Научная статья на тему 'Некоммерческие организации и система национальной безопасности России: роль неправительственных объединений, имеющих статус иностранного агента'

Некоммерческие организации и система национальной безопасности России: роль неправительственных объединений, имеющих статус иностранного агента Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3373
644
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМЕЮЩИХ СТАТУС ИНОСТРАННОГО АГЕНТА / FOREIGN AGENT / НКО / НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS / ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / NPO

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фантров П.П.

Предмет/тема. Вопрос участия общественных организаций в системе обеспечения национальной безопасности является одним из ключевых на современном этапе развития российского социума. Актуальность данной проблемы обусловлена наличием внутренних и внешних угроз, усиливающихся вследствие углубляющегося экономического кризиса. Это требует повышения роли граждан и их добровольных объединений в функционировании системы национальной безопасности. Тем не менее не все институты гражданского общества способны защитить жизненно важные интересы российского социума. Возникает необходимость определения отношений неправительственных организаций, имеющих статус иностранного агента, к системе обеспечения национальной безопасности страны. Цели/задачи. В статье дается оценка роли некоммерческих организаций (НКО) в сфере обеспечения национальной безопасности, а также в контексте данной проблематики исследуется деятельность неправительственных организаций, имеющих статус иностранного агента. Анализируется проблема создания нормальных условий их функционирования, позволяющей нивелировать реальные и потенциальные угрозы внешнего влияния на развитие российской государственности. Рассматривается деятельность «иностранных агентов» с позиций действующего законодательства. Методология. Теоретико-методологическими основаниями исследования явились идеи отечественных ученых Ю.Б. Аверкиной, Е.Н. Васильевой, В.Н. Гуляихина, О.И. Коростелева, А.Г. Марутина и С.В. Мысина, занимающихся анализом проблем обеспечения национальной безопасности. При изучении особенностей функционирования НКО, имеющих статус иностранного агента, применялись институциональный, системно-структурный и диалектический методы, позволяющие выделить их общие и особенные черты, а также дать оценку их роли в контексте проблемы обеспечения национальной безопасности России. Результаты. В работе дан компаративный анализ деятельности неправительственных организаций, показана необходимость совершенствования законодательства, регулирующего их деятельность. Выявлена общественная роль неправительственных организаций, обладающих статусом иностранного агента, которая имеет противоречивый характер: оказывая реальную социальную и правовую поддержку гражданам, они участвуют также и в создании протестной социальной базы политического радикализма, которая представляет угрозу национальной безопасности. Выводы/значимость. Научная новизна исследования заключается в оценке общественной роли НКО, обладающих статусом иностранного агента, в контексте проблематики обеспечения национальной безопасности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Фантров П.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Non-profit organizations and the Russian national security system: a role of non-governmental organizations acting as foreign agents

Importance Involvement of public organizations in ensuring national security is one of the key issues in the current period of the Russian society. The issue is relevant since there are internal and external threats that grow concurrently with aggravation of the economic crisis. The public and its voluntary associations should be more active in driving the national security system. However, all civil institutions are able to protect vital interests of the Russian society. In this respect, it is necessary to determine the relations of non-governmental organizations that are qualified as foreign agents, and the national security system. Objectives The article evaluates what role non-profit organizations play in ensuring the national security. In the context of the mentioned issue, I also investigate operations of non-governmental organizations acting as foreign agents. I analyze an issue of creating adequate conditions for their operations, thus eliminating real and possible threats of external influence on the development of the Russian sovereignty. The research examines activities of foreign agents, from perspectives of the effective legislation. Methods The theoretical and methodological framework comprises ideas of such national scientists as Averkina Yu.B., Vasil’eva E.N., Gulyaikhin V.N., Korostelev O.I., Marutin A.G., Mysin S.V. who analyzed national security issues. In examining the specificity of operations of non-profit organizations acting as foreign agents, I apply institutional, systemic, structural and dialectical methods that help identify common and specific aspects and evaluate their role in ensuring the national security of Russia. Results The article presents a comparative analysis of nongovernmental organizations’ operations and indicates the need to enhance the legislation governing their activities. The research identifies a social role of non-governmental organizations acting as foreign agents. Their role is contradictory since they participate in creating the social background for protests and political radicalism threatening the national security, while providing a real social and legislative support to the population. Conclusions and Relevance The research has a scientific novelty since it evaluates a public role of non-profit organizations acting as foreign agents in the context of ensuring the national security of Russia.

