Научная статья на тему 'Областная профильная смена «Преображение» в системе летнего оздоровления и отдыха школьников'

Областная профильная смена «Преображение» в системе летнего оздоровления и отдыха школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / РЕЛИГИЯ / ПРАВОСЛАВИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / ПРАВОСЛАВНАЯ СМЕНА / THE CHILDREN''S HEALTH CAMP / CRISIS / RELIGION / ORTHODOXY / MINORS / UPBRINGING / EDUCATION / THE ORTHODOX CHANGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадневский В. М., Долгушева А. Н.

Представлен опыт областной профильной православной смены в Омском регионе, целью которой является формирование в детях и подростках духовно-нравственных установок, основанных на сочетании религиозных и светских традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кадневский В. М., Долгушева А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional profile change «Transfiguration» in the system of summer health improvement and rest of students

In the article the experience of the regional profile of the Orthodox change in the Omsk region is presented, the purpose of which is the formation of the children and adolescents of spiritually moral facilities, based on a combination of religious and secular traditions.

Текст научной работы на тему «Областная профильная смена «Преображение» в системе летнего оздоровления и отдыха школьников»

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 3. С. 178-181.

УДК 007

В.М. Кадневский, А.Н. Долгушева

ОБЛАСТНАЯ ПРОФИЛЬНАЯ СМЕНА «ПРЕОБРАЖЕНИЕ»

В СИСТЕМЕ ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И ОТДЫХА ШКОЛЬНИКОВ

Представлен опыт областной профильной православной смены в Омском регионе, целью которой является формирование в детях и подростках духовно-нравственных установок, основанных на сочетании религиозных и светских традиций.

Ключевые слова: кризис, религия, православие, несовершеннолетние, воспитание, образование, детский оздоровительный лагерь, православная смена.

Современный мир переживает одновременно целый ряд кризисов, имеющих фундаментальные причины. Прежде всего это кризис мировоззренческой платформы, заложенной Просвещением, кризис представления о том, что социальный и технический прогресс может сделать человека счастливым. Конечно, за период более двух столетий человечество достигло немалых успехов. Существенно наладились быт и повседневная жизнь в индустриально развитых странах. Однако новый быт нисколько не приблизил человека к ответу на главные вопросы: «Как и для чего жить?» - скорее, даже обострил их, поскольку на фоне налаженной жизни отсутствие ответов стало особенно вопиющим.

Сегодня на фоне перманентных кризисов последних лет стало понятным, что от всего позитивистского проекта осталось одно общество потребления и предельно упрощенно понимаемая демократизация общественной жизни как якобы прямой путь к построению такого общества. Экономический же кризис показал, что даже общество потребления в его глобальном варианте не может быть построено. Сегодня многим стало понятно, что при движении в эту сторону эрозии начинает подвергаться сам человек.

В условиях глобального кризиса все страны, охваченные им, ищут совместно (и каждая в отдельности) выход из этой непростой ситуации с возможно наименьшими потерями. В России (как, впрочем, и во многих других странах) одно из направлений поиска связано с возрастающим влиянием религии, религиозных деятелей и религиозных институтов на общественную жизнь.

Возможно, от того, как будет проходить этот процесс, во многом будет зависеть и будущее мира - то, как он выйдет из весьма непростого своего нынешнего состояния, в котором он находится достаточно продолжительное время. Россия в данном процессе не исключение, но есть одно существенное отличие. Наше общество свыше 70-ти лет строилось на основе атеистической концепции, облечённой в крайнюю форму -форму воинствующего атеизма. Поэтому вариант точечного возрождения освящённых более чем тысячелетней историей внедрения в массовое сознание православных религиозных традиций и ценностей является, на наш взгляд, наиболее гуманным, рациональным и продуктивным.

На сегодня в России уже накоплен определённый опыт сотрудничества религиозных деятелей и религиозных учреждений с государственными и общественными структурами в вопросах образования и воспитания. Например, в г. Ельце по инициативе благочинного Елецкого церковного округа, директора православной гимназии во имя Свт. Тихона Задонского Чудотворца протоиерея Василия (Романова) создается уникальный православный детский сад и ясли. Вместе с православной гимназией, открытой пятнадцать лет назад именно благодаря протоиерею Василию,

© В.М. Кадневский, А.Н. Долгушева, 2013

теперь создаётся многофункциональный православный центр (МПЦ). В МПЦ планируется открыть молодежный центр, а ключевым звеном его выступят православные детский сад и ясли. Протоиерей Василий уверен, что на этих двух начальных ступеньках в детские души должно зарониться духовное зернышко, которое на следующем этапе, уже в гимназии, обязательно принесет свои плоды.

