Научная статья на тему 'Подготовка педагогов к использованию технологий дошкольного образования'

Подготовка педагогов к использованию технологий дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
977
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PREPARING TEACHERS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY / МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ / MODEL OF TEACHERS' TRAINING / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / PRACTICE-ORIENTED EDUCATION / EARLY CHILDHOOD EDUCATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриев Ю. А., Рудой О. Ф.

Статья посвящена обеспечению технологической подготовки педагога дошкольного образования. Исследованы сущность, содержание, структура и перспективные инновационные направления формирования готовности педагогов к освоению и успешной реализации современных технологий дошкольного образования в новых социально-экономических условиях. Раскрыты организационно-педагогические условия оптимизации соответствующей подготовки педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARING TEACHERS FOR USING PRE-SCHOOL EDUCATION TECHNOLOGY

The article touches upon the problem of providing technological training of teachers of preschool education. The essence, content and future direction of the formation of innovative tendency of readiness of teachers for the development and successful implementation of modern technologies of pre-school education in the new socioeconomic conditions have been investigated. The organizational and pedagogical conditions of optimization of the appropriate training of teachers have been revealed.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогов к использованию технологий дошкольного образования»

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

PREPARING TEACHERS FOR USING PRE-SCHOOL EDUCATION TECHNOLOGY

Ю. А. Дмитриев, О. Ф. Рудой

Статья посвящена обеспечению технологической подготовки педагога дошкольного образования. Исследованы сущность, содержание, структура и перспективные инновационные направления формирования готовности педагогов к освоению и успешной реализации современных технологий дошкольного образования в новых социально-экономических условиях. Раскрыты организационно-педагогические условия оптимизации соответствующей подготовки педагогов.

Ключевые слова: технологии дошкольного образования, педагогические технологии, подготовка педагогов к профессиональной деятельности, модель подготовки педагогов, практико-ориентированное обучение.

Модернизация отечественной системы образования направлена на повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников педагогических учебных заведений на рынке труда, обеспечение преемственности на всех уровнях профессионального образования, углубление его фундаментальности и усиление практической направленности как основного, так и дополнительного профессионального образования.

Анализ рынка труда, позиции работодателей и заказчика показывают, что на сегодняшний день остро стоит вопрос насыщения рынка труда такими специалистами, как воспитатель и педагог дополнительного образования, а также проблема приведения профессиональной деятельности педагогов в соответствие с возросшими требованиями к качеству и разнообразию образовательных услуг со стороны родителей и самих детей. Все более актуальной становится задача учета запросов детей с особыми образовательными потребностями, необходимость выстраивания для них индивидуальной образовательной траектории. В связи с этим большое значение приобретает готовность педагогов дошкольного образования как к групповому, так и к индивидуализированному применению современных технологий дошкольного образования.

Важным признаком технологичности образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС нового поколения является реализация все возрастающего социального заказа общества к образованию, однако современные средства и новые технологии дошкольного образования появляются на потребительском рынке гораздо быстрее, чем возможно обновление образовательных стандартов. Использование инновационных методов, способов и средств обучения, воспи-

Yu. A. Dmitriev, O. F. Rudoy

The article touches upon the problem of providing technological training of teachers of preschool education. The essence, content and future direction of the formation of innovative tendency of readiness of teachers for the development and successful implementation of modern technologies of pre-school education in the new socioeconomic conditions have been investigated. The organizational and pedagogical conditions of optimization of the appropriate training of teachers have been revealed.

Keywords: early childhood education technology, educational technology, preparing teachers for professional activity, model of teachers' training, practice-oriented education.

тания и развития детей дошкольного возраста и организация дополнительного профессионального образования, реализующего программы, основанные на эффективных технологиях, является одним из стратегических направлений повышения качества профессионального образования обучающихся и работающих педагогов.

Проблемам подготовки специалистов дошкольного образования к профессиональной деятельности посвящены работы Л. М. Волобуевой, Л. А. Григорович, Т. И. Ерофеевой, М. Б. Зацепиной, М. В. Лазаревой, Г. П. Новиковой, Л. В. Поздняк, В. И. Ядэшко и др., подготовке специалистов для средней профессиональной школы и, в частности, по дошкольной педагогике и психологии - работы Н. А. Мо-ревой, Л. Г. Семушиной и др.

