, ekonomicheskii potentsial, obshchestvennoe vospriiatie [In the third sector. The dynamics of development, economic potential, public perception]. Available at: https://report2017.oprf.ru/2.html (accessed 13.01.2018).

17. Itogovye rekomendatsii vtorogo Foruma sotsialnykh innovatsii regionov [The final recommendations of the second Forum for social innovation regions]. 18.07.2017. Available at: http://socio-forum.com/conf2017/about/news/Itogovye_ rekomendatsii_vtorogo_Foruma_sotsialnykh_innovatsiy_regionov/ (accessed 13.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.