Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ФОРМЫ ПОВЫШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эхаева Раиса Могдановна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Для полноценного участия в общественно-государственном управлении образовательными организациями и для качественного выполнения обязанностей по воспитанию детей родители должны обладать хорошо развитой педагогической культурой. В настоящее время каждой образовательной организацией составляются планы по работе с родителями, однако уровень педагогической культуры остается невысоким. Цель исследования - определить наиболее эффективные организационные формы взаимодействия с родителями, которые способствуют повышению их педагогической культуры. Методология (материалы и методы). Использовался личностно-деятельностный подход, который позволяет оценить успешность применения различных организационных форм взаимодействия с родителями, определить мнение родителей о формах проведения с ними встреч и их содержании, наметить ориентиры для дальнейшей работы. На основе анализа планов по взаимодействию с родителями 28 школ, был составлен перечень используемых организационных форм и отношение к ним родителей. С помощью опроса 2158 родителей выявлены предпочитаемые ими организационные формы взаимодействия, на основе которых предложена модель «свободного взаимодействия» с родителями, а также способы взаимодействия родителей со своими детьми (самым удачным был признан совместный просмотр кинофильма) с последующим его обсуждением (с подготовленными вопросами). Результаты. После года работы стала более адекватной самооценка родителей своей педагогической культуры; повысилась ценностная ориентация по воспитанию детей (ее деятельностная составляющая); улучшились детско-родительские отношения; повысился имидж классных руководителей. Отмечено ограничение применения нетрадиционных форм взаимодействия с родителями: большие временные затраты со стороны классных руководителей. Предложен механизм снятия этого ограничения. Заключение. Подтверждена возможность корректировки ценностных ориентаций у взрослых в процессе групповой работы, доказана возможность повышения имиджа классных руководителей, отмечена перспективность повышения педагогической культуры родителей под влиянием образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эхаева Раиса Могдановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTIVE FORMS OF IMPROVING THE PEDAGOGICAL CULTURE OF STUDENTS' PARENTS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The research problem and the rationale for its relevance. For full participation in the public-public management of educational organizations and for the quality performance of responsibilities for the education of children, parents must have a well-developed pedagogical culture. At present each educational organization draws up plans for work with parents, but the level of pedagogical culture remains low. The goal of the research is to determine the most effective organizational forms of interaction with parents, which improve their pedagogical culture. Methodology. The personal activity approach was used, which made it possible to evaluate the success of various organizational forms of interaction with parents, determine parents' opinions on the forms and content of meetings with them, and outline guidelines for future work. Based on the analysis of plans for interaction with parents in 28 schools, a list of organizational forms used and parents' attitudes toward them were compiled. With the help of a survey of 2,158 parents the preferred organizational forms of interaction were identified, on the basis of which the model of "free interaction" with parents was proposed, as well as ways of interaction of parents with their children (the most successful was the joint viewing of a movie) followed by a discussion (with prepared questions). Results. After a year of work, parents' self-assessment of their pedagogical culture became more adequate; their value orientation in child-rearing (its activity component) increased; child-parent relations improved; and the image of class teachers increased. The limitation of the use of non-traditional forms of interaction with parents is noted: the high time expenditure on the part of the class teachers. A mechanism for removing this limitation is suggested. Conclusion. The possibility of correcting the value orientations of adults in the process of group work is confirmed, the possibility of improving the image of classroom teachers is proved, and the prospects of improving the pedagogical culture of parents under the influence of educational organizations are noted.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Гипотезы, дискуссии, размышления

УДК 37.018.26

Перспективные формы повышения педагогической культуры родителей обучающихся образовательных организаций

Р. М. Эхаева

https:// orcid.org/0000-0002-4417-2635 raisa.exaeva.65@mail.ru

Prospective forms of improving the pedagogical culture of students' parents in educational institutions

К M. Ekhaeva

Аннотация

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Для полноценного участия в общественно-государственном управлении образовательными организациями и для качественного выполнения обязанностей по воспитанию детей родители должны обладать хорошо развитой педагогической культурой. В настоящее время каждой образовательной организацией составляются планы по работе с родителями, однако уровень педагогической культуры остается невысоким.

Цель исследования - определить наиболее эффективные организационные формы взаимодействия с родителями, которые способствуют повышению их педагогической культуры.

Методология (материалы и методы). Использовался личностно-деятельностный подход, который позволяет оценить успешность применения различных организационных форм взаимодействия с родителями, определить мнение родителей о формах проведения с ними встреч и их содержании, наметить ориентиры для дальнейшей работы. На основе анализа планов по взаимодействию с родителями 28 школ, был составлен перечень используемых организационных форм и отношение к ним родителей. С помощью опроса 2158 родителей выявлены предпочитаемые ими организацион-

ные формы взаимодействия, на основе которых предложена модель «свободного взаимодействия» с родителями, а также способы взаимодействия родителей со своими детьми (самым удачным был признан совместный просмотр кинофильма) с последующим его обсуждением (с подготовленными вопросами).

