Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1170
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ / КОМПЕТЕНЦИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / EDUCATIONAL TRENDS / COMPETENCIES / DIGITALIZATION / BLENDED LEARNING / INNOVATIVE TEACHING METHODS / DIGITAL TOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронин Денис Михайлович, Киселева Ирина Вадимовна, Воронина Екатерина Геннадиевна

Данная работа посвящена анализу основных трендов в системах образования западных стран. Существует большое количество идей по совершенствованию системы образования, которые высказывают ученые футурологи, от их воззрения довольно сильно отличаются мнения управленцев в сфере образования. Мнения методологов в сфере образования отличаются и от мнений управленцев, и от мнений футурологов. В нашей работе мы попытались обобщить взгляды на основные тренды в системе образования, путем интеграции всех наиболее значимых трендов, которые возникли в связи с переходом на цифровую экономику. Одну из наиболее весомых ролей играет внедрение цифровых технологий для оптимизации и повышения качества образовательного процесса, но при этом не стоит забывать про концепцию реализации воспитательной работы, в помощь которой также рационально использовать цифровые инструменты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN TRENDS IN THE EDUCATION SYSTEM

This work is devoted to the analysis of the main trends in the education systems of Western countries. There are a large number of ideas for improving the education system, which are expressed by futurologists, their views are quite different from the opinions of managers in the field of education. The opinions of methodologists in the field of education differ from those of managers and futurologists. In our work, we tried to generalize views on the main trends in the education system by integrating all the most significant trends that have emerged in connection with the transition to the digital economy. One of the most significant roles is played by the introduction of digital technologies to optimize and improve the quality of the educational process, but do not forget about the concept of implementing educational work, which also helps to use digital tools efficiently.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

сочетании с другими методиками обучения, что позволит в комплексе сформировать у учащихся собственной позиции в контексте сложившегося миропонимания [2, 3].

Выводы. Таким образом, авторами было рассмотрено несколько методик обучения в контексте наиболее эффективных при практической деятельности, для достижения современных образовательных целей. В ходе анализа и синтеза литературных педагогических источников было выяснено, что наиболее популярными являются интерактивная и проблемная методики обучения, позволяющие достичь наиболее эффективных результатов деятельности. Важным становится то, что ни одна методика не является универсальной, т.к. весь процесс обучения предполагает сочетание наиболее положительных черт различных методик, что позволяет наиболее комплексно подойти к решению современных проблем образования. Также важно учесть, что опережающая методика обучения является наиболее перспективной для дальнейшего развития и использования на практике. К сожалению, недостаток опыта применения не делает её более обоснованной на фоне методики проблемного и интерактивного обучения.

Литература:

1. Баринов Э.Ф. Формирование профессиональных компетенций врача: возможности технологии опережающего обучения на теоретических кафедрах // Непрерывное образование: XXI век. 2018. №2 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnyh-kompetentsiy-vracha-vozmozhnosti-tehnologii-operezhayuschego-obucheniya-na-teoreticheskih-kafedrah (дата обращения: 20.11.2020).

2. Винникова И.С., Кузнецова Е.А. Особенности применения дистанционных методов обучения в современных условиях самоизоляции // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-1. С. 53-56.

3. Кретова Д.А. Использование эвристического метода в творческом развитии личности обучающегося // Научные исследования в образовании. 2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-evristicheskogo-metoda-v-tvorcheskom-razvitii-Hchnosti-obuchayuschegosya (дата обращения: 20.11.2020).

4. Лаптева С.В., Семенова Д.Н., Соловей М.В. Интерактивные методики обучения в вузах // Kant. 2018. №4 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-metodiki-obucheniya-v-vuzah (дата обращения: 20.11.2020).

5. Луговой А.А., Луговая О.А. Методики активного обучения: традиции и инновации // Труды СПБГИК. 2008. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodiki-aktivnogo-obucheniya-traditsii-i-innovatsii (дата обращения: 20.11.2020).

6. Львов Л.В. Прогнозируемый темп формирования компетентности как инструмент педагогического управления опережающим уровнем образования // Образование и наука. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prognoziruemyy-temp-formirovaniya-kompetentnosti-kak-instrument-pedagogicheskogo-upravleniya-operezhayuschim-urovnem-obrazovaniya (дата обращения: 20.11.2020).