В современных социально-экономических условиях осознается объективная необходимость разработки новых моделей более качественной подготовки педагогических кадров для учреждений дошкольного образования, которые сориентированы на развитие ребенка, поддержание его психического и физического здоровья, формирование мышления, сознания, ценностей, его эффективную и успешную социализацию. Одним из средств совершенствования деятельности воспитателей является использование современных технологий дошкольного образования, включающих достижения психолого-педагогической науки, информационных технологий, инновационные средства обучения, обладающие здоровьесберегающим потенциалом и позволяющие решать не только традиционные, но и креативные задачи по удовлетворению образовательных потребностей детей дошкольного возраста и их родителей.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что нет специальных научных исследований, посвя-

щенных формированию готовности педагогов к использованию современных технологий дошкольного образования: развития детей до года; воспитания и развития детей раннего детства; предшкольного образования; воспитания детей театрально-художественными средствами и средствами физической культуры и спорта; здоровьесберегающих технологий, реабилитации детей с особыми потребностями (с нарушением речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой интеллектуального развития) и т. д.

Все отчетливее осознаются противоречия:

• между значительными потенциальными возможностями современных технологий дошкольного образования, являющихся перспективным направлением повышения качества воспитания и развития детей дошкольного возраста, и недостаточной подготовкой педагогов к освоению и творческому использованию современных технологий дошкольного образования;

• между потребностью педагогов в использовании современных технологий дошкольного образования для развития профессиональной деятельности и недостаточной разработанностью модели формирования готовности педагогов к их реализации.

Под готовностью педагогов к реализации современных технологий дошкольного образования мы понимаем интегративное качество личности, проявляющееся в целенаправленном преобразовании педагогами своей профессиональной деятельности, освоении современных технологий, методов, средств воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста с целью профессионально-личностного развития и обеспечения качественно более высоких результатов дошкольного образования. Это инте-гративное качество личности, являющееся результатом профессионального образования и системообразующим фактором профессиональной деятельности воспитателя.

Очевидной и актуальной научной проблемой является определение педагогических условий, при реализации которых повысится эффективность подготовки педагогов к освоению и использованию современных технологий дошкольного образования. Для решения этой проблемы потребовалось научное обоснование модели процесса формирования готовности будущих и действующих педагогов к реализации современных технологий дошкольного образования. Для апробации модели был разработан и реализован комплекс педагогических технологий, обеспечивающих формирование готовности будущих и действующих педагогов к освоению и реализации современных технологий дошкольного образования. Научно-исследовательская работа проводилась на базе Педагогического колледжа № 6, Педагогического колледжа № 8, Педагогического колледжа № 10 г. Москвы. Базами исследования служили: Дом ребенка № 26 (ВАО г. Москвы), Ясли-сад № 1773 (ЗАО г. Москвы), Детский сад № 2523 «Академия детства».

Для выявления уровня современного состояния готовности будущих и действующих педагогов к реализации современных технологий дошкольного образования проведен констатирующий этап эксперимента. Полученные данные показали:

• наличие проблем в разных видах профессиональной деятельности;

• низкую мотивацию педагогов к совершенствованию своей профессиональной деятельности;

• недостаточную психолого-педагогическую грамотность;

• ограниченную информированность о современных технологиях дошкольного образования и способах их применения.

Проведенное экспериментальное исследование позволило констатировать, что у половины студентов и действующих педагогов дошкольных образовательных учреждений мотивация, связанная с потребностью совершенствовать свою профессиональную деятельность, находится на низком уровне; они не обладают достаточной степенью информированности о современных технологиях дошкольного образования и способах их применения; только десятая часть педагогов имеет высокий уровень готовности. Полученные данные подтверждаются и относительно низкими результатами теоретической и практической готовности педагогов к реализации современных технологий дошкольного образования.