Результаты. После года работы стала более адекватной самооценка родителей своей педагогической культуры; повысилась ценностная ориентация по воспитанию детей (ее деятельностная составляющая); улучшились детско-родительские отношения; повысился имидж классных руководителей. Отмечено ограничение применения нетрадиционных форм взаимодействия с родителями: большие временные затраты со стороны классных руководителей. Предложен механизм снятия этого ограничения. Заключение. Подтверждена возможность корректировки ценностных ориен-таций у взрослых в процессе групповой работы, доказана возможность повышения имиджа классных руководителей, отмечена перспективность повышения педагогической культуры родителей под влиянием образовательных организаций.

Abstract

The research problem and the rationale for its relevance. For full participation in the public-

public management of educational organizations and for the quality performance of responsibilities for the education of children, parents must have a well-developed pedagogical culture. At present each educational organization draws up plans for work with parents, but the level of pedagogical culture remains low.

The goal of the research is to determine the most effective organizational forms of interaction with parents, which improve their pedagogical culture. Methodology. The personal activity approach was used, which made it possible to evaluate the success of various organizational forms of interaction with parents, determine parents' opinions on the forms and content of meetings with them, and outline guidelines for future work. Based on the analysis of plans for interaction with parents in 28 schools, a list of organizational forms used and parents' attitudes toward them were compiled. With the help of a survey of 2,158 parents the preferred organizational forms of interaction were identified, on the basis of which the model of "free interaction" with parents was proposed, as well as ways of interaction of parents with their children (the most successful was the joint viewing of a movie) followed by a discussion (with prepared questions). Results. After a year of work, parents' self-assessment of their pedagogical culture became more adequate; their value orientation in child-rearing (its activity component) increased; child-parent relations improved; and the image of class teachers increased. The limitation of the use of non-traditional forms of interaction with parents is noted: the high time expenditure on the part of the class teachers. A mechanism for removing this limitation is suggested. Conclusion. The possibility of correcting the value orientations of adults in the process of group work is confirmed, the possibility of improving the image of classroom teachers is proved, and the prospects of improving the pedagogical culture of parents under the influence of educational organizations are noted.

Ключевые слова: педагогическая культура родителей, эффективность, формы повышения организации.

Keywords: pedagogical culture of parents, effectiveness, improving forms of organization.

Введение. Ориентир развития России с помощью системы государственно-общественного управления предопределяет образование кон-

структивного партнерства различных организаций, социальных институтов и общественности. Наш интерес связан с партнерством образовательных организаций и родительской общественности.

В средствах массовой информации часто поднимается вопрос о недостаточном участии родителей в региональных, городских и школьных проблемах образования, с чем солидарны педагогические коллективы образовательных организаций. В свою очередь родительская общественность считает, что их недостаточно информируют о существующих проблемах, перспективах развития образовательной организации; они не привлекаются к контролю качества получения детьми образования, выбору педагогического состава для своего класса.

Однако для полноценного и эффективного участия родителей в управлении учебно-воспитательным процессом образовательных организаций они должны обладать определенным уровнем педагогической культуры: это знания нормативных актов и положений, существующих ФГОСов для каждой ступени образования, разнообразных образовательных программ и программы развития организации; иметь компетенции в вопросах воспитания, взаимодействия и установления с детьми доверительных отношений; ценностные ориентации на развитие детей, раскрытия имеющихся у них способностей и воспитания в них социально-значимых качеств и т. д.

Кроме того, согласно социальному опросу Н. Ш. Валевич, М. М. Шубович в 2007 [1] году и проведенному нами в 2020 году, около 80% родителей отмечают необходимость помощи специалистов по вопросам выбора профильного обучения, профилактики или коррекции девиа-нтного поведения своего ребенка, защиты его физического и психического здоровья. И они готовы обратиться за ответами на имеющиеся вопросы в образовательную организацию. Вместе с тем более половины родителей (62% -по данным Н. Ш. Валевич, М. М. Шубович [1], 67,4% - по нашему исследованию в 2020 году) считают, что за воспитание детей несет ответственность школа, а задача родителей обеспечить материальное благополучие семьи.

В этой связи обостряется проблема педагогического просвещения родителей, изменение их ценностных ориентаций и повышения педа-

гогической культуры. Но... такая работа ведется. Достаточно обратиться к любому образовательному учреждению: мы увидим планы по воспитательной работе, планы по работе с родителями, планы консультативной помощи и поддержки семей и т. п. Действительно, планов много. Но ожидаемого результата по-прежнему нет. Вероятно, поэтому очень сложно найти опубликованные результаты мероприятий с родителями.

