Научная статья на тему '"PERSONA". ЧАСТЬ III'

"PERSONA". ЧАСТЬ III Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
имя / молитва / цивилизация / культура

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Оглоблин А.В.

Редакция научного журнала «На пути к гражданскому обществу» продолжает публикацию авторской учебной программы «Persona» А. В. Оглоблина. Автор программы по окончании Ивановского государственного университета работал в разных учебных заведениях Ивановской области и Коми АССР учителем, преподавателем, директором, заместителем директора. В программе им обобщен почти полувековой опыт преподавания гуманитарных дисциплин школьникам и учащимся учреждений среднего профессионального образования, выступлений перед учительской аудиторией, индивидуальной воспитательной работы с молодежью. Представляется, что учебно-методические находки А. В. Оглоблина могут представлять практический интерес для широкого внедрения в образовательный процесс, особенно в условиях, происходящих в современном мире перемен

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"PERSONA". ЧАСТЬ III»

А. В. Оглоблин

Историк, педагог, общественный деятель, преподаватель Ивановского автотранспортного колледжа

«Persona». Часть II

Редакция научного журнала «На пути к гражданскому обществу» продолжает публикацию авторской учебной программы «Persona» А. В. Оглоблина. Автор программы по окончании Ивановского государственного университета работал в разных учебных заведениях Ивановской области и Коми АССР учителем, преподавателем, директором, заместителем директора. В программе им обобщен почти полувековой опыт преподавания гуманитарных дисциплин школьникам и учащимся учреждений среднего профессионального образования, выступлений перед учительской аудиторией, индивидуальной воспитательной работы с молодежью. Представляется, что учебно-методические находки А. В. Оглоблина могут представлять практический интерес для широкого внедрения в образовательный процесс, особенно в условиях, происходящих в современном мире перемен.

Ключевые слова: имя, молитва, цивилизация, культура.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ I. БИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

1. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ.

Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.

Евангелие от Матфея

1.1. Персонификация по аналогии Наследственность определяет судьбу человека на 40 %. Наследственность - это след предков, который проявляется в их потомстве через поколение. Постарайся определить, на кого из бабушек или дедушек ты больше всего похож. Сопоставь мнения родных со своим собственным. Потом найди ответы на вопросы, касающиеся жизни и личности похожего дедушки (или бабушки) : здоровье (есть ли хронические заболевания ), характер, семья(жены, дети), профессия, карьера и т.д. В будущем полученные данные надо учитывать при планировании своих действий и поступков.

1.2. Генеалогическое древо

Это дерево очень полезно и для себя лично, и для чести твоей Фамилии, и для более глубокого понимания прошлого. Углубиться в историю своей семьи хотя бы до четвертого поколения, изучить судьбы этих людей, твоих родственников, укрепляет корни человека, делает его более устойчивым и мудрым.

1.3. Поминовение ушедших.

Два чувства дивно близки нам -В них обретает сердце наше пищу -Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам.

Александр Сергеевич Пушкин

Ну, и конечно, надо составить список усопших сродников, которых хотя бы раз в неделю поминать в своих молитвах. Вот почему этот список называется Помяником. Можно купить Помянник в Храме и на панихиде отдавать батюшке или диакону с просьбой помянуть усопших сродников в церковной молитве. Это - святая обязанность каждого православного христианина.

Простейшая форма молитвы:

"Помяни, Господи, во Царствии Твоем..." и далее перечисляешь в родительном падеже усопших сродников и других ушедших людей, близких твоему сердцу.

ОТКУДА НАШИ КОРНИ

Своя земля и в горсти мила.

Русская пословица ЛЕТОПИСЬ РОДА

Любовь к родителям - основа всех добродетелей. Цицерон

ОТЕЦ

Сынок, спроси у бати в шутку -пусть он пожертвует минутку:

Как зовут? Когда родился?

Где ты рос? И как учился?

С кем ругался? С чем мирился?

Что любил? И не любил?

Как влюбился? И женился?

Дети: кто, когда родился?

Чем болел? Чего добился?

Где работал? С кем дружил?

МАТЬ

Будущее нации - в руках матерей.

Оноре де Бальзак

Как зовут? Когда родилась? Где росла и как училась? С кем ругалась, с чем мирилась? Как судьба твоя сложилась?