Текст научной работы на тему «Некоммерческие организации и система национальной безопасности России: роль неправительственных объединений, имеющих статус иностранного агента»

УГРОЗЫ и БЕЗОПАСНОСТЬ

УДК 329.734

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ: РОЛЬ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ИМЕЮЩИХ СТАТУС ИНОСТРАННОГО АГЕНТА

Павел Петрович Фантров,

ассистент кафедры социальной работы и педагогики Волгоградский государственный университет, Волгоград, Российская Федерация pavelfantrov@rambler.ru

Предмет/тема. Вопрос участия общественных организаций в системе обеспечения национальной безопасности является одним из ключевых на современном этапе развития российского социума. Актуальность данной проблемы обусловлена наличием внутренних и внешних угроз, усиливающихся вследствие углубляющегося экономического кризиса. Это требует повышения роли граждан и их добровольных объединений в функционировании системы национальной безопасности. Тем не менее не все институты гражданского общества способны защитить жизненно важные интересы российского социума. Возникает необходимость определения отношений неправительственных организаций, имеющих статус иностранного агента, к системе обеспечения национальной безопасности страны.

Цели/задачи. В статье дается оценка роли некоммерческих организаций (НКО) в сфере обеспечения национальной безопасности, а также в контексте данной проблематики исследуется деятельность неправительственных организаций, имеющих статус иностранного агента. Анализируется проблема создания нормальных условий их функционирования, позволяющей нивелировать реальные и потенциальные угрозы внешнего влияния на развитие российской государственности. Рассматривается деятельность «иностранных агентов» с позиций действующего законодательства.

Методология. Теоретико-методологическими основаниями исследования явились идеи отечественных ученых Ю.Б. Аверкиной, Е.Н. Васильевой, В.Н. Гуляихина, О.И. Коростелева, А.Г. Марутина и С.В.

Мысина, занимающихся анализом проблем обеспечения национальной безопасности. При изучении особенностей функционирования НКО, имеющих статус иностранного агента, применялись институциональный, системно-структурный и диалектический методы, позволяющие выделить их общие и особенные черты, а также дать оценку их роли в контексте проблемы обеспечения национальной безопасности России.

Результаты. В работе дан компаративный анализ деятельности неправительственных организаций, показана необходимость совершенствования законодательства, регулирующего их деятельность. Выявлена общественная роль неправительственных организаций, обладающих статусом иностранного агента, которая имеет противоречивый характер: оказывая реальную социальную и правовую поддержку гражданам, они участвуют также и в создании протестной социальной базы политического радикализма, которая представляет угрозу национальной безопасности.

Выводы/значимость. Научная новизна исследования заключается в оценке общественной роли НКО, обладающих статусом иностранного агента, в контексте проблематики обеспечения национальной безопасности России.

Ключевые слова: НКО, неправительственные организации, иностранный агент, национальная безопасность, гражданское общество

Серьезную опасность в современных условиях приобретает криминализация общественных

Угрозы и безопасность Threats and Security - 59 -

отношений, рост организованной преступности и коррупции, увеличение масштабов терроризма, распространение наркомании [20], которые являются основными внутренними угрозами национальной безопасности России. В социальной сфере серьезную угрозу создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, а также рост безработицы. Гражданское общество сегодня следует рассматривать как более приемлемый, по-настоящему демократический вариант вмешательства российской власти, государства в многомерное социальное пространство, в том числе и в сферу безопасности [22]. Именно участие общества и социально ответственных граждан в решении вопросов национальной безопасности может служить гарантией ее обеспечения. Как справедливо полагает В.Н. Гуляихин, сознание данного факта оказывает влияние на значительную часть населения, стимулируя его к солидаризации, самоорганизации и созданию общественных ассоциаций, для того чтобы защитить жизненно важные интересы социума от внешних и внутренних угроз [5]. Именно поэтому институты гражданского общества занимают одно из ключевых мест в обеспечении национальной безопасности страны.

Следует согласиться с мнением А.В. Шилов-цева, что «для безопасного цивилизационного развития социума современное государство должно обеспечить открытую обратную связь со структурами гражданского общества» [23], ведь без них вряд ли возможно ее полноценное обеспечение. Ресурс влияния институтов гражданского общества на повышение уровня национальной безопасности мог бы быть гораздо выше, чем это наблюдается в настоящее время [15]. В российском обществе социальная роль некоммерческих организаций (НКО) с каждым годом становится все более значимой, поскольку усиливаются социальные проблемы, представляющие угрозу национальной безопасности, и уровень социальной ответственности постепенно смещается в их сторону. Именно поэтому актуальным становится исследование института социально ориентированных некоммерческих организаций. По мнению А.Г. Марутина, «... с учетом уровня образования, политической, социальной активности определенной части общества можно утверждать, что уровень влияния на формирование мнений и настроений в обществе у некоммерческих общественных организаций велик. И, как подтвержда-

ет статистика, россияне достаточно активно пол ьзуются услугами НКО и НПО: в год количество обращений в эти структуры направляют примерно 12-13% населения России» [14].

