www.volsu.ru
ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu11.2017.1.6
UDC 316.477 LBC 88.53
PSYCHOLOGICAL CONDITIONS OF CONJUGATION OF STUDENTS AND THEIR PARENTS' PERCEPTIONS ABOUT THE FUTURE ON THE STAGE OF SELF-DETERMINATION
Larisa V. Timashevа
Astrakhan State University, Astrakhan, Russian Federation
Margarita R. Nabiullina
Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation
Abstract. The article presents the results of research on connection between paired parent-child perceptions of the high school students' future and parent-child communication. By the parameter of conjugation of parent-child concepts on the future of high school students three groups have been allocated. In the first group the children and parental perceptions are characterized as conjugates. Parents are willing to give the child the opportunity to make an independent choice and support it. In the second group perceptions match only in the aspect of future profession choice and professional self-determination in general. The third group is dominated by non-conjugated vision for the future. The parent and the child have clearly different ideas about the events after graduation from school. The author also finds out that the condition of the adjoint perception of the future at senior pupils and parents favor the presence of dialogical forms of communication.
Key words: high school students, parents, self-determination, the future, conjugation of perceptions, style of communication, dialogue.
УДК 316.477 ББК 88.53
© ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОПРЯЖЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ « О БУДУЩЕМ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
л НА ЭТАПЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
ч
ил
Jg Лариса Владимировна Тимашева
cd
К Астраханский государственный университет, г. Астрахань, Российская Федерация
Ч
^ Маргарита Рафаильевна Набиуллина
м
g Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация
л
Аннотация. В статье представлены результаты исследования связи между сопряженностью детско-© родительских представлений о будущем старшеклассников и направленностью в общении детей и родителей.
По параметру сопряженности детско-родительских представлений о будущем старшеклассников были выделены три группы. В первой группе детско-родительские представления характеризуются как сопряженные. Родители готовы предоставить ребенку возможность сделать самостоятельный выбор и поддерживают его. Во второй группе представления совпадают только по вопросам выбора вуза, будущей специальности и профессионального самоопределения в целом. В третьей группе преобладают несопряженные представления о будущем. У родителя и ребенка четко различаются представления о том, как должны развиваться события после завершения школы. Также установлено, что условием сопряженного представления о будущем у старшеклассников и родителей выступает наличие диалогичных форм общения.
Ключевые слова: старшеклассники, родители, самоопределение, будущее, сопряженность представлений, направленность в общении, стиль общения, диалог.
Социальная ситуация развития старшеклассника характеризуется направленностью личности на будущее. В этот период перед молодыми людьми стоят следующие задачи развития: профессиональное и личностное самоопределение, формирование жизненных планов, выбор жизненных стратегий, ближайших и отдаленных целей жизни, полноценное общение со взрослыми [3; 7; 10; 12; 16].
Под жизненным планом понимается совокупность намерений, которая постепенно становится жизненной программой, когда объектом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения [17].
Самоопределение предполагает осознание себя членом общества в новой социально значимой позиции. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение личности и связано с выбором профессии [6; 11]. Профессиональное и личностное самоопределение как часть жизненного плана связано с желанием оценить себя, свои способности и возможности, проанализировать опыт родных и значимых людей, выбрать профессию, найти свое место в жизни [5; 8].
Как для старшеклассников, так и для их родителей проблема дальнейшего жизнеустройства, построения жизненных планов становится одной из самых важных и обсуждаемых в семье [20]. Юноши и девушки ориентируются на поддержку своих родителей, их мнение становится особенно значимым в решении вопросов получения профессионального образования, построении планов на будущее [9].
Согласно исследованиям В.В. Барановой, М.Е. Зеленовой, Е.А. Савиной и др. представ-
ления о будущем можно определить как совокупность установок, ценностей и ожиданий, определяющих способность личности действовать в настоящем в свете предвидения сравнительно отдаленных будущих событий. Представления родителей и самих старшеклассников о будущем определяют, какую профессиональную деятельность в будущем выберут дети, какую семью будут создавать, какие жизненные стратегии они выберут [1; 13-15].