Все ли в жизни получилось? Ты нашла, к чему стремилась? В чем твой главный интерес?

2. ЗДОРОВЬЕ

Если мы подумаем, сколько сделали для нас наши родители, то мы будем поражены неизмеримостью нашего долга. Святитель Амвросий Медиоланский

БАБУШКИ И ДЕДУШКИ

Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи Пословица Всё, что знаем о них:

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

I. БИОЛОГИЧЕСКИМ КОМПОНЕНТ

©

Всё мне дозволено, не всё мне полезно Апостол Павел

Наше тело - наш сад, а садовник - наша воля.

Уильям Шекспир

ЗДОРОВЬЕ, прежде всего, определяется режимом дня. Потому что люди, как и механизмы, ломаются от сбоя ритма, от аритмии.

Лучший режим дня вставать и ложиться вместе с солнцем, как все живое.

Научись отдыхать, не дожидаясь усталости.

И наконец, что особенно важно, это воздержание, соблюдение постов.

ПОСТ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

Пост есть начало пути к обретению райского состояния души уже здесь, на земле, в этой жизни. Наши прародители Адам и Ева утратили рай по причине нарушения поста, вкусив запретный плод.

"Воздержание есть матерь здравия" Св. Иоанн Лествичник

§

\

«Постная пища способствует долголетию»

Св. Феофан Затворник

Родителям надо помнить слова Св. Иоанна Златоуста: «Принимай на себя столько поста, сколько нести можешь».

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Один мой товарищ рассказывал, что впервые решившись выстоять Великий пост в соответствии с установленными нормами, он вытерпел только до обеда. Потом прибежал домой, где мудрая жена, хорошо изучившая его характер и повадки, уже приготовила сковородку жареной картошки и котлеты. Досыта загрузив своё изнеженное тело скоромной пищей, он завалился спать и через полтора часа встал свежий, довольный, пушистый, готовый к продолжению педагогической деятельности и общению с коллегами и учащимися. Себя он оправдывал тем, что если бы не поел, то к концу рабочего дня мог бы кого-то укусить морально, а может даже и физически. Но перед Богом и свою совестью ему было неловко. Когда на следующий год он продержался восемь дней, ему стало невыносимо стыдно.

Пытаясь избавиться от вредной привычки, мы часто попадаем в капкан, соответствующий собачьей поговорке: «легко приобрести блох, трудно от них избавиться». Вот ты сказал «Нет», ты поставил запрет. И теперь постоянно думаешь об этом. В обычной ситуации человек может обходиться без мяса или курения долгое время, не вспоминая об этом в потоке дел и забот. А сказанное «нет» делает тебя рабом наложенного запрета. "О горе мне! Я лишил себя удовольствия!" Начинается невидимая миру война с самим собой за «одомашнивание инстинкта».

«Вражда - отец и царь всего ...одних она делает рабами, других свободными.

Вражда - это справедливость». До сих пор спорят о том, что имел в виду Гераклит Эфесский, о какой вражде идет речь? На мой взгляд, ответ очевиден. Гераклит говорит о борьбе человека с самим собой. Герой моего рассказа победил в этой войне на третий год. Он возмутился собой, вопрошая: «Как же я могу руководить другими людьми, если не в силах руководить даже собственным телом?» Праведное негодование на себя самого приучило его к воздержанию. Теперь он ждет поста, который приносит легкость ума и очищает душу. Конечно, пост полезен для здоровья, очищает организм, позволяет избавиться от лишнего веса. Но главное это то, что пост сохраняет фигуру души, не позволяя превратиться ей в бесформенное нечто, живущее по законам похоти. Воспитай себя! Укрепи свою волю! Разгневайся на свое бессилие перед соблазнами мира! Это благородный гнев, это та ярость, которую Платон считал одним из ключевых качеств свободного человека. Будь всегда на посту своей чести и совести.

В заключение обратимся к классикам.

"Нельзя лечить тело, не леча душу" Сократ

"Избыток пищи мешает тонкости ума" Плутарх

"Обжора роет землю себе зубами " Арабская пословица

"Отдыхайте, не дожидаясь усталости "

Д. Карнеги

"Унылый дух сушит кости" Соломон

С П О Р Т

м

Слава юношей - сила их, а украшение стариков - седина.