Можно выделить следующие направления деятельности ассоциаций граждан в процессе противодействия внутренним угрозам национальной безопасности:

• позитивное воздействие общественных объединений на политико-правовые и социально-экономические процессы в России, содействие в построении правового государства и развитии институтов гражданского общества [2];

• взаимодействие с федеральными и региональными органами власти в целях обеспечения социальной безопасности;

• выяснение интересов, целей и ценностей граждан, а также оказание им помощи в определении стратегии общественной деятельности. Негосударственные некоммерческие организации, в общем так же, как и другие институты гражданского общества, должны активно участвовать в решении внутренних проблем социума, создавать условия для эффективного его развития, содействовать повышению качества жизни граждан, принимать активное участие в реализации социальной политики в качестве ее агентов. Неразвитость институциональной среды гражданского общества является существенным фактором, влияющим на качество и эффективность реализации политики безопасности [19].

Отмечая роль НКО в сфере обеспечения социальной безопасности в целом, стоит отметить, что через данные организации население доносит свои требования до органов власти. НКО как субъекты гражданского общества способны оперативно реагировать на социальные проблемы населения, представлять интересы различных социальных групп и благодаря механизмам общественного контроля оказывать влияние на работу представителей органов власти. В сфере реализации социальной политики данные организации, как правило, осуществляют комплекс социальных мер, направленный на оказание помощи социально незащищенным слоям населения [8]. Эти меры способствуют смягчению и преодолению тяжелых жизненных условий граждан, поддерживают их социальный статус, тем самым обеспечивая социальную безопасность общества. Следует согласиться с оценкой В. Н. Гуляихина, что некоммерческие организации разрабатывают и достаточно эффективно реализуют

-18 (303) - 2015-

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: NATIONAL INTERESTS:

приоритеты и безопасность priorities and security

социальные программы в зависимости от конкретных нужд различных групп населения [7]. Данные программы рассчитаны на такие категории граждан, как безработные, инвалиды, лица без определенного места жительства, одинокие пенсионеры, другие социально слабо защищенные группы населения. Кроме того, НКО участвуют в ослаблении следующих внутренних угроз национальной безопасности: криминализации российского общества, усиления межэтнической и межнациональной напряженности, безработицы, снижения уровня физического здоровья населения, низкого качества жизни многих граждан и т.д.

Роль некоммерческих организаций в сфере обеспечения национальной безопасности законодательно до сих пор четко не обозначена. Подобная ситуация в целом препятствует устойчивому развитию государства, а также институтов гражданского общества. Внедрение данных организаций в систему национальной безопасности является важным условием защиты интересов граждан политическими и правовыми способами. Кроме того, создание государством благоприятных условий для некоммерческих организаций позволит населению не только больше делать для самих себя в сфере социальной безопасности, но и приобретать умения и навыки нахождения компромиссов для сотрудничества с властью, которые так необходимы для развития демократического общества [4].

При этом деятельность некоторых общественных организаций не всегда является положительной. О.И. Коростылев отмечает следующее: «Широкую известность приобрели факты деятельности деструктивных религиозных и псевдорелигиозных организаций. Как известно, они, прикрываясь зачастую подобием религии либо какой-нибудь специфической идеологией, осуществляют деятельность представляющую опасность для общества» [13]. Стоит отметить, что потенциальную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляют некоммерческие организации, выполняющие роль иностранных агентов. Дискуссия вокруг новой редакции Федерального закона «О некоммерческих организациях»1 сконцентрировалась вокруг определения «иностранный агент» [10]. Под последним понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств,

1 О некоммерческих организациях: Федеральный закон 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 08.03.2015). URL: http://consultant. ru/popular/nekomerz.

-18 (303)

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ, и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации [12].

Согласно поправке в виде п. 6 к ст. 2 Федерального закона от 20.07.2012 № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента», «некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. К политической деятельности не относится деятельность в области здравоохранения, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, искусства, культуры, науки, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, в области содействия благотворительности и добровольчества». Считается, что принятие поправок к Федеральному закону «О некоммерческих организациях» позволит привести в порядок правоприменительную практику, а следовательно, сделает отношения некоммерческих организаций, выполняющих функции «иностранного агента», с властями более понятными и предсказуемыми. Тем самым переход к качественно новой политике в сфере национальной безопасности предопределяет необходимость соответствующих изменений в законодательстве [21].

