Научная статья на тему 'Применение инновационных технологий в работе с детьми раннего возраста'

Применение инновационных технологий в работе с детьми раннего возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1929
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННИЙ ВОЗРАСТ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИГРОВОЙ ОБУЧЕНИЕ / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / EARLY AGE / INNOVATIVE TECHNOLOGY / SOCIAL AND CULTURAL DEVELOPMENT / PROBLEM-BASED LEARNING / GAME LEARNING / PROJECT-BASED LEARNING / HEALTH-PRESERVING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толкова Наталья Михайловна

В данной статье автор рассматривает проблему воспитания детей раннего возраста. И рассматривает применение инновационных технологий в практике дошкольного образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толкова Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN WORKING WITH YOUNG CHILDREN

In this article the author considers the problem of early childhood education. And considers the use of innovative technologies in the practice of preschool educational institutions.

Текст научной работы на тему «Применение инновационных технологий в работе с детьми раннего возраста»

Выводы. Этот тезис подтверждается совместной деятельностью студентов - волонтеров объединения "Артруист" Мининского университета и учеников Нижегородской школы-интерната для глухих детей. В течение ряда лет студенты приходят в эту школу и во время педагогических практик, и во время Фестивалей искусств, и просто в свободное время и занимаются с глухими детьми различными видами декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Имеющийся опыт позволяет посмотреть на ситуацию инклюзии таким образом, чтобы увидеть, как общие культурные потребности могут возникать у участников инклюзивного процесса и объединять их в социокультурную общность, создавая общее социокультурное пространство. XXI век настойчиво требует перемен в отношениях людей. Уже невозможно отгораживаться от людей, особенно детей, с ограниченными возможностями по здоровью, глухой стеной. Рост социальной сознательности, проявляющейся в осознании отсутствия различий между людьми, в развитии самосознания и самооценки, в становлении собственных принципов, способствует повышению качества жизни всего нашего общества.

Литература:

1. Абрамова, И. В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения [Текст] / И. В. Абрамова // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 11. - С. 98-102.

2. Асмолов А.Г. Педагогика достоинства // Вести образования. 2016. - №7

3. Ахметова, Д. З. Инклюзивное образование - путь к инклюзивному обществу [Текст] / Д. З. Ахметова // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 1. - С. 65-70.

4. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.

5. Голиков Н.А. Инклюзивное образование: новые подходы к обучению детей - инвалидов // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5.;URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22541 (дата обращения: 05.11.2018).

6. Краснопевцева Т.Ф. Методико-инклюзивная компетентность педагога профессионального образования как цель повышения квалификации // Вестник Мининского университета. - 2018. - Том 6 №2.; URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-2-4 (дата обращения: 05.11.2018).

7. Орлова, Е. В. Интеграция детей с ограниченными возможностями в социум через творчество [Текст] / Е. В. Орлова // Воспитание школьников. - 2013. - № 7. - С. 43-46.

Педагогика

УДК:372.23

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Толкова Наталья Михайловна

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево) ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В данной статье автор рассматривает проблему воспитания детей раннего возраста. И рассматривает применение инновационных технологий в практике дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: ранний возраст, инновационные технологии, социокультурное развитие, проблемное обучение, игровой обучение, проектное обучение, здоровьесберегающие технологии.

Annotation. In this article the author considers the problem of early childhood éducation. And considers the use of innovative technologies in the practice of preschool educational institutions.

Keywords: early age, innovative technology, social and cultural development, problem-based learning, game learning, project-based learning, health-preserving technologies.

Введение. Актуальной проблемой современного общества является воспитание, развитие, обучение детей в возрасте от 1-го года до 3-х лет, т.е. раннего возраста.

В раннем детстве происходит закладка фундамента общего развития ребенка. Этот период целесообразно назвать стартом его человеческого начала. В раннем возрасте происходит закладка основ здоровья и интеллекта ребенка, именно в этот период большое значение должно уделяться умственному, социально-нравственному развитию, которые в свою очередь зависят от психофизического состояния и общего настроения ребенка.

