Научная статья на тему 'ПЕРМСКАЯ КРАЕВАЯ ЦЕННОСТНООРИЕНТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА «НА ПУТИ ГЕРОЯ» КАК КОМПЛЕКСНАЯ АДРЕСНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В КОНФЛИКТЕ С ЗАКОНОМ, ОКРУЖЕНИЕМ И СОБОЙ'

ПЕРМСКАЯ КРАЕВАЯ ЦЕННОСТНООРИЕНТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА «НА ПУТИ ГЕРОЯ» КАК КОМПЛЕКСНАЯ АДРЕСНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В КОНФЛИКТЕ С ЗАКОНОМ, ОКРУЖЕНИЕМ И СОБОЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
96
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Обзор.НЦПТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРМСКАЯ КРАЕВАЯ ЦЕННОСТНООРИЕНТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА «НА ПУТИ ГЕРОЯ» КАК КОМПЛЕКСНАЯ АДРЕСНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В КОНФЛИКТЕ С ЗАКОНОМ, ОКРУЖЕНИЕМ И СОБОЙ»

Пермская краевая ценностно-ориентированная программа «На пути героя» как комплексная адресная технология социальной реабилитации подростков, находящихся в конфликте с законом, окружением и собой

СТАТЬЯ

26

Пермская краевая ценностно-ориентированная программа «На пути героя» как комплексная адресная технология социальной реабилитации подростков, находящихся в конфликте с законом, окружением и собой

Чернова Ирина Геннадьевна — председатель Правления Пермской региональной общественной организации «ПравДА вместе», автор и руководитель программы «На пути героя», г. Пермь

Харина Кристина Ивановна — специалист Пермской региональной общественной организации «ПравДА вместе», координатор программы «На пути героя», г. Пермь

Снижение жизненного уровня, изменение нравственно-ценностных взглядов населения сыграло ключевую роль в возникновении серьезных деформаций в семейной сфере и вызвало рост жестокости и насилия, как в отношении несовершеннолетних, так и среди несовершеннолетних. Таким образом, современный подросток сегодня не обладает навыками ненасильственного

общения и поведения, и поэтому часто нарушает социальные права других лиц. Несформированные ценностные ориентиры и установки не позволяют подростку сделать правильный для общества выбор в конкретной ситуации. В подростковом возрасте дети «отрываются» от родителей, семьи и начинают делать первые шаги во взрослую жизнь, пробуя

и открывая себя. Подростковый возраст — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности, движущими силами которого являются потребности подростка в признании. Это возраст формирования рефлексивных навыков и отношения к себе. Если у подростка формируется установка: «Я себе не нравлюсь, я ничего не значу», это способствует изменению личности в отрицательную сторону. Такую установку часто создают взрослые, окружающие ребенка в период его развития. Так называемое клеймо, которое ставят взрослые на детей (например, «трудные дети», «дети-преступники» и др.), поддерживает отрицательное развитие личности ребенка.

С целью профилактики нарушений социальных прав несовершеннолетних в сфере конфликтности с законом в Пермском крае в 2012 году был создан краевой проект «На пути героя». Сегодня проект приобрел системный характер и преобразовался в комплексную межсекторную программу реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом. Основные мероприятия программы основываются на комплексном подходе, инновационных технологиях и методах работы с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом. Программа сочетает в себе ранее применявшиеся технологии и методы, а также авторские разработки. Весь комплекс мероприятий программы способствует улучшению жизни несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и предупреждает

возникновение конфликтных ситуаций и нарушений социальных прав других лиц. В основу программы заложены субъект-субъектные взаимоотношения, которые позволяют подростку лучше понять самого себя, осознать тот факт, что только он волен в каждый момент совершать выбор в пользу добра или зла и нести ответственность за свой выбор. Организация работы с подростками направлена на укрепление их веры в себя и на изменение своей жизни к лучшему. Подростки получают опыт таких изменений, что позволяет им почувствовать, что, лишь меняясь, можно развиваться, что в неудачах тоже есть потенциал для развития. В основе каждого мероприятия программы лежит ценностно-ориентированный подход, который позволяет «прошить» единой нитью все мероприятия, каждое из которых направлено на формирование у подростка ценностей, а также на выбор ребенком модели собственного поведения в той или иной ситуации. Именно система ценностей ориентирует человека в жизни, позволяет ему делать выбор, принимать решения. Так как высшим выражением системы ценностей являются нормы, т. е. правила, принципы поведения в конкретных ситуациях, то в подростковом возрасте ребенок часто нарушает нормы в связи с тем, что учится делать выбор. Именно поэтому программа «На пути героя» основана на мероприятиях, позволяющих ребенку не просто сделать выбор, а ещё и проанализировать его,внутренне принять и реализовать задуманное.

