Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ФОРМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буров Константин Сергеевич

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Актуализируется необходимость подготовки педагогов к оказанию содействия обучающимся в выборе направления профессионального образования и выстраивании жизненных перспектив, связанных с трудовой деятельностью. Определяется цель, которая состоит в научном обосновании проблемы применения форм и методов подготовки педагогов общеобразовательных организаций к оказанию содействия профессиональному самоопределению обучающихся. Проводится обзор литературы, выявляющий степень разработанности данной проблемы. Констатируется, что в научной периодике существуют некоторые основания для развертывания подготовки педагогов в контексте исследуемой проблемы. Вместе с тем остаются открытыми вопросы использования современных форм и методов, используемых в дополнительном профессиональном образовании, включающих формальные и неформальные способы повышение квалификации. В качестве методологических оснований выступают идея учета объективных и субъективных факторов, влияющих на эффективность функционирования системы повышения квалификации, принципы, выдвинутые в рамках андрагогического подхода, положение акмеологического подхода, предполагающее направленность на инновационный характер деятельности педагогов. В качестве результатов исследования предложено описание форм и соответствующих им активных методов подготовки педагогов общеобразовательных организаций к оказанию содействия профессиональному самоопределению обучающихся. Научная новизна исследования заключается в описании методологических оснований, служащих основой разработки критериев и алгоритма отбора форм и методов повышения квалификации педагогов общеобразовательных организаций в части их подготовки к оказанию содействия профессиональному самоопределению обучающихся. Теоретическая значимость состоит в развитии представлений о повышении качества формального и неформального повышения квалификации педагогических работников на основе научно обоснованного, целесообразного применения форм и методов дополнительного профессионального образования. Предполагается, что результаты исследования имеют практическую значимость и найдут применение при проектировании и реализации курсовой подготовки и внутриорганизационного обучения педагогов общеобразовательных организаций, направленной на оказание содействия профессиональному самоопределению обучающихся. Обсуждаются условия реализации данного процесса, связанные с профессиональной компетентностью преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования. В заключение приводятся основные выводы проведенного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буров Константин Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTIVE FORMS AND METHODS OF TRAINING GENERAL EDUCATION TEACHERS TO ASSIST SCHOOLCHILDREN IN THEIR CAREER GUIDANCE

The research problem and the rationale for its relevance. The need to train teachers to assist schoolchildren in career guidance is actualized. The goal is defined, which is to scientifically substantiate the problem of applying the forms and methods of training teachers of general educational organizations to assist schoolchildren's career guidance. The literature review is carried out, revealing the degree of development of this problem. It is stated that in scientific periodicals there are some grounds for the deployment of teacher training in the context of the problem under study. However, questions remain open about the use of modern forms and methods used in additional professional education, including formal and informal ways of advanced training. The methodological bases are: the idea of taking into account objective and subjective factors affecting the effectiveness of the advanced training system; the principles put forward in the andragogical approach; the provision of the acmeological approach, which implies a focus on the innovative nature of teachers' activities. As the results of the research, a description of the forms and active methods of training teachers of general educational organizations to assist in children's career guidance is offered. The scientific novelty of the research lies in the description of methodological foundations that serve as the basis for the development of criteria and algorithm for the selection of forms and methods of advanced training of teachers of general educational organizations in terms of their training to assist schoolchildren's career guidance. Theoretical significance lies in the development of ideas about improving the quality of formal and informal advanced training of teachers, based on scientifically based, expedient application of forms and methods of additional professional education. It is assumed that the results of the research have practical relevance and will find application in the design and implementation of course training and internal organizational training of teachers of general educational organizations, aimed at assisting in the career guidance of schoolchildren. The conditions for the implementation of this process, related to the professional competence of teachers of institutions of additional professional education, are discussed. The main conclusions of the research are presented in the conclusion.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

УДК 378.091.398+37.047

Перспективные формы и методы подготовки педагогов общеобразовательных организаций к оказанию содействия профессиональному самоопределению обучающихся

К. С. Буров

https://orcid.org/0000-0003-1625-5414 kos_chel@mail .ru

Prospective forms and methods of training general education teachers to assist schoolchildren in their career guidance

К. S. Burov

Аннотация

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Актуализируется необходимость подготовки педагогов к оказанию содействия обучающимся в выборе направления профессионального образования и выстраивании жизненных перспектив, связанных с трудовой деятельностью. Определяется цель, которая состоит в научном обосновании проблемы применения форм и методов подготовки педагогов общеобразовательных организаций к оказанию содействия профессиональному самоопределению обучающихся. Проводится обзор литературы, выявляющий степень разработанности данной проблемы. Констатируется, что в научной периодике существуют некоторые основания для развертывания подготовки педагогов в контексте исследуемой проблемы. Вместе с тем остаются открытыми вопросы использования современных форм и методов, используемых в дополнительном профессиональном образовании, включающих формальные и неформальные способы повышение квалификации. В качестве методологических оснований выступают идея учета объективных и субъективных факторов, влияющих на эффективность функционирования системы повышения квалификации, принципы, выдвинутые в рамках андрагогического подхода, положение акмеологического подхода, предполагающее направленность на инновационный характер деятельности педагогов. В качестве результа-

