Научная статья на тему 'ПЕРЕЖИВАНИЕ КРИЗИСА ТРАНЗИТИВНОСТИ В РЕАЛЬНОМ И ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВАХ: ЛИЧНОСТНЫЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ'

ПЕРЕЖИВАНИЕ КРИЗИСА ТРАНЗИТИВНОСТИ В РЕАЛЬНОМ И ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВАХ: ЛИЧНОСТНЫЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC-ND
186
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНЗИТИВНОСТЬ / КРИЗИСНАЯ СИТУАЦИЯ / ТРЕВОГА / СМЕШАННОЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ И ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Марцинковская Татьяна Д.

Представлены подходы к изучению специфики переживаний нестабильности и неопределенности окружающего мира людьми разных возрастов. Показывается необходимость разработки новой методологии, включающей учет как современной транзитивности и неопределенности окружающего мира, так и особенностей переживания человеком цифровой повседневной реальности. Раскрываются личностные и социальные факторы, сказывающиеся на эмоциональном состоянии людей в смешанном пространстве, прежде всего, изменение социальных ролей и статусов, стилей общений и деятельности, специфики переработки информации в реальном пространстве взаимодействия и в сетевом пространстве интернета. Полученные данные показали, что в период острого кризиса самым важным фактором, снижающим тревогу, является необходимая для ориентировки информация. При некоторой стабилизации ситуации на первый план выходит способность действовать (общаться, учиться и работать) в смешанном пространстве. Именно это помогает понизить личностную тревожность. Материалы исследования также показывают, что телевизионные сериалы и, частично, кинофильмы, могут выполнять роль дополнительного пространства, которое также приводит к повышению эмоционального благополучия. Особую роль в переживании кризиса играет виртуальная реальность, причем степень погружения в эту реальность, также как и содержание, предъявляемых образов, отражающих различные стороны кризисных ситуаций, существенно снижают негативные эмоции. Независимо от степени идентификации с воображаемой ситуацией, более мягкие социальные кризисы ассоциировались респондентами с пейзажами, путешествиями, отдыхом. Жесткие социальные и личностные кризисы связывались с ситуациями войн, борьбы, конфликтов, погони. Полученные данные позволяют сконструировать варианты дополнительных и виртуальных ситуаций, позволяющих повысить устойчивость респондентов к кризисным ситуациям разной природы и разработать процесс предъявления этих ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCING CRISIS OF TRANSITIVITY IN REAL AND VIRTUAL SPACES: PERSONAL AND SOCIAL CONTEXT

Approaches to the study of the specifics of the experiences of instability and uncertainty of the world around by people of different ages are presented. The necessity of developing a new methodology, including both - the modern transitivity and uncertainty of the surrounding world, and the peculiarities of human experience of digital everyday reality is shown. Personal and social factors that affect the emotional state of people in a mixed space, primarily the change in social roles and statuses, styles of communication and activity, the specifics of information processing in the real space of interaction and in the Internet network space are revealed. The data obtained showed that during an acute crisis, the most important factor that reduces anxiety is the information necessary for orientation. With some stabilization of the situation, the ability to act (communicate, study and work) in a mixed space comes to the fore. This is what helps to reduce personal anxiety. Our materials also shows that television series and, in part, movies can act as an additional space that also leads to increased emotional well-being. Virtual reality plays a special role in experiencing the crisis. The degree of immersion in this reality, as well as the content of the images presented, reflecting various aspects of crisis situations, significantly reduce negative emotions. Regardless of the degree of identification with the imaginary situation, milder social crises were associated by respondents with landscapes, travel, and recreation. Severe social and personal crises were associated with situations of wars, struggles, conflicts, chases. The data obtained make it possible to construct options for additional and virtual situations that allow increasing the resistance of respondents to crisis situations of various natures and developing a process for presenting these situations.