Для апробации новой технологии работы с несовершеннолетними, совершившими правонарушения, в Пермском крае в 2012 году по инициативе ГУ МВД России по Пермскому краю и совместно с Пермской региональной общественной организацией «ПравДА вместе» была

проведена первая профильная лагерная смена «Путь героя» для подростков, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних ГУ МВД России по Пермскому краю. Первая смена прошла на базе загородного лагеря в течение 10 дней для 143 несовершеннолетних с различных территорий Пермского края. С подростками в лагере работали совместно студенты-волонтеры и инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних края. Через год, в 2013 году, прошла вторая профильная смена, которая положила начало новому этапу — этапу сопровождения подростков-участников программы. Важно было не только поработать с подростками в формате лагеря, но и продолжить общение за его пределами. После участия в лагерной смене у каждого подростка появляется волонтер-наставник, который помогает ему выходить из трудных жизненных ситуаций и поддерживает в творческих и спортивных начинаниях. Волонтеры после смен и лагерей общаются с ребятами индивидуально, а также в формате групповых встреч, школьных уроков, фестивалей и др. В сопровождение включаются и инспекторы по делам несовершеннолетних в рамках своих профессиональных обязанностей и тем самым продолжают совместную работу с волонтерами-наставниками подростков. Такое сопровождение длится восемь месяцев. В 2014 году в рамках развития программы «На пути героя» появилась финансовая возможность повторного сбора всех участников программы. Это позволило закрепить позитивные изменения в подростках и сформировать у них новые навыки ненасильственного общения и поведения. Так развивалась технология программы «На пути героя», которая в настоящее время показывает

свою эффективность. Теперь это не просто лагерные смены для подростков, теперь это комплексная системная работа общественности и органов внутренних дел с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом. В начале 2015 года проектная деятельность превратилась в большую краевую социально значимую программу «На пути героя», направленную на социальную реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, развитие у них навыков ненасильственного общения и поведения, создание условий для изменения их жизненных ценностей и для развития их способностей.

Главный внутренний принцип программы

Жизненные ценности человека — основа жизненных выборов разной степени важности. Важно научить подростков, находящихся в конфликте с законом, делать правильный выбор, взвешивать свои решения о предстоящем поведении.

Структура ценностно-ориентированной программы

Программа «На пути героя» включает несколько комплексных ценностно-ориентированных этапов, имеющих определенную последовательность по времени:

— первая ценностно-ориентированная лагерная программа «Путь героя: преодоление»;

— ценностно-ориентированная программа сопровождения подростков «Движение по пути героя»;

— вторая ценностно-ориентированная лагерная программа «Путь героя: рост».

Подросток становится участником программы после прохождения первой лагерной программы «Путь героя». Отбор подростков-участников осуществляется подразделениями по делам несовершеннолетних ОВД совместно с районными КДНиЗП4.

Основными критериями отбора являются:

— совершение подростком правонарушения;

— возраст до 14 лет;

— социально-психологическое состояние подростка (не ведется работа с подростками с психиатрическими отклонениями здоровья).

Ценностно-ориентированная лагерная программа «Путь героя» реализуются на базе загородного лагеря Пермского края с круглосуточным пребываем несовершеннолетних в период проведения смены.

Программа профильной смены «Путь героя» реализуется в течение 10 дней для 80-120 несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом. Данная программа направлена на формирование у подростков навыков ненасильственного поведения и преодоления жизненных трудностей. В рамках комплексной реабилитационной программы «На пути героя» каждый несовершеннолетний участник проходит две лагерные программы «Путь героя» с промежутком по времени в семь-восемь месяцев. Между лагерными программами ведется сопровождение всех участников в рамках программы «Движение по пути героя», в которую включаются мероприятия различного формата для несовершеннолетних и их окружения, а также мероприятия

4 КДНиЗП — Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.

с их непосредственным участием. На третьем этапе программы «На пути героя» подростки проходят вторую ценностно-ориентированную программу в условиях загородного лагеря. Данная профильная программа направлена на закрепление навыков ненасильственного общения, поддержку несовершеннолетних, создание условий для изменения их жизненных ценностей и для развития их способностей.

