Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОБЛЕМНАЯ МЕТОДИКА / ОПЕРЕЖАЮЩАЯ МЕТОДИКА / ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INTERACTIVE LEARNING / PROBLEMATIC METHODOLOGY / ADVANCED METHODOLOGY / HEURISTIC LEARNING / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна, Сидоров Андрей Николаевич

В данной статье рассматриваются различные методики обучения в контексте их применения в системе высшего образования. Авторами наиболее подробно рассматриваются опережающая, интерактивная и проблемная методики. В ходе анализа и синтеза литературных педагогических источников был сформулирован вывод о перспективности данных методик. В статье приводятся положительные черты применения различных методик на практике, а также выделяются основные условия достижения конечных результатов образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна, Сидоров Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROMISING TEACHING METHODS IN HIGHER EDUCATION

This article examines various teaching methods in the context of their application in the higher education system. The authors consider in detail the leading, interactive and problematic techniques. In the course of the analysis and synthesis of literary pedagogical sources, a conclusion was formulated about the prospects of these methods. The article presents the positive features of the application of various methods in practice, and also highlights the main conditions for achieving the final results of educational activities.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, помогут успешно решать задачи перед воспитателем.

Литература:

1. Белинова Н.В., Старикова А.Ю. Проблема подготовки педагогов дошкольного образования: региональный аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. С. 108-110.

2. Вершинина А.Ю. Профессиональная культура в подготовке педагога // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. 2019. С. 129-132.

3. Деркунская В.А. Особенности профессиональной деятельности современного педагога ДОУ / В.А. Деркунская // Дошкольное образование в современных социокультурных условиях: реалии, вызовы, перспективы: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, 25-26 ноября 2010г. / Забайкал.гос.гум.-пед.ун-т. Чита, 2010. С. 44-53.

4. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - СПб.: Питер, 2018. - 464 с.: ил. -(Серия «Учебник для вузов»).

5. Исмагилова А.Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада // Вопросы психологии. - 2013. - №5. - С. 65.

6. Маралов В.Г. Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми [Текст] / В.Г. Маралов, И.А. Бучилова, Е.Ю. Клепцова и др. / Под ред.

B.Г. Маралова. М.: Академический Проект: Парадигма, 2014. 288 с.

7. Методическая работа по повышению профессиональной компетентности воспитателей: учебно-методическое пособие / Л.В. Красильникова, И.Н. Бушуева, Т.А. Галочкина и др. - Нижний Новгород: Гладкова О.В., 2017. - 107 с.

8. Митина Л.М., Ефимова Н.С. Интеллектуальная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция: учебное пособие. [Электронный ресурс] / Л.М. Митина, Н.С. Ефимова. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта - Режим доступа: http://ua.bookfi.net/book/526973.

9. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

10. Панько Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада [Электронный рестр] / Е.А. Панько. Мн.: Выш.шк. - Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/2085353/

11. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании). Утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 февраля 2013 г. №544 н, г. Москва. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/

12. Соколова Л.Б., Дацковская Н.А. Личность учителя в системе развивающего обучения К.Д. Ушинского / Л.Б. Соколова, Н.А. Дацковская // Вестник Оренбургского государственного университета, 2009. - №10 - С. 61-67.

13. Соловей Л.Б. Развитие личностных качеств и профессиональных компетенций воспитателей ДОУ в системе повышения квалификации / Л.Б. Соловей // Образование и саморазвитие. - 2014. - № 1 (39). -

C. 153-156.

Педагогика

УДК 378

кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Сидоров Андрей Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье рассматриваются различные методики обучения в контексте их применения в системе высшего образования. Авторами наиболее подробно рассматриваются опережающая, интерактивная и проблемная методики. В ходе анализа и синтеза литературных педагогических источников был сформулирован вывод о перспективности данных методик. В статье приводятся положительные черты применения различных методик на практике, а также выделяются основные условия достижения конечных результатов образовательной деятельности.

Ключевые слова: интерактивное обучение, проблемная методика, опережающая методика, эвристическое обучение, высшее образование.