тов исследования предложено описание форм и соответствующих им активных методов подготовки педагогов общеобразовательных организаций к оказанию содействия профессиональному самоопределению обучающихся. Научная новизна исследования заключается в описании методологических оснований, служащих основой разработки критериев и алгоритма отбора форм и методов повышения квалификации педагогов общеобразовательных организаций в части их подготовки к оказанию содействия профессиональному самоопределению обучающихся. Теоретическая значимость состоит в развитии представлений о повышении качества формального и неформального повышения квалификации педагогических работников на основе научно обоснованного, целесообразного применения форм и методов дополнительного профессионального образования. Предполагается, что результаты исследования имеют практическую значимость и найдут применение при проектировании и реализации курсовой подготовки и внутриорганизационного обучения педагогов общеобразовательных организаций, направленной на оказание содействия профессиональному самоопределению обучающихся. Обсуждаются условия реализации данного процесса, связанные с профессиональной компетентностью преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования. В заключение приводятся основные выводы проведенного исследования.

Abstract

The research problem and the rationale for its relevance. The need to train teachers to assist schoolchildren in career guidance is actualized. The goal is defined, which is to scientifically substantiate the problem of applying the forms and methods of training teachers of general educational organizations to assist schoolchildren's career guidance. The literature review is carried out, revealing the degree of development of this problem. It is stated that in scientific periodicals there are some grounds for the deployment of teacher training in the context of the problem under study. However, questions remain open about the use of modern forms and methods used in additional professional education, including formal and informal ways of advanced training. The methodological bases are: the idea of taking into account objective and subjective factors affecting the effectiveness of the advanced training system; the principles put forward in the andragogical approach; the provision of the acmeological approach, which implies a focus on the innovative nature of teachers' activities. As the results of the research, a description of the forms and active methods of training teachers of general educational organizations to assist in children's career guidance is offered. The scientific novelty of the research lies in the description of methodological foundations that serve as the basis for the development of criteria and algorithm for the selection of forms and methods of advanced training of teachers of general educational organizations in terms of their training to assist schoolchildren's career guidance. Theoretical significance lies in the development of ideas about improving the quality of formal and informal advanced training of teachers, based on scientifically based, expedient application of forms and methods of additional professional education. It is assumed that the results of the research have practical relevance and will find application in the design and implementation of course training and internal organizational training of teachers of general educational organizations, aimed at assisting in the career guidance of schoolchildren. The conditions for the implementation of this process, related to the professional competence of teachers of institutions of additional professional education, are discussed. The main conclusions of the research are presented in the conclusion.

ЧИППКР0

Ключевые слова: содействие профессиональному самоопределению обучающихся, дополнительное профессиональное образование, педагоги общеобразовательных организаций, дополнительная профессиональная программа, формы повышения квалификации, активные методы обучения, консультационная и методическая поддержка педагогической деятельности, цифровизация образования, инновационная педагогическая деятельность.

Keywords: assistance to career guidance of schoolchildren, additional professional education, teachers of general educational organizations, additional professional program, forms of advanced training, active teaching methods, consulting and methodical support of pedagogical activity, digitali-zation of education, innovative pedagogical activity.

Введение

Проблема подготовки педагогов к оказанию содействия профессиональному самоопределению обучающихся обусловлена необходимостью обеспечения достижения личностных результатов образования, обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования. В частности, указывается на формирование способности к выбору направления профессионального образования и выстраиванию жизненных перспектив на основе положительного отношению к трудовой деятельности, ориентирования в мире профессий, осознания собственных профессиональных склонностей и возможностей. Такая характеристика обучающихся в педагогической науке связывается с процессом профессионального самоопределения личности.

При этом достижение успешного результата обусловлено не только внутренними процессами самосознания и рефлексии, но и влиянием внешней среды (например, внешней оценкой образовательных результатов). Существенным компонентом внешней среды можно считать образовательную организацию. Именно педагоги в образовательной организации помогают создать условия для развития интересов обучающихся. Например, учитель раскрывает прикладное значение образовательного предмета, его значение для определенной сферы профессиональной деятельности. Кроме того, осваиваемые знания и умения сами являются средством, обеспечивающим успеш-

ную подготовку к получению профессионального образования.

Вместе с тем обучающиеся все чаще не прослеживают прикладного значения образовательных предметов, меньше доверяют мнению учителей, вследствие чего затрудняются в определении направления профессионального образования. Вопросы определения перспектив профессионального развития выводятся за рамки образовательного процесса. В результате наблюдается снижение интереса обучающихся к процессу определения профессиональных интересов. Это вызвано еще и тем, что педагоги затрудняются в выборе современных технологий, способствующих демонстрации значения образования для профессионального самоопределения.

Необходимо также отметить, что указанные вопросы недостаточно представлены в дополнительных образовательных программах повышения квалификации различных категорий педагогических работников. Подобные программы сфокусированы на методике преподавания элективных курсов, программ дополнительного образования, организации профориентационных мероприятий в рамках внеурочной работы, интеграции с движением WorldSkШs [1]. В то же время учителям требуется освоение современных инструментов содействия профессиональному самоопределению обучающихся, которые могут применяться, в том числе, в рамках преподаваемого предмета.