Текст научной работы на тему «ПЕРЕЖИВАНИЕ КРИЗИСА ТРАНЗИТИВНОСТИ В РЕАЛЬНОМ И ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВАХ: ЛИЧНОСТНЫЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ»

Эмпирические исследования

УДК 159.9

DOI: 10.28995/2073-6398-2022-4-30-40

Переживание кризиса транзитивности в реальном и виртуальном пространствах: личностный и социальный контекст

Татьяна Д. Марцинковская

Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия;

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия;

Московский институт психоанализа, Москва, Россия, martsinkovskaya.t@rggu.ru

Аннотация. Представлены подходы к изучению специфики переживаний нестабильности и неопределенности окружающего мира людьми разных возрастов. Показывается необходимость разработки новой методологии, включающей учет как современной транзитивности и неопределенности окружающего мира, так и особенностей переживания человеком цифровой повседневной реальности. Раскрываются личностные и социальные факторы, сказывающиеся на эмоциональном состоянии людей в смешанном пространстве, прежде всего, изменение социальных ролей и статусов, стилей общений и деятельности, специфики переработки информации в реальном пространстве взаимодействия и в сетевом пространстве интернета. Полученные данные показали, что в период острого кризиса самым важным фактором, снижающим тревогу, является необходимая для ориентировки информация. При некоторой стабилизации ситуации на первый план выходит способность действовать (общаться, учиться и работать) в смешанном пространстве. Именно это помогает понизить личностную тревожность. Материалы исследования также показывают, что телевизионные сериалы и, частично, кинофильмы, могут выполнять роль дополнительного пространства, которое также приводит к повышению эмоционального благополучия. Особую роль в переживании кризиса играет виртуальная реальность, причем степень погружения в эту реальность, также как и содержание, предъявляемых образов, отражающих различные стороны кризисных ситуаций, существенно снижают негативные эмоции. Независимо от степени идентификации с воображаемой ситуацией, более мягкие социальные кризисы ассоциировались респондентами с пейзажами, пу-

© Марцинковская Т.Д., 2022

ISSN 207.3-6.398 • RSUII/RGGU Bulletin: "Psychology. Pedagogies. Education" Series, 2022, no. 4

тешествиями, отдыхом. Жесткие социальные и личностные кризисы связывались с ситуациями войн, борьбы, конфликтов, погони. Полученные данные позволяют сконструировать варианты дополнительных и виртуальных ситуаций, позволяющих повысить устойчивость респондентов к кризисным ситуациям разной природы и разработать процесс предъявления этих ситуаций.

Ключевые слова: транзитивность, кризисная ситуация, тревога, смешанное, дополнительное и виртуальное пространство

Для цитирования: Марцинковская Т.Д. Переживание кризиса транзитивности в реальном и виртуальном пространствах: личностный и социальный контекст // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2022. № 4. С. 30-40. DOI: 10.28995/2073-6398-2022-4-30-40

Experiencing crisis of transitivity in real and virtual spaces: personal and social context

Tatyana D. Martsinkovskaya

Psychological Institute of the Russian Academy of Education, Moscow>, Russia;

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; Moscow Institute of Psychoanalysis, Moscow, Russia, martsinkovskaya.t@rggu.ru

Abstract. Approaches to the study of the specifics of the experiences of instability and uncertainty of the world around by people of different ages are presented. The necessity of developing a new methodology, including both - the modern transitivity and uncertainty of the surrounding world, and the peculiarities of human experience of digital everyday reality is shown. Personal and social factors that affect the emotional state of people in a mixed space, primarily the change in social roles and statuses, styles of communication and activity, the specifics of information processing in the real space of interaction and in the Internet network space are revealed. The data obtained showed that during an acute crisis, the most important factor that reduces anxiety is the information necessary for orientation. With some stabilization of the situation, the ability to act (communicate, study and work) in a mixed space comes to the fore. This is what helps to reduce personal anxiety. Our materials also shows that television series and, in part, movies can act as an additional space that also leads to increased emotional well-being. Virtual reality plays a special role in experiencing the crisis. The degree of immersion in this reality, as well as the content of the images presented, reflecting various aspects of crisis situations, significantly reduce negative emotions. Regardless of the degree of identification with the imaginary situation, milder social crises were

associated by respondents with landscapes, travel, and recreation. Severe social and personal crises were associated with situations of wars, struggles, conflicts, chases. The data obtained make it possible to construct options for additional and virtual situations that allow increasing the resistance of respondents to crisis situations of various natures and developing a process for presenting these situations.