Annotation. This article examines various teaching methods in the context of their application in the higher education system. The authors consider in detail the leading, interactive and problematic techniques. In the course of the analysis and synthesis of literary pedagogical sources, a conclusion was formulated about the prospects of these methods. The article presents the positive features of the application of various methods in practice, and also highlights the main conditions for achieving the final results of educational activities.

Keywords: interactive learning, problematic methodology, advanced methodology, heuristic learning, higher education.

Введение. На современном этапе Российская Федерация нуждается в колоссальном количестве высококвалифицированных специалистов различного профиля подготовки. В последние годы все более динамично складывается тенденция реформирования образования, целью которой становится внедрение новых технологий и методик обучения в практику отечественного образования. В связи с этим происходит изменение его приоритетов: образование ориентируется на непрерывное развитие всех сфер человеческой жизни, на их функционирование за счет формирования различных умений, навыков и компетенций у будущих специалистов. Существует множество методик обучения, однако не все из них являются реальными и перспективными для применения на практике. Наиболее благоприятные методики совмещают в себе множество глобальных функций, направленных на становление образования. Сама сущность понятия «методика обучения» представляет собой одну из структурных единиц современного процесса обучения, направленного на развитие и становление мысли, как основного, в деятельности обучающегося, формирование навыков самостоятельного поиска и обработки информации в гармонии с саморазвитием, информатизацией и глобализацией общества в целом. Целью данной статьи выступает рассмотрение конкретных перспективных методик и их роли в системе обучения как со стороны развития системы высшего образования, так и в контексте развития обучающихся.

Изложение основного материала статьи. Для должного понимания контекста темы стоит дать определение «методике обучения». Под методикой обучения понимается определенная установленная совокупность действий, направленных на формирование необходимых компетенций у учащихся путем использования различных форм, методов, приемов обучения. Рассматривая данное понятие хочется сказать о том, что оно является более общим, т.к. включает в себя все основные компоненты образовательного процесса. Стоит учесть, что «методика обучения» и «методология» являются различными понятиями. Любая методология обучения всегда входит в методику, т.к. является её основной составляющей.

Многие исследователи приводят следующий ряд перспективных методик обучения:

1) Опережающая; сущность данной методики обучения заключается в том, что в ходе образовательной деятельности студентов особое значение приобретает прогностический научно-функциональный аспект практической деятельности. В ходе применения технологии опережающего обучения на практике студентам предлагается искать множество различных вариантов и путей решения поставленных задач, целью чего выступает выделение абстрактных частей проблемного вопроса, анализ его положительных и отрицательных сторон и иных черт. Преподаватель же задает такие условия, при которых уровень акцента развития личности обучающегося смещается больше в интеллектуальную сферу, связанную непосредственно с образовательной деятельностью, при которой личностное развитие опережает уровень развития производственно-технического прогресса, что и задает основную часть прогностической функции данной методики. Кроме того, на фоне данной деятельности весь процесс обучения строится по плану системного исследования, результаты которого, по мнению Л.В. Львова, «могут и должны быть использованы при разработке образовательной политики, стратегии развития образовательных систем» [6]. Хочется добавить, что данная методика обучения при правильном создании условий приведет к разработке новых методик управления качеством деятельности, осуществляемой в рамках педагогического процесса, причем не только в условиях высшего образования, но и на остальных ступенях образования. Важным выступает то, что прогнозирование всегда должно быть организованно в качестве комплекса научных исследований, нацеленных на получение достоверной информации в ключе опережающих развивающихся педагогических объектов. Конечная цель такой методики обучения, исходя из вышесказанного, заключается в оптимизации всех компонентов образовательного процесса, а именно методик, форм, средств, педагогических технологий. Конечно, сущность опережающей методики обучения не заканчивается на прогнозировании, хотя оно и играет особую роль при построении моделей образовательной системы на опережающем уровне. Еще одной важной составляющей опережающего обучения является ускоренное формирование компетенций будущего специалиста за счет точечного опережающего предоставления информации в виде краткого знакомства с отдельными положениями фактического материала, который будет изучаться в ходе дальнейшей деятельности. Опережение может строится при помощи системно-деятельностной организации учебного процесса, при которой формируется общее представление по части проблемных вопросов, явлений, непосредственно касающихся специальности студентов. Это позволяет дать почву для дальнейшего саморазвития студентам, за счет самостоятельного изучения различных источников информации, а также за счет многократного обращения студентов к учебным материалам. Это позволяет преподавателям, при использовании методики опережающего обучения, создавать предпосылки для формирования и осуществления связности между изучаемыми дисциплинами, что облегчит изучение последующих тем учебной программы, а также обеспечит междисциплинарную интегрированность обучения [1].

