Научная статья на тему 'Переживания конфликтной ситуации лицами с различной направленностью в общении'

Переживания конфликтной ситуации лицами с различной направленностью в общении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
165
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Переживания конфликтной ситуации лицами с различной направленностью в общении»

Раздел II. Прикладные и экспериментальные исследования

быть более включенным в социальную ситуацию, а потому быть и более эффективным в творческом процессе производства идей. Дети с неадекватным эмоциональным восприятием, даже обладая оригинальными идеями, не стремятся предлагать их, тем самым проигрывая в социальном взаимодействии.

Олейник Н.М. (Ростов-на-Дону)

ПЕРЕЖИВАНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ ЛИЦАМИ С РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ В ОБЩЕНИИ

Как известно, в психологии направленность личности понимается как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от конкретной актуальной ситуации. С.Л. Братченко понимает под направленностью личности совокупность более или менее осознанных личностных смысловых установок и ценностных ориентаций. Направленность личности в общении - устойчивая личностная характеристика, определяющая выбор мотивов, целей, средств общения, которые совершает личность в ситуациях взаимодействия с людьми, в том числе и конфликтных. Целью нашего пилотажного исследования было подтверждение гипотезы: направленность личности в общении обусловливает специфику переживания конфликтной ситуации и имеет отсроченный эффект.

Для проверки гипотезы создавалась конфликтная ситуация посредством нарушения норм субъект-субъектного личностного общения. Разыгрываемое конфликтное взаимодействие между игроком и испытуемым снималась на видеокамеру. В эксперименте приняло участие 32 человека, из них 23 девушки и 9 юношей в возрасте от 17 до 26 лет. В результате эксперимента у испытуемых были выделены следующие типы направленности личности в общении: диалогичная, авторитарная, манипулятивная, альтероцентристкая, диалогично-альтероцентристкая, диалогично-авторитарная, авторитарно-манипулятивная, конформно-индефферентная и диалогично-конформная.

На втором этапе исследования, через 7 месяцев, испытуемые до и после просмотра снятого сюжета отвечали на вопросы полуструктурированного интервью, содержащего вопросы, направленные на осознание чувств и переживаний испытуемого в ситуации конфликтного взаимодействия. Интервью выявило, что для испытуемых с авторитарной направленностью характерно напряженное переживание игровой ситуации в течение длительного времени. Они возвращаются к ней мысленно, проигрывают различные варианты. Поведение игрока трактуется как личное негативное отношение к самому испытуемому, возникает необходимость в снятии стрессового напряжения. Присутствие видеокамеры воспринимается как негативный фактор, как «свидетель моего полнейшего провала», возникает даже нежелание смотреть свой сюжет, а после просмотра усиливается негативное отношение к собственному отраженному облику. В описании чувств, испытываемых в разыгранной ситуации, преобладают чувства отрицательной модальности - агрессия, злость, раздражение, вина, напряжение.

Для испытуемых с манипулятивной направленностью характерна эмоциональная отстраненность от ситуации, логический просчет возможных вариантов ее исхода, стремление взять ситуацию под контроль. Испытуемый считает оправданным применением в данной конфликтной ситуации эпатажных жестов и удовлетворен произведенным эффектом. В описании чувств преобладают описания нейтральной модальности: смущение, неопределенность, удивление, веселье, легкая растерянность, любопытство, интерес, стресс, напряжение, неудовлетворение, непонимание, вина.

Известия ТРТУ

Тематический выпуск

Испытуемые с авторитарно-манипулятивной направленностью эмоционально отстранены от разыгрываемой ситуации, удовлетворены своей стратегией поведения и не хотели бы ее изменить. Для них характерно перекладывание вины за данную ситуацию на партнера и настойчивое стремление добиться признания этой вины от партнера. В описании чувств преобладают: удивление, растерянность, смущение, напряжение, тревога, гнев, удовлетворение.

Испытуемые с диалогично-альтероцентристкой направленностью отмечают, что не испытывали затруднения при общении с данным партнером в разыгрываемой ситуации. Переживаемые чувства: растерянность, принятие, удивление, спокойствие.

Испытуемые с диалогично-авторитарной направленностью стремятся как можно быстрее выйти из разыгрываемой ситуации, готовы даже признать свою вину, только бы снизить эмоциональный накал. Отмечают, что неприятны были именно обвинения партнера по взаимодействию, и они готовы вернуться к данной ситуации, как только партнер успокоится. Чувства, испытываемые в данной ситуации: в начале напряжение, затем спокойствие, принятие; шок, удивление, желание быстрее решить эту ситуацию, вина, любопытство.

Испытуемая с альтероцентристкой направленностью отмечает, что для нее важно было получить прощения партнера, и она настойчиво добивались его. Перед просмотром своего сюжета возник страх увидеть себя заново, но после просмотра испытуемая испытала облегчение и даже понравилась, как она выглядит на экране. Чувства, испытываемые во взаимодействии: любопытство, интерес, напряжение.

Таким образом, наше исследование подтверждает выдвинутую гипотезу и будет детализироваться в дальнейшей работе на большей выборке.

Шевченко В.Г. (Киев)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНЕСТЕЗИЙ В ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ, РАЗВИВАЮЩЕЙ И ПСИХОНЕТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Сообщение посвящено использованию феномена синестезий для психотерапевтической и развивающих практик.

Как показывает опыт практической работы, многие личностные проблемы решаются при переводе проблематики на новый для пациента язык. Примерами методик, использующих такой перевод служат арт-терапия и символдрама. Нами проведена разработка методики, использующей перевод личностной проблематики, впечатлений от восприятия других людей и окружающей среды и эмоциональных состояний в визуальные образы, движения (в том числе и движения экспрессивного танца) и звуковой ряд и, наоборот, отразить восприятия природы, движений и впечатления от партнеров в эмоциональных состояниях. Подобная работа позволяет выделить чисто смысловые переживания и освободиться от стереотипов привязки к конкретным формам, в которых проявляются проблемы и затруднения участников эксперимента. Работа проводилась в контексте концепции психонетики.

Каждая из модальностей обладает собственным перечнем ограничений, определяемых строением соответствующего анализатора. Так, мы можем представить себе рисунок, развернутый на плоскости, но не можем представить себе двумерный звук, мы можем услышать мелодию, но подобное переживание не свойственно визуальному восприятию и воображению. Описания проблемной ситуации (состояния) в реальности и в каждой из предложенных форм ее воспроизведения открывает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.