Мы ранее упоминали исследование, проведенное Н. Ш. Валевич, М. М. Шубович, один из параметров, которые они раскрывали, - это категорический отказ родителей посещать семинары, круглые столы и лекции по вопросам воспитания детей [1].

Учили ли это обстоятельство образовательные учреждения? Какие формы сегодня они используют, и какие из них наиболее принимаемые родительским сообществом?

Поиск ответов на поставленные вопросы обусловил цель исследования - определить наиболее эффективные организационные формы взаимодействия с родителями, которые способствуют повышению их педагогической культуры.

Обзор литературы

Первым дал определение понятию «педагогическая культура» Г. Н. Волков, отмечая, что это «среда материальной и духовной культуры народа, которая непосредственно связана с воспитанием детей» [2, с. 17]. Позднее активно использовали этот термин многие ученые, но трактовали его по-разному, например как:

- программу социального наследия, развивающуюся в соответствии с историческими эпохами ... (И. Е. Видт [3]);

- особую способность воспитателя быть чутким, отзывчивым к детям ... (В. А. Сухом-линский [4]);

- интегративную характеристику педагогического процесса ... (В. Л. Бенин [5]).

Попытка интегрировать мнения ученых привели нас к заключению, что педагогическая культура есть часть общей культуры личности, которая отражает имеющиеся ценности, знания, способности и опыт воспитания детей, приобретенный самостоятельно и полученный от предыдущих поколений.

Изучение специальной литературы позволяет нам отметить масштабные и качественные

разработки феномена «педагогическая культура» применительно к профессиональной деятельности воспитателя, учителя, педагога дополнительного образования.

Вместе с тем воспитанием детей занимаются и родители, поэтому справедливо говорить и о педагогической культуре родителей. Этот феномен некоторые ученые рассматривают как синоним педагогической культуры учителя. На наш взгляд, это не верно, так как педагогическая культура учителя - это культура профессиональной деятельности. Педагогическая культура родителей - это определенная житейская мудрость, передаваемая из поколения в поколение. Поэтому следует поддержать тех ученых, которые рассматривают педагогическую культуру родителей как самостоятельное явление, требующее своего изучения, особых подходов к диагностике и развитию.

Мы считаем, что педагогическая культура родителей - это такая подготовка родителей, которая позволяет им успешно решать все воспитательные задачи с детьми, передавать им социально-культурные ценности своего народа.

Очевидно, что одним из ключевых слов в сделанном нами определении является «подготовленность родителей», которая детерминирует наличие внешнего воздействие в виде обучения, развития лучших педагогических качеств, помощи в освоении требуемых для воспитательной деятельности умения. Не случайно многие исследователи в структуру педагогической культуры включают образование (Л. А. Грицай [6], Т. В. Жуковская [7] и др.), а некоторые - образование и ключевые педагогические навыки (О. Л. Зверева, Т. В. Крото-ва [8] и др.).

В настоящее время повышение педагогической культуры родителей осуществляется по двум направлениям: самообразование и целенаправленная работа образовательного учреждения, в котором обучается ребенок конкретных родителей. Возможно, в недалеком будущем появится третье направление - дистанционное обучение родителей в «родительских университетах», что поручил проработать нескольким министерствам В. В. Путин [9]. В целом, получается две движущие силы развития педагогической культуры родителей: личностные потребности и внешние воздействия. Мы будем вести речь о втором варианте.

Внешнее влияние в основе своей происходит в процессе обучения, просвещения, консультаций, целенаправленных мероприятий с родителями, в которых они приобретают новые знания, методы, способы и приемы взаимодействия с детьми, установления с ними эмоционально-комфортных отношений. При этом любое влияние на родителей происходит в какой-либо форме.

Форма (от лат. forma) означает внешний облик, установленный порядок. А сущность понятия «формы организации процесса обучения» достаточно емко и кратко сформулировала М. А. Молчанова: «Это диалектическое единство содержания и формы» [10] \ В педагогической литературе существуют классификации организационных форм по различным основаниям, но все они применимы к учебному процессу общеобразовательной школы. Нам следовало выявить организационные формы работы с родителями, которые активно используют образовательные организации.

Методология (материалы и методы)

Для проведения исследования мы посчитали целесообразным использовать личностно-деятельностный подход, который позволяет оценить успешность использование различных организационных форм взаимодействия с родителями, определить мнение родителей о формах проведения с ними встреч и их содержании, наметить ориентиры для дальнейшей работы. Составить список организационных форм взаимодействия с родителями нам помог анализ планов по работе с родителями 28 образовательных организаций из разных регионов России: Краснодарский край, Чеченская Республика, Ставропольский край, Ростовская область. В результате получили достаточно солидный перечень форм работы с родителями (24 наименования). Анализ частоты их использования показал, что самыми распространенными формами влияния на родителей являются родительские собрания, на которых выделяется время на тематическое просвещение. При этом высокая посещаемость в начальных и старших классах, несколько ниже в средних классах (см. табл. 1). Следующей по популярности приме-

1 Молчанова М. А. Гуманизация организационных форм обучения в современной общеобразовательной школе : дис. ... д-ра пед. наук. Луганск, 1993. 424 с.

