Научная статья на тему 'Организация общения классного руководителя с семьей ребенка с ОВЗ'

Организация общения классного руководителя с семьей ребенка с ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая / диагностическая и психологическая модели помощи / методики коррекционной работы. / pedagogical / diagnostic and psychological models of assistance / methods of correctional work.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кащеева Виктория Михайловна

в данной статье автором анализируются принципы взаимодействия семьи, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, с коллективом образовательной организации. Описываются формы работы с такими семьями: родительские конференции, анкетирование, родительские собрания, посещение детей по месту жительства, обозначены задачи классного руководителя. Автором даются практические рекомендации педагогам по организации общения с родителями: умение выслушать и понять реальные проблемы родителей, научиться анализировать ситуацию в семье, создать доброжелательные и доверительные отношения, разработать программу воспитательных мероприятий, выявить специфические потребности семьи для адекватной помощи и поддержки – именно это является залогом успешных отношений между родителями и педагогом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF COMMUNICATION OF THE CLASS TEACHER WITH THE FAMILY OF THE CHILD WITH DISABILITIES

in this article, the author analyzes the principles of interaction of the family in which a child with disabilities is raised with the staff of an educational organization. The forms of working with such families are described: parent conferences, questionnaires, parent meetings, visiting children at the place of residence, the tasks of the class teacher are indicated. The author gives practical recommendations to teachers on organizing communication with parents: the ability to listen to and understand the real problems of parents, learn to analyze the situation in the family, create friendly and trusting relationships, develop a program of educational activities, identify the specific needs of the family for adequate assistance and support this is the key successful relationship between parents and teacher.

Текст научной работы на тему «Организация общения классного руководителя с семьей ребенка с ОВЗ»

ORGANIZATION OF COMMUNICATION OF THE CLASS TEACHER WITH THE FAMILY OF THE CHILD WITH DISABILITIES Kashcheeva V.M. (Russian Federation) Em ail: Kashcheeva565@scientifictext.ru

Kashcheeva Viktoria Mikhailovna — Teacher, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL № 25, VLADIKAVKAZ

Abstract: in this article, the author analyzes the principles of interaction of the family in which a child with disabilities is raised with the staff of an educational organization. The forms of working with such families are described: parent conferences, questionnaires, parent meetings, visiting children at the place of residence, the tasks of the class teacher are indicated. The author gives practical recommendations to teachers on organizing communication with parents: the ability to listen to and understand the real problems of parents, learn to analyze the situation in the family, create friendly and trusting relationships, develop a program of educational activities, identify the specific needs of the family for adequate assistance and support - this is the key successful relationship between parents and teacher.

Keywords: pedagogical, diagnostic and psychological models of assistance, methods of correctional work.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕНИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С СЕМЬЕЙ

РЕБЕНКА С ОВЗ Кащеева В.М. (Российская Федерация)

Кащеева Виктория Михайловна — учитель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя образовательная школа № 25, г. Владикавказ

Аннотация: в данной статье автором анализируются принципы взаимодействия семьи, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, с коллективом образовательной организации. Описываются формы работы с такими семьями: родительские конференции, анкетирование, родительские собрания, посещение детей по месту жительства, обозначены задачи классного руководителя. Автором даются практические рекомендации педагогам по организации общения с родителями: умение выслушать и понять реальные проблемы родителей, научиться анализировать ситуацию в семье, создать доброжелательные и доверительные отношения, разработать программу воспитательных мероприятий, выявить специфические потребности семьи для адекватной помощи и поддержки - именно это является залогом успешных отношений между родителями и педагогом. Ключевые слова: педагогическая, диагностическая и психологическая модели помощи, методики коррекционной работы.

Появление в семье особого ребенка служит фактором семейного стресса, способного обострить неблагоприятные тенденции реализации родительских функций. Не имея специализированных знаний в области воспитания, родители зачастую не способны найти «общий язык» со своим ребёнком и испытывают трудности в установлении контакта с ним.