Для повышения уровня соответствующей подготовки педагогов потребовалась разработка и последующая апробация модели формирования готовности педагогов к реализации современных технологий дошкольного образования, которая включает: принципы (усиления практической направленности подготовки педагогов, расширенного доступа к ресурсам, технологического обеспечения); методологические подходы к организации освоения современных технологий дошкольного образования (лич-ностно-развивающее практико-ориентированное обучение, основанное на деятельностном и компетентностном подходах); систему диагностических средств и коррекци-онных мероприятий, мотивационный, содержательный и технологический компоненты (рис. 1).

Реализации модели подготовки педагогов в учебно-воспитательном процессе содействовали обоснованные критерии компонентов готовности педагогов к реализации современных технологий дошкольного образования:

• мотивационная готовность, проявляющаяся в стремлении к углубленному изучению психолого-педагогических дисциплин, умении получать удовольствие от проведения занятий с детьми, потребности осваивать новые технологии дошкольного образования, способности к самообразованию, саморазвитию и самореализации в профессиональной деятельности;

• теоретическая готовность к выполнению профессиональных задач, опирающаяся на высокую успеваемость по психолого-педагогическим дисциплинам, информированность о новых технологиях дошкольного образования, широкий выбор современных программ дополнительного профессионального образования, знания современных технологий дошкольного образования;

• практическая готовность, характеризующаяся умениями гибко применять психолого-педагогические знания в профессиональной деятельности, использовать современ-

Формирование готовности к реализации современных технологий ДО

Мотивационный компонент

(мотивационная готовность):

стремление к углубленному изучению психолого -педагогических дисциплин, умение получать удовольствие от проведения занятий с детьми, желание осваивать новые технологии, готовность к самообразованию и саморазвитию, с пособность к самореализации в профессиональной деятельн ости; самоуважение, самооценка, уверенность в завтрашнем дне и т.д.

■4—►

Содержательный компонент (теоретическая готовность):

высокая успеваемость по

психолого-педагогическим

дисциплинам,

информированн ость о новых технологиях дошкольного образования, появляющихся на рынке труда и в недряющихся в ДОУ, выбор для освоения программ дополнительного профессионального образования, основанных на современных технологиях и методиках дошкольного образования и т .д.

<—►

Технологический компонент (практическая готовность):

умения применять психолого-педагогические знания в профессиональной деятельности, использовать современные технологии для решения стандартных и нестандартных педагогических задач, использовать новое игровое и техническое оборудование для организации занятий с детьми, использовать ИКТ и интернет ресурсы для развития профессиональной деятельности и т.д.

Организационно - педагогические условия

Обновление программ ДПО на основе анализа современных технологий дошкольного образования, востребованных в ДОУ и родителями детей

Комплексное применение педагогических технологий для освоения современных технологий

дошкольного образования

Организация практических занятий студентов и повышении квалификации педагогов ДОУ в специализированных кабинетах-лабораториях

Организация практического обучения и стажировочной деятельности педагогов через специальную организацию занятий с детьми в учебном процессе

Диагностика, контр оль и коррекция

I

Готовность педагогов к реализации современных технологий дошкольного образования

Рис. 1. Модель формирования готовности педагогов к реализации современных технологий дошкольного образования

ные технологии для решения стандартных и нестандартных педагогических задач, использовать новое игровое и техническое оборудование, информационные технологии и интернет-ресурсы для организации занятий с детьми.

Углубление и расширение информационной парадигмы осуществляется за счет изучения современных задач и ознакомления с современными технологиями дошкольного образования, а содержание ФГОС дополняется практико-ориентированной тематикой программ дополнительного профессионального образования: пред-школьное образование; воспитание детей театрально-

художественными средствами и средствами физической культуры и спорта; здоровьесберегающие технологии; реабилитация детей с особыми потребностями (с нарушением речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой интеллектуального развития) и т. д.

Центральным моментом, который определяет направление поиска условий личностно-ориентированного обучения, является требование изменить преимущественно информационную парадигму образования на практико-ориентированную, которая обеспечивает формирование готовности педагогов к профессиональной

деятельности в современных социально-экономических условиях, ориентируя педагогов на восхождение по ступеням познания к диалектике и нелинейному (синергети-ческому) способу мышления и изучению творческой практической деятельности.