Впрочем, в своем подвижническом начинании Елец не единственный и уже далеко не первый в России. Теперь по всей стране открываются детские приюты, воскресные школы при храмах и монастырях. А православная гимназия в Ельце пользуется у школьников и их родителей заслуженной популярностью и в настоящее время уже не может вместить всех желающих в ней обучаться.

Определённую работу в воспитательнообразовательном пространстве Омского региона совместно с управленческими структурами области проводит и Омско-Тарская епархия. В большинстве православных приходов региона функционируют воскресные школы для детей прихожан, два летних православных оздоровительных лагеря, с опытом работы одного из которых мы и хотим познакомить читателей.

В условиях развития современного российского общества динамика социальных процессов такова, что на школьников постоянно увеличивается нагрузка. Детям и подросткам в этих условиях необходим полноценный и разноплановый отдых. Проблему оздоровления и отдыха детей эффективно решают детские оздоровительные лагеря. Однако в летний период важным является не только решение задач оздоровления и отдыха детей, но и организация воспитательного процесса. Известно, что непрерывность воспитательного процесса позволяет повысить эффективность воспитательных воздействий, а также (что немаловажно) обеспечить разностороннее развития детей. Поэтому организация воспитательного процесса в условиях детского оздоровительного лагеря сегодня становится всё более актуальной и требует дополнительных управленческих решений.

Ориентация на интересы ребенка на сегодняшний день является одной из важных черт функционирования детского оздоровительного лагеря. Детский лагерь создает благоприятные условия для самосовершенствования, самореализации и духовно-нравственного становления личности. Все больший вес и влияние на деятельность детских оздоровительных лагерей как учреждений дополнительного образования приобретает гуманистическая психология. Уважение личности ребенка, его внутреннего мира, признание его права быть самим собой, создание условий для развития его способностей, удовлетворения индивидуальных нужд и потребностей, самореализации - все это ха-

рактеризует детский оздоровительный лагерь гуманистической ориентации. Такой лагерь предоставляет каждому подростку выбор направления, темпа развития и путей удовлетворения его новых потребностей.

Для организации деятельности детских оздоровительных лагерей в Омском регионе приоритетными являются следующие положения:

- детские оздоровительные лагеря -часть социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации;

- в основе деятельности детского оздоровительного лагеря лежат принципы массовости и общедоступности мероприятий по интересам; развития творчества и самодеятельности, социально значимой направленности деятельности; единства оздоровительной и воспитательной работы с детьми; взаимосвязи с семьей и социальной средой;

- детские оздоровительные лагеря характеризуют предметно-практическую деятельность, конкретные жизненные ситуации, которые помогают познать ребенка, выстроить отношения между детьми, детьми и взрослыми.

В Омской области помимо традиционных детских оздоровительных смен организуются профильные смены различной направленности - спортивные, научные, лидерские, технические, журналистские, православные и др.

Более подробно мы хотим остановиться на профильных православных сменах, которые формируют в детях и подростках духовно-нравственные установки, основанные на сочетании религиозных и светских традиций. Духовно-нравственное становление есть процесс, цель, устремление и доминанта развития личности, при этом развитие касается всех способностей человека. Духовное становление понимается, таким образом, как обретение целостности.

Жизнь конкретного человека определяется логикой и ритмом духовного развития. Опыт православного воспитания показывает, что духовную жизнь в человеке нельзя пробудить, сохранить и взрастить через развитие его психофизических функций. Нельзя прийти к духовному росту через развитие интеллекта, воли или чувства, хотя духовная жизнь и опосредуется этим развитием.