Приоритетной задачей классного руководителя становится сплочение семьи и установление адекватных взаимоотношений родителей и детей, создание комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка. Классному родителю необходимо повышать психологическую компетентность родителей в вопросах, которые являются наиболее актуальными с точки зрения переживаемого детьми периода развития [3]. Педагог создает доброжелательные и доверительные отношения с родителями и формирует благоприятную образовательную среду. Ему необходимо грамотно доносить родителям информацию о ребёнке, не отталкивая, а привлекая их к сотрудничеству. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка успешна, только в том случае, если они являются союзниками.

Существует ряд моделей помощи семьям с детьми ОВЗ: педагогическая, диагностическая и психологическая [2]. Педагогическая модель предполагает оказание адресной помощи родителям в воспитании ребенка при их недостаточной педагогической компетенции. Анализируя ситуацию и жалобы родителей, педагог совместно с ними разрабатывает программу воспитательных мероприятий. Основываясь на гипотезе о недостаточной информации у родителей о ребенке, оказывается помощь в виде диагностического заключения, помогающего принять верные организационные решения: направить ребенка на обучение в соответствующую школу, клинику, реабилитационный центр. Психологическая модель

задействуется, когда родителям необходима помощь в выборе правильной тактики воспитания ребенка, в обучении ребенка тем или иным навыкам, адекватной оценке возможностей ребенка, обучении методикам коррекционной работы, а также информировании родителей о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка [1].

Принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и терпения по отношению друг к другу лежат в основе взаимодействия семьи и коллектива школы.

Различают групповые и индивидуальные формы работы с семьями. Выбор формы работы с родителями зависит от конкретной ситуации. Например, при посещении семьи на дому происходит знакомство с условиями жизни ученика, появляется возможность узнать больше о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении с родителями. Педагог имеет возможность проинформировать родителей об успехах и затруднениях ребенка, дать советы по выполнению домашних заданий [2]. Однако, приглашать родителей в школу следует, в первую очередь, в том случае, когда необходимо поделиться радостной новостью о достижениях и успехах ребенка. Не рекомендуется приглашать родителей для того, чтобы пожаловаться или критиковать поведение и успеваемость ребенка, так как это может вызывать у родителей негативное отношение к школе. Для установления контакта между родителями и педагогом проводятся индивидуальные консультации и беседы ознакомительного характера. Педагог предоставляет родителям возможность рассказать о том, с чем они хотели бы познакомить педагога в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком: особенности его здоровья; увлечения, интересы; предпочтения в общении в семье; поведенческие реакции; особенности характера и мотивации; моральные ценности семьи. Большое значение в системе воспитательной работы школы имеют родительские конференции, как общешкольные, так и классные. Во время конференций обсуждаются насущные проблемы общества, активными членами которого станут дети, проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, здоровый образ жизни, вредные привычки, сексуальное воспитание в семье. По результатам конференции могут приниматься определенные решения или намечаться мероприятия по заявленной проблеме. Анкетирование, как еще один способ взаимодействия с родителями, позволяет познакомиться с семьей и получить первоначальный объем необходимой информации. Анкета включает в себя вопросы, связанные с информацией для заполнения школьного журнала, вопросы, позволяющие получить сведения об анамнезе и развитии ребенка, узнать особенности и условия семейного воспитания учеников. Сплотить родительский коллектив позволяют родительские вечера. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить родителей слушать и слышать друг друга и самого себя. Организация совместных досуговых мероприятий способствует сближению родителей, установлению контакта между учителем и родителями.

Практические рекомендации педагогам по организации общения с родителями.

1. Педагог должен грамотно подходить к выбору места для организации общения с родителем, ведь его выбор показывает значимость встречи и уважение к человеку. Например, для серьезного общения с родителем наиболее подходящим является кабинет директора или классный кабинет.

2. С кем проводить беседу? В зависимости от цели беседы выбирается самый авторитетный член семьи, оба родителя, или тот, кто больше занимается подготовкой к урокам. Если педагог приглашает родителей, а приходит, например, бабушка или няня, то переговоры проводить не следует. Стоит объяснить, что данная проблема обсуждается исключительно с родителями. Приглашать родителей следует в письменной форме в печатном виде.

