Научная статья на тему 'Связь эмоционального выгорания и индивидуально-типологических особенностей личности'

Связь эмоционального выгорания и индивидуально-типологических особенностей личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2007
347
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / EMOTIONAL BURNOUT SYNDROME / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИСТОЩЕНИЕ / EMOTIONAL EXHAUSTION / ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / INDIVIDUAL TYPOLOGICAL FEATURES / ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА / TEMPERAMENT TYPE / УРОВЕНЬ НЕЙРОТИЗМА / LEVEL OF NEUROTICISM / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / EMOTIONAL STABILITY / УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ / LEVEL OF ANXIETY / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ / PERSONAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Худалова Мадина Захаровна

В статье исследуется проблема эмоционального выгорания и его связь с индивидуально-типологическими особенностями личности, на примере сотрудников Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания республики Северная Осетия Алания «Республиканский центр социальной реабилитации несовершеннолетних «Доброе сердце», являющегося некоммерческой организацией, предназначенной для социальной и психологической реабилитации детей с различными формами и степенью социальной дезадаптации, находящихся в трудной жизненной ситуации. Выборку составили 50 человек. Из индивидуально-типологических особенностей личности для исследования были выбраны особенности темперамента, экстраверсия, уровень нейротизма, «самосознание/организованность», «готовность к согласию и сотрудничеству», «эмоциональная стабильность», «личностные ресурсы», а также, уровни ситуативной и личностной тревожности. Используемые методы исследования: клиническая беседа, тестирование. Методики исследования: опросник выгорания Маслач (MBI), опросник Айзенка (EPI), опросник «Большая пятерка» (5PFQ), методика Спилбергера-Ханина. Математический анализ результатов осуществлялся с помощью статистической программы SPSS.22.0: описательная статистика, критерий Н-Крускала-Уоллиса, ранговая корреляция Спирмена (ρ). Определены следующие исследовательские задачи: 1) исследование особенностей синдрома эмоционального выгорания у сотрудников Центра «Доброе сердце»; 2) изучение индивидуально-типологических особенностей у сотрудников Центра «Доброе сердце»; 3) Определение уровней ситуативной и личностной тревожности; 4) выявление связи между типами темперамента и особенностями синдрома эмоционального выгорания; 5) исследование связи индивидуально-типологических особенностей с синдромом эмоционального выгорания у сотрудников Центра «Доброе сердце». Выводы по исследованию: существует статистически достоверная корреляционная связь между синдромом эмоционального выгорания и индивидуально-типологическими особенностями личности. Статья является вкладом в изучение более широкой проблемы психопрофилактики синдрома эмоционального выгорания у специалистов социального обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Худалова Мадина Захаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LINK OF EMOTIONAL BURNOUT WITH INDIVIDUAL TYPOLOGICAL FEATURES OF A PERSON

The article deals with the problem of emotional burnout and its link with individual and typological features of a personusing the example of the staff of the State Budgetary Institution of Social Service of the Republic of North Ossetia-Alania “Republican Center for Social Rehabilitation of Minors Kind Heart” (RCSRM), a non-profit organization dedicated to the social and psychological rehabilitation of children with various forms and degree of social disadaptation in a difficult life situation. The sample was 50 people.Temperament features, extraversion, level of neuroticism, “self-awareness / organization”, “willingness to consent and to cooperate”, “emotional stability”, “personal resources” as well as levels of situational and personal anxiety were chosenfrom the individualtypological characteristics of a person for the research. The following methods were used: clinical conversation, testing. Research methods:Maslach Burnout Inventory (MBI), Eysenck's personality Inventory (EPI), Five-Factor Personality Questionnaire (5PFQ), technics of Spielberg-Hanin. The mathematical analysis of the results was carried out using the statistical program SPSS.22.0: descriptive statistics, Kruskal-Wallis H criterion, Spearman rank-order correlation (ρ).The following research tasks are determined: 1) to study the characteristics of the syndrome of emotional burnout in the staff of RCSRM; 2) to investigate the individual typological features of the staff of RCSRM; 3) to determine the levels of situational and personal anxiety; 4) to identify the link between the types of temperament and the characteristics of the syndrome of emotional burnout; 5) to study the link of individual typological features with the syndrome of emotional burnout in the staff of the RCSRM. Conclusions on the research: there is a statistically significant correlation between the syndrome of emotional burnout and individual typological characteristics of a person. The article is a contribution to the study of a broader problem of preventing the syndrome of emotional burnoutfor the specialists of social service.