Библия. Притчи

Какими видами спорта занимаемся Спортивные достижения и награды

Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь.

Гораций

ПУТЕШЕСТВИЯ, ЭКСКУРСИИ, ТУРИЗМ

Хороший путешественник оставляет свое

сердце дома. Пословица

Когда ж постранствуешь, воротишься домой,

И дым Отечества нам сладок и приятен.

Александр Сергеевич Грибоедов

Когда и в каких местах побывали

Что запомнилось

СЕМЕЙНЫЕ РЕЦЕПТЫ

Владыка Бог даровал каждому роду пищи сладость, и принимающему оною с благодарением нет от сего вреда. Преподобный Варсонофий Великий

Из хорошего рецепта, как из песни, слова не выкинешь.

Пословица

Не красна изба углами, а красна пирогами.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ I. БИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ 3. ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА

Протестируйте себя самостоятельно по Личностному опроснику Ганса Айзенка. Это один из самых авторитетных тестов в мире. Нужно помнить: человек может родиться слабым и болезненным - и стать сильным и здоровым; может родиться малоспособным и туповатым - и стать талантливым и умным. Сила воли и трудолюбие помогут ему во всем. А вот тип темперамента нельзя изменить. С ним надо уживаться. Знание слабых сторон делает человека сильным. Смирение делает его непобедимым, потому что по жизни побеждает тот, кто умеет реально оценивать свои возможности.

Однако нужно помнить, что чистых темпераментов не бывает. Есть так называемые корректирующие тесты. Но об этом потом. Сейчас надо внимательно просмотреть положительные и отрицательные качества своего темперамента и определить очевидность тех из них, с наличием которых Вы

безусловно согласны. Потом спокойно подумать, как с этим жить.

Личностный опросник Г. Айзенка. (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента):

Инструкция. Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичны ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак + (да), если нет — знак — (нет)

I.Нравится ли вам оживление и суета вокруг вас?

2.Часто ли у вас бывает беспокойное чувство, что вам что-нибудь хочется, а вы не знаете что?

З.Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?

4.Чувствуете ли вы себя иногда счастливым, а иногда печальным без какой-либо причины?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Держитесь ли вы обычно в тени на вечеринках или в компании?

6.Всегда ли в детстве вы делали немедленно и безропотно то, что вам приказывали?

7. Бывает ли у вас иногда дурное настроение?

8. Когда вас втягивают в ссору, предпочитаете ли вы отмолчаться, надеясь, что все обойдется?

9. Легко ли вы поддаетесь переменам настроения?

10. Нравится ли вам находиться среди людей?

II. Часто ли вы теряли сон из-за своих тревог?

12. Упрямитесь ли вы иногда?

13. Могли бы вы назвать себя бесчестным?

14. Часто ли вам приходят хорошие мысли слишком поздно?

15. Предпочитаете ли вы работать в одиночестве?

16. Часто ли вы чувствуете себя апатичным и усталым без серьезной причины?

17. Вы по натуре живой человек?

18. Смеетесь ли вы иногда над неприличными шутками?

19. Часто ли вам что-то так надоедает, что вы чувствуете себя «сытым по горло»?

20. Чувствуете ли вы себя неловко в какой-либо одежде, кроме повседневной?

21. Часто ли ваши мысли отвлекаются, когда вы пытаетесь сосредоточиться на чем-то?

22. Можете ли вы быстро выразить ваши мысли словами?

23. Часто ли вы бываете погружены в свои мысли?

24. Полностью ли вы свободны от всяких предрассудков?

25. Нравятся ли вам первоапрельские шутки?

26. Часто ли вы думаете о своей работе?

27. Очень ли вы любите вкусно поесть?

28. Нуждаетесь ли вы в дружески расположенном человеке, чтобы выговориться, когда вы раздражены?

29. Очень ли вам неприятно брать взаймы или продавать что-нибудь, когда вы нуждаетесь в деньгах?

30. Хвастаетесь ли вы иногда?

31. Очень ли вы чувствительны к некоторым вещам?

32. Предпочли бы вы остаться в одиночестве дома, чем пойти на скучную вечеринку?

33. Бываете ли вы иногда беспокойными настолько, что не можете долго усидеть на месте?

34. Склонны ли вы планировать свои дела тщательно и раньше чем следовало бы?

