Научная статья на тему 'ЦЕЛОСТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ'

ЦЕЛОСТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY-NC-ND
137
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОЛИЗМ / БОЛЬШАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ / ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ И СУБКУЛЬТУРЫ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / СТАБИЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Марцинковская Татьяна Д.

Рассматривается вопрос сохранения целостности личности в ситуации кардинальных изменений. Показывается сложность подхода к анализу вопроса о связи устойчивости и трансформации ценностных ориентаций в контексте психологии личности. Обосновывается продуктивность анализа проблемы холизма и динамической связи ценностных ориентаций с позиции эстетической парадигмы. Раскрывается роль социума и культурных ценностей как большой системы, меняющей восприятие и интериоризацию культуры человеком. В данном контексте большая система может рассматриваться как соотношение культуры и субкультуры, информация о которых меняет не только содержание субкультуры, но и культуры в целом. Анализируются варианты сохранения гармонии между развитием и устойчивостью, динамикой-стабильностью ценностей, при которых создается пространство субкультуры как подсистемы в общем пространстве культурного поля. При этом такая субкультура способна существовать автономно, не входя в конфликт с большой системой ценностей социума, как, например, созданный Дали и Гала вариант субкультуры. Другие варианты информационных подсистем культуры, как в науке, так и в искусстве, могут постепенно так изменять информационное поле культуры в целом, что оно практически сливается с содержанием конкретной субкультурной подсистемы (квантовая физика, атональная музыка, импрессионизм). Раскрывается роль культурного капитала в поддержании целостности личности и ее изменчивости в ситуации множественных и кардинальных трансформаций социума. Показывается связь постоянного значения первого уровня культурного капитала как вложения в развитие последующих поколений с большой информационной системой культуры. Дается анализ разных уровней культурного капитала и их содержания в различных ситуациях и с учетом имеющейся степени изменений. Прослеживается связь этих уровней и степени их изменчивости с мотивацией человека и эталонами поведения в разное время и в разных культурных контекстах. Доказывается, что разнообразные варианты поведения в культурном поле могут рассматриваться как различные виды динамической устойчивости личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL INTEGRITY IN THE CONTEXT OF THE AESTHETIC PARADIGM

The problem of preserving the personal integrity in a situation of cardinal changes is considered. The complexity of considering the question of the relationship between stability and the transformation of value orientations in the context of personality psychology is shown. The productivity of the analysis of the problem of holism and the dynamic connection of value orientations from the standpoint of the aesthetic paradigm is analyzed. The role of society and cultural values as a large system that changes the perception and internalization of culture by a person is shown. In this context, a large system can be considered as a ratio of culture and subculture, information about which changes not only the content of the subculture, but also the culture as a whole. The options for maintaining harmony between development and sustainability, dynamics-stability of values are considered, in which the space of subculture is created as a subsystem in the general space of the cultural field. At the same time, such a subculture can exist autonomously, without coming into conflict with a large system of values of society, such as, for example, the variant of the subculture created by Dali and Gala. Other versions of information subsystems of culture, both in science and in art, can gradually change the information field of culture as a whole in such a way that it practically merges with the content of a particular subcultural subsystem (quantum physics, atonal music, impressionism). The role of cultural capital in maintaining the integrity of the individual and its variability in a situation of multiple and cardinal transformations of society is revealed. The connection of the constant value of the first level of cultural capital as an investment in the development of subsequent generations with a large information system of culture is shown. An analysis of different levels of cultural capital and their content in different situations and with varying degrees of changes is given. The connection of these levels and the degree of their variability with the motivation of a person and the standards of behavior at different times and in different cultural contexts is shown. It is proved that different variants of behavior in the cultural field can be considered as different types of dynamic stability of the personality.