Текст научной работы на тему «Связь эмоционального выгорания и индивидуально-типологических особенностей личности»

психологические науки

Худалова Мадина Захаровна СВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ...

УДК 159.9

СВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ

ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

© 2018

Худалова Мадина Захаровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46, email: mado2006@mail.ru)

Аннотация. В статье исследуется проблема эмоционального выгорания и его связь с индивидуально-типологическими особенностями личности, на примере сотрудников Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания республики Северная Осетия - Алания «Республиканский центр социальной реабилитации несовершеннолетних «Доброе сердце», являющегося некоммерческой организацией, предназначенной для социальной и психологической реабилитации детей с различными формами и степенью социальной дезадаптации, находящихся в трудной жизненной ситуации. Выборку составили 50 человек. Из индивидуально-типологических особенностей личности для исследования были выбраны особенности темперамента, экстраверсия, уровень нейротизма, «самосознание/организованность», «готовность к согласию и сотрудничеству», «эмоциональная стабильность», «личностные ресурсы», а также, уровни ситуативной и личностной тревожности. Используемые методы исследования: клиническая беседа, тестирование. Методики исследования: опросник выгорания Маслач (MBI), опросник Айзенка (EPI), опросник «Большая пятерка» (5PFQ), методика Спилбергера-Ханина. Математический анализ результатов осуществлялся с помощью статистической программы SPSS.22.0: описательная статистика, критерий Н-Крускала-Уоллиса, ранговая корреляция Спирмена (р). Определены следующие исследовательские задачи: 1) исследование особенностей синдрома эмоционального выгорания у сотрудников Центра «Доброе сердце»; 2) изучение индивидуально-типологических особенностей у сотрудников Центра «Доброе сердце»; 3) Определение уровней ситуативной и личностной тревожности; 4) выявление связи между типами темперамента и особенностями синдрома эмоционального выгорания; 5) исследование связи индивидуально-типологических особенностей с синдромом эмоционального выгорания у сотрудников Центра «Доброе сердце». Выводы по исследованию: существует статистически достоверная корреляционная связь между синдромом эмоционального выгорания и индивидуально-типологическими особенностями личности. Статья является вкладом в изучение более широкой проблемы психопрофилактики синдрома эмоционального выгорания у специалистов социального обслуживания.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, эмоциональное истощение, индивидуально-типологические особенности, тип темперамента, уровень нейротизма, эмоциональная стабильность, уровень тревожности, личностные ресурсы.

THE LINK OF EMOTIONAL BURNOUT WITH INDIVIDUAL TYPOLOGICAL

FEATURES OF A PERSON

© 2018

Khudalova Madina Zakharovna, PhD. in Psychology, Assistant Professor of the Chair of Psychology North Ossetian State University named after KostaLevanovichKhetagurov (362025, Russia, Vladikavkaz, Vatutina street, 44-46, email: mado2006@mail.ru)