Эффективность формирования готовности педагогов к реализации современных технологий дошкольного образования повышается при соблюдении совокупности следующих организационно-педагогических условий:

• обновлении программ дополнительного профессионального образования на основе анализа современных технологий дошкольного образования, востребованных в дошкольных образовательных учреждениях и родителями детей;

• организации освоения современных технологий дошкольного образования на основе комплексного применения педагогических технологий;

• создании специализированных кабинетов-лабораторий, обеспечивающих организацию практических занятий и направленных на формирование умений использовать новое игровое и техническое оборудование, информационно-коммуникационные технологии и интернет-ресурсы для развития профессиональной деятельности;

• организации практического обучения и стажиро-вочной деятельности педагогов через организацию в учебном процессе занятий с детьми, обеспечивающих использование современных технологий для решения стандартных и нестандартных педагогических задач, и реализацию системы диагностических средств и коррекцион-ных мероприятий.

Технологизацию образования мы рассматривали в двух направлениях - внедрение современных технологий дошкольного образования и применение педагогических технологий для подготовки педагогов, направленной на освоение будущими и действующими педагогами этих технологий.

Основные теоретические положения и психолого-педагогические концепции, лежащие в основе технологи-зации образования, обоснованы в работах отечественных ученых: П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, И. И. Ильясова, Л. Н. Ланда, Н. А. Менчинской, М. Я. Микулинской, Л. Ф. Обуховой, З. А. Решетовой и др.

Основы теории и практики применения педагогических технологий освещаются в трудах В. П. Беспалько, В. В. Гузе-ева, О. В. Долженко, В. В. Карпова, М. В. Кларина, Н. Н. Михайловой, В. М. Монахова, Г. К. Селевко, Н. Ф. Талызиной, Ю. К. Черновой, М. А. Чошанова, В. В. Юдина и др.

Педагогические технологии мы рассматриваем как конкретный инструментарий, целью которого является повышение эффективности образовательного процесса, гарантированное достижение обучаемыми запланированных результатов.

Важным критерием технологичности организации учебного процесса является умение будущих педагогов правильно применять академические знания в работе с детьми дошкольного возраста. Достигается это за счет организации учебного процесса с использованием педагоги-

ческих технологий теоретического и практического обучения. Цель практических занятий состоит в формировании у педагогов практических умений, необходимых для освоения современных технологий дошкольного образования. Для проектирования учебного процесса использовались принципы и алгоритм комплексного применения педагогических технологий, разработанный Н. Н. Михайловой.

Комплекс педагогических технологий включает: технологию целеполагания педагогической деятельности, технологию укрупненных дидактических единиц, технологию сжатия информации, интерактивные технологии работы в малых группах, в том числе технологию педагогических мастерских, игровые и тренинговые технологии, технологию проектного обучения, технологию тьютор-ского сопровождения и др.

Реализации программ основного и дополнительного профессионального образования, основанных на современных технологиях дошкольного образования, содействуют разработанные нами организационно-педагогические условия.

1. Обновление программ дополнительного профессионального образования на основе анализа современных технологий дошкольного образования, востребованных в ДОУ и родителями детей.

2. Повышение уровня практической направленности подготовки педагогов и организация освоения современных технологий дошкольного образования на основе комплексного использования педагогических технологий.

При организации учебного процесса особое внимание было уделено проектированию комплексов педагогических технологий для организации теоретических и практических занятий в учебном процессе, для проведения занятий с родителями и детьми дошкольного возраста, подготовки преподавателей, реализующих программы дополнительного профессионального образования, основанных на современных технологиях дошкольного образования.

3. Организация практических занятий будущих педагогов и повышения квалификации педагогов дошкольного образования в специализированных кабинетах-лабораториях, обеспечивающих возможность подготовки будущих педагогов с использованием нового оборудования по современным технологиям дошкольного образования.

Кабинеты-лаборатории, оснащенные современным оборудованием, игрушками и информационными технологиями, мы использовали не только для приобретения и отработки у будущих педагогов умений, входящих в технологический компонент готовности педагогов, но и для организации дополнительного места педагогической практики, где студенты под руководством педагогов отрабатывают умения по применению современного оборудования и технологий дошкольного образования.