Текст научной работы на тему «ЦЕЛОСТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ»

Тематические сообщения

УДК 159.9

DOI: 10.28995/2073-6398-2022-2-14-25

Целостность личности в контексте эстетической парадигмы

Татьяна Д. Марцинковская

Российский государственный гуманитарный университет, Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия, martsinkovskaya.t@rggu.ru

Аннотация. Рассматривается вопрос сохранения целостности личности в ситуации кардинальных изменений. Показывается сложность подхода к анализу вопроса о связи устойчивости и трансформации ценностных ориентаций в контексте психологии личности. Обосновывается продуктивность анализа проблемы холизма и динамической связи ценностных ориентаций с позиции эстетической парадигмы. Раскрывается роль социума и культурных ценностей как большой системы, меняющей восприятие и интериоризацию культуры человеком. В данном контексте большая система может рассматриваться как соотношение культуры и субкультуры, информация о которых меняет не только содержание субкультуры, но и культуры в целом. Анализируются варианты сохранения гармонии между развитием и устойчивостью, динамикой-стабильностью ценностей, при которых создается пространство субкультуры как подсистемы в общем пространстве культурного поля. При этом такая субкультура способна существовать автономно, не входя в конфликт с большой системой ценностей социума, как, например, созданный Дали и Гала вариант субкультуры. Другие варианты информационных подсистем культуры, как в науке, так и в искусстве, могут постепенно так изменять информационное поле культуры в целом, что оно практически сливается с содержанием конкретной субкультурной подсистемы (квантовая физика, атональная музыка, импрессионизм). Раскрывается роль культурного капитала в поддержании целостности личности и ее изменчивости в ситуации множественных и кардинальных трансформаций социума. Показывается связь постоянного значения первого уровня культурного капитала как вложения в развитие последующих поколений с большой информационной системой культуры. Дается анализ разных уровней культурного капитала и их содержания

© Марцинковская Т.Д. 2022

в различных ситуациях и с учетом имеющейся степени изменений. Прослеживается связь этих уровней и степени их изменчивости с мотивацией человека и эталонами поведения в разное время и в разных культурных контекстах. Доказывается, что разнообразные варианты поведения в культурном поле могут рассматриваться как различные виды динамической устойчивости личности.

Ключевые слова: холизм, большая информационная система, культурный капитал, пространство культуры и субкультуры, самореализация, стабильность

Для цитирования: Марцинковская Т.Д. Целостность личности в контексте эстетической парадигмы // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2022. № 2. С. 14-25. DOI: 10.28995/2073-63982022-2-14-25

Personal integrity in the context of the aesthetic paradigm

Tatyana D. Martsinkovskaya

Russian State University for the Humanities, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow>, Russia, martsinkovskaya.t@rggu.ru

Abstract. The problem of preserving the personal integrity in a situation of cardinal changes is considered. The complexity of considering the question of the relationship between stability and the transformation of value orientations in the context of personality psychology is shown. The productivity of the analysis of the problem of holism and the dynamic connection of value orientations from the standpoint of the aesthetic paradigm is analyzed. The role of society and cultural values as a large system that changes the perception and internalization of culture by a person is shown. In this context, a large system can be considered as a ratio of culture and subculture, information about which changes not only the content of the subculture, but also the culture as a whole. The options for maintaining harmony between development and sustainability, dynamics-stability of values are considered, in which the space of subculture is created as a subsystem in the general space of the cultural field. At the same time, such a subculture can exist autonomously, without coming into conflict with a large system of values of society, such as, for example, the variant of the subculture created by Dali and Gala. Other versions of information subsystems of culture, both in science and in art, can gradually change the information field of culture as a whole in such a way that it practically merges with the content of a particular subcultural subsystem

(quantum physics, atonal music, impressionism). The role of cultural capital in maintaining the integrity of the individual and its variability in a situation of multiple and cardinal transformations of society is revealed. The connection of the constant value of the first level of cultural capital as an investment in the development of subsequent generations with a large information system of culture is shown. An analysis of different levels of cultural capital and their content in different situations and with varying degrees of changes is given. The connection of these levels and the degree of their variability with the motivation of a person and the standards of behavior at different times and in different cultural contexts is shown. It is proved that different variants of behavior in the cultural field can be considered as different types of dynamic stability of the personality.

