Соломенникова О.А.
кандидат педагогических наук, доцент заведующая кафедрой дошкольного образования Академия социального управления
Москва, Россия
К вопросу об использовании педагогических технологий в профессиональной деятельности воспитателя ДОУ
Аннотация: Особенности современной социально-образовательной ситуации предъявляют новые требования к педагогическим кадрам. Умения педагогов использовать современные педагогические технологии является одним из важных условий их профессионального совершенствования. В статье рассматриваются различные подходы к понятиям «технология», «методика» и «система».
На основе анализа литературы выделены критерии технологичности: концептуальность, системность, управляемость эффективность и воспроизводимость. Определена структура образовательной технологии, которая включает концептуальную основу, содержательный компонент обучения, процессуальную часть - технологический процесс.
Представлены педагогические технологии, которые могут быть использованы в работе с детьми дошкольного возраста.
В динамике современных образовательных процессов все более осознается значение профессиональной деятельности педагогических кадров.
Различные аспекты профессиональной деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений отражены в трудах ученых В. И. Логиновой, Е. А. Панько, Л. Г. Семушиной, Е. В. Красной, Н. В. Шуровой, Т. С. Комаровой, а также Р. С. Буре, Е. А. Гребенщиковой, Д. Ф. Николенко, Н.В.Микляевой, Ю.В.Микляевой и других.
Е.А.Панько, известный специалист детской психологии, пишет: «Воспитатель - значимый для ребенка человек в детском саду, он входит в его микросреду. Дошкольник стремиться во всем подражать педагогу: его внешнему виду, манере разговора с окружающими, его отношениям с людьми, его поведению в целом. Важно, чтобы ребенок видел перед собой достойный образец для подражания» [8, с. 20].
Особенности современной социально-образовательной ситуации предъявляют новые требования к педагогическим кадрам. «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2011 №448н) содержит необходимые требования к тому, что должен знать воспитатель дошкольного образования и какие требования, предъявляются к его квалификации.
Исследуя проблему профессионального развития воспитателя дошкольного образования, мы рассматривает умения педагогов использовать современные педагогические технологии как одно из важных условий их профессионального совершенствования.
Вместе с тем, мы считаем, что без теоретического обоснования данной проблемы педагогам-практикам сложно разобраться в данном вопросе.
Термин «педагогическая технология» в последние годы широко используется в педагогической литературе (В.П.Беспалько, М.В.Кларин, Н.Е.Щуркова, Г.К.Селевко и др.). Однако теория и практика педагогических технологий еще только разрабатываются и являются в педагогике новым объектом изучения. Поэтому в литературе имеется множество противоположных мнений по вопросу о сущности педагогических технологий.
В словаре русского языка С.И. Ожигова технология определяется как «совокупность процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства». Технология (от греческого techne -искусство, мастерство, умение; logos - слово, учение) совокупность методов, осуществляемых в каком-либо процессе. Отсюда педагогическая технология -совокупность правил и соответствующих им педагогических приемов и способов воздействия на развитие, обучение и воспитание школьника [2, с. 7].
В.А. Сластенин считает, что «педагогическая технология - строго научное прогнозирование (проектирование) и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов».
Кларин М.В. определяет педагогические технологии как направление в педагогике, которое ставит целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения; это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов [7].
В современном понимании педагогическая технология трактуется как компонент педагогического мастерства, способ осмысления технологичности педагогической деятельности, связанной с искусством воздействия на личность ребенка. Н.Е. Щуркова подчеркивает, что современная педагогическая технология представляет собой научно обоснованный профессиональный выбор операционного воздействия педагога на ребенка в контексте его взаимодействия с миром в целях воспитания отношений, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму. Основное назначение педагогического воздействия заключается в переводе ребенка на позицию субъекта [4, с. 230].
Каковы же критерии технологичности педагогического процесса? Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Любая образовательная технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности:
концептуальности, системности, управляемости, эффективности, воспроизводимости. Концептуальность образовательной технологии предполагает, что каждой образовательной технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность означает то, что образовательная технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью.
Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, а также непременно должны гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Перечисленные критерии технологичности определяют структуру образовательной технологии, которая включает концептуальную основу, содержательный компонент обучения, процессуальную часть -технологический процесс.