3. С чего начать общение? Для начала необходимо узнать об интересах ребенка, трудностях и проблемах в семье. Стоит выразить позитивное отношение: «Благодарю вас, что уделили внимание...». Не следует использовать фразы, содержащие неуверенность и обилие извинений, например: «Извините, если я оторвала Вас от работы...», «Если у вас есть время меня выслушать.». Важно установить контакт с родителем, подчеркнуть положительные черты ребенка и обозначить проблему встречи.

4. В процессе беседы следует использовать следующие правила:

- стиль непрямых вопросов: «Чем вы можете помочь ребенку?», «Как вы видите решение проблемы?»;

- высказывая свою точку зрения, педагогу необходимо проявлять осведомленность и компетентность в обсуждаемой теме;

- необходимо объективно описать проблемную ситуацию, прогноз и возможную динамику в случае принятия того или иного решения; обсудить сильные и слабые стороны такого решения. Педагог должен показывать компетентность, но не превосходство. Для более убедительной беседы с родителем возможно её проводить в паре с другим педагогом или психологом.

- для большей убедительности используйте словесные замки «Так же ведь?», «Я правильно говорю?», «Правда же?». Таким образом, вы активно вовлекаете человека в получение информации.

- возражайте, но не обвиняйте. Допускаются фразы: «по решению специалистов», «по моему наблюдению» и т.п. Фразы «И речи быть не может», «Ошибаетесь», «Вы не правы» не желательны.

5. В конце встречи необходимо подвести итог: «Итак, мы решили.», «Предлагаю перенести нашу встречу, так как решение не принято.», «Какие выводы из нашей встречи вы сделали?», «Какое решение вы приняли?» и поблагодарить родителя за встречу.

Умение выслушать родителей, понять их реальные проблемы, научиться анализировать ситуацию в семье, выявлять ее специфические потребности для адекватной помощи и поддержки являются залогом успешных отношений между родителями и педагогом.

Список литературы / References

1. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие / О.Л.Зверева, А.И.Ганичева. М.: Академия, 2005. 160 с.

2. Куликова Г.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник / Г.А.Куликова. М.: Академия, 2003. 232 с.

3. Шакурова М.В. Методика и технология социально-педагогической работы с семьей / М.В.Шакурова. М.: Академия, 2007. 272 с.

THE INTRODUCTION OF THE PROFESSIONAL STANDARD "TEACHER"

IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION Kashcheeva V.M. (Russian Federation) Email: Kashcheeva565@scientifictext.ru

Kashcheeva Viktoria Mikhailovna — Teacher, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL № 25, VLADIKAVKAZ

Abstract: the author analyzes the professional standard as a key element of the national qualifications system, the specifics of the organization of management of teacher education in an educational institution. A model of the development of teacher education in the context of introducing a professional standard of a teacher is presented. The role of the methodological service in the organization of these processes is revealed. The article presents an algorithm for the management of professional educational organizations in the implementation of a professional standard.

Keywords: professional standard "Teacher", the implementation of a professional standard, internal audit, methodological support.

ВНЕДРЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Кащеева В.М. (Российская Федерация)

Кащеева Виктория Михайловна — учитель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя образовательная школа № 25, г. Владикавказ

Аннотация: автором анализируется профессиональный стандарт как ключевой элемент национальной системы квалификаций, специфика организации управления педагогическим образованием в образовательном учреждении. Представлена модель развития педагогического образования в условиях внедрения профессионального стандарта педагога. Раскрывается роль методической службы в организации данных процессов. В статье представлен алгоритм управленческой деятельности руководителей образовательных организаций при внедрении профессионального стандарта. Описан процесс перехода образовательного учреждения на работу в условиях введения профессионального стандарта.

Ключевые слова: профессиональный стандарт «Педагог», внедрение профессионального стандарта, внутренний аудит, методическое обеспечение.

Современному учителю необходимо обладать навыками построения образовательного процесса с учетом способностей и возможностей учащихся и осуществлять максимальное развитие личностных качеств ребенка. В Федеральной целевой программе развития образования отмечается, что необходимым условием внедрения нового содержания и технологий общего образования являются компетентные педагогические и руководящие кадры [1].

Профессиональный стандарт педагога - это документ, включающий перечень профессиональных и персональных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации [2]. В

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.