Keywords: holism, big information system, cultural capital, space of culture and subcultures, self-realization, stability

For citation: Martsinkovskaya, T.D. (2022), "Personal integrity in the context of the aesthetic paradigm", RSUH/RGGU Bulletin. "Psychology. Pedagogics. Education" Series, no. 2, pp. 14-25, DOI: 10.28995/2073-63982022-2-14-25

Искусство тем и велико, что оно не подчиняется ни природе, ни логике

М. Врубель

Проблема холизма, целостности личности остается одной из самых значимых для психологии на протяжении многих десятилетий, если не столетий [Шпет 2007; Гришина 2011]. Еще в античности и Аристотель, и Эпикур писали о важности сохранения себя в любых, самых неблагоприятных обстоятельствах. В последние годы вопрос сохранения Я-концепции поднимался и как сохранение идентичности, и как преемственность этапов жизненного пути [Марцинковская 2015а].

При этом лейтмотивом всех работ оставались дилеммы гармоничного сочетания между стремлением человека к личностному развитию, росту и .эмоциональному комфорту, и психологической стабильности, а также как баланс между устойчивыми, трансцендентными и преходящими ценностями [Марцинков-ская 2021].

Обе эти дилеммы не были решены в контексте психологии личности. Вопрос о том, можно ли сочетать развитие и психологическую устойчивость, оставался открытым. Более того, чаще ответом на этот вопрос было скорее - нет, а не да. Точно так же не разрешался и вопрос об устойчивости и трансформации ценностей. В то же время в некоторых исследованиях, в частности

в работе Г.М. Андреевой и К. Хелкама [Константа в неопределенном 2009], ученые приходили к выводу, что существует связь между гибкостью ценностей и отношением людей к изменчивости, то есть люди, которые положительно относятся к изменению ценностей и готовы к таким изменениям, воспринимают мир как изменчивый. При этом люди, не готовые к динамике ценностей, считают окружающую действительность стабильной, отрицательно относятся к изменениям и не хотят замечать подобные явления в окружающем социуме.

Таким образом, можно констатировать, что вопрос о важности трансцендентных ценностей для восприятия изменений и сохранения холизма остается открытым. Попробуем ответить на этот вопрос с других точек зрения - эстетической парадигмы и культурного капитала.

Эстетическая парадигма и устойчивость человека внутри

социальной системы

Анализ функций эстетической парадигмы для психологии показывает, что, помимо рефлексии доминирующих в обществе переживаний и кристаллизации этих переживаний в эстетических эталонах и продуктах творческой деятельности, эстетика помогает стабилизировать систему, в которой живут люди [Мар-цинковская 2015b, Марцинковская 2015с]. Это достигается за счет восстановления связи между отдельными периодами жизни человека, то есть сохранением целостности его Образа Я. Но ведь и в психологии личности можно говорить о приведении всех сфер идентичности к большой системе и таким образом достижении классичности и гармонии стабильность - развитие, устойчивость - изменчивость.

С точки зрения автора теории большой системы Х. Эверетта [Everett 1957], рассмотрение связей внутри системы проводится в рамках информационной интерпретации. То есть человек, при восприятии информации внутри системы, частично меняет эту систему, так как вкладывает в нее свою интерпретацию полученного знания. Эта интерпретация происходит не только на основании понятий воспринимающего, но и основываясь на его интенциях и переживаниях [Марцинковская 2016]. Естественно, что полученная информация изменяет и самого человека, но вопрос о том, насколько значимы границы этих изменений, всегда остается открытым. Более того, обычно сами эти границы меняются со временем, с трансформацией окружающего человека большого мира и его референтной группы. Не менее важной является и содержание экзистенции, прежде всего, гибкость и подвижность границ, ее окружающих.