Концептуальная часть образовательной технологии - это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
Содержательную часть технологии составляют цели - общие и конкретные, а также содержание учебного материалы.
Процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов:
• организация учебного процесса;
• методы и формы учебной деятельности детей;
• методы и формы работы педагога;
• деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала;
• диагностика обучающего процесса.
Только в том случае, когда существуют (разработаны) все компоненты, описанные выше, можно утверждать, что рассматриваемая система является образовательной технологией.
Признаком технологичности образовательного процесса являются: детальное описание образовательных цепей; поэтапное описание (проектирование) способов достижения заданных результатов - цепей; системное применение психолого-педагогических и технических средств представления, восприятия, переработки учебной и социокультурной информации; системное
использование обратной связи с целью корректировки и оценки эффективности образовательного процесса; гарантированность достигаемых результатов; воспроизводимость процесса вне зависимости от мастерства педагога; оптимальность затрачиваемых ресурсов и усилий [3].
Существуют различные классификации педагогических технологий. Наиболее полно, на наш взгляд, представлена классификация педагогических технологий, предложенная Г.К.Селевко, где в основу объединения положены наиболее существенные стороны и признаки: 1)уровень применения; 2)философская основа; 3)методологический подход; 4)ведущий фактор развития личности; 5) научная концепция; 6) ориентация на личностные сферы и структуры индивида; 7)характер содержания и структуры; 8)основной вид социально-педагогической деятельности; 9)тип управления учебно-воспитательным процессом; 10) преобладающие методы и способы; 11) организационные формы; 12) средства обучения; 13) подход к ребенку и ориентация педагогического взаимодействия; 14)направления модернизации; 15) категория педагогических объектов.
По мнению автора, предложенная классификация не является исчерпывающей и в любой момент может быть дополнена.
В современных условиях использование педагогических технологий становится неотъемлемой частью воспитательно-образовательной работы как с детьми, так и со взрослыми. Система дошкольного образования, не является исключением.
В современной дошкольной педагогике термин «педагогическая технология рассматривается как компонент педагогической системы, способ конструирования воспитателем педагогического процесса с помощью системы средств и методов воспитания и обучения дошкольников в специально созданных для этого дидактических условиях детского сада в целях решения задач дошкольного образования (М.В.Крулехт).
Как отмечает М.В.Крулехт, важно, чтобы педагогическая технология была адекватна педагогической системе, без этого условия, цели педагогической системы и ее образовательная программа не могут быть реализованы.
При планировании учебно-воспитательной деятельности педагоги дошкольных учреждений России указывают на использование в практике работы с детьми различных педагогических технологий.
Однако тщательный анализ научно-методической литературы позволил сделать вывод о том, что отсутствие единых теоретических подходов к понятийному аппарату в дошкольном образовании и подмена понятий: «педагогическая система», «методика» и «технология» не позволяют педагогам дошкольного образования точно определить и назвать педагогические технологии, используемые в работе с детьми дошкольного возраста.
«Система педагогическая - множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе. Цель образования, будучи выражением заказа общества и интерпретированная в педагогических терминах, выступают в роли системообразующего фактора, а не элемента
педагогической системы, т.е. внешней силы по отношению к ней», - писал В.А.Сластенин.
Понятие системы чаще применяется для описания статической, структурной картины, в то время, как технология акцентирует прежде всего функционирование, процессы изменения во времени, происходящие с субъектами и объектами деятельности, предполагает достижения планируемых результатов.
В педагогической практике и учебно-методической литературе термин педагогическая система часто употребляется как синоним понятия педагогическая технология.