Такая целевая направленность позволяет предположить, что вопросы содействия профессиональному самоопределению могут рассматриваться в структуре курсов повышения квалификации всех категорий педагогических работников. Дополнительные профессиональные программы подобной тематики могут предполагать подготовку педагогов одной образовательной организации к комплексной профориентационной деятельности. Опыт разработки содержания таких программ и интеграции их в курсовую подготовку представлялся в наших публикациях.

Вместе с тем наличие соответствующих знаний не гарантирует их качественного освоения. Кроме того, потребности педагогов часто связаны с освоением эффективных средств педагогической деятельности. В связи с этим актуализируется вопрос применения эффективных

форм и методов подготовки педагогов, преподающих различные предметы, к оказанию содействия профессиональному самоопределению обучающихся. Дело в том, что такие методы помогут выстроить процесс повышения квалификации не только в содержательном плане. Ознакомление с психолого-педагогическими знаниями должно дополняться получением опыта применения соответствующих технологий, что отвечает принципам обучения взрослых. Стоит отметить, что такие способы повышения квалификации, которые должны способствовать обновлению знаний и умений педагогов, помогающих оказать реальное содействие профессиональному самоопределению обучающихся, недостаточно объемно представлены в научной литературе.

В связи с данными предпосылками целью настоящего исследования можно определить научное обоснование проблемы применения форм и методов подготовки педагогов общеобразовательных организаций к оказанию содействия профессиональному самоопределению обучающихся. Следовательно, необходимо выполнить анализ научной литературы по проблеме, описать методологическую основу отбора форм и методов повышения квалификации, описать наиболее перспективные стратегии их применения.

Обзор литературы

Подготовка педагогов к оказанию содействия профессиональному самоопределению обучающихся как задача дополнительного профессионального образования представлена в научной периодике. Так, Т. В. Королева отмечает, что у педагогов существуют определенные затруднения в организации деятельности, способствующей профессиональному самоопределению обучающихся. При этом исследователь наглядно демонстрирует, что педагоги испытывают затруднения в осознании целей и мотивов данной деятельности, таких как желание помогать обучающимся в сложной ситуации выбора профессии, чувство долга, потребность в овладении новыми знаниями, стремление к самореализации. Представлены результаты применения такой формы как внут-риорганизационные научно-методические семинары для повышения готовности учителей к содействию профессиональному самоопределению [2].

Т. И. Касьянова, А. В. Мальцев и Д. В. Шку-рин указывают на разработанность содержательной основы профориентационной деятельности в школе. Например, модульной программы «Старт в профессию» для обучающихся разного возраста. Отмечается, что их применение в практике образовательной деятельности требует дополнительной подготовки педагогов в области возрастной педагогики и психологии, методики профориентационной деятельности [3].

Г. Н. Кузнецова представляет опыт разработки и реализации дополнительных профессиональных программ, знакомящих педагогов с вопросами ранней профориентации детей дошкольного возраста. Автором указывается на необходимость практико-ориентированной направленности таких программ. Для этого предлагается использовать активные формы образовательного взаимодействия: работа в малых группах, мастер-классы по проектированию профориентационной среды, деловая игра, семинар-практикум. Это позволит учителям освоить практические умения планирования разнообразных профориентационных мероприятий и получить образовательные продукты, которые можно применять в практике педагогической деятельности [4].

И. А. Килина и Е. В. Понамарева пишут о том, что традиционные семинары-практикумы, в рамках которых проводится повышение квалификации педагогов по проблеме содействия профессиональному самоопределению обучающихся, следует интегрировать с проектной деятельностью.

Кроме того, указывается на значимость таких неформальных способов повышения квалификации, как тематические консультации, профессиональные конкурсы, участие в исследовательской и экспериментальной деятельности образовательной организации. Эти формы могут связываться с развертыванием инноваций в сфере содействия профессиональному самоопределению обучающихся. В этом плане такие формы повышения квалификации являются существенным ресурсом, который может использовать образовательная организация для повышения эффективности данной деятельности [5].

В публикации А. А. Севрюковой, Д. Ф. Ильясова и О. А. Костенко также указывается

на необходимость использования способов неформального повышения квалификации и практико-ориентированных методов в работе с педагогами: социальное проектирование, проведение исследований, моделирование индивидуальных методических продуктов [6].

В. А. Исаенко и Н. А. Каракай характеризуют опыт развертывания инновационной деятельности в сфере содействия профессиональному самоопределению в рамках ресурсного центра, созданного на базе образовательной организации. Его назначение состоит в оказании методической поддержки педагогам в освоении знаний и умений, позволяющих поддерживать профессиональное становление и успешную социализацию обучающихся. Направлениями деятельности такого центра является развертывание целевого повышения квалификации; накопление банка программных продуктов; консультирование педагогов; организация и проведение конференций, семинаров, мастер-классов; издательская деятельность. Таким образом, деятельность по повышению квалификации в данном направлении деятельности интегрирует различные формальные и неформальные способы обмена знаниями [7].

Также существуют исследования, систематизирующие современные методы повышения квалификации, такие как сторителлинг, деловая игра, секондмент, профессиональное моделирование, кейс-метод, баскет-метод, наставничество, коучинг, бенчмаркинг и т. д. Делается вывод, что данные методы имеют большой потенциал в дополнительном профессиональном образовании [8]. При этом требуется уточнить, как эти методы могут быть использованы в практике повышения квалификации педагогических работников.