Keywords: transitivity, crisis situation, anxiety, mixed, additional and virtual space

For citation: Martsinkovskaya, T.D. (2022), "Experience of the crisis of transitivity in real and virtual spaces: personal and social context", RSUH/ RGGU Bulletin. "Psychology. Pedagogics. Education" Series, no. 4, pp. 30-40, DOI: 10.28995/2073-6398-2022-4-30-40

Введение

Сложность современного мира, его изменчивость, вариативность и неопределенность, стали предметом исследования в разных дисциплинах и с различных позиций. Для психологической науки современные аспекты кризисов транзитивности разнообразной природы, степени сложности и глубины у людей всех возрастов также стали одним из основных вызовов и для социальной психологии, и для психологии личности [Гришина,

2019]. Исследования транзитивности окружающего мира, неопределенности и изменчивости общества затрагивают людей всех возрастов и культур. При этом важным моментом является не только методологическая рефлексия ситуации, но и возможность найти какие-то устойчивые связи в этой текучей современности и сконструировать новую методологию [Марцинковская, 2021].

Сложности с поисками новых методологических оснований для понимания и исследования переживания людей в современном мире определяются и тем фактом, что люди живут не только в изменчивом, но и в цифровом мире [Солдатова и др. 2017]. Цифровые технологии, интернет, виртуальное пространство стали такими же постоянными условиями нашего существования, как и изменчивая и неопределенная реальность [Марцинков-ская 2019; Асмолов, Асмолов 2019]. Совокупность уже частично известных факторов, связанных с пандемией и фрустрацией реального пространства, расширяется за счет новых детерминант, определяемых изменением социальных ролей и статусов, а также пересмотром важных для деятельности и общения личностных качеств и стилей активности [Марцинковская, Преображенская

2020].

В реальном стабильном мире люди всегда пользовались орудиями (как внешними инструментами, так и знаками, внутрен-

ними понятиями), которые помогают и продуктивной внешней активности, и формированию адекватного образа окружающего мира и своего места в нем. Эти орудия, даже самые примитивные, не только расширяли возможности преобразования окружающей среды, но и переструктурировали и картину мира, и даже организацию мозга людей. Последние исследования нейроархео-логии Л. Малафуриса доказывают возможность по найденным артефактам понять содержание сознания и структуру мозга людей определенной эпохи [Malafouris 2010; Malafouris 2013]. Материалы исследований и медицинской практики А.Р. Лурии [Лурия 2003] также доказывают тесную связь структуры мозга и картины мира, выстраиваемой респондентами. При этом активность того или иного участка коры головного мозга может рассматриваться в данном случае как инструмент, помогающий (или мешающий в случае его повреждения) созданию адекватного образа окружающей среды и предметов.

А.Н. Леонтьев [Леонтьев 2020] и Л.С. Выготский [Выготский 1983] в своих трудах показали значение процесса инте-риоризации деятельности и орудия (знаках) для становления психики ребенка, формирования у него высших психических функций и, в целом, для продуктивной деятельности людей. Точно также можно говорить о том, что цифровая реальность в процессе взаимодействия с ней позволяет создать новые орудия-знаки, которые интериоризруются и переструктурируют нашу психику [Белл 1999; Кастельс 2000; Тоффлер 2002].

Таким интериоризированным орудием-знаком здесь могут быть и операции в интернете, например, поиска информации, перехода в другую систему, работы в разных сетях с разными аф-фордансами, умение поставить фотографию или написать-отредактировать пост. То есть внешнее орудие, которое было как бы продолжением нашей руки - (как лопата или молоток), становится внутренней способностью переструктурировать и внешний мир, и свое представление о нашем месте в нем.

