Научная статья на тему 'Особенности креативности детей 7 лет с адекватным и неадекватным восприятием эмоционально значимых стимулов'

Особенности креативности детей 7 лет с адекватным и неадекватным восприятием эмоционально значимых стимулов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
105
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности креативности детей 7 лет с адекватным и неадекватным восприятием эмоционально значимых стимулов»

Известия ТРТУ

Тематический выпуск

Кроме лекционных и семинарских занятий курс по выбору предусматривает практические занятия по диагностике и развитию познавательных, психомоторных и профессиональных способностей.

Окольничникова Н.А. (Санкт-Петербург)

ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 7 ЛЕТ С АДЕКВАТНЫМ И НЕАДЕКВАТНЫМ ВОСПРИЯТИЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ СТИМУЛОВ

Детство является периодом, когда закладываются и формируются резервы психики. Психическое здоровье ребенка зависит от многих факторов, но главным образом от семьи, которая формирует эмоциональную сферу ребенка и помогает осваивать социальные нормы поведения. Баланс эмоциональной сферы и социализации ребенка определяется той ситуацией, в которой он развивается. Весьма типичной ситуацией воспитания в семье является ситуация поощрение/наказание. В тоже время работы, посвященные особенностям наказания и реакциям на них участников этой ситуации, весьма малочисленны (Николаева, Иванова, 2003). Однако они поднимают проблему искажения эмоциональной информации, которая формируется при неадекватном использовании родителями поощрения и наказания.

Задачей настоящего исследования было сопоставить особенности творческих проявлений детей с адекватным и неадекватным эмоциональным восприятием. В обследовании принимали участие 20 детей в возрасте 7 -ми лет. Предварительно с помощью опросника, направленного на оценку переживания человеком ситуаций поощрения и наказания, дети были разбиты на две группы: дети, у которых не выявлено искажение восприятия эмоциональной информации (контрольная группа), и дети, у которых была выявлена инвертированная реакция на эмоционально положительные стимулы и отсутствовала реакция на негативные стимулы (экспериментальная группа).

Для оценки креативности использовалась методика Е.Е. Туника «Модифицированные креативные тесты Вильямса» и модифицированный тест Г илфорда.

Оценка креативности в невербальной сфере дала следующие результаты. Контрольная и экспериментальная группа не отличаются друг от друга по фактору беглости. По фактору гибкости как в контрольной, так и в экспериментальной группе не было обнаружено высоких показателей креативности. Отличие в результатах заключалось в том, что в экспериментальной группе все показатели группировались около среднего значения, тогда как в контрольной наблюдалась большая дисперсия.

Группы детей не отличались по вербальному интеллекту, поскольку была получена высокая корреляционная связь между данными. В тоже время в контрольной группе отсутствовали низкие значения беглости и гибкости мышления, тогда как в группе экспериментальной 20% детей имеют низкие показатели.

При анализе оригинальности мышления выяснилось, что дети с адекватным восприятием эмоциональных стимулов могут воспроизводить множество идей, не носящих характер оригинальности. Тогда как дети с неадекватным восприятием эмоциональных стимулов более склонны к концентрации внимания на оригинальности идеи, а не на воспроизведении множества идей. В тоже время результаты 3 -го субтеста свидетельствуют о том, что дети с адекватным восприятием эмоциональных стимулов в большей степени оригинальны, когда задание требует спроектировать или спрогнозировать развитие какой-либо ситуации.

Следовательно, адекватное эмоциональное восприятие позволяет ребенку

Раздел II. Прикладные и экспериментальные исследования

быть более включенным в социальную ситуацию, а потому быть и более эффективным в творческом процессе производства идей. Дети с неадекватным эмоциональным восприятием, даже обладая оригинальными идеями, не стремятся предлагать их, тем самым проигрывая в социальном взаимодействии.

Олейник Н.М. (Ростов-на-Дону)

ПЕРЕЖИВАНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ ЛИЦАМИ С РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ В ОБЩЕНИИ

Как известно, в психологии направленность личности понимается как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от конкретной актуальной ситуации. С.Л. Братченко понимает под направленностью личности совокупность более или менее осознанных лично -стных смысловых установок и ценностных ориентаций. Направленность личности в общении - устойчивая личностная характеристика, определяющая выбор мотивов, целей, средств общения, которые совершает личность в ситуациях взаимодействия с людьми, в том числе и конфликтных. Целью нашего пилотажного исследования было подтверждение гипотезы: направленность личности в общении обусловливает специфику переживания конфликтной ситуации и имеет отсроченный эффект.

Для проверки гипотезы создавалась конфликтная ситуация посредством нарушения норм субъект-субъектного личностного общения. Разыгрываемое конфликтное взаимодействие между игроком и испытуемым снималась на видеокамеру. В эксперименте приняло участие 32 человека, из них 23 девушки и 9 юношей в возрасте от 17 до 26 лет. В результате эксперимента у испытуемых были выделены следующие типы направленности личности в общении: диалогичная, авторитарная, манипулятивная, альтероцентристкая, диалогично-альтероцентристкая, диалогично-авторитарная, авторитарно-манипулятивная, конформно-индефферентная и диалогично-конформная.

На втором этапе исследования, через 7 месяцев, испытуемые до и после просмотра снятого сюжета отвечали на вопросы полуструктурированного интервью, содержащего вопросы, направленные на осознание чувств и переживаний испытуемого в ситуации конфликтного взаимодействия. Интервью выявило, что для испытуемых с авторитарной направленностью характерно напряженное переживание игровой ситуации в течение длительного времени. Они возвращаются к ней мысленно, проигрывают различные варианты. Поведение игрока трактуется как личное негативное отношение к самому испытуемому, возникает необходимость в снятии стрессового напряжения. Присутствие видеокамеры воспринимается как негативный фактор, как «свидетель моего полнейшего провала», возникает даже нежелание смотреть свой сюжет, а после просмотра усиливается негативное отношение к собственному отраженному облику. В описании чувств, испытываемых в разыгранной ситуации, преобладают чувства отрицательной модальности - агрессия, злость, раздражение, вина, напряжение.

Для испытуемых с манипулятивной направленностью характерна эмоциональная отстраненность от ситуации, логический просчет возможных вариантов ее исхода, стремление взять ситуацию под контроль. Испытуемый считает оправданным применением в данной конфликтной ситуации эпатажных жестов и удовлетворен произведенным эффектом. В описании чувств преобладают описания нейтральной модальности: смущение, неопределенность, удивление, веселье, легкая растерянность, любопытство, интерес, стресс, напряжение, неудовлетворение, непонимание, вина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.