Таким образом, можно отметить, что в научной литературе осознается значимость подготовки педагогов к содействию профессионального самоопределения обучающихся, констатируются их затруднения в данной деятельности. Исследуется потенциал форм и методов повышения квалификации педагогов в данном направлении. Вместе с тем данные исследования фокусируются на представлении методик преподавания программ дополнительного образования профориентационной направленности, изучении потенциала методов внутриорганизационного обучения. Это дает

некоторые основания для развертывания практической деятельности в данном направлении. Вместе с тем остаются открытыми вопросы использования современных форм и методов, используемых в дополнительном профессиональном образовании. Тем более что динамичность процессов развития образования требует включения педагога в различные формальные и неформальные способы повышение квалификации.

Методология (материалы и методы)

Методологическая основа нашего исследования выстраивается на основе научных педагогических знаний, поддерживающих закономерности образования взрослых и лежащих в основе организации дополнительного профессионального педагогического образования.

Для организации дополнительного профессионального образования имеет значение идея учета объективных и субъективных факторов, влияющих на эффективность функционирования системы повышения квалификации, обоснованная Д. Ф. Ильясовым. Данная идея регламентирует технологию отбора содержания повышения квалификации и проектирование форм его реализации в зависимости от существующих условий. Это позволяет обеспечивать единство содержания и формы дополнительного профессионального образования [9]. Опора на данное положение предполагает ориентирование содержания дополнительных профессиональных программ и внутриорганизаци-онного обучения на решение задачи подготовки педагогов к осуществлению содействия профессиональному самоопределению.

Для решения этой задачи предполагается ориентирование педагогов на использование современных форм профориентационной деятельности, например использование потенциала наставнической деятельности и т. д. Это предполагает активный обмен знаниями, ориентацию на передовые педагогические практики, реализуемые в сфере профориентационной деятельности.

В рамках андрагогического подхода были сформулированы принципы приоритетности самостоятельной совместной деятельности в организации обучения, опоры на положительный жизненный опыт, востребованности результатов обучения в практической деятельности [10]. Данные принципы прямо ука-

зывают на приоритеты в отборе форм и методов дополнительного профессионального образования. Это такие методы, которые предполагают организацию совместной деятельности слушателей, основанную на обсуждении реального педагогического опыта и проектирования практико-ориентиро-ванных методических продуктов. Например, убеждению педагогов в необходимости использования современных инструментов профориентационной работы способствует применение коучинга; комплексный характер содействия профессиональному самоопределению можно выстроить на основе командной проектной работы; демонстрация прикладного характера предлагаемых инструментов способствует использование кейс-метода, баскет-метода; сфокусировать слушателей на применение инструментов в педагогической практике позволяет использование деловой игры. Также предполагается поддержка самообразования педагогов в вопросах содействия профессиональному самоопределению обучающихся.

Положение акмеологического подхода, предполагающее направленность на самореализацию в педагогической деятельности, имеет перспективный характер. Его применение находит свое отражение в ориентировании форм и методов повышения квалификации на инновационное развитие образовательных систем. Так, принцип регулируемого эволюционирования образовательных систем, сформулированный Д. Ф. Ильясовым и Г. Н. Сериковым, предопределяет выявление характеристик дополнительного профессионального образования, ориентированных на происходящие инновационные изменения [11]. Более того, Т. А. Прищепа утверждает, что особенностью процесса обновления системы дополнительного профессионального образования является направленность на инновационный характер деятельности педагогов [12].

С этой точки зрения возникает необходимость вовлечения педагогов в такие виды деятельности, как инновационная и исследовательская работа в образовательной организации, направленная на поиск эффективных способов содействия в выборе профессии и социализации обучающихся. В рамках такой дея-

тельности могут создаваться инновационные продукты, формироваться интересный опыт содействия профессиональному самоопределению. Кроме того, данные положения обусловливают ориентированность используемых форм и методов повышения квалификации педагогов на широкое использование информационно-коммуникационных технологий и цифровых ресурсов.

На основе данных положений можно сформулировать критерии отбора форм и методов подготовки педагогов общеобразовательных организаций к оказанию содействия профессиональному самоопределению обучающихся: содержательно-целевой, психолого-педагогический, практико-ориентированный, инновационный. Содержательно-целевой критерий предполагает, что используемые формы и методы повышения квалификации должны соответствовать содержанию образования. Психолого-педагогический критерий обусловливает необходимость учета особенностей образования взрослых обучающихся. Практико-ориентированный критерий определяет возможность применения демонстрируемых способов деятельности в педагогической практике. Инновационный критерий указывает на применение форм обучения, позволяющих максимально активно включать педагогов в образовательную деятельность и профессиональную самореализацию. Проинтерпретируем применение данных критериев на примере целевого алгоритма отбора форм и методов дополнительного профессионального образования, реализуемого в рамках задач исследования.

Предпочитаемые формы повышения квалификации согласуются с задачей и содержанием указанной деятельности. В данном случае в качестве приоритетной задачи выступает содействие педагогам в освоении нормативно-правовых оснований, психолого-педагогических знаний, содержательной основы и технологий, позволяющих освоить необходимые способы педагогической деятельности. Для каждого содержательного направления могут быть применены наиболее подходящие формы и методы реализации содержания повышения квалификации.