35. Бывают ли у вас головокружения?

36. Всегда ли вы отвечаете на письма сразу после прочтения?

37. Справляетесь ли вы с делом лучше, обдумав его самостоятельно, а не обсуждая с другими?

38. Бывает ли у вас когда-либо одышка, даже если вы не делали никакой тяжелой работы?

39. Можно ли сказать, что вы человек, которого не волнует, чтобы все было именно так, как нужно?

40. Беспокоят ли вас ваши нервы?

41. Предпочитаете ли вы больше строить планы, чем действовать?

42. Откладываете ли вы иногда на завтра то, что должны сделать сегодня?

43. Нервничаете ли вы в местах, подобных лифту, метро, туннелю?

44. При знакомстве вы обычно первыми проявляете инициативу?

45. Бывают ли у вас сильные головные боли?

46. Считаете ли вы обычно, что все само собой уладится и придет в норму?

47. Трудно ли вам заснуть ночью?

48. Лгали ли вы когда-нибудь в своей жизни?

49. Говорите ли вы иногда первое, что придет в голову?

50. Долго ли вы переживаете после случившегося конфуза?

51. Замкнуты ли вы обычно со всеми, кроме близких друзей?

52. Часто ли с вами случаются неприятности?

53. Любите ли вы рассказывать истории друзьям?

54. Предпочитаете ли вы больше выигрывать, чем проигрывать?

55. Часто ли вы чувствуете себя неловко в обществе людей выше вас по положению?

56. Когда обстоятельства против вас, обычно вы думаете тем не менее, что стоит еще что-либо предпринять?

57.Часто ли у вас сосет под ложечкой перед важным делом?

Ключ, обработка результатов Личностного опросника Г. Айзенка.

Экстраверсия - интроверсия: «да» (+):

1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;

«нет» (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Нейротизм (эмоциональная стабильность -эмоциональная нестабильность): «да» (+):

2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57. «Шкала лжи»: «да» (+): 6, 24, 36; «нет» (-): 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл. Интерпретация результатов Личностного опросника Г. Айзенка. При анализе результатов следует придерживаться следующих ориентиров.

Экстраверсия - интроверсия: больше 19 - яркий экстраверт, больше 15 - экстраверт, больше 12 - склонность к экстраверсии, 12 -среднее значение, меньше 12 - склонность к интроверсии, меньше 9 - интроверт, меньше 5 - глубокий интроверт.

Нейротизм: больше 19 - очень высокий уровень нейротизма, больше 13 - высокий уро-

вень нейротизма, 9 - 13 - среднее значение, меньше 9 - низкий уровень нейротизма.

Ложь: больше 4 - неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение, меньше 4 - норма.

Описание шкал Экстраверсия - интроверсия Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, ипульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт - это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

Нейротизм Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы.

Эмоциональная устойчивость - черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности.

Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реак-

циях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротиз-ма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ Жизненный пример повседневности

Введение

Во мне самом таится причудливая смесь двух типов темперамента: сангвиника и меланхолика. Если бы я знал об этом раньше, на заре своей профессиональной деятельности! Я бы никогда не согласился занимать руководящие должности. Порой случалось так, что Сангвиник несколько дней быстро реагировал и энергично справлялся с труднейшими проблемами. А когда наступало время завершать дело, вдруг появлялся Меланхолик, который уводил меня в страну сомнений и нерешительности. Начиналась невидимая миру борьба внутри моей личности между этими типами темперамента и не всегда в ней побеждали успех и созидание. Энергия сангвиника постоянно вступала в противоречие с тревожностью меланхолика. Хотя именно меланхолик нередко своей творческой мечтательностью приводил к выбору правильных и оригинальных решений в самых различных сферах моей деятельности. А сам потом пугался и начинал борьбу с сангвиником, который приступал к реализации его идей.