Проводимые исследования выявляют, что семья в современном мире перестает выступать в качестве ресурса, пространства для безопасного и спокойного самоосмысления и самоопределения. Родители настойчиво стараются транслировать собственные взгляды на будущее детей, не считаясь с их желаниями и стремлениями. При этом детско-родительское взаимодействие часто формально, свернуто во времени и поверхностно [2; 4; 18; 19].
Целью нашего исследования было выявление существующих взаимосвязей в представлениях о будущем у старшеклассников и их родителей, а также определение их влияния на самоопределение взрослеющих детей. Нас также интересовали наличие и характер взаимной обусловленности между сопряженностью детско-родительских представлений о будущем и направленностью в общении у старшеклассников и их родителей.
В исследовании приняли участие 30 старшеклассников из Волгограда и 20 старшеклассников из Астрахани. Также были опрошены 50 родителей старшеклассников.
Применялись следующие диагностические методики: анкета для родителей и старшеклассников «Представления о будущем», проективное сочинение «Один день из взрослой жизни моего ребенка» («Один день из моей взрослой жизни»), семантический дифферен-
циал, методика «Направленность личности в общении» С.Л. Братченко.
Сравнительный анализ не выявил значимых различий в результатах, полученных в группах из разных городов, поэтому далее будут представлены сводные результаты обеих групп.
Полученные результаты позволили нам выделить три группы вариантов сопряженности детско-родительских представлений о будущем старшеклассников (табл. 1).
В первой группе были выделены три варианта:
1.1. Полностью сопряженные представления о будущем (8 %). Суждения родителей и детей были созвучны с представлениями о профессиональном и личностном будущем детей.
1.2. Наличие четких представлений о будущем у старшеклассников и менее конкретных представлений об их будущем у родителей (12 %). При этом матери и отцы в своих ответах предоставляли ребенку возможность сделать выбор самостоятельно и выражали готовность поддержать его решения («Самое главное, чтобы профессия нравилась...», «.. .это только ему решать», «... считаю, что это их личное дело» и т. д.).
1.3. В этой подгруппе представлено такое сочетание представлений о будущем, при котором у родителя сложилось четкое видение перспективы дальнейшей жизни своего ребенка, а у самого ребенка еще есть сомнения, хотя в целом он разделяет родительские представления о своем дальнейшем жизненном устройстве (7 %).
Ко второй группе были отнесены частично сопряженные ответы:
2.1. Представления у родителей и детей совпадают по вопросам профессионального самоопределения старшеклассников (30 %), а в личностном самоопределении наблюдаются расхождения по таким вопросам, как предполагаемый возраст вступления в брак, предпочитаемый возраст для рождения ребенка, будущие увлечения и хобби старшеклассника.
2.2. Детско-родительские представления совпадают по вопросам личностного самоопределения (10 %), по вопросам профессионального были отмечены противоположные ответы, например, родитель и ребенок указывали различные образовательные маршруты после школы, противоположные сферы будущей профессиональной деятельности и т. д.
В третьей группе были собраны ответы респондентов с наибольшим количеством расхождений в ответах (33 %).
Распределение вариантов сопряженности представлений о будущем у старшеклассников и их родителей представлено на рисунке.
У 40 % старшеклассников и родителей представления о будущем детей совпадают частично, респонденты чаще едины во мнении по вопросам выбора вуза, будущей специальности и профессионального самоопределения в целом (30 %).
Положительная корреляционная связь была выявлена по вопросам дальнейшего образовательного маршрута ребенка (0,708).