Предлагаемые к освоению методы отвечают требованиям к образованию взрослых обучающихся: ориентация на продуктивную совмест-

ную деятельность слушателей, основанная на обсуждении реального педагогического опыта и проектирования методических продуктов. Это подразумевает использование активных методов обучения: кейс-метод, проектирование. Практико-ориентированный характер представления инструментов содействия профессиональному самоопределению обучающихся определяется тем, что предлагаемые методы могут иметь перспективу для их использования в практике общего образования. Учет условий реализации повышения квалификации, организованного в рамках курсовой подготовки или внутриорганизационного обучения, предполагает возможность реализации педагогического взаимодействия в цифровой образовательной среде. Наконец, используемые методы могут опираться на методическую и педагогическую деятельность педагогов и апробироваться в ходе инновационной деятельности. На основе данного можно выявить перспективные способы повышения квалификации по заявленной тематике.

Результаты и их описание

Апробация перспективных форм и методов подготовки педагогов общеобразовательных организаций к оказанию содействия профессиональному самоопределению обучающихся осуществлялась в различных формах.

Первая форма - это курсовая подготовка. Первая задача, которая стоит перед преподавателем, заключается в необходимости убеждения педагогов в важности задачи достижений образовательных результатов, связанных с готовностью обучающихся к выбору профессии. В данном случае используется лекционная форма. Для ориентирования педагогов в нормативно-правовых основаниях и психолого-педагогических знаниях, которые помогают выстроить педагогическую деятельность, используются методы визуализации информации и дискуссионные методы. Так, в качестве демонстрационного материала используется ин-фографика. Это способствует повышению осведомленности о приоритетах государственной образовательной политики в области социализации обучающихся и достижения ими личной успешности.

Преимущество методов визуализации состоит в том, что они могут быть реализованы в цифровой образовательной среде: инфогра-

фика, мультимедийная презентация, сопровождение видеоряда. Подобным образом представляются успешные практики, отражающие применение современных стратегий профориентации: сетевое взаимодействие, разработка и внедрение программ профессионального обучения, участие в волонтерском движении, конкурсах профессионального мастерства, движении WorldSkills, выставочной деятельности. На основе полученной информации ставились дискуссионные вопросы о роли учителя в процессе взаимодействия с ребенком по вопросам профориентации, возможности реализации различных инициатив, программ, технологий. Сочетание наглядного представления информации и обмен знаниями способствует формированию убеждения о возможностях всех педагогов в профессиональном самоопределении обучающихся.

Кейс-метод актуализирует существующий опыт педагогов и позволяет продемонстрировать реальную ситуацию, которая позволит задуматься о том, какие методы взаимодействия модно использовать с учетом возраста обучающихся и сформировавшихся у них убеждений. Нужно отметить, что данная деятельность должна быть хорошо подготовленной. Так, например, работа с кейс-ситуацией организуется на основе работы с учебным пособием: «Наставничество в школе. Педагогические перспективные способы совершенствования культуры наставнической деятельность участников образовательных отношений». Данное учебное пособие представляет собой сборник ситуационных задач и позволяет ознакомить слушателей со способами наставничества, которые используются для решения трудных ситуаций образовательной практики. Например, представляется характерная для современной школы ситуация, когда обучающийся чувствует себя растерянно в решении вопроса выбора профессии, что обусловлено его низкой мотивацией к трудовой деятельности. Слушателям предлагается ознакомиться со способами наставничества и предложить варианты его применения для успешного разрешения предложенной ситуации. Групповая работа с кейсом позволяет привлечь педагогические представления, собственный опыт и организовать активный обмен знаниями.

Далее следует демонстрация преподавателем современных инструментов профориента-ционной деятельности в форме мастер-класса. Это позволяет показать, как использовать предложенный метод, объяснить его дидактические возможности и особенности. Именно такие методы педагоги могут сразу применять в практической деятельности. Например, это метод кинопедагогики, демонстрирующий возможности мультипликационных и художественных фильмов в формировании ценностного отношения к трудовой деятельности у детей разного возраста на материале мультфильма «Песенка мышонка». Другой вариант работы - демонстрация методики работы с художественным фильмом для пробуждения интереса к учебным предметам, связанным с определенной сферой профессий. Например, на основе кинофильма «Марсианин» можно продемонстрировать, как можно организовать обсуждение обучающимися связи содержания учебных предметов с их приложением к профессиональной деятельности. Подобным образом может выстраиваться работа с такими инструментами содействия профессиональному самоопределению, как средства формирования профессионального самосознания, средства самодиагностики готовности к трудовой деятельности, картирование профессий, коллективный профессионально ориентированный проект, образовательный туризм, индивидуальный профессионально-образовательный маршрут в виде дорожной карты, цифровые образовательные ресурсы и т. д.

Наконец, еще одним действенным методом подготовки педагогов выступает педагогическое проектирование. Вовлечение слушателей в данный вид деятельности позволит продемонстрировать перспективы коллективной организации профориентационной деятельности. В частности, слушателям одной образовательной организации поручается выстроить систему содействия профессиональному самоопределению на основе сотрудничества педагогов. Организованная группа слушателей определяет полномочия субъектов, перспективы организации деятельности в течение учебного года, используемые формы и методы работы. Подготовка такого проекта и его публичное представление направлено на создание конкретного методического продукта, помогает в осуществ-

лении внутриорганизационного взаимодействия. Также педагоги могут получить поддержку администрации образовательной организации, в выстраивании профориентационной работы на системной основе. Кроме того, такой проект может выступать как основа для оценивания освоенных педагогами компетенций, его можно использовать для организации итоговой аттестации слушателей.