Дошкольное образование не является исключением и в нем также использовались и используются педагогические (методические) системы, разработанные для детей дошкольного возраста. В качестве примера можно назвать, такие системы: система общественного дошкольного воспитания Ф.Фребеля; система общественного воспитания детей дошкольного возраста Н.К.Крупской; гуманистическая система Я.А.Коменского; система умственного воспитания детей К.Д. Ушинского; система формирования детского коллектива А.С.Макаренко; система обучения детей дошкольного возраста - А.П.Усовой; система воспитания детей раннего возраста Н.М.Аксариной; система морально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста - В.А.Сухомлинского; система свободного воспитания К.Н.Вентцеля, система свободного воспитания М.Монтессори; система свободного воспитания Р.Штейнера; система свободного воспитания Л.Н.Толстого; система гуманно-личностного воспитания Ш.А.Амонашвили; система развития творческих способностей дошкольников - ТРИЗ и РТВ (А.М. Страунинг); система социо-игровых подходов в педагогике (Е.Е.Шулешко); система эстетического воспитания детей - Комаровой Т.С.; систему Крыловой Н.М. - Системно-структурный и деятельностный подход к детям дошкольного возраста.
В традиционной системе дошкольного образования на протяжении длительного времени использовался термин «методика обучения». И по сей день многие специалисты просто подменяют понятие «методика обучения» на «технологию обучения» (по мнению многих авторов, данный подход не является научным).
Методика в образовании — описание конкретных приёмов, способов педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах; «собирание правил воспитательной деятельности».
Традиционно в системе дошкольного образования использовались различные методики. Например, методика изобразительной деятельности (Сакулиной Н.П., Комаровой Т.С., Халезовой Н.Б., Дороновой Т.Н. и др.); методика физического воспитания (Кенеман А.В., Д.В.Хухлаевой, Т.И.Осокиной, Степаненковой Э.Я. и др.); методика развития речи (Ф.А. Сохина, Гербовой В.В., Ушаковой О.А. и др.); методика формирования элементарных математических представлений (Леушиной А.М., Метлина А.С.,
Новиковой В.П. и др.); методика ознакомления с природой (С.А.Веретенниковой, Э.И.Залкинд, Н.Н.Кондратьевой, П.Г.Саморуковой и др.); методика экологического воспитания (Николаевой С.Н., Рыжовой Н.А., Забзеевой В.А., Соломенниковой О.А. и др.); методика музыкального воспитания (Метлова Н.А., Ветлугиной Н.А., Радыновой О.П., Новиковой Г.П.) и другие.
Вопрос о педагогических технологиях дошкольного образования на современном этапе является дискуссионным.
В словаре «Дошкольное образование. Словарь терминов» читаем «технология педагогическая - научно обоснованная система и апробированная на практике упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих прогнозируемый и диагностируемый результат в изменяющихся условиях образовательного процесса. Основные образовательные технологии: адаптивные, развивающие, личностно-ориентированные, диалоговые, модульные, контекстные, информационные, уровневой дифференциации обучения, группового воздействия, суггестологии, мультимедиатехнологии, игротехники, технологии педагогического общения, диагностики, прогнозирования, саморазвития, коррекции [5, с. 326].
На сегодняшний день недостаточно изучены теоретические аспекты использования педагогических технологий в системе дошкольного образования. И в связи с этим, у педагогов-практиков возникают трудности в обосновании и использовании педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Мы разделяем точку зрения ученых, которые рассматривают педагогическую (образовательную) технологию как систему функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенную на научной основе, запрограммированную во времени и в пространстве и приводящую к намеченным результатам. Технологией может являться только то, что поддается точному описанию и алгоритмизации.
Анализ литературы позволил нам выделить наиболее распространенные педагогические технологии, используемые в работе с детьми дошкольного возраста: здоровьесберегающие технологии; технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми; игровые технологии; технологии проектной деятельности; информационно-коммуникативные технологии.
Большинство педагогических технологий являются взаимопроникающими и дополняющими друг друга, поэтому классификационные виды педагогических технологий не всегда существуют в чистом виде.
Попытаемся разобраться в данных понятиях.
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только
сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Условно здоровьесберегающие технологии можно разделить на три группы:
• медико-профилактические технологии;
• физкультурно-оздоровительные технологии;
• технологии эмоционального (психологического) благополучия.
Федорцева М.В. и Щелкунова Т.В., опираясь на исследования ведущих
ученых, выделяют следующие компоненты здоровьесберегающей деятельности: проектировочный, организационный, рефлективный. Мы считаем, что данные компоненты могут быть взяты за основу здоровьесберегающих технологий.