7. Родин А.Б., Людмирская И.Д., Казакова И.В. Использование метода проблемного обучения в преподавании теоретических лингвистических дисциплин // Знание. Понимание. Умение. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-metoda-problemnogo-obucheniya-v-prepodavanii-teoreticheskih-lingvisticheskih-distsiplin (дата обращения: 20.11.2020).

Педагогика

УДК 378.147

кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент Воронин Денис Михайлович

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); доцент Киселева Ирина Вадимовна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет (г. Мытищи); тьютор, преподаватель Воронина Екатерина Геннадиевна

Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, Промышленно-экономический колледж Государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Данная работа посвящена анализу основных трендов в системах образования западных стран. Существует большое количество идей по совершенствованию системы образования, которые высказывают ученые футурологи, от их воззрения довольно сильно отличаются мнения управленцев в сфере образования. Мнения методологов в сфере образования отличаются и от мнений управленцев, и от мнений футурологов. В нашей работе мы попытались обобщить взгляды на основные тренды в системе образования, путем интеграции всех наиболее значимых трендов, которые возникли в связи с переходом на цифровую экономику. Одну из наиболее весомых ролей играет внедрение цифровых технологий для оптимизации и повышения качества образовательного процесса, но при этом не стоит забывать про концепцию реализации воспитательной работы, в помощь которой также рационально использовать цифровые инструменты.

Ключевые слова: образовательные тренды, компетенции, цифровизация, смешанное обучение, инновационные методы обучения, цифровые инструменты.

Annotation. This work is devoted to the analysis of the main trends in the education systems of Western countries. There are a large number of ideas for improving the education system, which are expressed by futurologists, their views are quite different from the opinions of managers in the field of education. The opinions of methodologists in the field of education differ from those of managers and futurologists. In our work, we tried to generalize views on the main trends in the education system by integrating all the most significant trends that have emerged in connection with the transition to the digital economy. One of the most significant roles is played by the introduction of digital technologies to optimize and improve the quality of the educational process, but do not forget about the concept of implementing educational work, which also helps to use digital tools efficiently.

Keywords: educational trends, competencies, digitalization, blended learning, innovative teaching methods, digital tools.

Введение. Системы образования проходят очередную стадию становления, поскольку пандемия COVID-19 наложила существенный отпечаток та требования к образовательному процессе [2]. В период пандемии на первый план вышли цифровые компетенции преподавателей и обучающихся [6], без которых стала невозможной реализация образовательного процесса [10]. Проблемы, возникавшие в учебном процессе, преобладающе были связаны с низкой цифровой грамотностью педагогов и обучающихся, плохим материально-техническим обеспечением образовательных организаций, низкой скоростью интернета у провайдеров, отсутствием нужного количества гаджетов у обучающихся, психологической и физической перегрузкой участников образовательного процесса [2].

Анализ компетенций преподавателей показал отсутствие у большинства из них достаточного уровня цифровой грамотности [3] для реализации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий [1], в итоге, занятия сводились к ссылкам на внешние ресурсы и большому объему выполняемых самостоятельно заданий обучающимися, что приводило к физическому и психологическому переутомлению, поскольку на домашние задания студенты в среднем тратили на 1,5 часа больше. С другой стороны, преподаватели, которые работали постоянно в режиме видеоконференцсвязи, онлайн со студентами тратили приблизительно на 3 часа времени больше на выполнение своих должностных обязанностей, нежели в режиме офлайн обучения [22]. Данные события нередко приводили к психологическому и физическому выгоранию наиболее активных преподавателей [18]. Также большие проблемы доставило отсутствие временных рамок коммуникации с обучающимися, студенты позволяют себе писать преподавателю в любое время суток, что приводит к постоянной психологической напряженности педагогов, но с другой стороны часть студентов считают, что коммуникация с преподавателями в период пандемии стала гораздо более удобной и продуктивной.

Цель работы: определить основные тренды в системе образования в эпоху цифровизации экономики.

Задачи:

1. Систематизировать мнения ученых в области образовательных инноваций и трендов.

2. Составить перечень образовательных трендов, имеющих наибольшее влияние на систему образования.

Изложение основного материала статьи. Обобщив результаты исследования наиболее весомых трендов в образовании мы выделили несколько групп трендов [14], в состав которых входят дополнительные тренды [16]. Данное обобщение проводилось на базе анализа более 20 работ зарубежных и отечественных исследователей.