В целом предложенные методы можно использовать как в ходе курсовой подготовки, в процесс реализации модульных курсов, так и во внутриорганизационном обучении.

Вторая перспективная форма реализации подготовки педагогов общеобразовательных организаций к оказанию содействия профессиональному самоопределению обучающихся -это консультационная и методическая поддержка, реализуемая с использованием цифровых средств. В частности, проблема низкой трудовой мотивации характерна для низкомотивированных и слабоуспевающих обучающихся. Для поддержки педагогов в работе с такими учащимися активно ведется деятельность методических сообществ, размещенных в сети Интернет. Функционирование данных сообществ обеспечивается силами сотрудников учреждений дополнительного профессионального образования. В данных сообществах возможно разместить методические материалы, отражающие практики оказания содействия обучающимся общеобразовательных школ в их профессиональном самоопределении. При этом можно сделать акцент на таких методах, которые будут активизировать не только познавательную, но и эмоциональную, волевую, моти-вационную сферу обучающихся.

Преимущества данной формы повышения квалификации состоят в возможности поддержки самообразовательной деятельности педагогов, которые проявляют интерес к перспективным способам содействия профессиональному самоопределению обучающихся. Данная форма может использоваться для организации неформального повышения квалификации педагогов, осуществляемого в межкурсовой период. В качестве методов используются методы структурирования и визуализации информации. Также применяются методы популяризации актуальных научных психолого-педагогических знаний. Например, можно

информировать педагогическую общественность о перспективных опубликованных научно-прикладных исследованиях в области содействия обучающимся в выборе профессии. Это требует умения обобщения, доступного и интересного представления информации в цифровом виде.

Еще одной перспективной формой подготовки педагогов общеобразовательных организаций к оказанию содействия профессиональному самоопределению обучающихся представляется участие педагогов в инновационной деятельности образовательных организаций. Такая деятельность может быть развернута педагогами образовательной организации в инициативном порядке. Также подобная деятельность может реализовываться в рамках деятельности инновационных площадок федерального и регионального уровней. В ходе такой деятельности активно используются методы внутриорганизационного обучения и самообразования педагогов. Их применение ориентируется на стратегию выстраивания индивидуальной педагогической деятельности по проектированию и апробации перспективных авторских способов содействия профессиональному самоопределению обучающихся. Подобная деятельность также может выстраиваться на коллективной основе. У педагогов появляется возможность не только апробировать существующие образовательные технологии, но и проверить их эффективность в условиях реального образовательного процесса. В перспективе такая деятельность может привести к созданию и концептуализации позитивного опыта реализации содействия профессиональному самоопределению обучающихся, обладающих различными возрастными и индивидуальными особенностями.

Предложенные формы и методы подготовки педагогов общеобразовательных организаций к оказанию содействия профессиональному самоопределению обучающихся были апробированы в процессе реализации модульного курса «Современные образовательные технологии: новые инструменты профессиональной ориентации». Особенностью реализации последнего явилась возможность целенаправленного педагогов одной образовательной организации. В рамках реализации содержания образования осуществлялось содействие педагогам в освое-

нии современных способов содействия профессиональному самоопределению.

После проведения данного курса был проведен опрос об эффективности предлагаемых форм и методов повышения квалификации. Данные опроса показали, что большая часть педагогов (более 74%) заинтересовалась вопросами оказания содействия обучающимся в процессе профессионального самоопределения. Также более 84% опрошенных педагогов высказались о перспективности применения активных форм обучения и демонстрации методов, которые были ориентированы на реальную образовательную практику. Также чуть более половины педагогов (54%) выказали заинтересованность в использовании инструментов методической поддержки педагогической деятельности профориента-ционной направленности, в межкурсовой период. Это означает, что вопросы подготовки педагогов к осуществлению содействия профессиональному самоопределению обучающихся необходимо усиливать, используя ресурсы инновационной деятельности.

В целом можно констатировать, что использование развивающихся форм и современных методов подготовки педагогов общеобразовательных организаций к оказанию содействия профессиональному самоопределению обучающихся, основанных на предоставлениях об обучении взрослых, имеет перспективный характер.

Обсуждение

Подготовка педагогов общеобразовательных организаций к оказанию содействия профессиональному самоопределению обучающихся соотносится с приоритетами государственной образовательной политики. Вместе с тем требуется обоснование современных способов формального и неформального повышения квалификации, способствующих данной деятельности. Предлагается методологическое обоснование принципов, критериев и алгоритма выбора форм и методов обучения педагогов по исследуемой проблеме. Их использование при формировании содержания и способов реализации дополнительных профессиональных программ представляется перспективным.

Вместе с тем возникают дискуссионные вопросы, касающиеся подготовленности педагогов учреждений дополнительно профессио-

нального образования к использованию предложенных методов, особенно тех, которые поддерживают реализацию дополнительных профессиональных программ с использованием цифровых средств. Такие методы требуют дополнительного освоения способов структурирования и визуализации информации.