В рамках эстетической парадигмы большая система времени-пространства трансформируется в подсистему «человек-культура». В этом случае целесообразно рассматривать две составляющие культурного контекста - культура и субкультура. Тогда можно представить ситуацию как вариант, при котором мотивация людей, создающих определенную субкультуру, меняет не только динамику становления субкультурного общества, но и его отношения с ведущей культурой, доминирующей в окружающем мире.

Возможно несколько вариантов сохранения гармонии между развитием и устойчивостью и динамикой-стабильностью ценностей. Например, люди в определенный момент времени и в конкретной социальной ситуации осознают, что нереально изменить большую систему культурного поля так, чтобы чувствовать себя в нем эмоционально комфортно, и одновременно развиваться, сопрягая свою личностную сущность, свои ценностные ориентации с мейнстримом в обществе и культуре. В этом случае субкультурное поле становится одновременно и убежищем, где разделяющие общие интересы люди формируют подсистему, не только сохраняющую некоторую феноменологию классичности и устойчивости, но и предоставляющую поле для развития. Со временем данная субкультура может войти в общекультурное пространство, но может и остаться в стороне от общего развития культуры, выполняя тем не менее свою функцию поддержания холизма и развития людей. Таковы, например, культуры панков или готов, которые в рамках рок-культуры, вошедшей уже в основной контекст современной масс-культуры, остаются подсистемой.

Крайне интересным феноменом является созданная Дали и Гала собственная подсистема внутри большой субкультуры авангарда. Свое творчество и свои ценности Дали и Гала связывали одновременно с двумя краеугольными камнями разных культур. С одной стороны, - это ценность денег, процветания «бизнеса в культуре», которая только осознавалась в середине прошлого века именно как культурная ценность, важная для признания художника. Хотя цена работы мастера рассматривалась как один из критериев его таланта уже в XVII веке. Например, как только голландский художник Ф. Вауэрман начал брать большие деньги за свои полота, и их оценка, и ценность его как художника резко возросли и картины стали быстро раскупаться. В то время как другие его работы, за которые он вначале не решался просить много, раскупались плохо, хотя были нисколько не хуже тех, которые он стал продавать очень дорого. Однако такой подход не был распространен как признанная тенденция и как ведущий стиль поведения. Именно Дали и Гала доказали

значение не ценности, но цены произведения для оценки художника. Второй важной чертой измененной ими информационной подсистемы их культуры стало возведение эпатажа в инструмент завоевания рынка. Хотя обе эти ценностные ориентации уже существовали, пусть подспудно, в культурном поле, однако именно Дали сделал их ведущими, заложив на их основе базис для своего творчества, которое, будучи безусловно талантливым, могло бы не реализовываться полностью без новых технологий. Сами по себе приемы их поведения стали именно новыми технологиями успеха в мире масс-культуры, однако воспроизвести субкультуру, созданную этими художниками (а Гала, безусловно, также была творческой личностью), в полной мере было, конечно, невозможно, . равно как и любую подсистему больших художников и ученых.

Возможен и другой вариант создания устойчивого сегмента внутри большой системы культуры, когда интенции людей, создавших субкультуру, настолько энергетически наполнены, что, даже при неполном (а иногда лишь частичном) совпадении их ценностей с ценностями, доминирующих в основной культуре, что изменяют все общекультурное пространство, исходя из своего понимания роли искусства и науки в данный момент времени и в данном социуме. Это может произойти не сразу и иногда занимает десятилетия, но постепенно большая система (культура) трансформируется. Так происходило и в науке с математикой Н.И. Лобачевского или квантовой теорий Э. Резер-форда, Н. Бора и В. Гейзенберга. Так происходило и в музыке, когда анотальная музыка А. Шенберга и А. Берга стала одной из основных линий в музыкальной жизни, реализовавшихся в произведениях К. Дебюсси, И. Стравинского, Б. Бартока, так происходило и с импрессионизмом, который стал, пусть не сразу, одним из наиболее востребованных течений в живописи.