В полной мере это положение об интериоризации операциональной стороны работы с интернетом и социальными сетями может быть отнесено и к работе со шлемом и очками виртуальной реальности. В этом случае происходит переход во внутренний план не только операциональной, но и содержательной стороны порождаемых в виртуальной реальности образов. Причем отрицательные переживания помогают понять проблемы и нарушения конгруэнтности реального и воображаемого миров, а положительные усиливают мотивацию к работе и, частично, снижают эмоциональные проблемы, возникающие при адаптации к изменчивому, транзитивному социуму [Штерн 1998].

Эмпирическое изучение роли смешанного пространства в переживании кризисов транзитивности

Целью первоначально проведенного в 2021 году исследования было изучение роли интернета, наряду с виртуальным пространством, создаваемым шлемом виртуальной реальности, в переживании социальных и связанных с ним личностных кризисов.

Исследование динамики эмоционального состояния людей показало, что в снижении эмоциональной нестабильности и тревоги, прежде всего, помогает информация о ситуации, которая уменьшает неопределенность. Так мотивация, направленная на поиск данных о болезни и вакцинации из разных источников, и толерантность к online коммуникации, работе и обучению, существенно помогает снижению эмоционального напряжения и тревожности (рис. 1).

Рис. 1. Общий уровень личностной тревожности

В новой серии работ мы исследовали роль Интернета, (в основном zoom, Skype и виртуального пространства), а также такие качества личности, как открытость к новому опыту, устойчивые интересы (работа или хобби) и коммуникативные навыки, в поддержании эмоционального благополучия.

Были использованы - КГР, опросник Большой пятерки и опросник интересов. Мы опросили молодых (18-25, n=100) и пожилых (40-55, n=95) людей.

Компоненты и содержание анкеты включают вопросы о профессиональных интересах, хобби, учебе, кругу друзей, источниках информации, будущем и Интернете, а также об отношении к фрустрации пространства и времени и эмоциональном состоянии.

Полученные результаты показали, что в начале ситуации пандемии основным фактором, как было показано выше, было увеличение информационной осведомленности о вирусе и спосо-

бах профилактики. В конце пандемии и при выходе из нее ведущим фактором становится способность работать одновременно или последовательно в нескольких пространствах - реальном пространстве во время общения лицом к лицу, в zoom, Skype и в виртуальном пространстве, соззданном с помощью шлема виртуальной реальности.

Понимание преимуществ онлайн-общения приводит к тому, что даже при ослаблении ограничений люди в ряде случаев предпочитают онлайн-встречи с друзьями и знакомыми на разных площадках, особенно с теми, кто живет далеко (рис. 2).

Рис. 2. Отношение к активности в реальном и дистанционном формате

Опыт такой работы повышает эмоциональное самочувствие и помогает справиться с вызовами неопределенности и изменчивости при повторяющейся и меняющейся пандемии, включая смену вирусов и выбор типа вакцинации (рис.3).

Рис. 3. Уровень личной тревожности

Повышение позитивного самочувствия и снижение тревожности на рубеже 2021-2022 годов произошло, как мы предполагаем, за счет активного проникновения новых технологий и использования новых интернет-площадок, а также телефильмов и сериалов, выполняющих многие функция замещающего и дополнительного пространств.

Поэтому мы решили включить шлем виртуальной реальности в исследование эмоционального состояния молодых людей (п=90, 17-23). Исследовалась связь между степенью погружения в виртуальную реальность и психологическим самочувствием в ситуациях кризисов разного характера.

В опросник, направленный на измерение степени погружения в виртуальную реальность, были включены следующие параметры: распределение внимания, модель пространственной ситуации, самочувствие в пространстве, возможные действия в пространстве, степень осознанности ситуации, степень недоверия воображаемой (виртуальной) ситуации, пространственное воображение, мотивация и личные интересы к содержанию ситуаций (образов).

Полученные результаты, показали, что больше половины респондентов (73%) демонстрируют высокую степень погружения в виртуальность, что коррелирует и с ответами на вопросы об идентификации с героями и ситуациями телевизионных сериалов. Материалы описательной статистики показывают, что степень погружения в виртуальную ситуацию не связана напрямую с индивидуальными чертами, например, с эмоциональностью или экстравертностью. Напротив, личные интересы и мотивация связаны с содержанием виртуальных образов и увеличивают степень погружения в ситуацию (рис.4).