Известно, что пробуждение духовной жизни, одухотворение души благодатью происходит в определенных условиях. Именно такие условия для детей и подростков стремятся создать организаторы православных смен в летнем оздоровительном лагере

Православная смена «Преображение» -совместный проект Областного Правительства и Омско-Тарской епархии. Данная смена проводится в КУ (казённое учреждение) «Детский оздоровительный лагерь “Бе-

180

В.М. Кадневский, А.Н. Долгушева

резовая роща”» Саргатского муниципального района Омской области с 2006 г. в рамках 18-дневной оздоровительной смены и с 2011 г. в рамках 9-дневной программы в МБУ ОЦ (муниципальное бюджетное учреждение оздоровительный центр) «Солнечная поляна» Омского муниципального района Омской области.

Целями данной смены являются: создание благоприятных условий для оздоровления и отдыха детей; духовно-нравственное воспитание на основе светских и православных христианских ценностей, традиционных для русского народа.

Задачи смены следующие:

- отдых и оздоровление детей (пятиразовое питание, витаминизация, сон, прогулки);

- создание условий для получения навыков поведения православного христианина, опыта жизни по заповедям святого Евангелия;

- формирование нравственных ориентиров ребенка (подростка) на основе традиционной русской духовности; приобщение к духовным и нравственным ценностям Православия;

- приобщение к церковной жизни; приобретение знаний о православной истории и культуре

- укрепление физического здоровья; развитие творческого потенциала детей; развитие волевых качеств личности, ответственности за свои поступки;

- формирование чувства товарищества, взаимовыручки, развитие навыков коллективных действий в составе команды (группы) в играх, соревнованиях;

- развитие чувства патриотизма, любви к Отечеству, к родному краю на основе православных традиций русского народа.

Данная смена значительно отличается от других проводимых программ, так как направлена на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи и характеризуется тесным взаимодействием с религиозной организацией - Омско-Тарс-кой епархией Русской православной церкви.

Разработчики программы - миссионерская группа Свято-Никольского мужского монастыря р. п. Саргатское Омской области, молодежный отдел Омско-Тарской епархии, православные добровольцы. Духовный руководителем и идейным вдохновителем профильной православной смены по праву духовника выступает настоятель Свято-Никольского мужского монастыря - игумен Серафим (Максимов). Руководитель смены -сотрудник Свято-Никольского монастыря -Радионова Екатерина Сергеевна.

Участники смены - это в первую очередь воспитанники воскресных школ при храмах Омско-Тарской епархии, дети прихожан Русской православной церкви. Количество детей - 250 человек в смену.

Воспитательная составляющая программы основана на традиционных для русского народа духовных ценностях. Главной заслугой организаторов является разработка и реализация программы православной смены в детском оздоровительном лагере, привлечение к духовному и нравственному развитию как воцерковленных, так и невоцерковлен-ных детей интересными формами работы.

Программа православной смены «Преображение» включает:

- участие детей Богослужениях в расположении лагеря;

- утренние и вечерние молитвенные правила, крестные ходы;

- знакомство с историей православной церкви, устройством храма, изобразительным искусством;

- основы церковного пения, церковнославянского языка;

- беседы со священниками и воспитателями на духовно-нравственные темы;

- просмотр православных видеофильмов, мультфильмов;

- участие детей в концертных программах;

- разучивание с детьми патриотических, духовных, детских, казачьих песен;

- беседы о флаге и гербе России, разучивание гимна России;

- спортивные и туристические мероприятия;

- археологические раскопки на территории лагеря;

- работу кружков для девочек (вышивание, рисование, мягкая игрушка, кружок женских народных рукоделий) и мальчиков (спортивный, туристическая техника, основы военной подготовки);

- работу православной библиотеки;

- народные и казачьи песни, народные игры, хороводы, молодецкие забавы, кулачные бои с участием фольклорно-этнографических коллективов «Сретение» (г. Омск), «Старина Сибирская» (Большеречье);

- день именинника;

- разнообразные игры и конкурсы («Самый организованный отряд», «Лучшая отрядная газета», «Лучшее отрядное место», «Самая чистая и красивая комната», конкурс рисунков на асфальте и др.);

- общелагерную игру «Застава»;

- паломнические поездки в Тамбовку на место явления Божией Матери.

Воспитательский состав смены - православные педагоги, имеющие опыт работы в детских оздоровительных лагерях.