Мера сопряженности Варианты сопряженности %
1. Сопряженные представления 1.1. Представления о будущем полностью совпадают 8
1.2. Старшеклассники имеют четкое представление о своем будущем, у родителей представления о будущем детей менее четкие 12
1.3. У родителей существует четкое представление о будущем своих детей, у самих старшеклассников такое представление сформировано еще не до конца 7
2. Частично сопряженные представления 2.1. Представления у родителей и детей совпадают по вопросам профессионального самоопределения старшеклассников, но различаются по содержанию будущей личной жизни 30
2.2. Детско-родительские представления совпадают по вопросам личностного самоопределения старшеклассников, но расходятся в профессиональном плане 10
3. Несопряженные представления 3. Множество несопряженных представлений 33
Таблица 1
Мера и варианты сопряженности детско-родительских представлений
о будущем старшеклассников
Варианты сопряженности представлений о будущем у старшеклассников и родителей
Старшеклассники и родители считают необходимым получение высшего образования. Подобная согласованность может быть обусловлена особенностями социальной ситуации развития старшеклассников, так как на данный момент выбор дальнейшего образовательного маршрута и будущей профессии является первостепенной задачей, поэтому обсуждение будущей личной жизни ребенка отходит на второй план.
Следующая по численности - группа родителей и детей с противоречивыми представлениями о будущем старшеклассников (33 %). Основные статистически значимые противоречия наблюдаются по следующим утверждениям.
Может ли человек без высшего образования быть успешным в профессии? По данному вопросу наблюдается умеренная отрицательная корреляционная связь (-0,478). Большинство родителей убеждены, что человек может быть успешным в профессии и без высшего образования, в то время как старшеклассники считают, что человеку непременно необходимо наличие высшего образования, так как без него он не сможет стать успешным в профессии.
Умеренная отрицательная корреляционная связь существует между родителями и детьми по вопросам вступления в брак (-0,385) и рождения первого ребенка (-0,467). Родители считают, что оптимальный возраст для вступления в брак и рождения ребенка для девушек - 20-25 лет, для юношей - 25-30 лет. Для старшеклассников свойственно откладывать эти события. Например, большинство опрошенных девушек планируют вступление в брак и
рождение ребенка на более поздний срок по сравнению с юношами.
У каждого из родителей и детей этой группы сложились различные представления о том, как должны развиваться события после завершения школы. В данном случае такое расхождение может привести к конфликтному взаимодействию или игнорированию мнения одной из сторон, скорее всего ребенка.
Детско-родительская группа с сопряженными представлениями составила 27 % от общего числа испытуемых. Большинство ответов старшеклассников и родителей были созвучны, или же родители выражали готовность предоставить сыну или дочери сделать самостоятельный выбор и поддержать его.
Чтобы проверить предположение о том, что условием сопряженного представления о будущем у старшеклассников и родителей выступает наличие диалогичных форм общения, мы провели диагностику направленности в общении у родителей и школьников с помощью методики «Коммуникативная направленность личности в общении» С.Л. Братченко (см. табл. 2).
Согласно результатам, представленным в таблице 2, можно констатировать следующее. У родителей преобладает авторитарная направленность в общении (57 %). Им свойственны ориентация на доминирование в общении, стремление подавить личность собеседника, подчинить его себе, когнитивный эгоцентризм. Вероятнее всего они требуют от молодых людей согласия с собственной позицией и проявляют нежелание понимать их, неуважение к чужой точке зрения, коммуникативную ригидность.
Таблица 2
Результаты диагностики по методике С.Л. Братченко «Коммуникативная направленность личности в общении»
Направленность личности Родители, % Старше-
в общении классники, %
Авторитарная 57 3
Манипулятивная 7 13
Альтероцентрическая 7 0
Конформная 10 42
Индифферентная 3 26
Диалогическая 16 16
При этом у старшеклассников более выражена конформная направленность в общении (42 %), наблюдаются отказ от равноправия в общении в пользу собеседника, ориентация на подчинение силе авторитета. У них прослеживаются ориентация на некритическое «согласие» и уход от противодействия, а также наблюдается отсутствие стремления к действительному пониманию и желания быть понятым, направленность на подражание, реактивное общение, готовность «подстроиться» под собеседника.
