Научная статья на тему '"PERSONA". ЧАСТЬ IV'

"PERSONA". ЧАСТЬ IV Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
имя / молитва / цивилизация / культура

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Корюкин О.В., Оглоблин А.В.

Редакция научного журнала «На пути к гражданскому обществу» продолжает публикацию авторской учебной программы «Persona» А. В. Оглоблина. Автор программы по окончании Ивановского государственного университета работал в разных учебных заведениях Ивановской области и Коми АССР учителем, преподавателем, директором, заместителем директора. В программе им обобщен почти полувековой опыт преподавания гуманитарных дисциплин школьникам и учащимся учреждений среднего профессионального образования, выступлений перед учительской аудиторией, индивидуальной воспитательной работы с молодежью. Представляется, что учебно-методические находки А. В. Оглоблина могут представлять практический интерес для широкого внедрения в образовательный процесс, особенно в условиях, происходящих в современном мире перемен. В этот раз соавтором в подготовке статьи выступил один из студентов Ивановского автотранспортного колледжа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"PERSONA". ЧАСТЬ IV»

Историк, педагог, общественный Студент Ивановского

деятель, преподаватель Ивановского автотранспортного колледжа

автотранспортного колледжа

«Persona». Часть IV

Редакция научного журнала «На пути к гражданскому обществу» продолжает публикацию авторской учебной программы «Persona» А. В. Оглоблина. Автор программы по окончании Ивановского государственного университета работал в разных учебных заведениях Ивановской области и Коми АССР учителем, преподавателем, директором, заместителем директора. В программе им обобщен почти полувековой опыт преподавания гуманитарных дисциплин школьникам и учащимся учреждений среднего профессионального образования, выступлений перед учительской аудиторией, индивидуальной воспитательной работы с молодежью. Представляется, что учебно-методические находки А. В. Оглоблина могут представлять практический интерес для широкого внедрения в образовательный процесс, особенно в условиях, происходящих в современном мире перемен. В этот раз соавтором в подготовке статьи выступил один из студентов Ивановского автотранспортного колледжа.

Ключевые слова: имя, молитва, цивилизация, культура.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

I. БИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

3. ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА

(Продолжение)

Итак, если уровень нейротизма превышает у Вас 19 баллов, значит, Вы, как и герой нашего предыдущего рассказа, холерик. Холерик - это человек энергичный, инициативный, может работать "запоем", но потоом часто впадает в депрессию.

Кроме того, бывает раздражителен и подвержен вспышкам гнева, что особенно опасно. Святые отцы предупреждают, что два греха на время лишают человека разума: гнев и жадность. Так будем кроткими и щедрыми, друзья мои.

А теперь работать рассмотрим на конкретном жизненном примере особенности поведения Сангвигника (уровень нейротизма - от 13 до 18 баллов). Сангвиник - тип теипкрамкнта, наиболее подходящий для успешного исполнения роли ру-ководтеля. Он общителен и легко вступает в контакт с новыми людьми, легкот переключается с одного вида деятельности на

другой, суть проблемы "хватает налету", что позволяет ему быстро принимать решения. Однако и у этого типа темперамента есть свои недостатки. Сангвиник не любит однообразной работы и часто бывает верхоглядом: основное понял, да и ладно.

Типы темперамента

Сангвиник Флегмати

Сангвиник Холерик

Несколько лет назад один мой приятель, ставший крупным московским начальником, рассказал мне любопытный случай, приключившийся с ним в начале служебной карьеры. По распределению попал он в одну контору, во главе которой стоял пожилой и опытный руководитель, по возрасту почти древний. Подчинённые шёпотом называли его старый пень. Этот пень никому не мешал. Никто за него не запинался, работать под его началом было уютно и спокойно. Но скучно... Вот почему с появлением моего товарища, который с детства отличался опасной особенностью привлекать к себе внимание окружающих, врождённой харизматичностью и инициативой, коллектив оживился. Старик, опытный администратор и интриган, сразу почуял опасность своему положению и престижу.

Он думал: как поступить? Можно начать создавать ему дополнительные трудности и постепенно подвести его к самостоятельному выводу поискать другое место для приложения своих талантов. Можно попросить свое руководство перевести опасного подчиненного на другое место работы. У Старого пня было достаточно влияния и знакомых, которые охотно помогли бы ему удовлетворить эту просьбу. Но опытный руководитель не пошёл по этому пути. Почему, мы не можем ответить точно. Но, по всей видимости, не хотел потерять уважение в глазах подчинённых и хотел спокойно завершить свою карьеру. И он выбрал иной путь. Время шло, и оно явно стремилось навстречу молодому человеку. Он обрастал авторитетом и симпатиями сослуживцев. Наконец, в один прекрасный день Старый пень собрал коллектив и обратился к народу с такими словами: «Дорогие друзья и коллеги. Вот уже много лет мы вместе с Вами трудимся на благо Отечества. По сути дела, мы стали одной семьей. Мне вполне хватает сил и опыта продолжать успешно руководить. Но что будет завтра? Что произойдет потом? Вот об этом завтра и об этом потом я хочу посоветоваться с Вами сегодня. В нашем коллективе уже несколько месяцев работает молодой человек, обладающий всеми необходимыми качествами для того, чтобы успешно заменить меня на посту руководителя. Вот что решил Старый пень... Да, да, не смущайтесь! Я прекрасно знаю, что иногда в мое отсутствие некоторые из Вас именно так называют меня. Я не обижаюсь. Прозвища есть у всех. Иногда важно не само прозвище, а чувство, с которым оно произносится. Я знаю, что те, кто меня называет Старый пнём, не испытывают ко мне антипатии. Вот почему я так откровенен. Я верю: мы - одна семья. И я должен заранее позаботиться о будущем моей семьи. Я предлагаю этому молодому человеку сменить меня на руководящем посту через полгода. Эти шесть месяцев он будет моим первым помощником, чтобы ознакомиться с положением дел нашей фирмы и спецификой руководства ею».