Современные исследования подтверждают идею самоценности ребенка раннего возраста как основы формирования его личности.

В настоящий момент идет положительная тенденция к возрождению педагогики раннего детства: создаются новые программы, методики, разрабатываются развивающие технологии. Инновация - это целенаправленное создание и использование такого компонента, который вызывает изменение предметно-развивающей среды. Таким образом, под инновационной технологией в образовательном процессе необходимо понимать создание нового, ранее не существующего компонента. То есть, мы можем сказать, что под инновационной технологией можно заключить целостную систему методов и приемов обучения и воспитания, направленную на достижение позитивных, деятельных изменений в личностном развитии ребенка на современном этапе социокультурного развития.

Изложение основного материала статьи. Инновационные технологии в современном образовательном процессе необходимо рассмотреть как инструмент, при помощи которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.

К числу современных инновационных образовательных технологий можно отнести:

1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

2. Технологии проблемного обучения (создается проблемная ситуация которая решается через активную самостоятельность детей. Вследствие применения данной технологии дети овладевают знаниями, умениями, развиваются их мыслительные способности).

3. Технологии проектного обучения (заключается в активной, поэтапной, постоянно усложняющейся деятельности, которая реализуется педагогом вместе с детьми по намеченному плану и направлена на решение поисковых, исследовательских и практических задач).

4. Технология игрового обучения (представляет собой особую организацию образовательной деятельности и решение образовательных задач с использованием собственной активности ребенка).

5. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

6. Личностно - ориентированные технологии.

Рассмотрим наиболее подробно вышеуказанные технологии в аспекте их применения в работе с детьми раннего возраста.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий имеет ряд преимуществ перед традиционными средствами обучения. Использование в образовательном процессе электронных устройств (телевизоров с DVD-приставками, компьютеров, мультимедийных проекторов и т.д.) дает возможность разнообразить способы представления необходимой информации детям (анимированные слайды, видеоролики, звуковое сопровождение и т.п.), что, в свою очередь, способствует привлечению внимания детей, формированию мотивации к обучению и росту познавательной активности [2, С. 35].

Разнообразные ресурсы ИКТ помогают обеспечить и наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, а также формированию наглядно-образного мышления, что особенно важно для детей раннего возраста. Слайд-шоу и видеоролики позволяют показать природные явления, птиц, животных, организовать наблюдение за которыми непросто: например, распускающийся подснежник или одуванчик, скворца, сидящего рядом со скворечником, журчащий ручеек и т.д. Простые презентации, созданные в приложении Microsoft Office Power Point, заменяют привычный дидактический материал, выполняя демонстрационную. Их можно использовать вместо разнообразных и многочисленных дидактических пособий и картинок, используемых в образовательной деятельности. Интерактивные презентации, подготовленные педагогом, с использованием видеороликов, спецэффектов, в отличие от стандартных( привычных) картинок, более привлекательны для детей и в свою очередь проводимое занятие с использованием ИКТ становится более увлекательным и продуктивным.

Наиболее важную информацию на слайде можно выделить с помощью анимации. Движение какой-либо картинки поможет создать эффект волшебства, сказки и привлечёт внимание ребёнка, и он обязательно увидит и запомнит предложенную информацию. Таким образом, все специально разработанные материалы педагога представленные в новом виде, будут услышаны и увидены. Кроме этого, использование ИКТ открывает новые возможности для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Технология проблемного обучения помогает развить в ребенке самостоятельность, любознательность, активность, творческие способности. Ребенок раннего возраста активно познает и исследует окружающий его мир. Он задает взрослым огромное множество вопросов, ищет на них ответы, пытаясь построить свою картину внешнего мира. В игре ребенок непроизвольно экспериментирует, пытается выстроить для себя причинно-следственные связи . Проявляя свою любознательность и познавательную активность, ребенок сам может увидеть, что какие-то предметы тонут, а какие-то - плавают, что воздушный шарик летает и опускается вниз медленно, а брошенная машинка падает на пол быстро. У ребенка раннего возраста возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. И задача педагога использовать и развивать в образовательном процессе эту особенность, искусственно создавать интересные для ребенка проблемные ситуации и вместе искать ответы на многочисленные «почему», «зачем» и «как». Ведь именно знания, приобретенные и усвоенные таким образом, представляют особенную ценность.