Технологические тренды в преподавании и обучении. Прорыв в развитии технологий не оставил без внимания сектор образования [19]. Гаджеты и интернет изменили то, как студенты могут получать доступ не только к информации, но даже к самим занятиям. В данных формах ведения образовательного процесса существует значительный недостаток, который выражен в трудности развития soft skills у обучающихся. Но есть и свои позитивные отличительные черты, которые выражаются в необходимости использовать разнообразные цифровые инструменты преподавания, что обеспечивает гибкость и разнообразие процесса обучения. Возможность использовать синхронные и асинхронные методы обучения сильно расширяет возможности образовательного процесса. Студенты получают дополнительные учебные ресурсы и задачи, что может сильно повысить качество образовательного процесса.

Использование LMS облегчают систему контроля за уровнем освоения дисциплин обучающимися, что позволяет использовать системы наставничества и коучинга. В данный тренд мы включили следующие элементы

1. Онлайн обучение.

2. Дистанционное обучение [20].

3. Обучение на платформах социальных сетей.

4. Интегрированные обучающие решения.

5. Использование дополненной и виртуальной реальности [17].

6. Использование интернета вещей в учебном процессе.

7. Использование блокчейна.

8. Цифровая культура в обучении [15].

9. Здоровьесберегающая среда образовательной организации.

Развитие soft skills является одной из основных тенденций в сфере высшего образования. Согласно отчету Future of Jobs, некоторые из наиболее важных навыков на рабочем месте включают критическое мышление, решение проблем, управление персоналом и креативность [14]. Работодатели хотят видеть новых профессионалов, которые понимают, как принимать трудные решения и демонстрировать свои лидерские способности. Одновременная тенденция к использованию онлайн-обучения делает это проблемой, но данная проблема может быть нейтрализована с помощью использования технологии смешанного обучения [13]. Не удивительно, что работодатели считают более важными качествами soft skills, поскольку в процессе обучения в университете может существенно измениться структура hard skills, поскольку обучение длится не менее четырех лет [21].

Если мы выделим дополнительные направления в данном тренде, то это будут:

1. Индивидуальное обучение.

2. Командное обучение.

3. Проектное обучение [4].

4. Новые формы оценки качества образовательного процесса [9].

5. Использование технологий STEAM обучения [12].

Уменьшение объема внимания у обучающихся. Исследование, проведенное корпорацией Microsoft, изучило общий охват внимания между 2000 годом, который был на заре мобильной революции, и 2015 годом. Они обнаружили, что продолжительность концентрации внимания уменьшилась на 4 секунды - с 12 до 8. Это падение в значительной степени было связано с природой технологии и постоянной стимуляцией, которую она предлагает зрителям. Изменения в объеме внимания также могут быть использованы в качестве отличного способа дифференциации между различными поколениями [14]. Для миллениалов, контент

должен иметь отличные визуальные эффекты и коммуникацию наряду с интересной сюжетной линией. 77% обучающихся говорят, что они тянутся к телефону, когда им больше нечем занять свое внимание. Это изменение в тенденциях внимания также оказывает огромное влияние на то, как преподаватели строят свои занятия и стимулируют студентов заниматься материалом [5]. Преподавателям нужно значительно менять структуру учебных занятий и адаптироваться к новым требованиям времени, дизайн курса теперь имеет очень весомое значение [17].

Данный тренд мы также разделяем на отдельные элементы:

1. Развитие эмоционального интеллекта и эмпатии.

2. Мотивация.

3. Психолого-педагогическая обоснованность применения методов обучения.

4. Визуализация.

5. Использование таксономии Блума [13].

Обучение против преподавания. С бурным развитием технологий изменилось и отношение преподавателей к своей деятельности. Имея возможность доступа к огромному количеству информации, студенты имеют инструменты, необходимые им для самостоятельного раскрытия огромного количества фактов и знаний [14]. Ценность доставки знаний сверху вниз сильно упала. В данной ситуации роль преподавателя больше переходит к мотивации, стимуляции, наставничеству и коучингу, то есть к функции преподавателя «научить учиться» [7]. Их работа превратилась в помощь студентам понять, как учиться, любить учиться и как раскрыть и понять информацию, которую они находят. Для большинства преподавательского состава данный факт представляет определенные трудности, поскольку они должны постоянно совершенствовать свои soft skills для успешной преподавательской деятельности, также они должны научиться организовывать и поддерживать коммуникацию, создавая среду, в которой ценится командная работа [11].

Также данная схема подразумевает немедленную обратную связь об эффективности образовательного процесса, что делает ее чрезвычайно эффективной.

1. Коучинг.

2. Наставничество.

3. Тьюторство [8].