Заявление Старого пня, его откровенные признания пробудили искреннее уважение подчиненных. Искренность подкупает. Тем более, впереди была перспектива желаемой смены руководства. Месяца три все шло благополучно. Потом старый командир поручил своей креатуре ведение финансовых документов. Молодой человек, обладающий сангвиническим типом темперамента, не переносил однообразной работы, на которую, как правило, обречен финансовый работник. Несколько недель все шло хорошо. Он добросовестно напрягал мозг, концентрировал внимание на скучных цифрах. Однако месяца через полтора внимание ослабло, усердие стало затухать. Молодой кандидат начал совершать мелкие ошибки. Шеф замечал эти мелочи, указывал на них, добродушно ворча. Не более того.

Близился Новый год, время тринадцатой зарплаты и премиальных. И вдруг... Роковая, нелепая ошибка сангвиника грозит коллективу лишением всего этого, а также переходящего знамени за победу в социалистическом соревновании. Настроение сослуживцев меняется коренным образом. Люди смотрят на молодого кандидата с возмущенным удивлением. Глаза их говорят: «Так вот ты какой на самом деле?!» В отчаянии незадачливый сангвиник бросается к шефу, просит прощения и умоляет дать ему возможность уволиться по собственному желанию, не доводя дело до административного расследования. Старый хитрец все рассчитал и успел исправить ошибки в финансовых документах. Он добился своего. Коллектив, узнав, что все нормально и финансы не поют романсы, благодаря энергичным усилиями мудрого Старого пня, любит своего начальника больше, чем когда либо. Но как он поступает с провинившимся? Он рекомендует его своему приятелю в учреждение на ступеньку выше, чем его собственная контора. Репутация спасена. Молодой человек делает в дальнейшем блестящую карьеру. Со своим первым шефом он сохраняет дружеские отношения до конца его жизни. Старый пень не знал психологии, но многолетний опыт и особое чутье подсказали ему

правильные ходы, которые не повредили никому. Все остались целы, здоровы и благополучны.

Господа сангвиники! Много дано Вам от Господа и родителей: быстрота реакции, вариативность мышления, умение быстро схватывать суть проблемы и решать ее налету. Вы контактны и коммуникабельны. Но при всех этих достоинствах, часто бываете верхоглядами и не любите однообразного труда, требующего пристального внимания. Помните об этом!

Флегматик (уроовень нейротизма - от 7 до 12 баллов) - нетороплив и не обидчив, осмотрителен и рассудителен. Медлительность раздражает, но способность не обижаться по пустякам делает его удобным другом, которому можно всякого наговорить, а потом излить свою душу, "поплакаться в жилетку". Флегматик - это тип темперамента долгожителя. Он спокоен и хладнокровен. Его товарищам нужно просто привыкнуть к неторопливому ритму его жизни и мышления. Он может простить Вам многое. Он может понять и поддержать. Но не злоупотребляйте его долготерпением, берегитесь обидеть его по-настоящему. Он умеет ждать и расплатится за свою обиду именно тогда, когда Вы меньше всего будете готовы к нападению. Побеждает спокойный. И еще... Когда это произойдёт, вспомните с сожалением о том, как Вы были не правы, что сделали своим врагом такого спокойного и терпеливого человека. Живите в мире с людьми и своей совестью.

Далее меланхолик (уровень нейро-тизма - от 1 до 6 баллов). Что касается меланхолика, надо отметить его аккуратность и склонность к созерцанию. Эти качества стимулируют его творческие задатки. Но на пути к их реализации стоит одно существенное препятствие. Меланхолики тревожны и ранимы. Мнительность в отношении самого себя и окружающего мира порождают в них хроническую неуверенность в себе. Они очень ценят личное внимание и уважение, которые по отношению к ним никогда не надо выказывать в присутствии людей. Случайная шутка или колкое замечание превратят нашу похвалу в упрек со стороны общества. Меланхолик - это драгоценность, которая требует особо бережного ухода. Будьте бережны ко всем людям, а к меланхоликом в особенности!