В работе с детьми раннего возраста актуальным является применение технологии проектного обучения. Цель проектного обучения: совместный поиск вопросов, проблем и работа над поиском их решения, то есть ребенок задает вопрос и в результате совместной со взрослым деятельности находит на него ответ. При целенаправленном развитии умственных способностей ребенка, важно учить его ставить собственные задачи, а не решать поставленные. При реализации проекта, перед детьми ставятся различные проблемные жизненные ситуации, при решении которых, ребенок действует интуитивно, с помощью уже сформированных привычек и умений, через использование новых знаний, способов деятельности, которые нужно найти самостоятельно, чтобы решить поставленную практической задачу. «Было бы чудесно - писала Мария Монтессори, - если бы всякое знание входило в нас таким естественным путем, не требующим больших усилий, чем те, которые мы тратим, чтобы дышать и есть». Современное общество ставит перед образованием (в том числе и дошкольным) воспитание самостоятельных, оригинально мыслящих, творческих, умеющих принимать смелые не всегда стандартные решения детей (людей). Вышеперечисленные качества в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи планирования и проведения системы разнообразных игр, занятий и творческих мероприятий, объединенных между собой и включенных в проект. Ведь воспитывая, обучая и развивая ребенка гораздо важнее научить его ставить собственные задачи и искать пути решения этой задачи, а не икать ответы на вопросы, которые ребенку могут быть совсем не интересны. В раннем возрасте дети - «почемучки», которые интересуются буквально всем, все пытаются попробовать «на зуб», что очень удобно использовать в разработке краткосрочных проектов в работе с детьми раннего возраста. В процессе реализации проектов дети осваивают как общепринятые, так и нестандартные способы положительного коммуникативного взаимодействия со сверстниками[4, С.92 ]. Педагоги реализуют деятельность направленную на общение и взаимодействие детей друг с другом, организуют простые совместные игры, эмоциональные контакты, сближающие детей. Дети учатся видеть результат совместной и индивидуальной деятельности, радуются ему. Кроме того, при организации итоговых праздников, развлечений, вечеров досуга, кукольных спектаклей, вовлечение родителей совместную с детьми проектную деятельность способствуют эстетическому развитию.

Технология игрового обучения представляет собой группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме игр. Целью игровой технологии является развитие личности ребенка и его способностей. Через правильно организованную игру педагог может решить любую образовательную задачу. Игры учат ребенка наблюдать, замечать отдельные признаки предметов и явлений, сравнивать, формируют умение общаться со сверстниками. В игре также происходит развитие интеллектуальных, личностных качеств и психических процессов. Использование игры в качестве средства развития и воспитания дает ребенку возможность быть заинтересованным и активным участником образовательного процесса, а не механически выполнять то, что скажет педагог. Ведь в раннем детстве ребёнок именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, может полностью проявить свои желания и эмоции. В процессе организации игры возможно вовлечение каждого ребенка в активную работу, в отличие от пассивного слушания и чтения [1, С. 39].

В процессе игры даже ребёнок с пассивной познавательной позицией будет активным участником. В игре, в отличие от других форм образовательной деятельности, ребенок не боится ошибиться, сделать что-то не так. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.