нения в работе с родителями - родительский лекторий (университет, всеобуч), но частота использования такой формы снижается от первого класса к одиннадцатому. И последней формой работы с родителями, имеющей относительно значимые проценты применения, -«совместные досуги и праздники», и то, только в начальной школе. Таким образом, первый вывод, полученный из нашего исследования, -форм взаимодействия с родителями существует много, но их разнообразие в работе с родителями крайне низкое. Далее было проведено исследование отношения родителей из этих же образовательных учреждений к формам взаимодействия с ними. Это отношение должно было выразиться в ответах на закрытые вопросы: «участвовал / не участвовал», «интересно / не интересно», «полезно/бесполезно».

Составленные анкеты в виде таблицы, были розданы родителям учащихся начальной, основной и средней школы. В опросе приняли участие 2158 человек их тех, кто присутствовал на каком-либо мероприятии (см. табл. 1).

Полученные данные свидетельствуют о том, что активность родителей в мероприятиях образовательных организаций снижается по мере перехода ребенка из начальных классов в старшие классы. При этом высокая активность участия родителей проявилась в следующих формах взаимодействия с ними образовательных организаций:

- просмотры видеофрагментов организации различных видов деятельности, уроков;

- фотографии учеников (начальная школа);

- вечер вопросов и ответов;

- тренинг для родителей;

- собрание-диспут;

- семейная гостиная (см. табл. 1).

Ответы на вопрос об интересном содержании посещенного мероприятия для родителей показал, что наименьший интерес (от 17 до 27%) представили для родителей родительские собрания и родительские лектории. Такой же низкий процент по этим мероприятиям получился по итогам оценки родителями «полезности» этих мероприятий.

Следует отметить, что по другим мероприятиям, в которых наблюдается высокая активность родителей, были получены и высокие результаты по вопросам «интерес для родителей» и «полезность для родителей».

Таблица 1

Оценка родителями предлагаемых им форм взаимодействия с образовательной организацией (%)

№ Организационные Частота использования в планах школы Участие родителей

п/п формы начальная среднее старшие начальная среднее старшие

школа звено классы школа звено классы

Традиционные формы

1. Тематические лекции на родительских собраниях 88,1 71,5 89,2 87,4 65,6 59,4

2. Родительский лекторий (университет, всеобуч) 27,5 22,7 20,5 68,7 44,5 21,6

3. Родительские конференции 2,6 1,4 0,8 3,8 3,2 3,4

4. «Круглые столы» 1,4 1,5 0,3 24,6 19,8 12,7

5. Индивидуальные встречи родителей с администрацией школы, классными руководителями 1,6 2,1 2,3 86,8 73,6 58,2

6. Встречи со школьными психологами, социальным педагогом 0,3 1,8 2,4 14,7 18,9 16,4

Нетрадиционные формы

7. Совместные досуги, праздники 5,3 1,3 0,4 39,5 20,7 9,3

8. Записи на магнитофон бесед с детьми 0,6 0 0 37,8 0 0

9. Просмотры видеофрагментов организации различных видов деятельности, уроков 0,4 0,2 0,1 88,6 78,4 69,7

10. Фотографии учеников 0,5 0 0 99,2 0 0

11. Выставки работ учеников 1,3 0,3 0 1,8 0,2 0

12. «Почтовый ящик» 0,2 0,2 0,4 4,2 5,7 8,9

13. Участие родителей в конкурсах, выставках 0,2 0,1 0 26,4 4,2 0

14. Организация дней открытых дверей 0,3 0 0,3 17,6 0 10,3

15. Выпуск интернет-газет 0,2 0,2 0,1 8,7 2,3 0,2

16. Семинары-практикумы 1,1 1,3 0,8 87,3 46,2 61,6

17. Устные педагогические журналы 0,6 0,2 0 46,3 39,4 29,8

18. Занятия о профессиях, которые проводят родители 2,1 1,3 1,1 4,2 4,5 3,7

19. Игры с педагогическим содержанием 1,8 1,4 0,3 31,8 30,7 35,1

20. Вечер вопросов и ответов 1,5 1,7 0,2 59,9 45,6 49,3

21. Семейные клубы 0,4 0 0,1 68,5 0 36,2

22. Тренинг для родителей 1,0 0,4 0,2 79,4 82,1 74,7

23. Собрание-диспут 0,3 0,2 0,1 77,6 64,1 47,2

24. Семейная гостиная 0,7 0,4 0 68,3 57,8 36,1

Можно сделать вывод, что лекционная форма работы мало интересует родителей и участвуют они в ней в силу внешних обстоятельств: пришли на родительское собрание - вынуждены слушать.