Absract. The article deals with the problem of emotional burnout and its link with individual and typological features of a personusing the example of the staff of the State Budgetary Institution of Social Service of the Republic of North Ossetia-Alania "Republican Center for Social Rehabilitation of Minors Kind Heart" (RCSRM), a non-profit organization dedicated to the social and psychological rehabilitation of children with various forms and degree of social disadaptation in a difficult life situation. The sample was 50 people.Temperament features, extraversion, level of neuroticism, "self-awareness / organization", "willingness to consent and to cooperate", "emotional stability", "personal resources" as well as levels of situational and personal anxiety were chosenfrom the individualtypological characteristics of a person for the research. The following methods were used: clinical conversation, testing. Research methods:Maslach Burnout Inventory (MBI), Eysenck's personality Inventory (EPI), Five-Factor Personality Questionnaire (5PFQ), technics of Spielberg-Hanin. The mathematical analysis of the results was carried out using the statistical program SPSS.22.0: descriptive statistics, Kruskal-Wallis H criterion, Spearman rank-order correlation (p).The following research tasks are determined: 1) to study the characteristics of the syndrome of emotional burnout in the staff of RCSRM; 2) to investigate the individual typological features of the staff of RCSRM; 3) to determine the levels of situational and personal anxiety; 4) to identify the link between the types of temperament and the characteristics of the syndrome of emotional burnout; 5) to study the link of individual typological features with the syndrome of emotional burnout in the staff of the RCSRM. Conclusions on the research: there is a statistically significant correlation between the syndrome of emotional burnout and individual typological characteristics of a person. The article is a contribution to the study of a broader problem of preventing the syndrome of emotional burnoutfor the specialists of social service.

Keywords: emotional burnout syndrome, emotional exhaustion, individual typological features, temperament type, level of neuroticism, emotional stability, level of anxiety, personal resources.

Целью нашего исследования стало изучение связи эмоционального выгорания с индивидуально-типологическими особенностями личности. Теоретической базой исследования выступают: деятельностный подход (Л.С. Выготский, ПЛ. Гальперин, В.В. Давыдов,

A.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) [1-6], учение о деонтологии, заложенное С.П. Боткиным, И.Е. Дядьковским, С.Г. Забелиным, М.Я. Мудровым, Н.И. Пироговым и продолженные современными авторами [7-11]; исследования профессий системы «человек-человек» [12]; общепсихологические теории личности, разработанные

B.С. Мерлиным, В.Н. Мясищевым, [13].

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) пред-

ставляет собой состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического неразрешенного стресса на рабочем месте. Развитие данного синдрома характерно для альтруистических профессий, где доминирует забота о людях (социальные работники, врачи, медицинские сестры, учителя и др.) [14-16].

В результате использования опросника направленного на изучение синдрома эмоционального выгорания мы получили следующие результаты.

Самая высокая степень выгорания наблюдается по субфактору «эмоциональное истощение», на втором месте - «деперсонализация», лучше всего дела обстоят со

Khudalova Madina Zakharovna THE LINK OF EMOTIONAL ..

psychological science

шкалой «профессиональная эффективность» или «персональные достижения», здесь, наоборот, низкие баллы - симптом выгорания, средние по всей выборке испытуемых - самые высокие из трех субшкал.

Оценим степень выгорания по каждому субфактору отдельно. Для этого мы по специальной технологии перевели сырые баллы в уровни выгорания, учитывая пол и стаж работы, представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Сводная таблица распределения выборки по уровням каждого субфактора эмоционального выгорания.

№ суо фактор Уровни эмоционального выгорания

1 6.— низкий 26. - средний 3 с. —высокий 5 с. — очень высокий

чел. % чел. % чел. % чел. %

1 Эмоционально е истощение 13 25 .5 13 35,3 15 29,4 4 7,3

2 Деперсонализация 1 1 25 49 12 23,5 12 23,5

3 Редукция личных достижений 0 0 23 45,1 12 23.5 15 23,4

Как мы видим из таблицы 1, по всем трем субфакторам у большинства испытуемых, в среднем у 43% наблюдается средний уровень выгорания.

Затем, регистрируется высокий уровень по «эмоциональному истощению», что в свою очередь добавляется к «очень высокому уровню» по «деперсонализации» и «личным достижениям». Хотя в первом субфакторе «эмоциональное истощение» очень высокий уровень достигли меньше всего испытуемых. Таким образом, в среднем у 25,5 % из всего числа испытуемых - «высокий уровень» эмоционального выгорания по всем трем субшкалам, в среднем у 18,3 % из всего числа испытуемых - «очень высокий уровень», и самые низкие балы набраны в среднем у 9,2 % испытуемых. Если суммировать испытуемых с «высоким» и очень «высоким уровнем выгорания», то окажется, что таковых абсолютное большинство - 43,8 %.

Итак, мы можем отметить тенденцию к средне-высокому уровню эмоционального выгорания в нашей выборке.

