Научная статья на тему 'Изучение проблемы социальной перцепции у дошкольников с нарушением зрения'

Изучение проблемы социальной перцепции у дошкольников с нарушением зрения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1809
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ / НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ / ЗРИТЕЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ / КОМПЕНСАЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ / SOCIAL PERCEPTION / NON-VERBAL EXPRESSION / VISUAL DEPRIVATION / COMPENSATION FOR VIOLATIONS OF VISUAL FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скоробогатова Наталья Владимировна

В статье рассматривается одна из ключевых проблем, находящаяся на стыке социальной и специальной психологии. Делается акцент на изучение проблемы социальной перцепции при зрительной депривации. В частности выявляются особенности понимания собственных эмоциональных состояний и эмоций других людей дошкольниками с нарушениями зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Скоробогатова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study problems social perception preschool children impaired

The article deals with one of the key problems, which is a joint point of social and special psychology. The accent is made on studying the problems of social perception under visual deprivation. In particular the peculiarities of understanding the emotional states and emotions of their own and other people by preschoolers with disturbed eye-sight are revealed.

Текст научной работы на тему «Изучение проблемы социальной перцепции у дошкольников с нарушением зрения»

Скоробогатова Н. В.

Шадринск, Россия ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 376.352УДК ББК 74.3

Аннотация: В статье рассматривается одна из ключевых проблем, находящаяся на стыгке социальной и специальной психологии. Делается акцент на изучение проблемыг социальной перцепции при зрительной депривации. В частности выгявляются особенности понимания собственных эмоциональных состояний и эмоций других людей дошкольниками с нарушениями зрения.

Ключевые слова: социальная

перцепция, невербальные проявления, зрительная депривация, компенсация нарушений зрительныгх функций.

Сведения об авторе: Скоробогатова Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии.

Место работыы. заведующая кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Шадринского государственного педагогического института. Контактная информация: 641800, E-mail: Skor NV@mail.ru

Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки нового взгляда (New Look) на проблему восприятия. Первоначально под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи, в частности в социальной психологии, придали понятию не-

Skorobogatova N.V.

Shadrinsk, Russia STUDY PROBLEMS SOCIAL PERCEPTION PRESCHOOL CHILDREN IMPAIRED

Код ВАК 19.00.10

Annotation: The article deals with one of the key problems, which is a joint point of social and special psychology. The accent is made on studying the problems of social perception under visual deprivation. In particular the peculiarities of understanding the emotional states and emotions of their own and other people by preschoolers with disturbed eye-sight are revealed.

Key words: social perception, nonverbal expression, visual deprivation, compensation for violations of visual functions.

About the author: Skoroboga-Tov, Natalia, PhD, assistant professor of remedial education and special-tion of psychology.

Place of work: Head Chairs correctional pedagogy and special psychology Shadrinsk State Pedagogical institute.

г. Шадринск, ул. Кондюрина, 38

сколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности [1].

Социальная перцепция — сложное, многосоставное понятие, пытающееся объяснить уникальное явление познания и понимания

людьми друг друга.

Понятие «социальная перцепция» включает все то, что в общепсихологическом подходе принято обозначать различными терминами и изучать отдельно, пытаясь затем из кусочков создать целостную картину психического мира человека: собственный процесс восприятия наблюдаемого поведения; интерпретацию воспринимаемых в терминах причин поведения и ожидаемых последствий; эмоциональную оценку; построение стратегии собственного поведения.

Исходя из вышесказанного, социальная перцепция — это важный психологический процесс, ответственный за осуществление человеком определенного социального поведения. Он включает восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков.

Социальная перцепция обеспечивает взаимодействие людей, во многом определяет характер человека, так как поведение, возникшее в результате процессов восприятия и интерпретации, служит началом перцептивных процессов для его партнера. Так, шаг за шагом выстраивается взаимодействие.

В работах социальных психологов, посвященных интерперсональной перцепции, утверждается, что первое впечатление о партнере по общению основано на визуальном восприятии. Визуальный образ, воз-

никающий при первой встрече, оказывается исходным для понимания человеком человека. Именно со зрительного восприятия начинаются межличностные контакты, возникают симпатии и антипатии, от него зависит стремление к повторным встречам или уклонение от них.

В тифлологической литературе рассматриваются возможные пути компенсации последствий отсутствующего или нарушенного зрения. Одни авторы склонны считать, что единственным средством восприятия слепыми партнеров по общению является слух ф. С Сверлов, В. Ф. Матвеев, А. А. Крогиус и др.). По их мнению, голос собеседника и его особенности (тембр, громкость, высота), как и особенности речи (структура, лексика, темп, интонация), позволяют составить представление о физическом (возраст, рост, пол, комплекция) и психологическом (эмоциональное состояние, волевые и интеллектуальные черты характера и т.д.) облике воспринимаемого человека.