Конкретные примеры моих достижений и ошибок, которые во многом были определены смесью этих двух типов темперамента, я приводить не буду: я Вас люблю, но Вас не знаю. В повседневной жизни нужно доверять людям, но верить можно только Богу. В эпоху культа соцсетей, когда миллиарды людей легкомысленно доверяются безликой пустоте враждебной неизвестности, это особенно важно. Посудите сами. Заходит студент прогульщик и начинает рассказывать трогатель-

ную историю о том, как он три дня ухаживал за больной бабушкой. А я захожу в ВК, где он выложил историю своих похождений в сомнительной компании, подтверждая её десятками фото и видео. Комментарии, как говорится, излишни. Вот почему примеры, которые я предлагаю Вашему вниманию, взяты из жизни других людей. Тем более, что ошибки других нам всегда кажутся более очевидными, чем свои собственные.

Итак, рассказ о том, как Холерик совершил трудовой подвиг и спас людей от большой беды, но не сумел разумно воспользоваться успехом и загубил свою репутацию в глазах начальства. Для простоты изложения я так и буду называть своего героя Холерик.

Начинаю. В районах Крайнего Севера в лесном поселке жил Холерик, мастер на все руки, особенно по части электричества. Он умел все: ремонт древнего электрочайника и импортного магнитофона, пусконаладка и реанимация старых Жигулей. В общем, умел все и этим гордился. В характере его странным образом уживались сварливость и отзывчивость. Все знали, что Холерик сперва поворчит, но затем, приласкав свое самолюбие, придет на помощь и все будет как надо. Была у него еще одна странность. Он никогда не пил в праздники. Напротив, стоял на крылечке своего домика, выбритый, в отутюженном костюме, с дорогой сигаретой в зубах, и, снисходительно притоптывая ножкой, наблюдал за простодушными забавами пьяных работников лесной индустрии. Свою трезвую позицию в праздничные дни он пояснял кратко и гордо: «Со стадом не пью». Однако в его отношении к повальному пьянству крылся весьма трезвый (или нетрезвый?) расчет. После пьяных дней на производстве нередко возникали проблемы, которых некому было решать: многие не успели вернуться в человеческий образ. И тогда начальство, злое и опухшее от своих грехов и общественного разложения, шло к Холерику с приказом и призывом: «Выручай! А уж мы то в долгу не останемся». И он выручал, работал ударно, эффективно, спасал производство. В общем, как и положено холерику, «работал запоем». А потом получал премию и право на персональный загул, когда «стадо» работает, а он отдыхает.

И вот однажды он понадобился именно тогда, когда находился в состоянии отдыха. В посёлке рухнул движок, который снабжал электроэнергией весь этот маленький мир, находящийся в морозном космосе сибирской тайги. В этих местах всё зависит от бесперебойной работы котельных. Поломка электромотора грозила настоящей бедой. Этот злосчастный движок, который уже давно должен был умереть, но героически продолжал работать, наконец-то устал настолько, что рухнул окончательно. По мнению местных специалистов, не оставалось ничего иного, как срочно вызывать транспорт для переселения детей из интерната, больных из больницы в соседние поселки. А семьям, которые жили в домах, отопляемых котельной, предстояло самим искать приют на неопределённый срок, пока будут восстанавливаться размороженные дома. Во сколько это обойдется и сколько времени потребуется, и как выполнять в этих условиях производственный план, думать было отчаянно тяжело. Именно тогда от безнадёжности кто-то и вспомнил про Холерика. В течение трех часов он героически превозмог дремотное состояние и приступил к работе с одним категорическим требованием: «не мешать думать!» Время шло. От соседей уже шли машины, чтобы забирать детей и больных. Мороз крепчал, надежды таяли. И вдруг . Свершилось! Движок с натугой закряхтел, котлы котельной запыхтели и вспыхнул свет, и жизнь вернулась! Двенадцать часов холерического труда и русской смекалки совершили чудо! Случилось невероятное. Люди воспряли духом и славили уникального Умельца. Сам он, обессиленный до предела, отправился домой, неся на могучих плечах груз усталости и звание Героя местного значения.