При этом личности людей, входящих одновременно в разные контексты культуры и субкультурных сообществ, могут, не изменяя своей экзисфере, испытывать эмоциональный комфорт и развиваться, и творить. Однако, безусловно, важнейшие ценности человека должны сочетаться с ведущими ценностями его референтной группы, с необходимостью изменяясь, принимая важные для группы идеалы и ценности.

Таким образом, различные сценарии развития большой системы культуры и подсистем субкультур могут рассматриваться как разные дискурсы возможной связи устойчивости (постоянства) и изменчивости самой личности. Важным фактором при подобном развитии большой классической системы становятся уровни культурного капитала

Культурный капитал:

постоянные и изменчивые уровни

Как и понятие социального капитала, термин культурный капитал был введен П. Бурдье [Bourdieu, Passeron 1999]. Он считал, что этот вид капитала определяет те виды потребления продуктов культуры, которые отличают людей разных социальных слоев друг от друга. Он также исходил из предположения, что в современных обществах элита стремится не просто передать свое статусное место потомкам, но инвестировать в их «культурный капитал», то есть в их образование, знакомство с культурными трендами, поднимая их компетентность в престижных и актуальных для конкретного времени сферах культуры. Эти идеи разрабатывались и в трудах П. ДиМаджио [DiMaggio, Mohr 1985], доказавшего, что знание важных культурных эталонов прямо коррелирует с карьерным ростом и социальным статусом.

В целом, было доказано, что вложение в культурный капитал является непреходящей ценностью, но его уровни и частично содержание изменяются. Разберем эти уровни с точки зрения целостности личности, прежде всего целостности в условиях кардинальных трансформаций.

Первый уровень - культурный капитал неизменно важен, вложение в него является непреходящей ценностью и это основа устойчивости во всех группах и системах. К тому же по уровню в иерархии потребления этих культурных ценностей можно диагностировать и принадлежность к определенному слою-группе, и личностные качества, и материальный-социальный статус, что тоже является устойчивым параметром.

Это классическая большая система, так как при изменении смысла самой информации о содержании культурного капитала в разных обществах и культурах, неизменной остается констатация того, что в той или иной степени взрослые вкладывают определенные, важные для данной культуры и данного общества знания, которые помогли бы детям занять более высокий социальный статус. Значение этого статуса, естественно, меняется, так же, как и его роль, с точки зрения родителей, - помогать в хозяйстве-бизнесе, поддерживать в старости, компенсировать упущенные родителями возможности и т.д.

Анализ любого уклада и любого социума доказывает, что этот уровень культурного капитала во многом является основанием для развития и совершенствования социума, его хозяйственного и творческого становления.

Второй уровень - содержание уровней потребления меняется, причем меняется часто даже не название уровня, но его составля-

ющая. Например, в современном обществе не оспаривается то, что ценность образования непреходяща, но содержание его меняется.

В разное время и в разных культурах менялись приоритеты направлений образования. Например, в середине XIX века в России важнейшими направлениями считались медицинское и биологическое образование, от которых ожидали решения самых актуальных вопросов, необходимых для развития общества в тот момент времени. В начале XX века во всем мире доминирующей стала физика, что было связано не только с успехами этой науки, но с новыми задачами общества. Этот всплеск интереса к физике был даже отражен в стихотворении известного поэта Б. Слуцкого «Что-то физики в почёте. Что-то лирики в загоне. Дело не в сухом расчёте, Дело в мировом законе» [Слуцкий 1991].

В моменты становления общественного самосознания и этнической идентичности и в России, и в Германии XIX века наиболее востребованными становились гуманитарные науки, философия, психология. На протяжении десятилетий в XIX-XX веках одними из ведущих оставались технические профессии, а статус инженера был крайне высок. С развитием цифрового общества повышается престиж IT-технологий и, соответственно, вложение в это направление образования становится важной ценностью культурного капитала.