Если сравнивать отечественную нормативно-правовую базу в сфере функционирования неком-

- 2015-

NATIONAL INTERESTS: priorities and security

мерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, например, с американской, то можно с уверенностью сказать, что российские законы более лояльны по отношению к НКО. В США, на которые обычно ориентируются отечественные либералы, порядок регистрации неправительственных структур и их ответственность гораздо строже. Любая некоммерческая организация, получающая материальную помощь из-за границы, согласно американскому законодательству, должна быть зарегистрирована в качестве иностранного агента. Если НКО систематически уклоняется от подобной регистрации, она как минимум будет лишена льготного налогового статуса, что поставит ее в тяжелое финансовое положение. Кроме того, в отношении руководства такой организации может быть возбуждено уголовное дело, а деятельностью НКО может заинтересоваться ФБР, а также другие спецслужбы Соединенных Штатов. Исходя из этого, можно сказать, что в данном аспекте США уделяют национальной безопасности повышенное внимание. По сравнению с американскими требованиями новые нормы российского законодательства выглядят вполне приемлемыми для «иностранных агентов». Тем не менее ряд некоммерческих организаций, получающих денежные средства из-за границы, не устаивают нововведения, направленные на обеспечение национальной безопасности России.

Некоммерческие организации, которые занимаются политической деятельностью в России, а финансирование получают из-за рубежа, теперь попадают в реестр «иностранных агентов», даже если сами не желают этого. Абсолютным большинством голосов депутаты Государственной Думы РФ в 2012 г. приняли новые поправки к Федеральному закону «О некоммерческих организациях» во втором и в третьем чтениях. Данные поправки позволяют Минюсту России самостоятельно относить к «иностранным агентам» НКО, имеющие соответствующие признаки, иными словами, фактически выполняющие функции «иностранного агента», но не подавшие заявления о включении их в реестр, как это положено по российскому законодательству, а также не зарегистрировавшиеся в подобном статусе добровольно.

Насколько те или иные некоммерческие организации заслуживают места в реестре «иностранных агентов», Министерство юстиции РФ решает по результатам дополнительных проверок, которые данное ведомство проводит на основании информации, поступившей от государственных органов, органов

местного самоуправления, из средств массовой информации, а также от обычных граждан. При этом НКО имеет право в судебном порядке оспорить решение Минюста России о принудительном включении ее в список «иностранных агентов».

Согласно данным Генеральной прокуратуры, в 2011 г. некоммерческие организации, функционирующие на территории РФ, получили из-за границы как минимум 19 млрд руб. [9]. За четыре месяца после принятия поправки к Федеральному закону «О некоммерческих организациях» на счета 654 некоммерческих организаций поступило 28 300 млн руб., из них 855 млн руб. - через дипломатические представительства [11]. По данным Минюста России, почти 4,3 млрд руб. получено 458 НКО с ноября 2012 г. - момента вступления в силу закона -до конца 2012 г. [17]. В 2013 г. уже 2,7 тыс. некоммерческих организаций получили финансирование из-за границы в размере 36 млрд руб. Конечно, не все НКО, которым материальная помощь поступила из-за рубежа, ведут на территории Российской Федерации политическую деятельность. Однако, как полагают в Министерстве юстиции РФ, 10 млн руб. получили как раз те организации, которые следовало бы взять на особый контроль, поскольку они имеют все признаки «иностранного агента» [14]. Всего за 2013 г. 2 705 организаций получили финансирование из-за рубежа в размере около 36,8 млрд руб. [17]. Тем не менее в 2013 г. в специальном реестре до сих пор значилась только одна некоммерческая организация, выполняющая функции «иностранного агента».

Первой некоммерческой организацией, которая подверглась воздействию изменившейся государственной политики в отношении НКО, стала ассоциация «Голос». Данная некоммерческая организация стала первой, которую Минюст России обвинил в уклонении от регистрации в качестве «иностранного агента». В июне 2014 г. ассоциация «Голос» вошла в первую пятерку принудительно включенных этим ведомством в список «иностранных агентов» [16]. Основная суть налоговых претензий к данной некоммерческой организации заключалась в том, что денежные средства, полученные от Агентства по международному развитию (АМР) США, нельзя считать пожертвованиями. МИД РФ официально признал деятельность данной организации как подрывающую национальную безопасность страны.

В конце 2014 г. государственный реестр «иностранных агентов» пополнила некоммерческая организация «Московская школа гражданского

просвещения». Минюст России счел лекции экспертов данной школы политической деятельностью, направленной на подрыв национальной безопасности страны. Эта организация стала 18-й по счету, занесенной в «черный список» НКО, получающих средства из-за границы. К тому времени в реестре НКО, выполняющих функции иностранного агента, значилось уже 30 подобных организаций.