Главный элемент содержательной части программы — корректировка жизненных ценностей подростков-участников, поэтому большинство мероприятий направлено на осознание ими жизненных ценностей человека. Вторая лагерная программа — заключительный этап технологии реабилитации «На пути героя», затем волонтеры продолжают общаться с подростками в рамках

дружеских встреч, а также помогают им решать жизненные проблемы. Некоторые ребята продолжают принимать участие в профильных программах в качестве помощников волонтеров («послов добра»), помогая новым ребятам справляться с жизненными трудностями.

Цель профильной смены

— формирование у подростков навыков ненасильственного поведения

и преодоления жизненных трудностей, создание условий для изменения их жизненных ценностей и для развития их способностей.

Задачи профильной смены:

— познакомиться с подростками-участниками программы

в условиях искусственно созданной доброжелательной среды;

— снизить уровень агрессивности

и тревожности подростков-участников посредством комплекса логично связанных реабилитационных мероприятий;

— раскрыть потенциальные возможности и скрытые ресурсы каждого подростка-участника, обозначив личную положительную особенность;

— скорректировать поведенческие реакции на конфликтные жизненные ситуации бытовой и коммуникативной среды;

— сформировать основу позитивных жизненных ценностей и заинтересовать подростка-участника в их постоянном формировании;

— создать совместно с подростком-участником траектории собственного развития на год;

— показать подросткам другую, ненасильственную, жизнь.

Правила профильной смены для детей и взрослых:

— не допускается приезд родственников, друзей и знакомых как к детям, так

и ко взрослым (в связи с возможностью возникновения конфликтов на данной почве и внесения в реабилитационную среду посторонних условий);

— допускается общение детей и взрослых участников смены по телефону

с близкими, родственниками, друзьями;

— запрет курения,употребление спиртных напитков, наркотических и психотропных веществ;

— уважительное отношение друг к другу, запрет на оскорбления личности;

— не допускается хранение всех видов оружия, в том числе для самообороны;

— все дети под постоянным присмотром взрослых 24 часа в сутки (в связи

с возможностью проявления особенностей поведения подростков);

— четкое соблюдение правил личной гигиены;

— ежедневная забота о своем физическом и психическом здоровье;

— участие во всех мероприятия смены (исключение — состояние здоровья);

— поддержка всех участников смены;

— не нарушать правила внутреннего распорядка дня (программа выстроена четко по режиму, не допускается

его сбивка);

— запрет хранения спичек, зажигалок или взрывчатых веществ, скоропортящихся продуктов, лекарственных средств;

— не наносить физический вред здоровью человека, не портить имущество лагеря (портить, ломать мебель, оборудование помещения);

— не совершать противоправные действия разного характера;

— не нарушать правила противопожарной безопасности;

— не покидать территорию лагеря без разрешения взрослых.

Если подросток совершает действия противоправного характера во время смены, этот факт в обязательном порядке официально регистрируется сотрудниками ОВД.

Важные основы и принципы содержательной программы профильной смены

Обязательно продумывается концепция профильной смены, которая формируется из возможностей и ориентиров команды организаторов. Определяется девиз смены, который поддерживается в каждом мероприятии смены. Например, девиз «Путешествие за мечтой», позволил в течение смены с детьми говорить о мечте и искать её у каждого ребенка и взрослого.

При формировании программы каждое мероприятие продумывается с точки зрения ценности, которую оно формирует. И данная ценность проходит через всё мероприятие красной линией. Обязательное мероприятие профильной смены — сказка на ночь. Перед сном все взрослые читают книгу детям на ночь. Книги обязательно используются печатные. Произведение подбирается под концепцию смены.

В программу смены включены гостевые встречи с участием интересных людей края (сотрудников силовых ведомств, профилактических структур, ветеранов, спортсменов, актеров и других). Все встречи направлены на развитие патриотических чувств и формирование стабильного состояния подростка-участника в месте своего проживания. Максимальное количество дней в программе смены с участием приезжих гостей — четыре.

Проводится межведомственное мероприятие «Поезд безопасности», направленное на формирование у подростков навыков личной безопасности, с участием представителей МВД, МЧС, СК, Роскомнадзора, Центра

Рис. 5. Участники программы «На пути героя».

медицинской профилактики и Роспотребнадзора.

В смене проводятся игры живого действия, так называемые ролевые игры, в которых подросткам необходимо примерить на себя жизненную роль (родителя, профессионала своего дела).