Итак, предположим, что Вы сангвиник, стали руководителем и назначаете себе двух заместителей: один из них - холерик, другой - флегматик. Холерик - это газ, флегматик - это тормоз. Необходимо решить важный вопрос. Начинается обсуждение. Холерик кипит идеями, некоторые из которых довольно разумны. Хладнокровный и осмотрительный флегматик всё подвергает сомнению. Между ними начи-

нается спор. Руководитель наблюдает за дискуссией, анализирует и принимает нужные решения. А решения фиксирует и регистрирует аккуратный секретарь меланхолик, который ведет все делопроизводство. Это одна из классических схем руководства. Хотя лично я уверенно советую Вам, юноши и девушки, овладеть в совершенстве специальностью, которая Вам больше по душе. Лучше стать хорошим профессионалом, иметь достойное вознаграждение за свой труд и отвечать только за свои действия. Это гораздо лучше, выгоднее и спокойней, чем быть руководителем, который зависит от множества людей и превратностей случая.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ II ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

2. ХАРАКТЕР

Люди скорее слабы, чем злы. Св. Василий Великий

Характер проявляется в отношении человека к окружающему миру:

• К самому себе: скромность, самокритичность, чувство собственного достоинства, тщеславие, наглость, за-

носчивость, обидчи-

вость, эгоцентризм, застенчивость. • К другим людям: замкнутость или общительность, самоуверенность или самокритичность, приниженность или гордость.

К делу: леность или трудолюбие, добросовестность или недобросовестность, ответственность или безответственность.

К собственности: жадность или щедрость, расточительность или бережливость, неряшливость или аккуратность.

Нужно быть легким как птица, а не как перышко.

Поль Валери

Итак, воля - это стержень личности, реальный запас нашей силы и прочности. Но на что направить эту волю, в каком направлении двигаться - решать Вам самим.

Куда иду? Зачем и с кем?.. Вопросы, ответы на которые могут неоднократно меняться на протяжении всей нашей жизни. Попробуем хотя бы прикоснуться к их решению практически, взглянуть на себя как бы со стороны.

Для развития способности к самопознанию предлагаю выполнить задания методики "Геральдика".

Пусть это творческое задание станет визуальным снимком Вашего характера, художественным выражением Вашей личности в образах и символах. Необходимо составить собственный герб.

Для подготовки рекомендуется:

1. Дать себе десять определений: я - человек, я - дочь. И так далее.

2. Трём из этих определений придумать значки, изображения, какие угодно, качество не учитывается.

3. А потом составить свой герб, щит. Самый простой вариант - прямоугольный щит, на левой стороне которого ваше отображено Ваше прошлое, на

правой - Ваше будущее, а в центре - Ваша Сущность, то Главное, что в Вас есть. Как я уже сказал, это самый простой вариант. Внизу щита должен быть девиз, объединяющий всю композицию. Должен сразу заметить, что можно выбрать любую форму и любое внутреннее содержание щита. Главное - сущность и девиз. Чаще всего гербы делают на листке А-3, хотя иногда выбирают другой формат, я получал от студентов гербы на фанере, на коре, на металле. Можно в компьютерном варианте. Можно нарисовать самому, можно попросить другого человека выполнить герб в соответствии с Вашим замыслом, можно наклеить вырезки, можно взять что-то из Интернета, помня, что простое копирование унижает творческого человека. В общем, полный карт-бланш и Свобода творчества.

ОБРАЗЦЫ

МОЙ ГЕРБ

Моя

сущность

РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Теперь попробуем взглянуть на себя с позиций теории локальных цивилизаций.

Так или иначе, все мы дети родной земли и предлагаемую Вам схему Русской локаль-

русской истории. Поэтому ознакомиться с ной цивилизации, уверен, Вы найдете чер-

особенностями русского национального ты характера, которые, в той или иной ме-

характера будет полезно для каждого из ре, свойственны и Вам. нас. Если Вы внимательной посмотрите на

В заключение предлагаю Вашему вниманию информацию к размышлению, которая содержит высказывания о России и русском характере наших классиков и зарубежных знаменитостей.

Наши классики о русском характере

«Нельзя прощать тем, которые в ответ на русскую ласку

способны клеветать на русский характер, мазать грязью священные страницы наших летописей...» Александр Сергевич Пушкин «Высшая и самая характерная черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда ее». Фёдор Михайлович Достоевский

«Русский народ, этот сторукий исполин, скорее перенесет жестокость и надменность своего повелителя, чем слабость его; он желает быть наказываем - по справедливости, он согласен служить - но хочет гордиться рабством, хочет поднимать голову, чтобы смотреть на своего господина, и простит в нем скорее излишество пороков, чем недостаток добродетелей». Михаил Юрьевич Лермонтов

«Какой же русский не любит быстрой езды?» Николай Васильевич Гоголь

Мнение иностранцев о русском характере

Русский характер - это непрестанные приливы и отливы, н чист« русское словечко "Ничего!" хорошо выражает фатализм этих нескончаемых колебании.

Джон Голсуорсн

Я не могу предсказать действий России. Это головоломка, завернутая в тайну, завернутую в загадку.

Уннстон Черчилль

В России кет дорог -только направлении.

Наполеон Бонапарт

Русские долго запрягают, но быстро едут.

Отто фоп Бисмарк

©Оглоблин А. В., Корюкин В.О., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.