Рис. 4. Погружение в виртуальную реальность и содержание образов

Было также выявлено, что .эмоциональные переживания при наблюдении различных визуальных образов, демонстрируемых шлемом виртуальной реальности, связаны с эмоциями в ситуациях кризисов разного характера. Так в привычных, хотя и затруднительных, ситуациях, респонденты выбирали более спокойные картинки (прежде всего, пейзажи), в то время как в ситуации резких кардинальных изменений предпочтение оказывалось более агрессивным и конфликтным виртуальным ситуациям (активные коммуникации, конфликты, борьба).

Личностные кризисы и мотивация также влияли на выбор ситуаций: особенно популярными были сцены морских путешествий, камина с елкой, а для жестких кризисов - сцены из «Звездных войн», погони.

Исходя из этих материалов, разрабатывались (и разрабатываются в настоящее время) варианты дополнительного пространства и образов в виртуальной реальности. Вне зависимости от степени погружения людей, они подбирались так, чтобы постепенно переходить от пейзажей к более активным изображениям. Конечно, существуют определенные этические ограничения, связанные с необходимостью поддержания эмоционального благополучия. Тем не менее, была обнаружена общая динамика предъявления ситуаций, необходимых для адаптации к кризисной ситуации. Например, от разговора к конфликту, от путешествия к гонкам; виды на море - от спокойного моря до полного рыбы, акул, корабельных погонь; или от камина до пожара в лесу или в доме.

Заключение

Распределенная в смешанном пространстве деятельность, также как и эмоциональные переживания, возникающие во время просмотра разных визуальных образов, демонстрируемых шлемом виртуальной реальности, связаны с поведением в ситуации кризисов разной природы и снижают степень психического напряжения и личностной тревоги.

При этом была выявлена связь между характером и содержанием кризисов как с пассивными, вызывающими положительные переживания образами, так и с активными, связанными с амбивалентными и негативными переживаниями образами и ситуациями.

Полученные результаты также показали, что переживания, возникающие в виртуальной реальности, могут частично адаптировать людей к кризисным ситуациям, происходящим в реальности.

Благодарность

Работа выполнена при поддержке гранта РНФ проект 19-18-00516 «Транзитивное и виртуальное пространства - общность и различия».

Acknowledgments

The research was carried out with the support of Russian Scientific Foundation, project "Transitive and virtual spaces - commonality and differences", no. 19-18-00516.

Литература

Асмолов, Асмолов 2019 - Асмолов Г.А., Асмолов А.Г. Интернет как генеративное пространство: историко-эволюционная перспектива // Вопросы психологии. 2019. № 4. С. 3-18.

Белл 1999 - Бели. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Академия, 1999. 783 c. Выготский 1983 - Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Т. 3 // Собрание сочинений: в 6-ти томах / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. 367 с.

Гришина 2019 - Гришина Н.В. Процессуальный подход в психологии личности // Психология личности: Пребывание в изменении / Под ред. Н.В. Гришиной. СПб.: СПбГУ, 2019. С. 117-154.

Кастельс 2000 - Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 606 с.

Леонтьев 2020 - Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Смысл, 2020. 526 с.

Лурия 2003 - Лурия А.Р. Психологическое наследие. М.: Смысл, 2003. 256 с.

Марцинковская 2021 - Марцинковская Т.Д. Новая методология исследования транзитивности жизненного пространства изменяющейся личности // Новые психологические исследования. 2021. № 2. С. 31-45. Марцинковская 2019 - Марцинковская Т.Д. Информационное пространство транзитивного общества: проблемы и перспективы развития // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 3 (105). С. 77-96. Марцинковская, Преображенская 2020 - Марцинковская Т.Д., Преображенская С.В. Информационная социализация студентов в транзитивном мире // Вопросы психологии. 2020. № 3. С. 45-56.

Солдатова и др. 2017 - Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017. 374 с.