Следует отметить, что некоторые некоммерческие организации, рискующие попасть под действие новых правовых норм, заявляют о том, что принятые поправки к законодательным актам носят репрессивный характер. Как неоднократно разъясняли разработчики законопроекта и представители Министерства юстиции РФ, цель изменений в законодательстве заключается не в «подавлении» данных организаций, а в обеспечении национальной безопасности страны. Тем самым задача ряда принятых поправок к законодательным актам - не пресечь на корню деятельность НКО, получающих финансирование из-за рубежа, а наладить точный учет такого рода «иностранных агентов». По-прежнему предполагается, что данные некоммерческие организации будут добровольно регистрироваться в специальном реестре.

Необходимо отметить, что Конституционный Суд РФ, рассмотрев ряд жалоб представителей общественных организаций, постановил, что признаков нарушения Основного закона РФ в поправках нет, а следовательно, основная часть подобных претензий необоснованна. Кроме того, согласно принятым поправкам к законодательным актам, включение в реестр иностранных агентов будет происходить по решению суда, и некоммерческие организации имеют право отстаивать свои интересы в судебном порядке.

«Иностранные агенты» в Российской Федерации зачастую яростно настаивают на своей «неполитической» деятельности. Однако Ю.Б. Аверкина полагает, что зарубежные источники задействованы в финансировании российских некоммерческих организаций не случайно - они преследуют собственные интересы, которые, как правило, противоречат интересам безопасности нашего государства. Если некоммерческая организация использует эти средства, участвуя в политической жизни страны, логично предположить, что эта организация претворяет в жизнь волю источника своих финансовых средств, а другие государства, как показывают история и действительность, вряд ли стремятся к благополучию российского государства [1]. Известно, что

государственный департамент США, иностранные посольства, а также другие государственные и негосударственные спонсоры российских некоммерческих организаций, как правило, денег на какую-либо другую деятельность, кроме преследующей политические цели, не дают. Это обусловлено содержанием их главной задачи: продвижением интересов национальной безопасности своей страны.

Так, существует ассоциация частных американских и международных фондов под названием «Группа спонсоров мира и безопасности», которая финансирует проекты «в области мира и глобальной безопасности». Финансирование этой ассоциацией социальных проектов в сфере здравоохранения, культуры, образования, самоуправления, экологии, материнства и детства приносит столь же эффективный результат, что и финансирование политических проектов - партий, наблюдателей на выборах. Становится понятным, почему иностранные источники, прежде всего из США, готовы ежегодно тратить огромные денежные средства «на заботу о России», ведь это самый дешевый и выгодный способ смены «правящего режима» в стране. При этом в самих Соединенных Штатах проживает огромное количество нуждающихся, у страны достаточно своих проблем в социальной сфере и здравоохранении.

В целом некоммерческие организации следует рассматривать как элемент общей системы общественных организаций и как инструменты внешнеполитической деятельности зарубежных государств. В то же время появление и деятельность НКО обусловлены демократическими принципами строительства демократического государства, особенностями международных отношений, а также иными причинами [18].

Фактор безопасности является необходимым условием стабильного функционирования и целостности любого социального системного образования [3], поэтому государству необходимо четко контролировать деятельность подобных организаций, последовательно применять к ним все предписания и санкции, не допускать их активного вмешательства в политическую жизнь России. Для эффективного регулирования деятельности организаций, выполняющих функции иностранного агента, в первую очередь необходимо совершенствовать правовую базу, устранив имеющиеся в ней пробелы. Именно поэтому для обеспечения национальной безопасности нашей страны необходима эффективная реализация Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Стоит отметить, однако, что признание НКО «иностранными агентами» может сократить количество помощников государства в лице так называемого «третьего сектора». Последствия этих нововведений почувствует на себе не только НКО-сектор России, но и слабо защищенные слои населения, получающие доступную социальную помощь от данных организаций [6]. Например, в связи с совершенствованием нормативно-правовой базы в сфере деятельности НКО ряд иностранных инвесторов перестали финансировать некоммерческие организации на территории России. А ведь некоторыми НКО оказывается огромная помощь гражданам в социальной сфере посредством обучающих и иных услуг. На базе этих организаций работают многочисленные социальные службы, кризисные центры, приюты, группы самопомощи, ресурсные и молодежные центры и т.д. Тем не менее обеспечение прозрачности деятельности НКО - «иностранных агентов» является защитой суверенных прав граждан Российской Федерации, а значит, и прямых мер по обеспечению национальной безопасности страны, что в нынешней внешнеполитической обстановке, безусловно, чрезвычайно актуально.