Изучим интегральный показатель выгорания. Для этого складываются переведенные в шкальные оценки результаты по трем субшкалам и соотносятся с тестовыми нормами.

Интегральный показатель выгорания подтвердил наш анализ, где мы определили средне-высокий уровень эмоционального выгорания по всей выборке.

По данным результатов исследования особенностей темперамента и других индивидуально -типологических особенностей (экстраверсия, уровень нейротизма, «самосознание, организованность», «готовность к согласию и сотрудничеству», «эмоциональная стабильность», «личностные ресурсы») нами были подведены итоги: большинство испытуемых - сангвиники (46 %), затем, холерики (28 %), чуть меньше - флегматики (20 %) и значительно меньше, всего 6 % - меланхолики.

Таким образом, в основном группа испытуемых характеризуется активностью и энергичностью, добротой и желанием помогать другим. Пребывать в депрессии и концентрироваться на проблемах им не свойственно. Сотрудники РЦСРН весьма трудолюбивы и дисциплинированны. У них высокая работоспособность, но монотонную работу выполнять им тяжело, им больше подходит многофункциональная работа. Группа испытуемых быстро реагирует на события и любит новые впечатления, они им жизненно необходимы. Большой процент холериков добавляет группе импульсивность, неуравновешенность, резко меняющееся настроение с эмоциональными вспышками, быструю истощаемость. Трети группы испытуемых свойственно увлекаясь, безалаберно растрачивать свои силы и быстро истощаться.

Группу с преобладанием сангвинического и холерического типов темперамента можно охарактеризовать в основном как экстравертов, что подтверждают результа-

ты опросника EPI.

Треть группы испытуемых (34 %) характеризуется высоким уровнем нейротизма. Им свойственны эмоциональная неустойчивость, тревога, низкое самоуважение, иногда - вегетативные расстройства. Остальная часть выборки имеют средние значения по нейротизму или низкие.

Выясним, существуют ли достоверные различия по показателям опросника EPI (экстраверсия, нейротизм) у групп по типам темперамента.

Критерий Н-Крускала-Уоллиса [17] показывает, что группы по типам темперамента статистически значимо на уровне р<0,001 отличаются по показателям экстраверсии и нейротизма. Нейротизм статистически значимо выше у холериков и меланхоликов, чем у сангвиников и флегматиков, а у последних статистически значимо выше экстраверсия.

Данные результатов 5-ти факторного личностного опросника по всей выборке дают возможность вывести общую характеристику группы испытуемых. Результаты свидетельствуют о стремлении членов группы в целом быть независимыми и самостоятельными. Им свойственно держать дистанцию, иметь обособленную позицию при взаимодействии с другими, избегать общественных поручений, быть небрежными в выполнении своих обязанностей и обещаний. Свои интересы испытуемые ставят выше интересов других людей и всегда готовы их отстаивать в конкурентной борьбе. Такие люди обычно стремятся к совершенству.

Испытуемые относятся к людям, редко проявляющим в своей жизни волевые качества, они живут, стараясь не усложнять свою жизнь. Это такой тип личностей, для которых характерны естественность поведения, беспечность, склонность к необдуманным поступкам. Они могут недобросовестно относиться к работе, не проявляя настойчивости в достижении цели.

Испытуемые - люди, в основном, самодостаточны, уверенны в своих силах, эмоционально зрелые, смело смотрящие в лицо фактам, спокойные, постоянны в своих планах и привязанностях. На жизнь они смотрят серьезно и реалистично, хорошо осознают требования действительности, не скрывают от себя собственных недостатков, не расстраиваются из-за пустяков, чувствуют себя хорошо приспособленными к жизни. Испытуемые - эмоционально устойчивые люди, сохраняют хладнокровие и спокойствие даже в самых неблагоприятных ситуациях. Они чаще пребывают в хорошем расположении духа, чем в плохом.