Вожатский состав смены - студенты омских вузов и ссузов (в том числе студенты теологического отделения социально-гуманитарного факультета ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, курсанты Омского инженерного танкового института, студенты Омского Духовного училища, и др.). Вожатые проходят теоретическую теологическую подготовку на

православных молодежных миссионерских курсах, проводимых храмом св. мученицы Татианы при ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, а также практическую подготовку в школе вожатых при молодежном клубе «Преображение» (церковь иконы Божией Матери «Знамение»).

Кроме того, вожатым и воспитателям помогает отряд инструкторов - старших детей, принимавших участие в проведении смен прошлых лет. В отряд инструкторов приглашают школьников, прошедших обучение во время инструкторских сборов и получивших удостоверение инструктора.

Физкультурно-оздоровительный сектор представлен спортсменами из клуба спортивной борьбы Саргатской ДЮСШ, студентами и выпускниками Саргатского педагогического училища.

При проведении православной профильной смены обязательным условием является присутствие священнослужителей Омско-Тарской епархии на территории лагеря.

Благодаря постоянству, последовательности действий организаторов православной смены, продуманности программы, ее принципов, сбалансированности религиозного, светского, культурно-досугового, спортивного и творческого развития детей в условиях лагеря, смена получает большое количество положительных откликов.

Детские православные смены «Преображение» - это доброе начинание, направленное на духовно-просветительскую работу с детьми. Практика работы детского лагеря «Преображение» показала, что проводимые в нём мероприятия укрепляют в сердце ребёнка дух живой православной веры, дают знания о православной истории и культуре и практические навыки благочестивой светской жизни, прививают любовь к Родине.

Проведение таких смен формирует детскую православную среду, значительно содействует укреплению духовности и нравственности детей и молодежи в Омской области, является наиболее крупным проектом в сфере детского отдыха и оздоровления, направленным на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей.

За время смены служится Божественная литургия и молебны, читаются акафисты. По желанию дети и воспитатели исповедуются и причащаются. За прошедшие со времени создания православного оздоровительного лагеря годы в нём сложились определённые традиции.

Ежедневно исполняется гимн Российской Федерации, на флагштоке развевается российский флаг, знаменосцы выносят лагерное знамя с эмблемой лагеря - куполами на фоне российского триколора, у каждого ребенка есть синий галстук с той же эмбле-

мой. Работают спортивные площадки, проводятся первенства по футболу, пионерболу, волейболу, настольному теннису, шахматам, шашкам, бадминтону. Организуется лагерная спартакиада по разным видам спорта и обшелагерная игра «Застава», включающая задания по православной тематике.

Культурно-развлекательная программа включает подготовку концертных номеров по православной, духовно-нравственной тематике. В лагере существует благословленный духовником смены устав, который регламентирует правила поведения детей и воспитателей.

Практика показала, что реализация программы православной смены «Преображение» в системе летнего оздоровления и отдыха школьников дает положительные результаты. Во-первых формируется православная детская, подростковая и молодежная среда общения и поведения. Усвоение православных ценностей в коллективе единомышленников не только приводит к накоплению духовных православных ценностей, но и способствует формированию устойчивого стремления к образу жизни без вредных привыек и активной жизненной и гражданской позиции.

Таким образом, современные воспитательные системы детских оздоровительных лагерей развиваются в различных сферах жизнедеятельности, раскрывая при этом в подрастающем поколении различные способности, навыки, умения, и формируют их духовно-нравственное становление в духе религиозных ценностей, которые давно уже воспринимаются как ценности общечеловеческие.

Воспитательные системы детских оздоровительных лагерей отличаются определённым разнообразием и становятся востребованными в современном обществе. Они играют все большую роль в жизни детей и подростков. Те новые системы, на принципах которых строится образовательный и воспитательный процесс, оставляют свою печать на личности современного ребенка, помогают ему сформировать свою духовность и найти достойное место в социуме.

Именно поэтому проблема, связанная с созданием новых воспитательных систем, формирующихся на основе сочетания религиозного и светского, требует больших организационных усилий. Сегодня поиск идёт во многих регионах России, первый опыт везде даёт положительные результаты. Обобщение и распространение этого опыта будет способствовать его усовершенствованию и выходу на новый уровень возрождения высоких нравственных идеалов, выработанных человечеством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.