4. Установка на постоянный рост.

5. Геймификация образования [10].

Обучение на протяжении всей жизни. Каждая промышленная революция поразительным образом меняла природу труда и рабочих мест. Нынешняя 4-я промышленная революция может повлиять на распределение 50% рабочих мест, поскольку технический прогресс привел к изменениям в алгоритмах выполнения работы. Профессионалам, которые хотят оставаться конкурентоспособными, необходимо постоянно повышать квалификацию. В бизнесе если специалист 5 лет не обучался новым технологиям, то он уже может считаться сильно отставшим во всех процессах. Это требует формирования установки на саморазвитие у студентов, а также у преподавателей и сотрудников. Образовательное пространство должно оставлять возможности для обучения навыкам самообучения, чтобы обучающиеся могли продолжать учиться и заниматься в выбранных ими областях [3]. Это дает возможность преподавателям контактировать с обучающимися в течении всей жизни. Университет может предложить непрерывные курсы обучения, которые будут держать бывших студентов вовлеченными в новые проекты, и гарантировать, что они продолжают возвращаться в школу для поддержки и образования, в котором они нуждаются [15].

Это отличная практика для университетов в развитии системы дополнительного образования, чтобы помочь своим выпускникам процветать в меняющемся профессиональном пространстве [11]. Также это удачная возможность для формирования крепких профессиональных сообществ выпускников, что может выступать основой для роста и процветания.

Если мы разделим данный тренд на направления, то получим следующие элементы:

1. Саморазвитие и самосовершенствование педагогов.

2. Формирование профессиональных сообществ на базе университета.

3. Гибкие решения в организации учебного процесса.

4. Создание интеллектуального пространства.

5. Использование мозговых штурмов и стратегических сессий.

Выводы. Анализ современных трендов, влияющих на организацию, структуру, подходы, инновации в образовании показал, что можно выделить несколько основных групп трендов, которые содержат множество дополнительных составляющих. На наш взгляд наиболее рационально выделить четыре основных группы трендов, это технологические тренды в преподавании и обучении, развитие soft skills, уменьшение объема внимания у обучающихся, обучение против преподавания и обучение на протяжении всей жизни.

Литература:

1. Абрамов Р.Н. Университетские преподаватели и цифровизация образования: накануне дистанционного форс-мажора // Р.Н. Абрамов, И.А. Груздев, Е.А. Терентьев, У.С. Захарова, А.В. Григорьева Университетское управление: практика и анализ, №24 (2) - 2020. - С. 59-74. https://doi.org/10.15826/umpa.2020.02.014

2. Воронин Д.М., Воронина Е.Г. Как повлиял дистанционный формат образования на его качество // Современные здоровьесберегающие технологии, №3. - 2020. - С.7-14.

3. Воронин Д.М. Критерии эффективности современной образовательной организации как основа оценки и повышения качества образования / Д.М. Воронин, О.С. Мишина, О.А. Завальцева // Перспективы науки и образования, №5 (35) - 2018. - С. 18 - 26.

4. Воронин Д.М. Опыт реализации смешанного обучения с элементами проектной деятельности в педагогической магистратуре на примере подготовки учителей биологии / Д.М. Воронин, Г.В. Егорова, О.В. Хотулёва // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 2 (38). - С. 155-166. doi: 10.32744/pse.2019.2.1

5. Иванова А.Е. Десять трендов современного образования. Electronic recourse: https://www.hse.ru/news/science/63841790.html (дата обращения: 02.11.2020)

6. Классификация цифровых компетенций и навыков для включения в учебные курсы (социальные науки) - Innolois University, National research University Higher school of Economics, 2020. - 11 p.

7. Крылова Е.А. Технология смешанного обучения в системе высшего образования // Вестник ТГПУ. 2020. №1 (207). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-smeshannogo-obucheniya-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 02.11.2020).

8. Кутепова Л.И., Тростин В.Л, Леонтьева Г.А. Опыт внедрения в образовательный процесс технологий смешанного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-vnedreniya-v-obrazovatelnyy-protsess-tehnologiy-smeshannogo-obucheniya (дата обращения: 02.11.2020).

9. Яковлева А.Г. Организация смешанного обучения в преподавании педагогических дисциплин // Вестник ТГПУ. 2017. №4 (181). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-smeshannogo-obucheniya-v-prepodavanii-pedagogicheskih-distsiplin (дата обращения: 02.11.2020).

