Научная статья на тему 'Использование синестезий в терапевтической, развивающей и психонетической практике'

Использование синестезий в терапевтической, развивающей и психонетической практике Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
197
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование синестезий в терапевтической, развивающей и психонетической практике»

Известия ТРТУ

Тематический выпуск

Испытуемые с авторитарно-манипулятивной направленностью эмоционально отстранены от разыгрываемой ситуации, удовлетворены своей стратегией поведения и не хотели бы ее изменить. Для них характерно перекладывание вины за данную ситуацию на партнера и настойчивое стремление добиться признания этой вины от партнера. В описании чувств преобладают: удивление, растерянность, смущение, напряжение, тревога, гнев, удовлетворение.

Испытуемые с диалогично-альтероцентристкой направленностью отмечают, что не испытывали затруднения при общении с данным партнером в разыгрываемой ситуации. Переживаемые чувства: растерянность, принятие, удивление, спокойствие.

Испытуемые с диалогично-авторитарной направленностью стремятся как можно быстрее выйти из разыгрываемой ситуации, готовы даже признать свою вину, только бы снизить эмоциональный накал. Отмечают, что неприятны были именно обвинения партнера по взаимодействию, и они готовы вернуться к данной ситуации, как только партнер успокоится. Чувства, испытываемые в данной ситуации: в начале напряжение, затем спокойствие, принятие; шок, удивление, желание быстрее решить эту ситуацию, вина, любопытство.

Испытуемая с альтероцентристкой направленностью отмечает, что для нее важно было получить прощения партнера, и она настойчиво добивались его. Перед просмотром своего сюжета возник страх увидеть себя заново, но после просмотра испытуемая испытала облегчение и даже понравилась, как она выглядит на экране. Чувства, испытываемые во взаимодействии: любопытство, интерес, напряжение.

Таким образом, наше исследование подтверждает выдвинутую гипотезу и будет детализироваться в дальнейшей работе на большей выборке.

Шевченко В.Г. (Киев)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНЕСТЕЗИЙ В ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ, РАЗВИВАЮЩЕЙ И ПСИХОНЕТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Сообщение посвящено использованию феномена синестезий для психотерапевтической и развивающих практик.

Как показывает опыт практической работы, многие личностные проблемы решаются при переводе проблематики на новый для пациента язык. Примерами методик, использующих такой перевод служат арт-терапия и символдрама. Нами проведена разработка методики, использующей перевод личностной проблематики, впечатлений от восприятия других людей и окружающей среды и эмоциональных состояний в визуальные образы, движения (в том числе и движения экспрессивного танца) и звуковой ряд и, наоборот, отразить восприятия природы, движений и впечатления от партнеров в эмоциональных состояниях. Подобная работа позволяет выделить чисто смысловые переживания и освободиться от стереотипов привязки к конкретным формам, в которых проявляются проблемы и затруднения участников эксперимента. Работа проводилась в контексте концепции психонетики.

Каждая из модальностей обладает собственным перечнем ограничений, определяемых строением соответствующего анализатора. Так, мы можем представить себе рисунок, развернутый на плоскости, но не можем представить себе двумерный звук, мы можем услышать мелодию, но подобное переживание не свойственно визуальному восприятию и воображению. Описания проблемной ситуации (состояния) в реальности и в каждой из предложенных форм ее воспроизведения открывает

Раздел II. Прикладные и экспериментальные исследования

новые возможности для ее преобразования в приемлемые формы.

В ходе работы испытуемым (студентам вузов и молодым представителям среднего класса) предлагались следующие задания:

абстрактное изображение с помощью фломастера (снимающего многие затруднения для лиц, не обладающих навыком рисования) впечатления от партнеров по работе (при необходимости это впечатление усиливалось при касании партнера);

абстрактное изображение своего собственного состояния до начала, в процессе и по завершению занятий;

изображение природы и ее состояний;

такое же изображение восприятия, отношений и состояний в движении и аутентичном танце;

пропевание мелодий, отражающих перечисленный выше восприятия и действия;

передачу различных сообщений путем касания партнера; совместные движения в аутентичном танце;

рисунки на перечисленные темы, выполняемые совместно двумя партнерами;

совместные рисунки, отражающие восприятия рисующими друг друга; наблюдение за собственными реакциями и динамикой состояния в ходе выполнения заданий.

Последовательное проведения основных классов переживаний через перечисленные задания позволяет найти способы решения проблем, а зачастую эти проблемы оказываются решенными в ходе занятий. Необходимость перевода своих переживаний в новые образные формы активизирует синестезии даже у лиц со слабо выраженными способностями к синестезиям. Взаимодействие с другими партнерами в новом ракурсе, позволяет переформулировать проблемы общения в новом (символическом) поле, где еще не сложились негативные стереотипы, как правило составляющие сущность проблемы. Проблема решается в новом модальном поле и задачей ведущего занятия становится обратный перевод нового опыта в ситуацию реальности.

Результаты работы фиксировались в рисунках, выполненных участниками работы. Практически у всех отмечалась динамика состояния: переход от депрессивных цветовых оттенков к более уравновешенной гамме, от замкнутых фигур к открытым, от фрагментарных изображений к целостным. Интерпретация изменений подтверждается самоотчетами испытуемых.

Одним из результатов использования методики является развитие рефлексии, позволяющей не только оценить затруднения, потребовавшие помощи психолога, но и увидеть свою жизнь и свои возможности в новом свете. Этим объясняется тот факт, что люди, решившие свои проблемы, опять приходят для занятий в группу, но на этот раз уже для развития новых качеств. Таким образом происходит переход от терапии (решения личностных проблем) к методикам, развивающих новые качества.

Синестетический опыт создает хорошую почву для последующего участия в программе формирования психонетических языков. Лица, прошедшие описанные выше занятия, достигают лучших и более быстрых результатов. Не последнюю роль при этом играет личностное соприкосновение с психонетической проблематикой, неявным образом представленной в ходе занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.