Отдельного внимания требует вопрос организации консультационной методической поддержки и сопровождения инновационной деятельности педагогов и образовательных организаций в области проектирования методических систем содействия профессиональному самоопределению обучающихся. Кроме того, представляется интересным исследование отношения педагогов к неформальным способам повышения квалификации и состояния их готовности к осуществлению осуществлять самообразования. Данные вопросы требуют дополнительного исследования.

Заключение

В данной статье была представлена проблема отбора перспективных форм и методов подготовки педагогов общеобразовательных организаций к оказанию содействия профессиональному самоопределению обучающихся. Педагоги отмечают, что они не только имеют затруднения в данном виде деятельности. Информативный характер предлагаемых форм и методов повышения квалификации затрудняет освоение и практическую реализацию инструментов профориентационной деятельности. В связи с этим была поставлена соответствующая цель исследования.

В статье была проанализирована научная литература, отражающая опыт и перспективы применения форм повышения квалификации педагогов по исследуемому направлению. Было констатировано, что преимущественно внимание уделялось содержательному наполнению данной деятельности и описанию существующих практик. Вместе с тем малоисследованными остаются вопросы применения современных форм и методов, используемых в дополнительном профессиональном образовании.

Были приведены методологические основания, позволяющие определить способы отбора эффективных форм и методов повышения квалификации педагогов. В качестве методологических оснований выступают идея учета объек-

тивных и субъективных факторов, влияющих на эффективность функционирования системы повышения квалификации, принципы, выдвинутые в рамках андрагогического подхода, положение акмеологического подхода, предполагающее направленность на инновационный характер деятельности педагогов. На основе данных идей были разработаны критерии отбора форм и методов подготовки педагогов общеобразовательных организаций к оказанию содействия профессиональному самоопределению обучающихся и алгоритм их практического применения.

На основе данных положений были систематизированы перспективные формы и методы исследуемой деятельности. В частности, были предложены способы реализации содержания дополнительных профессиональных программ, отражающих вопросы подготовки педагогов к содействию профессиональному самоопределению обучающихся.

Были рассмотрены такие формы, как курсовая подготовка, способы консультационной и методической поддержки, реализуемой с использованием цифровых средств, участие педагогов в инновационной деятельности образовательных организаций. В рамках данных форм был рассмотрен дидактический потенциал применения активных методов обучения: визуализация и структурирование информации, дискуссионный метод, кейс-метод, демонстрация современных инструментов профориента-ционной деятельности в форме мастер-класса, педагогическое проектирование, методы информирования с использованием цифровых технологий, сопровождение инновационной деятельности.

Предложенные формы и методы можно использовать при проектировании и реализации курсовой подготовки и внутриорганизационно-го обучения педагогов общеобразовательных организаций, направленного на оказание содействия профессиональному самоопределению обучающихся.

Библиографический список:

1. Барихина, М. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного самоопределения обучающихся / М. В. Барихи-на, Н. О. Свиридова. - Текст : непосредственный // Инновационное развитие профессио-

нального образования. - 2022. - № 1 (33). -С. 101-107.

2. Королева, Т. В. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся: отношение и готовность педагогов / Т. В. Королева. - Текст : непосредственный // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2021. - № 4 (44). - С. 136-144.

3. Касьянова, Т. И. Профессиональное самоопределение старшеклассников как общественная проблема / Т. И. Касьянова, А. В. Мальцев, Д. В. Шкурин. - Текст : непосредственный // Образование и наука. - 2018. - Т. 20, № 7. -С. 168-187.

4. Кузнецова, Г. Н. Актуализация проблемы ранней профориентации детей дошкольного возраста в дополнительных профессиональных программах / Г. Н. Кузнецова. - Текст : непосредственный // Современное педагогическое образование. - 2020. - № 3. - С. 147-151.

5. Килина, И. А. Становление системы повышения квалификации педагогов Кемеровской области в сферах профориентации и постинтернатного сопровождения / И. А. Ки-лина, Е. В. Понамарева. - Текст : непосредственный // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2013. - № 1 (9). -С.34-37.

6. Севрюкова, А. А. Развитие готовности тьюторов общеобразовательной организации к сопровождению профессионального самоопределения обучающихся / А. А. Севрюкова, Д. Ф. Ильясов, О. А. Костенко. - Текст : непосредственный // Вестник Томского государственного педагогического университета. -2018. - № 8 (197). - С. 102-109.

7. Исаенко, В. А. Развитие навыков профессионального ориентирования и самоопределения школьников / В. А. Исаенко, Н. А. Кара-кай. - Текст : непосредственный // Педагогическая перспектива. - 2021. - № 2. - С. 67-76.

8. Санатина, К. П. Повышение квалификации кадров: современные методы / К. П. Са-натина, С. А. Ярушева. - Текст : непосредственный // Общество, экономика, управление. - 2021. - Т. 6, № 1. - С. 54-59.

9. Ильясов, Д. Ф. Объективные и субъективные факторы и их учет в управлении повышением квалификации руководителей образовательных учреждений / Д. Ф. Ильясов. - Текст : непосредственный // Вестник Южно-

Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2005. - № 6. - С. 38-49.