Взаимообусловленность этих двух факторов подтверждается положительной умеренной корреляционной связью (0,484). Соответственно чем больше родители проявляют авторитарную коммуникативную направленность, тем чаще дети ориентированы на конформное общение и склонны некритично принимать чужую точку зрения.
Индифферентная направленность в общении характерна для 26 % старшеклассников. Это связано с игнорированием общения со всеми его проблемами, когда девушка или юноша стараются уйти от общения как такового или свести его к формальной передаче информации. Можно было бы предположить, что такая направленность личности в общении у старшеклассников может являться реакцией на авторитарный стиль общения родителей. Однако по данной взаимосвязи статистически значимых данных мы не получили.
Диалогическая направленность в общении в выборке родителей и в выборке старшеклассников представлена одинаково (16 %). Для этой группы характерна ориентация на равноправное общение, основанное на взаимном уважении и доверии, ориентация на взаимопонимание, взаимную открытость и коммуникативное сотрудничество, стремление к вза-
имному самовыражению, развитию, сотворчеству. По этому критерию у родителей и старшеклассников мы получили положительную умеренную корреляционную связь (0, 387). Можно предположить, что диалогическая коммуникативная направленность в общении будет способствовать развитию равноправного и доверительного общения.
Манипулятивная направленность в общении в обеих выборках представлена примерно одинаково, у старшеклассников - несколько больше (родители - 7 %; старшеклассники - 13 %), то есть небольшая часть родителей и детей при общении ориентируется на использование собеседника и всего общения в своих целях для получения разного рода выгоды. Они относятся к собеседнику как к средству, объекту своих манипуляций, стараются получить нужную информацию. При такой направленности может проявляться ориентация на развитие и даже «творчество» в общении, но односторонняя - только для себя, за счет другого.
Далее были соотнесены варианты сопряженности детско-родительских представлений о будущем с содержанием направленности общения родителей и старшеклассников (см. табл. 3).
При сопряженных представлениях о будущем старшеклассников была обнаружена обоюдная диалогическая направленность только у 7 % детей и родителей. В такой ситуации обе стороны настроены на равноправное, уважительное и доверительное общение. Вместе с тем были выявлены направленности личности в общении, которые взаимно дополняли друг друга, например, авторитарная и конформная (7 %). В этом случае родитель доминирует в общении, а ребенок пассивно подчиняется и принимает точку зрения собеседника.
Таблица 3
Взаимосвязь представлений о будущем у старшеклассников и родителей с их направленностью в общении
Варианты Направленность Направленность %
сопряженности родителя в общении старшеклассника в общении
1. Сопряженные Диалогическая Диалогическая 7
представления Альтероцентрическая Авторитарная 3
Конформная Манипулятивная 10
Авторитарная Конформная 7
2. Представления, Авторитарная Диалогическая 7
сопряженные Диалогическая Конформная 10
частично Авторитарная Конформная 23
Альтероцентрическая Диалогическая 3
3. Несопряженные Авторитарная Индифферентная 20
представления Индифферентная Манипулятивная 3
Манипулятивная Индифферентная 7
Сочетание конформной направленности родителей и манипулятивной у детей (10 %) свидетельствует о том, что родители ориентируются на ребенка, принимают его точку зрения, а сыновья и дочери относятся к родителям как к «средству» получения чего-либо, стараются извлечь одностороннюю выгоду из общения. При сочетании альтероцентрической направленности в общении родителей и авторитарной у детей (3 %) первые добровольно отказываются от своих интересов в пользу детей, которые стараются доминировать в общении.