Другие авторы (П. М. Залю-бовский, М. И. Земцова, А. И. Скре-бицкий и др.) высказываются в пользу полисенсорного восприятия, то есть восприятия слепыми партнеров по общению при помощи ряда сохранных анализаторных систем (слуха, осязания, обоняния). Эта концепция подтверждается экспериментальными данными П. М. За-любовского, показавшего, что при опознании людей слепые пользуются не только слухом, ориентируясь

на голос или походку (в 80-90 % случаев), но и обонянием (33 %) и осязательной информацией (16 % случаев) [3].

Исходя из этого, следует отметить, что как при нормальном, так и при нарушенном зрении восприятие человека человеком осуществляется полисенсорно, то есть в нем участвуют зрение, слух, осязание и обоняние. Нетрудно представить себе ситуацию, когда положительное впечатление, возникшее на основе зрительного восприятия, может способствовать возникновению антипатии. Речь идет о слуховом (неприятный тембр голоса, дефекты речи), осязательном (холодная, влажная рука, вялое рукопожатие) и обонятельном (неприятный запах) восприятии.

Очевидно, что восприятие человеком человека при нарушениях зрения, существенно ограничивающей поток поступающей информации, затрудняет обратную связь, столь необходимую для общения. Но это не может принципиально изменить процесс социальной перцепции, лишить человека с нарушением зрения возможности воспринимать окружающих его людей.

Для того чтобы проникнуть во внутренний мир человека, раскрыть для себя его сущность, чувственно получаемая информация требует проверки в совместной деятельности, через поступки, поведение человека в различных ситуациях и т. п.

Закономерно, что дети с нарушением зрения во многих сферах неречевого общения существенно

ограничены. Но ограниченность у детей проявляется по-разному и зависит от степени и характера нарушенного зрения, возможности дистантного восприятия (восприятия на расстоянии) мимики и пантомимики. Дети, страдающие диффузным восприятием мира, видят все не так, как дети, имеющие фрагментарное восприятие. По-разному видят, воспринимают лица матери, родных, близких, педагогов, партнеров по общению дети с разными нарушениями зрения. Однако все они не могут полностью подражать мимике, жестам, позе вступающих с ними в контакт людей (сверстников и взрослых), прежде всего зрячих людей. И эта затрудненность подражания объективно обусловливает отставание детей с нарушением зрения в развитии мимики и пантомимики.

Затрудненность дистантного восприятия мимических и пантомимических проявлений собеседника приводит к неадекватному восприятию реальных характеристик и состояний субъекта, а также вызывает трудности формирования речевой функции. У детей, лишенных возможности зрительного, дистантного восприятия окружающей действительности и не обученных способам компенсации, представления о мимике, жестах, пантомиме очень непрочные, расплывчатые, что в значительной мере затрудняет процесс межличностного общения.

В ряде тифлопедагогических публикаций отмечено влияние не-сформированности неречевых

средств общения на усвоение учебной программы. Так, Т. П. Головина, исследуя понимание и восприятие слабовидящими дошкольникам сюжетных картин, выявила у них значительные трудности в восприятии эмоциональных состояний и действий изображенных персонажей. Причина этого - незнание и низкий уровень овладения дошкольниками с нарушениями зрения экспрессивно-мимическими и предметно-

действенными средствами общения [2].

Г. В. Никулина установила 4 типа восприятия эмоциональных состояний и образов у детей с нарушениями зрения.

1) Диффузно-локалъный тип восприятия. Характеризуется поверхностным, глобальным восприятием эмоционального состояния собеседника (выделяется только единичный элемент экспрессии и, опираясь на него, ребенок старается определить представленное состояние).

2) Аналитический тип восприятия. Дети воспринимают эмоциональное состояние благодаря выделению ряда характерных признаков экспрессии.

3) Синтетический тип восприятия. Характеризуется целостностью восприятия представленного эмоционального состояния, при котором элементы экспрессии воспринимались совокупно, недифференцированно.

4) Аналитика-синтетический тип восприятия. Дети выделяют элементы экспрессии и одновре-

менно обобщают их.