4. Обеспечение практического обучения и стажиро-вочной деятельности педагогов через организацию в учебном процессе занятий с детьми дошкольного возраста.

Практические занятия проводятся в специально оборудованных кабинетах для оказания услуг родителям и детям дошкольного возраста, а участие в их проведении

будущих педагогов рассматривается как важный компонент учебного процесса и составляющая формируемой у них готовности к реализации современных технологий дошкольного образования.

Ассистирование студентов преподавателю, проводящему занятие с детьми дошкольного возраста, создает условия для перевода внешних и внутренних умственных действий, отработанных на теоретическом обучении, в практические. Для формирования готовности педагогов организуется их стажировочная деятельность, а будущие педагоги работают с детьми дошкольного возраста в рамках волонтерской деятельности с применением технологии тьюторского сопровождения.

На контрольном этапе эксперимента решалась задача оценки результатов работы по формированию готовности будущих и действующих педагогов к реализации современных технологий дошкольного образования.

Определение мотивационной, теоретической и практической готовности педагогов к реализации современных технологий дошкольного образования проводилось на основании сравнения результатов анкетирования будущих и действующих педагогов дошкольного образования, родителей детей дошкольного возраста, анализа динамики развития умений, обеспечивающих освоение современных технологий дошкольного образования, анализа конспектов проведенных студентами-практикантами учебных занятий на практике в дошкольных образовательных учреждениях. В исследовании приведены усредненные результаты (за 4 года) на начало и конец эксперимента.

Как видно из рис. 2, процесс подготовки будущего воспитателя в реализации современных технологий дошкольного образования оказался длительным, а наличие программ дополнительного профессионального образования, основанных на современных технологиях дошкольного образования и соответствующих кабинетов-лабораторий, является принципиальным, необходимым

условием. Правильность выбранной педагогической стратегии подтвердилась стабильными показателями по каждой группе умений (средние данные: 4% - 2-й курс; 46,5% - 3-й курс; 80% - 4-й курс).

Будущие воспитатели научились осознанно применять психолого-педагогические знания в своей практической работе; участвовать в организации культурного пространства образовательного учреждения; создавать предметно-развивающую педагогическую среду; составлять план рекомендаций родителям и педагогам по воспитанию ребенка, в том числе детей с особыми потребностями в образовании; планировать индивидуальную образовательную траекторию развития отдельного ребенка с использованием индивидуально подобранных современных технологий дошкольного образования и учетом запросов родителей и самого ребенка; вести поиск научной информации о традиционных и инновационных технологиях дошкольного образования и творчески ее использовать в работе с детьми дошкольного возраста.

Результаты, полученные в ходе формирующего этапа эксперимента, демонстрируют положительную динамику степени информированности будущих и действующих педагогов о современных технологиях дошкольного образования и способах их творческого применения; повысилась мотивация, связанная с потребностью воспитателей изменять, совершенствовать свою технологическую подготовку; 63,1% студентов и 62,8% воспитателей успешно овладели практическими умениями и навыками применения отдельных современных технологий дошкольного образования (см. таблицу).

Организация изучения современных технологий дошкольного образования в кабинетах-лабораториях и участие будущих педагогов в проведении занятий с родителями и детьми дошкольного возраста способствовала более глубокому и прочному усвоению психолого-педагогических знаний, формированию необходимых в работе с детьми дошкольного возраста умений, развитию

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

2 курс

3 курс

4 курс

] Эмоциональное общение студентов с детьми

] Создание условий для разных видов деятельности

□ Умения взаимодействовать с детьми и организовывать

□ Умения поддерживать активность детей

] Работа по развитию речи детей

Формирование предметной и игровой деятельности детей Активная деятельность по организации всей жизни в группе

□ Средний балл

Рис. 2. Диаграмма динамики освоения будущими педагогами умений, обеспечивающих реализацию современных технологий дошкольного образования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица

Готовность будущих и действующих педагогов дошкольных образовательных учреждений к применению современных технологий дошкольного образования (формирующий этап эксперимента), %