Ежедневно на утренних линейках отмечаются подростки за добрые дела (награждаются добрыми словами наставников), за победы в мероприятиях (награждаются сладкими призами и грамотами), за чистоту в комнатах (награждаются сладкими призами и переходным мишкой-чистюлей), за личные достижения (награждаются сладкими призами и значком «Герой дня»), за командные успехи

(награждаются сладкими призами и переходящим вымпелом «Лучшая команда»). На линейках озвучивается концепция дня смены и ставятся задачи на день (отряды также проговаривают командные и личные задачи дня). Ежедневно линейка заканчивается телесным контактом ладонью каждого организатора и участника смены, что позволяет прочувствовать состояние и настроение каждого ребенка.

В конце смены каждый волонтер-наставник пишет письмо своему подопечному, запаковывает в конверт и передает при отъезде из смены. Организаторами смены ведется альбом смены, где отражается ежедневно состояние каждого взрослого организатора смены. Альбом носит

рефлексивный характер и позволяет наблюдать за состоянием в смене.

Психологические особенности проведения профильной смены

В смене проводится обязательное психологическое обследование подростков, а также взрослых. Используется известная методика определения уровня самооценки и притязаний Дембо-Рубинштейн (в модификации А. М. Прихожан) и авторская разработка «Наблюдение активности и агрессивности», которая фиксируется ежедневно в графическом виде по каждому ребенку.

В ходе смены проводится «входящая» (на момент заезда в лагерь) и «исходящая» (на момент выезда из лагеря) диагностика для оценки психического состояния ребят, их реакции на нагрузку, темп работы, для выявления индивидуальных особенностей.

Ежедневно на рефлексиях дня в отрядах наставники и инспектора заводят темы об отношениях к людям, к имуществу и миру в целом. Подростки оценивают собственные успехи за день, а также успехи команды. Обсуждаются и негативные стороны дня, поражения. На рефлексивных планерках, которые проводятся ежедневно, наставники и инспектора анализируют поведение каждого подростка, оно фиксируется тьюторской группой, а также наставниками в специально разработанной тетради наставника. На рефлексивных планерках, которые проводятся ежедневно, организаторы общей части анализируют каждое прошедшее мероприятие и при необходимости корректируют программу следующего дня.

На всех планерках обязательно уделяется время на эмоциональную рефлексию каждого организатора смены по модели замкнутого круга, высказывается каждый. Также организаторы ежедневно заполняются лист оценки собственного состояния, что позволяет тьюторской группе отслеживать состояние каждого организатора. После окончания смены для команды организаторов смены проводится окончательная рефлексия. Для инспекторов рефлексия обратной связи проводится в предпоследний день смены, а для остальных членов команды после отъезда детей из лагеря. Последняя рефлексия длится от трех до шести часов. Каждый по кругу рассказывает о своем состоянии, настроении, результатах работы с детьми. После обратной связи каждого участника члены команды дают ему обратную связь о его работе.

После смены волонтер-наставник составляет социальный портрет на каждого ребенка, который передается специалистам муниципалитета. Социальный портрет содержит информацию, которую рассказал ребенок о себе в течение смены, а также описание поведения ребенка, характеристика его положительных и отрицательных качеств, участие в мероприятиях смены, заслуги и рекомендации для специалистов по дальнейшей реабилитации). Во время смены волонтеры-наставники (вожатые) создают ситуации, когда ребенок сам рассказывает о том, что происходит в его жизни и о своих противоправных поступках, подводят к рассуждениям об ответственности, необходимости примирения, возмещения ущерба и заглаживания вины.

Окончание программы для подростка

Подросток-участник программы может принять участие в реабилитационной

смене только два раза в качестве обычного участника. Затем волонтеры-наставники из числа детей, прошедших две смены и показавших позитивные изменения в поведении и желание помогать другим детям, выбирают «послов добра». Эти подростки попадаются в посольскую программу и могут принять участие ещё в двух сменах, но уже в качестве помощника — наставника в отряде.

Также эти подростки проходят специальные тренинги личностного роста в выездной форме, в том числе в палаточном режиме. Послам добра вручается специальный знак, который подтверждает их статус. Они должны соответствовать данному статусу и принципам жизни, установленным в посольской программе. Далее данные подростки могут стать волонтерами профильной смены.

Концептуальные результаты реализации программы «На пути героя»

Программа «На пути героя» как технология профилактики нарушения социальных прав, позволяет мотивировать несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений, к отказу от противоправного образа жизни; создать условия для включения несовершеннолетних в социализирующую деятельность, способствующую расширению кругозора, развитию интереса к учебе, самореализации в профессиональной деятельности и творчестве,занятиям спортом, привитию навыков здорового образа жизни и правильного поведения в обществе, формированию ответственного отношения к родительству и созданию собственной семьи. Также программа переворачивает представления и отношение специалистов субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних к самим подросткам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.