Проектировочный компонент:
На первом этапе педагог:
• собирает и уточняет информацию о состоянии здоровья детей;
• анализирует результаты собственной здоровьесберегающей деятельности на предыдущем занятии;
• определяет здоровьесберегающие цели и задачи;
• учитывает здоровьесберегающие требования к организации занятий;
• определяет продолжительность и последовательность основных этапов занятия, методы и средства, прогнозирует возможность их варьирования в зависимости от состояния детей в течение занятия;
• прогнозирует итог здоровьсберегающей деятельности на занятии.
Организационный компонент представляет собой непосредственный
действия по реализации проекта и корректировку на каждом отдельном этапе в зависимости от состояния детей.
Для эффективного осуществления данного компонента педагогу необходимо:
• обеспечить необходимые санитарно-гигиенические условия обучения;
• проводить занятия таким образом, чтобы учебная нагрузка детей варьировалась в диапазоне 60-80%;
• обеспечивать мотивационную деятельность детей;
• создать эмоциональный комфорт и психологическую безопасность;
• организовать постоянно чередующие виды деятельности при оптимальной продолжительности возрастной группы детей;
• использовать на занятии не менее 3-х методов обучения при оптимальной продолжительности с учетом возраста воспитанников;
• применять технические средства обучения в соответствии с требованиями СанПиНа;
• отслеживать состояние (в том числе умственной работоспособности детей);
• оперативно корректировать план занятия в зависимости от состояния детей;
• организовывать в течение занятия эмоциональные разрядки;
• способствовать чередованию позы детей в соответствии с видом выполняемой ими работы, осуществлять постоянный контроль за их позой;
• организовать проведение 1-2 физкультминуток, которые комплектуются из упражнений для отдельных органов, систем и всего организма с учетом их напряжения в процессе деятельности;
• следить за тем, чтобы во время занятия не наступало утомление у детей;
• своевременно заканчивать занятие.
Рефлексивный компонент включает совокупность умений анализировать и адекватно оценивать свои действия по созданию здоровьясберегающих условий обучения.
В процессе реализации данного компонента педагог должен уметь:
• анализировать реализацию здоровьясберегающих целей и задач занятия;
• выявлять адекватность выбора методов и средств здоровьесберегающих целей и задач занятия;
• оценивать собственные действия и поведение на занятиях со здоровьесберегающих позиций;
• выявлять степень нивелирования негативных последствий учебного расписания;
• конкретизировать пути совершенствования своего педагогического мастерства в аспекте сохранения здоровья детей [10, с. 51-53].
Любая педагогическая технология, используемая с детьми в дошкольном образовательном учреждении должна быть здоровьесберегающей. Это положение сформулировано в законе РФ «Об образовании», 51 статья которого начинается с утверждения: «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников».
Технология личностно-ориентированного взаимодействия с детьми - это система мер, включающая этапы, цели взаимодействия с детьми, педагогические и коммуникативные задачи, методы и средства взаимодействия, мотивы деятельности, профессионально-педагогические умения и навыки.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования детей к познавательной деятельности.
Рассматривая вопросы внедрения игровых технологий в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения, мы разделяем точку зрения профессора Белошистой А.В., которая в своих работах пишет о том, что распространенной ошибкой большинства педагогов является то, что они полагают, что «игровые технологии» - это использование разного вида игр (сюжетно-ролевых, дидактических, строительных и др..) в учебном процессе. Автор указывает, что с точки зрения «технологии» это совершенно неверно.
Игровые технологии, безусловно, должны быть использованы в работе с детьми дошкольного возраста. Необходима лишь пошаговая инструкция применения системы игровых заданий и игр при обучении детей, в результате которой будет получен гарантированный уровень обученности ребенка тому или иному предметному содержанию.
Организация проектной деятельности с детьми дошкольного возраста требует от педагога не только практических умений, но и прежде всего теоретического понимания данной проблемы.
Исследования Е.Евдокимовой позволили выделить три этапа в развитии проектной деятельности детей дошкольного возраста.
Первый этап автор обозначает как подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми трех с половиной - пяти лет.
Педагогу необходимо помнить, что дети участвуют в проекте и выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему.