Настало время найти виноватых. А виноват был старый и хитрый Борисыч, ленивый прораб, который слишком часто надеялся на русский Авось. Теперь, когда Авось ушёл, а прораб остался, близился час расплаты. Борисыч не был психологом, но отреагировал быстро и грамотно. Он понял, что надо организовать событие, которое отвлечет внимание руководства от его преступной халатности. Лукавый прораб пришёл к начальнику леспромхоза и сказал: «Юрий Васильевич, какой же молодец наш Холерик! Насто-

ящий герой!» «Да уж, не то, что некоторые,» - зловеще откликнулся начальник леспросхо-за. Борисыч бодро продолжал восхищаться: «Это же настоящий подвиг! Я думаю, он достоин высшего поощрения, на которые мы способны». Юрий Васильевич согласился: «Мы поощрим его и деньгами, и грамотой. А может, и в должности повысим. »

«Отлично! Просто отлично! И правильно! И своевременно!» - восклицал прораб, захлёбываясь восторгом. Затем, после непродолжительной паузы, Борисыч сокрушенно добавил: «Все верно. Грамота, деньги, повышение... Все верно. А души нет!» Юрий Васильевич, по природе своей человек душевный, вскинулся вопросом: «Причём здесь душа?» «А притом, что почему бы нам с Вами не взять бутылку коньяку, хорошей закуски и прямо сейчас встать, пойти и сказать ему простое человеческое спасибо». Начальник задумался. «И народу эту понравится. По душе придется» - добавил прораб. «А что ж? Сейчас и пойдём», - загорелся предложенной идеей руководитель. У Борисыча все уже было с собой. Они подошли к дому холерика как раз в тот час, когда на улицах было людно и многие видели, куда пошли Колумбы производства. Юрий Васильевич радовался, что его связь с народом получает доказательства действиях, которые он сейчас совершает на глазах многих людей. Прораб забарабанил в дверь, потом открыл ее ногой и громко закричал: «Ну что, герой! Принимай гостей!» В ответ из темного жилища раздался громовой мат, отсылающий начальство в места не столь отдаленные. Наш прораб не обладал академическим знанием психологии, но после понимал, что после трудового «запоя» любой человек впадает в депрессию, вызванную чрезмерным напряжением сил. Героический Холерик переживал естественные похмелье, не спиртовое, а душевное. Все силы были отданы работе. Он выдохся, выгорел и выплеснул свое опустошение в этом диком вопле, мгновенно лишив себя и повышения, и грамоты. Хотя премию все же получил. А прораб Борисыч сохранил своё место, потому что на следующий день оскорблённый и рассерженный начальник не стал больше выпячивать его вину, чтобы не вспоминать позорного инцидента.

Дорогие друзья! О возможных спадах настроения, которые нынче модно называть

депрессией и даже стрессом, нужно помнить всем молодым. Ибо в юности все мы немного холерики. На следующий день после сессии, когда всё удачно завершилось, бывает, что человек испытывают странную грусть и даже разочарование.

Казалось, вот, ты победил.

И за окном желанная свобода.

Но на веселье не хватает сил.

И жизнь, как будто, замерла у входа:

И все не так, и белый свет не мил.

Ты подожди. Побудь один немного,

Не создавай надуманных проблем. Вернутся силы. Вновь светла дорога.

И вкусно жить. И много важных тем.

Надеюсь, мой совет вам может пригодиться.

Что стало впоследствии с героем нашего рассказа? Да ничего особенного не произошло. Он жил так же, как и прежде: помогал людям, иногда выпивал, ворчал, стоя на пороге о том, что никогда не будет пить со стадом И нисколько не горевал о том, что не получил повышение. Может быть, ему именно в этом и повезло?

Часто я вспоминаю тот день, когда решил стать директором школы, выбрал путь, для прохождения которого не было у меня ни интереса, ни должного темперамента. А решила все одна лишь фраза высшего руководства: «Надо расти!» И я решил расти, не спросив сам себя: «А куда?» Сколько лет нашу молодежь призывают поголовно стать лидерами. Призыв хорош. Но кто работать будет? Все хотят быть первыми. Но гораздо важнее быть нужным и полезным, спокойным и счастливым.

Лидер никогда не бывает свободен: он зависит и от начальства, и от подчиненных, и от случайностей. Он не принадлежит себе. К тому же руководитель несет ответственность перед обществом, совестью и Богом за судьбы людей, находящихся в его подчинении, доверивших ему свои судьбы, свое благополучие. Наконец, Лидер - этот тот, в кого попадут первым. И падая, он не всегда сможет ответить себе на вопросы: «Зачем?» и «За что?» А часто просто не успеет...

Нет, братцы! Главное, чтобы человек был хорошим. А когда он будет хорошим, тогда, быть может, он станет и счастливым.

©Оглоблин А. В., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.