Здоровьесберегающие технологии также должны активно применяться в работе с детьми раннего возраста. Т.В.Хацкевич отмечает: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении». Применяя в своей практике здоровьесберегающие технологии, необходимо помнить о поставленных задачах суть которых заключается в достижении положительного результата в укреплении здоровья детей, в сохранении физического и психического здоровья детей, в создании обстановки доброжелательности и оптимальных условий для развития детей раннего возраста. Здоровьесберегающие технологии представляют собой целую систему воспитательных, коррекционных, профилактических и оздоровительных мероприятий: соблюдение требований СанПиНа, режима дня, организация рационального питания, оптимизация двигательного режима, физкультурные занятия и досуги, комплексы закаливающих мероприятий, формирование основ здорового образа жизни. Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, частей ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Особое внимание следует обращать на значимость для организма зарядки, приёма пищи, прогулки, сна и других режимных моментов. Нужно на доступном уровне формировать представление о том, что полезно и что вредно для организма. Обучение по данным направлениям должно проводиться и на занятиях (по ознакомлению с окружающим, с художественной литературой), и во время режимных моментов в различной форме (ситуативные беседы, игры-имитации). Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Именно поэтому необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Во время проведения режимных моментов, подвижных игр, физкультурных занятий, организации самостоятельной деятельности на прогулке и в группе важно обращать внимание детей на их безопасность. В процесе формирования навыков безопасного поведения, малышам, помогут игры: «Можно -нельзя», «Мишка по лесу шёл и грибок нашёл...» (съедобное - несъедобное), чтение сказок и стихотворений , а также рассматривание картинок. Во время непосредственной образовательной деятельности необходимо обязательно проводить динамические паузы, пальчиковые гимнастики, «минуты тишины». Регулярное и систематичное использование различных приемов здоровьесберегающих технологий в итоге поможет сформировать у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

Личностно-ориентированные технологии - система приемов и методов, учитывающих индивидуальные особенности развития каждого ребенка и рассматривающих ребенка как полноправного и активного участника воспитательно-образовательного процесса. Цель данной технологии заключается в максимальном развитии (а не формировании заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него жизненного опыта [3, С. 15].

Использование личностно-ориентированных технологий подразумевает обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности каждого ребёнка, развитие межличностных уважительных отношений «ребенок - ребенок» и «ребенок - взрослый», а также индивидуальный подход к воспитанникам. Формирование активной личности, развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и интересов должно реализовываться во всех направлениях образовательной деятельности: это организация и развивающей предметно-пространственной среды, и подвижных игр, и непосредственной образовательной деятельности.

Выводы. Таким образом, личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка раннего возраста, максимально развивают индивидуальные познавательные способности ребенка раннего возраста на основе имеющегося у него жизненного опыта.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для повышения качества образования и обеспечения полноценного и всестороннего развития ребенка в педагогическую практику работы с детьми раннего возраста требуется внедрение инновационных технологий. Применение инновационных педагогических технологий помогает сделать образовательно-воспитательный процесс эффективным, личностно-ориентированным. Ведь в процессе воспитания и развития ребенка важно не только то, ЧЕМУ научить, но и то, КАК это сделать.

Литература:

1. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества / Т. Х. Дебердеева // Инновации в образовании. - 2005. - № 3. - с. 79.

2. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология: Монография [текст] / В.В. Сериков - Волгоград: Перемена. 2004. - 152 с.

3. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2007. - 456 с.

4. Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Харисова И.Г. Технологии педагогической деятельности. Часть I. Образовательные технологии: учебное пособие / под общ. ред. А.П.Чернявской, Л.В.Байбородовой. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. — 311 с.

Педагогика

УДК: 378.1

заместитель начальника Санкт-Петербургского университета

МВД России по работе с личным составом Трипутин Сергей Николаевич

Санкт-Петербургский университет министерства внутренних

дел Российской Федерации (г. Санкт-Петербург);

начальник кафедры педагогики и психологии,

кандидат психологических наук, доцент Душкин Антон Сергеевич

Санкт-Петербургский университет министерства внутренних

дел Российской Федерации (г. Санкт-Петербург);

доцент кафедры педагогики и психологии,

кандидат исторических наук, доцент Гурьев Михаил Евгеньевич

Санкт-Петербургский университет министерства внутренних дел Российской Федерации (г. Санкт-Петербург)

ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ

Аннотация. Предлагаемый материал статьи содержит анализ основных инновационных методов активного обучения в образовательных организациях высшего образования МВД России, показана роль и значение основных активных методов, используемых в педагогическом процессе, таких как: игрового метода; проблемного метода; метода программированного обучения; эвристического метода; компьютерного метода. Также данная статья содержит основные приемы и способы использования активных методов обучения в процессе организации педагогического процесса в образовательных организациях высшего образования МВД России.