При частично сопряженных представлениях у детей и родителей мы получили следующие сочетания направленностей в общении. Наибольшее количество набрал вариант авторитарной направленности родителя и конформной направленности у ребенка (23 %). При таком сочетании родитель планирует будущую жизнь дочери или сына, а они с этим соглашаются. У детей с диалогической направленностью в общении родители проявляют авторитарную (7 %) и альтероцентрическую (3 %) направленность в общении. То есть, когда ребенок старается выстроить равноправные отношения, родитель или отказывается от своих интересов в его пользу, или готов принять решения, которые тот считает правильными.
В ситуации рассогласованности детско-родительских представлений наиболее часто встречаемая направленность в общении у детей - индифферентная (27 %). Родители при этом настроены на авторитарное (20 %) или манипулятивное (7 %) взаимодействие. Если у родителей выражена индифферентная направ-
ленность в общении, то у детей проявляется манипулятивная направленность в общении.
Таким образом, можно констатировать наличие связи индифферентной направленности в общении, стремления к формализации общения с рассогласованностью в детско-родительских представлениях о будущем старшеклассников.
Нами были обнаружены следующие статистически значимые взаимосвязи:
- чем больше родители проявляют авторитарную коммуникативную направленность, тем чаще дети ориентированы на конформное общение, то есть они склонны некритично воспринимать чужую точку зрения;
- диалогическая коммуникативная направленность в общении способствует сопряженности представлений о будущем у старшеклассников и родителей;
- когда представления о будущем у детей и родителей значительно рассогласованы, одна из сторон проявляет индифферентную направленность в общении.
Таким образом, в результате проведенного исследования установлено, что условием сопряженного представления о будущем у старшеклассников и родителей выступает наличие диалогичных форм общения. Именно поэтому в этот период так важен конструктивный диалог взрослеющих детей и родителей.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Барабанова, В. В. Представление старшеклассников о будущем как аспект их социализации
/ В. В. Барабанова, М. Е. Зеленова // Психологическая наука и образование. - 1998. - №2 1. - С. 52-58.
2. Белогай, К. Н. Эмпирическое исследование структуры родительского отношения / К. Н. Белогай, И. С. Морозова // Психологическая наука и образование. - 2008. - №№ 4. - С. 12-23.
3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / Л. И. Божович. - М. : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1997. - 352 с.
4. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М. : Астрель, 2012. -240 с.
5. Гладнева, Е. С. Влияние семейного воспитания на личностный рост старшего школьника : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Гладнева Елена Семеновна. - Пятигорск, 2010. - 22 с.
6. Климов, Е. А. О развитии самостоятельности / Е. А. Климов // Вопросы психологии. - 2011. -№ 2. - С. 166-168.
7. Кон, И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. -М. : Академия, 2003. - 336 с.
8. Кучегашева, П. П. Психологическое сопровождение учащихся на этапе выбора профессии и профиля обучения / П. П. Кучегашева // Психология образования в XXI веке: теория и практика. -Волгоград : Перемена, 2011. - С. 195-197.
9. Набиуллина, М. Р. Психологическое сопровождение профессионального и личностного самоопределения старшеклассников / М. Р. Набиуллина // Психология сознания: истоки и перспективы изучения : материалы XIV Междунар. чтений памяти Л. С. Выготского. - М. : РГГУ 2013. - С. 232-234.
10. Пежемская, Ю. С. Развивающий диалог в образовании / Ю. С. Пежемская // Психология образования в XXI веке: теория и практика. - Волгоград : Перемена, 2011. - С. 143-147.
11. Пряжникова, Е. Ю. Размышления о профессиональном самоопределении молодежи / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников // Вестник практической психологии образования. - 2007. - №2 3. - С. 42-45.
12. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Х. Рем-шмидт. - М. : Мир, 1994. - 320 с.
13. Савина, Е. А. Родительские представления и установки: понятие, виды и структура / Е. А. Савина // Семейная психология и семейная терапия. -2001. - №> 3. - С. 85-95.