Результаты и их описание. Мы предположили, что если использовать в работе с родителями те формы работы, к которым они прояв-

ляют интерес, а также привлечь их к определению круга проблем, которые для них важны, то, во-первых, повысится их педагогическая культура, во-вторых, повысит их лояльность к школе (и, как следствие, поднимет престиж учителя в их глазах), в-третьих, взаимодействие семьи и школы повысится.

В течение года в одной из школ г. Грозного были «отменены» родительские собрания и «родительские лектории», т. е. эти формы не использовались в традиционном формате. Встречи с родителями были даже чаще, чем 1 раз в четверть, но они проходили в виде «вечера вопросов и ответов», «семейный диспут» и т. д. После мероприятия классный руководитель проводит индивидуальные встречи с родителями, по тем вопросам, которые они не хотели обсуждать публично. Сразу отметим, неожиданно полученный результат: к концу года количество родителей, не готовых обсуждать со всеми присутствующими проблемы своего ребенка, резко сократилось (с 15-17 человек в начале года до 1-2 в конце). Мы объясняем это несколькими обстоятельствами.

1. На мероприятиях с родителями произошла замена монолога учителя (или приглашенного специалиста) на диалоги между частниками. Родители получили возможность открыто обмениваться своим мнением, выражать эмоции, искать ответы на волнующие их вопросы.

2. Была предложена «модель свободного взаимодействия», суть которой в следующем: не существовала жесткого плана на год. План в сентябре, на «вечере вопросов и ответов» составился легко по тем вопросам, на которые не смогли найти ответ. НО... этот план корректировался. Согласимся, проходит время, и на какие-то вопросы уже найдены ответы, а на какие-то вопросы появились новые. Поэтому с родителями в конце встречи уточнялось будущее мероприятие и его содержание. Отметим результат такой работы: родители проявили инициативу к увеличению педагогических мероприятий с ними. В результате такие встречи проводились ежемесячно. При этом за год 2 раза такие встречи были на платформе ZOOM, что объясняется условиями пандемии. Несмотря на дистанционный формат общения, родители активно участвовали в диалоге. И, тем не менее, все отметили, что личностное общение в школе им нравится больше.

3. К каждой обсуждаемой проблеме классный руководитель подбирал «домашнее задание» для родителей.

Это мог быть отрывок из книги (САМЫЙ интересный, который должен был вызвать интерес родителей к дальнейшему чтению), художественный фильм для совместного про-

смотра с детьми и списком вопросов, которые они могут вместе обсудить. Отметим, что особенно успешно были использованы фильмы «Солдатик» и «Белый снег». После которых родители просили классного руководителя составить подборку фильмов, для еженедельного просмотра с детьми. Полагаем, что это наш успех.

Любое исследование ценно своими результатами. Наша цель - повышение педагогической культуры родителей с помощью наиболее эффективных форм взаимодействия семьи и школы.

Педагогическая культура родителей - сложное структурное образование, состоящее из нескольких элементов. По нашему мнению, это ценностные ориентации родителей, педагогические знания, умения построения взаимоотношений с детьми и адаптировать информацию под возрастные и индивидуальные особенности своих детей и, конечно же, значимые для воспитания детей педагогические качества (коммуникабельность, внимательность, тактичность, вежливость, эмпатия).

Самое сложно в работе со взрослыми людьми, а следовательно, и с родителями, - провести оценку имеющихся качеств, особенностей, знаний и умений, в нашем случае - оценку педагогической культуры. Это связано с особой тревожностью и даже сопротивлением взрослых получать оценку. На тестирование в производственных коллективах работников назначают приказом, а нашем случае - это только проявление доброй воли родителей. Поэтому мы были вынуждены исключить использование тестов в исследовании. Мы проводили анкетирование, причем адресное, в котором родители сами отмечали, что им свойственно, иными словами, была взята ориентация на самооценку.