10. 8 Trends in Education Technology That Will Have A Major Impact. Electronic recourse: https://kitaboo.com/trends-in-education-technology/ (дата обращения: 02.11.2020).

11. 19 Higher Education Trends for 2020/2021: Latest Forecasts To Watch Out For. Electronic recourse: https://financesonline.com/trends-in-higher-education/ (дата обращения: 02.11.2020).

12. 2020 Online Education Trends Report. Electronic recourse: https://www.bestcolleges.com/research/annual-trends-in-online-education/ (дата обращения: 03.11.2020)

13. 30 Of The Most Popular Trends In Education. Electronic recourse: https://www.teachthought.com/the-future-of-learning/most-popular-trends-in-education/ (дата обращения: 03.11.2020)

14. 5 Trends in Education to Watch out for in 2020. Electronic recourse: http://hospitalityinsights.ehl.edu/2020-education-trends (дата обращения: 03.11.2020)

15. Education Trends is your #1 podcast for news that matters in education, college, technology, leadership and the science of learning. Electronic recourse: https://educationtrends.com/ (дата обращения: 03.11.2020)

16. The Data Trends That Will Influence Higher Education in 2020. Electronic recourse: https://www.qs.com/the-data-trends-that-will-influence-higher-education-in-2020/ (дата обращения: 03.11.2020)

17. Top Influencing Trends In Educational Technology For 2020 Electronic recourse: https://www.excellentwebworld.com/trends-in-educational-technology/ (дата обращения: 03.11.2020)

18. Top 5 Digital Transformation Trends In Education For 2020 Electronic recourse: https://www.forbes.com/sites/danielnewman/2019/08/01/top-5-digital-transformation-trends-in-education-for-2020/?sh=36eba3435739 (дата обращения: 03.11.2020)

19. Top 24 Educational Trends For 2020. Electronic recourse: https://www.edsys.in/educational-trends-for-2019/ (дата обращения: 03.11.2020)

20. Trends in Education. Electronic recourse: https://www.excite.com/education/education/trends-in-education дата обращения: 03.11.2020)

21. Uerz D., Volman M., Kral M. Teacher educators' competences in fostering student teachers' proficiency in teaching and learning with technology: An overview of relevant research literature, 2018, Teaching and Teacher Education, 70, P. 12-23.

22. Voronin D. Digital Transformation of Pedagogical Education at the University / D. Voronin, V. Saienko, H. Tolchieva // International Scientific Conference "Digitalization of Education: History, Trends and Prospects" (DETP 2020). Atlantis Press. 760-766. SN 2352-5398. https://doi.org/10.2991/assehr.t200509.135

Педагогика

УДК 378.147

кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент Воронин Денис Михайлович

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево);

кандидат педагогических наук, доцент Нечаев Александр Николаевич

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный социально-гуманитарный университет (г. Коломна)

ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СМЕШАННОМ ОБУЧЕНИИ ГЛАЗАМИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СТУДЕНТА

Аннотация. Данная работа посвящена воззрению студентов 10 педагогических вузов России на то, какими компетенциями должен обладать преподаватель для эффективной реализации образовательного процесса в формате смешанного обучения. Был проведен социологический опрос 823 студентов из 10 педагогических вузов, опрос проводился методом заполнения Google Form без предварительной регистрации и идентификации, что давало психологическую возможность опрашиваемым отвечать честно. Еще одной особенностью опроса выступала свободная форма ответа на задаваемые вопросы, что позволило узнать не только ответ, но и его подтекст. В результате опроса мы сформировали пул образовательных трендов, которые студенты считают наиболее важными.

Ключевые слова: смешанное обучение, компетенции, тренды, мнение студентов, дистанционное обучение.

Annotation. This work is devoted to the view of students of 10 pedagogical universities in Russia on what competencies a teacher should have for effective implementation of the educational process in the mixed learning format. A sociological survey of 823 students from 10 pedagogical universities was conducted. The survey was conducted by filling out a Google Form without prior registration and identification, which gave the respondents a psychological opportunity to answer honestly. Another feature of the survey was the free form of the answer to the questions asked, which allowed us to find out not only the answer, but also its subtext. As a result of the survey, we formed a pool of educational trends that students consider most important.

Keywords: blended learning, competencies, trends, students ' opinions, distance learning.

Введение. События, произошедшие в мире в период пандемии COVID-19, навсегда оставили свой отпечаток на организации и структуре образовательного процесса [2]. На данный момент цифровая экономика требует полноценной реализации схемы смешанного обучения с использованием большого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.