2) Активная; данная методика является полной противоположностью пассивной методике, она позволяет преодолеть пассивный характер деятельности за счет использования форм активного обучения. Сущность данной методики заключается во включении творческого подхода к организации учебной деятельности. При таком раскладе студент преобразуется в активного участника образовательного процесса, что приводит к увеличению успеваемости, заинтересованности и мотивации в образовательной деятельности. Использование активных методов взаимодействия обеспечивает не только повышение объективности оценки знаний за счет оперативного характера деятельности, но и приводит к большому охвату студентов различных групп для включенности в приведенный материал. Стоит учесть, что данная методика включает в себя множество методов активного взаимодействия с учащимися, которые позволят не только способствовать повышению активности студентов, но и развивать их творческое мышление, навыки работы со сложной структурированной информацией (за счет предоставления заданий, связанных с классификацией материалов в виде кроссвордов, древа понятий и пр.), расширять области получаемых знаний [5].

3) Интерактивная; затрагивая предполагаемый результат, хочется сказать, что интерактивная методика является наиболее перспективной в ключе подготовки высококвалифицированных специалистов, способных не только интегрировать свои практические и теоретические знания в систему навыков, но и использовать их в ходе практической деятельности, связанной с новыми технологиями. Данная методика по своей специфике частично схожа с опережающей, однако базируется на более системной методологии, позволяющей не подстраиваться под образовательную среду, а внедряться, изменяя при этом объект обучения, путем превращения его в субъект. При интерактивной методике студент часто является соавтором в деятельности преподавателя (связанной с организацией и проведением образовательного процесса), благодаря чему

достигаются наиболее высокие результаты. Успешный потенциал личности и его порывы удовлетворяются путем реализации потребностей студентов в ходе учебно-воспитательной работы. Здесь формируются такие качества личности, как умение быстро интегрироваться; умение генерировать нестандартные пути решения (идеи); критическое мышление; мобильность; способность нести ответственность не только в индивидуальном, но и групповом характере; умение работать как индивидуально, так и парно, в команде; умение моделировать, структурировать, превращать. Интерактивное обучение позволяет создать комфортные условия для реализации личностных потребностей, творческой успешности, интеллектуальной удовлетворенности. Данная специфика достигается путем использования интерактивных технологий в обучении, основанных на личностно-деятельностном подходе. Интерактивное обучение является одним из популярных методик обучения, включающих в себя ситуативные и неситуативные методы обучения. Важным компонентом интерактивного обучения выступает взаимообучающий подход, при котором студент и преподаватель находятся в равных условиях (являются равноправными субъектами обучения). При этом сохраняется ролевой аспект деятельности, при котором преподаватель становится организатором, консультантом, направляющим студентов на сотрудничество. Стоит учесть, что данная методика предполагает достижение результатов в ходе совместной деятельности в равных усилиях. При таком раскладе студенты становятся ответственными за результаты обучения. Исследователями доказано, что интерактивное обучение позволяет создать непринужденную атмосферу в ходе учебной работы, повышает уверенность у участников образовательного процесса, а также приводит к сотрудничеству между всеми субъектами. Важным здесь становится то, что авторитарная позиция преподавателя подвергается нивелированию, что приводит к активизации даже самых застенчивых учащихся. Интерактивная методика обучения чаще всего включает в себя такие интерактивные методы, как тренинг; кейс-задача; мастер-класс; конференция; тестирование; ситуационный метод; игровой метод; круглый стол; мультимедийные лекции; электронные учебные издания. При этом практическая деятельность всегда сопровождается раздаточными материалами различного (аудио, видео) характера. По мнению С.В. Лаптевой «это помогает формированию профессионального потенциала будущих специалистов» [4].

Таким образом, стоит привести ряд преимуществ интерактивного обучения:

1. Обеспечение глубины изучаемых материалов за счет применения всех уровней познания.