Таким образом, одна из основных функций НКО заключается в том, чтобы привлечь внимание общественности и органов власти к определенной социальной проблеме и совместными усилиями наладить и запустить механизм для ее решения. Данные социальные организации эффективно разрабатывают целый ряд мероприятий, направленных на совершенствование общественных отношений, обеспечивающих материальное и духовное благополучие граждан. Важно сделать так, чтобы государство рассматривало НКО в качестве полноправного партнера в сфере национальной безопасности. Общественная роль неправительственных организаций, являющихся иностранными агентами, признается двоякой: с одной стороны, они оказывают значительную социальную помощь гражданам, но с другой - прямо или косвенно формируют протестную социальную базу для политического радикализма, представляющую угрозу национальной безопасности.

Список литературы

1. Аверкина Ю.Б. Некоторые вопросы правового положения некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. URL: http://twirpx.com/file/1554271.

2. Васильева Е.Н., Гуляихин В.Н. Экономическая социализация учащейся молодежи: опыт регионального исследования // Социологические исследования. 2014. № 8. С. 115-119.

3. ГорбашевВ.В., РеуфВ.М., Удычак Ф.Н. Политическая, правовая система общества и национальная безопасность государства // Юридическая наука: история и современность. 2012. № 7. С. 21-29.

4. Гуляихин В.Н. Агенты правовой социализации человека // Право и политика. 2012. № 1. С. 143-149.

5. Гуляихин В.Н. Архетипы политической культуры российских граждан // Проблемы общества и политики. 2013.№ 1. С. 153-170.

6. Гуляихин В.Н. Проблема гуманизации российской системы правовой ресоциализации // Российская юстиция. 2013. № 4. С. 52-54.

7. Гуляихин В.Н. Противоречия правовой социализации российской молодежи // Вопросы правоведения. 2013. № 3. С. 231-243.

8. Гуляихин В.Н., Широ С.В. Процесс правовой социализации молодежи в российском социокультурном пространстве // Право и образование. 2013. № 10. С. 68-77.

9. Данные о финансировании НКО в РФ из-за рубежа обоснованы. URL: http://aif.ru/politics/ russia/301247.

10. Звоновский В.Б. Любят ли россияне «иностранных агентов» // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2013. № 4. С. 43-51.

11. Интервью В.В. Путина немецкой телерадиокомпании ARD. URL: http://kremlin.ru/news/17808.

12. Кашин А.А. Статус иностранного агента // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2012. № 21. С. 17-22.

13. Коростылев О.И. Преступления в сфере функционирования некоммерческих организаций: некоторые вопросы уголовно-правовой регламентации. URL: http://vestnik.krdu-mvd.ru/_files/v-2014-3.pdf.

14. Марутин А.Г. К вопросу о причинно-следственной связи появления в отечественном законодательстве нормы о «иностранных агентах». URL: http://vestnik.sutr.ru/journals_n/1398188888.pdf.

15. Микрюков В.О. Проблемы национальной безопасности и гражданского общества глазами экспертов. URL: http://gosreg.amchs.ru/pdffiles/2number/ articles2/Mikryukov2.pdf.

16. Минюст принудительно включил «Голос» в список иностранных агентов. URL: http://ng.ru/ news/469248.html.

17. Минюст: НКО получили из-за рубежа более 40 млрд руб. URL: http://top.rbc.ru/politics/13/05/20 14/923252.shtml.

18. Мысин С.В. Роль и место некоммерческих неправительственных организаций в реализации внешнеполитических планов иностранных государств. URL: http://journal.orags.org/numbers/2013-01.pdf.

19. Недашковский А.А. Развитие институтов гражданского общества как фактор укрепления безопасности в России // Власть. 2012. № 5. С. 94-96.

20. Пусько В. С. Проблемы формирования гражданского общества и обеспечения его безопасности // Общество и право. 2012. № 2. С. 226-229.

21. Реуф В.М., Удычак Ф.Н. Политико-правовая система общества и национальная безопасность России: современные проблемы государственно-правовой идеологии // Мир политики и социологии.

2012. № 2. С. 89-92.

22. Соколова С.Н., Соколова А.А. Демократизация сферы безопасности: российская власть и гражданское общество // Проблемы безопасности российского общества. 2012. № 1-2. С. 98-107.

23. Шиловцев А.В. Социальная безопасность в условиях глобализации: онтология проблемы // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика: материалы научно-практической конференции. Воронеж: Изд-во ВГЛТА,

2013. С.231-237.