Второй этап - развивающий, он характерен для детей пяти-шести лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. На втором этапе, взрослому, следует подводить ребенка к умению самостоятельно находить проблему и выбирать необходимые средства для достижения результата деятельности.
Третий этап - творческий, он характерен для детей шести-семи лет. Взрослому на данном этапе очень важно поддерживать творческую активность ребенка, создать условия для самостоятельного проявления детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее.
Современные информационные и компьютерные технологии (ИКТ) дают возможность использовать в процессе обучения мультимедийные средства.
Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить на технологии, в которых используются мультимедийные презентации; технологии, в которых используются информационно-обучающие компьютерные программы, и технологии, в которых используются тестирующие программы.
Мультимедийная презентация - это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов.
Информационно-обучающие программы для дошкольников позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем.
Тестирующие программы могут быть использованы для психолого-педагогической оценки развития детей дошкольного возраста.
Использование преимущественно мультипликации, звука, графики позволяет ребенку наглядно представить материал, который в повседневной жизни невозможно показать с помощью других средств.
Современные педагогические технологии, используемые в работе с детьми дошкольного возраста, призваны помочь повышению профессионального мастерства педагогов дошкольных учреждений.
На основе проведенного анализа, с учетом требований к организации и структуре педагогических технологий, на основе авторских представлений, в качестве педагогических технологий работе с детьми дошкольного возраста можно выделить такие авторские технологии: игровые технологии физического воспитания спортивных игр (Волошиной Л.Н.); игровые технологии (Солнцевой О.В.); технология гармонизации детско-родительских отношений (Прищепы С.С.); технология системно-структурного и деятельностного подхода к детям дошкольного возраста (Крыловой Н.М.); технология социально-экологического развития личности ребенка-дошкольника (Гончаровой Е.В.); технология развития детской одаренности (Савенкова А.И.), технологии проектирования экологического воспитания (И.В.Цветковой, Н.А.Рыжовой) и другие.
С 2009 года разработаны примерные программы дошкольного образования, соответствующие Федеральным государственным требованиям - «От рождения до школы» (под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.), «Истоки» (под ред. Л.А.Паромоновой), «Детство» (под ред. Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А.Михайловой), «Успех» (под ред. А.Г.Асмолова), «Счастливый ребенок» (под ред. Козловой С.А.), «Мир открытий» (под ред. Петерсон Л.Г., Лыковой И.А., Бурениной А.И., Высюковой Н.Е.). Каждый авторский коллектив предлагает свои технологии реализации данных образовательных программ.
На наш взгляд, необходимо научить педагогов-практиков использовать в своей работе технологии, разработанные известными учеными. И только высококвалифицированные педагоги-практики могут использовать в работе с детьми дошкольного возраста свои авторские технологии. Обязательным условием при этом является то, что технология должна содержать все необходимые компоненты, о которых говорилось выше.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Как и любая технология, педагогическая технология дошкольного образования представляет собой процесс качественного изменения воздействия на обучаемого.
Список литературы:
1. Белошистая А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста// Педагогические технологии. 2010. №2. С. - 3-8.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М., 1989. 192 с.
3. Борисова Н.В. Образовательные технологии как субъект педагогического выбора. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 146 с.
4. Гончарова Е.В. Социально-экономическое развитие личности ребенка в условиях гуманистического дошкольного образования: Монография. М.: МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2004. 333 с.
5. Дошкольное образование. Словарь терминов/(сост. Виноградова Н.А. и др). М.: Айрис-пресс, 2005. 400 с.
6. Иорданка Димчева Факирска. Изменение форм или разумное
использование современных образовательных технологий в детском саду // Современный детский сад. 2011. №1 С. 47-55.
7. Кларин М.В. Развитие «педагогической технологии» и проблемы теории обучения// Советская педагогика. 1984. №4 С. 117.
8. Панько Е.А. Воспитатель дошкольного учреждения: Психология: пособие для педагогов дошк. учреждений: 2-изд. /Е.А.Панько. Мн.: Зорны верасень, 2006. 264 с.
9. Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 144 стр.
10. Федорцева М.Б. Здоровьесберегающая деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения: учебно-методическое пособие/М.Б.Федорцева, Т.В.Щелкунова. Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2009. 116 с.
11. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. 80 с.