Уровни готовности Мотивационная готовность Теоретическая готовность Практическая готовность Готовность, среднее

студенты Педагоги ДОУ студенты педагоги ДОУ студенты педагоги ДОУ студенты педагоги ДОУ

Высокий 81,5 81 69,7 69,4 63,1 62,8 71,4 71,2

Средний 17,1 17,2 29,1 29,8 34,7 35,4 27,1 27,3

Низкий 1,6 1,8 1,2 0,8 2,2 1,7 1,5 1,5

мотивационного, теоретического и практического компонентов готовности будущих и действующих педагогов к реализации современных технологий воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Таким образом, результаты всех этапов эксперимента показали: предложенная модель формирования готовности будущих и действующих педагогов к применению современных технологий дошкольного образования дает возможность осуществить цепочку технологических процедур, направленных на овладение современными технологиями дошкольного образования, что подтверждает эффективность практико-ориентированной подготовки педагогов в системе среднего профессионального образования и повышения квалификации.

Осуществление обучения на основе созданной модели и усиления практической направленности учебного процесса позволили сформировать готовность педагогов к реализации современных технологий дошкольного образования. В результате:

• повысилась информированность педагогов о современных технологиях дошкольного образования и способах их применения;

• у большей части педагогов наблюдается устойчивая динамика повышения мотивации к совершенствованию своей профессиональной деятельности;

• у педагогов повысился интерес к психолого-педагогической информации и способность к их применению для решения как стандартных, так и не стандартных педагогических задач;

• более половины педагогов освоили применение нового игрового и технического оборудования для организации занятий с детьми дошкольного возраста и стали полнее учитывать требования родителей дошкольников к образовательному процессу.

Апробация модели формирования готовности педагогов к реализации современных технологий дошкольного образования показала эффективность проведенного исследования. Эффективность модели подтвердили высокие качественные и количественные показатели эксперимента, данные внедрения результатов исследования в образовательную практику дошкольных учреждений и педагогических колледжей.

Проведенный анализ данных социологического исследования удовлетворенности родителей системой дошкольного образования в городе Москве позволил выявить, что среди мотивов выбора детского сада наиболее часто называются наличие специальных развивающих программ (51%),

возможность формирования навыков общения с другими детьми (46%). Однако родители отметили низкую обеспеченность ДОУ спортивными кружками (34%), интеллектуальными центрами (20%), художественно-эстетическими кружками (17%), развивающими центрами (15%), изостудиями (9%), музыкальными кружками (6%). Потребность родителей в различных услугах по обучению, воспитанию и развитию детей дошкольного возраста превышал спектр и объем услуг, оказываемых учреждениями дошкольного образовательная. Проведенный анализ социологического исследования позволяет обоснованно и целенаправленно подбирать технологии дошкольного образования с учетом актуальных задач дошкольного образования и наиболее востребованных родителями направлений в образовании детей.

Предметом дальнейших исследований может стать разработка, научное обоснование и реализация в процессе подготовки педагогов вариативных программ, основанных на современных технологиях дошкольного образования, обоснование и развитие деятельности ресурсного центра современных педагогических технологий.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях / Г. В. Фадина, И. Г. Андреева, Е. А. Лобанова и др. Балашов: Николаев, 2004. 64 с.

2. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. Балашов: Николаев, 2005. 76 с.

3. Михайлова Н. Н. Проектирование образовательных технологий в профессиональном колледже: моногр. М.: НИИРПО, 2007. 247 с.

4. Морева Н. А. Конструирование содержания и технология подготовки преподавателей средних педагогических профессиональных учебных заведений: моногр. М.: Зеркало, 2007. 340 с.

5. Семушина Л. Г., Дмитриев Ю. А., Мотурен-ко Н. В. Профессиональное образование: проблемы и поиск их решения: моногр. М.: Экон-Информ, 2010. 220 с.

6. Сластенин В. А. Профессиональная готовность

учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование // Проф. подготовка учителя в системе высш. пед. образования. М.: МГПИ им. В. И. Ленина,1982. С. 14-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.