Экспериментально доказано,

что в младшем школьном возрасте у детей с тяжелыми нарушениями зрения ведущим является диффузно-локальный тип [4]. Ребенок, имеющий диффузно-локальное восприятие, не имеет возможности видеть детали, контуры предметов четко, отчетливо, поэтому затрудняется в различении мимики говорящего, его жестов, поз, мелких движений. Это мешает ему проникнуть в мир эмоций другого человека, видеть улыбку, одобрительный блеск глаз или недоброжелательность зрячего партнера и т.д., что приводит к отставанию в развитии эмоций.

Фрагментарное дистантное восприятие мимических и пантомимических проявлений партнера по общению замедляет также и усвоение этнических норм, которые являются одним из важнейших факторов, влияющих на общение малознакомых людей. И как результат — у детей с тяжелым нарушением зрения возникают трудности в восприятии и воспроизведении эмоций партнера.

Ребенок и подросток с тяжелыми нарушениями зрения общаются не только с себе подобными, но и с нормально видящими людьми. Неадекватное поведение или выражение лица слабовидящего ребенка может быть воспринято окружающими как проявление недоброжелательности, а порой агрессии. Для ребенка с тяжелой зрительной недостаточностью, как правило, характерно «маскообразное», неподвиж-

ное лицо. Если ребенок внутренне спокоен, то окружающие воспринимают его лицо как сосредоточенное, если же он напряжен и возбужден, то он пытается выразить возбуждение, гримасничая. Ребенку с тяжелыми нарушениями зрения практически невозможно одновременно выполнить несколько мимических действий: поднять брови, свести их, сморщить нос и лоб, надуть щеки, губы и пр.

Неудачные попытки общения со зрячими ведут к формированию у слабовидящих и слепых неадекватной установки. Речь идет о том, что слабовидящие и слепые избегают зрячих, стремятся уйти в свой внутренний мир, предпочитают контакты с товарищами по несчастью. Такого рода отрицательные установки наблюдаются и при других дефектах.

В ходе констатирующего эксперимента было проведено исследование понимания собственных эмоциональных состояний и эмоций других людей детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения. Для участия в констатирующем эксперименте были задействованы десять детей от 6 до 7 лет с различными зрительными нарушениями. Исследование производилось на базе ДОУ №35 «Малышок» комбинированного вида г. Шадринска. Нами были использованы следующие методики: «Цветовой тест отношений», «Эмоциональная идентификация», «Определение эмоций по фотографиям».

Методика «Цветовой тест от-

ношений» разработана Е. Ф. Бажиным и A. M. Эткиндом и базируется на предположении, что существенные компоненты невербальных отношений к самому себе, к значимым людям отражаются в цветовых ассоциациях. Данная методика предполагала изучение характера эмоциональных отношений. Нами использовался набор цветных карточек, каждая из которых обозначалась цифрами: 0 - серый, 1 - синий, 2 - зеленый, 3 - красный, 4 - желтый, 5 - фиолетовый, 6 -коричневый, 7 - черный. В качестве проверки отношений были задействованы 1) моя мама, 2) мой папа, 3) брат или сестра (если они есть у ребенка), 4) мое настроение в детском саду или школе, 5) мое настроение дома, 6) я сам, 7) воспитательница или учитель, 8) друг.

Перед ребенком на белом фоне в случайном порядке раскладывались все восемь карточек, и зачитывалась инструкция: «Назови, пожалуйста, какой цвет больше всего подходит, чтобы обозначить твою маму?» и т. д. в соответствии со списком.

Далее цвета ранжировались ребенком в порядке предпочтения, начиная с самого «красивого, приятного» и заканчивая самым «некрасивым, неприятным», так каждый объект из списка получал свое ранговое обозначение.

Было обнаружено, что в отношении к маме у всех детей преобладает высокий уровень эмоциональной близости, соответственно

меньше проявляется уровень кон-

фликтности. В отношении к папе негативное проявление наблюдается у 80% детей, об этом может свидетельствовать выбор детьми карточки с черным цветом. К брату (сестре) положительное отношение у половины детей (50 %). Так же у половины испытуемых преобладает хорошее настроение в детском саду, в то время как настроение дома у всех детей (100 %) хорошее. Дети данной группы положительно оценивают и свою воспитательницу (100 %). Однако следует отметить, что 40 % испытуемых демонстрируют отрицательное отношение к себе.

По характеру эмоциональных отношений положительным наблюдается отношение к маме, воспитательнице. Хорошее настроение у детей наблюдается по отношению к дому. У большинства испытуемых выявилось негативное отношение к папе и к самому себе.