14. Свешникова, О. С. Представление родителей о символическом будущем детей / О. С. Свешникова // Мониторинг общественного мнения. -2010. - №> 3. - С. 166-178.
15. Семенова, Л. Э. Особенности представлений отцов и матерей о возможном будущем своих дочерей и сыновей / Л. Э. Семенова // Семейная психология и семейная терапия. - 2011. - №2 1. - С. 59-65.
16. Тимашева, Л. В. Поиск смысла жизни как задача самоопределения на этапе юности / Л. В. Тимашева // Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования : материалы II Междунар. науч.-практ. конф., 24-25 нояб. 2011 г., Ростов-на-Дону). - Ростов н/Д : ИПО ЮФУУ 2011. - С. 452-455.
17. Толстых Н.Н. Жизненные планы подростков и юношей / Н. Н. Толстых // Вопросы психологии. - 1984. - №№ 3. - C. 79-86.
18. Целуйко, В. М. Психология неблагополучной семьи / В. М. Целуйко. - М. : Владос-Пресс, 2006. - 271 с.
19. Целуйко, В. М. Психология современной семьи / В. М. Целуйко. - М. : Владос-Пресс, 2004. -328 с.
20. Эйдемиллер, Э. Психология и психотерапия семьи / Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - СПб. : Питер, 2008. - 672 с.
REFERENCES
1. Barabanovа VV, Zelenova M.E. Predstavlenie starsheklassnikov o budushchem kak aspekt ikh sotsializatsii [High School Students' Perceptions on the Future as an Aspect of Their Socialization].
Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 1998, no. 1, pp. 52-58.
2. Belogay K.N., Morozova I.S. Empiricheskoe issledovanie struktury roditelskogo otnosheniya [An Empirical Study of the Structure of Parent Attitude].
Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 2008, no. 4, pp. 12-23.
3. Bozhovich L.I. Problemy formirovaniya lichnosti. Izbrannye psikhologicheskie trudy [Problems of Personality Formation. Selected Psychological Works]. Moscow, Institut prakticheskoy psikhologii Publ. ; Voronezh, MODEK Publ., 1997. 352 p.
4. Gippenreyter Yu.B. Obshchatsya s rebenkom. Kak? [Communication with Your Child. How?]. Moscow, Astrel Publ., 2012. 240 p.
5. Gladneva E.S. Vliyaniesemeynogo vospitaniya na lichnostnyy rost starshego shkolnika: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk [Influence of Family Education on the Personal Growth of the Senior Schoolboy. Cand. psychol. sci. diss.]. Pyatigorsk, 2010. 22 p.
6. Klimov E.A. O razvitii samostoyatelnosti [On the Development of Independence]. Voprosy psikhologii, 2011, no. 2, pp. 166-168.
7. Kon I.S. Rebenok i obshchestvo [The Child and Society]. Moscow, Akademiya Publ., 2003. 336 p.
8. Kuchegasheva P.P. Psikhologicheskoe soprovozhdenie uchashchikhsya na etape vybora professii i profilya obucheniya [Psychological Support
of Students at the Stage of Choosing a Profession and Profile Training]. Psikhologiya obrazovaniya v XXI veke: teoriya i praktika [Educational Psychology in the 21st Century: Theory and Practice]. Volgograd, Peremena Publ., 2011, pp. 195-197.
9. Nabiullina M.R. Psikhologicheskoe soprovozhdenie professionalnogo i lichnostnogo samoopredeleniya starsheklassnikov [Psychological Support of Professional and Personal Self-Determination of Senior Pupils]. Psikhologiya soznaniya: istoki i perspektivy izucheniya: materialy XIV Mezhdunar. chteniy pamyati L. S. Vygotskogo [Psychology of Consciousness: Origins and Prospects of the Study: Proceedings of the 14th International Readings in Memory of L.S. Vygotsky]. Moscow, RGGU Publ., 2013, pp. 232-234.