National Interests: Priorities and Security Threats and Security

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

NON-PROFIT ORGANIZATIONS AND THE RUSSIAN NATIONAL SECURITY SYSTEM: A ROLE OF NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS ACTING AS FOREIGN AGENTS

Pavel P. FANTROV

Abstract

Importance Involvement of public oiganizations in ensuring national security is one of the key issues in the current period of the Russian society. The issue is relevant since there are internal and external threats that grow concurrently with aggravation of the economic crisis. The public and its voluntary associations should be more active in driving the national security system. However, all civil institutions are able to protect vital interests of the Russian society. In this respect, it is necessary to determine the relations of non-governmental organizations that are qualified as foreign agents, and the national security system. Objectives The article evaluates what role non-profit organizations play in ensuring the national security. In the context of the mentioned issue, I also investigate operations of non-governmental organizations acting as foreign agents. I analyze an issue of creating adequate conditions for their operations, thus eliminating real and possible threats of external influence on the development of the Russian sovereignty. The research examines activities of foreign agents, from perspectives of the effective legislation.

Methods The theoretical and methodological framework comprises ideas of such national scientists as

Averkina Yu.B., Vasil'eva E.N., Gulyaikhin V.N., Ko-rostelev O.I., Marutin A.G., Mysin S.V. who analyzed national security issues. In examining the specificity of operations of non-profit organizations acting as foreign agents, I apply institutional, systemic, structural and dialectical methods that help identify common and specific aspects and evaluate their role in ensuring the national security of Russia.

Results The article presents a comparative analysis of nongovernmental organizations' operations and indicates the need to enhance the legislation governing their activities. The research identifies a social role of non-governmental organizations acting as foreign agents. Their role is contradictory since they participate in creating the social background for protests and political radicalism threatening the national security, while providing a real social and legislative support to the population. Conclusions and Relevance The research has a scientific novelty since it evaluates a public role of non-profit organizations acting as foreign agents in the context of ensuring the national security of Russia.

Keywords: NPO, non-governmental organizations, foreign agent, national security, civil society

Угрозы и безопасность Threats and Security - 65 -

References

1. Averkina Yu.B. Nekotorye voprosy pravovogo polozheniya nekommercheskikh organizatsii, vypol-nyayushchikh funktsii inostrannogo agenta [Some issues of the legal status of not-profit organizations acting as foreign agents]. Available at: http://twirpx. com/file/1554271. (In Russ.)

2. Vasil'eva E.N., Gulyaikhin V.N. Ekonom-icheskaya sotsializatsiya uchashcheisya molodezhi: opyt regional'nogo issledovaniya [Economic socialization of the studying youth: outcomes of regional studies]. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological Studies, 2014, no. 8, pp. 115-119.

3. Gorbashev V.V., Reuf V.M., Udychak F.N. Politicheskaya, pravovaya sistema obshchestva i natsional'naya bezopasnost' gosudarstva [The political and legal system of the society and national security of the State]. Yuridicheskaya nauka: istoriya i sovremen-nost' = Legal Science: History and the Present, 2012, no. 7, pp. 21-29.

4. Gulyaikhin V.N. Agenty pravovoi sotsializatsii cheloveka [Agents of legal socialization of a person]. Pravo i politika = Law and Politics, 2012, no. 1, pp.143-149.

5. Gulyaikhin V.N. Arkhetipy politicheskoi kul'tury rossiiskikh grazhdan [Archetypes of the political culture of the Russian citizens]. Problemy obshchestva i politiki = Issues of Society and Politics, 2013, no. 1, pp.153-170.

6. Gulyaikhin V.N. Problema gumanizatsii ros-siiskoi sistemy pravovoi resotsializatsii [An issue of humanizing the Russian legal system for resocializa-tion]. Rossiiskaya yustitsiya = Russian Justitia, 2013, no. 4, pp. 52-54.

7. Gulyaikhin V.N. Protivorechiya pravovoi sotsializatsii rossiiskoi molodezhi [Contradictions of legal socialization of the Russian young people]. Voprosy pravovedeniya = Issues of Legal Science, 2013, no. 3, pp.231-243.

8. Gulyaikhin V.N., Shiro S.V. Protsess pravovoi sotsializatsii molodezhi v rossiiskom sotsiokul'turnom prostranstve [The legal process of socializing the young people in the Russian social and cultural environment]. Pravo i obrazovanie = Law and Education, 2013, no. 10, pp. 68-77.

9. Dannye ofinansirovanii NKO v RF iz-za rubezha obosnovany [Verified data on financing ofNPO in Russia from abroad ]. Available at: http://aif.ru/politics/rus-sia/301247. (In Russ.) (accessed 10.04.2013)

10. Zvonovskii V.B. Lyubyat li rossiyane "in-ostrannykh agentov"? [Do the Russians like foreign

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

agents?]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny = Monitoring Journal, 2013, no. 4, pp. 43-51.