Но уровни культурного капитала дифференцируются не только по содержанию образования, но с точки зрения ценности определенных сфер потребления (еды, услуг), проведения досуга, моды. Например, еще недавно самым престижным видом культурного досуга было посещение концертов классической музыки. Даже если не вкладывались деньги в обучение музыке, они вкладывались в приобретение билетов на самые дорогие фестивали классической музыки (особенно престижным считался Зальцбургский фестиваль), на концерты в Венской филармонии. Именно там считалось крайне модным и необходимым появиться, там часто завязывались значимые для карьеры знакомства. Были и отдельные концерты, и, в меньшей степени, драматические спектакли, которые рассматривались как must be.

Но в последние годы престиж классики существенно упал, это видно по публике в Metropolitan opera, в Венской и Берлинской филармонии. Зато на концертах культовых рок музыкантов собирается современная элита, и именно эти билеты становятся самыми дорогими.

Еще в большей степени можно говорить о моде как феномене культурного капитала. Еще в середине прошлого века финансы вкладывались в драгоценности: появление в украшениях с драго-

ценными камнями свидетельствовало об определенном статусе человека. Однако уже в конце прошлого века более престижными показателем статуса и свидетельством «хорошего тона» в современном культурном тренде стала дорогая бижутерия, которая сейчас часто по цене не очень отличается от украшений из драгоценных камней, золота и платины.

Точно так же изменения содержания культурного капитала прослеживаются и в обстановке жилищ, офисов и, особенно, в одежде. Например, если в середине прошлого века брючные костюмы у женщин рассматривались как проявления своеобразного эпатажа, то сегодня - это один из самых распространенных видов туалета даже на приемах, например, на Met-gala. Также изменилось отношение к спортивной одежде, а спортивная обувь не только в повседневной жизни, но и в качестве выходной стала очень престижной и выпускается даже Chanel.

Поэтому важным компонентом культурного капитала как одного из элементов целостности личности становится толерантность в принятии изменения конкретного содержания этих уровней.

Заключение

Анализ понятий холизма, представлений о целостности личности людей в транзитивном мире показывает значимость подхода к культуре и субкультуре как к элементам большой информационной системы, способствующим гармоничному сочетанию стабильности и развития. Понимание ценности культурного капитала, его постоянных и трансформирующихся уровней, а, главное, модификации содержания этих уровней также приводит к осознанию гармонии между устойчивостью и изменчивостью. Тогда многообразные сценарии построения своей жизни в культурном поле и реализация содержания различных уровней культурного капитала могут рассматриваться как разные дискурсы возможной связи устойчивости (постоянства) и изменчивости самой личности.

Благодарность

Статья выполнена в рамках гранта РНФ 22-18-00140 «Динамическая устойчивость личности в пространстве социокультурной неопределенности».

Acknowledgments

The research was carried out with the support of Russian Scientific Foundation, project No 22-18-00140 "Dynamic stability of personality in the space of sociocultural uncertainty".

Литература

Гришина 2011 - Гришина Н.В. Экзистенциальные проблемы человека как жизненный вызов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Психология. Социология. 2011. Вып. 4. С. 109-116. Константа в неопределенном 2009 - Константа в неопределенном и меняющемся мире: маленькая психологическая серенада к юбилею Г.М. Андреевой / Под ред. Ю.П. Зинченко, Т.Д. Марцинковской. М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2009. Марцинковская 2015а - Марцинковская Т.Д. Проблема социализации в историко-генетической парадигме. М.: Смысл, 2015.

Марцинковская 2015b - Марцинковская Т.Д. История, культура, развитие как образующие историко-генетической парадигмы // Культурно-историческая психология. 2015. № 4. С. 69-78.