2. Возможность различного подхода к любой аудитории со стороны преподавателя.

3. В ходе деятельности осваиваются важные навыки и умения, при этом изменяется характер мотивации (от внешней переходит к внутренней).

Данные преимущества обуславливают популярность данной методики среди преподавателей различных вузов, т.к. позволяют значительно улучшить уровень успеваемости, усвоение материала и приобретение знаний.

4) Методика проблемного обучения; сущность данной методики заключается во включении студентов в самостоятельную поисково-активную деятельность для решения учебных проблем и задач, в ходе которых у обучающихся происходит формирование познавательной активности, интереса, самостоятельности, творческих способностей, критического мышления, а также новых компетенций. Суть данной методики заключается в постановке ряда проблемных вопросов обучающимся в ходе объяснения лекционного материала, а также при проведении практических занятий. При использовании данной методики ответы на сами проблемные вопросы предполагают обоснование своей точки зрения, что позволяет развивать не только познавательный интерес (через активность учащегося), но и формы логического мышления, т.к. любой ответ (или предположение) носит аргументированный характер. При данной методике преподаватель при создании проблемной ситуации излагает путем рассуждения материал, высказывает свои предположения, выслушивает мнение учащихся, опровергает ложные утверждения, приводит факты. На конкретном примере преподаватель демонстрирует студентам всю сущность научного познания, при этом сохраняя логику изложения. В ходе применения метода поисковой беседы студенты решают поставленную задачу самостоятельно, а при возникших трудностях получают рекомендации от преподавателя (в виде подсказок, кратких тезисов). Это позволяет наиболее точно формировать научное мировоззрение у учащихся. При этом важным становится развитие навыков самостоятельного разрешения проблем, различия сущности понятий, их истинности и научности. При проблемном обучении истинные знания становятся личными убеждениями, что и обеспечивает формирование познавательной самостоятельности, творческого мышления, профессиональных компетенций [7].

5) Методика эвристического обучения; ценность данной методики заключается в возможности спроектировать деятельность обучающегося. Данная методика представляет собой беседу, включающую в себя ряд логически взаимосвязанных вопросов, каждый из которых по отдельности представляет собой конкретную задачу, решение которой приведет к познанию истинного знания. Данная методика схожа с проблемным обучением, однако не совпадает с ним. Эвристическое обучение больше склоняется в сторону творческой деятельности, т.к. позволяет включать наиболее эффективно творчество в мыслительный процесс. Каждый студент имеет внутреннюю потребность в творческом характере деятельности, что в принципе является должной закономерностью развития личностного потенциала. Сама специфика эвристического обучения выстраивается таким образом, что характер учебно-воспитательного процесса полностью зависит от общей активности каждого студента. При этом, педагог, при планировании деятельности, должен учитывать, какие знания есть у учащихся на момент изучения дисциплины, а также насколько развиты их творческие возможности. За счет использования эвристического метода учащимся предоставляется возможность самостоятельно осуществлять поиск через творческий подход. При проведении деятельности важно учитывать, что выполнение задач эвристического обучения напрямую зависит от общих особенностей обучающихся. Так, к основным задачам эвристического обучения можно отнести: 1)Развитие компетенций; 2)Развитие творческого и критического мышления; 3)Воспитание самостоятельности; 4)Постоянная подпитка знаниями учащихся. При этом, занятия носят заранее ценный характер, т.к. обучающиеся занимаются самостоятельным поиском знаний, учатся применять их на практике, опираясь на собственный опыт. При этом роль педагога заключается лишь в принятии верного логически сформулированного и обоснованного решения задачи.

Стоит отметить, что хоть эвристический метод является позитивным в применении, но его нельзя интерпретировать как универсальный метод. Его разноплановый характер достигается лишь при верном

сочетании с другими методиками обучения, что позволит в комплексе сформировать у учащихся собственной позиции в контексте сложившегося миропонимания [2, 3].