В разработанной нами анкете было 44 вопроса, они касались всех элементов педагогической культуры. Особо отметим работу по выявлению нужных родителям педагогических качеств, это была коллективная работа, проводимая по специальной технологии, и по времени она заняла 35 минут.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Через год после проведенной работы мы вновь обратились к родителям с просьбой отметить в предыдущей анкете, как, что и насколько изменилось. Нужно отметить, что обработка анкет вызвала необходимость введения

ЧИППКРО

Таблица 2

Результаты самооценки родителей до и после экспериментальной работы (в баллах)

№ п/п Элементы педагогической культуры Оценка «до» Корректир. оценка Оценка «после» Прирост

1. Ценностные ориентации:

- интеллектуальные, 7,8 7,4 7,6 0,2

- эмоционально-оценочные, 8,9 7,7 8,1 0,4

- действенные 9,2 6,3 7,8 1,5

2. Педагогические знания 5,7 5,4 6,5 0,9

3. Умения построения взаимоотношений с детьми 7,8 7,5 7,9 0,4

4. Умения адаптировать информацию под возрастные и индивидуальные особенности своих детей 6,1 6,1 7,0 0,9

5. Коммуникабельность 7,4 7,4 7,8 0,4

6. Внимательность 8,8 7,6 7,7 0,1

7. Тактичность 8,3 7,9 8,1 0,2

8. Вежливость 7,9 7,7 8,0 0,3

дополнительного столбца: скорректированная первоначальная оценка. Дело в том, что многие родители (61,7%) снизили поставленные себе первоначальные оценки. Это говорит о развитии саморефлексии, что является одним из критериев изменение педагогической культуры (входящий в структуру ценностных ориентаций).

Самооценку родители проводили по 7-балльной шкале, где 4 - средний уровень, 5 - выше среднего, 6 - высокий, 7 - супервысокий уровень. Соответственно, 3 - ниже среднего, 2 -низкий, 1 - супернизкий уровень. Полученные результаты представлены в таблице 2, где ответы сгруппированы по крупным критериям, которые отмечены выше.

Несложно заметить, что родители в конце года по многим критериям снизили свои оценки, что дает нам основание считать, что итоговые оценки достаточно взвешенные и объективные. Особенно нас порадовал критерий «действенные ценностные ориентации», которые мы связывали с совместными занятиями с детьми (в том числе и семейные просмотры кинофильмов).

Для проверки самооценок родителей был использован опрос школьников. При этом в опросе участвовали все ученики, и только позднее мы сделали выборку: дети, чьи родители не участвовали в наших мероприятиях, и дети, чьи родители участвовали в мероприятиях. Нас порадовал тот факт, что среди детей, чьи родители были активными участниками

занятий, 37,2% отметили тот факт, что появилась семейная традиция - просмотр художественного фильма и потом беседы о нем; 16% детей отметили, что стали в выходной день ходить вместе с двумя родителями в кинотеатры, театры или выставки. Это обстоятельство особенно оценили подростки, высказывая удивление по поводу поведения родителей. Но при этом подростки радовались, что родителям стали интересны те фильмы, которые смотрят они.

Кроме того, ребята отмечали, что родители стали с ними заниматься интересными делами (выращивать кристаллы, делать физические эксперименты, собирать конструкторы, играть в шахматы и нарды и т. д.).

Таким образом, мы можем утверждать, что несколько поменялись ценностные ориентации в 2 составляющих: эмоционально-оценочном и действенном. Конечно, у взрослых людей очень сложно корректируются ценностные ориентации. Но мы еще раз подтвердили выводы, сделанные И. М. Марковской [11], М. С. Яницким [12] и К. Рудестамом [13], что ценностные ориентации отдельного человека могут изменяться в ситуации группового активного взаимодействия

Обсуждение. На основании полученных сведений мы полагаем, что эксперимент прошел удачно и нужно продолжать работу с родителями и дальше. Однако мы должны признать, что наиболее успешная работа была проведена в начальной школе, но были позитивные сдвиги и в старших классах, но результаты бо-

лее скромные. Поэтому мы считаем, что начальная школа - это тот сензитивный период, когда нужно работать с родителями, именно тогда установится тот тендем, о котором сегодня мечтают многие «ребенок - школа - родители».

Кроме того, предлагаемая нами работа с родителями требует больших временных затрат со стороны классного руководителя. В этом мы видим значительное ограничение. На подготовку классического родительского собрания требуется 1 -2 часа (по мнению опрашиваемых нами классных руководителей). А для подготовки встреч с родителями в нетрадиционных формах требуется несколько дней. Таким свободным временем учителя не располагают, тем более что их прямая обязанность воспитывать и развивать школьников, а не их родителей.

Какой мы видим выход? Полагаем, что нужно создавать «Педагогическую копилку сценариев мероприятий с родителями». Такая копилка должна быть хорошо структурирована: по форме мероприятий, по уровню обучающихся детей, по тематике. Творческих учителей достаточно много, и если одна творческая группа от одной школы предложит интересный сценарий нетрадиционного взаимодействия с родителями - это уже хорошо, так как школ в нашей стране много.

Безусловно, нужен организатор и модератор такого движения, создание сайта и его поддержание. Может быть, после нашей статьи такой энтузиаст с хорошими информационными знаниями и способностями и появится.