Методика «Эмоциональная

идентификация» позволила исследовать понимание детьми эмоциональных состояний рисуночных персонажей. Были использованы шесть картинок с изображением гномов, у которых ярко выражено эмоциональное состояние (радость, грусть, боязнь, спокойствие, злость, удивление). Детям зачитывалась инструкция: «Посмотри на гномов. У них у всех разное настроение. Точно такое же настроение может быть и у тебя, и у твоих друзей, и у всех людей. Попробуй отгадать, кто из них веселый, злой, грустный, испуганный, спокой-

ный, удивленный. Как ты догадался?». Затем подсчитывались число верных ответов. Выявлялись, какие эмоциональные состояния дети лучше понимают. 90 % детей на вопросы экспериментатора отвечали быстро и без ошибок. 10 % испытуемых назвали удивленного гномика испуганным.

По данным ответов испытуемых было выявлено, что понимание эмоциональных состояний рисуночных персонажей соответствует высокому уровню, однако имеют место незначительные неточности.

В методике «Определение эмоций по фотографиям» применялся набор из девяти фотографий с изображением человека, на лице которого отражена та или иная эмоция, и список эмоций. Инструкция: «У меня есть очень интересное задание. Ты знаешь, что все люди иногда радуются, порой удивляются или сердятся. Сейчас я покажу тебе несколько фотографий, на которых изображен человек в определенном эмоциональном состоянии (например, радости, страха, печаль, удивления-интереса, отвращения, стыда-вина, зависть, обида, гнева). Вот тебе список этих эмоций. Попробуй определить, какая именно эмоция отражена на каждой фотографии».

Экспериментатор поочередно показывал все фотографии и записывал на бланке ответ ребенка рядом с номером фотографии. Затем подсчитывалось число верных ответов. Выявлялись, какие эмоциональные состояния дети с нарушениями зрения понимают лучше.

Оказалось, что наиболее распознаваемой эмоцией является радость. Ее правильно определили 90% детей и лишь 10 % определили как интерес. Эти данные соответствуют положению К. Изарда о том, что радость является самой легкой для опознания эмоцией.

Страх правильно определили только 20 % детей. Опознание страха как удивления, характерно для большинства испытуемых, что составило 60 %.

Печаль как стыд определили 20 % детей, 50 % определили данную эмоцию адекватно.

Отвращение правильно определили только 10 % детей, остальные затруднились определить данную эмоцию, соответственно 90 %.

Удивление - интерес правильно определили всего 20 % детей, заменили эту эмоцию на страх - 30 %, обиду и зависть по 20 % и печаль - 10 % испытуемых.

Нам удалось представить иерархию наиболее легко узнаваемых эмоций детьми данного возраста, так на первом месте по узнаванию оказалась эмоция радости, затем печаль, гнев, страх, зависть, стыд (вина), обида, удивление (интерес), на последнем месте - отвращение. Кроме того, среди часто воспроизводимых детьми эмоций стали: стыд, страх и зависть, то есть дети чаще называли перечисленные эмоции вместо эмоций, показываемых экспериментатором на фотографиях.

Подводя итог исследования проблемы социальной перцепции

при зрительной депривации можно отметить, что социальная перцепция — многофункциональный психический процесс, который предполагает восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков.

Практика показывает, что нарушение или отсутствие зрения не является непреодолимым барьером для адекватного восприятия и понимания человеком человека, однако еще имеют место случаи взаимного непонимания, формирования на основе негативного опыта неадекватных социальных установок, влекущих за собой ограничение межличностных контактов.

Зрительный анализатор играет важную роль в процессе социальной перцепции, он несет информацию об особенностях характера и эмоционального состояния собеседника. Утрата или глубокое нарушение зрения, препятствующие видению лица партнера по общению и других его внешних качеств, восприятию мимических движений, выражения глаз и многих других визуально воспринимаемых признаков, затрудняют процесс общения.

Выявленные трудности узнавания эмоций другого человека дошкольниками с нарушениями зрения, свидетельствуют о целесообразности построения дальнейшей коррекционно-развивающей работы, с учетом индивидуальных и возрас-

тных особенностей ребенка, сложности зрительного нарушения и времени его наступления.

Литература

1.Агавелян, О. К. Социальноперцептивные особенности детей с нарушениями развития / О.К.Агавелян. - Челябинск: Издатель Татьяны Лурье, 1999.

2. Головина, Т. П. Особенности восприятия действий и эмоций человека дошкольниками с нарушениями зрения / Т. П. Головина

//Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящими - Л., 1987.

3. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих : Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. -СПб. : КАРО, 2006.

4. Никулина, Г. В. Развитие самооценки в условиях зрительной недостаточности : Учебнометодическое пособие. - СПб. КАРО, 2008.

© Скоробогатова Н. В., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.