Испытуемые, по своему складу - реалисты, хорошо адаптированы в обыденной жизни. Они трезво и реалистично смотрит на жизнь, верят в материальные ценности больше, чем в отвлеченные идеи. Негибкие и неартистичные, они проявляют постоянство своих привычек и интересов. Такие люди не любят резких перемен в своей жизни, они предпочитают постоянство и надежность во всем, что их окружает. Их трудно вывести из равновесия, повлиять на сделанный выбор. Ко всем жизненным событиям они подходят с логической меркой, ищут рациональных объяснений и практической выгоды.

Выясним, имеются ли достоверные различия между группами по типу темперамента в показателях «Большой пятерки» (экстраверсия, самосознание/организованность, готовность к согласию и сотрудничеству, эмоциональная стабильность, личностные ресурсы).

Критерий Н-Крускала-Уоллиса показывает, что группы по типам темперамента статистически значимо отличаются по всем показателям «Большой пятерки»:

- по показателям экстраверсии на уровне р<0,005;

- по показателям «личностных ресурсов» на уровне р<0,05;

- остальные три на уровне р<0,001

Как мы видим, самые высокие баллы по шкалам во всей выборке принадлежат сангвиникам и флегматикам. Эта разница статистически значима и дает право ут-

психологические науки

Худалова Мадина Захаровна СВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ...

верждать, что они более позитивны по отношению к людям, добры, отзывчивы, терпимы к недостаткам других, чем меланхолики и холерики. Они более добросовестны и ответственно выполняют взятые на себя поручения, не любят конкуренции, больше предпочитают сотрудничать с людьми, чем соперничать.

Сангвиники и флегматики больше любят порядок и комфорт, чем холерики и меланхолики, а также им свойственен хороший самоконтроль, со стремлением к утверждению общечеловеческих ценностей, иногда в ущерб личным.

Сангвиники и флегматики в большей степени, чем холерики и меланхолики производят впечатление беззаботных и безответственных, которым сложно понять тех, кто рассчитывает каждый свой шаг.

Они легче, чем холерики и меланхолики обучаются, чаще доверяют своим чувствам и интуиции, чем здравому смыслу, мало обращают внимания на текущие повседневные дела и обязанности, избегают рутинной работы.

Определим, существуют ли достоверные различия между группами по типу темперамента в показателях СЭВ (синдрома эмоционального выгорания).

Критерий Н-Крускала-Уоллиса показывает, что группы по типам темперамента статистически значимо отличаются на уровне р<0,001 по эмоциональному истощению и деперсонализации, меланхолики и флегматики в большей степени демонстрируют признаки эмоционального истощения, а признаки деперсонализации

- меланхолики и холерики.

Для определения уровня ситуативной и личностной тревожности у сотрудников РЦСРН была использована методика Спилбергера - Ханина. Итак, по личностной тревожности, большинство испытуемых (92 %) обладают низким и умеренным уровнем и только 8 % - характеризуется высоким уровнем.

По ситуативной (реактивной) тревожности картина схожая: 90 % испытуемых имеют низкий уровень и 10 %

- высокий.

Определим, существуют ли достоверные различия в показателях тревожности между группами по типу темперамента.

Критерий Н-Крускала-Уоллиса показывает, что группы по типам темперамента статистически значимо на уровне р<0,001 отличаются по показателям личностной и ситуативной тревожности.

Из таблицы 6 мы видим, что у холериков и меланхоликов тревожность, как и личностная, так и ситуативная статистически значимо выше, чем у сангвиников и флегматиков.

Таким образом, они характеризуются склонностью воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. Для них каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием и вызывать выраженную тревогу. Также, холерики и меланхолики в отличии от сангвиников и флегматиков испытывают больший дискомфорт и напряженность при попадании в стрессовую ситуацию.

Взаимосвязь между типами и темперамента и особенностями синдрома эмоционального выгорания мы установим с помощью ранговой корреляции Спирмена, представлено в таблице 2.

Обнаружены статистически значимые на уровне р<0,01 прямые взаимосвязи между эмоциональным истощением и нейротизмом (г=0,533) и деперсонализацией и нейротизмом (г=0,470). Установленная прямая или положительная взаимосвязь свидетельствует, что если будет меняться в одном направлении (повышаться/понижаться) показатель нейротизма, то в том же направлении будут меняться и показатели эмоционального истощения и деперсонализации. А также, на уровне достоверности р<0,01 выявлена низкая прямая взаимосвязь между эмоциональным истощением и личностной и ситуативной тревожностью. Чем выше тревожность, тем выше эмоциональное истощение.