Таким образом, наше исследование обладает признаками научной новизны, которая заключается в том, что: а) уточнено понятие «педагогическая культура родителей»; б) определены используемые образовательными организациями формы организации взаимодействия с родителями; в) предложена модель «свободного взаимодействия» классного руководителя с родителями.

Теоретическая значимость исследования в том, что: а) предложены компоненты педагогической культуры родителей; б) отмечена возможность использования опросного метода для получения самооценки родителями своего уровня педагогической культуры; в) раскрыты ограничения в массовом применении нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.

Практическая значимость исследования в том, что: а) определена эффективность традиционных и нетрадиционных форм организации взаимодействия образовательной организации с родителями; б) отмечены методы для повышения деятельностного элемента ценностной педагогической ориентации; в) предложен механизм снятия ограничений с применения нетрадиционных форм взаимодействия образовательной организации и родителей.

Заключение. Важность и необходимость повышения педагогической культуры родителей обусловлена и потребностями общества в усилении взаимодействия семьи и школы, и требованием государства повышения качества воспитания подрастающего поколения. Создавшаяся ситуация обусловливает поиск новых механизмов организации просвещения (обучения) родителей. Однако накопленный инновационный опыт в данном вопросе требует осмысления и распространения наиболее успешных вариантов.

Несмотря на наличие большого количества планов образовательных организаций по работе с родителями, публичных отчетов по их эффективности найти крайне трудно. Настоящее исследование посвящено выявлению используемых организационных форм работы образовательных организаций с родителями, частоту их использования и отношение к ним родителей.

Проведенная работа позволяет утверждать, что родители не приемлют монологичную форму проведения встреч с классным руководителем, предпочитают диалоги, диспуты и даже споры. Кроме того, родители хотят участвовать в отборе содержания подобных встреч.

В этой связи жесткий план работы с родителями неэффективен, рекомендуется «модель свободного взаимодействия», в которой тематика встреч намечается на основе проведенного вечера «вопросов и ответов», наиболее сложные и актуальные из вопросов выносятся на обсуждение при дальнейших встречах. Но темы могут меняться в течение года. В зависимости от складывающейся ситуации.

Классные руководители могут предлагать родителям интересные и познавательные формы взаимодействия с детьми. Одной из самых успешных оказался совместный

просмотр художественных фильмов с последующим их обсуждением. Вопросы для обсуждения (при необходимости) составлял классный руководитель.

Опыт применения подобной работы в течение года дал значимые положительные результаты: 1) изменилась самооценка родителями своей педагогической культуры по каждому элементу; 2) повысилась ценностная ориентация в воспитании детей (ее деятельностная составляющая); 3) улучшились детско-родительские отношения, психологический климат стал более комфортным в семье; 4) повысился имидж классных руководителей. Отмечено ограничение применения нетрадиционных форм взаимодействия с родителями: большие временные затраты со стороны классных руководителей при подготовке к проведению встреч с родителями в нетрадиционных формах. Предложен механизм снятия этого ограничения - создание «Педагогической копилки сценариев мероприятий с родителями».

Полагаем, что полученные результаты и накопленный опыт работы с родителями заслуживают распространения среди педагогической общественности. Надеемся, что они принесут пользу как отдельному учителю, так и всей образовательной организации и, в конечном счете, всему обществу.

Библиографический список:

1. Валеева, Н. Ш. Психолого-педагогическое просвещение как фактор развития педагогической культуры родителей / Н. Ш. Валеева, М. М. Шубович. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-prosvesche nie-kak-faktor-razvitiya-pedagogicheskoy-kultury-roditeley/viewer (дата обращения: 26.06.2021). -Текст : электронный.

2. Волков, Г. Н. Чувашская народная педагогика / Г. Н. Волков. - Чебоксары : Чувашгосиз-дат, 1958. - 263 с. - Текст : непосредственный.

3. Видт, И. Е. Педагогическая культура: становление, содержание и смыслы / И. Е. Видт. -Текст : непосредственный // Педагогика. -2002. - № 3. - С. 3-7.

4. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения. В 3 томах. Т. 1: Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. - Москва : Педагогика, 1971. - 558 с. - Текст : непосредственный.

5. Бенин, В. Л. Педагогическая культура: фи-лософско-социологический анализ / В. Л. Бенин. - Уфа, 1997. - 135 с. - Текст : непосредственный.

6. Грицай, Л. А. Феномен родительской культуры в структуре педагогического знания / Л. А. Грицай. - Текст : непосредственный // Культура и образование : научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. -2014. - № 4 (15). - С. 44-51.

7. Жуковская, Т. В. Педагогическая культура родителей как часть общей культуры человека / Т. В. Жуковская. - Текст : непосредственный // Труды БГТУ. Серия 6: История, философия. -2011.- № 5.- С. 139-141.

8. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. -Москва : Сфера, 2005. - 80 с. - Текст : непосредственный.