11. Interv'yu V.V. Putina nemetskoi teleradiokom-panii ARD [Vladimir Putin's interview with ARD, German Broadcasting Company]. Available at: http://krem-lin.ru/news/17808. (In Russ.) (accessed 05.04.2013)

12. Kashin A.A. Status inostrannogo agenta [The foreign agent status]. Bukhgalterskii uchet v byudzhet-nykh i nekommercheskikh organizatsiyakh = Accounting in Budgetary and Noncommercial Organizations, 2012, no. 21, pp. 17-22.

13. Korostylev O.I. Prestupleniya v sfere funkt-sionirovaniya nekommercheskikh organizatsii: nekotorye voprosy ugolovno-pravovoi reglamentatsii [Crimes in operations of non-profit organizations: some issues of criminal law regulations]. Available at: http://vestnik. krdu-mvd.ru/_files/v-2014-3.pdf. (In Russ.)

14. Marutin A.G. K voprosu o prichinno-sled-stvennoi svyazi poyavleniya v otechestvennom zakonodatel'stve normy o "inostrannykh agentakh" [On the issue of the cause and effect relationship in the national legislation on foreign agents]. Available at: http://vestnik.sutr.ru/journals_n/1398188888.pdf. (In Russ.)

15. Mikryukov V.O. Problemy natsional'noi bezopasnosti i grazhdanskogo obshchestva glazami ekspertov [Issues of national security and civil society from experts' perspectives]. Available at: http://gosreg. amchs.ru/pdffiles/2number/articles2/Mikryukov2 .pdf. (In Russ.)

16. Minyust prinuditel'no vklyuchil "Golos" v spisok inostrannykh agentov [The Ministry of Justice included the Voice Association into the list of foreign agents in a forced manner]. Available at: http://ng.ru/ news/469248.html. (In Russ.) (accessed 09.06.2014)

17. Minyust: NKOpoluchili iz-za rubezha bolee 40 mlrdrub [The Ministry of Justice: NPOs received over 40 billion rubles from abroad]. Available at: http://top. rbc.ru/politics/13/05/2014/923252.shtml. (In Russ.) (accessed 13.05.2014)

18. Mysin S.V. Rol' i mesto nekommercheskikh nepravitel'stvennykh organizatsii v realizatsii vnesh-nepoliticheskikh planov inostrannykh gosudarstv [The role and position of non-profit and non-governmental organizations in implementing foreign policy plans of foreign countries]. Available at: http://journal.orags. org/numbers/2013-01.pdf. (In Russ.)

19. Nedashkovskii A.A. Razvitie institutov grazh-danskogo obshchestva kak faktor ukrepleniya bezo-pasnosti v Rossii [Developing the institutions of civil

-18 (303) - 2015-

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: NATIONAL INTERESTS:

приоритеты и безопасность priorities and security

society as a factor for strengthening Russia's security]. Vlast' = Power, 2012, no. 5, pp. 94-96.

20. Pus'ko V.S. Problemy formirovaniya grazhdan-skogo obshchestva i obespecheniya ego bezopasnosti [Issues of generating a civil society and ensuring its security]. Obshchestvo i pravo = Society and Law, 2012, no. 2, pp. 226-229.

21. Reuf V.M., Udychak F.N. Politiko-pravovaya sistema obshchestva i natsional'naya bezopasnost' Rossii: sovremennye problemy gosudarstvenno-pra-vovoi ideologii [The political and legal system of the society and Russia's national security: issues of the governmental and legislative ideology]. Mir politiki i sotsiologii = The World of Politics and Sociology, 2012, no. 2, pp. 89-92.

22. Sokolova S.N., Sokolova A.A. Demokratizatsi-ya sfery bezopasnosti: rossiiskaya vlast' i grazhdanskoe obshchestvo [Democratization of the security sector:

Russian authorities and the civil society]. Problemy bezopasnosti rossiiskogo obshchestva = Issues of Security of the Russian Society, 2012, no. 1-2, pp. 98-107.

23. Shilovtsev A.V. [Social security in the context of globalization: ontology of issues]. Aktual'nye napravleniya nauchnykh issledovanii XXI veka: teoriya i praktika: materialy mauchno-prakticheskoi kon-feretsii [Proc. Sci. Conf. Current Aspects of Scientific Researches of the 21st Century: Theory and Practice]. Voronezh, Voronezh State Academy of Forestry and Technologies Publ., 2013, pp. 231-237.

Pavel P. FANTROV

Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation pavelfantrov@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.