Ключевые слова: активные методы; метод дидактических игр; деловая игра; проблемный метод; метод программированного обучения; метод эвристического обучения; мозговой «штурм»; синектический метод.

Annotation. The article analyzes the main innovative methods of active learning in educational institutions of higher education of the Ministry of internal Affairs of Russia, shows the role and importance of the main active methods used in the pedagogical process, such as: game method; problem method; method of programmed learning; heuristic method; computer method. Also, this article contains the basic techniques and methods of using active teaching methods in the process of organizing the pedagogical process in educational institutions of higher education of the Ministry of internal Affairs of Russia.

Keywords: active methods; the method of didactic games; business game; problem method; the method of the programmed training; a method of heuristic learning; brain "storming"; a synectic method.

Введение. Современные технологии и инновации процесса подготовки специалистов в образовательных организациях высшего образования МВД России призваны соответствовать новым требованиям к результатам подготовки выпускников, в соответствии с новыми образовательными стандартами, которые сориентированы на глубокое усвоение обучающимися профессиональных компетенций. Владение выпускниками-специалистами профессиональными компетенциями позволит им сократить время вхождения в должность и применить на практике приобретенные знания, навыки и умения в практической деятельности. Все это предполагает активное внедрение и применение новых педагогических форм, методов и технологий в учебный процесс образовательных организаций высшего образования МВД России.

Формулировка цели статьи. Целями данной статьи являются:

- дидактический анализ принципиально значимых методов активного обучения, в образовательных организациях высшего образования МВД России;

- теоретическое обоснование условий внедрения современных инновационных методов обучения специалистов, в образовательный процесс подготовки специалистов для МВД России.

Изложение основного материала статьи. В педагогическом процессе все большую значимость приобретают методы обучения, которые по своему содержанию и способам применения невозможны без высокого уровня внешней и внутренней активности обучающихся. Наиболее значимыми активными методами обучения являются: игровой, проблемный, программированный, компьютерный, эвристический.

Самым распространенным видом дидактических игр, является деловая игра. Методика ее проведения заключается в следующем: необходимо обеспечить воздействие на психику обучающихся таким образом, чтобы моделировались и тщательно анализировались все отношения, возникающие перед ними в процессе их учебной деятельности.

В процессе проведения деловой игры происходит наложение на формирующиеся компетенции и формируемые качества будущей профессиональной деятельности, аспектов социальных отношений.

В ходе проведения деловой игры, кроме общепедагогических принципов, реализуются и многие частные дидактические принципы, такие как: воссоздание (имитация) реальной ситуации; работа в команде; игровое воссоздание реалий будущей деятельности; разноплановость в процессе игры; дидактическое управление.

Деловая игра, как активная форма обучения, обладает следующими потенциальными возможностями копетентностного развития будущих специалистов для МВД России: позволяет систематизировать усвоенный материал в виде модели имитации; формирует функциональную структуру слагаемых будущей профессиональной деятельности; возбуждает желание у обучающихся в получении знаний будущей профессиональной деятельности; соединяет в единое целое воспитательную и обучающую составляющие единого педагогического процесса; переводит процесс интеллектуального развития обучающихся из разряда управляемого со стороны преподавателей в разряд заинтересованного саморазвития и самосовершенствования.

Методическим обеспечением деловой игры является игровая модель. Техническое обеспечение игры: игровые цели; комплект ролей и функций игроков, сценарий игры; правила игры; анализ процессов, протекающих в ходе решения учебной проблемы; дидактические цели; предмет игры; модель взаимодействия; система оценивания; имитационная модель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.