9. Путин поручил изучить тему развития онлайн-образования и идею «родительских университетов». - URL: https://tass.ru/obschest vo/10593753 (дата обращения: 25.08.2021). -Текст : электронный.

10. Молчанова, М. А. Дистанционное обучение / М. А. Молчанова, В. Н. Хоменко. - Текст : непосредственный // Экономика и социум. -2014. - № 3-2.- С. 551-556.

11. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - Санкт-Петербург : Речь, 2005. - 150 с. - Текст : непосредственный.

12. Яницкий, М. С. Ценностная регуляция поведения личности и ее нарушение при различных формах социальных девиаций / М. С. Яницкий. - Текст : непосредственный // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. -2011. - № 2.

13. Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам ; пер. с англ:. А. Голубев. - Санкт-Петербург : Питер Ком, 1999. - 384 с. - (Мастера психологии). - Текст : непосредственный.

References:

1. Valeeva, N. Sh., Shubovich, M. Sh. Psychological and pedagogical education as a factor in the development of pedagogical culture of parents [Psihologo-pedagogicheskoe prosveshchenie kak faktor razvitiya pedagogicheskoj kul'tury roditelej], Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ psihologo-pedagogicheskoe-prosveschenie-kak-

faktor-razvitiya-pedagogicheskoy-kultury-rodite ley/viewer (accessed date: 06/26/2021).

2. Volkov, G. N. Chuvash national pedagogy [Chuvashskaya narodnaya pedagogika], Cheboksary: Chuvashgosizdat, 1958. 263 p.

3. Vidt, I. E. Pedagogical culture: formation, content and meanings [Pedagogicheskaya kul'tura: stanovlenie, soderzhanie i smysly], Pedagogy, 2002, No. 3, pp. 3-7.

4. Sukhomlinsky, V. A. Selected Pedagogical Works: in three volumes [Izbrannye pedagogiches-kie sochineniya: v 3 tomah], Moscow: Pedagogica, 1971, Vol. 1, 558 p.

5. Benin, V. L. Pedagogical culture: philosophical and sociological analysis [Pedagogicheskaya kul'tura: filosofsko-sociologicheskij analiz], Ufa, 1997. 135 p.

6. Gritsai, L. A. Phenomenon of parental culture in the structure of pedagogical knowledge [Fenomen roditel'skoj kul'tury v strukture pedagog-icheskogo znaniya], Culture and Education: scientific and informational journal of universities of culture and arts, 2014, No. 4 (15), pp. 44-51.

7. Zhukovskaya, T. V. Pedagogical culture of parents as a part of the general culture of man [Pedagog-icheskaya kul'tura roditelej kak chast' obshchej kul'tury cheloveka], Proceedings of BSTU. Series 6: History, Philosophy, 2011, No. 5, pp. 139-141.

8. Zvereva, O. L., Krotova, T. V. Teacher's communication with parents in preschool [Ob-shchenie pedagoga s roditelyami v DOU], Moscow: Sphere, 2005. 80 p.

9. Putin instructed to study the development of online education and the idea of "parent universities" [Putin poruchil izuchit' temu razvitiya onlajn-obrazovaniya i ideyu "roditel'skih universitetov"]. Available at: https://tass.ru/obschestvo/10593753 (accessed date: 08/25/2021).

10. Molchanova, M. A., Khomenko, V. N. Distance Learning [Distancionnoe obuchenie], Economics and Sociology, 2014, No. 3-2, pp.551-556.

11. Markovskaya, I. M. Training of interaction of parents with children [Trening vzaimodejstviya roditelej s det'mi], Saint Petersburg: Rech, 2005/ 150 p.

12. Yanitsky, M. S. Value regulation of personal behavior and its violation in various forms of social deviations [Cennostnaya regulyaciya povedeniya lichnosti i ee narushenie pri razlichnyh formah social'nyh deviacij], Bulletin of KRAUNTS. Humanities, 2011, No. 2.

13. Rudestam, K. Group psychotherapy. Masters of Psychology Series [Gruppovaya psihotera-piya. Seriya "mastera psihologii"], Saint Petersburg: Peter Com, 1999. 384 p.

Образец для цитирования статьи:

Эхаева, Р. М. Перспективные формы повышения педагогической культуры родителей обучающихся образовательных организаций / Р. М. Эхаева. - Текст : непосредственный // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2021. - № 3 (48). - С. 34-43.

Example for article citation:

Ekhaeva, R. M. Prospective forms of improving the pedagogical culture of students' parents in educational institutions [Perspektivnye formy povysheniya pedagogicheskoj kul'tury roditelej obuchayush-chihsya obrazovatel'nyh organizacij], Scientific support of a system of advanced training, 2021, No. 3 (48), pp. 34-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.