Марцинковская 2015с - Марцинковская Т.Д. Эстетическая парадигма в современной психологии: гармонизация переживаний времени и пространства // Вопросы психологии. 2015. № 6. С. 1-11. Марцинковская 2016 - Марцинковская Т.Д. Культура и субкультура в пространстве психологического хронотопа. М.: Смысл, 2016. Марцинковская 2021 - Марцинковская Т.Д. Новая методология исследования транзитивности жизненного пространства изменяющейся личности // Новые психологические исследования. 2021. № 2. С. 31-45. Слуцкий 1991 - Слуцкий Б.А. Физики и лирики // Собрание сочинений в 3-х томах. Т. 1 / Сост. Ю. Болдырев. М.: Художественная литература, 1991. С. 351.

Шпет 2007 - Шпет Г.Г. Философия и психология культуры. М.: Наука, 2007.

Everett 1957 - Everett H. «Relative State» Formulation of Quantum Mechanics // Reviews of Modern Physics. 1957. Vol. 29. P. 454-462. Bourdieu, Passeron 1990 - Bourdieu P., Passeron J.-C. Reproduction in education, society and culture. London: Sage, 1990.

DiMaggio, Mohr 1985 - DiMaggio P., Mohr J. Cultural capital, educational attainment, and marital selection // American Journal of Sociology. 1985. Vol. 90. P. 1231-1257.

24

Tabana Марцннковскан

References

Bourdieu, P. and Passeron, J.-C. (1990), Reproduction in education, society and culture, Sagc, London, UK.

DiMaggio, P. and Mohr, J. (1985), "Cultural capital, educational attainment, and marital selection", American Journal of Sociology, vol. 90, pp.1231-1257.

Everett, H. (1957), "«Relative State» Formulation of Quantum Mechanics", Reviews of Modern Physics, vol. 29, pp. 454-462.

Grishina, N.V. (2011), "Existential problems of a person as a life challenge", Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta, Series 12, Psikhologiya. Sotsiologiya, vol. 4, pp. 109-116.

Martsinkovskaya, T.D. (2015), Problema sotsializatsii v istoriko-geneticheskoy paradigme [The problem of socialization in the historical-genetic paradigm], Smysl, Moscow, Russia.

Martsinkovskaya, T.D. (2015), "History, culture, development as forming the historical-genetic paradigm", Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya, no. 4, pp. 69-78.

Martsinkovskaya, T.D. (2015), 'Aesthetic paradigm in modern psychology: harmonization of experiences of time and space", Voprosi psikholjgii, no. 6, pp. 1-11.

Martsinkovskaya, T.D. (2016), Kul'tura i subkul'tura v prostranstve psikhologicheskogo khronotopa [Culture and subculture in the space of the psychological chronotope], Smysl, Moscow, Russia.

Martsinkovskaya, T.D. (2021), "New methodology of the investigation transitive space of changing personality", Novyye psikhologicheskiye issledovaniya, no. 2, pp. 31-45.

Shpet, G.G. (2016), Filosofiya i psikhologiya kul'tury [Philosophy and psychology of culture], Nauka, Moscow, Russia.

Sluzkiy, B.A. (1991), "Physics and Lyrics", in Boldyrev Yu. (ed.), Sobranie sochineniy v 3-x tomah. Tom 1 [Collected works in 3 volumes. Vol. 1], Hudozhestvenaya literatura, Moscow, Russia.

Zinchenko, Yu.P. and Martsinkovskaya, T.D. (ed.) (2009), Konstanta v neopredelennom i menyayushhemsya mire: malen'kaya psikhologicheskaya serenada k yubileyu G.M. Andreevoy [Constant in an uncertain and changing world: a little psychological serenade for the anniversary of G.M. Andreeva], Moskovskiy gosudarstvennyj universitet im. M.V. Lomonosova, Moscow, Russia.

Информация об авторе

Татьяна Д. Марцинковская, доктор психологических наук, профессор, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская пл., 6; Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4; martsinkovskaya.t@rggu.ru

Information about the author

Tatiana D. Marsinkovskaya, Dr. of Sci. (Psychology), professor; Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125993; Psychological institute of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia; bld. 9-4, Mohovaya Street, Moscow, Russia, 125009; martsinkovskaya.t@rggu. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.