Выводы. Таким образом, авторами было рассмотрено несколько методик обучения в контексте наиболее эффективных при практической деятельности, для достижения современных образовательных целей. В ходе анализа и синтеза литературных педагогических источников было выяснено, что наиболее популярными являются интерактивная и проблемная методики обучения, позволяющие достичь наиболее эффективных результатов деятельности. Важным становится то, что ни одна методика не является универсальной, т.к. весь процесс обучения предполагает сочетание наиболее положительных черт различных методик, что позволяет наиболее комплексно подойти к решению современных проблем образования. Также важно учесть, что опережающая методика обучения является наиболее перспективной для дальнейшего развития и использования на практике. К сожалению, недостаток опыта применения не делает её более обоснованной на фоне методики проблемного и интерактивного обучения.

Литература:

1. Баринов Э.Ф. Формирование профессиональных компетенций врача: возможности технологии опережающего обучения на теоретических кафедрах // Непрерывное образование: XXI век. 2018. №2 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnyh-kompetentsiy-vracha-vozmozhnosti-tehnologii-operezhayuschego-obucheniya-na-teoreticheskih-kafedrah (дата обращения: 20.11.2020).

2. Винникова И.С., Кузнецова Е.А. Особенности применения дистанционных методов обучения в современных условиях самоизоляции // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-1. С. 53-56.

3. Кретова Д.А. Использование эвристического метода в творческом развитии личности обучающегося // Научные исследования в образовании. 2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-evristicheskogo-metoda-v-tvorcheskom-razvitii-Hchnosti-obuchayuschegosya (дата обращения: 20.11.2020).

4. Лаптева С.В., Семенова Д.Н., Соловей М.В. Интерактивные методики обучения в вузах // Kant. 2018. №4 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-metodiki-obucheniya-v-vuzah (дата обращения: 20.11.2020).

5. Луговой А.А., Луговая О.А. Методики активного обучения: традиции и инновации // Труды СПБГИК. 2008. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodiki-aktivnogo-obucheniya-traditsii-i-innovatsii (дата обращения: 20.11.2020).

6. Львов Л.В. Прогнозируемый темп формирования компетентности как инструмент педагогического управления опережающим уровнем образования // Образование и наука. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prognoziruemyy-temp-formirovaniya-kompetentnosti-kak-instrument-pedagogicheskogo-upravleniya-operezhayuschim-urovnem-obrazovaniya (дата обращения: 20.11.2020).

7. Родин А.Б., Людмирская И.Д., Казакова И.В. Использование метода проблемного обучения в преподавании теоретических лингвистических дисциплин // Знание. Понимание. Умение. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-metoda-problemnogo-obucheniya-v-prepodavanii-teoreticheskih-lingvisticheskih-distsiplin (дата обращения: 20.11.2020).

Педагогика

УДК 378.147

кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент Воронин Денис Михайлович

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); доцент Киселева Ирина Вадимовна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет (г. Мытищи); тьютор, преподаватель Воронина Екатерина Геннадиевна

Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, Промышленно-экономический колледж Государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Данная работа посвящена анализу основных трендов в системах образования западных стран. Существует большое количество идей по совершенствованию системы образования, которые высказывают ученые футурологи, от их воззрения довольно сильно отличаются мнения управленцев в сфере образования. Мнения методологов в сфере образования отличаются и от мнений управленцев, и от мнений футурологов. В нашей работе мы попытались обобщить взгляды на основные тренды в системе образования, путем интеграции всех наиболее значимых трендов, которые возникли в связи с переходом на цифровую экономику. Одну из наиболее весомых ролей играет внедрение цифровых технологий для оптимизации и повышения качества образовательного процесса, но при этом не стоит забывать про концепцию реализации воспитательной работы, в помощь которой также рационально использовать цифровые инструменты.

Ключевые слова: образовательные тренды, компетенции, цифровизация, смешанное обучение, инновационные методы обучения, цифровые инструменты.

Annotation. This work is devoted to the analysis of the main trends in the education systems of Western countries. There are a large number of ideas for improving the education system, which are expressed by futurologists, their views are quite different from the opinions of managers in the field of education. The opinions of methodologists in the field of education differ from those of managers and futurologists. In our work, we tried to generalize views on the main trends in the education system by integrating all the most significant trends that have emerged in connection with the transition to the digital economy. One of the most significant roles is played by the introduction of digital technologies to optimize and improve the quality of the educational process, but do not forget about the concept of implementing educational work, which also helps to use digital tools efficiently.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.