Тоффлер 2002 - Тоффлер Э. Шок будущего. М.: ACT, 2002. 557 с.

Штерн 1998 - Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. М.: ИП РАН, Наука, 1998. 335 с.

Malafouris 2010 - Malafouris L. Metaplasticity and the human becoming: Principles of neuroarchaeology // Journal of Anthropological Sciences. 2010. Vol. 88. P. 49-72.

Malafouris 2013 - Malafouris L. How things shape the mind: A theory of material engagement. Cambridge, MA: MIT Press, 2013. 304 p.

References

Asmolov, G.A. and Asmolov, A.G. (2019), "The Internet as a generative space: a historical and evolutionary perspective", Voprosy psikhologii, no. 4, pp. 3-18.

Bell, D. (1999), Gryadushee postindustrial'noe obshhestvo. Opyt social'nogo prognozirovaniya [The coming Post-Industrial society. Experience of social forecasting], Akademiya, Moscow, Russia.

Castells, M. (2000), Informaaonnaya epoha: ekonomika, obshhestvo, kul'tura [Information era: economy, society, culture], GU VSHE, Moscow, Russia. Grishina, N.V. (2019), "Procedural approach in personality psychology", in Grishina, N.V. (ed.), Psikhologiya lichnosti: Prebyvanie v izmenenii [Psychology of personality: Stay in change], SPbSU, Saint Petersburg, Russia, pp. 117-154.

Leontiev, A.N. (2020), Problemy razvitiya psikhiki [Problems of the development of the psyche], Smysl, Moscow, Russia.

Luria, A.R. (2003), Psikhologicheskoe nasledie [Psychological heritage], Smysl, Moscow, Russia.

Malafouris, L. (2010), "Metaplasticity and the human becoming: Principles of neuroarchaeology", Journal of Anthropological Sciences, vol. 88, pp. 49-72.

Malafouris, L. (2013), How things shape the mind: A theory of material engagement, MIT Press, Cambridge, UK.

Martsinkovskaya, T.D. (2021), "New methodology for studying the transitivity of the living space of a changing personality", Novyye psikhologicheskiye issledovaniya, no. 2, pp. 31-45.

Martsinkovskaya, T.D. (2019), "Information space of a transitive society: problems and development prospects", Consultative psychology and psychotherapy, vol. 27, no. 3 (105), pp. 77-96.

Martsinkovskaya, T.D. and Preobrazhenskaya, S.V. (2020), "Information socialization of students in the transitive world", Voprosy psikhologii, no. 3, pp. 45-56.

Soldatova, G.U., Rasskazova, E.I. and Nestik, T.A. (2017), Cifrovoe pokolenie Rossii: kompetentnost' i bezopasnost' [Digital generation of Russia: competence and security], Smysl, Moscow, Russia.

Stern, V. (1998), Differencial'naya psikhologiya i ee metodicheskie osnovy [Differential psychology and its methodological foundations], IP RAN, Nauka, Moscow, Russia.

Toffler, E. (2002), Shok buduschego [Future Shock], AST, Moscow, Russia. Vygotsky, L.S. (1983), "Problems of the development of the psyche", vol. 3, in Matyushkin, A.M. (ed.), Sobranie sochinenij: v 6-ti tomakh [Collcctcd works: in 6 volumes], Pedagogika, Moscow, Russia.

Информация об авторе

Татьяна Д. Марцинковская, доктор психологических наук, профессор, Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4;

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 12.5047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6;

Московский институт психоанализа, Москва, Россия; 121170, Москва, Кутузовский пр-т, д. 34, стр. 14; martsinkovskaya.t@rggu.ru

Information about the author

Tatiana D. Marsinkovskaya, Dr. of Sci. (Psychology), professor; Psychological Institute of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia; bld. 9-4, Mohovaya Street, Moscow, Russia, 125009;

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125047;

Moscow Institute of Psychoanalysis, Moscow, Russia; bld. 34-14, Kutuzovskiy Avenue, Moscow, Russia, 121170; martsinkovskaya.t@rggu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.