10. Змеёв, С. И. Применение андрагогиче-ских принципов обучения в подготовке и повышении квалификации специалистов / С. И. Змеёв. - Текст : непосредственный // Человек и образование. - 2014. - № 1 (38). -С.8-14.

11. Ильясов, Д. Ф. Принцип регулируемого эволюционирования в педагогике / Д. Ф. Ильясов, Г. Н. Сериков. - Москва : ВЛАДОС, 2003. - 336 с. - Текст : непосредственный.

12. Прищепа, Т. А. Основные причины и направления обновления системы дополнительного профессионального образования педагогов в условиях ее системного развития / Т. А. Прищепа. - Текст : непосредственный // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - № 13 (141). -С.120-127.

References:

1. Barikhina, M. V., Sviridova, N. O. Psychological and pedagogical support of professional and personal self-determination of students [Psi-hologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie profes-sional'no-lichnostnogo samoopredeleniya obuchayushchihsya], Innovative Development of Professional Education, 2022, No. 1 (33), pp.101-107.

2. Koroleva, T. V. Pedagogical support for schoolchildren' career guidance: the attitude and readiness of teachers [Pedagogicheskoe so-provozhdenie professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchihsya: otnoshenie i gotovnost' peda-gogov], Professional Education in Russia and Abroad, 2021, No. 4 (44), pp. 136-144.

3. Kasyanova, T. I., Maltsev, A. V., Shkurin, D. V. Professional self-determination of high school students as a social problem [Professional'noe sa-moopredelenie starsheklassnikov kak ob-shchestvennaya problema], Education and Science, 2018, Vol. 20, No. 7, pp. 168-187.

4. Kuznetsova, G. N. Actualization of the problem of early career guidance for preschool children in additional professional programs [Aktual-izaciya problemy rannej proforientacii detej dosh-kol'nogo vozrasta v dopolnitel'nyh professional'nyh programmah], Modern Pedagogical Education, 2020, No. 3, pp. 147-151.

5. Kilina, I. A., Ponamareva, E. V. Formation of the system ofprofessional development of teachers of the Kemerovo region in the areas of vocational guidance and afterschool support [Stanovlenie sistemy povysheniya kvalifikacii ped-agogov Kemerovskoj oblasti v sferah proforientacii i postinternatnogo soprovozhdeniya], Professional Education in Russia and abroad, 2013, No. 1 (9), pp. 34-37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Sevryukova, A. A., Ilyasov, D. F., Kosten-ko, O. A. Development of readiness of tutors of general educational organization to support professional self-determination of students [Razvitie gotovnosti t'yutorov obshcheobrazovatel'noj organ-izacii k soprovozhdeniyu professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchihsya], Bulletin of Tomsk State Pedagogical University, 2018, No. 8 (197), pp. 102-109.

7. Isayenko, V. A., Karakai, N. A. Development of skills of professional orientation and self-determination of schoolchildren [Razvitie navykov professional'nogo orientirovaniya i samoopredele-niya shkol'nikov], Pedagogical Perspective, 2021, No. 2, pp. 67-76.

8. Sanatina, K. P., Yarusheva, S. A. Professional development of personnel: modern methods [Povyshenie kvalifikacii kadrov: sovremennye metody], Society, Economy, Management., 2021, Vol. 6, No. 1, P. 54-59.

9. Ilyasov, D. F. Objective and subjective factors and their consideration in the management of professional development of heads of educational institutions [Ob"ektivnye i sub"ektivnye faktory i ih uchet v upravlenii povysheniem kvalifikacii rukovoditelej obrazovatel'nyh uchrezhdenij], Bulletin of the South Ural State University. Series: Education, Health, Physical Culture.,2005, No. 6, pp. 38-49.

10. Zmeev, S. I. Application of andragogic principles of learning in training and professional development of specialists [Primenenie andragog-icheskih principov obucheniya v podgotovke i povyshenii kvalifikacii specialistov], Man and Education, 2014, No. 1 (38), pp. 8-14.

11. Ilyasov, D. F., Serikov, G. N. Principle of regulated evolution in pedagogy [Princip reguli-ruemogo evolyucionirovaniya v pedagogike], Moscow: VLADOS, 2003. 336 p.

12. Prishchepa, T. A. The main reasons and directions of updating the system of additional professional education of teachers in the conditions of

its systemic development [Osnovnye prichiny v usloviyah ee sistemnogo razvitiya], Bulletin of i napravleniya obnovleniya sistemy dopolnitel'no- Tomsk State Pedagogical University, 2013, go professional'nogo obrazovaniya pedagogov No. 13 (141), pp. 120-127.

Образец для цитирования статьи:

Буров, К. С. Перспективные формы и методы подготовки педагогов общеобразовательных организаций к оказанию содействия профессиональному самоопределению обучающихся / К. С. Буров. - Текст : непосредственный // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2022. - № 2 (51). - С. 118-129.

Example for article citation:

Burov, К. S. Prospective forms and methods of training general education teachers to assist schoolchildren in their career guidance [Perspektivny'e formy' i metody' podgotovki pedagogov obshheobra-zovatel'ny'x organizacij k okazaniyu sodejstviya professional'nomu samoopredeleniyu obuchayush-hixsya], Scientific support of a system of advanced training, 2022, No. 2 (51), pp. 118-129.

ЧИППКРО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.