Таблица 2 - Корреляционные связи между типом темперамента и СЭВ

Correlations Большая 5-K1 Айзенк Белое

Экстр экстр aEe рсия неирот изм Холерик Меланх Сайте Флегы

Spearman's rho ЭИ Correlation Coefficient -0,164 -0,018 0.533" 0.532" 0.373" -0.249 -0,504"

Sig. (2-tailed) 0 256 0,899 0,000 0,000 0,008 0,081 0,000

дп Correlation Coefficient -0 213 0,017 0,470" 0,446" 0,387" -0,183 -0 516"

Sig. (2-tailed) 0,137 0,905 0,001 0,001 0,005 0,203 0,000

рпд Correlation Coefficient -0,126 -0.22S -0,139 -0,368" 0,016 -0.059 0,454"

Correlationk significant atthe 0 01 level (2-tailed). Correlations significant atthe €.05 level (2-tailed).

Корреляционная связь между СЭВ и показателями «Большой пятерки», представлено в таблице 3.

Таблица 3 - Корреляционные связи между СЭВ и «Большой пятеркой»

Самосознание CoTpvflH Эм стай Ресурсы

Spearm ЭИ CorrelatC о efficient - 221 _,643(-«) -,376e*)

aji'srhc Sig. (2-tailed) ,000 .124 ,000 ,007

ДП Córrela tCoefficient -,534<") -.1 SO -,657(") ,452(")

Sig. (2-tailed) ,000 .210 ,000 ,001

РЛД CorrelatCoefficient ,419(**) ,073 ,179 ,044

Sig. (2-tailed) ,002 ,614 ,214 ,763

** Correction IE significant at the 0.01 level (2-tailed).

* Correlation is significant atthe 0.05 level (2-tailed).

Выявлены взаимосвязи на уровне р<0,01:

- обратная высокая взаимосвязь между эмоциональным истощением и самосознанием, организованностью, эмоциональной стабильностью, средняя - с «личностными ресурсами»;

- обратная высокая взаимосвязь между деперсонализацией и самосознанием, организованностью, эмоциональной стабильностью и средняя - с «личностными ресурсами»»;

- прямая средняя взаимосвязь между «редукцией личных достижений» и самосознанием, организованностью.

Выводы: существует взаимосвязь между синдромом эмоционального выгорания и индивидуально-типологическими особенностями личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2004г.

2. Дружинин В.Н. «Психология» СПб.: Питер, 2001г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Academia, 2005 - 352с.

5. Леонтьев А.Н. Становление психологии деятельности. М.: Смысл, 2003.

6. Философско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна / Сост. С.В. Тихомирова. М., 2011.

7. Сорокина Т.С. История медицины. М.: Академия, 2008. 560 с.

8. Шамов И.А. Биомедицинская этика. М.: Медицина, 2006. 344 с.

9. Шеламова Г.М. Психология и этика профессиональной деятельности. М.: Академия, 2009. 64 с.

10. Этико-психологические проблемы медицины. М.: Медицина, 2008. 376 с.

11. Яровинский М.Я. Медицинская этика. М.: Медицина, 2006. 448 с.

12. Юсупов И.М. Вчувствование, проникновение, понимание. Казань: Издательство Казанского университета, 2013. 126 с.

13. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2016. 592 с.

14. Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика- 2-е издание -СПб: Питер, 2008. - 338 с.

15. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. - М.:

Khudalova Madina Zakharovna THE LINK OF EMOTIONAL ..

psychological science

Наука, 2002. - Т. 23. № 3. - С. 85-95.

16. Кондратьева О.Г. Структура синдрома эмоционального выгорания у педагогов в зависимости от стажа профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3(20) - С. 304-306.

17. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. М.:Речь, 2000 - 392 с.

Статья поступила в редакцию 17.04.2018

Статья принята к публикации 27.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.