10. Pezhemskaya Yu.S. Razvivayushchiy dialog v obrazovanii [Developing Dialogue in Education]. Psikhologiya obrazovaniya v XXI veke: teoriya i praktika [Educational Psychology in the 21st Century: Theory and Practice]. Volgograd, Peremena Publ., 2011, pp. 143-147.
11. Pryazhnikova E.Yu., Pryazhnikov N.S. Razmyshleniya o professionalnom samoopredelenii molodezhi [Reflections on Professional Self-Determination of Youth]. Vestnik prakticheskoy psikhologii obrazovaniya, 2007, no. 3, pp. 42-45.
12. Remshmidt Kh. Podrostkovyy i yunosheskiy vozrast: problemy stanovleniya lichnosti [Adolescence and Youth Age: Problems of Identity Formation]. Moscow, Mir Publ., 1994. 320 p.
13. Savina E.A. Roditelskie predstavleniya i ustanovki: ponyatie, vidy i struktura [Parent Perceptions and Suggestions: Concept, Types and Structure]. Semeynaya psikhologiya i semeynaya terapiya, 2001, no. 3, pp. 85-95.
14. Sveshnikova O.S. Predstavlenie roditeley o simvolicheskom budushchem detey [Perceptions of the Parents on the Symbolic Future of Children]. Monitoring obshchestvennogo mneniya, 2010, no. 3, pp. 166-178.
15. Semenova L.E. Osobennosti predstavleniy ottsov i materey o vozmozhnom budushchem svoikh docherey i synovey [Features of Perceptions of Fathers and Mothers about the Possible Future of Their Daughters and Sons]. Semeynaya psikhologiya i semeynaya terapiya, 2011, no. 1, pp. 59-65.
16. Timasheva L.V. Poisk smysla zhizni kak zadacha samoopredeleniya na etape yunosti [Search for the Meaning of Life as a Self-Determination Task during Adolescence]. Innovatsionnyy potentsial subyektov obrazovatelnogo prostranstva v usloviyakh modernizatsii obrazovaniya: materialy II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 24-25 noyab. 2011 g., Rostov-na-Donu [Innovation Potential of Educational Space Subjects in the Conditions of Modernization of Education: Proceedings of the 2nd International Scientific and Practical Conference, November 24-25, 2011, Rostov-on-Don]. Rostov-on-Don, IPO YuFU Publ., 2011, pp. 452-455.
17. Tolstykh N.N. Zhiznennye plany podrostkov i yunoshey [Life Plans of Adolescents and Youth]. Voprosy psikhologii, 1984, no. 3, pp. 79-86.
18. Tseluyko VM. Psikhologiya neblagopoluchnoy semyi [Psychology of a Dysfunctional Family]. Moscow, Vlados-Press Publ., 2006. 271 p.
19. Tseluyko V.M. Psikhologiya sovremennoy semyi [Psychology of a Modern Family]. Moscow, Vlados-Press Publ., 2004. 328 p.
20. Eydemiller E., Yustitskis V. Psikhologiya i psikhoterapiya semyi [Psychology and Psychotherapy of the Family]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2008. 672 p.
Information about the Authors
Larisa V. Timashevа, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Conflict Resolution and Organizational Psychology, Astrakhan State University, Tatishcheva St., 20a, 414056 Astrakhan, Russian Federation, lavtim@mail.ru.
Margarita R. Nabiullina, Postgraduate Student, Department of Psychology, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, mrnabiullina@unitbean.com, psi@volsu.ru.
Информация об авторах
Лариса Владимировна Тимашева, кандидат психологических наук, доцент кафедры конфликтологии и организационной психологии, Астраханский государственный университет, ул. Татищева, 20а, 414056 г. Астрахань, Российская Федерация, lavtim@mail.ru.
Маргарита Рафаильевна Набиуллина, аспирант кафедры психологии, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, mrnabiullina@unitbean.com, psi@volsu.ru.